Арбитражный суд — договор транспортной экспедиции

Исковое заявление о взыскании вознаграждения и возмещении расходов, понесенных в интересах клиента по договору транспортной экспедиции

Согласно п. _____ Договора транспортной экспедиции от __»___________ ____ г. N _____ вознаграждение истца составляет _____ (__________) рублей и уплачивается ответчиком в срок _______________ с момента доставки груза (или: оформления акта оказанных услуг, выставления счета) в следующем порядке: _________________________.

Согласно п. _____ Договора транспортной экспедиции от «__»___________ ____ г. N _____ истцу в срок _______________ с момента представления подтверждающих документов возмещаются расходы, понесенные в интересах ответчика, в следующем порядке: _________________________.

«__»___________ ____ г. истцом Договор транспортной экспедиции от «__»___________ ____ г. N _____ был исполнен полностью, что подтверждается _________________________.

Кроме того, истцом в интересах ответчика были понесены следующие расходы: _________________________ в размере _____ (__________) рублей, что подтверждается _________________________.

Срок уплаты вознаграждения и возмещения расходов наступил «__»___________ ____ г., однако по настоящее время ответчиком выполнен не был.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. п. _____ Договора транспортной экспедиции от «__»___________ ____ г. N _____, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», ст. ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:

1. Обязать ответчика уплатить вознаграждение в размере _____ (__________) рублей по Договору транспортной экспедиции от «__»___________ ____ г. N _____.

2. Обязать ответчика возместить расходы, понесенные истцом в интересах ответчика, в размере _____ (__________) рублей.

1. Договор транспортной экспедиции от «__»___________ ____ г. N _____.

2. Документы, подтверждающие исполнение Договора транспортной экспедиции от «__»___________ ____ г. N _____.

3. Документы, подтверждающие расходы истца, понесенные в интересах ответчика по Договору транспортной экспедиции от «__»___________ ____ г. N _____, и их размер.

4. Расчет суммы исковых требований.

5. Копия требования (претензии) истца от «__»___________ ____ г. N _____.

6. Доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования истца.

7. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют.

8. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

9. Доверенность представителя от «__»___________ ____ г. N _____ (если исковое заявление подписывается представителем истца).

10. Копия Свидетельства о государственной регистрации истца в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя от «__»___________ ____ г. N _____.

11. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых.

12. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых .

13. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

Информация для сведения:

Цена иска по искам о взыскании денежных средств, согласно п. 1 ч. 1 ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяется исходя из взыскиваемой суммы.

Госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Разъяснения, касающиеся документов, которые могут быть представлены в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, см. в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

Содержание

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 июня 2015 г. N Ф10-1743/15 по делу N А84-217/2015 (ключевые темы: перевозка — экспедитор — договор перевозки груза — транспортная экспедиция — экспедиторская расписка)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2015.

Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2015.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «М Транс Лайн», г. Махачкала, на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А84-217/2015,

Определением Арбитражного суда города Севастополя от 05.02.2015 исковое заявление ИП Беляевой Е.А. возвращено истцу на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподсудностью дела Арбитражному суду города Севастополя.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 определение Арбитражного суда города Севастополя от 05.02.2015 о возвращении искового заявления ИП Беляевой Е.А. отменено, вопрос о принятии к производству искового заявления ИП Беляевой Е.А. направлен на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Не согласившись с постановлением арбитражного апелляционного суда, ООО «М Транс Лайн» обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 отменить, оставив в силе определение Арбитражного суда города Севастополя от 05.02.2015 по настоящему делу.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть данную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, между ООО «М Транс Лайн» (экспедитор) и ИП Беляевой Е.А. (клиент) заключен договор на оказание услуг транспортной экспедиции от 05.11.2014 N 8/5/н, по условиям которого экспедитор обязуется за вознаграждение, выплачиваемое Клиентом либо лицом, указанным Клиентом, организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. Перечень услуг Экспедитора устанавливается Экспедиторской распиской и Поручением экспедитору, которые являются экспедиторскими документами, подтверждающими принятие обязательства по организации услуг по перевозке груза и их исполнение.

В пункте 6.2 договора стороны определили, что в случае не достижения согласия по разногласиям и спорам, возникшим в связи с исполнением настоящего договора, — они вправе обратиться в арбитражный суд по месту нахождения истца.

Материалами дела подтверждается, что предметом иска является взыскание стоимости недопоставленного груза при оказании транспортно-экспедиционных услуг по договору N 8/5/н от 05.11.2014.

Возвращая заявление ИП Беляевой Е.А., арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что требования истца основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей по перевозке груза, возникших из договора от 05.11.2014 N 8/5/н, следовательно, в данных правоотношениях ответчик является перевозчиком, а, значит, заключенный между сторонами договор является по своей правовой природе договором перевозки. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости применения в данном случае правил исключительной подсудности, установленных ч. 3 ст. 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, то, что иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

Отменяя определение арбитражного суда первой инстанции, арбитражный апелляционный суд обоснованно руководствовался следующим.

Согласно ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по общему правилу иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика.

В соответствии с положениями ст. 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подсудность, установленная статьями 35 (предъявление иска по месту нахождения или по месту жительства ответчика) и 36 (подсудность по выбору истца) настоящего Кодекса, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.

В силу ч. 3 ст. 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

Таким образом, правильная квалификация спорного договора влияет на подсудность спора, которая определяется либо по условиям договора, либо по правилам ч. 3 ст. 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если названные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Это интересно:  Договор аренды земельного участка бланк

Согласно ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Правила главы, регулирующей транспортную экспедицию, распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Из материалов дела усматривается, что в настоящем случае волеизъявление сторон было направлено на транспортно-экспедиционное обслуживание перевозки грузов, следовательно, воля сторон при подписании договора была направлена на заключение договора об оказании комплекса услуг, таких как приемка груза (пункт 2.1.1. договора), хранение груза (пункты 2.2.3., 2.3.4., 2.3.5. договора) привлечение для исполнения обязанностей Экспедитора третьих лиц (пункт 2.2.6. договора), возможность выдачи Клиентом доверенности на совершение действий, связанных с исполнением договора (пункт 2.3.8. договора). Кроме того, исполнение Экспедитором своих обязательств по договору, сдача оказанных услуг по каждой заявке Клиента осуществляется согласно Экспедиторской расписке, которая должна содержать в себе весь перечень оказанных услуг по договору (пункты 2.2.1., 3.7. договора).

Кроме того, в п. 1.3 спорного договора стороны согласовали, что деятельность экспедитора регулируется Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 и иными нормативными актами, регулирующими перевозку грузов в Российской Федерации

Исходя из вышеизложенного, апелляционной коллегией был сделан обоснованный вывод о том, что сложившиеся между сторонами правоотношения являются отношениями по транспортной экспедиции (глава 41 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем при определении подсудности рассматриваемого спора нормы статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не применил.

Пунктом 6.2 спорного договора стороны установили договорную подсудность, согласовав, что в случае недостижения согласия по разногласиям и спорам, возникшим в связи с исполнением настоящего договора, стороны вправе обратиться в Арбитражный суд по месту нахождения истца.

Местом нахождения истца является г. Севастополь, ул. Одесская, д. 4, кв. 13, что также усматривается из заключенного сторонами договора.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая волю сторон, изложенную в спорном договоре, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил определение Арбитражного суда города Севастополя от 05.02.2015 о возвращении искового заявления ИП Беляевой Е.А.

Более того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что возражая против положений, согласованных сторонами в п. 6.2 спорного договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг, ответчик не привел доказательств недействительности (или ничтожности) в этой части заключенной сделки, в связи с чем, оспаривая выводы арбитражного апелляционного суда, ответчик, по сути, злоупотребляет принадлежащими ему процессуальными правами.

Учитывая прохождение процесса рассмотрения спора в суде первой инстанции (суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению спора по существу в первой инстанции, привлечено третье лицо по делу), что подтверждается карточкой дела N А84-217/2015, размещенной в сети Интернет в картотеке арбитражных дел, кассационная коллегия не находит процессуальных нарушений со стороны суда апелляционной инстанции при принятии оспариваемого судебного акта и процессуальной необходимости к отмене оспариваемого судебного акта, которое приведет к возврату иска и оставлению истца без судебной защиты.

Доводы кассатора, изложенные им в кассационной жалобе выражают лишь несогласие с выводами арбитражного апелляционного суда, что не может быть согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта судом кассационной инстанции, которая не наделена в силу статей 288, 286 Кодекса полномочиями по переоценке доказательств и установленных на их основе обстоятельств.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа

Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А84-217/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд — договор транспортной экспедиции

Актуальные проблемы судебной практики по договору транспортной экспедиции

Наиболее актуальные проблемы, возникающие при разрешении споров, вытекающих из договоров транспортной экспедиции, связаны с определением обязанностей клиента по договору и, как следствие — установление его ответственности при ненадлежащем их исполнении.

Определение договора транспортной экспедиции, содержащееся в статье 801 ГК РФ, предусматривает единственную обязанность клиента по отношению к экспедитору — оплатить расходы и вознаграждение экспедитора за оказание услуг. Однако в силу двустороннего характера указанного договора ГК РФ, равно как и закон о транспортной экспедиции, предусматривает и иные специфические обязанности клиента, устанавливая при этом ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Выполнение предусмотренных договором транспортной экспедиции услуг является возмездным, обязательство по оплате этих услуг должно быть исполнено надлежащим образом, отказ от выполнения обязательства по оплате недопустим.

Изучив представленные истцом документы, заслушав пояснения представителя истца, суд установил следующие обстоятельства.

Между индивидуальным предпринимателем Федотовым В.В. (экспедитор) и ООО «Ивановский комбинат детского питания» (заказчик) заключен договор транспортной экспедиции на перевозку грузов автомобильным транспортом от 10.10.2012 № 10/10-12, согласно которому экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет заказчика организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов автомобильным транспортом.

Порядок оплаты определен в п. 3.1 договора: заказчик обязуется выплачивать сумму на основании выставленного экспедитором счета путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет экспедитора в течение десяти банковских дней с момента получения документов, подтверждающих получение груза и счета.

Сумма задолженности подтверждена ответчиком в акте сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2013 по 31.03.2013. Однако оплата задолженности ответчиком не произведена. В связи с ненадлежащим выполнением обществом «Ивановский комбинат детского питания» обязательств по договору от 10.10.2012 № 10/10-12 индивидуальный предприниматель Федотов В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Если клиент все же отказывается от выполнения обязательств по оплате, закон о транспортной экспедиции в статье 10 устанавливает ответственность клиента за необоснованный отказ от оплаты расходов экспедитора, понесенных последним в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Если необоснованность отказа оплаты будет доказана, клиент, помимо возмещения расходов, также несет ответственность в виде штрафа, размер которого равен 10 процентам от суммы указанных расходов. Однако, говоря о «необоснованном отказе», законодатель не раскрывает содержания данного понятия, тем самым придавая ему оценочный характер. Здесь, видимо, следует исходить из разумности действий участников гражданского оборота; из исполнения обязательств надлежащим образом; о заботливости и осмотрительности действий для надлежащего исполнения Завидов Б.Д. Комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ (постатейный) // Доступно из СПС «КонсультантПлюс».. При этом необходимо обратить внимание на следующее: экспедитору в договоре следует четко отражать основания и размер расходов, производимых экспедитором и подлежащих возмещению клиентом. В противном случае при возникновении спора об обоснованности расходов судом будут учитываться положения статей 3, 4 и 5 закона о транспортной экспедиции Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ // Доступно из СПС «Консультант-Плюс», что может привести к отказу в удовлетворении требований о взыскании с клиента возмещения расходов экспедитора. Ведь именно на экспедиторе лежит бремя доказывания размера расходов в случае возникновения спора, а также того факта, что они были произведены в интересах клиента Ребриков А.В. Договор транспортной экспедиции. Дис. канд. юрид. наук. Волгоград. 2006. с. 179..

Так, ООО обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ЗАО о взыскании задолженности, пени по договору транспортной экспедиции и штрафа.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в процессе выполнения перевозки ООО понесло согласованные с ЗАО дополнительные расходы в связи с необходимостью таможенного оформления груза, а также для ускорения оформления транзита через границу. В связи с необоснованным отказом клиента от уплаты причитающихся экспедитору сумм подлежит уплате штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 10 закона о транспортной экспедиции.

Решением Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, в удовлетворении исковых требований было отказано по следующим основаниям.

Ответственность клиента перед экспедитором возникает и в случае несвоевременной уплаты клиентом вознаграждения экспедитору и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов. В данной ситуации законом о транспортной экспедиции предусмотрена ответственность клиента в виде уплаты неустойки в размере 0,1% от суммы вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Это интересно:  Какие договора подлежат нотариальному заверению

Определение заранее установленного размера неустойки имеет большое значение, так как делает ее взыскание неизбежным. Тем самым повышается реальность неблагоприятных имущественных последствий для должника, не исполняющего или ненадлежащим образом исполняющего обязательство Гражданское право. Учебник. В 4 т. Т. 3.// Под ред. Е.А. Суханова. М., 2006. с. 76..

Согласно статье 332 ГК РФ размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.09.2013) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. ст. 410.. Данное правило действует в том случае, если неустойка содержится в диспозитивной норме. Неустойка же за несвоевременную оплату клиентом услуг и расходов экспедитора предусмотрена императивной нормой закона. Следовательно, она подлежит безусловному применению, что означает не только невозможность исключения сторонами ее применения, но и невозможность изменения вида и размера неустойки или порядка его исчисления, так как это и есть основное условие императивности — отсутствие любой возможности изменения соглашением сторон порядка, установленного нормой закона Гришин Д.А. Неустойка: теория, практика, законодательство. М., 2005. с. 25.. Однако часто стороны забывают об этом и своими соглашениями изменяют размер неустойки, что неминуемо влечет приведение ее судом к установленному законом размеру.

Согласно статье 806 ГК РФ, а также статье 6 закона о транспортной экспедиции клиент вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок. Однако, предоставляя возможность одностороннего отказа от договора, закон устанавливает ответственность за реализацию указанного правомочия: помимо возмещения убытков, вызванных расторжением договора, клиент дополнительно уплачивает экспедитору штраф в размере 10 процентов суммы понесенных экспедитором затрат.

Следует обратить внимание и на такое нарушение договора клиентом, как неисполнение обязанности по предоставлению экспедитору информации. Важность своевременного предоставления необходимой информации бесспорна, так как при нарушении данной обязанности создается невозможность надлежащего выполнения или даже вообще выполнения своих обязательств экспедитором Морозова Н.В. Правовое положение клиента по договору транспортной экспедиции // Юрист. 2005. № 1. с. 26..

Законодатель предусматривает ответственность клиента за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации. Помимо обязанности по возмещению убытков экспедитору, последствием непредоставления информации может являться освобождение экспедитора от ответственности за сохранность товара. Как отмечает М.К. Александров-Дольник речь идет не столько об ответственности клиента за убытки, причиненные экспедитору в результате неоказания ему необходимого содействия, сколько о снятии с экспедитора ответственности за невыполнение им своих обязанностей по договору по этой причине Александров-Дольник М.К., Тулеугалиев Г. Правовые вопросы доставки грузов от склада отправителя до склада получателя («от двери до двери»). Алма-Ата. 1969. с. 87.. В судебной практике можно встретить не одно решение, иллюстрирующее сделанный вывод.

Так, ООО обратилось в суд с иском к ОАО о взыскании ущерба от перевозки.

Решением арбитражного суда в удовлетворении иска отказано. Судом установлено, что в соответствии с накладной на транспортно-экспедиционные услуги экспедитору ОАО передан груз (бракованные телефоны) для доставки в адрес грузополучателя, ООО.

В данной же накладной имеется, в виде согласованного сторонами в договоре перевозки условия о принятии к перевозке груза — «телефоны, возврат брака» — без указания идентификационных свойств товара, без объявления в ТТН действительной стоимости груза; в том числе не указано, какие телефоны — мобильные, настольные, не названа фирма-производитель.

В соответствии со статьей 804 ГК РФ и пунктом 1 статьи 5 закона о транспортной экспедиции грузоотправитель принимает на себя ответственность за недостоверность или неточность информации, предоставляемой экспедитору.

Накладная является доказательством наличия договорных отношений между грузоотправителем, грузополучателем и экспедитором и составляется в том числе на основании информации, представленной грузоотправителем.

В соответствии со статьей 7 закона о транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза в следующих размерах: за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.

Говоря об ответственности клиента за непредоставление информации, необходимо остановиться на следующем моменте. Как правило, клиент не является специалистом в области перевозочного процесса, в связи с чем часто он не может знать, полна ли и достаточна ли предоставленная экспедитору информация. В случае если клиент не предоставил необходимую информацию, экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей до предоставления информации. Тем самым экспедитору предоставлена возможность избежать убытков, связанных с неполнотой или неточностью информации. В том же случае, если экспедитор приступил к исполнению договора при том объеме и качестве информации, которой он располагал, возникшие убытки в соответствии с теорией предпринимательского риска должны быть отнесены, на наш взгляд, на экспедитора. И только в случае предоставления заведомо недостоверной информации ответственность за возникшие убытки у экспедитора должен нести клиент.

В итоге хотелось бы отметить, закон о транспортной экспедиции в части установления ответственности клиента за неисполнение договора направлен на защиту интересов экспедитора, во многом отступая от начал риска, на которых строится деятельность экспедитора.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Транспортная экспедиция рассматривается как особая разновидность сделки о представительстве — достаточно развитая сфера хозяйственного оборота, в которой организация перевозки грузов и их экспедиция являются комплексной услугой, где экспедитор, как правило, совершает действия от своего имени. При этом профессиональные участники рынка транспортно-экспедиционных услуг, как правило, заключают долгосрочные договоры перевозки различными видами транспорта в качестве грузоотправителей, по которым имеют право действовать и от имени владельца груза, грузобагажа, указывая себя в перевозочном документе в качестве грузоотправителя.

3. Нормативная юридическая конструкция коммерческого представительства в сфере транспортно-экспедиционной деятельности детально отражает все ее структурно-функциональные элементы, специфика проявления которых заключается, исходя из Правил транспортно-экспедиционной деятельности, в следующем:

представляемым является клиент — лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;

коммерческим представителем является экспедитор — лицо, совершающее от имени клиента юридические и фактические действия, направленные на оказание или организацию оказания транспортно-экспедиционных услуг;

третьим лицом могут являться непосредственный перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки, заключенного экспедитором; страховщик, с которым экспедитор заключил по поручению клиента договор имущественного страхования; хранитель — лицо, осуществляющее временное хранение груза (товара) на основании договора с экспедитором и т.д.

4. Роль грузоотправителей и грузополучателей в рамках коммерческого представительства зависит от наличия либо отсутствия непосредственных гражданско-правовых отношений с клиентом либо экспедитором. Указанные участники транспортно-экспедиционной деятельности могут выступать и как третьи лица в рамках коммерческого представительства по заключенным договорам с экспедитором (например, хранение), и как исполняющие субъекты (исполнение обязательств третьим лицом; исполнение обязательств третьему лицу).

При этом не всегда услуги, оказанные экспедитором в интересах клиента, носят оправданный характер. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию.

Согласно договору перевозка и выделение транспортных средств под перевозку груза осуществляется на основании заявки клиента. Поступившая в адрес ООО «Транзит-С» заявка последним исполнена, услуги ответчиком оплачены. Данный факт сторонами не оспаривается.

Ссылаясь на то, что экспедитор дополнительно оказал клиенту услуги по возврату контейнеров в порт и сдачи их в порт, в связи с этим понес расходы, вызванные портовыми сборами и сборами терминала, а также по сверхнормативному хранению и пользованию, истец обратился в адрес ООО «СпецПошив» с претензией, предложив возместить понесенные экспедитором расходы. Уклонение от оплаты указанных расходов послужило основанием для обращения ООО «Транзит-С» в арбитражный суд с иском о взыскании определенной суммы.

Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что истец выполнил за свой счет обязанность ответчика по оплате расходов, связанных с возвратом контейнера после выгрузки, в том числе расходы, вызванные портовыми сборами и сборами терминала, а также по сверхнормативному хранению и пользованию контейнером, т.е. осуществил действия в чужом интересе. Таким образом, ООО «СпецПошив» сберегло имущество при отсутствии к тому оснований, в связи с чем обязано возвратить ООО «Транзит-С» неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Разрешая спор в части понесенных ООО «Транзит-С» расходов, связанных со сборами, погрузочно-разгрузочными работами в порту, оформлением документации для перемещения на склад и т.д., арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие между сторонами спора договорных отношений на возврат контейнеров в порт и на представление интересов ответчика истцом в порту.

Из содержания спорного договора также не усматривается обязанность ООО «Транзит-С» по несению расходов при возвращении в порт контейнеров и представлению интересов ООО «СпецПошив» при возврате контейнеров. Не предусмотрена обязанность клиента по компенсации экспедитору указанных расходов при отсутствии соответствующего согласования и действующим законодательством.

Довод ООО «Транзит-С» о том, что к прочим расходам, возмещения которых требует истец, также применимы нормы главы 50 ГК РФ, был предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и отклонен им как несостоятельный.

Транспортная экспедиция – неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, судебная практика

Транспортно-экспедиционные услуги регулируются в главе 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция», а также Федеральном законе от 30 июня 2003г. № 87 – ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон).

В 2006 г. Правительством разработаны и приняты Правила транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила). Следует также отметить и ведомственное нормотворчество последнего времени: учитывая, что экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, Минтранс РФ Приказом от 11 февраля 2008 г. утвердил Порядок и формы экспедиторских документов.

Это интересно:  Договор долевого участия в строительстве: подводные камни

Предмет и условия договора:

Согласно п.1 ст.801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Закон (ст.1) определяет и регулирует правила транспортно-экспедиционной деятельности как экспедиционные услуги и включает в них:

  1. порядок оказания услуг по организации перевозок грузов;
  2. порядок оформления перевозочных документов;
  3. порядок оформления документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

К экспедиторским услугам относятся:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов, прием и выдача грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; ж) страхование грузов;
  • платежно-финансовые услуги;
  • таможенное оформление грузов и транспортных средств и др.

Вопрос ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции освещен в ст. 803 ГК РФ.

В данной статьей предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ. В статье 803 ГК РФ содержится правило: при условии, если экспедитору удастся доказать, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то ответственность экспедитора перед клиентом определится по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Исходя из вышесказанного, общие положения об основаниях и размере ответственности за нарушения гражданско-правовых обязательств распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

Единственное исключение, когда ответственность экспедитора подвергается регулированию затрагивает ситуации, в которых по условиям договора транспортной экспедиции на экспедитора возложена обязанность заключить договор (договоры) перевозки от своего имени, так как только в этом случае на перевозчика может быть возложена ответственность перед экспедитором. Если договор перевозки заключен экспедитором от имени и по его доверенности, то лицом, располагающим правом привлечения перевозчика к ответственности, будет не экспедитор, а клиент, который является стороной в договоре перевозки. Характерной чертой ответственности за нарушение обязательств по перевозке груза является ее ограниченный характер.

Отдельные нарушения условий договора перевозки груза ответственность перевозчика установлена либо в форме возмещения прямого ущерба, либо его части (но не упущенной выгоды), например за повреждение груза, либо в форме исключительной неустойки, в частности за просрочку его доставки. Ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение основывается на общих основаниях. Единственным условием, которое может служить основанием освобождения экспедитора от ответственности за нарушение своих обязательств (если оно будет доказано экспедитором), является неосуществимость их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ).

Применительно к договору транспортной экспедиции возможен односторонний отказ от исполнения договора. Между тем в целях стимулирования сторон к надлежащему исполнению принятых на себя обязательств законодатель, несмотря на прямое закрепление прав на отказ от договора (ст.806 ГК РФ), определяет последствия таких действий. Сторона, инициировавшая расторжение договора, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Убытки должны быть определены таким образом, чтобы компенсировать только те расходы стороны, которые непосредственно связаны с расторжением договора.

Экспедитор не несет ответственности за утрату груза, если таковая произошла по обстоятельствам, за которые экспедитор не отвечает в силу общих правил гражданского законодательства (например, форс-мажор – обстоятельства непреодолимой силы). Все остальные юридические факты, влекущие имущественные потери клиента, находятся в поле ответственности экспедитора.

Пример, образец: Исковое заявление о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами

В Арбитражный суд города Москвы

Арбитражные споры по Договору транспортной экспедиции.

На сегодняшний день особое место в сфере транспортной логистики занимает деятельность, связанная с оказанием экспедиционных услуг. Популярность данной услуги объясняется регулярным увеличением грузопотоков в различных хозяйственно-экономических областях.

Положения субъектов, их права и обязанности, а также порядок и условия заключения договора на оказание экспедиционных услуг установлены гл. 41 ст. 801–806 ГК РФ. Также Закон о транспортной экспедиции № 87-ФЗ, принятый 30.06.2003, позволил в значительной степени расширить и конкретизировать границы ответственности заказчика и исполнителя.

Однако, по настоящее время многие юридические нюансы в области транспортно-экспедиционных услуг так и остались неурегулированными в полной мере. По этой причине возникает множество спорных вопросов, требующих правовых уточнений. Стоит учесть, что невыполнение ряда требований при документальном оформлении сделки, может послужить основанием для возникновения арбитражного спора. По этой причине при составлении договора транспортной экспедиции желательно уделить особое внимание наиболее важным деталям.

Основные понятия.

Транспортная экспедиция включает в себя услуги по организации транспортировки и сопровождения грузов клиента в определенное место назначения. В договоре могут быть оговорены дополнительные услуги, такие как:

  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • предоставление складских помещений;
  • анализ, оценка, проверка качества и целостности груза;
  • выбор маршрута следования транспорта, но назначенного места;
  • выбор наиболее предпочтительного вида транспорта;
  • подготовку и оформление необходимых для грузоперевозки документов.

Осуществлять деятельность по оказанию экспедиционных услуг могут юридические лица и ИП, зарегистрировавшие свою деятельность в установленном законом порядке, в том числе являющиеся грузоперевозчиками.

Субъектами договорных отношений являются экспедитор и клиент.

Объектом транспортной экспедиции является оказание услуг, обеспечивающих доставку и сопровождение груза.

В каком порядке оформляются договорные отношения.

В соответствии со ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции исполнитель (экспедитор) обязуется за определенную плату выполнить работу по оказанию экспедиционных услуг клиенту (отправителю или получателю груза).

Двухстороннее соглашение на услуги экспедитора, а также дополнительные документы, которые подтверждают факт заключения договора, должны быть оформлены в письменном виде, завизировано обеими сторонами, заказчиком и исполнителем. При этом в случае необходимости заказчик должен оформить нотариальную доверенность на исполнителя (ст. 802 ГК РФ).

Для осуществления оговоренных в договоре услуг, клиент выдает оформленное должным образом поручение экспедитору, включающее подробную информацию о передаваемом экспедиционной компании грузе, его наименование, характерные особенности, количество грузовых мест. В определенный договорным соглашением срок экспедиционная компания согласовывает либо отказывается от согласования. При этом в случае отказа экспедитор должен указать причины.

Стоит отметить, что на любом этапе выполнения договорных обязательств, клиент может в письменной форме отозвать поручение, при этом возместив исполнителю затраты, связанные с исполнением поручения.

Документом, подтверждающим факт получения экспедиционным агентом груза для транспортировки и сопровождения, является экспедиторская расписка. Если договором предусмотрено хранение груза на складе исполнителя, при получении груза оформляется складская расписка.

В зависимости от особенностей предоставляемых экспедиционным агентом, услуг, по соглашению сторон, могут быть определены дополнительные документы, подтверждающие факт осуществления услуг, предусмотренных договором.

Особенности оформления договора.

Нередко между участниками соглашения по причине грубых нарушений при оформлении документов возникают конфликтные ситуации. В целях исключения возможных недоразумений, при заключении соглашения и рассмотрении арбитражных дел, важно соблюсти правила, предусмотренные законом.

При обращении в экспедиционную компанию необходимо проверить документы (лицензию, сертификат, патент) на право осуществления деятельности. Стоит отметить, что предусмотрена возможность привлечения к исполнению определенных услуг других лиц, при условии отсутствия в договоре пункта обязательного исполнения работ экспедитором лично (805 ГК РФ).

Кроме того, особое внимание, при оформлении договорных отношений, необходимо уделить следующим моментам:

  • детально изложить информацию о комплексе услуг, которые экспедитор должен выполнить в рамках договорных отношений;
  • отразить предоставленный экспедитору маршрут передвижения;
  • включить в договор подробную информацию относительно перевозимого груза;
  • четко определить сроки погрузочно-разгрузочных работ;
  • условия и размер оплаты за услуги транспортной экспедиции. Желательно указать конкретные сроки оплаты, это позволит свести к минимуму возможные споры по взысканию дебиторской задолженности.

Законом предусмотрена возможность прекращения договора в одностороннем порядке (806 ГК РФ). Одна из сторон может отказаться от исполнения обязательств, предусмотренных договором, заранее известив о своих намерениях другую сторону.

Урегулирование спора до суда

Законом установлен обязательный досудебный порядок решения конфликтов.

В претензионном порядке кредитор предъявляет должнику требование в письменной форме об исполнении обязательств в определенные сроки. При претензии об утрате, повреждении, порче груза необходимо представить документальное подтверждение данного факта. Требование необходимо направить кредитору в течение 6 мес. со дня выявления нарушений.

Дебитор обязан ответить на претензию. В случае отказа должника или игнорирования претензионных требований кредитор вправе обратиться в суд.

Как показывает практика, в большинстве случаев при решении споров по взысканию дебиторской задолженности должник производит оплату в установленные по требованию сроки. Данная мера является процедурой, позволяющей урегулировать конфликт до обращения в суд, при этом избежать дополнительных затрат.

Судебное производство.

Дела, связанные с нарушением или неисполнением договорных обязательств, рассматривает арбитражный суд по местонахождению ответчика.

Исковое заявление должно содержать правовое обоснование претензий, предъявляемых к ответчику. Также необходимо подробно изложить суть и обстоятельства дела. В иск можно включить требование о взыскании судебных расходов, состоящих из государственной пошлины и других издержек, связанных с рассмотрением дела.

Направить заявление в суд необходимо в течение двенадцати месяцев с момента наступления права обращения в судебные инстанции.

В суд также направляется документальное подтверждение соблюдения досудебного порядка, и доказательную базу по факту выявленных нарушений. При отсутствии доказательств соблюдения претензионного порядка судья оставляет иск без рассмотрения и возвращает заявителю.

Наиболее часто возникают споры по следующим основаниям:

  • Требование о возмещении издержек, связанных с экспедиторскими услугами;
  • Взыскание дебиторской задолженности по транспортно-экспедиционному договору;
  • Штрафные санкции, пени за несвоевременную оплату основных долговых обязательств;
  • Взыскание неустойки по причине ненадлежащего исполнения договорных обязательств в порядке, определенном ст.395 ГК РФ;
  • Возмещение причиненного ущерба, в результате утраты, порчи, повреждения грузов;
  • Несоблюдением порядка расторжения договора.

Юристы по арбитражным спорам Москвы и Московской области.

Статья написана по материалам сайтов: obrazec.org, www.garant.ru, studbooks.net, arbir.ru, pokrovpravo.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий