Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма: что это такое, кому и на каких условиях предоставляется эта площадь и каковы требования к ней?

Содержание

7.2. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма. Учётная норма площади жилого помещения

Применявшееся до введения в действие Кодекса жилищное законодательство оперировало двумя категориями, относящимися к нормированию жилой площади. Так, ст. 38 ЖК РСФСР 1983 г. употребляла понятие «норма жилой площади» для обозначения предельного размера жилого помещения, предоставляемого по договору найма (эта норма в последние годы составляла 12 кв. м), за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом минимальный размер жилой площади, предоставлявшейся по договору найма, устанавливался не ЖК 1983 г., а в порядке, определяемом Правительством РФ.

Основы ввели еще одно понятие – «социальная норма площади жилья», обозначавшее размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществлялось предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 1). При этом было предусмотрено, что социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливался органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11).

Новый Жилищный кодекс РФ отказался от указанных понятий и различает норму предоставления и учетную норму площади жилого помещения в зависимости от целевого назначения указанных нормативов.

Нетрудно заметить, что содержание понятия «норма предоставления», установленного в ч. 1 ст. 50 ЖК РФ, в целом соответствует содержанию понятия «социальная норма площади жилья», ранее предусмотренного Основами.

Устанавливать норму предоставления уполномочены органы местного самоуправления. При этом они должны учитывать достигнутый на соответствующей территории уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и другие факторы. Таким образом, муниципальным органам предоставлены широкие полномочия в этой сфере, что предполагает и перемещение ответственности за принятые решения на низовые звенья «управленческой вертикали».

Интересно отметить, что согласно проекту Кодекса, прошедшему первое чтение в Государственной Думе, предполагалось непосредственно в Кодексе установить минимальный размер нормы предоставления — не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Однако, как нетрудно заметить, принимая окончательный вариант Кодекса, законодатель от этого положения отказался, вероятно, учитывая проблематичность его реализации во всех регионах России. А жаль, поскольку подобный норматив мог бы реально стимулировать улучшение жилищных условий многих наших сограждан.

Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Например, согласно ст. 12 Закона города Москвы от 11 марта 1998 года № 6 «Основы жилищной политики города Москвы», а также п. 5 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утверждённого постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 года № 12 норма предоставления жилого помещения в Москве (социальная норма) составляет 18 кв. метров общей площади на одного человека, а норма постановки на учёт по улучшению жилищных условий составляет 10 кв. метров общей площади на каждого проживающего.

Областным законом Ростовской области от 7 октября 2005 г. № 363-ЗС «Об учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» установлено, что «Минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет:

— от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения — для одиноко проживающих граждан;

— от 34 до 42 квадратных метров общей площади жилого помещения — на семью из двух человек;

— от 15 до 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда устанавливается органом местного самоуправления.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, определенным федеральным или областным законодательством, составляет:

— 33 квадратных метра общей площади жилого помещения — для одиноко проживающих граждан;

— 42 квадратных метра общей площади жилого помещения — на семью из 2 человек;

— 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

В исключительных случаях общая площадь предоставляемого жилого помещения может отличаться от установленной нормы предоставления не более чем на 10 процентов, при условии отсутствия подходящего по метражу жилья в связи с проектным решением, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.

Отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения.

Порядок и условия предоставления дополнительной общей площади жилого помещения и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются федеральным и областным законодательством.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, совершившему гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, что привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, учитывается площадь жилого помещения, находившегося у него в собственности» (ст. 6).

А норма постановки на учёт по улучшению жилищных условий составляет от 6 до 10 кв. метров общей площади на каждого проживающего (ст.5).

Понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 статьи 50 ЖК РФ, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как и в случае с определением нормы предоставления (см. ч. 2 ст. 50 ЖК РФ), установление конкретного размера учетной нормы кодекс отнес к компетенции органов местного самоуправления. При этом максимальный размер учетной нормы может совпадать с размером нормы предоставления, установленной для соответствующего населенного пункта, или быть меньше указанного размера.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 78-Г06-32 Норма закона субъекта РФ, определяющая минимальный размер общей площади жилого помещения по договору социального найма (норму предоставления площади жилого помещения) исходя из общей площади жилого помещения, а не из жилой площади, не противоречит федеральному законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 4 октября 2006 г. N 78-Г06-32

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации С.В.Н., объяснения представителя заявительницы адвоката С.В.Ф., представителя Губернатора Санкт-Петербурга М.С.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей решение Санкт-Петербургского городского суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Это интересно:  Договор купли-продажи гаража с земельным участком

18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек;

33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается превышение указанной нормы на всю семью не более чем на половину нормы предоставления площади жилого помещения, полагающейся на одного человека.

Полагая, что данное положение противоречит федеральному законодательству, в частности, статьям 50 , 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушает ее права на предоставление освободившейся комнаты в коммунальной квартире по договору социального найма, Г.В.А. просила признать его недействующим.

Представители Законодательного Собрания и Губернатора Санкт-Петербурга заявленное требование не признали, считали, что оспариваемое положение Закона Санкт-Петербурга не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителя.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2006 г. в удовлетворении заявленного Г.В.А. требования отказано.

В кассационной жалобе представителя заявительницы ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу решения в силу допущенных судом нарушений норм федерального жилищного законодательства , что стало возможным в связи с неправильным истолкованием статьи 50 ЖК РФ в части понятий площадь жилого помещения» и «общая площадь жилого помещения».

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вынесенное по данному делу решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Обращаясь в суд с указанным заявлением, Г.В.А. полагала, что оспариваемое ею положение Закона Санкт-Петербурга противоречит ст. 50 ЖК РФ, так как устанавливает иной порядок определения обеспеченности, поскольку, установленная федеральным законом норма жилой обеспеченности обязывает определять обеспеченность граждан жилыми помещениями через площадь комнат, как части жилого дома или квартиры.

Указанное утверждение заявительницы судом обоснованно признано несоответствующим действующему жилищному законодательству.

Действительно, статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации впервые введено понятие учетная норма площади жилого помещения — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( пункт 4 статьи 50 ЖК РФ).

Судом правильно обращено внимание на то обстоятельство, что установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве , так как прежние учетные нормы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения.

В этой связи в указанной норме закона законодатель ввел и другой норматив — норму предоставления, который ориентирован также как и учетная норма на общую площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В пункте 2 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации возможность предоставления освободившейся комнаты гражданам законодатель поставил в зависимость от двух условий:

— возможности быть в установленном порядке признанными малоимущими и нуждающимися в жилье;

— обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы представления.

В Федеральном законе ( статья 15 пункт 5 ЖК РФ) впервые закреплено определение общей площади жилого помещения. Общая площадь включает не только так называемую жилую площадь, т.е. площадь всех жилых помещений, но и площадь подсобных помещений и мест общего пользования — коридоров, прихожих, передних, кухни, санитарно-гигиенических помещений и т.д. При этом в общую площадь согласно пункту 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации не включается площадь балконов, лоджий, веранд и террас.

С учетом указанных положений федерального законодательства следует согласиться с суждением суда о том, что в общую площадь входит все, что образует непосредственно объект жилищных прав, за исключением оговоренного перечня (балконы, лоджии, веранды и террасы).

Таким образом, суд указал, что поскольку федеральным законодательством норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определяется из общей, а не жилой площади жилого помещения, что соответствует оспариваемому Закону Санкт-Петербурга, то оснований для удовлетворения заявленного Г.В.А. требования не имеется.

Вывод суда об отсутствии противоречия между нормой Закона Санкт-Петербурга и действующим федеральным законодательством следует признать обоснованным и по существу правильным.

Согласно пункту 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как «7 июня 2005 г.»

Следует согласиться с выводом суда о несостоятельности довода заявителя о том, что установленная оспариваемым положением закона Санкт-Петербурга норма предоставления площади жилого помещения — 18 квадратных метров на одного челна семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина, противоречит статье 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой «не содержится никаких ограничений по размеру общей жилой площади после предоставления гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, освободившихся комнат в дополнение к занимаемой жилой площади».

Действительно, указанной нормой права установлены только основания предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире.

Судом правильно отмечено, что общая площадь представляемого по договору социального найма жилого помещения, в том числе по основаниям, установленным статьей 59 ЖК РФ, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 50 и пунктом 2 статьи 58 ЖК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.

Пунктом 2 статьи 58 ЖК РФ установлены основания, при которых допускается превышение норм предоставления. Согласно указанной норме федерального закона жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса перечне.

Следовательно, судом правильно отмечено, что Жилищным Кодексом Российской Федерации установлены ограничения при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма с превышением нормы предоставления, что распространяется и на получение их по основаниям ст. 59 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах решение Санкт-Петербургского городского суда, постановленное по данному делу, является законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как основаны на обстоятельствах, которые судом исследовались с последующей надлежащей оценкой.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в кассационном порядке.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2006 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.В.А. — без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Это интересно:  Права квартиросъемщиков и собственников жилья, в том числе неприватизированного: какие есть обязанности по договору найма у арендаторов и владельцев?

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Статья 50 ЖК конкретной нормы не указывает.

Норма предоставления — существует для предоставления жилого помещения по договору соц.найма, установленная органами МСУ.

Учетная норма – для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся для улучшения жилых условий.

Постановление главы г. Екатеринбурга 31.08.2005 №824 Об утверждении учетной нормы жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории МО г. Екатеринбурга — норма предоставления 16 кв.м., учетная норма 10 кв.м.

Существуют и другие нормы:

— в виде комнаты или 10 кв.м. (Постановление ВЦИК 1937)

— федеральный стандарт социальной нормы жилья (устанавливается постановлением Правительства) – для расчета компенсаций и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг 18 кв.м.

Размер общей площади жилого помещения определяется как сумма площадей всех помещений в квартире, включая площадь жилых помещений и мест общего пользования в квартире.

В общую площадь жилого помещения не включается площадь балконов, лоджий веранд, терасс.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Это интересно:  Договор дарения между родственниками налогообложение

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Субъектами РФ могут быть установлены дополнительные основания (ст.49 ЖК).

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Для человека, не имеющего недвижимое имущество в собственности, данная система является прекрасным подспорьем.

Одним из самых эффективных и действенных механизмов обеспечения социальной защиты населения признается институт социального найма. Для человека, простого гражданина, который не имеет недвижимое имущество в собственности, данная система является прекрасным подспорьем. Это связано с тем, что социальный найм подразумевает дальнейшую приватизацию муниципальной или государственной собственности. Норма выделенной жилой площади, которая предоставляется по договору найма, зависит от конкретных условий, которые зафиксированы законодательством РФ.

Понятие «норма предоставления жилой площади»

Термины «норма предоставления жилой площади» и «учетная норма площади жилого помещения» нашли свое разграничение в ст. 50 ЖК РФ. Основанием для этого служит цель, которую подразумевает использование представленных нормативов.

Согласно этому, можно вывести определение, что такое норма предоставления жилой площади – это минимальный размер жилплощади, который ложится в основу для расчета общей площади недвижимого имущества, на который предоставляется договор соцнайма. Компетенция установления данного основополагающего показателя принадлежит органам местного самоуправления и может варьироваться в зависимости от региональных особенностей. Но стоит отметить тот факт, что принятие решения об установлении минимального размера жилплощади не должно вступать в резонанс с показателями уровня обеспеченности граждан соцжильем на территории конкретного субъекта РФ.

Понятие «учетная норма площади жилого помещения»

Учетная норма площади жилого помещения это другой ключевой термин, охарактеризованный в ст. 50 ЖК РФ. В данном случае речь идет про минимальный размер жилплощади, который ложится в основу выяснения уровня обеспеченности физлиц площадью, предназначенной для жилья, но с целью, чтобы он мог встать на учет в Жилищной инспекции в качестве нуждающегося гражданина в жилом имуществе.

Размер учетной нормы устанавливается ОМСУ. При этом компетентный орган должен учитывать такие же основания, как и при расчете нормы предоставления.

Учетная норма площади жилого помещения будет зависеть от уровня и степени остроты жилищных проблем на территории того или иного субъекта РФ, темпов возведения объектов жилого фонда, предназначенных для социального найма, а также состояния и структуры уже имеющихся квартир.

На учет в Жилищной инспекции принимаются те граждане, которые признаны нуждающимися. Иными словами, они обладают жилплощадью, размер которой составляет показатель менее учетной нормы. Кроме того, принимается к сведению в таких ситуациях соотношение между нормой представления и учетной нормой. Если норма представления менее учетной, тогда возникает замкнутый круг, который не удастся решить даже при выделе гражданам жилплощади. Обуславливается это тем, что, несмотря на выделенную жилплощадь, они будут считаться нуждающимися.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одной из самых трудновоспринимаемых тем для простых граждан является предоставление жилого помещения по договору социального найма. Это связано с тем, что жилищное законодательство РФ подразумевает многочисленные нюансы, учесть которые могут только профессиональные юристы.
Порядок предоставления жилья по договорам соцнайма регламентирован ст. 57 ЖК РФ. Несмотря на изменения, которым подвергается Кодекс, правила наделения нуждающихся граждан жильем остаются прежними.

Во-первых, договор соцнайма оформляется в строгом соответствии с очередностью. Иными словами, первыми получат жилплощадь те граждане, которые на учет встали раньше остальных.

Во-вторых, законодательство предусматривает случаи, когда того или иного человека наделяют жилым помещением вне очереди. Для этого должно быть соблюдено основание, прописанное в ЖК РФ, а именно, если физлицо является субъектом следующих категорий граждан:

  • военнослужащие, которые получили инвалидность во время исполнения профессионального долга;
  • инвалиды I или же II нерабочих групп;
  • дети-сироты и дети, которые остались без родительского попечения;
  • физлица, страдающие серьезным заболеванием в хронической форме.

В-третьих, предоставление недвижимого имущества из социального фонда происходит после постановки нуждающегося человека на учет. Уполномоченный орган принимает решение о выделе собственности, после чего с физлицом подписывается договор о соцнайме. Заявление, полученное от нуждающегося в улучшении условий жизни человека, должно быть рассмотрено ОМСУ не позднее, чем истекут 30 рабочих дней. Отсчет начинает идти с момента, когда все документы будут получены компетентным органом.

В-четвертых, жилье выделяется гражданам РФ по фактическому месту их проживания. Иными словами, муниципалитет обязывается выделить собственность в границах муниципального образования конкретного населенного пункта. При этом размер общей площади имущества не должен быть менее нормы потребления на каждого человека.

Жилье по договорам соцнайма должно отвечать всем требованиям, которые закреплены ЖК РФ. В частности, имущество должно быть пригодным и комфортным для жизни: сухим, светлым, вентилируемым, а также отвечающим правилам пожарной безопасности и требованиям санитарно-эпидемиологической службы. В квартиру должны быть заведены все основные коммуникации: свет, газ, вода.

Нормирование жилой площади социального найма

На сегодняшний день, когда на территории России установились новые социально-экономические принципы, нормирование жилплощади соцнайма представляет собой одну из основополагающих гарантий соблюдения законных интересов и конституционных прав каждого человека. Иными словами, нормирование – важнейший инструмент, который защищает физлица, признанные малоимущими и нуждающимися.

Нормирование жилых помещений на территории РФ осуществляется с учетом простого расчета: размер жилья должен быть не менее установленной органами местного самоуправления нормы, иными словами, нормы представления.

Если ОМСУ установили этот показатель в размере 15 кв. метров, то для семьи, состоящей из 4 человек, должна быть выделена квартира площадью 60 квадратов.

Если принцип нормирования жилой площади не соблюдается при составлении договора социального найма, то граждане могут обратиться за защитой своих интересов в уполномоченные на то органы. При обоснованности претензии ОМСУ будут обязаны выделить недвижимость в точном соответствии с нормами, закрепленными законом.

Государство не может, да и не должно отказываться от нормирования, как механизма социальной политики. Это связывается с тем фактом, что в современной России наблюдается серьезный дефицит жилья, предоставляемого гражданам в социальный найм. Если размер нормы на одного человека не будет фиксирован законом, то многие категории граждан останутся без жилой площади даже при острой необходимости.

Статья написана по материалам сайтов: www.aup.ru, www.garant.ru, zhkrf.ru, studfiles.net, advokat-malov.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий