+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

Внимание! С 1 марта 2015 года арендовать земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно только на торгах (аукционах). Но закон предусматривает несколько исключений

По общему правилу получить в аренду земельный участок без торгов нельзя. Причем торги осуществляются только в форме аукциона (конкурс не проводится). Это следует из пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Но есть исключения. В отдельных случаях договор аренды участка из публичных земель можно заключить без проведения торгов. Перечень таких случаев является закрытым (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Так, к ним относится предоставление земельных участков организациям:

  • для государственных и общественно полезных целей (для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, комплексного освоения территории, выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и др.),
  • для сельскохозяйственного производства,
  • на основании указа или распоряжения Президента РФ, для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и др.

Кроме того, получить землю в аренду без торгов могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках,
  • собственники объектов незавершенного строительства таких объектов, которые размещены на участках (однократно и только для завершения их строительства),
  • граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка,
  • граждане, которые приобретают участок для индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
  • граждане и организации, у которых участок был изъят для государственных или муниципальных нужд, и др.

Наконец, нужно иметь в виду, что закон установил специальный перечень случаев, когда земельный участок вообще не может быть предметом аукциона (п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Например, предметом аукциона не может быть земельный участок:

  • границы которого подлежат уточнению,
  • который не отнесен к определенной категории земель,
  • предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды,
  • в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления,
  • и другие случаи.

До 1 марта 2015 года порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, зависел от целей, для которых его арендовали:

  • для строительства
  • или для целей, не связанных со строительством.

Для строительства порядок предоставления участка различался в зависимости от необходимости проведения определенных работ, то есть:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов,
  • с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Без проведения торгов получить землю можно было с предварительным согласованием места размещения объекта. Такой порядок определяли статьи 3032 Земельного кодекса РФ. На торгах осуществлялось предоставление земельных участков для целей строительства без предварительного согласования мест размещения объектов (ст. 38 ЗК РФ). То есть до 1 марта договоры аренды государственного или муниципального земельного участка заключались по результатам проведения аукционов, конкурсов и без проведения торгов.

После 1 марта 2015 года режим предоставления участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без согласования не различается. Теперь закон различает предоставление в аренду земли в зависимости от того, по чьей инициативе это происходит (п. 34 ст. 39.11 ЗК РФ):

  • государственной власти или местного самоуправления,
  • гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка,
  • заинтересованной организации.

Инициатор процесса оформления готовит документы на землю.

Если аукцион проводят по инициативе заинтересованного лица (гражданина или организации), то оно готовит схему расположения земельного участка. Исключение будет в случае, когда участок расположен в границах субъекта РФ города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов. Тогда схему расположения земельного участка должен подготовить уполномоченный орган (абз. 2 подп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Имеет ли арендатор публичного земельного участка преимущественное право заключить договор аренды участка на новый срок?

Нет, не имеет. Чтобы заключить новый договор аренды по истечении срока действия прежнего договора, с 1 марта 2015 года требуется проводить аукцион. Это следует из пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ.

Ранее закон предусматривал для арендатора такое преимущественное право заключения договора аренды на новый срок (п. 3 ст. 22 ЗК РФ).

Из этого следует, что отмена преимущественного права затрагивает договоры, заключенные до марта 2015 года, а не только договоры, которые будут заключены после этой даты. Однако в ряде случаев преимущественное право на заключение договора аренды у арендатора сохраняется. Так, в частности, закон устанавливает, что проводить торги не нужно, если (п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • земельный участок был предоставлен без проведения торгов (см. когда проводить торги не требуется) (ст. 39.6 ЗК РФ),
  • договор аренды был заключен на аукционе и землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Исключение: случаи, когда участок был предоставлен без торгов в связи с признанием аукциона несостоявшимся. То есть если только один заявитель был признан участником аукциона (п. 13, 14 и 20 ст. 39.12 ЗК РФ). В этих случаях новый договор аренды нужно заключать на торгах.

Чтобы заключить новый договор без торгов, нужно учитывать несколько условий (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • заявление о заключении нового договора арендатору нужно подать до истечения срока действия заключенного договора,
  • исключительным правом на заключение договора аренды не обладает иное лицо,
  • ранее заключенный договор аренды не был расторгнут.

Внимание! Для некоторых видов договоров аренды с 1 марта 2015 года закон установил ограничения по срокам заключения договоров

В зависимости от назначения использования земельного участка договор можно заключить на определенный срок в пределах, предусмотренных законом, а именно (п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ):

  • для строительства или реконструкции зданий и сооружений от трех до десяти лет,
  • для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства от трех до пяти лет,
  • собственникам здания или сооружения до 49 лет,
  • для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства до 20 лет,
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, огородничества до трех лет,
  • для сельскохозяйственного производства от трех до 49 лет,
  • в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного участка на срок, не превышающий срока аренды участка, являющегося исходным,
  • для завершения строительства объекта незавершенного строительства до трех лет и др.

Кого нужно уведомлять при уступке прав по договору аренды земли, находящейся в публичной собственности: собственника или арендодателя?

Нужно уведомить арендодателя (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Поэтому в случае уступки права аренды участка, находящегося в публичной собственности, третьим лицам уведомлять об этом нужно не собственника, а арендодателя (ранее закон закреплял обязанность уведомлять собственника).

Распространяются ли новые нормы Земельного кодекса РФ на договоры аренды, которые были заключены до 1 марта 2015 года?

Нет, новые положения об аренде не распространяются на договоры, заключенные до 1 марта 2015 года. Это следует из статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Такие договоры будут действовать по правилам, которые существовали на момент их заключения. В частности, до 1 марта 2018 года земельный участок предоставляется в аренду в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, которые действовали в редакции до 1 марта 2015 года, без проведения торгов (ч. 1 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • на основании заявления арендатора,
  • если предоставление участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления участка.
  • Кроме того, земельный участок, в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть:
  • предметом аукциона по продаже участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
  • предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.

Это также следует из части 1 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Земельные участки предоставляют в аренду в соответствии с редакцией Земельного кодекса РФ, которая действовала до 1 марта 2015 года, если до этой даты было опубликовано (ч. 2 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • извещение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды участка либо
  • сообщение о наличии участков, предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Аналогичные правила действуют, если уполномоченный орган уже утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для его предоставления в целях, не связанных со строительством или с эксплуатацией зданий и сооружений. На это указано в части 3 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Вместе с тем, нужно отметить, что норма об отмене преимущественного права заключать договоры аренды распространяется в том числе на договоры, которые были заключены до 1 марта 2015 года.

В связи с тем, что изменился порядок предоставления в аренду публичных земель, поменялся и порядок определения арендной платы за такие земельные участки.

Согласование условий договора аренды публичного имущества и его государственная регистрация

В договоре аренды публичного недвижимого имущества, как и в договоре аренды любого другого имущества, стороны согласуют:

  • предмет договора,
  • цену арендную плату,
  • срок договора аренды,
  • иные условия (порядок передачи и возврата имущества, расторжения договора, права и обязанности сторон, условия о подсудности споров и др.).

Согласованный и подписанный сторонами договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).

Обязательность регистрации зависит от такого условия, как срок договора аренды. Регистрация не требуется, если договор заключен на срок менее одного года или на неопределенный срок. Если же договор аренды заключен на срок один год или более, то регистрация нужна (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Заявление о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может подать любая из сторон договора арендатор или арендодатель. Для регистрации договора аренды нужно обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Порядок регистрации устанавливает Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (утв. приказом Минюста России от 6 августа 2004 г. № 135). Перечень документов, представляемых на государственную регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184. Подробнее о порядке государственной регистрации договора аренды см. Что необходимо учесть арендатору, если договор аренды недвижимости требует регистрации.

Это интересно:  Составление отзыва: особенности и содержание

Если стороны не согласуют существенные условия договора, то он признается незаключенным. Если не зарегистрировать договор аренды, который требует государственной регистрации, то он также не будет считаться заключенным.

Вместе с тем, до недавнего времени было неясно, по каким правилам можно оспаривать договоры аренды в тех или иных ситуациях: как незаключенные или недействительные.

Президиум ВАС РФ разъяснил эти вопросы в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, утвержденном информационным письмом от 25 февраля 2014 г. № 165 (далее информационное письмо № 165).

Во-первых, Президиум указал, что если в договоре аренды отсутствует существенное условие, то он будет являться незаключенным, а не недействительным (п. 1 информационного письма № 165).

Стороны не согласовали существенные условия договора аренды публичного имущества и не получили согласия собственника субъекта РФ для передачи имущества в аренду. Договор аренды стороны не исполняли. С каким иском арендодатель может обратиться в суд с иском о признании договора недействительным или незаключенным

В таком случае в суде правильно заявить требование о незаключенности договора аренды.

Президиум ВАС РФ разъяснил: если стороны не согласуют существенные условия договора аренды, то он не считается заключенным. К такому договору неприменимы правила об основаниях недействительности сделок. Из этого разъяснения можно сделать следующий практический вывод: если стороны не согласовали существенные условия договора, то оспорить его можно только как незаключенный, а не как недействительный. Причем ошибка в выборе требования не повлечет отказа в иске. Если истец, например, арендодатель потребует признать такой договор недействительным, то суд не откажет ему в требовании, а поправит его и поменяет способ правовой защиты, признав договор незаключенным.

Во-вторых, если договор, подлежащий регистрации, не был зарегистрирован, то даже при отсутствии государственной регистрации суд может признать его недействительным (п. 2 информационного письма № 165).

Стороны заключили договор аренды публичного имущества сроком на пять лет. Однако согласия собственника имущества субъекта РФ на передачу имущества в аренду они не получили. Кроме того, они не зарегистрировали договор. Можно ли признать такой договор аренды недействительным?

Да, можно. Ведь договор аренды уже с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям влечет правовые последствия в отношениях между ними. Поэтому подобный договор можно оспорить по правилам о недействительности сделок.

Президиум подчеркнул при этом, что иное толкование привело бы к тому, что сторона недействительной сделки могла бы требовать ее регистрации в судебном порядке.

Из этого следует важный практический вывод: требование о признании договора аренды недействительным третье лицо может заявить и до осуществления государственной регистрации договора аренды.

Материал Юридической справочной системы Система Юрист

Аренда земельных участков находящихся в муниципальной собственности

Аренда – наиболее популярная сделка с земельными участками.

В результате заключения договора аренды между сторонами возникают долгосрочные отношения.

Необходимо учитывать специфику сделки, чтобы минимизировать риск возникновения угроз различного характера, в целях исключения признания сделки недействительной или незаключенной.

Чтобы разобраться в правилах аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, следует всесторонне рассмотреть вопрос.

Особенности найма

Согласно ФЗ от 23.06.2015 г. № 171-ФЗ, порядок предоставления в аренду земли, находящейся собственности государства, изменен.

С момента вступления в силу данного закона участки публичной собственности получить в аренду сможет только лицо, победившее в торгах.

Торги могут быть электронными и проводиться в любой, разрешенной законом, форме: аукцион, конкурс и др.

Важно понимать, что аукцион предусматривает состязание только в части разницы в цене, тогда как участники конкурса соревнуются по комплексу условий, в том числе и по размеру аренды. Таким образом, аукцион выигрывает предложивший максимальную сумму, а победителем конкурса – является тот, кто предоставит наиболее выгодные для арендодателя условия.

Торги состоят из определенных этапов:

  • Уведомление о проведении;
  • Разработка документации;
  • Подача, прием и рассмотрение заявок;
  • Ведение торгов;
  • Заключение договоров с победителями.

Уведомление о проведении торгов необходимо опубликовать не менее, чем за один месяц до его начала. Объединять несколько участков в один лот запрещено.

В извещении о торгах должны быть изложены условия договора, определенные организатором мероприятия.

Помимо этого, в уведомлении должны быть указаны:

  • Место, время и форма торгов;
  • Объект имущества;
  • Существующие обременения земельного участка;
  • Порядок проведения мероприятия (оформление участия, критерии отбора, определение победителя);
  • Начальная цена.

Эти требования изложены в п.2 ст. 448 ГК РФ.

Аренда земельных участков публичной собственности без проведения аукционов допустима для следующих лиц:

  • Товариществам собственников жилых помещений;
  • Образовательным учреждениям любых форм собственности, в т.ч. муниципальным и государственным;
  • Лицу, признанному единственным участником торгов или единственному подавшему заявку;
  • Частным медицинским учреждениям.

Аренда земельного участка в муниципальной собственности

Земельный участок в аренду имеют возможность получить не только юридические, но и физические лица. Обе категории арендаторов имеет некоторые особенности, о которых следует знать.

Чтобы получить землю для личного использования, физическим лицам необходимо уточнить в администрации района, свободен ли участок и доступен ли он для найма.

Если целью аренды не является строительство, администрация предложит различные доступные варианты.

После выбора, участок необходимо зарегистрировать и заключить договор аренды.

Аренда участка под застройку имеет свои нюансы. Такая земля дается в аренду только через торги.

Для инициации конкурса или аукциона необходимо выяснить характеристику участка и озаботиться тем, чтобы ему был присвоен кадастровый номер. Только после этого земля может быть предложена для найма. Если желающих больше не появится, договор будет заключен с единственным участником торгов. В случае появления конкурентов необходимо подготовиться к торгу.

Для возможности участвовать в аукционе, физлицо должно подготовить документы:

  • паспорт;
  • заявление на участие, оформленное по образцу. В нем указываются банковские реквизиты, на которые вернут задаток в случае проигрыша;
  • квитанция, подтверждающая внесение задатка.

Представителям предприятий, пожелавших участвовать в аукционе, необходимо написать заявление с указанием реквизитов и представить квитанцию.

К этому они должны приложить сведения о государственной регистрации фирмы.

Лицо, не имеющее регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, не может быть допущено к торгам.

Получить муниципальную землю в аренду могут только те юридические лица, которые согласовали размещение объектов со всеми инстанциями. Государство оставляет за собой право дать разрешение на аренду без торгов предприятиям, собирающимся развивать арендуемые площади.

Налог на добавленную стоимость

Собираясь взять в аренду участок муниципальной собственности, необходимо узнать об НДС.

Если участок сдает муниципалитет или государственный орган, плата за его наем не облагается налогом на добавленную стоимость.

Если говорить о субаренде, то следует знать, что в этом случае НДС будет начислен, поскольку земля арендуется у частника, а не государства.

Сложности могут возникнуть в том случае, если арендатором является ИП или юрлица. Получая в аренду землю публичной собственности, они освобождаются от оплаты НДС, однако должны выступать в качестве налогового агента, взимающего налог с арендодателя. При расчете налога должна учитываться сумма не только непосредственно аренды, но и НДС на нее.

При таких условиях у арендатора возникает необходимость в совершении следующих действий:

  • Оформление счет – фактуры. Физлицо выписывает счет, на котором должна быть поставлена пометка «без налога». Документ необходимо зарегистрировать в книгах покупок и продаж.
  • Своевременно сдавать декларации о НДС. В документе должен быть заполнен 7 раздел (операции, не облагающиеся налогом). Подавать декларацию в налоговый орган необходимо ежемесячно, не позднее 20 числа.

Договор аренды

Если торги выиграны, необходимо, в первую очередь, направиться в кадастровый орган. Требования, расценки и заявления тут свои, это необходимо принять и быть готовым все оплатить. Получив план кадастра, следует вновь вернуться в администрацию за постановлением уполномоченного органа о передачи земли в аренду – именно этот документ называется договором аренды.

Не стоит ставить под договором торопливую подпись – следует взять его на тщательное изучение. Вероятно, в какие-то пункты потребуется внести изменения.

В том случае, если условия договора устраивают обе стороны, необходимо зарегистрировать договор в Росреестре.

Каким условиям должен соответствовать договор аренды:

  • Земля – имущество недвижимое, поэтому договор на срок более года подлежит регистрации в юстиции.
  • Характеристики объекта аренды необходимо согласовать: указать площадь, границы и другие. Необходимые данные можно найти в кадастровом паспорте.
  • Обязательно указание цены аренды.
  • Должен быть прописан срок отношений арендатора с арендодателем.

Правоустанавливающие документы на землю:

  • свидетельство о собственности;
  • кадастровый паспорт;
  • акт о предоставлении права распоряжения участком.

Рекомендации

  1. Право аренды разрешено включать в состав уставного капитала организации или делать предметом залога. В обоих случаях необходимо известить арендодателя.
  2. Перед передачей участка в субаренду первоочередная задача – уведомление арендодателя.
  3. Заключая договор, можно предусмотреть право выкупа земли. В этой ситуации должна быть прописана цена выкупа. Первоочередными покупателями являются собственники зданий, имеющихся на арендованной собственности. Если имеются нарушения аренды – в выкупе будет отказано.
  4. Для внесения изменений в договор необходимо подготовить дополнительное соглашение, которое ожидает судьба основного документа: если договор нуждается в госрегистрации, доп. соглашение – аналогично.
  5. Арендаторам рекомендуется постараться исключить пункты, предусматривающие изменение любых условий, в том числе размера арендной платы, по инициативе арендодателя в одностороннем порядке.

Арендаторы должны помнить, что оспорить согласованный документ очень хлопотно и дорого. Для того, чтобы минимизировать собственные риски, рекомендуется перед подписанием договора аренды обсудить его с грамотным юристом, специализирующимся на земельном праве.

Аренда муниципальной земли

Аренда земельного участка у государства – надежный и выгодный вариант для граждан, желающих вести жилое или коммерческое строительство или заниматься другими видами хозяйственной деятельности.

Что такое аренда муниципальной земли?

Планируя строительство или иную хозяйственную деятельность, не обязательно покупать надел. Гораздо удобнее взять его в аренду. В пределах муниципального образования претендовать можно на земли:

  • находящиеся на кадастровом учете;
  • относящиеся к разрешенной категории;
  • имеющие возможность подключения к инженерным коммуникациям.
Это интересно:  Генеральная доверенность на продажу недвижимости

Если в муниципальном образовании приняты правила землепользования, доступные территории разделены на участки в зависимости от категорий. Получить их в аренду проще всего в ходе публичных торгов, организованных городской администрацией или инициированных гражданами.

Без проведения торгов земля может быть передана в случае:

  • личного строительства дома или дачи;
  • ведения частного приусадебного хозяйства;
  • постройки детского сада, музея или другого объекта общественного назначения.

Как взять муниципальную землю в аренду?

Для аренды земли у муниципалитета предусмотрены следующие пути:

  • аукцион, организованный администрацией города, в качестве лотов на котором выступают участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • аукционы, инициированные гражданами, заинтересованными в получении земли с правом последующего выкупа;
  • аренда без предварительных торгов (доступна для льготных категорий граждан);
  • аренда без торгов по упрощенной схеме. Применяется для наделов, не стоящих на кадастровом учете.

Чаще всего граждане, желающие получить землю в аренду, сталкиваются с аукционами.

Объявления о ближайших торгах публикуют в средствах массовой информации и обязательно дублируют на сайте городской администрации. Публичная информация о торгах должна появиться не позднее чем за 30 дней до их начала.

Предметом торга становится величина арендной платы.

Победителем станет участник, предложивший большую стоимость.

Начальная ставка вычисляется в зависимости от кадастровой стоимости участка и варьируется от 1,5-5,5%. Согласно правилам землепользования, в один лот может входить только один участок.

Если торги инициированы городской администрацией, именно она выступает организатором мероприятия. В обязанности местного органа исполнительной власти входят:

  • определение срока договора и начальной ставки арендной платы;
  • назначение времени и места проведения аукциона, сроки подачи заявок и их форму;
  • выбор порядка внесения и возврата задатка и шага аукциона.

Для участия в торгах физическому лицу необходимо подать заявку, приложив к ней квитанцию о внесении задатка и копию паспорта. Заявка подается не позднее чем за 5 дней до начала аукциона.

Аукционы по инициативе граждан имеют немало ограничений. В качестве лотов могут выступать готовые наделы в пределах населенных пунктов или земли сельскохозяйственного назначения. Собственником может быть муниципалитет или государство. С 2015 года торги этого типа в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не проводятся.

Получить информацию о свободных участках можно в Многофункциональном центре (МФЦ), запросив выписку на имеющиеся объекты на территории города или области. Услуга платная, информация предоставляется в течение 5 рабочих дней. В справке содержится список доступных наделов, их принадлежность (муниципальная или государственная), а также кадастровые номера. Введя их в поисковую строку кадастровой карты Росреестра, можно получить полную информацию об объекте, в том числе и ограничения, наложенные на участок. Если он свободен, можно подавать заявку на регистрацию, нажав на соответствующую кнопку в форме.

Перед тем как претендовать на муниципальную землю, стоит осмотреть ее, лично выехав на место.

Если на территории планируется жилое строительство, необходимо оценить возможность подключения инженерно-технических коммуникаций. На выбранном участке не должно быть ЛЭП, трансформаторных подстанций, трубопроводов, газопроводов, бесхозных построек и других объектов, способных стать обременением.

На имя главы администрации подается заявление, в котором указываются кадастровые номера выбранных объектов и цели их использования.

Одобрение или отказ должны прийти в течение 2 месяцев после отправления заявки. В торгах может быть отказано, если:

  • наберется менее 2 участников;
  • выяснится, что выбранный объект не поставлен на кадастровый учет;
  • границы участка окажутся неопределенными или спорными;
  • земля зарезервирована для государственных или муниципальных нужд;
  • существует договор о комплексном освоении территории;
  • участок подлежит оформлению согласно заявке, поданной ранее.

В случае успешного проведения аукциона издается постановление об аренде сроком от 3 до 20 лет. Победитель, предложивший большую сумму аренды, получает право пользования, остальным участникам возвращаются задатки.

Сколько стоит аренда муниципальной земли?

Стоимость зависит от многих факторов:

  • категория участка;
  • его кадастровая и рыночная стоимость;
  • величина земельного налога;
  • цели, для которых арендуется земля;
  • результаты публичных торгов.

Для расчета стоимости земли, переданной в аренду без проведения торгов, применяется формула А=К*C. А – арендная плата, К – кадастровая стоимость участка, С – специальный коэффициент. Последний показатель зависит от целей аренды и категории нанимателя. Для граждан, имеющих налоговые льготы, коэффициент минимальный и составляет 0,01. Для строительства предприятий и жилых объектов используется коэффициент 1,5.

При расчете цены на торгах учитывается площадь земли, которая умножается на региональный коэффициент, базовую региональную ставку, зональный и поправочный коэффициент, зависящий от назначения участка. Кроме арендной платы наниматель обязан выплачивать ежегодный земельный налог. Если арендованный надел используется в качестве сельхозугодий, арендатор предоставляет государству часть произведенной продукции и вкладывается в развитие территории, взятой во временное пользование.

При аренде земли под жилое или иное строительство стоимость арендной платы определяется итогами аукциона. Она зависит от того, скольким лицам удалось принять участие в торгах.

Исключением является строительство социально значимых объектов, в этом случае надел может быть предоставлен бесплатно.

Аренда земли у муниципалитета гораздо удобнее и безопаснее, чем у частного лица.

Избежать неприятных неожиданностей поможет консультация у земельного юриста. Специалист поможет подобрать подходящие объекты и подскажет пути их получения.

Юрист по земельному праву

Комментарии

Добрый день! Может ли и на основании чего Росреестр отказать в регистрации договора аренды муниципальной земли под нежилым помещением при смене собственника?

Я Жанна извиняюсь, но это не вопрос, а салат) Сформулируйте вопрос! Продаётся нежилое здание, так? Земля под ним в аренде, так? Или здание уже продано и новый собственник заключает договор аренды с муниципалами?​

Извините, но это как раз вопрос. Про здание вопроса не было. По существу- по договору дарения стали собственниками нежилого помещения. Встал вопрос о земле. У предыдущего собственника муниципальная земля в аренде. В администрации по нашему заявлению о смене арендатора подготовили соглашение о расторжении предыдущего договора, так как он от 1998 года и выдали нам на руки для ознакомления и подписания новый договор аренды на 49 лет. А в земельном комитете при оформлении справок сказали, что Росреестр откажет нам в регистрации нового договора аренды, так как в Земельном Кодексе в 2015 году были изменения, теперь в ст.35 нет понятия нежилое помещение, а только здание и сооружение. Вот и вопрос может ли Ростеестр нам отказать или как нам зарегистрировать договор аренды под нежилым помещением?

Если у Вас помещение, то конечно Вам откажут. Земля предоставляется под зданием. С заявлением о предоставлении обращаются все собственники помещений в данном здании. И заключается договор аренды со множественностью лиц на стороне арендодателя.

Не понятно какие собственники и какое множество лиц? Прошлых собственников на помещение два- по 1/2 доле у каждого на нежилое помещение и у нас собственников два по 1/2 доле и земля оформлена на двоих прошлых арендаторов до сих пор, а Земельный участок был изначально размежеван с жилым домом, имеет свой кадастровый номер, так как это встроено-пристроенное нежилое помещение было куплено в 1997 году в рамках приватизации муниципального имущества. Имеет свои входы, выходы, все свои инженерные локальные сети и т.д.

Предоставление земельных участков под помещениями действующее законодательство не предусматривает, увы. Предоставляется только под зданием целиком..

Спасибо, большое! Наконец убедилась в правоте своих мыслей. А как Вы считаете, возможно ли изменить статус нежилого помещения на статус нежилого здания, если у нас все инженерные сети свои и входы, выходы. Согласно технических регламентов, вроде бы возможно, нужно только сначала новый тех. план заказывать и потом вновь ставить на кадастровый учет?

Могу ли я приватизировать часть земли?Куда обратиться?Дом на муниципальной земле,налог платим.Распоряжаться могу только квартирой.

Под многоквартирным домом вы не сможете приватизировать землю. Да и для чего вам это нужно?

У дома есть общий двор.придворовой земельный участок.

Здравствуйте! ГАУК заключило договор аренды муниципального имущества на месяц без торгов. Можно ли этот договор пролонгировать еще на месяц?

Елена, добрый день! Нет, пролонгация в данном случае невозможна. Согласно п.11 ч1 ст.17.1 Федерального закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договора в отношении муниципального или государственного имущества возможно на срок 30 календарных дней в течение 6 месяцев, заключение логова без конкурса или аукциона на срок более 30 дней в течение 6 месяцев прямо запрещено приведенным пунктом указанного Федерального закона 135-ФЗ О защите конкуренции

Договор аренды муниципального имущества на новый срок в Вашем случае может быть заключен только путем проведения торгов.

Если на Вас распространяются исключения, предусмотренные ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» (п.11 ч1 ст.17.1не принимается во внимание, т.к. Вы в отношении этого объекта уже воспользовались правом аренды на срок 30 дней без проведения торгов), обратите внимание на п. 14 ст. 17.1.:

1.Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
3) государственным и муниципальным учреждениям;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ)
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
7)для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона
, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находится только в государственной или муниципальной собственности;
14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
(п. 14 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

Это интересно:  Сосед поставил забор на моем участке: что делать, куда жаловаться, как подать на него в суд

Аренда земли в муниципальной собственности

Физическое или юридическое лицо может арендовать землю, которая находится в муниципальной собственности (например, у Администрации района). Для этого на 2018 год существует по меньшей мере 4 способа. Описание порядка действия в каждом из них, а также образец договора аренды можно найти в статье.

Законодательная база

Основные моменты, касающиеся вопроса сдачи земли в аренду, регулируются федеральным законодательством – Земельным и Гражданским кодексами. В нормативных актах закрепляется право аренды земли как для граждан и отечественных компаний, так и для иностранцев.

Аренда может быть предоставлена на платной и бесплатной основе (для отдельных категорий граждан). Во всех случаях с представителями Администрации подписывается договор, который определяет все условия.

Срок действия договора может быть любым – предельно 49 лет. Конкретное значение определяется назначением земельного участка:

  1. От 3 до 10 лет для строительства или реконструкции зданий на участке.
  2. До 49 лет в случае размещения на нем линейных объектов (это ЛЭПы, автодороги, трубопроводы и т.п.).
  3. До 3 лет в случае завершения строительства незаконченного объекта.
  4. Также конкретные сроки могут определяться местным законодательством, о чем подробно рассказывается в той же статье Земельного кодекса.

Порядок оформления документов зависит от конкретного способа предоставления участка (с проведением торгов или без них), но в целом этапы процедуры общие. Сначала заявитель определяет схему участка (если ранее не было проведено межевание), затем подает заявку в местную Администрацию. После согласования происходит уточнение условий и подписание договора.

4 способа взять землю в аренду у государства

На практике существует несколько способов оформления участка в аренду – как с помощью аукциона, так и без него.

Через аукцион по инициативе Администрации

Выставлять на аукцион (торги) можно только те участки, которые уже сформированы и согласованы с местными органами самоуправления. Периодически они могут организовывать открытые аукционы, информацию о которых необходимо уточнять в открытых источниках. На практике процедура выглядит таким образом:

  1. Представители Администрации инициируют начало торгов, указывают срок для подписания договора аренды, а также назначают начальную ставку платы. Обычно она составляет 1-2% от кадастровой стоимости объекта (как правило, она сопоставима с рыночной). Каждый шаг на торгах (при увеличении ставки) обычно составляет 0,1% – 0,5%.
  2. Определяется организатор торгов, процедура и сроки подачи заявок.
  3. Не позднее, чем за 30 календарных дней до начала аукциона, соответствующая информация размещается в открытых источниках.
  4. Проводятся торги, заключаются договоры аренды.

Для оформления заявки подают такие документы (не позднее, чем за 5 дней до начала торгов):

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • платежная квитанция, подтверждающая внесение задатка.

Через аукцион по инициативе граждан

Инициировать торги для оформления земельного участка в аренду могут граждане всех субъектов, за исключением городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Порядок действий следующий:

  1. Прежде всего, заявитель должен найти подходящий участок. Для этого можно обратиться в орган местного самоуправления или же совершить самостоятельный онлайн поиск. Сначала необходимо зайти на сайт публичной кадастровой палаты и выбрать конкретный фрагмент на карте.
  2. Затем кликают по этому участку и анализируют данные о нем. Для получения сведений о собственнике или арендаторе заходят в раздел «Услуги» и выбирают «Справочная информация в режиме online», как показано на рисунке.
  3. Затем необходимо просмотреть раздел «Права и ограничения». Если в нем указано «Собственность» (как в данном примере) или «Аренда», значит на данную территорию уже заявили свои права граждане или юридические лица. Поэтому необходимо приступить к поиску другой земли.
  4. Следующий этап – проверка участка на местности. Необходимо не только осмотреть территорию, но и уточнить, есть ли на ней наземные/подземные коммуникации, незаконченные, заброшенные строения и т.п.
  5. Затем отправляются в Администрацию с теми же документами и подают заявку для участия в аукционе. Победитель, предложивший наибольшую ставку, заключает договора аренды.

Без проведения торгов для льготных категорий

К таким категориям относятся:

  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • семьи, признанные многодетными (в различных регионах существуют свои критерии и свой порядок признания);
  • ветераны ВОВ и других войн;
  • прочие льготные категории (определяются местным законодательством).

Таким гражданам необходимо предоставить в Администрацию паспорт, а также документы, подтверждающие право льготы. Представители органа местного самоуправления ставят их в очередь, а затем предоставляют землю (при наличии) без проведения аукциона.

При этом Администрация обязана предоставить даже ту землю, которая уже зарезервирована для личных нужд района. В отдельных случаях (при согласии обеих сторон) территория может быть предоставлена в аренду по льготной ставке (обычно ставка составляет 0,3% – 1,5% от кадастровой стоимости объекта).

Без проведения торгов для обычных граждан

В отдельных случаях доступно предоставление земли и на общих основаниях также без проведения торгов.


Причем арендовать объект может практически любой желающий – для этого нужно найти свободный участок на карте, которые еще не сформирован (т.е. его границы не должны отображаться на карте кадастровой палаты).

Если проект межевания у этой территории действительно отсутствует, необходимо создать его, воспользовавшись услугами лицензированных компаний. После визита инженера на место проводятся изыскания, а заявителю выдается соответствующая схема.

С этим документом необходимо отправиться в Администрацию и написать заявление на предоставление этого объекта в аренду. Представители органа должны принять соответствующее решение в течение 30 календарных дней . За это время Администрация извещает о возможности приобретения этой земли другими участниками (через торги), и если желающих не найдется, заявителю выдают на руки Постановление, которое утверждает схему расположения.

Затем гражданин ставит территорию на кадастровый учет, после чего можно заключить договор аренды.

Образец договора аренды

Этот договор имеет типичную структуру для подобных документов. Он включает в себя такие разделы:

  1. Название, дата и место подписания. Если впоследствии предполагается передача земли в собственность, этот факт отражают в названии договора (как указано ниже).
  2. Данные о сторонах – соглашение подписывается между арендатором и Администрацией, которая действует в лице своего руководителя.
  3. Предмет договора – описание участка, срока и условий аренды, целей использования земли.
  4. Особенности начисления арендной платы: ставка, порядок перечисления, реквизиты счета и т.п.
  5. Права и обязанности каждой стороны, ответственность за возможное нарушение положений договора.
  6. Порядок расторжения договора, разрешения споров, дополнительные условия.
  7. Реквизиты сторон, даты, подписи, расшифровка подписей (фамилия, инициалы), печать Администрации.


Наряду с договором обязательно составляется и подписывается акт приема-передачи. Этот документ свидетельствует о реализации соглашения: участок действительно передан арендодателем, а арендатор не имеет претензий к его состоянию.

Статья написана по материалам сайтов: piterlaw.ru, lawyer-guide.ru, pravoved.ru, 2ann.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector