Государственная регистрация некоммерческих организаций осуществляется

Наиболее значительную группу юридических лиц, регистрируемых по специальному порядку, составляют некоммерческие организации. Согласно российскому гражданскому законодательству, одним из легальных классификационных критериев деления юридических лиц на виды является цель их деятельности. Пункт 1 статьи 50 ГК РФ в зависимости от этого выделяет организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (иначе — коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (иначе — некоммерческие организации). При этом необходимо учитывать, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям» (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Законодательство рамочно не определило организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Иными словами, ГК РФ допускает возможность регулирования иных организационно-правовых форм отдельными федеральными законами, что запрещено для коммерческих организаций, которые функционируют только в тех организационно-правовых формах, которые исчерпывающе определены ГК РФ. Примером организационно-правовых форм некоммерческих организаций, не предусмотренных ГК РФ, на сегодняшний день являются товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, автономные некоммерческие организации и ряд других.

Общее нормативно-правовое регулирование статуса некоммерческих организаций, помимо ГК РФ, осуществляет так же Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» *(111), который к тому же закрепляет ряд организационно-правовых форм некоммерческих организаций, не предусмотренных ГК РФ.

До апреля 2006 г. государственная регистрация большинства некоммерческих организаций осуществлялась по общим правилам, полностью предусмотренным Законом о регистрации. Лишь отдельные юридические лица, такие как общественные объединения, профессиональные союзы, религиозные организации, в силу такого упоминания в специальных законах, включались в список юридических лиц, регистрируемых в специальном порядке. Но в связи с принятием в январе 2006 г. Федерального закона N 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Закон о некоммерческих организациях был дополнен статьями 13.1 «Государственная регистрация некоммерческих организаций» и 23.1 «Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации», которые закрепили практически для всех некоммерческих организаций некоторые специальные правила их регистрации (исключения из этого правила даны ниже).

При этом подчеркнем, что правила, закрепленные в Законе о некоммерческих организациях, распространяются лишь на те некоммерческие организации, которые непосредственно подпадают под действие этого Закона. Определяющим в этом смысле является п. 2 ст. 1 Закона о некоммерческих организациях, в соответствии с которым «Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами». Соответственно иными федеральными законами, определяющими правовой статус отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, могут устанавливаться специальные правила их государственной регистрации, отличные как от правил регистрации некоммерческих организаций, так и от общих правил регистрации, закрепленных в Законе о регистрации. В настоящий момент такие правила предусмотрены в отношении всех общественных объединений, религиозных организаций, торгово-промышленных палат и др. Некоторыми законами, например, определяющими статус товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, установлено правило, в соответствии с которым их регистрация осуществляется по общим правилам, предусмотренным Законом о регистрации.

В соответствии со ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях, принятие решения о регистрации (но не сама регистрация) некоммерческих организаций осуществляется теперь не органами Федеральной налоговой службы, а специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» *(112) также прямо не указывает на этот орган, но определяет, что им является орган, принимающий решение о государственной регистрации общественных объединений. В соответствии с действующим законодательством такими полномочиями наделены органы Федеральной регистрационной службы *(113), находящиеся в ведении Министерства юстиции.

При этом решение о государственной регистрации отделений международных организаций, а также иностранных некоммерческих неправительственных организаций принимает непосредственно Федеральная регистрационная служба, находящаяся в Москве. Все же остальные некоммерческие организации (не затрагивая специфику регистрации политических партий, общественных объединений, религиозных организаций) регистрируются на основе соответствующих решений территориальных органов Федеральной регистрационной службы *(114).

В силу контрольных полномочий Министерства юстиции РФ за подведомственными федеральными службами, оно уполномочено в регистрационной сфере принимать решения по жалобам на отказ Федеральной регистрационной службы в государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения, отделения международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, на уклонение названной Службы от государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения, на предупреждение, вынесенное ею отделению международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, международному или общероссийскому общественному объединению, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации. В частности, на министра юстиции, если иное не предусмотрено нормативными актами, возложено право на отмену такого противоречащего федеральному законодательству решения Федеральной регистрационной службы и возможность в соответствующих случаях обязать ее рассмотреть представленные документы повторно.

Специальный список заявителей, уполномоченных от своего имени осуществлять государственную регистрацию некоммерческих организаций, законодательно не определен, поэтому при его определении субсидиарно применяются соответствующие общие нормы Закона о регистрации (абз. 4 п. 1 ст. 9). Вместе с тем, необходимо учитывать особые требования, которые предъявляются законодательством о некоммерческих организациях к статусу отдельных субъектов. Так, согласно ст. 11 Закона о некоммерческих организациях, учредителями объединений юридических лиц (в форме ассоциаций или союзов) могут быть только коммерческие организации, а учредителями объединений некоммерческих организаций — только некоммерческие организации.

В соответствии с п.п. 4 и 5 новой ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее созданием, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. При этом представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (заявителем), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов — по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Законом о некоммерческих организациях предусмотрен специальный срок, в течение которого органы Федеральной регистрационной службы должны принять решение о государственной регистрации некоммерческой организации. В соответствии с п. 8 ст. 13.1 Закона, такой срок составляет не более четырнадцати рабочих дней. При этом началом течения такого срока признается день получения должностными лицами необходимых документов, т.е. день, когда ими была выдана соответствующая расписка. Окончание срока связывается с вынесением решения о государственной регистрации (но не с государственной регистрацией).

На основании решения о регистрации, а также сведений и документов, представленных органами Федеральной регистрационной службы, регистрирующий орган (т.е. орган Федеральной налоговой службы) в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Последний, в свою очередь, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Таким образом, общий срок государственной регистрации некоммерческой организации может составить по максимуму 23 рабочих дня.

При этом законодательство о государственной регистрации некоммерческих организаций разграничивает понятие срока принятия решения о регистрации и срока принятия решения об отказе в регистрации. В последнем случае действует правило, согласно которому органы Федеральной регистрационной службы могут принять решение об отказе в государственной регистрации в течение одного месяца со дня получения представленных документов (п. 3 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Специфику государственной регистрации некоммерческих организаций составляет особый список оснований для отказа в такой регистрации. В соответствии с Федеральным законом N 18-ФЗ в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» введена статья 23.1, которая и посвящена правовому регулированию этого вопроса. В соответствии с ее нормами список оснований для принятия соответствующего решения по сравнению с Законом о регистрации (ст. 23) значительно расширен и включает в себя следующие основания:

Это интересно:  Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется

1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо таковым в силу закона являться не может.

При этом заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции РФ и законодательства РФ, нарушение которых повлекло за собой принятие такого решения.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Для более полной реализации задач по контролю за финансированием некоммерческих организаций в правовой оборот было введено и такое новое для российского законодательства понятие, как «некоммерческая неправительственная организация». В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы».

Иностранная некоммерческая неправительственная организация может осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства. При этом если филиалы и представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации приобретают свою правоспособность после внесения о нем сведений в специальный реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, то отделение иностранной некоммерческий неправительственной организации может осуществлять свою деятельность только после его государственной регистрации. Так, Законом о некоммерческих организациях предусматриваются специальные правила их регистрации, отличные от правил регистрации некоммерческих организаций.

Для государственной регистрации отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в органы Федеральной регистрационной службы необходимо представить помимо перечисленных документов (необходимых для регистрации некоммерческой организации), которые к тому же должны быть заверены уполномоченным органом иностранной некоммерческой неправительственной организации, копии учредительных документов и свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной некоммерческой неправительственной организации. Документы иностранных организаций должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и надлежащим образом удостоверены.

В отношении регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации предусмотрен особый список оснований для отказа:

1) если цели создания отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если цели создания отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам Российской Федерации;

3) если ранее зарегистрированное на территории Российской Федерации отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации было ликвидировано в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Так же как и в отношении отказа в регистрации некоммерческой организации, законодательством предусмотрено и обязательное уведомление об этом заявителя в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции РФ и законодательства РФ, нарушение которых повлекло за собой принятие такого решения. Исключение составляет отказ в государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, если ее цели создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам Российской Федерации. В этом случае решение должно содержать мотивы отказа.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации при ее создании (п. 1 ст. 23 Закона о некоммерческих организациях).

Государственная регистрация некоммерческих организаций, созданных в результате реорганизации, а также в связи с ликвидацией, осуществляется по общим правилам, закрепленным Законом о регистрации.

На основании принятого органами Федеральной регистрационной службы решения о государственной регистрации некоммерческой организации и представленных им сведений и документов регистрирующий (налоговый) орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Получив такое сообщение, орган Федеральной регистрационной службы не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Содержание

Регистрация некоммерческой организации

Актуально на: 26 апреля 2018 г.

Если за регистрацию обычных коммерческих компаний отвечает ФНС, то регистрация некоммерческих организаций (НКО) находится в ведении Минюста России (п. 2 ст. 13.1 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ , далее – Закона N 7-ФЗ; пп. 30.7 п. 7 Положения о Минюсте, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313). При этом регистрируются НКО по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, как и прочие организации (п. 1 ст. 13 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). Поэтому подавать документы на регистрацию НКО нужно в территориальный орган Минюста, т. е. Управление Минюста РФ по соответствующему региону. Вместе с тем внесение сведений о зарегистрированных НКО в ЕГРЮЛ осуществляет ФНС (п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ).

Минюст регистрирует такие НКО, как автономные некоммерческие организации, фонды, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) и др. Но Закон «О некоммерческих организациях» не распространяется на потребительские кооперативы, ТСЖ, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (п. 3 ст. 1 Закона N 7-ФЗ ). Поэтому регистрацией таких организаций занимается ФНС России.

Регистрация некоммерческой организации 2018: пошаговая инструкция

Государственная регистрация некоммерческих организаций осуществляется на основании определенных документов. Они должны быть поданы в орган Минюста РФ не позднее чем через 3 месяца со дня принятия решения о создании НКО (п. 4 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ). Список документов, подаваемых для регистрации, установлен законодательно и является закрытым. То есть никакие иные документы, кроме поименованных в законе, регистраторы не вправе требовать от организации (п. 5.1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ).

По общему правилу в комплекте документов должны быть (п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ):

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме N Р11001 (п. 1 Приказа Минюста от 07.05.2013 N 68, Приложение N 1 к Приказу ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ );
  • учредительные документы НКО в 3 экземплярах;
  • решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в 2 экземплярах;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 4000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • сведения об учредителях в 2 экземплярах;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому с ней можно связаться.

Отметим, что данные из последних 2 пунктов отражаются в заявлении по форме N Р11001. Поэтому, в общем-то, подавать отдельные документы с информацией об учредителях и об адресе НКО не нужно.

Кроме того, если НКО будет использовать в своем наименовании имя гражданина, символику, защищенную законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, полное наименования иной организации (как часть своего наименования), то также надо будет представить документ, обосновывающий право НКО на такое использование (пп. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ).

При госрегистрации некоммерческой организации, учредителем которой выступает иностранная компания, понадобится выписка из реестра иностранных юридических лиц или иной документ, подтверждающий юридический статус учредителя, оформленный в стране происхождения учредителя (пп. 8 п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ).

А НКО, выполняющая функции иностранного агента, должна кроме перечисленного выше подать еще и заявление о включении в реестр НКО, выполняющих такие функции, по определенной форме (пп. 9 п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ , Приложение N 1 к Порядку, утв. Приказом Минюста от 30.11.2012 N 223).

Отметим, что у некоторых категорий НКО список документов, подаваемых на регистрацию, будет отличаться от приведенного. Так, к примеру, при регистрации общественной некоммерческой организации вместо решения о создании НКО нужно будет представить выписку из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащую сведения о создании объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа (п. 2,3 ст. 21, ст. 8 Закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ ).

Срок регистрации НКО

Порядок регистрации некоммерческой организации в общем случае предусматривает предоставление госуслуги по регистрации НКО в срок, не превышающий 23 рабочих дней (п. 8 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ):

  • 14 рабочих дней есть у Минюста или его территориального органа на принятие решения о регистрации (либо об отказе в регистрации) и передаче сведений об этом в ФНС;
  • 5 рабочих дней дается ФНС на внесение сведений об НКО в ЕГРЮЛ и еще 1 рабочий день на отправку уведомления об этом в Минюст;
  • 3 рабочих дня дается Минюсту на выдачу НКО свидетельства о государственной регистрации.
Это интересно:  Бесплатные консультации по вопросам ТСЖ

Государственная регистрация некоммерческих организаций осуществляется

Государственная регистрация некоммерческих организаций

Как и другие виды юридических лиц, некоммерческие юридические лица подлежат государственной регистрации. Сам акт государственной регистрации следует рассматривать как формальное закрепление гражданско-правового статуса некоммерческой организации, что, в свою очередь, дает ей возможность выступать в гражданском обороте. Кроме того, факт государственной регистрации имеет немаловажное практическое значение для некоторых некоммерческих организаций. В частности, в ряде случаев государственная регистрация некоммерческой организации необходима для того, чтобы иметь возможность получить какие-либо льготы, субсидии и др.

Государственная регистрация некоммерческой организации имеет немаловажное значение и для государственных органов, осуществляющих контроль за их деятельностью. В частности, она помогает установить единый механизм контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству и декларируемым целям. [27]

Наконец, только зарегистрированные общественные объединения получают возможность участвовать и в определенных публичных правоотношениях. Например, политические партии могут участвовать в избирательных кампаниях только после государственной регистрации, обязательность которой установлена п. 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях».

Однако необходимо отметить, что специфика основных целей деятельности некоммерческих организаций обусловливает возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица. Так, необязательно наличие прав юридического лица для общественных и религиозных объединений, а также профсоюзов и их объединений (ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В силу п. 1 ст. 2 ГК незарегистрированная в качестве юридического лица некоммерческая организация не является участником гражданско-правовых отношений. Все юридически значимые действия в интересах такой организации осуществляют ее участники (члены) от собственного имени.

Следует отметить, что ранее по непонятной причине основополагающий нормативный акт — Закон о некоммерческих организациях не содержал специальной статьи, посвященной государственной регистрации некоммерческих организаций. С 18 апреля 2006 г. процедура регистрации некоммерческих организаций осуществляется по новым правилам, установленным Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ, внесшим соответствующие изменения в Закон о некоммерческих организациях. В соответствии с указанным Законом порядок их государственной регистрации предусмотрен вновь принятой ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях. [23]

Таким образом, государственная регистрация некоммерческих юридических лиц заключается в следующем. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом. Таковым органом согласно п. 1 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» является Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России). Согласно пп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. [15

При этом формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212. А Приказом Минюста РФ от 3 августа 2009 г. N 244 утверждена форма свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.

Таким образом, путем взаимоотсылок к различным правовым актам можно прийти к выводу, что 1) решение о возможности государственной регистрации некоммерческих организаций принимает Минюст РФ; 2) сама регистрация некоммерческих организаций осуществляется Федеральной налоговой службой.

Однако этот специальный порядок только учитывает отдельные особенности указанных организаций и не колеблет общих принципов государственной регистрации некоммерческих организаций. Из этого следует, что в данном случае также решение о возможности государственной регистрации некоммерческих организаций принимает Минюст РФ, а сама регистрация осуществляется Федеральной налоговой службой. [26]

Таким образом, можно выделить общий порядок, который распространяется на коммерческие организации и на некоторые виды некоммерческих организаций, и специальный, который применяется в случаях, установленных Законом о некоммерческих организациях и другими правовыми актами, регулирующими деятельность отдельных некоммерческих организаций.

Некоммерческая организация: регистрация. Пошаговая инструкция, документы

Для многих граждан становится все более актуальной информация о том, как выглядит регистрация некоммерческой организации. Инструкция, при помощи которой можно открыть любую НКО, достаточно проста, но при этом сопряжена с некоторыми важными нюансами, достойными внимания. Подобные сведения важны по той причине, что много социальных задач и других проектов можно реализовать при помощи именно такой формы неприбыльной структуры.

Некоммерческая организация: регистрация

Под структурой подобного типа стоит понимать организацию, деятельность которой не сосредоточена на получении прибыли и не подразумевает распределения финансовых средств между ее участниками.

Что же может рассматриваться в качестве основной цели создания? Ответ на этот вопрос имеет несколько граней:

— достижение образовательных, культурных, управленческих, благотворительных и научных целей;

— развитие спорта и физической культуры;

— охрана здоровья граждан;

— защита законных интересов и прав как организаций, так и конкретных людей;

— оказание юридической помощи;

— разрешение споров и конфликтов;

— любые другие цели, ориентированные на достижение общественных благ.

Виды некоммерческих организаций

Перед тем как открывать любую организацию, которая не ориентирована на получение прибыли, нужно определить тот факт, чему именно будет посвящена ее дальнейшая деятельность.

Принять верное решение поможет перечень организационно-правовых форм, которые разрешены российским законодательством. Это:

— объединения юридических лиц (союзы и ассоциации);

— религиозные и общественные объединения.

Важно изучить все вышеприведенные виды структур и сделать верный выбор, поскольку порядок регистрации некоммерческих организаций подразумевает отражение в уставе всех видов деятельности, которые будут осуществляться в будущем.

Общая схема действий

Изначально стоит отметить, что все действия, которые направлены на создание неприбыльной структуры, должны соответствовать требованиям, описанным в административном регламенте РФ.

Сама же пошаговая регистрация некоммерческой организации выглядит следующим образом:

— подготовка необходимых документов, их последующее подписание и оплата госпошлины;

— заверение заявления о регистрации юрлица у нотариуса;

— предоставления собранной и заверенной документации в местный орган Министерства юстиции РФ;

— после рассмотрения регистрирующий орган принимает решение;

— постановка на учет в налоговой инспекции той организации, которая была зарегистрирована;

— получение документов, которые будут являться официальным подтверждением государственной регистрации НКО.

Алгоритм, согласно которому происходит государственная регистрация некоммерческих организаций, дает возможность выступать в качестве заявителя как руководителю юридического лица, так и учредителю самой организации.

Более подробно о сроках

Если попытаться разобраться в том, сколько придется ждать решения от регистрирующего органа, то изначально стоит отметить, что количество дней в этом случае напрямую зависит от типа организации.

Если речь идет о структуре с религиозным контекстом, то актуальный срок будет определен только после проведения соответствующей государственной экспертизы. В итоге ждать придется либо месяц и 3 дня, либо в два раза дольше. Когда приходится регистрировать общественные объединения, Минюст будет думать 33 дня, а вот для основания политических организаций нужно ждать на трое суток меньше – 30.

Если создается любая другая некоммерческая организация, регистрация продлится 17 дней.

Для того чтобы поставить новую структуру на учет в налоговой службе, также потребуется время. Если говорить более конкретно, то от 2 до 4 недель.

Что касается общего срока регистрации и последующей постановки на учет, то он будет равен приблизительно 2 месяцам. Причем в этот период ожидания не входит время, которое необходимо потратить на подготовку документации.

Тем, кто намерен регистрировать огороднические, дачные, садоводческие некоммерческие объединения и потребительские кооперативы, можно облегченно вздохнуть, поскольку им ждать решения регистрирующего органа придется значительно меньше.

Какие документы нужно собрать

Данный этап является одним из важных в процессе регистрации. Ведь если вместе с заявлением подать не все бумаги, которые требует Министерство юстиции, то придется начинать все сначала.

Прежде всего нужно оформить заявление о регистрации некоммерческой организации. Причем в нем должна содержаться информация о лицах, являющихся учредителями НКО. Составлять его нужно внимательно с учетом будущей структуры объединения.

Грамотно сформированный устав – это следующее, без чего не будет проведена регистрация некоммерческих организаций. Документы также должны включать и квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины.

Это интересно:  Кадастровый паспорт на гараж 2019 - как получить, как оформить, срок действия, в ГСК, как сделать

Стоит помнить о необходимости предоставления протокола создания НКО. Альтернативой может быть решение об утверждении учредительных документов организации, в котором необходимо указать, какие органы были избраны.

Последний документ, без которого не обойтись – это подтверждение места, где будет расположена организация. Оно может быть оформлено в письменной форме и предоставлено как арендатором, так и собственником с подтверждением того факта, что обе стороны готовы заключить договор аренды.

Также стоит обратить внимание на тот факт, что описанный выше комплект бумаг является общим. Это означает, что, в зависимости от территориальной сферы деятельности и организационно-правовой формы, набор документов может изменяться.

Какие документы подтверждают государственную регистрацию

Любому, кто планирует создавать НКО, стоит понимать, как именно можно подтвердить тот факт, что его организация действует законно.

Итак, для того чтобы чувствовать себя уверенно перед любыми проверками, нужно иметь следующие документы:

— свидетельство, которое подтверждает постановку на учет в ФНС;

— правильно составленный устав;

— уведомление о том, что организация поставлена на учет во внебюджетных фондах;

— непосредственно само свидетельство о регистрации.

Тем, кого беспокоит вопрос начала деятельности, стоит знать о том, что, как только было вынесено положительное решение регистрирующего органа, и выданы все необходимые документы, можно смело проявлять активность в рамках выбранного профиля.

Работа с финансами

Помимо всех вышеперечисленных шагов, без которых не сможет начать свое существование любая некоммерческая организация, регистрация также косвенно подразумевает открытие банковского счета. Эту нужно сделать для того, чтобы без труда производить все необходимые расчеты. При этом важно донести информацию о счете представителям налоговой службы и фондов.

Если затянуть с этим шагом и несвоевременно предоставить такие сведения, то можно столкнуться с необходимостью платить штраф.

О бухгалтерской отчетности тоже не стоит забывать. После регистрации каждая организация некоммерческого типа обязана ее предоставлять в налоговые органы не позже установленных сроков. Здесь все так же строго, как и в случае с предпринимателями. Подача специальной отчетности является не менее важной, чем бухгалтерская.

Как производят изменения в учредительной документации

Так может случиться, что в процессе деятельности иногда возникает необходимость внесения определенных корректив. Регистрация изменений некоммерческой организации имеет определенный алгоритм, который позволяет без труда выполнить подобную задачу:

— устав, представленный в новой редакции, и прежняя версия;

— документ, который подтвердит уплату государственной пошлины;

— решение о том, что в учредительные документы будут внесены конкретные изменения.

Все перечисленные выше бумаги нужно предоставить в двух экземплярах. В случае с уставом понадобится 3 копии. Платежное поручение или квитанция об уплате должны предоставляться в подлиннике. Что касается заявления, то оно в обязательном порядке заверяется нотариально. А вот решение об изменениях нужно оформить в виде протокола.

В рамках темы: «Регистрация некоммерческих организаций: пошаговая инструкция» нужно коснуться и такого вопроса, как причины проведения изменений в уставе. Коррективы становятся актуальны вследствие воздействия разных факторов. В качестве примера можно привести изменение адреса или добавление нового вида деятельности.

Что нужно знать о госпошлине

Какая бы ни создавалась некоммерческая организация, регистрация подобной структуры всегда будет включать уплату государственной пошлины, размер которой может отличаться в зависимости от профиля деятельности.

При создании НКО потребуется 4000 руб., в случае с формированием политической партии нужно приготовить 2000 руб., а одну тысячу должны заплатить те, кто намерен регистрировать общественную общероссийскую организацию инвалидов.

Если речь идет об изменении устава, то платеж будет составлять 20% от стандартной госпошлины, которая взимается при регистрации.

Как проводить ликвидацию

Не стоит исключать такие обстоятельства, при которых деятельность конкретной организации становится неактуальной и возникает необходимость в ее нейтрализации. Для того чтобы данная процедура был проведена грамотно, также необходима точная информация.

Прежде всего нужно поставить в известность о подобном решении управление Министерства юстиции, местные отделения фондов (социальный, пенсионный) и, конечно же, налоговую службу.

Далее учредителю стоит позаботиться о создании ликвидационной комиссии. Также понадобится установить сроки и порядок проведения самого процесса ликвидации.

Следующим шагом будет размещение информации о закрытии организации в СМИ. Затем бухгалтер составляет промежуточный баланс, отражает наличие должников, равно как и задолженностей, после чего производится уплата всех актуальных налогов.

В качестве завершающего этапа можно определить погашение задолженности и работу с кредиторами.

Когда все перечисленные этапы выполнены, учредители получают 2 месяца для того, чтобы подготовить всю необходимую документацию для ликвидации.

Заключение

Если внимательно изучить все существующие требования и основательно отнестись к сбору пакета документов, то можно без труда как зарегистрировать некоммерческую организацию, так и ликвидировать ее.

Другими словами, законодательство, которое действует на данный момент, создает благоприятные условия для подобной деятельности. А это является очень важным моментом в деле развития социальной позиции определенных гражданских групп.

Регистрация НКО в 2018. Правила и сроки регистрации некоммерческих организаций

Некоммерческие организации (НКО) не имеют в ходе своего функционирования цели получить прибыль. Они отличаются от других хозяйствующих субъектов своей нестандартностью, разнообразием видов. На практике бывает сложно подобрать подходящую под конкретное направление деятельности форму. Важно грамотно подготовить учредительные документы, Устав и пройти регистрационные мероприятия. Расскажем в статье, как происходит регистрация НКО, в какие сроки.

Условия регистрации некоммерческих организаций

Основным документом, регламентирующим создание и работу НКО, является Закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 (далее — Закон). Учредителями НКО могут быть дееспособные лица или организации. Участниками объединения не могут быть:

  • Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, пребывание которых в РФ по закону является нежелательным;
  • Лица и организации, причастные к экстремизму или терроризму;
  • Религиозные объединения, работа которых временно прекращена в связи с подозрением в экстремизме;
  • Лица, не соответствующие выдвигаемым требованиям законодательства к учредителям.

При создании общественных организаций требуется не менее трех учредителей, для ассоциаций и союзов — двух, для автономных НКО — одного.

Протокол о создании объединения необходим при регистрации. В нем содержатся данные об учредителях, рабочих органах, суть принятых решений, итоги голосования, данные об источниках образования активов, подписи ответственных лиц. Основной учредительный документ — это Устав. Он содержит сведения о названии НКО, организационно-правовой форме (ОПФ), адресе, целях работы, правах, обязанностях членов, порядке образования активов, их распределения при ликвидации и т. д.

Виды деятельности по Уставу должны соответствовать указанным в заявлении на регистрацию. Два экземпляра из трех, подаваемых в Минюст, должны пронумеровываться, прошиваться, на обороте последнего листа необходимо приклеить бумажку с подписью учредителя. Читайте также статью: → «Особенности регистрации ассоциаций, ведение отчетности и бухучета».

Пошаговая инструкция по регистрации

После госрегистрации НКО наделяется правами юридического лица. Она может осуществлять хозяйственную деятельность и обязана отчитываться по ее результатам. Вопросы учета находятся в компетенции территориальных отделений министерства юстиции РФ. Также данная структура занимается проблемами реорганизации и ликвидации.

Данная организация вправе вносить изменения в уставные бумаги некоммерческого объединения, включать сведения об НКО в Единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Процедура регистрации НКО включает несколько этапов.

Шаг 1. Определение направления и целей работы

Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.

Шаг 2. Определение юридического адреса

По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.

Пример. Подтверждение адреса НКО. Юридический адрес объединения может подтверждаться гарантийным письмом собственника помещения следующего содержания:

Шаг 3. Выбор наименования для НКО

По законодательству РФ название НКО должно содержать ссылку на правовую модель и вид деятельности. Главным является соответствие формы НКО и направления деятельности. Правильное указание этих данных влияет на положительное решение о постановке объединения на учет.

Шаг 4. Составление Устава организации

Данный документ должен содержать следующие сведения:

  • Наименование НКО;
  • Местонахождение;
  • Управляющую структуру;
  • Порядок вступления и выхода учредителей;
  • О филиалах;
  • Источники образования имущества и распоряжение им;
  • Порядок внесения поправок в учредительные бумаги;
  • Обстоятельства реорганизации и закрытия;
  • Схему созыва и проведения собраний участников;
  • Иную информацию.

Шаг 5. Подача заявления для регистрации

Документ имеет типовую форму Р11001. Бланк есть в интернете, можно воспользоваться специальной программой на сайте налоговой. Заявление пишется в двух экземплярах, один из которых заверяется у нотариуса. Копии регистрирующий орган не принимает. Затем заявление передается в уполномоченный орган. При наличии ошибок и неточностей в регистрации откажут.

Шаг 6. Оплата государственной пошлины

По налоговому законодательству при регистрации НКО оплачивается пошлина. Ее размеры для разных форм НКО приведены в таблице.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, glavkniga.ru, studbooks.net, fb.ru, online-buhuchet.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий