Государственная социальная помощь и права потребителей товаров и услуг

Согласно ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:

проведение мероприятий, связанных с контролем, про­веркой соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или упол­номоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отно­шения в области защиты прав потребителей, а также обя­зательных требований к товарам (работам, услугам);

выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, предписаний изготовителям (испол­нителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимате­лям, импортерам) о прекращении нарушений прав потре­бителей, необходимости соблюдения обязательных тре­бований к товарам (работам, услугам);

в установленном законодательством РФ порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации то­ варов (выполнения работ, оказания услуг), которые не со­ ответствуют обязательным требованиям (в том числе с ис­текшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзы­ву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потре­бителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рас­ смотрения вопросов о приостановлении действия или ан­нулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством РФ порядке;

направление в органы прокуратуры, другие правоохра­нительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по при­ знакам преступлений, связанных с нарушением установ­ ленных законами и иными нормативными правовыми ак­тами РФ прав потребителей;

обращение в суд с заявлениями в защиту прав потреби­телей, законных интересов неопределенного круга потре­бителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовите­ля (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индиви­дуального предпринимателя (уполномоченного индиви­дуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативны­ ми правовыми актами РФ прав потребителей 1 .

В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потре­бителей» уполномоченные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по конт­ролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены cудом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Эти организации дают также разъяснения по вопросам применения конов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждают положение о порядке рассмотрения ими дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Закон устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный ин­дивидуальный предприниматель, импортер) по требованию соответствующих органов исполнительной власти и их долж­ностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную необходимую информацию (ст. 41 Закона РФ «О защите прав потребителей») 1 .

Ведущую роль в проведении государственного контроля и надзора на потребительском рынке играют следующие фе­деральные органы исполнительной власти:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав по­требителей и благополучия человека;

Министерство внутренних дел РФ;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Положение о Феде­ральной службе по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.

Согласно указанному Положению Федеральная служ­ба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия населения, защиты прав потре­бителей и потребительского рынка. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои терри­ториальные органы.

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав по­требителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра здравоохране­ния и социального развития РФ. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла­гополучия человека является главным государственным сани­тарным врачом РФ 1 .

К полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отно­сятся надзор и контроль за исполнением обязательных требо­ваний законодательства РФ в области обеспечения санитар­но-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный контроль соблюдения законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также контроль соблю­дения правил продажи отдельных предусмотренных законо­дательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав по­требителей и благополучия человека в целях реализации пол­номочий в установленной сфере деятельности имеет право:

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе на­учных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

пресекать факты нарушения законодательства РФ в уста­новленной сфере деятельности, а также применять пре­дусмотренные законодательством РФ меры ограничитель­ного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию по­ следствий нарушений юридическими лицами и гражда­нами обязательных требований в установленной сфере де­ятельности;

осуществлять контроль деятельности территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере дея­тельности (п. 6 Положения о Федеральной службе по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Отметим, что в соответствии с вышеуказанным Положе­нием Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не имеет права осу­ществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказа­ние платных услуг.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Положение о Федеральном агентстве по техни­ческому регулированию и метрологии, утверждено постанов­лением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294). Реализуя функции межотраслевого регулирования, Федеральное агент­ство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свои полномочия в следующих областях: обеспечение единства измерений, стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области, введение в действие общерос­сийских классификаторов технико-экономической и социаль­ной информации государственного контроля (надзора).

В соответствии с п. 5 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осу­ществляет такие полномочия в установленной сфере деятель­ности, как организация экспертизы проектов национальных стандартов, проверка в установленном порядке средств изме­рений в РФ, сбор и обработка информации о случаях причи­нения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, из­готовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов, учет национальных стандартов, пра­вил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обес­печение их доступности заинтересованным лицам.

Министерство внутренних дел РФ. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации», Министер­ство внутренних дел РФ (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нор­мативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

Согласно указанному Положению МВД России осуществ­ляет свою деятельность во взаимодействии с другими федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями 1 .

В соответствии с п. 8 Положения о Министерстве внут­ренних дел РФ МВД России осуществляет следующие пол­номочия: организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции, про­изводит дознание и предварительное следствие по уголовным делам, участвует в работе по стандартизации, метрологии и сертификации, а также организует прием граждан, своевре­менное и полное рассмотрение устных и письменных обраще­ний граждан, принятие по ним решений и направление от­ветов в установленный законодательством РФ срок.

Полномочия органов местного самоуправления в области защиты законных интересов и прав потребителей в муници­пальных образованиях определены ст. 44 Закона РФ «О защи­те прав потребителей». В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопре­деленного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды не­замедлительно извещать об этом федеральные органы испол­нительной власти, осуществляющие контроль качества и бе­зопасности товаров (работ, услуг).

В соответствии с действующим законодательством орга­ны местного самоуправления самостоятельно формируют в со­ставе местных администраций структуры по защите прав по­требителей (службы, отделы) или возлагают эти обязанности на работников других структурных подразделений.

Полномочия органов местного самоуправления по защи­те прав потребителей реализуются ими в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуп­равления в Российской Федерации».

Работа структурных подразделений по защите прав по­требителей в органах местного самоуправления определяется положением, утверждаемым главой органа местного самоуп­равления.

Указанное структурное подразделение возглавляет ру­ководитель, назначаемый и освобождаемый от должности гла­вой органа местного самоуправления. Последний несет пол­ную ответственность за работу своего подразделения.

Если структура администрации не позволяет иметь са­мостоятельное подразделение, то работа по защите прав по­требителей возлагается на конкретных работников других подразделений местных администраций. В случае, если такое возложение обязанностей невозможно, то в штатном распи­сании муниципального образования можно предусмотреть должность специального уполномоченного 1 .

Конечно, органы местного самоуправления не могут само­стоятельно решать все вопросы по защите прав потребителей, поэтому в своей работе они обязательно сотрудничают с различ­ными организациями, например с территориальными структу­рами федеральных органов исполнительной власти, в чью ком­петенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органами исполнительной власти субъектов РФ, некоммерческими об­щественными объединениями потребителей и т. д.

Итак, давайте посмотрим, как осуществляется защита прав потребителей органами местного самоуправления. Соглас­но п. 2.2 Методических рекомендаций для органов местного са­моуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством РФ по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства на основании ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей») органы местного самоуправления:

Это интересно:  Могут ли приставы списать деньги с зарплатной карты без уведомления

рассматривают письменные и устные обращения и заяв­ления потребителей;

консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

оказывают помощь потребителям в восстановлении их на­ рушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;

анализируют договоры, заключаемые продавцами (изго­товителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопре­деленного круга потребителей).

Этим же пунктом Методических рекомендаций предусмот­рено, что заявления потребителей должны рассматриваться в срок не более месяца. В случаях, когда для рассмотрения за­явления необходимы проведение экспертизы, востребование дополнительных материалов и т.д., сроки рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на один месяц.

Работники подразделений по защите прав потребителей, рассматривая заявления и обращения потребителей, при не­обходимости проводят проверки хозяйствующих субъектов 1 .

В случае подтверждения нарушений в соответствии с уста­новленными полномочиями принимают следующие меры по их устранению:

разъясняют потребителям их права, помогают в состав­лении претензий к хозяйствующим субъектам по выяв­ленным фактам нарушений законодательства о защите прав потребителей. Претензия вручается адресату лич­но с отметкой о вручении либо отсылается по почте заказ­ным письмом с уведомлением. У потребителя должна оста­ваться копия претензии;

проводят работу с хозяйствующими субъектами в целях устранения нарушений в добровольном порядке, разъяс­няют их обязанности и установленные Законом РФ «О за­щите прав потребителей» последствия несоблюдения норм настоящего Закона;

по фактам выявления товаров (работ, услуг) ненадлежа­щего качества, а также опасных для жизни, здоровья, иму­щества потребителей и окружающей среды составляют акты о выявленных нарушениях и незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопас­ности продукции и услуг;

помогают потребителям составлять исковые заявления в суд либо самостоятельно предъявляют иски в защиту прав конкретного потребителя или о признании действия продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и пре­кращении этих действий. В соответствии со ст. 13 Зако­на РФ «О защите прав потребителей», если с заявлением в защиту прав потребителей выступают органы местного самоуправления, а суд вынес решение о взыскании с изго­товителя, продавца, исполнителя, нарушившего права по­требителя, штрафа за несоблюдение добровольного поряд­ка удовлетворения требований потребителя, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются со­ ответствующему органу местного самоуправления. При этом важно, чтобы орган местного самоуправления заявил требование о взыскании такого штрафа с хозяйствующего субъекта;

обращаются за консультациями в соответствующие орга­ны или передают им на рассмотрение материалы по конк­ретным нарушениям законодательства о защите прав по­требителей (п. 2.2 Методических рекомендаций); 1

По результатам проверок, проводимых органами мест­ного самоуправления:

о товарах (работах, услугах) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потреби­телей и окружающей среды незамедлительно извещают территориальные структуры федеральных органов испол­нительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг);

продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной инфор­мацией, приостанавливают до предоставления информа­ции или прекращают продажу. Указанные нарушения и сроки его устранения отмечаются в акте проверки. Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) во­зобновляется при условии доведения до потребителя необходимой информации, что подтверждается актом по результатам повторной проверки. В случае непредстав­ления информации и после повторной проверки продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) прекращается;

продажу товаров с просроченными сроками годности или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, прекращают. В акте отмечаются выявленные нарушения, информация о которых направляется в соот­ветствующие территориальные подразделения феде­ральных органов исполнительной власти (п. 3 Методичес­ких рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей).

В завершение необходимо отметить, что Методи­ческими рекомендациями для органов местного самоуправле­ния по организации защиты прав потребителей закреплено, что представители органов местного самоуправления могут привлекаться к участию в работе комиссии по изъятию из прода­жи недоброкачественной или опасной для потребления и окру­жающей среды продукции.

Итак, государственная защита прав потребителей призвана обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов.

Государственная и общественная защита прав потребителей

Государственную систему защиты прав потребителей составля­ют органы исполнительной власти, судебная власть, органы при местных администрациях. Общие надзорные функции в этой сфе­ре выполняют органы прокуратуры.

Ведущим государственным органом по контролю за соблюде­нием законодательства о защите прав потребителей является Фе­деральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Их главная задача: обеспечить надежный контроль за достоверностью инфор­мации о товарах, услугах, работах и о тех, кто их предоставляет; за соблюдением договорных обязательств, качеством товаров и услуг, а также правовая защита граждан-потребителей.

Защиту прав потребителей осуществляют также и другие фе­деральные органы: Федеральная таможенная служба. Федераль­ная служба в сфере природопользования. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Фе­деральное агентство по техническому регулированию и метроло­гии и др.

Государственные органы проводят комплексные проверки де­ятельности хозяйствующих субъектов по соблюдению ими законодательства о защите прав потребителей. К виновным применяются меры административного и имущественного воздействия (штрафы). Наиболее типичные нарушения, которые выявляются в ходе проверок, связаны с завышением цен, продажей некачественных товаров, нередко с просроченными сроками реализации, отказом в обмене некачественного товара, нарушением санитарных правил торговли и товарного соседства, когда продукты питания реализуются вместе с опасными в пищевом отношении товарами.

В ходе проверок и после подведения их итогов к предприятиям торговли, службам быта и их должностным лицам за допущенные нарушения законодательства о защите прав потребителей принимаются меры административного характера.

В соответствии со ст. 44 Закона органы по защите прав потребителей создаются в каждом сельском, городском районе, во всех городах, а также в поселках и селах. Называются они по-разному — отделами, бюро, агентствами — и призваны оказывать оперативную помощь в восстановлении нарушенных прав граждан непосредственно по месту жительства. Численность этих служб невелика — два-три человека, но помощь населению они оказывают большую.

По Закону эти службы должны рассматривать жалобы населения, консультировать потребителей, контролировать изготовителей продукции и продавцов, быстро информировать соответствующие государственные органы о поступлении на потребительский рынок недоброкачественных товаров, услуг и т. п. При необходимости они по своей инициативе или по поручению потребителей могут предъявлять иски в суды.

Муниципалитет — это тот уровень власти, на котором разрешимы почти все претензии потребителя. Претензии прежде всего следует предъявлять тому продавцу, исполнителю, изготовителю, который нарушил права гражданина. В случае отказа потребитель вправе обратиться в местный орган по защите прав потребителей либо в суд. Следует также иметь в виду, что на этом уровне спорные вопросы и обиды вправе разрешать специальные органы. Так, граждане для защиты своих прав могут обращаться: по вопросам эксплуатации жилья— в жилищную инспекцию; о нарушениях в торговле — в торгинспекцию; о нарушениях ценовой политики — в инспекцию цен; об отсутствии кассовых аппаратов — в налоговую инспекцию; о криминальных нарушениях — в милицию.

Общественная защита прав граждан осуществляется организациями потребителей, которые создаются как в рамках территории

(район, город, область, республика), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, автолюбителей). На федеральном уровне региональные объединения потребителей объединены в Союз потребителей России и Общество потребителей автотехники. В рамках СНГ действует Международная конфедерация обществ потребителей. Каждая общественная организация потребителей действует на основании устава, утвер­ждаемого общим собранием ее членов. После регистрации в орга­нах местной администрации организация потребителей получает статус юридического лица, обладает имуществом на праве соб­ственности, приобретает права и несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде, арбитражном суде и третей­ском суде. Кроме этого, общественные организации потребителей вправе учреждать средства массовой информации, с помощью которых могут влиять на производителей и продавцов товаров (ра­бот, услуг) и вести просветительскую работу.

Полномочия общественных организаций : закреплены в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, они вправе:

• участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, услуг), а также государственных стандартов, устанавлива­ющих эти требования;

• проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

• проверять соблюдение прав потребителей и правил торгово­го, бытового и иных видов обслуживания;

• вносить в федеральные органы исполнительной власти, орга­низации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота това­ров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества по­требителей и окружающей среды;

• участвовать совместно с федеральными органами исполни­тельной власти в осуществлении контроля за применением регу­лируемых цен;

• вносить в органы прокуратуры и федеральные органы испол­нительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству;

• обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести про­тесты о признании недействительными актов федеральных и ре­гиональных органов исполнительной власти и актов органов мест­ного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

• обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопреде­ленного круга потребителей).

Результаты правозащитной деятельности общества потребите­лей по конкретным делам можно проиллюстрировать материалами судебной хроники Московского союза потребителей (далее — МСП).

Вероника К. несколько лет жаловалась на плохое отопление своей квартиры после ремонта. Обращалась к слесарям и начальникам в ЖЭКе. Все безрезультатно. Вероника К. часто болела, приходилось брать боль­ничные листы, испытывать другие неудобства. Наконец, она пригласила в качестве свидетелей 16 человек, включая слесарей, которые подтвер­дили в акте, что температура в квартире не поднимается выше 14 °С.

Суд, в который Вероника К. обратилась с иском, учел стоимость ле­карств, затраты на усиленное питание, время, напрасно потраченное на звонки, письма, ожидания в приемных и т.д. Суд в возмещение мораль­ного вреда обязал ЖЭК выплатить ей 20 тыс. рублей и отремонтировать отопительную систему в квартире

Контрольные вопросы

1. Кто может быть признан потребителем?

2. Составьте перечень прав потребителя при покупке товара с недо­статками.

Это интересно:  Как осуществляется удочерение ребенка жены в России

3. Каков порядок и сроки предъявления потребителями претензий?

Государственная и общественная защита прав потребителей

Защита прав потребителей органами местного самоуправления

Органы местного самоуправления осуществляют государственную защиту прав потребителей, полномочия которых предусмотрены статьей 44 Закона о защите прав потребителей, реализуемые в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-ФЗ), в частности статьей 19 вышеназванного закона.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

1) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

2) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ, должны быть включены в устав муниципального образования.

Задачи и функции структурного подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления определяются в положении, которое утверждается главой органа местного самоуправления.

В муниципальных образованиях с меньшей численностью населения при невозможности создания самостоятельного отдела по защите прав потребителей, функции по защите прав потребителей возлагаются на конкретных работников других подразделений местных администраций.

Методическое руководство, организационная и консультационная помощь структурным подразделениям по защите прав потребителей органов местного самоуправления, осуществляются территориальными антимонопольными органами по согласованию с руководством органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут по поручению территориальных антимонопольных органов осуществлять целевые проверки хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, информировать антимонопольные органы о своей работе, представлять статистические данные о ее результатах.

В работе по защите прав потребителей органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями потребителей.

Указанное взаимодействие может осуществляться в формах участия представителей органов местного самоуправления:

1) в работе координационных советов по защите прав потребителей;

2) в разработке региональных программ по защите прав потребителей;

3) в совместных проверках хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей;

4) в различных мероприятиях по вопросам защиты прав потребителей и другое.

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям.

В целях оказания помощи потребителям в реализации их законных прав органы самоуправления:

1) рассматривают письменные и устные обращения и заявления потребителей;

2) консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

3) оказывают помощь потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;

4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Работники подразделений по защите прав потребителей, рассматривая заявления и обращения потребителей, при необходимости проводят проверки хозяйствующих субъектов. В случае подтверждения нарушений в соответствии с установленными полномочиями принимают следующие меры по их устранению:

1) разъясняют потребителям их права, помогают в составлении претензий к хозяйствующим субъектам по выявленным фактам нарушений законодательства о защите прав потребителей. Претензия вручается адресату лично с отметкой о вручении либо отсылается по почте заказным письмом с уведомлением. У потребителя должна оставаться копия претензии;

2) проводят работу с хозяйствующими субъектами в целях устранения нарушений в добровольном порядке, разъясняют их обязанности и установленные Законом о защите прав потребителей последствия несоблюдения норм;

3) по фактам выявления товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды составляют акты о выявленных нарушениях и незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью продукции и услуг;

4) помогают потребителям составлять исковые заявления в суд либо самостоятельно предъявляют иски в защиту прав конкретного потребителя или о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. В соответствии со статьей 13 Закона о защите прав потребителей, если с заявлением в защиту прав потребителей выступают органы местного самоуправления и суд вынес решение о взыскании с изготовителя, продавца, исполнителя, нарушившего права потребителя, штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, то пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются соответствующему органу местного самоуправления. При этом важно, чтобы орган местного самоуправления заявил требование о взыскании такого штрафа с хозяйствующего субъекта.

5) Обращаются за консультациями в территориальные антимонопольные органы или передают им на рассмотрение материалы по конкретным нарушениям законодательства о защите прав потребителей;

6) обращаются за разъяснением в федеральный антимонопольный орган, который в соответствии со статьей 40 Закона о защите прав потребителей дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Органы местного самоуправления строят работу в сфере просвещения и обучения населения, по следующим направлениям:

1) информирование и консультирование населения об их потребительских правах, поведении в различных ситуациях, связанных с соблюдением законных интересов потребителей;

2) консультирование потребителей, помощь в составлении претензий к хозяйствующим субъектам и исковых заявлений в суды, сопровождение дел в судах (оказываются потребителям бесплатно).

Органы местного самоуправления при осуществлении защиты прав потребителей взаимодействуют с общественными объединениями потребителей. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года №837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» органы местного самоуправления:

1) оказывают общественным объединениям потребителей помощь в период их становления и в последующей работе;

2) консультируют и информируют их по вопросам защиты прав потребителей;

3) принимают организационные меры, направленные на создание условий для развития общественного движения потребителей, в части выделения необходимых помещений, оборудования, средств телефонной связи, установления льготных ставок аренды занимаемых ими помещений и тарифов на услуги телефонной связи;

4) оказывают финансовую поддержку общественным объединениям потребителей в реализации конкретных программ и проектов по вопросам защиты прав потребителей в интересах жителей муниципального образования.

Защита прав потребителей общественными объединениями (их ассоциациями, союзами)

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и так далее), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с абзацем 3 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

На основании статьи 45 Закона о защите прав потребителей общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

4) распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой.

5) Вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Защита прав потребителей».

Социальная помощь и ее виды. Кому положена социальная помощь

Государственная социальная помощь может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. В широком под ней подразумеваются все денежные выплаты различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. Социальная помощь в узком смысле определяется в федеральном законе под названием О государственной социальной помощи». Под ней понимаются различные выплаты (компенсации, субсидии, пособия), а также предоставление жизненно необходимых товаров.

Важнейший принцип соцзащиты

Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во-первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во-вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. Еще одним путем является создание механизма самоадресования. Он требует от органов социальной защиты большой работы, однако в сложившихся условиях представляется наиболее оптимальным.

Характерные особенности социальной помощи

Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, то есть круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России. Еще одной чертой является ее предоставление в виде натуральной помощи и денежных выплат. Временный характер признан отличительной чертой социальной помощи, оказываемой государством. Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3-х месяцев).

Это интересно:  Депозитный калькулятор в Excel

Краткая характеристика видов социальной помощи

Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия — целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация — это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.

Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.

Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:

— денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);

— натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).

Социальное пособие

Это предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными. Это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению. Это их право. Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

Важный отличительный признак этого вида социальной помощи — целевое назначение. С определенной целью предоставляются гражданам субсидии. Те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.

Компенсация

Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Это возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций.

Социальная помощь в натуральном виде

Как мы уже упоминали, государственная помощь бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти, существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат. Часто бывает, что в бюджете денег не хватает, и тогда государственная социальная помощь может быть оказана местными властями продуктами питания, топливом, медикаментами, обувью, одеждой и тому подобным. Конечно, для малоимущих семей и проживающих одиноко малоимущих граждан предпочтительнее получать ее в виде денежных средств, которыми они могут распоряжаться самостоятельно. Однако и государственная социальная помощь в натуральном виде часто бывает необходима.

Гуманитарная помощь

Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.

Социальная защита детей

Она проявляется в различных сферах жизнедеятельности:

— в среде обитания ребенка;

— в сфере образования;

— в сфере семейных отношений.

Во-первых, должен быть защищен определенный уровень жизни детей (витальные потребности, психическое и физическое здоровье). Во-вторых, социальная помощь детям включает в себя обеспечение безопасности (социальной, экономической, физической). В-третьих, ребенок должен иметь право развития и самореализации своих возможностей и способностей. В Семейном кодексе РФ очерчены права ребенка.

Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.

Осуществляется социальная реабилитация и социальная адаптация детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Организуется отдых и оздоровление детей, включая проживающих в экстремальных условиях и на неблагоприятных с точки зрения экологии территориях.

Социальная защита семьи

Защита материнства, отцовства, детства, семьи является важным критерием функционирования социального государства. Сегодня сложились 4 основные формы, в которых осуществляется социальная помощь семье и детям. Прежде всего, это денежные выплаты на ребенка, а также в связи с его рождением, содержанием и воспитанием (пенсии и пособия). Кроме того, социальная помощь семье включает налоговые, трудовые, кредитные, жилищные, медицинские и иные льготы семьям, имеющим детей, а также родителям с детьми. Существует также социальное обслуживание семей (юридическая, психологическая, педагогическая и иная помощь). Оказание социальной помощи происходит и в виде бесплатных выдач детям и семье (детского питания, одежды и обуви, лекарств, питания беременным женщинам и др.).

Государственная помощь инвалидам

В России для инвалидов предусмотрены следующие виды пенсий.

1. Трудовая по инвалидности. Она назначается лицам, которые отработали хотя бы день и были признаны инвалидами.

2. Государственная по инвалидности. Она выплачивается участникам ВОВ, космонавтам, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

3. Социальная по инвалидности. Она начисляется инвалидам групп с 1 по 3, а также детям-инвалидам.

Кроме того, у этой категории граждан есть право на бесплатные лекарства, изделия медицинского назначения, санаторно-курортное лечение и др. При этом имеет некоторые нюансы социальная помощь инвалидам. В частности, признанные безработными инвалиды 3-й группы оплачивают половину стоимости лекарств, назначенных врачом.

Социальные услуги инвалидам

Кроме оплаты проезда и лекарств данной категории граждан предоставляются также социальные услуги, бесплатные или оплачиваемые частично. К ним относится:

— покупка продуктов, а также товаров первой необходимости, таких, как медикаменты;

— помощь в правовых и юридических вопросах;

— сопровождение их в медицинские учреждения;

— помощь в доставке топлива и воды, если в доме нет отопления и водопровода;

— оказание ритуальных услуг.

Данные услуги бесплатны в том случае, если инвалид живет один, или доход на члена семьи меньше прожиточного минимума для данного региона. Также есть случаи, когда эти виды социальной помощи могут предоставляться на условиях частичной оплаты.

Государственная помощь пожилым

В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства. Социальная помощь пожилым, в соответствии с законодательством, это:

— помощь на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание;

— стационарное обслуживание в учреждениях (пансионатах, домах-интернатах и др.);

— полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания;

— срочная помощь разового характера;

— социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе.

Для реализации данных форм были созданы специальные территориальные центры, занимающиеся выявлением пожилых граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Они определяют виды социальных услуг, необходимые для них, и обеспечивают их предоставление, а также ведут учет нуждающихся.

Помощь пожилым на дому

Социальная помощь на дому оказывается пожилым людям социальными работниками, которые предлагают широкий набор услуг, включающий в себя доставку с рынка и из магазинов продуктов питания на дом, доставку из столовых горячих обедов, гуманитарной помощи, лекарств и необходимых товаров, оформление коммунальных и иных платежей, сдачу в ремонт вещей. Социальный работник может по поручению подопечного связаться с нотариусом, а также оформить документы (включая необходимые для помещения в дом-интернат), вызвать врача, пригласить мастеров для ремонта аппаратуры или квартиры. Основные виды услуг предоставляются на дому бесплатно, отдельные из них пенсионер оплачивает из надбавки к пенсии по уходу.

Отделения дневного пребывания

Еще одна форма помощи — отделения дневного пребывания. Целью их является помощь пожилым в преодолении одиночества. Организуется питание, отдых, медицинская помощь, просветительские и культурно-массовые мероприятия. В этих заведениях осуществляются разные виды посильного труда, что позволяет вновь ощутить свою полезность и подзаработать ремеслом, рукоделием, шитьем. Клиенты дневного отделения отмечают совместно дни рождения, праздники — в итоге одиночество и старость не выглядят уже столь грустными.

Пансионаты для инвалидов и престарелых

Пансионаты, дома-интернаты и иные учреждения стационарного пребывания предназначены для лиц, не имеющих трудоспособных детей, которые обязаны содержать родителей. Могут быть направлены в учреждения подобного типа пациенты, которые нуждаются в постоянном медицинском уходе. Кроме того, сюда направляются те, кто не имеет по разным причинам возможности проживать вместе с родственниками.

Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.

Благоустроенное жилье с инвентарем и необходимой мебелью получают проживающие в таких домах, а также постельные принадлежности, обувь и одежду. Им предоставляется питание, включая диетическое. Осуществляется наблюдение и лечение пациентов, а также госпитализация их при возникновении такой необходимости. Также администрация проводит культурно-массовые мероприятия. Тем не менее, в подобных учреждениях часто наблюдается усиление чувства одиночества и зависимости у проживающих, что приближает их уход из жизни. По некоторым данным, ежегодно в таких заведениях умирает до 25% от общего числа проживающих.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, lektsii.org, www.audit-it.ru, www.syl.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий