Имеют ли право государственные инспектора труда при наличии удостоверения

СТ 357 ТК РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • абзац седьмой утратил силу;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • абзац одиннадцатый утратил силу;
  • абзац двенадцатый утратил силу;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную
инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа
по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением
исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение
суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового
законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его
получения работодателем или его представителем.

Комментарий к Ст. 357 Трудового кодекса РФ

1. Для обеспечения исполнения инспекторами труда своих функций Конвенция N 81 МОТ Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.) предусматривает их права: беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательство эффективно соблюдается, в частности наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений, требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, в целях проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест.

2. Комментируемая статья устанавливает общий свод прав государственных инспекторов труда вне зависимости от специфики осуществляемой ими надзорной деятельности. В то же время следует иметь в виду, что в системе федеральной инспекции труда деятельность по проведению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляют государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда. Государственные правовые инспекторы труда осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы по охране труда ведут надзор за соблюдением прав и свобод граждан, применением законодательства о труде в части обеспечения права на безопасные условия труда и имеют необходимые познания в технических вопросах.

3. Предписания, предъявленные государственным инспектором труда в адрес работодателя или его представителя об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе и не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности, обязательны для исполнения. Об обжаловании предписаний государственных инспекторов труда см. ст. 361 ТК РФ и комментарий к ней.

Ответственность за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений законодательства предусмотрена ст. 19.5 КоАП. Соответствующие дела об административных правонарушениях рассматриваются судами.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц к административной ответственности вправе должностные лица, поименованные в ст. 23.12 КоАП.

Данные лица вправе составлять по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых ими, протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, должностные лица Федеральной службы по труду и занятости имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП (ст. 28.3 КоАП). Перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 г. N 60.

6. Федеральная инспекция труда не осуществляет надзорную деятельность по вопросам, которые приняты к рассмотрению судом или по которым уже имеется решение суда, вне зависимости от вступления его в законную силу. В то же время принятие вопроса к рассмотрению КТС или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае предписание выдается при наличии очевидного (т.е. не вызывающего сомнений) нарушения. Выданное в данном случае предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в особом порядке: исключительно в суд в течение 10 дней с момента получения предписания. Обжалование данного предписания в порядке подчиненности не допускается.

Имеют ли право государственные инспектора труда при наличии удостоверения

ТК РФ Статья 357

Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов; привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г

В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Установить, что полномочия, предусматриваемые настоящим постановлением, осуществляются Федеральной службой по труду и занятости в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Имеют ли право государственные инспектора труда при наличии удостоверения

Федеральная Государственная инспекции труда по Приморскому краю

Федеральная инспекция труда — единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Процедура проверки организации государственным инспектором труда

Государственные инспекторы и иные должностные лица Государственной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труда и охране труда путем проведения проверок, в процессе расследования несчастных случаев, произошедших на производстве

Процедура проверки организации государственным инспектором труда.

Государственные инспекторы труда и иные должностные лица Государственной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труда и охране труда путем проведения проверок, в процессе расследования несчастных случаев, произошедших на производстве

Принципы деятельности, основные задачи, полномочия, права и обязанности Государственной инспекции труда регламентируются Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утверждённом постановлением правительства РФ №559 от 05.09.2007г, Положением о государственной инспекции труда в РО, утвержденном приказом № 180 от 24.03.2005г, а также Трудовым Кодексом РФ.

Это интересно:  Как закрыть ИП в 2019 году: пошаговая инструкция

Основными задачами Государственной инспекции труда являются:

— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая права на безопасные условия труда;

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, противозаконных действий (бездействия) или злоупотреблений.

При выявлении такого рода нарушений в ходе проверок материалы направляются в Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.

Государственные инспекторы труда имеют право, при наличии удостоверения установленного образца, посещать в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства организации любой организационно-правовой формы.

При проведении проверок госинспекторами труда строго соблюдаются требования федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ.

При поступлении в государственную инспекцию труда заявления о нарушении трудовых прав работника госинспектору труда выдается распоряжение о проверке данного предприятия и в частности вопросов, на какие ссылается в своем заявлении работник.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется руководителю, иному должностному лицу организации или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

В ходе проверки госинспектор труда имеет право запрашивать и безвозмездно получать от руководителя и иных должностных лиц организации документы, объяснения и информацию, необходимую для осуществления проверки.

За непредставление необходимых сведений (информации) для осуществления законной деятельности государственному инспектору труда статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором указываются сведения о результатах проверки.

При выявлении в результате проведения проверки нарушений трудового законодательства государственным инспектором труда выдается обязательное к исполнению предписание, в котором указываются конкретные нарушения со ссылкой на статьи Трудового Кодекса РФ или иные нормативные документы, содержащие нормы трудового права, а также срок устранения нарушенийЗа невыполнение в срок законного предписания также предусмотрена административная ответственность в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае выявления в ходе проверки совершения должностным лицом административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае если должностное лицо ранее подвергалось административному взысканию за аналогичное административное правонарушение и вновь нарушило законодательство о труде и охране труда, то это влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Права и обязанности государственного инспектора труда

Основные права государственных инспекторов труда (как правовых, так и по охране труда) перечислены в ст. 357 ТК РФ. Их можно разделить на две группы.

Прежде всего, это права, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями. К ним надо отнести права:

беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации и работодателей — физических лиц (для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца).

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (при этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны);

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

Вторая группа прав связана с реализацией властных полномочий, направленных на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав. К ним относятся права:

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.

Помимо этого, государственные инспекторы участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, когда это предусмотрено законодательством. Например, в расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (ст. 229 ТК РФ).

ТК РФ предоставляет государственным инспекторам право выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Надо иметь в виду, что Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации, разделяет полномочия правовых инспекторов и инспекторов по охране труда.

Обязанности государственного инспектора труда перечислены в ст. 358 ТК РФ.

Осуществляя надзорно — контрольные функции, государственные инспекторы труда должны соблюдать Конституцию, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также права и законные интересы работодателей — как юридических, так и физических лиц.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

3. Следует ли делать отметку о проведении целевого инструктажа в наряде допуске на выполнение работ повышенной опасности*:

На усмотрение лица, проводившего инструктаж

4. Лица в возрасте до 21 года, занятые на тяжелых работах или на работах с вредными (опасными) условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта проходят за счет средств работодателя обязательные периодические медицинские осмотры в сроки*:

Не реже 1 раза в 2 года

Как и все работники, занятые на аналогичных работах

5. Каковы особенности проведения испытаний и проверки исправности средств индивидуальной защиты (СИЗ)? Они проводятся*:

в присутствии и по просьбе работника, которому они выданы

в строго установленные сроки

регулярно в соответствии с установленными сроками. После проверки должна быть сделана отметка о сроках последующего испытания

6. Какова допустимая продолжительность единовременного пребывания рабочего в шланговом противогазе при выполнении газоопасных работ*:

7. Как осуществляется подготовка неэлектротехннческого персонала к присвоению I группы по электробезопасности?*:

В специализированных центрах. При аттестации выдается удостоверение

Ежегодно, методом инструктажа на рабочем месте, который должен завершиться проверкой знаний устным опросом. Инструктаж проводит лицо из электротехнического персонала с группой не ниже III. Результаты проверки оформляются в специальном журнале

В комиссии организации по проверке знании требовании охраны труда. Удостоверение не выдается

8. При каком условии разрабатываются и вывешиваются на видных местах планы (схемы) эвакуации людей и предусматривается система их оповещения в случае пожара?*:

При единовременном нахождении на этаже более 10 человек

При единовременном нахождении на этаже более 20 человек

При единовременном нахождении на этаже более 50 человек

9. Как оформляется несчастный случай, при котором пострадали два работника: один получил травму, относящуюся к категории «легкая», другой — «тяжелая»?*:

Составляются два акта: «Акт» формы Н-1, в котором перечисляются все пострадавшие, и «Акт о расследовании группового несчастного случая»

Комиссия составляет «Акт о расследовании группового несчастного случая» и на каждого пострадавшего отдельно «Акт» формы Н-1, всего три акта

Составляется только «Акт о расследовании группового несчастного случая»
1 0. На какое время может быть наложен жгут при остановке наружного артериального кровотечения? И в случае необходимости можно ли продлить это время?

Всего на 1,5 — 2 часа.
На 1 час, затем можно один раз ослабить жгут на 5 минут; прижав пальцами артерию выше места кровотечения.
На 1 час. По истечении времени раскрутить жгут на 5-10 минут, прижав пальцами артерию выше места кровотечения. Ослабление жгута повторять через каждый 30 минут.

1. Имеют ли право государственные инспектора труда при наличии удостоверения установленного образца беспрепятственно посещать организации в целях проведения плановой проверки?*:

Да, имеют право, но не более чем один раз в три года

Да, имеют право в любое время без всяких ограничений

Да, имеют право посещать, но только организации, имеющие государственную аккредитацию

2. Работодатель по просьбе работника, имеющего ребенка в возрасте 13 лет, установил неполный рабочий день. Ведет ли это к сокращению продолжительности ежегодного отпуска и учитывается ли при исчислении трудового стажа?*:

Да, ведет и учитывается

Нет, не ведет и не учитывается

Решение этих вопросов — в ведении работодателя

3. Кто должен составлять перечень профессий и работ на предприятии, для которых законодательством предусмотрены льготы и компенсации по условиям труда?*:

Орган по труду исполнительной власти города (района)

Работодатель — по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом коллектива организации
4. Кем разрабатываются, с кем согласуются и утверждаются инструкции по охране труда л ли работников организации?*:

Разрабатываются отделом (специалистом) охраны труда, согласуются с руководителем подразделения, утверждаются работодателем

Разрабатываются мастером, согласовываются с начальником цеха и утверждаются начальником отдела охраны труда

Разрабатываются руководителем подразделения, согласуются с соответствующим профсоюзным органом либо иным уполномоченным работниками представительным органом, утверждаются руководителем организации
5. Какие средства зашиты органов дыхания применяются в условиях наличия в воздухе вредных веществ неизвестного состава и неизвестных концентраций?*:

Изолирующие противогазы со шланговой или автономной подачей смеси (воздуха), обеспечивающие защиту при концентрации вредных веществ выше 2000 ПДК

Нет. не допускаются из-за ограничений по возрасту

Допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование и обучение безопасным методам и приемам работ

Допускаются, но при выполнении условий пункта ‘»б», а также при наличии опыта работы на высоте под наблюдением мастера. Прохождение обучения должно быть подтверждено наличием удостоверения
7. Какие нормы подъема и перемещения грузов на расстояние до 25 м установлены законодательством для мужчин старше 18 лет?*:

Это интересно:  Какой будет госпошлина на заключение брака в 2019 году?

Груз массой до 80 кг

Груз массой до 60 кг

Груз массой до 50 кг
8. Какие действия Вы предпримете для приведения углекислотного огнетушителя (ОУ) в действие?*:

Сорвете пломбу, выдернете чеку, направите раструб на пламя, нажмете рычаг

Сорвете пломбу, нажмете рычаг, направите раструб на пламя

Сорвете пломбу, направите раструб на пламя

9. Подлежит ли расследованию как несчастный случай на производстве событие, происшедшее с работником: по дороге с работы, выходя из трамвая, он оступился и травмировал ногу, в результате временно был нетрудоспособен?*:

Да, расследуется как несчастный случай на производстве

Не подлежит, так как работник получил травму из-за своей неосторожности

Нет, так как событие не связано с исполнением трудовых обязанностей

10. Проводить непрямой массаж сердца при оказании первой помощи пострадавшему следует*:

не менее 3-4 минут

не менее 10 минут

1. Предусмотрена ли законодательством возможность снижения беременным женщинам норм выработки (норм обслуживания) и гарантируется ли при этом сохранение среднего заработка?*:

Предусмотрена на основании ее заявления, но без гарантии сохранения среднего заработка

Предусмотрена всем беременным женщинам с сохранением среднего заработка на основании их заявлений

Предусмотрена в соответствии с медицинским заключением и на основании их заявления с сохранением среднего заработка

2. Установление пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, применяется в соответствии*:

С коллективным договором (соглашением)
Со Списком № 1
3. Кто несет ответственность за безопасное проведение ремонтных работ?*:

Лицо, выдающее наряд-допуск

Мастер участка, на котором проводятся ремонтные работы

Непосредственный руководитель работ

Все три указанных лица с четким определением обязанностей каждого

4. Кто проводит вводный инструктаж в организации и где регистрируется его проведение?*:

Проводит работник отдела кадров, регистрируется в личной карточке работника

Проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложена эта обязанность. Регистрируется в Журнале вводного инструктажа

Руководитель работ проводит и регистрирует в Журнале инструктажа на рабочем месте
5. Работник службы охраны труда имеет право*:

Отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке предварительные и периодические осмотры

Требовать письменные объяснения от лиц. допустивших нарушение трудового законодательства

Привлекать к ответственности должностных лиц. нарушающих требования охраны труда
б. Какие работы относятся к работам на высоте и к верхолазным работам?*:

к работам на высоте — работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1.3 м и более, к верхолазным — работы на высоте более 5 м
К работам на высоте — работы, выполняемые на высоте 1.5 м и более от поверхности грунта или перекрытий, к верхолазным — на высоте более 10 м

К работам на высоте относятся работы, выполняемые на высоте более 2м. к верхолазным — на высоте более 5м
7. Какие требования должны соблюдаться, если баллоны с газом устанавливаются в помещениях?*:

Запрещается устанавливать баллоны в помещениях, где есть источники тепла с открытым огнем

Баллоны с газом должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов и не менее 5 м от источников тепла с открытым огнем

Баллоны с газом должны размещаться на расстоянии 2 м от отопительных приборов и от источников тепла с открытым огнем

8. Какие категории работников организаций должны проходить противопожарный инструктаж?*:

Все работники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа в порядке, установленном руководителем

Только работники взрывопожароопасных и пожароопасных производств

Только члены пожарно-технической комиссии
9. Каков порядок расследования несчастного случая на производстве, при котором нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу?*:

Расследование проводит комиссия по заявлению пострадавшего или его доверенного лица. Срок расследования — в течение месяца со дня поступления заявления

Расследование проводится комиссией в течение 3-х или 15-ти дней в зависимости от тяжести несчастного случая

Государственный инспектор труда проводит самостоятельно расследование. Комиссия не создается
10. Какую первую помощь следует оказать пострадавшему при обморожении?*:

Растереть обмороженные места снегом, варежкой, носовым платком и т.д.

Как можно быстрее перевезти пострадавшего в теплое помещение. Немедленно укрыть поврежденные участки тела от внешнего тепла одеялами и теплой одеждой. Дать обильное теплое питье

1. Какие права предоставлены профсоюзным органам и профсоюзным инспекторам по охране труда в случае выявления нарушений законодательства, правил и норм по охране труда?*:

Они могут приостановить работы, если выявленные нарушения угрожают жизни и здоровью работников.

Они вправе требовать от работодателя, органа управления приостановки указанных работ.

Они имеют право направлять работодателю обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений, а если меры к их устранению не принимаются, требовать приостановки указанных работ.
2. Кто несет ответственность за безопасность людей при использовании опасного вещества, имеющего паспорт безопасности? *:

3. Служба охраны труда в организации подчинена главному инженеру. Освобождает ли это руководителя предприятия от ответственности за состояние охраны труда?*:

Освобождает лишь частично

4. Что входит в обязанности работника в области охраны труда?*:

Проведение аттестации рабочих мест

Стирка и ремонт средств индивидуальной зашиты

Извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве.

5. К какой группе производственных факторов могут быть отнесены температура и влажность воздуха, масса поднимаемого и перемещаемого груза?*:

Все — к группе физических факторов

Все — к психофизиологическим факторам

Температура и влажность — к физическим факторам, масса поднимаемого и перемещаемого груза характеризует тяжесть физического труда, т.е. относится к психофизиологическим факторам

б. В каких случаях необходимо применять предохранительные пояса при работе на высоте?*:

В любых случаях

При невозможности устройства временных ограждений рабочего места, которое находится на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте 1,3 м и более

При невозможности устройства временных ограждений рабочего места, котороенаходится на высоте 1,3 м и более

7. Допускается ли переноска грузчиком вручную груза массой 75 кг?*:

Допускается в присутствии руководителя работ

Допускается при условии, что подъем (снятие) груза производят другие грузчики

8. К управлению электропогрузчиком допускаются*:

лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, в том числе предрейсовый медосмотр, прошедшие инструктаж по охране труда, имеющие удостоверение на право управления электропогрузчиком

лица, отвечающие требованиям, указанным в ответе «а», и имеющие удостоверение о присвоении II группы по электробезопасности

лица, отвечающие требованиям, указанным в ответе «а», и имеющие удостоверение водителя автотранспортного средства
9. Имеет ли пострадавший при страховом несчастном случае право получить на руки оформленный Акт формы Н-1*:

Пострадавший или его доверенное лицо имеет право ознакомиться с Актом и прилагаемыми к нему материалами

Имеет право получить копию, т.к. один экземпляр Акта с приложением всех материалов расследования хранится в организации, другой — направляется в отделение ФСС для оформления страховых выплат пострадавшему

Да, имеет. Работодатель обязан один из экземпляров Акта в 3-х дневный срок после его утверждения выдать пострадавшему

10. Как следует проводить искусственную вентиляцию легких при оказании первой помощи пострадавшему?*:

Подложить под голову пострадавшему удобную «подушку» из подручных средств, плотно прижаться губами к его губам (желательно через марлю, салфетку и т.п.) и выдохнуть в пострадавшего с максимальным усилием

Запрокинуть голову пострадавшего и сделать свой «выдох» ему в рот. Частота раздуваний легких пострадавшего примерно 1 раз в 5 секунд

Проверки ГИТ: права и обязанности инспекторов и работодателей (Куревина Л.В.)

Дата размещения статьи: 09.09.2015

Раз в три года учреждение может быть подвергнуто проверке Государственной инспекцией труда. Кроме этого, проверить организацию инспекторы по труду могут в любое время по жалобам работников. Чтобы избежать проблем и штрафов, работодатель должен быть «во всеоружии»: необходимо знать, что становится предметом проверки и какими полномочиями обладает сотрудник инспекции, какие права имеет сам работодатель и какие действия инспектора можно обжаловать.

Структура, задачи, полномочия

Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, которая состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Роструд), и его территориальных органов — государственных инспекций труда (ГИТ).
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 ТК РФ).
В соответствии с указанными задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия, перечисленные в ст. 356 ТК РФ:
— осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
— осуществляет согласно законодательству РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
— проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
— обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, готовит предложения по их совершенствованию;
— анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
— принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
— запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на инспекцию задач;
— ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
— осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

— информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
— готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту РФ и в Правительство РФ;
— проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
— иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством:
— проведения плановых и внеплановых проверок;
— выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
— составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда;
— подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ.

Это интересно:  Постоянная прописка (регистрация) - без права на собственность, на жилплощадь, в общежитии

Виды проверок

Деятельность органов Роструда и порядок проведения проверок их должностными лицами определяются:
— Конвенцией Международной организации труда N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-й сессии Генеральной конференции МОТ);
— гл. 57 ТК РФ;
— Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ);
— Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее — Постановление N 875);
— Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324;
— иными федеральными нормативными правовыми актами.
Напомним, что плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов один раз в три года. И совсем не обязательно, что в эти планы будут включены все существующие организации. Основанием для включения в ежегодный план проверок согласно ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица или окончания последней плановой проверки, а также начало фактического осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности.
Планы проверок согласовываются с прокуратурой, которая формирует ежегодный сводный план проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в Интернете в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Внеплановые проверки проводятся в связи с истечением срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований, на основании заявления работников (граждан, юридических лиц), информации госорганов, средств массовой информации или на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ или на основании требования прокурора (ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными (проводятся по месту нахождения территориального органа Роструда) и выездными (проводятся по месту осуществления деятельности организации).

Права и обязанности государственных инспекторов труда

Согласно ст. 357 ТК РФ и Постановлению N 875 инспекторы ГИТ при осуществлении контрольных мероприятий имеют следующие права:

V беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений
установленного образца посещать работодателей в целях проведения их
проверки;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно
получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для
выполнения надзорных и контрольных функций;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых
материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом
работодателя или его представителя и составлением соответствующего
акта;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V расследовать в установленном порядке несчастные случаи на
производстве;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V предъявлять работодателям и их представителям обязательные для
исполнения предписания об устранении нарушений обязательных
требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав
работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к
дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в
установленном порядке;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы
условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций)
или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие
нарушения требований охраны труда;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в
установленном порядке обучение безопасным методам и приемам
выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих
местах и проверку знания требований охраны труда;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты
работников, если такие средства не соответствуют обязательным
требованиям, установленным законодательством РФ о техническом
регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны
труда;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V составлять протоколы и рассматривать дела об административных
правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и
направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы
(документы) о привлечении виновных к ответственности согласно
федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении
обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда,
причиненного здоровью работников на производстве.

При осуществлении надзора за соблюдением трудового законодательства инспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при реализации полномочий. Кроме этого, инспекторы труда после оставления своей должности не имеют права распространяться об источниках любой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и обязаны воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы. Ограничения при проведении проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) установлены в ст. 15 Закона N 294-ФЗ.

На что обратить внимание?

Прежде всего, одним из прав, предоставленных работодателям законодательством, является обжалование действия (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшего за собой нарушение прав юридического лица. Работодателю следует знать, какие его права могут быть нарушены и какие нарушения законодательства допускают инспекторы по труду при проверке.

Примечание. Перед началом проверки работодатель вправе потребовать заверенную печатью копию приказа (распоряжения) о ее проведении, подтверждение полномочий должностных лиц на проведение проверки, а также копию документа о согласовании проверки с органом прокуратуры (ч. 3 ст. 14, п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).

В ст. 20 Закона N 294-ФЗ перечислены грубые нарушения требований данного Закона, когда результаты проверки признаются недействительными:
1. Нарушение сроков уведомления о проведении проверки. Напомним, что о плановой проверке работодатель должен быть уведомлен не позднее трех рабочих дней до ее начала посредством направления копии распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. О внеплановой проверке учреждение уведомляется в течение 24 часов любым доступным способом, за исключением случая, когда в результате деятельности юридического лица был причинен или причиняется вред жизни, здоровью работников в соответствии с абз. 5, 6 ч. 7 ст. 360 ТК РФ. При этом проверка может проводиться без уведомления.
2. Отсутствие оснований для внеплановой проверки, проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план таких проверок.
3. Отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки. Исключение составляют случаи, когда проверка проводится по фактам нарушения трудового законодательства в сфере охраны труда, повлекшего нанесение вреда жизни и здоровью работников. В этом случае орган прокуратуры лишь извещается о проведении проверки.
4. Отсутствие приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя инспекции по труду.
5. Истребование документов, не относящихся к предмету проверки.

Обратите внимание! Предмет проверки и основания ее проведения должны быть названы в приказе о проведении проверки. Приказ должен соответствовать типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Приказ N 141).

6. Превышение установленных сроков проведения проверок. Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не должен превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Если у юридического лица имеются структурные подразделения (филиалы), срок устанавливается отдельно по каждому подразделению, а общий срок проверки не может превышать 60 рабочих дней (ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
7. Непредоставление акта проверки. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения, в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или представителя, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Типовая форма акта проверки установлена Приказом N 141.

К сведению. К акту проверки прилагаются: объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований; предписания об устранении выявленных нарушений; иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Кроме этого, выездная проверка не может проводиться во время отсутствия руководителя организации (иного должностного или уполномоченного лица), за исключением проведения проверки в случаях причинения вреда жизни и здоровью работников.
Если при проведении проверки инспектор по труду допустит хотя бы одно из вышеперечисленных нарушений (действий, бездействия), работодатель может написать заявление в вышестоящий контролирующий орган или в суд. Кроме этого, работодатель может обжаловать решения государственных инспекторов труда соответствующему руководителю по подчиненности и главному государственному инспектору труда РФ. Решения же главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы лишь в суде.
За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда могут привлекаться к дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности.
Заметим, что в ст. 21 Закона N 294-ФЗ помимо права на обжалование действий (бездействия) инспекторов перечислены и другие права работодателя. Так, руководитель (иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица) имеет право:
— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;
— получить от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
— ознакомиться с результатами проверки и сделать в акте проверки отметку о своем ознакомлении с ее результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Обращаем внимание на взаимозависимую обязанность работодателя и инспектора: согласно ч. 8 и 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридические лица должны вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом N 141, а инспекторы труда, осуществившие проверку, по ее окончании обязаны произвести в нем запись.

Ответственность работодателя

Итак, по результатам проверки юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.
При этом если в ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства, инспекторы по труду в первую очередь выдают предписание с указанием сроков устранения выявленных нарушений, принимают меры по контролю за устранением нарушений и привлекают лиц, допустивших данные нарушения, к ответственности. Предписание об устранении нарушений должно быть выдано в течение трех рабочих дней с момента их установления. Виновное должностное лицо привлекается к административной ответственности, как правило, по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. А в случае выявления в ходе проверки признаков преступлений, предусмотренных УК РФ, должностные лица инспекции по труду направляют материалы в правоохранительные органы.
Кроме этого, ст. 363 ТК РФ предусмотрена административная ответственность за такое воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда:
— невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);
— неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);
— невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ);
— непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);
— непредставление сведений (информации), представление которых (которой) предусмотрено законом и необходимо для осуществления контролирующим органом (должностным лицом) его законной деятельности (ст. 19.7 КоАП РФ).

Статья написана по материалам сайтов: www.trudkod.ru, black-lev.ru, git15.rostrud.ru, filling-form.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий