Изъятие земельного участка у собственника 2019: основания, порядок

В Госдуму внесён законопроект, предлагающий дополнить перечень причин для принудительного изъятия земельного участка. Документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты».

За что могут отобрать земельный участок:

какие причины для принудительного изъятия

земельного участка?

В настоящее время установлен перечень оснований принудительного изъятия имущества у собственника. Указанным перечнем в качестве одного из оснований принудительного изъятия имущества собственника определено отчуждение имущества в случае, предусмотренном статьей 285 Гражданского кодекса Российской Федерации (использование земельного участка с нарушением требований законодательства и не по целевому назначению).

Однако данный перечень не содержит основания изъятия земельного участка, предусмотренного статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трёх лет, если более длительный срок не установлен законом.

Законопроектом предлагается дополнить перечень оснований принудительного изъятия имущества собственника. В частности, основанием для этого может стать нарушение законодательства в части использования участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и не в соответствии с разрешённым использованием.

Ранее в Госдуму был внесён законопроект, предполагающий, что в случае выявления нецелевого использования земельных участков муниципальные земельные контролёры должны получить право составлять не только акт проверки, но и протокол об административном правонарушении.

В пояснительной записке к документу, который есть в распоряжении «Парламентской газеты», указано, что инициатива подготовлена для повышения результативности проверок, проводимых при муниципальном земельном контроле.

Возможно ли изъятие земельного участка у владельца?

Процесс принудительного изъятия земли, находящейся в частной собственности у физических лиц прописан в законодательстве, однако пока активно не применяется. Однако, возможность у государственных органов отобрать землю у хозяина есть, и надо четко представлять себе, что нужно, чтобы такого насильственно — законного изъятия не произошло.

Когда могут изъять земельный участок?

Изъятие земельного участка возможно в следующих случаях:

  1. Для государственных или муниципальных нужд.
  2. В целях комплексного развития территории.
  3. В случае ненадлежащего использования земли.
  4. В случае реквизиции.
  5. В случае конфискации.

Изъятие для государственных или муниципальных нужд

Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются в исключительных случаях, связанных с государственными (муниципальными) нуждами (ст. 49 ЗК РФ).

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляют Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ; ст. 56.2 ЗК РФ; п. 5.52 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432; пп. 73.1 п. 9 Положения, утв. Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960).

Правообладатель земельного участка должен быть письменно уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд органом, принявшим решение об изъятии (п. 5 ст. 279 ГК РФ).

За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение.

При этом при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

В случае если одновременно с изъятием земельного участка осуществляется изъятие расположенных на нем и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (п. п. 1, 2, 3 ст. 281 ГК РФ).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 6 ст. 279 ГК РФ).

Примечание. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок (п. 3 ст. 281 ГК РФ).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом (п. 6 ст. 279, п. 4 ст. 281 ГК РФ).

Изъятие для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории

Изъятие земельного участка возможно, если он расположен в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии и заключен договор о комплексном развитии территории с победителем открытого аукциона на право заключения такого договора (п. 1 ст. 56.12 ЗК РФ; ст. 46.10 ГрК РФ).

Решение об изъятии земельного участка в данном случае принимает орган местного самоуправления на основании утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории (п. 2 ст. 56.12 ЗК РФ).

Копию решения и проект соглашения об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости орган местного самоуправления направляет правообладателю земельного участка в течение семи рабочих дней с даты принятия решения об изъятии (пп. 4 п. 4 ст. 56.12 ЗК РФ).

Соглашение об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости должно содержать помимо прочего выкупную цену изымаемого имущества и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием (п. 6 ст. 56.12 ЗК РФ).

Если соглашение не заключено в течение месяца со дня предоставления правообладателю земельного участка проекта соглашения для ознакомления, изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости происходит принудительно через суд. В этом случае денежные средства в счет возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляются лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, на банковский счет правообладателя, а при отсутствии информации о счете — в депозит нотариуса (п. п. 9, 11 ст. 56.12 ЗК РФ).

Решение суда об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части размера возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости (п. п. 10, 13 ст. 56.12 ЗК РФ).

Изъятие в случае неиспользования по целевому назначению или использования с нарушениями

Земельный участок может быть изъят у собственника, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ).

Земельный участок может быть изъят у собственника, если участок используется с нарушением требований законодательства РФ, в частности используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).

В отношении земельных участков, которые после изъятия могут быть предоставлены гражданам, проводится административное обследование (п. п. 1, 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).

В ходе обследования должностные лица органов государственного земельного надзора проверяют состояние и способы использования земельного участка правообладателями.

В случае выявления нарушений земельного законодательства правообладатель может быть привлечен к административной и иной ответственности (п. п. 8, 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).

Изъятие в порядке реквизиции

Земельный участок могут изъять у собственника уполномоченные исполнительные органы государственной власти в порядке реквизиции. Это возможно только в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Стоит отметить, что реквизиция подразумевает временный характер изъятия, а если изъятый земельный участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте (ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ).

Изъятие в случае конфискации

Земельный участок может быть безвозмездно изъят (конфискован) у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ).

Видео: Могут ли отобрать землю?

Источник 1

Изъятие земли у собственников по новым правилам

Предлагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ, дополнив статью 284 (изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением) положением о том, что признаки неиспользования земельных участков определяются в соответствии с земельным законодательством.

Статья 285 (изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства) излагается в новой редакции:

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка нарушает установленное для данного земельного участка целевое назначение и разрешенное использование и такая деятельность представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, в том числе вызывает значительное ухудшение экологической обстановки или влечет за собой существенное снижение плодородия почв, либо угрожает сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры.

Признаки названной в настоящей статье деятельности определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В действующей редакции основанием для изъятия земельного участка является его использование с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Это интересно:  Отправили служить с серьёзным заболеванием

Предусмотренные поправками критерии кажутся более четкими. Для изъятия необходимо будет одновременное соблюдение двух условий:

— использование участка нарушает установленное для данного земельного участка целевое назначение и разрешенное использование;

— такая деятельность представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, либо угрожает сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры.

Но как быть если деятельность на земельном участке введется в соответствии с его разрешённым использованием (например – строительство), но создает угрозу жизни людей, или сохранению памятникам истории и культуры? Из буквального смысла этой нормы следует, что в таком случае участок изымать нельзя.

Также предлагается признать утратившим силу пункт 3 статьи 286, а пункт 2 изложить в новой редакции, закрепив в нем правило о том, что порядок изъятия ненадлежаще используемого земельного участка, определяется земельным законодательством.

Наиболее существенные нововведения содержатся в части поправок, предусматривающих внесение изменений в Земельный кодекс РФ

В него авторы поправок хотят внести новую статью 44.1 «Основания для принудительного изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, в связи с его ненадлежащим использованием». Данные основания более подробно воспроизводят рассмотренные выше положения Гражданского кодекса РФ.

Принципиально новой будет являться статья 54.1 «Порядок изъятия земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием у частного собственника».

Согласно ее положениям, изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется у частного собственника по основаниям, определенным в соответствии со статьей 44.1 настоящего Кодекса после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение, содержащее предусмотренные названной статьей признаки, и при условии, что нарушение не устранено. Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.

Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный в предупреждении срок орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора (постановления о привлечении собственника земельного участка к административной ответственности, предупреждения, акта проверки выполнения такого предупреждения и иных необходимых документов) в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.

Заявление об изъятии земельного участка, подаваемое в суд, должно предусматривать следующие требования:

1) о разделе земельного участка, и продаже одного или нескольких образованных

из него земельных участков, в границах которого (которых) имеются признаки ненадлежащего использования, с публичных торгов (если земельное правонарушение совершено на площади меньшей, чем тридцать процентов площади исходного земельного участка);

2) о продаже земельного участка с публичных торгов (если земельное правонарушение совершено на площади большей, чем тридцать процентов площади исходного земельного участка или если раздел земельного участка не допускается).

Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов, понесенных в связи с подготовкой и проведением публичных торгов и стоимости кадастровых работ в связи с разделом земельного участка (в случае проведения таких работ), а также расходов, связанных с возмещением вреда окружающей среде в случае, если вред окружающей среде не был возмещен бывшим собственником земельного участка.

Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене публичных торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.

Очевидно, что это положение нуждается в уточнении, поскольку Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит составов правонарушений, все признаки которых совпадали бы с основаниями для изъятия земельных участков. Например, часть 1 статьи 8.8 предусматривает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, но в ней ничего не говорится про признаки такого использования в виде опасности для жизни или здоровья человека, окружающей среды, угрозы сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры. В этом случае необходимо будет либо вносить изменения в КоАП РФ, либо конкретизировать составы правонарушений назначение наказания за совершение которых будет являться основанием для изъятия земли.

Пока в открытых источниках нет информации о том, были ли эти поправки внесены в Государственную Думу, но очень вероятно, что если подобные идеи обнародовались для публичного обсуждения, в скором времени в той или иной форме будут предприняты попытки совершенствования правового регулирования процедуры изъятия земельных участков у недобросовестных собственников.

Изъятие земельного участка у собственника для государственных нужд

Опубликовал: admin в Земля 07.08.2018 Комментарии к записи Изъятие земельного участка у собственника для государственных нужд отключены 59 Просмотров

Изъятие земельных участков для государственных нужд

Главная Земля Изъятие земельных участков для государственных нужд

Согласно главному закону страны – Конституции РФ, частная собственность является неприкосновенной. Однако бывают моменты, когда у владельца отбирают угодье. Именно поэтому так важно быть подкованным во всех юридических тонкостях этого вопроса. Ключевым основанием для превращения правомочий для юридических и физических лиц выступает изъятие данных участков в пользу государства.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для государственных нужд

Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.

Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят обычно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.

Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.

Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе. В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.

Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.

Решение о необходимости изъять землю принимают региональные, а также федеральные органы. Порядок выглядит так: правообладатель и государственные органы должны обсудить условия и прийти к соглашению. Сумма и порядок возмещения обязательно должны быть прописаны. Собственник имеет право требовать компенсацию за все имущество, которое было утрачено, и за которое он понес убытки.

Участок, который изымается, можно заменить на любое недвижимое имущество, которое равноценно с точки зрения своей стоимости. На замену может быть предоставлена земля либо же недвижимый объект, который полностью покроет сумму возмещения.

Обычно порядок изъятия выглядит так:

  • Проводится подготовка к процедуре, с определением общего порядка, а также прекращением прав владения;
  • Должно быть принято решение с обоснованием условий проведенного изъятия;
  • Собственнику сообщают о предстоящей процедуре;
  • Заключается соглашение о проведении изъятия с владельцем земли.

Государство может выдать вам участок, меньший по своей территории, с обязательной выплатой разницы возмещения. Принудительное взыскание должно быть обеспечено равноценным возмещением, сумма должна быть выдана единожды в полном объеме. Суд имеет все полномочия установить сроки, сумму и порядок возмещения на основании материалов, которые были предоставлены по делу.

Постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд

Может быть составлено решение об изъятии земли как для одного участка, так и для нескольких наделов одновременно. В случае, если сносят многоэтажный дом, выдается лишь одно постановление.

Выполнена должна быть процедура:

  • после того, как будет принято постановление в течение 10 дней (информация об этом размещается на официальном сайте, а также иных источниках информации);
  • процесс публикации информации сохраняет за собой общий порядок расположения недвижимого объекта, который изымается;
  • ксерокопии решения должны быть выданы каждому владельцу, интересы которого были затронуты;
  • копия должна быть направлена в органы регистрации прав владельцев;
  • в случае изъятия недвижимых объектов на основании прошения, в организацию следует направить копию решения.

В постановлении указывается правовая основа, и основания, согласно которым происходит регулирование данного вопроса.

Изъятие земельного участка у собственника.

О том, что с 1 января 2018 года собственники могут лишиться своих участков, читайте тут.

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд

В ст. 56.9 Земельного Кодекса РФ регулируются все аспекты, которые относят к составлению соглашения как ключевого документа, согласно которому право владения переходит от собственника к государству, либо муниципальному органу.

В таком документе обязательно должны быть включены положения:

  • имена граждан, подписи которых стоят в документе;
  • указаны кадастровые номера земельных участков, которые изымаются;
  • перечислены основания принятого решения, общие цели с реквизитами документа;
  • прописан общий перечень прав, которые перестают действовать либо же возникают в результате проведенной сделки;
  • срок передачи не должен быть больше 6 месяцев;
  • порядок выплаты компенсации, а также ее размеры.

Отдельной строкой могут быть также указаны ключевые нюансы в адрес некоторых объектов, право использования которых остается за владельцем.

Основания изъятия земельного участка для государственных нужд

Земли у собственника могут быть отобраны в пользу муниципалитета либо же государства – это прописано в статьях 49 и 55 ЗК РФ. Владелец недвижимого имущества должен получить письмо о том, что будет проведена процедура изъятия. Сообщить необходимо не позже чем за 1 год до ее проведения.

Причинами могут выступить:

  • Государство выполняет свои международные обязательства;
  • Проводится процедура отчуждения земли, чтобы в дальнейшем на этой территории можно было разместить федеральные и государственные объекты, если нет иных для этого возможностей;
  • Другие случаи регулируются согласно действующему законодательству.
Это интересно:  Принудительное выселение сожителя

Обычно процесс изъятия земельных наделов происходит из-за того, что государство в них нуждается. Основаниями может послужить строительство значимых сооружений с заранее созданным проектом. Другого способа, кроме изъятия земельных участков просто нет. К примеру, в процессе подготовки олимпийских объектов на территории Сочи пришлось прибегнуть к этому методу. Подобные ситуации могут произойти при строительстве магистралей, водопроводов, железнодорожных веток и т.д.

Земли, которые попадают в категорию изъятия, будут выявлены еще на стадии подготовки строительного проекта.

Со стороны государства будет проведено серьезное исследование относительно прав владельца на землю с последующим определением денежной суммы, которая станет достойной компенсацией финансового возмещения за изымаемый участок. Проанализированное законодательство выявило ряд несоответствий, которые выступили поводом для дальнейшего изменения в Земельном Кодексе.

1 апреля 2015 года в силу вступил новый закон, который определяет порядок изъятия земельных участков у граждан для государственных нужд. Теперь ст.279 ГК РФ регламентирует данную процедуру: владельца просто лишают права собственности.

Согласно новому закону, теперь к правообладателям относятся не только собственники, но и землепользователи и арендаторы. У каждого правообладателя есть право на замещение, поэтому в выкупную цену входит рыночная стоимость с понесенными убытками и упущенной выгодой.

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд

Статья 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации обеспечивает процедуру правового регулирования возмещения убытков, которые были нанесены из-за изъятия земельных наделов. В ней прописано, что компенсацию за лишение земель владелец получит в соответствии с установленной рыночной стоимостью.

Объекты, которые не подлежат возмещению:

  • Недвижимость, которая была возведена с рядом нарушений, в том числе правил пользования и аренды;
  • Строительные объекты, которые появились после того, как о них уведомили собственника.

Возмещение убытков, которые возникли при правомерном изымании земли, может быть проведено согласно общим основаниям предоставленных данных до направления их владельцу. Размер компенсации согласно действующему законодательству должен быть установлен не менее чем за 2 месяца до того, как соглашение будет отправлено собственнику.

Сумму компенсации высчитывают, учитывая несколько ключевых составляющих:

  • стоимость земельного угодья на недвижимом рынке;
  • оценочную стоимость имущества;
  • возмещенные убытки, которые в дальнейшем может понести собственник после того, как будет прекращено использование участка;
  • материальная компенсация упущенной выгоды от пользования землей.

Изъятие земельного участка

Изъятие земельного участка

(англ. withdrawal/confiscation of plot of land) — обращение в собственность государства земельного участка без выкупа его у собственника. В РФ возможно в случаях: а) неиспользования участка в соответствии с его назначением; б) использования участка с нарушением законодательства.

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством РФ, напр., если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Орган гос-ной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об И.з.у. по основаниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК РФ*, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об И.з.у., о своем согласии исполнить это решение, то участок подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об И.з.у., то орган, принявший решение об И.з.у., может предъявить требование о продаже участка в суд.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое «Изъятие земельного участка» в других словарях:

Изъятие земельного участка — (англ. withdrawal/confiscation of plot of land) обращение в собственность государства земельного участка без выкупа его у собственника. В РФ возможно в случаях: а) неиспользования участка в соответствии с его назначением; б) использования участка … Энциклопедия права

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА — в соответствии со ст. 271 ГК земельный участок может быть изъят у собственника (владельца, пользователя) в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством. Согласно ст. 39 КоЗ изъятие земельных участков у землепользователей,… … Юридический словарь современного гражданского права

Реквизиция земельного участка — временное изъятие земельного участка у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Реквизиция земельного участка — временное изъятие земельного участка у собственника на основании решения компетентного органа управления в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях защиты жизненно… … Большой юридический словарь

Реквизиция земельного участка — в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

ВЫКУП ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД — изъятие земельного участка у собственника за плату для государственных и муниципальных нужд. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа только с согласия собственника. При этом… … Большой экономический словарь

ОТЧУЖДЕНИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В СВЯЗИ С ИЗЪЯТИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НА КОТОРОМ ОНО НАХОДИТСЯ — в соответствии со ст. 240 ГК в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество,… … Юридический словарь современного гражданского права

Основания прекращения аренды земельного участка — основания, которые предусмотрены гражданским законодательством; а также по инициативе арендодателя в случае: а) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель,… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд — юридический факт, с которым связано прекращение права на земельный участок. Осуществляется лишь в исключительных случаях, непосредственно установленных в действующем законодательстве, например для размещения объектов, имеющих государственное или… … Большой юридический словарь

НПА:Гражданский кодекс Российской Федерации:Часть первая — (в редакции, действующей по состоянию на 14.11.2013) Гражданский кодекс Российской Федерации ← Гражданский кодекс Российской Федерации … Бухгалтерская энциклопедия

Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

Земельные участки подлежат изъятию только тогда, когда будут соблюдены основные принципы и порядок устанавливаемым земельным законодательством РФ. Изъятие земельного участка может осуществляться только при наличии основания, которые строго прописаны в законе. Лишь после этого, государство может изъять участок с целью использования их в общественных интересах.

Новый порядок изъятия земельных участков

  • Предупреждения для собственника земли о каких-либо нарушениях.
  • Меры по принятию решения органами местного самоуправления или органов гос. власти об изъятии земли.
  • Продажа, собственно, участка. Когда собственник будет согласен продать землю и осведомит об этом соответствующий орган, то земля будет продана сразу же.

Если же собственник согласия не давал на изъятие у него земли, то орган, который принял это решение, должен решить этот вопрос через суд.

Основания и условия

Изъятие земельных участков может быть осуществлено в нескольких случаях (согласно ЗК РФ, статья 56.3):

1) При выполнении межнациональных обязательств РФ.

2) Размещение таких объектов, как:

  • энергетические системы;
  • атомная энергия;
  • оборона и безопасность;
  • космическая деятельность;
  • обеспечивающие защиту государству;
  • газо -, электро-, водоснабжения;
  • транспортные дороги.

Но это в случае, если данные объекты больше некуда разместить.

3) Существуют и иные обстоятельства, которые установлены законом РФ.

Самым важным из условий изъятия земли является процедура возмещения, которая устанавливает выкупную цену, определяющаяся соглашением между собственником и органом, занимающимся изъятием участка земли.

Также обязательно должен составляться договор на выкуп. Выкупная цена заключает в себя рыночную цену земли и все другие убытки.

Постановление об изъятии земли

За 2 месяца должно приняться решение об изъятии земельного участка, оно должно содержать в себе:

  • Основания для изъятия земли;
  • Указание лица, у которого изъяли земельный участок;
  • Указание площади участка и кадастрового номера.

На протяжении семи дней с того дня, когда было принято решение об изъятии земельного участка, определённый орган публичной власти, должен отправить копию решения о том, что собственник земли больше не имеет на неё права, определённым учреждениям.

Принудительное изъятие земельного участка

Как гласит Конституция РФ, никого не вправе лишать имущества, этот вопрос можно решить только через суд. Существует несколько оснований, изложенных в гражданском законодательстве, о принудительном изъятии земельных участков у собственников:

  • Взыскание на землю по обстоятельствам;
  • Отчуждение участка, не принадлежащий по закону данному лицу;
  • Конфискация, реквизиция, национализация участка;
  • Выкуп земли для муниципальных нужд;
  • Если нарушено законодательство.

Права на землю собственника прекращаются в следующих случаях:

  • Если выполнены международные обязательства РФ;
  • Если по размещению объектов не предвидится никаких иных вариантов.
  • Если принудительное изъятие происходит для муниципальных нужд, то на основании суда должна быть выплачена стоимость участка, являющаяся либо равноценной, либо предварительной.

Равноценная – это выкупная цена земельного объекта, которая включает в себя рыночную цену и всё имущество, находящееся там, кроме того, входят все убытки, которые причинялись во время изъятия земли.

Когда же собственник не соглашается с установлением выкупной цены, то арбитражный суд сам определяет цену объекта.

Реквизиция как временное и полное лишение прав на землю государством

Данный термин обозначает принудительное изъятие земельного участка, в соответствие с законом, при котором у частного собственника изымают землю для неотложных государственных нужд, при этом специальным органом выплачивается компенсация. Таким образом, частный собственник теряет право на владение землёй.

Это интересно:  Как сделать карту основной в Сбербанк Онлайн

Согласно ЗК РФ, Статья 51 реквизиция земельного участка может быть только в тех случаях, если в стране происходят чрезвычайные происшествия, например, эпидемии, аварии, стихийные бедствия, проводится только в интересах общества. Это решается государственными органами, причём в данном случае решение не требует судебных разбирательств.

Кроме того, реквизиция может носить и временный характер. Как только время оснований реквизиции подойдёт к концу — земельный участок должен быть возвращен собственнику. Если это сделать нельзя или не представляется возможным, то рыночная цена на землю возвращается.

Выкуп земельных участков для муниципальных и государственных нужд

Изъятие земли для государственных нужд происходит по решению федерального органа исполнительной власти. Кроме того, таким делом могут заниматься органы местное самоуправление.

Собственник земли должен за 12 месяцев осведомлен о его прекращении прав на землю. Ее выкуп может быть осуществлен только по предварительному согласию собственника.

Такое решение должно быть зарегистрировано, а собственник уведомлен о данной регистрации.

Изъятие у собственника по причине ненадлежащего использования

В этом случае земля изымается принудительно, так как собственник пользуется ею не по назначению, нарушая законодательство.

Земля может изыматься в таких случаях:

  • Участок предназначен для строительства или ведения сельского хозяйства, но в течение 3-х лет она никак не используется или используется не по назначению.
  • Если использование земли происходит с нарушением законодательства, например, если из-за неправильного использования, земля теряет свою плодородность, или ухудшается окружающая экология.

Если собственник соглашается на изъятие участка, то он тут же продаётся с общих торгов, если нет, то вопрос решается через суд.

Компенсация за конфискацию земельного участка

Чтобы рассчитать компенсацию за земельный участок, необходимо знать кадарстровую стоимость, которая более близка к рыночной. Часто цифра получается размытая и не удовлетворяет собственника земли. После чего, было принято решение, по которому оценщики определяли цену недвижимости по рыночной стоимости.

Собственник мог выбрать два пути получения компенсации: наличные деньги за землю или предоставлялся равноценный участок на другой территории. Если выдавался участок, то по закону, он не мог быть оформлен.

Порядок изъятия земельных участков

1. Земельные участки, предоставленные в постоянное пользование из земель государственной и коммунальной собственности, могут изыматься для общественных и других нужд по решению органов государственной власти, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на основании и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

(Часть первая статьи 149 в редакции Закона № 3123-VI от 03.03.2011)

2. Изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователей на основании решений Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, сельских, поселковых, городских советов в соответствии с их полномочиями.

3. Сельские, поселковые, городские советы изымают земельные участки коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, которые находятся в постоянном пользовании, для всех нужд, кроме особо ценных земель, которые изымаются (выкупаются) ими с учетом требований статьи 150 настоящего Кодекса.

4. Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, районные советы изымают земельные участки общей собственности соответствующих территориальных общин, которые находятся в постоянном пользовании, для всех нужд.

5. Районные государственные администрации на их территории изымают земельные участки государственной собственности, кроме случаев, определенных частью девятой настоящей статьи, которые находятся в постоянном пользовании, в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов для:

а) сельскохозяйственного использования;

б) ведения водного хозяйства;

в) строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной общины района (школ, больниц, предприятий торговли, инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции и т.д.) с учетом требований части восьмой настоящей статьи.

(Пункт «в» части пятой статьи 149 с изменениями, внесенными согласно с Законами № 3404-IV от 08.02.2006, № 1561-VI от 25.06.2009, Законом № 3123-Пвід 03.03.2011; часть пятая статьи 149 с изменениями, внесенными согласно Закону № 4539 — VI от 15.03.2012).

6. Областные государственные администрации на их территории изымают земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, в пределах городов областного значения и за пределами населенных пунктов для всех нужд, кроме случаев, определенных частями пятой, девятой настоящей статьи.

7. Киевская, Севастопольская городские государственные администрации изымают земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, в пределах их территорий для всех нужд, кроме случаев, определенных частью девятой настоящей статьи.

8. Совет министров Автономной Республики Крым на территории Автономной Республики Крым изымает земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, в пределах сел, поселков, городов и за их пределами для всех нужд, кроме случаев, определенных частями пятой, девятой настоящей статьи, а также согласовывает изъятие таких земель районными государственными администрациями на их территории для строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной общины района (школ, больниц, предприятий торговли, инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции и т.д.).

(Часть восьмая статьи 149 с изменениями согласно Закона № 3I23-V1від 03.03.2011)

9. Кабинет Министров Украины изымает земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, — пашню, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса для нелесохозяйственных нужд, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения и субъектов хозяйствования железнодорожного транспорта общего пользования в связи с их реорганизацией путем слияния во время образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии с Законом Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования», кроме случаев, определенных частями пятой — восьмой настоящей статьи, и в случаях, определенных статьей 150 настоящего Кодекса.

10. В случае несогласия землепользователя с изъятием земельного участка вопрос решается в судебном порядке.

ч. 1. Ч. 1 ст. 149 ЗКУ предусматривает возможность безвозмездного изъятия земельных участков у постоянных пользователей для общественных и других нужд по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Изъятие является фактически полномочием собственника земельного участка, правом, которое принадлежит владельцу и постоянному пользователю не передается. При этом право принудительного изъятия (при отсутствии согласия пользователя) имеет публично-правовое происхождение и является аналогичным праву на выкуп земельного участка по мотивам общественной необходимости (см. комментарий к ст.ст. 146, 147 ЗКУ).

Если земельный участок предоставлен в постоянное пользование из земель государственной собственности, то ее изъятие производится по решению органов государственной власти, если предоставлялся из земель коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления, уполномоченных предоставлять такой земельный участок в постоянное пользование.

Стоит отметить формулирование целей, для которых может быть изъят земельный участок —«для общественных и других нужд». Считаем, что для «других» нужд земельный участок может изыматься только по согласию пользователя; принудительное же изъятие должно допускаться лишь для общественных нужд. Такой вывод следует из положений п.»г» ст. 143 «Основания для принудительного прекращения прав на земельный участок» ЗКУ («выкуп (изъятия) земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд») и § 1 ст. 1 Первого протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ратифицирована ЗУ от 17.07.1997 года), по которым «никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законам . «. В соответствии с толкованием Европейского суда по правам человека (см. решение от 23.09.1982 по делу «Спорронг и Леннрот против Швеции», от 21.02.1986 по делу «Джейчс и другие против Соединенного Королевства», от 30.05.2000 по делу «Карбонара и Вентура против Италии»), решения которого признаются в Украине источником права (ст. 17 ЗУ «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека»), право постоянного пользования земельными участками должно рассматриваться как имущество в смысле § 1 ст. 1 Протокола 1, поэтому принудительное изъятие земельного участка у субъекта постоянного пользования «не в интересах общества» (т.е. не для «общественных нужд») запрещено.

нельзя не обратить внимание на недостаток ЗКУ: его формулировка, взятое изолированно, позволяет в любое время и по любым мотивам прекратить право постоянного землепользования, что может негативно влиять на стабильность отношений землепользования и эффективность последнего (см. комментарий к ч. 10 этой статьи).

ч. 2. Изъятие земельных участков может осуществляться по согласию землепользователей органами государственной власти или местного самоуправления согласно их полномочий (ч.ч. 3-9 комментируемой статьи). При отсутствии согласия на изъятие земельного участка оно может быть проведено и принудительно на основании решения суда (ч. 10).

ч.ч. 3-8. Комментируемые нормы в принципе достаточно однозначно определяют и разграничивают компетенцию органов местного самоуправления и исполнительной власти по изъятию земельных участков.

Возможность изъятия земельных участков касается как субъектов, перечисленных в ст. 92 ЗКУ, так и тех субъектов, которые пользуются земельными участками на праве постоянного пользования в соответствии с нормами ЗКУ 1990 г. в силу п.6 разд. Х «Переходные положения» ЗКУ и решение Конституционного Суда № 5-рп/2005 от 22.09.2005.

ч. 9. Комментируемая норма не привязывает возможность изъятия земельных участков, занятых лесами, их отнесение к землям лесохозяйственного назначения. Согласно ст. 1 ЛКУ, леса могут находиться и на земельных участках иного целевого назначения. Это, а также нечеткость юридического определения категории «лес» затрудняют четкое определение круга земель, изъятие которых должно осуществляться по решению КМУ.

Изъятие Кабинетом Министров земельных участков субъектов хозяйствования железнодорожного транспорта общего пользования в связи с их реорганизацией очевидно имеет целью централизацию данного процесса и исключения возможности необоснованного передачи таких участков для иных нужд.

ч. 10. Изъятие земельного участка, предоставленного в постоянное пользование, не всегда проводится по согласию постоянного пользователя. В случае возникновения спора по поводу принципиальной возможности извлечения, сроков прекращения права постоянного пользования и т.д. данный вопрос может быть предметом судебного рассмотрения. При разрешении спора за. отсутствия надлежащей четкости в национальном законодательстве следует руководствоваться § ] ст. 1 Первого протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ратифицирована ЗУ от 17.07.1997 года) и практикой его применения Европейским судом по правам человека.

Как обратил внимание ВСУ в п.9 Постановления Пленума ВСУ «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» от 16.04.2004 № 7, при изъятии земельного участка должны быть соблюдены гарантии прав на землю, предусмотренные разделом V ЗКУ и ст. 350 ГКУ.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий