КОАП — что это такое и какую роль он играет в трудовом праве?

Урегулирование самых различных областей взаимоотношений в обществе производится при помощи специального Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Для любого субъекта, который рискует быть привлеченным к ответственности за административное правонарушение, достаточно весомым будет вопрос о сроках давности привлечения к ответственности за такое деяние.

В КоАП РФ содержатся все основные сведения, используемые в юридической деятельности для определения сроков давности привлечения к административной ответственности за конкретный проступок. В частности, статья 4.5 играет весомую роль в деятельности судов и некоторых других органов, при этом выступая объектом внимания юридической науки, законодателя и органов правоохранения.

Понятие административного правонарушения

Составление протокола административного правонарушения

Говоря обобщенно, длящееся правонарушение — это возникшее через действие или бездействие, неисполнение обязательств, наложенных на определенное лицо законодателем под угрозой административного наказания, в течение некоторого периода времени.

Заканчивается действие этого правонарушения в результате конкретных действий со стороны виновного лица. Такие действия могут характеризоваться как:

  • осуществляемые с намерением прекращения правонарушения
  • вызывающие определенные события, которые препятствуют дальнейшему продолжению существования правонарушения
  • способствующие исключению обязанности, по причине неисполнения которой возникло и существовало правонарушение

Из этого следует, что длящееся правонарушение обладает некоторыми характерными чертами: оно начинается в какой-то конкретный момент — момент нарушения установленных законом обязательств, а также заканчивается в конкретный момент завершения противоправного деяния — момент прекращения конкретных действий самим субъектом, либо когда это действие было пресечено со стороны.

Длящееся административное правонарушение имеет четкое временное обозначение

Необходимо отметить то, что на протяжении всего существования правонарушения (от его возникновения и до его завершения), оно признается юридически завершенным и правонарушителя возможно привлечь к ответственности.

Следовательно, с момента возникновения противоправного действия, нарушитель может быть привлечен к ответственности, но это действие продолжает свое существование и дальше, пока фактически не прекратится.

Как пример длящегося административного правонарушения допустимо рассмотреть незаконное хранение оружия. Началом такого правонарушения можно считать момент фактического приобретения оружия лицом, а закончится это правонарушение в тот момент, когда оружие выйдет из незаконного владения. Правонарушение прекратится в один из следующих моментов:

  1. по причине действий виновного лица
  2. по причине вмешательств органов правохранения
  3. по причине иных обстоятельств, к примеру, в момент смерти нарушителя

Следует отметить, что в юридической практике наблюдаются некоторые сложности, зависящие от точности выяснения срока давности привлечения к административной ответственности за длящиеся административные правонарушения. Если указанный срок истечет, то в соответствии с законодательством, разбирательство в отношении такого противоправного деяния нельзя начинать, а если оно начато, то его необходимо немедленно прекратить.

Длящееся административное правонарушение — некоторое событие, возникающее по вине лица, в течение некоторого времени не выполняющего предусмотренные законом обязанности. Это нарушение имеет конкретные временные рамки — его начало и его завершение.

С понятием, признаками и составом административного правонарушения вас ознакомит видеопрезентация:

Срок давности привлечения к административной ответственности

Статья 4.5 КоАП, в частности, выделяет конкретные рамки времени привлечения к административной ответственности. Два месяца — общепринятый срок давности для большинства административных правонарушений. В действие этот срок вступает с момента возникновения нарушающей законодательство ситуации.

В некоторых случаях, законодательством предусмотрен больший срок исковой давности. Он равняется одному году и применяется к определенным правонарушениям. К ним относятся нарушения законодательства в различных областях взаимоотношений общества:

  • закон о защите прав потребителей
  • закон о налогах и сборах
  • закон о лотереях
  • закон о рекламе
  • валютное законодательство
  • антимонопольное законодательство
  • таможенное законодательство и т.д.

За административное правонарушение — наказание!

Обычно при обнаружении простого административного нарушения не возникает никаких сложностей в определении сроков давности. К примеру, если 1 июня 2010 года был обнаружен факт отпуска продукции не через контрольно-кассовый аппарат, нарушителя можно привлечь к ответственности только до 2 августа 2010 года, то есть в течение двух месяцев.

Кардинальным образом все меняется, когда речь идет о длящемся правонарушении. Во второй части статьи 4.5 КоАП РФ сказано, что в случае противоправного действия этого типа, исчисление сроков давности начинается с момента выявления факта нарушения законодательства, а размер этих сроков аналогичен к срокам, используемым по отношению к обычным нарушениям законодательства.

Сроки давности привлечения к административной ответственности одинаковые для всех противоправных деяний, но начало их исчисления зависит от типа правонарушения.

Отличия между длящимися и недлящимися административными правонарушениями

Современное правоведение располагает установленными моделями длящегося и недлящегося административного правонарушения. Что касается первого, то оно характеризуется при помощи таких критериев:

  • это длительное, непрерывное неисполнение (или некорректное исполнение) лицом конкретных обязательств, определенных законом или правовыми актами
  • заканчивается это правонарушения по причине соответствующих действий со стороны виновного субъекта, действий правоохранительных органов, либо вследствие свершения событий, повлекших прекращение существования противоправного деяния
  • день обнаружения факта наличия противоправного деяния, принято считать днем начала истечения срока давности привлечения к ответственности
  • обнаружение противоправного деяния происходит в тот момент, когда нарушение закона было выявлено должностным лицом, в полномочия которого входит написание протокола об административных правонарушениях
  • указанный день определяется в зависимости от характера определенного правонарушения и обстоятельств, сопутствующих его свершению и выявлению

Кодекс об административных правонарушениях

Продолжаемые правонарушения во многом схожи со длящимися. Они состоят из некоторой последовательности противоправных действий — каждое из них преследует одну и ту же цель, а общая сумма этих действий может быть принята за единое правонарушение.

Совершения первого действия со всей остальной массы считается начало продолжаемого правонарушения, а совершение последнего — концом этого деяния. Недлящееся правонарушение обладает следующими признаками:

  • это однократное неисполнение или ненадлежащее исполнение субъектом обязательств, которые он имеет перед законом, правовыми и нормативными актами
  • прекращается такое правонарушение в результате некоторых деяний виновного лица или по причине вмешательства правоохранительных органов
  • момент совершения такого правонарушения одновременно является и днем, с которого начинает исчисляться срок давности по привлечению к ответственности виновного субъекта

Из всего этого можно точно определить, что основным фактором для установления различия между длящимся и недлящимся правонарушением, является фактор времени. Приведенные модели правонарушений отображают установленную классификацию правонарушений в зависимости от характера их действия: однократного или непрерывного.

Длящиеся правонарушения — это постоянные действия, нарушающие закон, а недлящиеся — однократное нарушение закона.

Длящееся административное правонарушение определяется как противоправное деяние, которое возникает по причине действия или бездействия субъекта. В результате этого деяния, возложенные на субъекта законные обязанности не выполняются, либо выполняются не так, как следует.

Срок давности привлечения к ответственности за подобные деяния является их характерной чертой. В случае длящихся правонарушений, указанный срок исчисляется с того момента, когда это действие было обнаружено, а не когда оно было совершено.

ТРУД И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

– какой государственный орган может помочь человеку найти работу, если он затрудняется это сделать сам;

– что такое трудовой договор и каковы его виды;

уметь

использовать положения Трудового кодекса РФ, регулирующие наемный груд;

– находить нормы права, касающиеся трудовых вопросов;

владеть

– умением составлять содержание трудового договора;

– оценкой эффективности мер поощрения и взыскания применительно к разным категориям работников организации.

Законодательство о труде

Законы нужны не только для того, чтобы устрашить граждан, но и для того, чтобы помогать им.

Необходимость регулирования трудового процесса

На протяжении тысячелетий человечество совершенствовало орудия труда с целью создания каких-либо благ. Именно трудом, целенаправленной, осознанной деятельностью по производству материальных и нематериальных благ создается экономическая основа общества. Труд в жизни человека играет главную роль. Он позволяет каждому из нас реализоваться, найти свое место в жизни и получить признание со стороны людей. Кроме того, труд выполняет еще и воспитательную роль, вырабатывая в человеке такие качества, как дисциплина и умение сотрудничать с другими людьми.

Если человек трудится в одиночку (на своем садовом участке) или выполняет какую-либо работу в пользу другого лица (ремонтирует автомобиль или шьет костюм), его труд регулируется нормами гражданского права.

Как правило, люди трудятся сообща, поскольку в одиночку сложнее, например, построить дом или обработать поле. В процессе совместного труда люди распределяют между собой трудовые функции, операции, совместно используют машины, оборудование и другие средства, одним словом, трудятся на организованном производстве (предприятии). Вот почему трудовая деятельность, которая затрагивает интересы многих людей, непременно должна регулироваться нормами права. В системе права для этой цели существует специальная отрасль: трудовое право.

Трудовое право – это отрасль нрава, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.

Источники трудового права

Нормы любой отрасли права, в том числе и трудового, для четкого и однообразного их понимания всеми лицами должны быть зафиксированы письменно. Тс официальные документы, из которых мы получаем знания о нормах права, называют источниками права. Одним из самых распространенных источников права являются нормативные акты.

Нормативный акт – это официальный документ, содержащий юридические нормы.

Трудовое законодательство – это совокупность нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.

В каких нормативных актах содержатся нормы трудового права?

1. Конституция РФ. Это сравнительно небольшой по объему нормативный акт, но в нем содержатся основополагающие положения жизни Российского государства. В частности, Конституция РФ устанавливает права и свободы граждан. Одним из наших главных конституционных прав является право на труд.

Статья 37 Конституции РФ определяет основные принципы использования труда (рис. 9.1):

– труд в нашей стране является свободным; это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться способностями к труду, выбирать род занятий и профессию;

– принудительный труд запрещен и из этого правила нет никаких исключений;

Рис. 9.1. Принципы использования труда

– каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

– труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден; какие-либо ущемления, дискриминация людей (т.е. разная оплата за равный труд) недопустимы; кроме этого, труд должен быть оплачен не ниже минимального размера оплаты труда;

– каждый человек имеет право на защиту от безработицы;

– за каждым человеком признается право на трудовые споры: индивидуальные (работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку;

– каждый имеет право на отдых.

Указанные выше принципы трудовых отношений детализируются в Трудовом кодексе РФ и других нормативных актах о труде.

2. Трудовой кодекс РФ. Занимает в трудовом законодательстве особое место. Его достоинством является детальное и систематизированное регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ – это довольно объемный нормативный акт, который содержит более 400 статей.

4. Подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). В последнее время этими нормативными актами трудовые отношения стали регулироваться в меньшей степени по сравнению с советским периодом, когда в нашей стране парламент как орган, работающий на постоянной основе и профессионально занимающийся законотворчеством, отсутствовал. И вместе с тем не следует отрицать необходимость этих актов. Дело в том, что возможности Государственной Думы ограничены чисто физически. И вряд ли она сможет профессионально урегулировать такие сугубо практические вопросы, которые ежедневно решают Правительство РФ или Министерство труда и социальной защиты РФ, в ведении которого находится Федеральная служба по труду и занятости. К числу таких трудовых вопросов относятся, например, привлечение иностранной рабочей силы, присвоение научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и званий, порядок ведения трудовых книжек и т.д. Подобные вопросы, возможно не имеющие такого важного значения по сравнению с общегосударственными, касающиеся трудовых отношений, регулируются подзаконными нормативными актами.

5. Корпоративные или внутриорганизационные (локальные) нормативные акты [1] принимаются на предприятиях, в организациях, учреждениях. Регулируют сугубо внутренние вопросы, касающиеся жизни этих предприятий, и распространяются только на их работников.

Необходимость создания корпоративных актов вызвана несколькими причинами. Во-первых, чрезвычайным разнообразием трудовых отношений. Есть специфика труда учителя, продавца, токаря. А сколько всего существует профессий? Может ли законодатель предусмотреть и урегулировать особенности каждой? Едва ли.

Это интересно:  Перепланировка нежилого помещения: согласование, как узаконить в 2019 году

Во-вторых, нецелесообразностью централизованного регулирования абсолютно всех вопросов, связанных с деятельностью предприятий. Например, начало рабочего дня. Этот вопрос решается на самом предприятии. Если Правительство РФ в своем постановлении определит единое время начала рабочего дня для всей страны (допустим, 8 часов утра), можно себе представить, сколько возникнет проблем с транспортом в городах или на предприятиях, где в основном работают женщины, отправляющие своих детей в детские учреждения (ясли, сады, школы).

Таким образом, трудовые отношения регулирует целый комплекс нормативных актов. Однако все они подчиняются жесткой иерархии, которая на языке юристов называется юридической силой. Это означает, что нормативные акты, изданные нижестоящим государственным органом, не должны противоречить актам, принятым органом вышестоящим. Корпоративные акты ни в коем случае не должны идти в разрез с актами законодательными.

Это надо запомнить

1. Необходимость регулирования труда с помощью норм права связана с совместным его характером и координацией, распределением трудовых усилий участников трудового процесса.

2. Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.

3. Нормативные акты – это официальные документы, в которых содержатся нормы нрава.

4. Трудовое законодательство – это совокупность нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.

5. Конституция РФ определяет принципы использования труда в Российской Федерации: его свободу, безопасность, добровольность, эквивалентность (оплачиваемость), а также право на отдых и на разрешение трудовых споров.

6. Трудовой кодекс РФ – нормативный акт, специализированно и систематизирование регулирующий трудовые отношения.

8. Другие законы о труде посвящены детальному регулированию отдельных важных вопросов труда.

9. Подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции министерств) регулируют менее важные или не столь общезначимые трудовые вопросы.

10. Корпоративные (или внуnриорганизационные) нормативные акты издаются на предприятиях, обязательны только для их работников и регулируют трудовые вопросы с учетом специфики конкретного предприятия.

  • [1] Корпорация (от лат. «corporate») – объединение людей.

ТРУДОВОЙ КОНСУЛЬТАНТ

Что регулирует КОАП в трудовых отношениях

Абсолютно все действующие нормы административного права собраны законодательством РФ в главном документе – Кодексе об административных правонарушениях.

Если Конституция РФ включает в себя основные нормы, то действующие кодексы представляют собой более конкретные направления.

Сущность КОАП

КОАП включает в себя полный набор основных норм, которые призваны осуществлять постоянный контроль и регулирование общественных административных отношений. Сюда также можно включить отношения между должностными лицами, а также — между представителями различных организаций и учреждений.

Основное назначение КОАП заключается в содержании и разъяснении самых различных нарушений в административном праве, а также в порядке установления и выбора определенного наказания в отношении нарушителя. Действующий Кодекс был официально принят и утвержден лишь в начале 21-го века. До данного момента все административные нарушения и наказания устанавливались законами РСФСР.

В течение последних трех лет содержание административного кодекса подверглось достаточно серьезным изменениям. В основном они касались определенных мер ответственности за конкретные нарушения, а также особенностей их выбора и установления.

Помимо норм КОАП, отдельные предписания могут действовать в различных регионах страны. Как правило, дополнительные особенности устанавливаются Правительством РФ и соответствующими законами округов. Важным пунктом при этом остается тот факт, что все дополнительные нормы ни в коем случае не должны противоречить основным положениям, содержащимся в КОАП.

Содержащиеся вопросы

КОАП включает в себя огромное количество все возможных норм, основная задача которых заключается в быстром поиске необходимой меры ответственности, в соответствии с ранее произошедшим неправомерным деянием виновного лица. В содержание данного документа входят:

  • максимально подробный список правонарушений, их виды, категории и особенности;
  • виды санкций, которые могут быть применимы ответственным лицом за указанные нарушения;
  • порядок и особенности привлечения к ответственности определенных лиц;
  • указание на организации, в полномочия которых входит рассмотрение и разрешение административных споров;
  • порядок и особенности процедуры рассмотрения конкретных административных дел;
  • допустимые сроки и порядок исполнения ранее принятого решения по тому или иному административному спору.

Административное правонарушение может быть совершено как физическим, так и юридическим лицом. Помимо этого, оно может выражаться как в преднамеренном запрещенном действии, так и в проявленном бездействии, которое также привело к определенным негативным последствиям.

Значение с точки зрения трудового законодательства

Отдельная глава КОАП посвящена трудовым отношениям между сотрудником и работодателем, так как именно в этой области данные нормы применяются достаточно часто. В отношении трудовых норм, данные положения определяют следующие важные моменты:

  • ответственность работодателя и порядок ее установления в случае неправомерного отказа от подписания трудового договора при отсутствии важных для этого причин;
  • порядок назначения и установления определенных видов санкций за невыполнение действующих норм трудового законодательства;
  • виды ответственности, которые могут быть применимы за конкретные нарушения и проявленное бездействие во время трудовых правоотношений.

Например, если работодатель принял на работу сотрудника, который по установленным причинам не должен был привлекаться к данному виду деятельности, к руководителю будут применимы санкции именно административного права. При этом для установления наказания необходимо будет доказать, что данный сотрудник действительно не должен был приниматься на конкретную должность. Следует также помнить и о том, что отсутствие трудового договора не является признаком того, что сотрудник не был трудоустроен. Он считается принятым на работу даже в том случае, если трудовой договор еще не был заключен, но работник уже приступил к исполнению профессиональных обязанностей.

Только после этого уполномоченным органом может быть назначена определенная мера ответственности, которая содержится в положениях КОАП РФ.

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!

Об административной ответственности за правонарушения в сфере труда

«Трудовое право», 2007, N 1

Как известно, одной из важнейших гарантий реализации прав и обязанностей субъектов трудовых отношений является их взаимная ответственность, базирующаяся на равноправии сторон трудового договора.

Различный характер правонарушений в сфере труда, совершаемых работниками и работодателями, определяемый содержанием проступка и его субъектным составом, обусловливает применение норм различной отраслевой принадлежности и, соответственно, различных видов юридической ответственности за нарушения законодательства о труде.

Ответственность за правонарушения в сфере труда предусмотрена, прежде всего, нормами трудового законодательства РФ, основу которого составляет Трудовой кодекс РФ: в соответствии со ст. 419 лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к дисциплинарной и материальной, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, происходит в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Что касается иных видов ответственности — гражданско-правовой, административной и уголовной, то Трудовой кодекс РФ содержит отсылочную норму, указывая на то, что привлечение к таким видам ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, происходит в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, Трудовой кодекс РФ законодательно закрепляет возможность применения за трудовые правонарушения норм не только трудового права, но и иных отраслей права — гражданского, административного и уголовного. Что свидетельствует о межпредметной (междисциплинарной) связи норм различной отраслевой принадлежности в вопросах ответственности за трудовые правонарушения.

В последние годы важную роль в сфере защиты трудовых прав стала занимать административная юрисдикция, поскольку по нормам КоАП РФ защиту трудовых прав субъектов трудового права реализуют различные органы с учетом возложенных на них юрисдикционных полномочий, исходя из содержания административного правонарушения как основания административной ответственности и его субъектного состава. Поэтому остановимся на некоторых вопросах применения административной ответственности и соотношения в связи с этим административно-правовых норм с нормами трудового законодательства.

Нормы административного права о наложении административного взыскания на субъектов трудового права могут носить как общий характер, так и являться специальными, отражая дифференцированный подход законодателя к установлению административной ответственности за различные правонарушения в сфере труда.

К числу общих норм можно отнести положения ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей административно-правовую ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда.

Административный штраф в установленном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ размере может быть наложен: а) на должностных лиц (в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда); б) на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда); в) на юридических лиц (в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда).

В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц может быть применено такое административное наказание, как административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ эта мера административного наказания заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Если должностное лицо было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, то в отношении такого лица в соответствии с ч. 2 данной статьи может быть применена дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Статья 5.27 КоАП РФ не содержит указания на конкретные виды правонарушений, за совершение которых возможно привлечение к административной ответственности. Поэтому должностные лица любых организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на имущество работодателя могут быть привлечены к административной ответственности в случае виновного нарушения или невыполнения любой нормы действующего законодательства РФ о труде и об охране труда: никаких ограничений на этот счет ст. 5.27 КоАП РФ не содержит.

Таким образом, если для конкретного вида правонарушения отсутствует специальная норма о привлечении к административной ответственности, то содержащиеся в ст. 5.27 КоАП РФ нормы могут быть применимы во всех случаях нарушения законодательства о труде и об охране труда.

Как правило, мерой наказания в большинстве таких случаев является наложение административного штрафа на граждан или юридических лиц, размер которого различен в зависимости от состава и субъектов правонарушения.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, при привлечении к административной ответственности за некоторые нарушения в сфере труда возможно применение на основе специальных норм и иных видов административных наказаний, в частности лишение специального права и дисквалификация, как разновидностей административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ).

Административно-правовая ответственность в виде лишения специального права (ст. 3.8 КоАП РФ) состоит в лишении физического лица ранее предоставленного ему права (например, в виде права управления транспортным средством) за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом (применительно к приведенному выше примеру — управление судном или автомототранспортным средством в состоянии опьянения).

Исполнение постановления о лишении специального права осуществляется путем изъятия соответствующего документа (водительского или иного удостоверения) на право управления транспортными средствами (ст. 32.6 КоАП РФ).

Срок лишения специального права, назначаемого судьей, не может быть менее одного месяца и более двух лет, что определяется соответствующей статьей КоАП РФ (см., например, ст. 9.3, 11.7, 12.8 и др.).

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) как вид административного наказания, назначаемого судьей на срок от шести месяцев до трех лет, заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, поскольку судебным решением устанавливается запрет на осуществление: а) организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица; б) полномочий члена советов директоров; в) предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Фактически можно сказать, что дисквалификация свидетельствует об определенном ограничении конституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.

Но такое ограничение прав означает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а лишь определенным ее видом, т.е. запрет касается лишь определенных, специальных видов деятельности, для занятия которых необходимы профессиональные навыки, требующие определенной квалификации, что позволяло бы принимать необходимые решения при выполнении конкретной работы.

Это интересно:  Детские пособия до 18 лет в 2019 году - способы выплат

Данное обстоятельство обусловлено тем, что если какое-либо лицо на основании закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, то это лицо должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (см. ст. 53 Гражданского кодекса РФ).

При этом постановление суда о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

Весьма важным с точки зрения защиты прав юридического лица является предусмотренное в ч. 2 данной статьи положение о том, что при заключении договора (контракта) на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Анализ судебной практики показывает, что на сегодняшний день наибольшее количество постановлений суда о дисквалификации должностных лиц выносится за нарушения законодательства о труде по основаниям ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ .

См.: Письмо Федеральной налоговой службы от 13 сентября 2005 г. N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации» // Документы и комментарии. 2005. N 20.

Применение административного наказания в виде дисквалификации или лишения специального права порождает определенные правовые последствия для соответствующих лиц и по нормам трудового права.

При лишении специального права на срок до двух месяцев работодатель обязан отстранить работника от работы, с соблюдением требований ст. 76 Трудового кодекса РФ. Если же этот срок больше двух месяцев, то трудовой договор подлежит прекращению по правилам п. 9 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ.

В силу дисквалификации невозможно дальнейшее использование работника, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, по обусловленной трудовой функции, т.е. по руководящей должности. К руководящим должностям, исходя из содержания ст. 3.11 КоАП РФ, можно отнести должности руководителей постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иного лица, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с законом или уставными документами данной организации.

К организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям указанного работника можно отнести такие юридически значимые действия, как право действовать без доверенности от имени юридического лица и представлять его интересы, решать оперативные вопросы деятельности юридического лица, распоряжаться его имуществом, заключать различные договоры и т.д. В числе полномочий такого лица — право заключать с работниками трудовые договоры, издавать приказы о переводах и перемещениях, поощрении работников, привлечении их к дисциплинарной и материальной ответственности, об увольнении с работы и т.д.

С руководящим работником, подвергнутым дисквалификации, должны быть либо прекращены трудовые отношения в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, либо такой работник должен быть переведен на другую работу, не связанную с осуществлением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица (ст. 72.1 Трудового кодекса РФ), поскольку у такого работника меняется трудовая функция, определенная сторонами при заключении трудового договора.

Если же дисквалифицированное лицо не оставит занимаемую должность или же организация, в которой он осуществляет трудовую деятельность, не исполнит постановление суда о дисквалификации, то на дисквалифицированное лицо может быть наложен административный штраф по правилам ст. 14.23 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 данной статьи осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Административному наказанию будет подвергнута и организация, принявшая к себе на работу на должность руководителя лицо, дисквалифицированное и освобожденное от ранее занимаемой в организации должности.

Для юридического лица заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

При этом организация не может ссылаться на свою неосведомленность при приеме на работу дисквалифицированного лица, поскольку согласно ст. 32.11 КоАП РФ сведения о дисквалифицированных лицах включаются в специальный реестр в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

В соответствии с Положением о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц», с изм. и доп. , реестр дисквалифицированных лиц формируется МВД России и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ.

СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4584; 2005. N 32. Ст. 3323.

Предыдущий анализ положений КоАП РФ показал, что дисквалификация может быть применена в качестве административного наказания не только за нарушения законодательства о труде и об охране труда, но и за более широкий круг нарушений в деятельности лиц, занимающих руководящие должности.

Однако Трудовой кодекс РФ, закрепляя в ст. 83 дисквалификацию в качестве основания для прекращения трудового договора, не содержит указания на то, что причиной дисквалификации является нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Следовательно, любая предусмотренная КоАП РФ причина дисквалификации может явиться основанием для прекращения с работником трудового договора в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ.

Рассматривая вопросы, связанные с административной ответственностью за нарушения в сфере труда, нельзя не остановиться на специальных нормах КоАП РФ, предусматривающих значительно усиленные недавно административные наказания за нарушения правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы .

См.: Федеральный закон от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства)» // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4641.

В частности, значительно усилена как ответственность за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ, так и ответственность работодателей за использование труда указанных лиц без законных на то оснований. Причем усиление ответственности выразилось не только в повышении размеров административных штрафов в случае нарушения существующих правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы, а также в уточнении ряда существующих сейчас положений.

Так, глава 18 КоАП РФ дополнена новыми статьями, предусматривающими ответственность за: незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15); нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе торговых комплексах) (ст. 18.16); несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17).

Ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае совершения указанных выше правонарушений может наступить, прежде всего, в виде наложения административного штрафа в размере, установленном названными выше статьями КоАП РФ.

В отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, возможно также применение такой меры административного наказания, как административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, мы видим, что законодатель расширил перечень административных правонарушений, за совершение которых в КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Представляется, что новации в КоАП РФ относительно расширения применения такой меры административного взыскания, как административное приостановление деятельности указанных выше лиц на срок до девяноста суток, должны найти более полное свое отражение и в Трудовом кодексе РФ, поскольку применение такой меры административного взыскания самым непосредственным образом затрагивает интересы работников.

Так, в ч. 3 ст. 220 Трудового кодекса РФ говорится о сохранении за работником места работы (должности) и среднего заработка, если имело место временное приостановление работ в связи с приостановлением деятельности или временный запрет деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Но приостановление деятельности организации может произойти и по иным причинам, не зависящим от работника (например, при нарушении работодателем требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — ч. 1 и 2 ст. 9.1 КоАП РФ).

Поскольку, как уже отмечалось ранее, есть и другие составы административных правонарушений, за совершение которых КоАП РФ предусматривает в настоящее время наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток при отсутствии при этом вины работника, то необходимо согласование соответствующих положений КоАП РФ и Трудового кодекса РФ.

Представляется, что с этой целью необходимо дополнить гл. 12 «Изменение трудового договора» Трудового кодекса РФ новой статьей «Гарантии права работников на труд в связи с приостановлением деятельности организации».

В данной статье следовало бы указать, что в случае приостановления деятельности организации по нормам КоАП РФ за работниками сохраняется место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

То есть работникам в связи с приостановлением деятельности организации по не зависящим от работников причинам должны предоставляться гарантии, аналогичные тем гарантиям, что содержатся в ст. 220 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, нормы трудового законодательства РФ, учитывая те новации, которые появились в последнее время в КоАП РФ, могли бы в большей степени защищать права и законные интересы субъектов трудового права, реализуя тем самым защитную функцию одной из важнейших отраслей российского права.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Административная ответственность может наступать за самые различные нарушения норм трудового законодательства, включая нормы по охране труда.

Государственными инспекторами труда в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха.

Выявляются также многочисленные нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ.

В соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях юридические лица также подлежат административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 2.10 КоАП РФ). В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Так, нарушение работодателем законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Это интересно:  Оплата за вывоз мусора в многоквартирном доме

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Как следует из п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — другого работника).

Что касается таких административных наказаний, как дисквалификация и административное приостановление деятельности, то они назначаются только судом.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно­хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Как правило, дисквалификация применяется за наиболее грубые нарушения трудового законодательства, в частности, за длительную и в значительных размерах задолженность по заработной плате.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания введено Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:

  • угрозы жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  • совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

    Согласно ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в ч. 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

    Применительно к сфере трудовых отношений административное приостановление деятельности может быть назначено, например, в случае выявления грубых нарушений требований охраны труда, которые могут повлечь (или уже повлекли) несчастные случаи на производстве.

    Наряду с этим установлена административная ответственность за иные нарушения в сфере труда.

    Так, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

    Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

    Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

    Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

    Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) – влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

    Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры влечет наложение административного штрафа от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

    Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

    Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП РФ).

    Кроме того, должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП РФ, рассмотрение которых в соответствии со ст. 23.1 возложено на суд.

    Так, должностные лица федеральной инспекции труда вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

  • ч. 2 ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»;
  • ст. 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»;
  • ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»;
  • ч. 1 ст. 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль»);
  • ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»;
  • ст. 19.7 «Непредоставление сведений (информации)».

    При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо федеральной инспекции труда выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ.

    Так, например, согласно ст.19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный (надзор) контроль, непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет применение к виновным лицам мер административного наказания в виде штрафа, налагаемых судом.

    В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • наименование органа федеральной инспекции труда;
  • дата и место составления протокола;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

    Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом инспекции труда, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

    Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).

    Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего (лица, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред), а также законного представителя или защитника юридического лица. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такие ходатайства оставлены без удовлетворения (ст. 25.1, 25.2, 25.4 КоАП РФ).

    По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспектор выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством.

    Размеры штрафов, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, определяются в каждом конкретном случае с учетом характера совершенного правонарушения, степени тяжести нарушения трудовых прав работников, формы вины, личности нарушителя, его имущественного положения и других обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.

    Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1–25.5 КоАП РФ (лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его законным представителем, законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, его представителем, защитником — в случае оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу), соответствующему руководителю по подчиненности либо в суд по месту рассмотрения дела.

    В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган федеральной инспекции труда, жалобу рассматривает суд.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается инспектору, вынесшему постановление по делу, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ст. 30.2 КоАП РФ).

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Указанная жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.5 КоАП РФ).

    С.М. Петров, канд. юрид. наук, юрист

    Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2006.

    Статья написана по материалам сайтов: juristpomog.com, studme.org, xn—-8sbeh0ahhpccbdsxemcdk5p.xn--p1ai, wiseeconomist.ru, www.profiz.ru.

    «

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий