Критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки — что говорит закон

С 1 января 2016 года вступит в силу Федеральный закон № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». Документ подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2015 года.

Закон предоставляет субъектам РФ право ввести критерии нуждаемости при определении мер социальной поддержки. Методическое обеспечение оценки нуждаемости и установления критериев нуждаемости при предоставлении мер соцподдержки будет осуществлять Минтруд России. Кроме того, с 1 января 2018 года планируется запустить единую государственную информационную систему социального обеспечения, в которой будут содержаться сведения о мерах социального обеспечения и соцподдержки, гарантиях, выплатах и компенсациях, предоставляемых гражданам. Оператором данной информационной системы станет ПФР.

Установлено, что в отношении граждан, которым до 30 июня 2016 года назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком трех лет, сохраняется право на получение этого пособия до наступления оснований прекращения его выплаты. В этом случае указанным гражданам не осуществляется ежемесячная денежная выплата по уходу за ребенком в фиксированном размере.

Подлежат ли обложению НДФЛ единовременные выплаты в виде адресной социальной помощи малоимущим и социально незащищенным категориям граждан? Узнайте из материала «Учет материальной помощи, предоставляемой работникам» в «Энциклопедии решений. Хозяйственные ситуации» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Между тем, в целях обеспечения соблюдения принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрено предоставление с 1 июля 2016 года указанным категориям граждан отдельных мер соцподдержки при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением данных мер не менее одного года в зоне отселения, не менее трех лет в зоне с правом на отселение или не менее четырех лет в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Такое условие не распространяется на некоторые категории граждан.

Также, согласно закону, гражданам, имеющим детей и проживающим (работающим) на загрязненных территориях, с 1 июля 2016 года будут предоставлять ежемесячные выплаты по уходу за ребенком в фиксированном размере: до достижения ребенком возраста полутора лет – 3 тыс. руб. и от полутора до трех лет – 6 тыс. руб. Одновременно за указанными гражданами сохранится право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет на общих основаниях.

Также законом уточнены основания присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран военной службы».

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки» (подготовлен Минтрудом России 28.11.2016)

Досье на проект

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и применения критериев нуждаемости» приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления мер социальной поддержки (далее — Методические рекомендации).

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления применять указанные Методические рекомендации.

Методические рекомендации
по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки разработаны в соответствии частью 5 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при предоставлении мер социальной поддержки семьям (одиноко проживающим гражданам), финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

3. Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом положений следующих нормативных правовых документов:

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»;

постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»;

постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. N 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации».

4. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут применять настоящие Методические рекомендации с учетом социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, а также возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.

II. Понятия и определения

5. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и определения:

семья — совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные родством и (или) свойством (супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы);

меры социальной поддержки — предоставляемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета семье (одиноко проживающему гражданину) регулярные и (или) единовременные денежные выплаты, социальные услуги, жизненно необходимые товары;

нуждаемость — недостаток средств, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности;

критерии нуждаемости — условия, при которых семья (одиноко проживающий гражданин) признаются нуждающимися;

совокупный прожиточный минимум семьи — сумма прожиточных минимумов членов семьи;

среднемесячный совокупный доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — сумма учитываемых при определении нуждаемости в мерах социальной поддержки месячных доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина);

оценка нуждаемости — применение органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления критериев нуждаемости для решения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки.

III. Совокупный прожиточный минимум семьи (одиноко проживающего гражданина)

6. Совокупный прожиточный минимум семьи рекомендуется рассчитывать по формуле:

6. Совокупный прожиточный минимум семьи рекомендуется рассчитывать по формуле:

— совокупный прожиточный минимум семьи, руб. в мес.;

— установленная в субъекте Российской Федерации величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на дату обращения заявителя руб./чел. в мес.;

— установленная в субъекте Российской Федерации величина прожиточного минимума для детей на дату обращения заявителя руб./чел. в мес.;

— установленная в субъекте Российской Федерации величина прожиточного минимума для пенсионеров на дату обращения заявителя руб./чел. в мес.;

— число трудоспособных граждан в семье, чел.;

— число детей в семье, чел.;

— число пенсионеров в семье, чел.

7. Прожиточный минимум одиноко проживающего гражданина соответствует величине прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте Российской Федерации.

IV. Совокупный доход семьи (одиноко проживающего гражданина)

8. Совокупный доход семьи (одиноко проживающего гражданина) для предоставления ей (ему) меры социальной поддержки, основанной на оценке нуждаемости, рекомендуется рассчитывать по формуле:

— среднемесячный совокупный доход семьи (одиноко проживающего гражданина), руб. в мес.;

— доход от трудовой деятельности членов семьи (одиноко проживающего гражданина), полученный за 3 последних календарных месяца, предшествовавших месяцу обращения за мерой социальной поддержки, предоставляемой с учетом нуждаемости, руб.;

— доход от предпринимательской деятельности членов семьи (одиноко проживающего гражданина), полученный за 3 последних календарных месяца, предшествовавших месяцу обращения за мерой социальной поддержки, предоставляемой с учетом нуждаемости, руб.;

— доход от имущества, принадлежащего семье (одиноко проживающему гражданину) на праве собственности, полученный ими за 3 последних календарных месяца, предшествовавших месяцу обращения за мерой социальной поддержки, предоставляемой с учетом нуждаемости, руб.;

— величина социальных выплат, полученных членами семьи (одиноко проживающим гражданином) за 3 последних календарных месяца, предшествовавших месяцу обращения за мерой социальной поддержки, предоставляемой с учетом нуждаемости, руб.

9. Доход семьи от трудовой деятельности рекомендуется рассчитывать по формуле:

— доход от трудовой деятельности члена семьи, руб.;

i — индекс члена семьи, имевшего доходы от трудовой деятельности (i = 0,1, …, N);

N — количество членов семьи, имевших доходы от трудовой деятельности, чел.;

10. Доход одиноко проживающего гражданина от трудовой деятельности рекомендуется рассчитывать путем суммирования доходов, полученных от трудовой деятельности — в случае, если одиноко проживающий гражданин находится в трудоспособном возрасте.

11. В составе доходов от трудовой деятельности рекомендуется учитывать все виды доходов, полученные членами семьи (одиноко проживающим гражданином) в денежной и натуральной форме, сведения о которых содержатся в форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485@:

вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, денежное содержание и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц; вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации; выплаты по договорам гражданско-правового характера; суммы отпускных выплат (коды вида доходов соответственно 2000, 2001, 2010 и 2012);

оплата труда в материальной форме; доходы, полученные работниками в натуральной форме в качестве оплаты труда от организаций — сельскохозяйственных товаропроизводителей (коды вида доходов соответственно 2530 и 2791).

12. Доход от предпринимательской деятельности члена семьи (одиноко проживающего гражданина) рекомендуется рассчитывать по формуле:

— доход от предпринимательской деятельности члена семьи (одиноко проживающего гражданина), руб.;

— сумма дохода члена семьи (строка 030 листа В формы 3-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 24 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/671@ (в редакции приказа ФНС России от 25 ноября 2015 г. № ММВ-7-11/544@)), руб.;

ПНВ — сумма фактически произведенных расходов члена семьи, учитываемых в составе профессионального налогового вычета
(строка 040 листа В формы 3-НДФЛ), руб.;

ПНВН — сумма расходов члена семьи, учитываемых в составе профессионального налогового вычета в пределах норматива
(строка 100 листа В формы 3-НДФЛ), руб.

13. Доход от предпринимательской деятельности семьи складывается из суммы доходов от предпринимательской деятельности всех ее членов, занимающихся такой деятельностью:

Это интересно:  Как посчитать квадратуру комнаты или стены, простой расчет площади

— доход семьи от предпринимательской деятельности, руб.;

g — индекс члена семьи, имевшего доходы от предпринимательской деятельности (g = 0,1, …, G);

G — количество членов семьи, имевших доходы от предпринимательской деятельности, чел.

14. Доход от имущества, принадлежащего на праве собственности члену семьи (одиноко проживающему гражданину), в тех случаях, когда он не является результатом ведения предпринимательской деятельности, рекомендуется рассчитывать по формуле:

— доход члена семьи (одиноко проживающего гражданина) от принадлежащего ему на праве собственности имущества, руб.;

— доход члена семьи (одиноко проживающего гражданина) от одного объекта имущества, руб.;

o — индекс дохода от объекта имущества (o = 0,1, …, O);

O — количество объектов имущества, ед.

15. Величину доходов семьи (одиноко проживающего гражданина) от имущества, принадлежащего им на праве собственности, рекомендуется рассчитывать по формуле:

— доход семьи от имущества, руб.;

p — индекс члена семьи, получившего доход от имущества (p=0,1,…P);

P — количество членов семьи, получивших доходы от имущества, чел.

16. Доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности членам семьи (одиноко проживающему гражданину), рекомендуется определять на основе данных формы 3-НДФЛ, которые включают:

доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов (Лист А, коды вида доходов 01,02,04*(1));

доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (Лист А, коды вида доходов 03,08);

наследуемые и подаренные денежные средства (Лист А, код вида доходов 05);

доходы от реализации семьей (одиноко проживающим гражданином) плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы) (Лист А, код вида доходов 09).

17. Величину социальных выплат, полученных семьей (одиноко проживающим гражданином), рекомендуется рассчитывать по формуле:

— социальные выплаты, полученные членом семьи, руб.;

k — индекс члена семьи, получившего социальную выплату (k=0,1,…K);

K — количество членов семьи, получивших социальные выплаты, чел.;

l — индекс вида социальной выплаты; (l=0,1,…L).

L — количество видов социальных выплат, полученных членами семьи, ед.

18. В составе социальных выплат, полученных членами семьи (одиноко проживающим гражданином), рекомендуется учитывать:

социальные выплаты из всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов и других источников, величина (размер) которых определяется на основе информации территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации;

стипендии и компенсационные выплаты различным категориям обучающихся, величина которых определяется по предоставляемым заявителем справкам, выданным образовательными организациями;

пособия по безработице, стипендия в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, материальная помощь в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, материальная помощь в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, материальная поддержка в период участи в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства, сведения о размерах которых предоставляются органами службы занятости по запросу органов социальной защиты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

пособие по временной нетрудоспособности, величина которого определяется на основе данных формы 2-НДФЛ (код вида доходов 2300);

единовременные и регулярные пособия, связанные с материнством и детством, величина которых определяется на основе данных органов социальной защиты населения и территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации;

компенсационные выплаты в связи с трудовой деятельностью, материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, величина которой определяется на основе данных формы 2-НДФЛ (код вида доходов 2760);

алименты, получаемые членами семьи, величина которых определяется на основе данных, предоставляемых заявителем;

денежные эквиваленты полученных членами семьи мер социальной поддержки, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, величина которых определяется на основе данных органов социальной защиты населения, а также листа Г формы 3-НДФЛ;

жилищные субсидии, величина которых определяется на основе данных органов социальной защиты населения;

иные социальные выплаты, величина которых определяется на основе данных органов социальной защиты населения.

19. В составе социальных выплат семьи (одиноко проживающего гражданина), полученных членами семьи (одиноко проживающим гражданином) при предоставлении им меры социальной поддержки, рекомендуется не учитывать:

меры социальной поддержки, полученные за последние 3 месяца, за назначением которых обращается заявитель;

пособия, компенсации и иные выплаты и гарантии членам семей и одиноко проживающим гражданам, предусмотренные пунктом 17 настоящих Методических рекомендаций, являющимися инвалидами первой и второй групп;

пособия, компенсации и иные выплаты и гарантии детям-инвалидам, а также денежные эквиваленты мер социальной поддержки, оказываемых инвалидам и детям-инвалидам, включая предоставление по медицинским показаниям технических средств реабилитации, в том числе протезно-ортопедических изделий;

выплаты, полученные членами семьи (одиноко проживающим гражданином) в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина).

20. Данные, указанные в настоящем разделе, за исключением представляемых непосредственно заявителем, подлежат получению органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

V. Оценка нуждаемости семьи (одиноко проживающего гражданина) для предоставления мер социальной поддержки

21. Оценку нуждаемости семьи (одиноко проживающего гражданина) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в мерах социальной поддержки, предоставляемых с учетом критериев нуждаемости, рекомендуется осуществлять путем сопоставления среднемесячного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) за 3 последних месяца, предшествовавших месяцу обращения за указанной мерой социальной поддержки, со среднемесячным значением совокупного прожиточного минимума семьи (прожиточного минимума одиноко проживающего гражданина) за тот же период.

22. Меры социальной поддержки, основанные на оценке нуждаемости, рекомендуется предоставлять:

семьям — в том случае, если:

— совокупный прожиточный минимум семьи, рассчитываемый по формуле (1), руб. в месяц;

— среднемесячный совокупный доход семьи, рассчитываемый по формуле (2), руб. в месяц;

одиноко проживающим гражданам — в том случае, если его среднемесячный доход меньше величины прожиточного минимума соответствующей категории населения, к которой он относится.

23. Семье (одиноко проживающему гражданину) рекомендуется отказывать в праве на предоставление мер социальной поддержки, основанным на оценке нуждаемости, если:

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется два и более жилых помещений, либо доли в собственности при условии, что их суммарная площадь превышает установленный региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, приходящийся на 1 гражданина более, чем в полтора раза;

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется земельный участок, приобретенный под индивидуальное жилищное строительство, за исключением многодетных семей;

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется одно или более транспортных средств, используемых в личных и (или) коммерческих целях, срок эксплуатации каждого из которых не превышает 5-ти лет;

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется более 1 единицы сельскохозяйственной техники, состоящей на учете в органах Ростехнадзора;

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется судно (суда), состоящее(ие) на регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации;

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеются сельскохозяйственные животные в количестве, превышающем нормативы, установленные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

в составе семьи находятся трудоспособные члены семьи в трудоспособном возрасте, не имеющие работы (доходного занятия) и незарегистрированные в качестве безработного в органах службы занятости, за исключением неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за ребенком до 3-х лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, за инвалидом I группы, а также за престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, по заключению, выданному медицинской организацией, либо достигшим возраста 80 лет, в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

одиноко проживающий трудоспособный гражданин в трудоспособном возрасте не имеет работы (доходного занятия) и не зарегистрирован в качестве безработного в органах службы занятости.

24. Семье (одиноко проживающему гражданину) рекомендуется отказывать в предоставлении мер социальной поддержки в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также в случае препятствия со стороны заявителя проведению дополнительной проверки (комиссионного обследования) материально-бытовых условий жизни семьи, проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

VI. Организация взаимодействия с налоговыми органами и отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по проверке сведений, представленных заявителем

25. Сверку данных о доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности членам семьи (одиноко проживающему гражданину), которые представлены заявителем при обращении за предоставлением меры социальной поддержки, с налоговыми органами и отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации рекомендуется осуществлять на основе регламентов межведомственного взаимодействия, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

VII. Срок предоставления мер социальной поддержки

26. Меры социальной поддержки, предоставляемые с учетом нуждаемости, рекомендуется назначать семьям (одиноко проживающим гражданам) единовременно либо на срок не менее 3-х месяцев.

*(1) Коды видов доходов в форме 3-НДФЛ указываются согласно Приложению № 4 к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 24 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/671@.

Обзор документа

Представлен проект методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами госвласти регионов и местного самоуправления мер соцподдержки.

Планируется учитывать социально-экономические и демографические факторы, характеризующие уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, а также возможности бюджетов субъектов Федерации.

Приводятся формулы расчета совокупного прожиточного минимума семьи (одиноко проживающего гражданина); совокупного дохода.

Меры соцподдержки, предоставляемые с учетом нуждаемости, рекомендуется назначать семьям (одиноко проживающим гражданам) единовременно либо на срок не менее 3 месяцев.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Каков критерий нуждаемости в 2018 году?

В 2016 году был принят специальный закон о нуждаемости, который предназначен для оптимизации всех социальных трат. В результате, власти каждого региона получили возможность сами разрабатывать и устанавливать конкретный критерий нуждаемости, на основании которого принимаются различные мероприятия социальной поддержки для населения.

Закон о нуждаемости

В соответствии с этим законом, теперь получать поддержку от государства будут не те люди, которые относятся к той или иной уязвимой категории населения, а также кто на самом деле заинтересован в государственной помощи. Этот закон был принят из-за того, что было проведено уникальное исследования, по результатам которого было обнаружено, что практически половина людей в стране, которые являются получателями социальной помощи, на самом деле не нуждаются в ней. При этом было выявлено, то некоторые люди, которые действительно являются нуждающимися в поддержке, не получают ее, поскольку не могут доказать свою принадлежность к конкретному слою населения. Именно поэтому с помощью закона о нуждаемости можно оптимизировать все расходы государства на социальную сферу жизни населения.

Это интересно:  Бесплатная консультация юриста по кредиту

Каковы основные положения закона?

Критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки будет рассчитывать величины некоторых видов пособий, к которым относится:

  • поддержка от государства для работников сферы фармацевтики и медицины;
  • пособие по уходу за детьми;
  • компенсационные затраты на оплату коммунальных услуг для педагогов, которые работают в деревнях;
  • материальная поддержка для родителей, предназначенная для нормального воспитания и обучения их детей.

Чиновники говорили о том, что до 2018 года каждая семья при рождении ребенка имела возможность оформить пособие по уходу за ребенком, причем на это не влиял достаток семьи, а также официальное трудоустройство матери или другого человека, оформляющего данное пособие. Однако при введении данного закона люди с небольшим достатком смогут получать поддержку, а вот обеспеченные граждане вынуждены будут заботиться о денежном обеспечении себя и своих детей самостоятельно.

Сторонники и противники

Однако закон о критерии нуждаемости имеет не только сторонников, но и противников. Предполагается, что вводить эти нововведения необходимо тогда, когда в стране наблюдается экономический подъем, а не спад, как в настоящее время. Дело в том, что во многих регионах имеется дефицит бюджета, а если в их власти будет установление размера социальных выплат, а также определение получателей, то в результате во многих городах будут существенно снижены эти выплаты. Поэтому в кризисной ситуации нельзя вносить такие значительные изменения.

Причем многие чиновники вовсе утверждают, что необходимо сокращать выплаты военным, а не детям.

Также следует отметить изменения в 2018 году, которые коснулись получения звания Ветерана труда. При этом все люди, которые уже имеют это звание, будут получать меньше выплат, чем ранее. Дополнительно выделяется, что введение критерия нуждаемости полностью лишает возможности для любо человека получить звание обладателя ведомственной награды.

Таким образом, введение критерия нуждаемости повлечет за собой существенные и многочисленные изменения, поэтому реакция самого населения будет сильной.

Новые критерии нуждаемости для москвичей: соцпомощь получат не все

При обращении за социальной помощью в Москве теперь оценивается не только уровень доходов, но и имущественное положение семьи, в частности — размер жилплощади. Такой порядок закреплен в постановлении столичной мэрии, вступившем в силу с 1 января.

«Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности», — говорится в документе.

Портал Милосердие.ru публикует текст приложения к постановлению, где закреплены порядок и критерии оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (см. ниже).

Среди основных критериев, препятствующих предоставлению гражданам мер соцподдержки, как нуждающимся или малоимущим — наличие помещений, дач и земельных участков, количество и площадь которых превышает установленные в правилах нормы; владение двумя автомобилями, гаражами, или машиноместами; наличие крупных сумм на банковских счетах.

Подобный подход должен быть применен в федеральном масштабе для определения размера пенсий, считает глава Минфина России Антон Силуанов. Об этом он сообщил 13 января во время выступления на Гайдаровском форуме в Москве.

«Если мы примем программу, стратегию совершенствования пенсионной системы более справедливую, которая предусматривают большие пенсии тем, кто в этих пенсиях нуждается, и, соответственно, меньше тем, кто в них меньше нуждается…» — передает слова министра «Российская газета». По мнению Силуанова, в таком случае сэкономленные деньги государство могло бы направить на нужды образования, а также здравоохранения, что в конечном счете принесло бы пользу и пенсионерам.

Ранее Минтруд представил проект Методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости граждан, в соответствии с которыми на региональном и муниципальном уровне должна оцениваться нуждаемость обращающихся за помощью. Там закреплен аналогичный принцип, в соответствии с которым необходимо оценивать доходы не отдельно взятого человека, но всей его семьи, и отказывать в помощи, если у кого-то из близких есть относительно ценное имущество.

О необходимости подобного подхода заявили и в Комитете гражданских инициатив, который возглавляет Алексей Кудрин. Там призывают распространить критерии нуждаемости также на решение вопроса о размере пенсии.

Ранее о необходимости замены существующего в России комплекса социальных льгот на систему адресной помощи заявляли представители НИИ Минфина РФ и Всемирного банка. По сведениям «Известий», об этом говорится в составленной ими аналитической записке «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0: адресность, нуждаемость, универсальность».

По мнению ее авторов, 87% из тех, кто получает льготы и пособия в России, в действительности не нуждаются в них, между тем как 19% из тех, у кого доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, не получают помощи.

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 декабря 2016 г. № 954-ПП

Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения
1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее — Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченное) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.
1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:
1.2.1. Наличие недвижимого имущества.
1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.
1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.
1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченное) семьи для предоставления мер социальной поддержи малообеспеченным семьям.
1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченное) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности
2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:
2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).
2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.
2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.
2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет. При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей. При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках. При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:
2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.
2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка. При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности. В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях — в размере 18 квадратных метров.
2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:
2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).
2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

Это интересно:  Как купить дом на материнский капитал: пошаговая инструкция 2019

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее — комиссии по оказанию адресной социальной помощи).
2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.
2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности
3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.
3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:
3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.
3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.
3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).
3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченное™) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.
3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности
4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.
4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году
5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:
5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.
5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.
5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:
5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.
5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.
5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки — что говорит закон

Критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки — что говорит закон

С начала 2016 года в силу вступил закон о нуждаемости, направленный на оптимизацию социальных расходов и позволяющий регионам самостоятельно определять критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки. Проще говоря, помощь от государства теперь будут получать не те, кто относится к определенной категории граждан, а те, кто в ней действительно заинтересован. Необходимость введения принципа нуждаемости обусловлена парадоксом, о котором рассказывается в одном из докладов Минфина: 50% из получающих соцпомощь в ней не нуждаются, тогда 50% из нуждающихся не могут рассчитывать на какую-либо поддержку.

Президент РФ В. Путин давно отмечал, что в социальной политике нужны коррективы (особенно учитывая перманентный дефицит бюджета). Закон о критерии нуждаемости – важный шаг в направлении оптимизации государственных расходов.

Что изменилось в 2016?

Критерий нуждаемости в социальной защите будет определять размер следующих пособий:

  • Пособие по уходу за ребенком.
  • Социальная поддержка медицинским и фармацевтическим работникам.
  • Компенсации расходов на оплату коммунальных услуг педагогам, проживающих в селах и деревнях.
  • Материальная поддержка родителям для воспитания и обучения детей.

За уточнениями обратимся к министру труда М. Топилину. Чиновник объясняет, что ранее родители получали пособие на ребенка независимо от уровня заработка. После вступления в силу принципа нуждаемости деньги будут фактически отбираться у богатых и отдаваться бедным. Граждане с высокими доходами на пособие претендовать не смогут – такая мера высвободит денежные средства, которые можно будет перераспределить среди родителей с низким достатком.

Не все смотрят на ситуацию так оптимистично, как министр труда. Директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Л. Овчарова считает, что для реализации такого проекта выбрано весьма неподходящее время – подобный закон стоило вводить в период экономического роста, а не когда на носу кризис. По мнению Овчаровой, бедственная экономическая ситуация приведет к тому, что регионы будут сокращать социальные выплаты излишне интенсивно, а потому без льгот останутся не только богачи. Возмущена Овчарова и выбором компенсаций – по ее словам, государству стоило экономить не на детях, а на военнослужащих, которые получают около 7 видов выплат.

Ветеранов труда будет меньше?

Критерии присвоения звания Ветеран труда станут строже, а, следовательно, и социальных выплат, связанных с этим званием, будет меньше. Прежде звание Ветеран труда получали все, кто был награжден медалями и орденами или имел определенный стаж (женщины – 20 лет, мужчины – 25).

Критерий нуждаемости в социальных услугах лишает права получить звание обладателей ведомственных наград. Причина: каждый год такие награды получают по 500 тыс. человек и по какому принципу – непонятно. Подобная раздача обесценивает само звание.

Важный момент: изменения коснутся только тех, кто выходит на пенсию – действующим ветеранам труда за свои льготы бояться нечего.

Что останется неизменным?

Не все предложенные инициативы были воплощены в жизнь. Например, предлагалось выдавать технические средства помощи только тем инвалидам, чей постоянный доход ниже определенной планки, а также заменить материальную компенсацию ветеранам Чернобыля на дополнительные услуги в рамках ОМС. Однако М. Топилин высказался против такой инициативы, потому как считает, что ветераны Чернобыля заслужили право на получение материальной компенсации своим подвигом. Федеральные меры социальной поддержки чернобыльцев и инвалидов не будут корректироваться.

Кроме того, не изменятся многие из региональных выплат, на которые каждый год расходуется свыше 300 млрд. рублей. Получатели региональных льгот – это такие категории граждан, как труженики тыла и жертвы политических репрессий.

Едва ли в оптимизации льгот Правительство остановится на достигнутом. В период-2018 планируется расширить критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки: например, Минфин предлагает реализовать принцип соцоплаты курортного лечения. Поэтому ожидаем, что гайки продолжат закручиваться, а пояса — затягиваться.

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, www.garant.ru, waytop.ru, www.miloserdie.ru, digivi-cctv.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий