Лесные земли: какие виды к ним относятся, что входит в состав категорий и как по итогам мониторинга происходит распределение территорий по зонам?

В естественных науках под «землей» понимают важнейшую часть окружающей природной среды, характеризующейся пространством, рельефом, почвенным покровом, недрами, водами, растительностью, являющуюся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственным базисом для размещения всех отраслей человеческой деятельности [5]. Другими словами, понятие «земля» включает в себя всю экологическую систему, в которой находится земельный участок, то есть, весь комплекс факторов окружающей природной среды и естественных условий производства, которые определяют рост и развитие растений, условия сельскохозяйственного использования земель и, в конечном счете, определяют фактическое состояние земель, изменения которого и являются конечной целью мониторинга земель. При этом, основной составной частью «земли» как сложного природно-хозяйственного комплекса принято считать почвенный покров, который наиболее полно отражает сущность и свойства земли.

Основные задачи мониторинга земель заключаются в оперативном выявлении изменений в состоянии земель, их оценке, выработке рекомендаций и управленческих решений для предупреждения и устранения последствий негативных процессов, а также в информационном обеспечении государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства и контроля за использованием и охраной земель.

Очевидно, что решение всего комплекса задач возможно лишь в результате анализа многомерных временных рядов комплексных топографо-геодезических, почвенных, агрохимических, геоботанических, инвентаризационных и других наблюдений, отражающих изменения в состоянии всех составляющих сложного природно-хозяйственного комплекса: почв, растительности, грунтовых и поверхностных вод, природных условий, влияющих на формирование и качество земель. Кроме того, должны быть отражены изменения, произошедшие в правовом и экономическом состоянии земель [4]. Исходя из вышеизложенного, структуру системы мониторинга земель, одновременно определяющую и его содержание, можно представить в следующем виде (см. рис. 3).

Содержание

2.4 Объект мониторинга земель и его классификация

Объектом мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от формы собственности, целевого назначения и характера использования.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации /10/ все земли РФ принято разделять по основному целевому назначению на семь категорий земель. Это:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Рисунок 3 – Структура мониторинга земель

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

— размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

— размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Это интересно:  Как правильно давать деньги в долг: советы юриста

К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

К землям природоохранного назначения относятся земли:

— запретных и нерестоохранных полос;

— занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);

— иные земли, выполняющие природоохранные функции.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

К землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 Земельного Кодекса РФ.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Категория земли и вид разрешенного использования. Категория земель — земли населенных пунктов

В понятиях «категория земель» и «вид разрешенного использования» нередко существует путаница. Неспециалисту разницу между данными терминами уяснить нелегко. И всё же у них есть характерные отличия. И разницу эту представлять себе полезно во избежание юридических проблем тем, кому предстоит столкнуться с изменением правового статуса участка земли.

Давайте разбираться

Понятия «категория земель» и «вид разрешенного использования» на самом деле являются взаимно дополняющими. Но термин «категория» в целом — более общего характера, а другой — «вид» — существует для уточнения вариантов возможного использования участка в пределах той или иной категории.

Например, если к категориям земель относятся участки сельхозназначения, они могут обладать основным и парой дополнительных видов применения. Для понятия «категория» данное объединение терминов не допускается. То есть, к примеру, один и тот же участок никак не может одновременно относиться к лесному фонду и предназначаться для промышленного строительства или возведения жилого дома.

Какими они бывают

Действующее законодательство выделяет строго определенные категории назначения земель. Состоят они из:

— спецназначения (используемых под транспортные нужды, коммуникации и задачи промышленности);

— заказников, заповедников и прочих охраняемых зон, обладающих статусом историко-культурных либо представляющих научный интерес;

— водных и лесных фондов;

Любой из участков на территории страны может быть отнесён исключительно к одной какой-нибудь данной категории земель. Земли, разрешенное использование которых требуется изменить в интересах регионального развития, находятся в ведении законодательных органов субъектов РФ, которые наделены правом принятия подобного решения.

Деление по видам

По каким же критериям происходит разделение территорий сёл и городов? Принципы его основаны на зонах, связанных с размещением жилых, промышленных и прочих объектов. Например, если конкретная часть города десятилетиями служит местом работы крупномасштабного предприятия промышленности, строить близко к нему детский сад либо многоквартирный жилой дом никто не позволит. Это связано с необходимостью соблюдения законодательно утвержденных норм, касающихся расстояний между промышленной зоной и жилыми кварталами.

Земельным кодексом РФ (положениями статьи 85) разграничиваются 8 зон различного назначения, которые могут существовать в пределах границ любого населенного пункта. Речь идет о жилых кварталах, землях, предназначенных под учреждения общественного развития (офисы, школы, поликлиники и тому подобное), курортно-рекреационных территориях (санаториях и парках), сельскохозяйственных, промышленных, предназначенных для развития инфраструктуры транспорта, а также объектов Министерства обороны РФ, зонах специального назначения и иного.

Дополнительные моменты

Каждая из территориальных зон юридически обладает правом к использованию в качестве нескольких строго определенных дополнительных видов. В частности, градостроительный регламент позволяет в пределах жилых кварталов строить частные дома жилой застройки (многоэтажные, среднеэтажные и смешанного вида). Данное положение предусмотрено пунктом 5 той же статьи номер 85 ЗК РФ.

Подобные нюансы и требования существуют для любой другой зоны каждого поселения. Изменять характер использования земельного участка никому самовольно не разрешается. В случае выявления нарушений допустившему их грозят немалые штрафы, а незаконная постройка обязана быть снесена. Всё чаще и чаще в последнее время местные власти, используя тяжелую технику, ликвидируют так называемые малые архитектурные формы, к которым относится всё разнообразие существующих павильонов и киосков.

Как изменить вид разрешенного использования

Если вы не располагаете информацией, к какой категории использования земель (или виду) относится тот или иной участок, это не должно стать проблемой. Все необходимые данные можно получить, ознакомившись с кадастровой документацией либо запросив выписку на сайте Росреестра. Как правило, все землевладельцы в курсе, к какой категории земли относится принадлежащий им участок, что за объект возможно на нем построить, а что — под категорическим запретом. Более серьёзной проблемой для большинства из них становится преодоление процедуры изменения разрешенного вида использования.

Так как по закону строительство, противоречащее кадастровому паспорту, не допускается, единственный выход для собственника — подача ходатайства с просьбой присвоения участку одного из дополнительных видов использования. Такой вариант вполне распространён и является законной возможностью изменить статус участка. Прибегают к нему тогда, когда требуется открыть магазин либо какой-то ещё объект, имеющий социальное назначение.

Не так все просто

Думать, что, подав ходатайство, заявитель автоматически добьется перевода земель одной категории в другую или смены вида разрешенного использования, не следует. Это не делается лишь по желанию владельца. Собственник (либо арендатор) должен выдвинуть серьезное обоснование целесообразности подобного ходатайства. Ему предстоит доказать, что изменения, которых он добивается, сыграют положительную роль в общественном развитии населенного пункта. Распределение земель по категориям и смена их предназначения — вопрос весьма серьезный, и заявителю следует быть готовым к ожесточенной дискуссии на данную тему на заседании местного совета (его земельной комиссии) или же на депутатской сессии.

Ходатайство составляется, как правило, в свободной форме исходя из стандартных правил подачи заявлений и обращений в любое из государственных учреждений. Вместе с ним заявителю потребуется предъявить кадастровую выписку и копию правоустанавливающего документа, относящегося к земельному участку. То есть договора приватизации, дарения либо купли-продажи, свидетельства о праве на наследование. Поданное им ходатайство обязаны рассмотреть в срок не более двух месяцев. Если дело завершилось отказом в удовлетворении просьбы, можно попытаться решить его по суду. Но только тогда, когда отрицательное решение выглядит неправомочным по достаточно веским основаниям.

Что подразумевает категория сельскохозяйственных земель

1. Как пастбища и сенокосы.

3. Как участки аграрного производства (в том числе животноводства).

4. Как дачные участки.

5. Как приусадебные фермерские участки.

6. Как земли промышленных объектов, к которым относятся линии электропередач, трубопроводы высокого давления, дороги.

7. Как залежные земли.

Как сберечь сельские угодья

Территории данной категории земли (сельхозназначения) могут быть подвержены изменению по виду их применения. Но и здесь имеется множество серьёзных нюансов и ограничений, благодаря которым прекратить или поменять один из видов аграрного производства, основываясь лишь на желании владельца, невозможно.

Это интересно:  Коап распитие спиртных напитков

В частности, запрещено менять категорию участка в случае превышения его кадастровой стоимости средней по региону на 50% и выше. На практике применяется данная норма к землям садов и территориям, на которых выращивают многолетние ценные культуры. Служит она для предотвращения уменьшения площадей данных участков и других ценных объектов аграрного назначения.

Категория земель «земли населенных пунктов»

Если вас заинтересовала идея приобрести недорого участок с ветхим домиком, находящийся в непосредственной близости от оживленной дороги или транспортной остановки, прежде всего уточните код классификатора, по которому возможно дальнейшее использование этой земли. Подобная информация точно так же берется из кадастрового паспорта объекта в результате получения выписки из Росреестра.

Если код упомянутого участка относится к перечню от 2.0 до 2.7 классификатора, это значит следующее — всё, что сможет построить покупатель на данной земле — малоэтажный жилой домик. Разумеется, никто не помешает ему разбить рядом с жилищем приусадебное подсобное хозяйство, небольшую теплицу или поставить личный гараж. Но в коммерческих целях эту землю использовать нельзя.

Для данных целей нужен участок с кодами «бизнес-класса» (4.0-4.9). Принадлежность к данному интервалу позволяет располагать на участке капитальные строения стационарного характера. Например, магазин либо торгово-развлекательный комплекс (код 4.2), офисное здание (код 4.1), страховую контору или банк (код 4.5), рынок (код 4.3), ресторан, кафе или столовую (код 4.6), гостиницу (код 4.7), развлекательное заведение (код 4.8), автосервис либо автопарк (код 4.9).

О покупке земли в городе

Если же нужный вам код в кадастровом паспорте не найден, это еще не значит, что покупка не состоится. В случае размещения выбранного вами участка в общественной, промышленной либо зоне, предназначенной под транспортную инфраструктуру, вполне реальна возможность добавления дополнительно условно-разрешенного варианта использования к основному.

Насколько успешным будет решение данного вопроса, напрямую зависит от позиции местной администрации (в частности, ее земельного управления). Если планируемое вами к возведению здание однозначно работает в сторону развития города и создания дополнительных рабочих мест, в интересах местных властей пойти вам навстречу.

. и все прочее

83-я статья Земельного кодекса РФ участки, относящиеся к категории земли населенных пунктов, предназначает для развития и застройки сел, городов и других муниципальных образований. Согласно пункту номер 3 84-й статьи Кодекса в случае включения в границы населенного пункта частного участка статус его сохраняется. То есть владелец его продолжает пользоваться правом собственности.

Помимо перечисленных выше зон территории городов, еще существует и дополнительная категория — земли, подпадающие под обозначение «иных территориальных зон». Сюда можно отнести все те участки, назначение которых — общее использование. То есть проезды, скверы, улицы, площади и т. п. Чаще всего подразумевается вхождение их в состав одной из основных зон. Такие участки нельзя приватизировать либо передать в частную собственность каким-то другим способом.

О нецелевом использовании земли

Что подразумевается под данным термином? Нецелевым использованием земельного участка считается эксплуатация его не в соответствии с назначением, определённым для данной земельной категории. Это действие подпадает под определение нарушения и влечет за собой административную ответственность согласно статье 8.8 КоАП РФ.

Любая информация о том, к какому виду разрешенного использования относится тот или иной участок, занесена в Государственный кадастр недвижимости. Именно поэтому рекомендуется любые операции с землей предварять ознакомлением с паспортом участка.

Что можно в населенном пункте

Из тех девяти категорий жилых зон, указание на которые содержит 85-я статья ЗК РФ, физическим лицам есть смысл интересоваться лишь двумя — жилыми и сельскохозяйственными. Так как остальные не могут никаким образом оказаться в собственности отдельного гражданина. Согласно пункту 5 85-й статьи ЗК, использование земельных участков в жилой зоне может быть следующим:

1. Для индивидуальной жилой застройки.

2. Для малой, средней и многоэтажной жилой застройки.

3. Для строительства помещений культурного либо бытового предназначения.

Согласно пункту номер 11 той же статьи, находящиеся в пределах сельскохозяйственных земель участки можно использовать в целях строительства помещений и зданий, предназначение которых — сельскохозяйственное производство. Другой возможный вариант их использования — под пашни и многолетние насаждения. Если вы планируете участок под индивидуальное жилищное строительство, проверьте наличие кода в кадастровом паспорте, относящегося к жилой застройке (2.0 — 2.7).

Но помните, что сюда не может быть отнесено здание, предназначение которого — проживание с одновременным лечением (санаторий) или поддержание нужд непрерывного производства (служебное жилье для работающих вахтовым способом).

Частному застройщику

Если вы планируете ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), а также разведение огорода, обратитесь к тому же разделу номер 2 классификатора. Уже упомянутые коды обозначают, что землю можно использовать под возведение малоэтажного здания без раздела на квартиры (не более 3 этажей), строительство наземных сооружений типа гаражей и сараев, под садовое строительство (требования к таким домикам аналогичны пункту 1), личное подсобное хозяйство на приусадебном участке, сооружение временных, передвижных и прочих помещений, годящихся к проживанию, то есть кемпингов, вагончиков и т. п. При этом подразумевается возможность подключения их к системам инженерных сетей.

Как мы видим, понятие индивидуального жилищного строительства включает в себя, помимо возведения собственно дома, организацию личного подсобного хозяйства.

Если вы бизнесмен

Тому, кто планирует предпринимательскую деятельность, следует поискать земельный участок, снабженный кодом классификатора 4.0-4.9. Именно такая земля предполагает возведение на ней капитальных сооружений, назначение которых — отдых, торговля, автосервис и тому подобное. Допустим, заполучив в собственность участок с кодом 4.4, вы сможете построить на нём магазин, причём площадью — не свыше 5000 квадратных метров.

О других видах использования земли

По 37-й статье Градостроительного кодекса видами разрешенного использования участков любой территориальной зоны могут быть:

1. Основной (речь идёт об изначальном предназначении).

2. Условно-разрешенный (подразумевается возможное предназначение).

Рассмотрим чуть подробнее каждый из них. Основной вид подразумевает соответствие непосредственному предназначению участка согласно локализации и территориальной зоне. Чтобы использовать землю согласно основному виду, не нужно никаких дополнительных разрешений и согласований с администрацией. То есть собственник самостоятельно планирует, как ему распорядиться участком в пределах классификатора и категории земли.

Что касается условно-разрешенных видов его использования, то их перечень регламентируется градостроительным законодательством того региона, к которому участок относится. Но во всех случаях, чтобы выбрать любой из данных видов, собственник обязан это согласовать с властями и заручиться необходимым разрешением.

Как это выглядит на практике? Допустим, основное предназначение участка — ИЖС. При этом условно-разрешенный вид его использования — возведение торгового объекта. Для получения разрешения на застройку собственник обязан отнести заявление в региональную комиссию, решающую вопросы землепользования. Ответ будет получен в результате публичных слушаний.

Что касается вспомогательных видов использования, то они допустимы лишь в виде дополнений к первым двум разновидностям и могут быть реализованы только совместно с ними. Поясним для наглядности: если на участке позволено строительство магазина, вспомогательным видом может стать организация, например, автопарковки (наземной или подземной).

Земельные вопросы

Категории земель в Российской Федерации (2017)

Категории земель в Российской Федерации (2017)

Земельный фонд нашей страны составляет 1709,82 млн. га земли[11]. Согласно российскому законодательству земли делятся на категории по целевому назначению, и каждый конкретный участок может быть отнесен только к одной категории земель[4]. Нецелевое использование земель запрещено (ст. 7 п. 2 ЗК РФ).

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), ст. 7[9] определяет семь категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио и телевещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Земельное законодательство РФ довольно сложное, спорное, имеет не до конца решенные вопросы, связанные с переходом от старых норм, характерных для СССР [8], к зонированию территорий, применяемому в рыночной экономике. При этом, порядок проведения зонирования устанавливается разными федеральными законами [3]. Пытаясь слить воедино старые постулаты и нововведения, законодатели приняли в 2015 году новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России № 540 от 1 сентября 2014 г. [5].

Все виды разрешенного использования земельных (ВРИ) участков после вступления классификатора в силу с 24 декабря 2014 г. определяются в соответствии с этим классификатором.

Распределение земель по категориям

Информация о распределении земель на категории публикуется на сайте Росреестра (Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии) https://rosreestr.ru.

Наибольшую часть земельного фонда страны на 1 января 2014 года составляют земли лесного фонда — 1122,3 млн. га (65,6 %) и сельскохозяйственного назначения — 386,5 млн. га (22,6 %). Общая площадь земель населенных пунктов равняется 20,0 млн. га или 1,2 % всех земель РФ.

Категории земель — таблица с определениями и основными характеристиками

(Глава XIV ЗК РФ)

1) сельскохозяйственные угодья;

2) земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия;

3) земли, занятые водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Включают земельные участки, отнесенные к территориальным зонам:

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

(Глава XVI ЗК РФ)

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

(Глава XVII ЗК РФ)

— имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение,

— изъятые, в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления, полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, для которых установлен особый правовой режим.

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

(Глава XVIII, ст. 101 ЗК РФ)

— покрытые лесной растительностью,

— предназначенные для восстановления леса (вырубки, гари, редины, прогалины и другие),

— нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

(Глава XVIII, ст. 102 ЗК РФ)

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

(Глава XVIII, ст. 103 ЗК РФ)

Перевод земель из одной категории в другую

Возможность и порядок перевода земельных участков из одной категории в другую определены ст. 8 ЗК РФ и ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [2]. Речь идет не об изменении вида разрешенного использования земли, а об изменении категории, что намного сложнее.

Это интересно:  Как узнать ОКПО ИП в 2019 году - по ИНН бесплатно Росстат, свой, онлайн

Такой перевод осуществляется уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности на землю и категории земель.

2) Земли сельхозназначения в муниципальной собственности;

3) Земли сельхозназначения в частной собственности

2) Земли частной собственности, за исключением земель сельхозназначения

Заинтересованное лицо инициирует процесс смены категории земельного участка, направляя в соответствующий орган ходатайство о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В заявлении указывается:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) текущая категория земель, к которой земельный участок принадлежит;

3) категория земель, в которую планируется перевести земельный участок;

3) обоснование перевода;

4) права на земельный участок.

Вместе с ходатайством необходимо предоставить:

1) выписку из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка;

2) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;

3) заключение государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

4) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (паспорта, выписки из ЕГРИП или из ЕГРЮЛ);

5) согласие правообладателя земельного участка [2].

Сроки рассмотрения ходатайства варьируются от 1 до 3 месяцев. Перевод считается состоявшимся от даты постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Такая процедура по закону должна занимать 12 дней. Но на практике правообладатели земельных участков уведомляются о внесенных изменениях в более длительные сроки. После перевода земельного участка из одной категории в другую переоформление правоустанавливающих документов на него не требуется.

Источники литературы и информации:

Категории земель в РФ (2015)

Информация о компании

Компании и рынка

Помощь в любых вопросах

Документы и справки

Документы и справки

Категории земель в РФ (2015)

Правовое регулирование разделения земель в РФ на категории

Одним из основополагающих принципов российского земельного законодательства является принцип деления земель на категории по целевому назначению. Согласно основному законодательному акту в земельной сфере Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ), ст. 7 [9]:

«Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Из этого можно сделать вывод, что все земли в Российской Федерации, весь земельный фонд страны, все 1709,82 млн. га земли [11], делятся на семь категорий. То есть каждый конкретный земельный участок может быть отнесен только к одной, определенной категории земель [4].

Интересным является продолжение ст. 7 ЗК РФ. В п. 2 этой статьи в императивной форме вводится юридический запрет на нецелевое использование земель.

Дальше пункт гласит: «правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства». Данная часть цитаты обозначает один из самых сложных, спорных и до конца не решенных вопросов в земельном законодательстве страны. Наши законодатели пытаются соединить:

1) старые нормы законодательства о разделении земель на категории по целевому назначению, которые были характерны для СССР [8] – страны с плановой экономикой;

2) подходы к зонированию территорий, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. При этом общие принципы и порядок проведения зонирования территорий устанавливаются разрозненными федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов [3].

В 2015 году основным нововведением в земельном законодательстве стало принятие и вступление в силу нового классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 540 от 1 сентября 2014 г. [5]. Все виды разрешенного использования земельных (ВРИ) участков после вступления классификатора в силу с 24 декабря 2014 г. определяются в соответствии с этим классификатором. Если разрешенное использование земельных участков было установлено до дня утверждения классификатора, то такие ВРИ земельных участков признаются действительными независимо от соответствия их указанному классификатору.

Данный классификатор вводит 12 главных видов разрешенного использования земельных участков, которые включают в себя другие подпункты (виды разрешенного использования земельных участков).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Наименование обобщенного вида разрешенного использования земельных участков

Наименование уточненного вида разрешенного использования земельных участков

1.0 – Сельскохозяйственное использование

1.2 – Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур

1.4 – Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур

1.6 – Выращивание льна и конопли

1.14 – Научное обеспечение сельского хозяйства

1.15 – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции

1.16 – Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках

1.18 – Обеспечение сельскохозяйственного производства

2.0 – Жилая застройка

2.1 – Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов);

2.2 – Приусадебный участок личного подсобного хозяйства

2.3 – Блокированая жилая застройка

2.4 – Передвижное жилье

2.5 – Среднеэтажная жилая застройка

2.6 – Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)

2.7 – Обслуживание жилой застройки

3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства

3.1 – Коммунальное обслуживание

3.2 – Социальное обслуживание

3.3 – Бытовое обслуживание

3.5 – Образование и просвещение

3.6 – Культурное развитие

3.7 – Религиозное использование

3.8 – Общественное управление

3.9 – Обеспечение научной деятельности

3.10 – Ветеринарное обслуживание

4.1 – Деловое управление

4.2 – Торговые центры (Торгово-развлекательные центры)

4.5 – Банковская и страховая деятельность

4.6 – Общественное питание

4.7 – Гостиничное обслуживание

4.9 – Обслуживание автотранспорта

5.0 – Отдых (рекреация)

5.2 – Природно-познавательный туризм

5.3 – Охота и рыбалка

5.4 – Причалы для маломерных судов

5.5 – Поля для гольфа и конных прогулок

6.0 – Производственная деятельность

6.2 – Тяжелая промышленность

6.3 – Легкая промышленность

6.4 – Пищевая промышленность

6.5 – Нефтехимическая промышленность

6.6 – Строительная промышленность

6.10 – Обеспечение космической деятельности

7.1 – Железнодорожный транспорт

7.2 – Автомобильный транспорт

7.3 – Водный транспорт

7.4 – Воздушный транспорт

7.5 – трубопроводный транспорт

8.0 – Обеспечение обороны и безопасности

8.1 – Обеспечение вооруженных сил

8.2 – Охрана Государственной границы Российской Федерации

8.3 – Обеспечение внутреннего правопорядка

8.4 – Обеспечение деятельности по исполнению наказаний

9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы

9.1 – Охрана природных территорий

9.2 – Курортная деятельность

10.1 – Заготовка древесины

10.2 – Лесные плантации

10.3 – Заготовка лесных ресурсов

10.4 – Резервные леса

11.0 – Водные объекты

11.1 – Общее пользование водными объектами

11.2 – Специальное пользование водными объектами

11.3 – Гидротехнические сооружения

12.0 – Общее пользование территории

12.1 – Ритуальная деятельность

Как видно из классификатора, между видами разрешенного использования земельных участков и категориями земель по целевому назначению не установлено четкого соответствия [7]. При определении ВРИ нужно руководствоваться целевым назначением участка в соответствии с категорией, а также установленным зонированием для данной территориальной зоны.

Распределение земель по категориям

Самая свежая информация о распределении земель земельного фонда страны на категории публикуется на сайте Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). На момент написания статьи доступны данные о состоянии и использовании земель в РФ по состоянию на 1 января 2014 г.

Прежде чем перейти к анализу цифрового материала, хотелось бы отметить следующую особенность. Учет земель в Российской Федерации в соответствии с законодательством и сложившимися традициями осуществляется по категориям земель и земельным угодьям. Земельные угодья как земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам [1], наряду с категориями земель и ВРИ являются еще одним способом систематизации огромного количества данных о наличии и использовании земельного фонда страны.

Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Сельскохозяйственные угодья – это угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. К ним относятся: пашня, многолетние насаждения, залежи, сенокосы, пастбища. К несельскохозяйственным угодьям отнесены лесные площади, лесные насаждения, земли под водой, земли застройки, болота, земли под дорогами, нарушенные земли и прочие земли.

Рисунок 1. Структура земельного фонда РФ по категориям земель (по состоянию на 1 января 2014 г.)


Наибольшую часть земельного фонда страны, который включает 1709,8 млн. га земель, составляют земли лесного фонда – 1122,3 млн. га (65,6 % всех земель) и земли сельскохозяйственного назначения – 386,5 млн. га (22,6 %). Земли населенных пунктов составляют всего лишь 1,2 % всех земель РФ. Их общая площадь 20,0 млн. га. Нам было интересно сравнить структуру земельного фонда в общем по стране и структуру земельного фонда в Центральном федеральном округе, в Московской области, а также в Тверской области, которая в последнее время становится все более привлекательным направлением для инвестирования в землю.

Рисунок 2. Структура земельного фонда ЦФО по категориям земель (по состоянию на 1 января 2014 г.)

В структуре земель Центрального федерального округа (общая площадь 65,0 млн. га) земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда по сравнению со структурой в общем по стране поменялись местами. Земли сельскохозяйственного назначения в Центральном федеральном округе составляют 35,2 млн. га (54,2 %), земли лесного фонда – 20,9 млн. га (32,1 %). В ЦФО доля земель населенных пунктов значительно больше, нежели в целом по стране – 7,5 %.

Рисунок 3. Структура земельного фонда Московской области по категориям земель (по состоянию на 1 января 2014 г.)

В Московской области в структуре земель общей площадью 4,4 млн. га три первые места распределились следующим образом:

1) Земли лесного фонда – 1,8 млн. га (40,03 %);
2) Земли сельскохозяйственного назначения – 1,7 млн. га (37,6 %); 3) Земли населенных пунктов – 0,5 млн. га (12,2 %).

Рисунок 4. Структура земельного фонда Тверской области по категориям земель (по состоянию на 1 января 2014 г.)

Земельный фонд Тверской области почти вдвое больше, чем земельный фонд Московской области. Общая площадь земель Тверской области составляет 8,4 млн. га. Структура земельного фонда Тверской области по категориям земель в целом похожа со структурой земель в общем по стране. Первое место занимают земли лесного фонда – 4,8 млн. га (57,4 %), второе – земли сельскохозяйственного назначения – 2,6 млн. га (30,6 %), третье – земли населенных пунктов – 0,4 млн. га (4,8 %).

Категории земель: таблица (2015)

Категории земель по целевому назначению

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, fb.ru, wiki-land.ru, bigland.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий