Монетизация льгот — Федеральный закон № 122

Как известно, сейчас существует огромное количество разнообразных льгот, которые предназначены для самых разных слоев населения. Это касается услуг ЖКХ, проезда в транспорте, посещения разнообразных заведений и еще огромного количества всевозможных областей. И это очень удобно, ведь у многих людей из незащищенных слоев населения появляется возможность вести такую же полноценную жизнь, как и все остальные. Но сегодня многие предпочитают не пользоваться таким количеством социальных льгот, а воспользоваться их денежным эквивалентом, что согласно законодательству называется монетизацией. Хорошо это или плохо? И как вообще осуществляется данная процедура? Разберемся в этом вместе.
– Основание
– Федеральный закон №122 – эволюция
– Как отказаться от соц. пакета?
– Кому полагаются привилегии?
– Стимулирование процесса монетизации
– Обоснования принятия закона
– Закон о монетизации льгот: видео

Начнем с того, какое вообще есть основание для того, чтобы говорить о возмещении льгот в денежном эквиваленте, то есть о том, какой закон касается данной темы.

Так вот, в 2004 году Владимир Путин, фактически, бессменный президент России, инициировал федеральный закон №122, который как раз касается монетизации социальных льгот.

В 2004 году был подписан закон “О монетизации льгот”.

Он был подписан 22 августа того года, но в силу этот федеральный закон вступил только 1 января 2005 года. Собственно, там и было описано, что каждый человек, который имеет право получать один из видов льгот, может потребовать заменить их денежными компенсациями.

Этот федеральный закон также четко разделял все категории льгот на региональные и федеральные. Такой подход сильно упрощал работу местных органов самоуправления, ведь с момента, когда закон официально вступил в силу, они занимались не всеми, а лишь определенными категориями социальных льгот. Фактически, их полномочия сократились. Правда, нельзя точно сказать, насколько. Данный федеральный закон также устанавливал, что некоторым гражданам полагаются ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты) вместо всех основных социальных льгот. Интересно, что федеральный закон №122 претерпел немало изменений уже на этапе принятия. В принципе, в дальнейшем он тоже менялся.

Федеральный закон №122 – эволюция

Согласно первоначальному варианту, федеральный закон №122, в котором речь шла о монетизации льгот, должен был содержать указания на немедленное и принудительное замещение абсолютно всех социальных льгот денежными выплатами. Это означало бы, что у жителей России вообще не будет никаких привилегий. Такой вариант закона вызвал огромное количество обсуждений и критики со стороны населения. Поэтому был составлен список самых основных социальных прав граждан, который получил название социального пакета. Сюда входил бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатные медицинские препараты при предоставлении рецепта от врача и лечение в санатории. Сегодня этот набор остался точно таким же. Правда, сумма его была увеличена. Так в 2005 году, согласно фз №122, человек получал социальный пакет на сумму 450 рублей, а сейчас эта сумма составляет уже 839,65 рублей. Ожидается, что в следующие несколько лет этот показатель подвергнется индексации. В 2006 году фз №122 был пересмотрен и с того времени человек может полностью отказаться от социального пакета или каких-то его частей в пользу монетизации.

Как отказаться от соц. пакета?

Итак, федеральный закон №122 говорит о том, что человек может отказаться от социального пакета и получить свои законные 839,65 рублей на руки.

Сначала стоит сказать, что выше перечислен лишь основной набор, который есть в любом социальном пакете. К примеру, для инвалидов Великой отечественной войны он будет отличаться, как и для целого ряда категорий населения. Поэтому перед тем, как отказываться, следует узнать, какие социальные выплаты вообще полагаются Вам.

После этого нужно всего лишь написать заявление, в котором указать свое прошение об отказе от социального пакета и выдачи денег в натуральном виде на руки. Такое заявление отдается в ближайшее отделение Пенсионного фонда Российской Федерации. Рассматриваться оно может несколько месяцев, вплоть до 1 апреля 2017 года, когда произойдет индексация социальных выплат. Заявление необходимо подать до 1 октября 2016 года. До 1 апреля 2016 года подавать его нет смысла, ведь рассматривать его никто не будет и оно банально может затеряться. Сама процедура выглядит предельно просто и не должна вызывать особых сложностей.

Кому полагаются привилегии?

В том же фз под номером 122 четко указаны все категории граждан, которым полагаются социальные преимущества. Согласно таковому, федеральный льготник может быть:

  1. Ветераном войны;
  2. Инвалидом;
  3. Бывшим узникам фашистского режима;
  4. Тем, кто пострадал от выброса радиации при одной из аварий или во время ядерных испытаний;
  5. Тем, у кого есть звание героя СССР или России;
  6. Кавалером ордена Славы или орден Трудовой Славы;
  7. Членом семьи погибшего кавалера одного из вышеуказанных орденов или героя СССР/РФ.

Стимулирование процесса монетизации

В самом начале, то есть в 2005 году правительство выделило целых 171,8 млд. рублей для реализации данного фз. Более того, сразу же президент пообещал вернуть в каждый федеральный бюджет по 40% расходов на данный процесс. Но это не помогло. Сначала только четыре региона стали внедрять на своей территории данный фз. Некоторые и по сей день не принимают его, а большинство перешло на смешанную систему. Что касается того, какие правила действуют в Вашем регионе, об этом лучше всего узнать в ближайшем отделении Пенсионного фонда РФ или же в местном совете. Регионы, которые отказались от данного фз такие:

  1. Северная Осетия;
  2. Дагестан;
  3. Хакасия;
  4. Ханты-Мансийской АО;
  5. Красноярский край;
  6. Калининградская область;
  7. Новгородская область.

Против фз №122 проходили протесты.

В некоторых из них даже проходили полномасштабные митинги против принятия и внедрения вышеуказанного фз. В частности, в Нижнем Новгороде на площадь выходили жертвы политических репрессий и заявляли об огромном количестве ошибок в данном фз, которые по их словам необходимо было исправлять. Но, в конце концов, в большинстве фз все-таки стал действовать. К примеру, в той же Новгородской области в 2008 году прошла монетизация социальных привилегий на услуги ЖКХ.

Обоснования принятия закона

Чем же руководствовались чиновники, когда принимали все вышеуказанные нормы в рамках закона о компенсации социальных преимуществ? В основном, тем, что система банально изжила себя. Льготы были актуальны в советское время, когда нужно было поощрять определенные категории населения за особые заслуги перед страной. В 80-е годы прошлого века очень много разнообразных льгот просто не было обеспечено из-за слишком высокого уровня инфляции. Кроме того, причиной тогда послужило отсутствие денег в бюджете страны.

Сегодня же, по словам самих чиновников, такая система просто является средством реализации коррупционных схем и способствует хищению денег из государственного бюджета России. Конечно, некоторые социальные привилегии остались и по сей день, но, во всяком случае, их стало намного меньше. Были и другие причины. К примеру, что касается льгот на проезд в общественном транспорте, такой подход приводил к деградации системы общественных перевозок. В любом случае закон принят и действует еже более десяти лет.

Закон о монетизации льгот: видео

Еще немного размышлений по этому поводу можно видеть на ролике ниже.

Закон «о монетизации льгот»

22 августа 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Это интересно:  Выплаты РСА по ОСАГО при отзыве лицензии у страховщика

Федеральный закон за некоторыми исключениями вступил в силу с 1 января 2005 года.

Монетизация льгот — замена натуральных льгот денежными компенсациями.

По данным министерства финансов РФ, до 2005 года только на федеральном уровне существовало около 120 видов льгот, которыми пользовались свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 миллионов человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовались около 20 миллионов ветеранов труда, более 1 миллиона участников ВОВ, 800 тысяч инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 миллиона тружеников тыла и 880 тысяч семей погибших и др.

Закон «о монетизации льгот» был направлен на пересмотр федерального законодательства в части, касающейся разграничения полномочий между органами власти различных уровней и их финансового обеспечения.

Для населения данная реформа означала разделение всех льготных категорий получателей на региональные и федеральные.

— инвалиды, включая детей-инвалидов;

— бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

— лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;

— лица, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалера ордена Славы трех степеней (полный кавалер ордена Славы);

— члены семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

— лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы).

В отношении граждан, социальная поддержка которых относилась к полномочиям федеральных органов государственной власти, законом устанавливалась замена основой части натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ).

Первоначально разработчики закона предполагали заменить все натуральные льготы «живыми» деньгами, что вызвало широкий общественный резонанс. Было принято решение наиболее значимые льготы сохранить в натуральном виде. Они составили так называемый «социальный пакет» (в 2005 году — 450 рублей). В него вошли: предоставление бесплатных лекарств (из специально составленного и утвержденного Минздравсоцразвития списка лекарственных средств), санаторно-курортное лечение, включая льготный проезд до места лечения и бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте.

Начиная с 2006 года, гражданин может отказаться от «социального пакета» (полностью или частично) и получать соответствующие денежные выплаты.

Все остальные льготы были переведены в денежные компенсации, которые должны ежемесячно выплачиваться в размере, установленном законом. Выплачивать их поручено Пенсионному фонду РФ вместе с пенсией. При наличии у человека права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям денежная компенсация предоставляется по одному из них. Одновременно с базовой пенсией, которая по законодательству индексируется в зависимости от инфляции, повышаются и социальные выплаты с постоянным коэффициентом индексации.

Региональным властям предписывалось разрабатывать свои механизмы монетизации, но положение льготников не должно было ухудшаться.

Реформа так или иначе затронула более 40 миллионов человек: около 14 миллионов федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 миллионов региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).

На замену льгот денежными компенсациями в федеральном бюджете 2005 года было заложено 171,8 миллиарда рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.

Полностью монетизировали льготы с 1 января 2005 года только четыре региона: Вологодская, Тверская, Пензенская области и Татарстан.

Ряд регионов, среди которых Красноярский край, Северная Осетия, Хакасия, Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ, Калининградская и Новгородская области, оставили прежнюю систему натуральных льгот. Большинство же ввели смешанную форму социальной поддержки населения.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2018 году?

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.
Это интересно:  КОАП — что это такое и какую роль он играет в трудовом праве?

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране. Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией. С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Кто вправе монетизировать льготы?

Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

  • инвалидами войны;
  • участниками ВОВ;
  • участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
  • блокадниками Ленинграда;
  • лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
  • гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
  • членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалидами, в том числе несовершеннолетними.

Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

  • ветераны труда;
  • дети-сироты;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • лица, пострадавшие от радиации;
  • малоимущие граждане;
  • врачи и учителя из сельской местности.

Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2018 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2019 год. Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан. При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Размер выплат

Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

  • 828,14 рублей за медикаменты;
  • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
  • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране. Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа. Такие выплаты в 2018 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат. Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку. Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

Не теряйте статью!
Сохраните ссылку или поделитесь ею:

Статья 22 федерального закона о ветеранах труда

Если человек много лет добросовестно исполняет служебные обязанности, ему может быть присвоено звание ветерана труда. Это официальный статус, который подтверждается выдачей соответствующего удостоверения и награждением государственными знаками разного уровня. Статус дает право и на получение ряда привилегий. Присвоение почетного звания регламентирует статья 22 Федерального закона «О ветеранах труда». Здесь отражен регламент его получения. В 2005 году полномочия по определению статуса были предоставлены местным исполнительным властям. О существующих социальных льготах, о надбавке к пенсии, которые могут получить ветераны труда, а также о мерах дополнительной поддержки и поговорим далее.

Льготы пенсионерам в социальной сфере

Льготы согласно статье 22 ФЗ «О ветеранах труда» в 2018 году предполагают предоставление ежемесячной прибавки к пенсии. Ее размер составляет 495 руб. При этом региональные власти обладают правом изменять эту сумму и предоставляют собственные льготы. Дополнительно предоставляются субсидии. Перечень затрат, на которые они распространяются, также устанавливается местными властями.

Это интересно:  Как перевести лицевой счет на себя

На федеральном уровне установлены следующие преференции:

  • упрощение налогообложения;
  • бесплатное использование городского транспорта;
  • финансовая помощь при протезировании;
  • оплата части стоимости услуг ЖКХ;
  • предоставление санаторного обслуживания на льготных условиях.

Большинство регионов сохраняет перечень. В ряде субъектов устанавливают дополнительные преференции. Лицо может получать их, выйдя на пенсию. Чтобы воспользоваться госпомощью, пенсионер обязан обратиться в отделение соцобеспечения.

Надбавка к пенсии в зависимости от региона

На практике можно столкнуться с ситуацией, когда пенсия ветерана ниже прожиточного минимума. В этом случае назначается социальная доплата. Федеральные средства не используются. Ее начисляет местное правительство. Пенсионер имеет право отказаться от пакета льгот. В этом случае их монетизируют. В результате предоставляется прибавка к пенсии. Чтобы была выдана денежная компенсация, потребуется посетить отделение соцзащиты и написать соответствующее заявление. Действие выполняется один раз.

Монетизировать можно работы социального уровня. Так, можно получить возмещение за санаторное лечение, транспортные расходы и медикаменты. Субъект имеет право установить дополнительные надбавки и компенсации.

Так, пенсионеры Москвы могут рассчитывать на следующие льготы:

  • дополнительная выплата в размере 247 руб., которая регулярно индексируется;
  • бесплатное использование городского транспорта и пригородных электричек;
  • бесплатное санаторное лечение при наличии показаний (проезд оплачивается в обе стороны);
  • оплата стационарного телефона;
  • 50% от стоимости коммунальных платежей с учетом социальных норм.

Периодически перечень льгот претерпевает изменения. В него вносятся коррективы и новые пункты.

Льготы по налогообложению

Преференции доступны и по налогообложению. Перечень льгот зафиксирован в НК РФ. Он складывается из федеральных и региональных преференций.

В перечень льгот входят:

  • Возможность получения имущественного вычета. Начисляется за прошедшие 3 года с даты покупки квартиры или выплаты процентов по ипотеке. Вычет предоставляется с 2 и 3 млн рублей соответственно.
  • Право не платить налог на недвижимость.
  • НДФЛ не взимается с пенсионных отчислений, затрат на санаторное лечение и с материальной помощи организации.
  • Ряд регионов устанавливает льготы по транспортному и земельному налогу. В ряде ситуаций налоги могут быть снижены до минимально возможного размера.

Дополнительная поддержка

Ст. 22 и 23 ФЗ «О ветеранах труда» предусматривают возможность получения дополнительной помощи. Так, во власти регионального правительства принятие решения о сохранении за гражданином жилищной очереди на предприятии. Такие пенсионеры обладают правом принимать участие во всех оздоровительных и культурных мероприятиях организации, в которой ранее работали.

Работодатель имеет право продолжать поддерживать ветерана труда. Такая возможность зафиксирована на федеральном уровне. Компания может предоставить прибавку к пенсии или взять на себя пожизненное содержание бывших сотрудников, оставшихся одинокими. Если размер ежемесячной прибавки не больше 4000 руб., она не подпадает под налогообложение.

Сегодня на региональном уровне выполняется сворачивание ранее существовавших программ поддержки ветеранов. Однако надбавки к пенсии и помощь в оплате коммунальных услуг продолжают осуществляться.

На практике пенсионеру, претендующему на получение звания, могут отказать в его присвоении по ряду причин. Если гражданин считает, что его не признали ветераном труда необоснованно, он имеет право обратиться в контролирующие и надзорные органы. Нужно составить официальную жалобу, приложив документы, подтверждающие точку зрения гражданина. Полный пакет документации ветеран направляет в соответствующие инстанции. Здесь выполняется их проверка.

Масленников Иван Иванович

С отличием закончил Государственную Юридическую Академию (ВСШ) по специальности правоведение. Большой опыт решения правовых вопросов широкого спектра.

Льготы и выплаты вдовам участников ВОВ в 2018 году

Великая Отечественная Война затронула каждую российскую семью. Мужчины уходили на фронт, женщины помогали в тылу или сами шли воевать. Таким гражданам на территории РФ полагаются особые преференции. Нелегко пришлось и семьям ветеранов. Поэтому законом предусмотрены льготы вдовам участников ВОВ. Об их характере и особенностях предоставления пойдет речь в статье.

Когда вдовы имеют право на преференции?

В п. 2 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года перечислены члены семьи участника ВОВ, получающие особые преференции от государства. Речь идет о супругах и родителях погибших. Последним преференции предоставляются без каких-либо дополнительных ограничений.

Супруги же право на использование льгот имеют до того момента, как они вступят в новый брак. Тогда преференция для них становится недействительной. Исключение составляют случаи, когда у погибшего ветерана ВОВ и его вдовы остались несовершеннолетние дети – тогда меры поддержки предоставляются до 18 или 23 лет (для инвалидов – без ограничения по возрасту).

Получить преференции могут вдовы и вдовцы, если их супруги были не только ветеранами боевых действий, но и участниками, инвалидами ВОВ.

Какие положены льготы?

Полный перечень предоставляемых льгот представлен в № 5-ФЗ. Дополнительно решение жилищного вопроса для вдов решается в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года. Все преференции можно разделить на 2 группы:

Вторая группа имеет более обширный перечень льгот, включая жилищные преференции, скидки на оплату ЖКХ.

Денежные выплаты

Материальное обеспечение – одна из важнейших форм поддержки для социально незащищенных слоев населения. В отношении вдов участников ВОВ применяются следующие формы выплат:

  • Пенсия. Назначается по заявлению и выплачивается до того момента, когда сама супруга не достигнет пенсионного возраста и ей не будут уплачивать собственное пособие. Размер зависит от ряда факторов, в том числе от обстоятельств смерти супруга, количества иждивенцев, отягчающих обстоятельств (супруга сама является инвалидом или имеет иные серьезные проблемы со здоровьем).
  • Ежемесячная денежная компенсация (ДЕМО). Этот формат выплат получают не все, а лишь те вдовы, чьи супруги имели инвалидность или погибли во время ВОВ. Размер такой выплаты фиксированный, он составляет 500 руб. в месяц.
  • Ежегодные выплаты в честь Дня Победы. Такие пособия приурочены к 9 Мая, а размер их время от времени может меняться. Например, в 2015 году праздновали 70-летие окончания войны. Тогда для вдов участников и инвалидов ВОВ, а также для самих ветеранов были назначены выплаты в размере 7 000 руб.

Дополнительно вдова может пользоваться положенными и ей привилегиями, главное, чтобы они не дублировали друг друга.

Нематериальные преференции

Денежные выплаты – не единственное, чем могут воспользоваться вдовы. Для них предусмотрены и различные социальные привилегии. Полный их список приводится в п. 1 ст. 21 № 5-ФЗ. В их перечень входят следующие преференции:

  • Возможность без очереди вступить в жилищные и иные кооперативы, некоммерческие объединения.
  • Получение жилья в порядке, предусмотренном в ст. 23.2 № 5-ФЗ. Сам тип льготы зависит от времени постановки на учет. Если вдова обратилась за получением жилья до 1 января 2005 года, то ей выдаются деньги, использовать которые можно исключительно в целях улучшения жилищных условий. При более поздней постановке на учет характер предоставления льгот меняется. Касается это уровня бюджета – с федерального на региональный – и самого характера преференций. В этом случае речь идет уже о предоставлении жилищного сертификата, на который приобретается жилье. Нормы обеспечения зависят от статуса умершего военного. Если речь идет об участниках, инвалидах и ветеранах ВОВ, то сертификат предоставляется исходя из площади в 36 м 2 и среднерыночной стоимости 1 м 2 в регионе проживания.
  • Бесплатное медицинское обслуживание.
  • Скидка на уплату услуг ЖКХ в размере 50%. Она распространяется на взносы по капитальному ремонту, плату за соцнайм, электричество, холодную и горячую воду, газ, топливо (если нет центральной системы отопления).
  • Получение бесплатной путевки в санаторий от последнего места работы без очереди, но при условии наличия медицинских показаний.
  • Предоставление социального обслуживания на дому или распределение без очереди в дома престарелых/инвалидов.

В некоторых регионах предусматриваются и свои дополнительные преференции, не закрепленные на федеральном уровне. Чаще всего такие субсидии касаются бесплатного или льготного проезда в общественном транспорте, предоставления лекарств по рецепту врача или оказания особых видов медицинской помощи (например, лечения в стоматологических клиниках).

Статья написана по материалам сайтов: pensiyainfo.ru, ria.ru, subsived.ru, yurportal.info, urpomosh03.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий