+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

Оценка является одним из этапов принудительного обращения взыскания на имущество должника. Порядок оценки имущества должника урегулирован Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ Об исполнительном производстве» (далее – Закон «Об исполнительном производстве»), а также Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности»). Несмотря на разъяснения по вопросам применения данных законов судами данные Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 30.05.2005 № 95 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» (далее – Информационное Письмо ВАС № 95), на практике возникают вопросы, связанные с оспариванием результатов произведенной оценки. Заинтересованное лицо, оспаривающее результаты оценки, должно знать ряд правил.

Оспорить отчет оценщика пристав не может

Оценка имущества должника может быть произведена как самим судебным приставом-исполнителем, так и привлеченным им специалистом-оценщиком.

Привлечение оценщика предусмотрено, во-первых, в случаях прямо указанных в законе, во-вторых, если должник или взыскатель возражают против оценки, произведенной судебным приставом-исполнителем. В последнем случае возражающая сторона несет расходы на оплату услуг оценщика.

ЦИТАТА:Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:

1) недвижимого имущества;
2) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей (п. 2 ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве»).

По итогам оценки судебный пристав-исполнитель в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о том, что данная оценка носит предварительный характер. Далее им назначается специалист из числа отобранных в установленном порядке оценщиков.

В течение трех дней после получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права. Копии такого постановления направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Законодательством не установлено право судебного пристава-исполнителя не соглашаться с рыночной стоимостью арестованного имущества, определенной в отчете оценщика, если такой отчет не признан в установленным законом порядке недействительным. Более того, судебный пристав-исполнитель не вправе признавать оценку недействительной, поскольку в соответствии с Законом «Об оценочной деятельности» такое право предоставляется только суду.

Ссылаясь на положения статей 11, 12 ГК РФ, суды, обычно, указывают, что сам по себе отчет оценщика может быть оспорен только тем лицом, для которого эта оценка будет являться обязательной, если оно считает, что при заключении данной сделки его права могут быть нарушены (постановление 14 ААС от 23.11.2011 по делу № А44-955/2011).

В случае истечения срока, в течение которого рыночная стоимость объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть рекомендована для совершения сделки, в течение одного месяца проводится повторная оценка имущества должника.

Оценка имущества должна производиться по рыночным ценам

Проблема завышения цены имущества часто встречается на практике, что влечет за собой снижение вероятности его продажи. Занижение цены при оценке также повлечет нарушение прав и законных интересов как должника, и взыскателя.

ЦИТАТА:«Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации» (п. 1 ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве»).

Под рыночной стоимостью объекта оценки Закон «Об оценочной деятельности» понимает наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Следует обратить внимание, что п. 1 ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве» говорит о рыночной цене, а подп. 7 п. 2 ст. 85 — о стоимости имущества. При этом в Законе «Об исполнительном производстве» отсутствуют определения или разграничения данных понятий.

Достоверность отчета оценщика, то есть соответствие цены продаваемого имущества рыночной коньюктуре имеет большое значение для взыскателя. Завышение оценки может приводить к тому, что имущество не будет реализовано.

Согласно ст. 12 Закона «Об оценочной деятельности» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете оценщика, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Пункт 5 ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве» определяет, что для определения цены на ценные бумаги, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, судебный пристав-исполнитель обязан запросить цену на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а цену инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

Определение рыночной стоимости имущества, подлежащего реализации имеет определяющее значение. При наличии расхождений в результатах оценки, неоднозначном толковании сведений, содержащихся в отчете об оценке рыночной стоимости, результаты оценки также могут быть признаны недостоверными, а оспариваемое постановление пристава недействительным (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2010 по делу № А59-62/2009).

Отчет можно оспорить путем предъявления самостоятельного иска

Несоответствие результатов оценки арестованного имущества его рыночной стоимости является одной из основных причин обращения участников процесса исполнительного производства с заявлениями об оспаривании действий, связанных с оценкой имущества.

ЦИТАТА:«Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке»(п. 7 ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве»).

При привлечении судебным приставом-исполнителем специалиста-оценщика у сторон также есть возможность в соответствии с п. 4. ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве» оспорить стоимость объекта оценки, указанную в отчете последнего.

Представляется, что положение данной статьи конкурирует со статьей 122 этого же Закона, в соответствии с которой постановление судебного пристава-исполнителя, основанное на отчете специалиста-оценщика, также может быть обжаловано.

В такой ситуации у сторон исполнительного производства справедливо возникает вопрос о том, в какой же из определенных форм должно происходить обжалование.

На настоящий момент судами сформировано несколько подходов к решению данной проблемы.

Однако следует иметь в виду то, что указанное Информационное письмо было принято в период действия старого Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 № 119-ФЗ.

Оценка имущества, указанная в отчете обязательна для пристава

До недавнего времени данный вопрос носил более-менее определенных характер, подкрепляемый большинством судебных решений арбитражных судов.

В указанном деле в суд было подано заявление об оспаривании отчета профессионального оценщика. Руководствуясь статьями 12, 13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также разъяснениями, содержащимися в пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 92, суды первой, апелляционной, а также кассационной инстанций пришли к выводу, что поскольку результат произведенной оценки для судебного пристава-исполнителя не носит обязательного характера, то оспаривание стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, посредством предъявления самостоятельного иска не допускается, и прекратили производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Между тем, в указанном Определении тройка судей обозначила, что при рассмотрении данного спора судами не учтены положения Закона об исполнительном производстве, вступившего в действие с 1 февраля 2008 года.

Судьи мотивировали передачу дела в Президиум тем, что величина стоимости объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, фактически является обязательной для судебного пристава-исполнителя. Данный вывод основан на том, что законодатель не наделил судебного пристава-исполнителя полномочиями по изменению стоимости величины оценки, указанной оценщиком в отчете, а также не предусмотрел порядок внесения подобных изменений.

Соответственно, вывод о рекомендательном характере проведенной оценки не согласуется с нормами законодательства об исполнительном производстве.

Судебный пристав-исполнитель, не обладающий необходимыми специальными знаниями для оценки рыночной стоимости отдельной вещи или имущественного права и привлекающий для таких целей специалиста – оценщика, не может самостоятельно и обоснованно установить достоверность произведенной специалистом оценки.

Следовательно, оспаривание величины стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска направлено на защиту прав и законных интересов как сторон исполнительного производства, так и судебного пристава-исполнителя, который на основании отчета оценщика выносит постановление об оценке имущества должника, которое также может быть также оспорено в случае нарушения им прав сторон исполнительного производства.

Это интересно:  Должностная инструкция главного инженера управляющей компании ЖКХ: обязанности работника по охране и ПТО сметчика, проверка состояния инженерных систем, профстандарт и справочник ИТР абонентской службы

Кроме того, поскольку в случае взыскания со службы судебных приставов убытков, причиненных в результате вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об оценке имущества должника, основанного на недостоверном отчете оценщика, служба судебных приставов может обратиться за возмещением выплаченных денежных средств непосредственно к оценщику, составившему недостоверный отчет, то к участию в деле об оспаривании стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, а также обоспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника, необходимо привлекать как судебного пристава-исполнителя, так и оценщика.

На дату подготовки материалов данной статьи президиум отменил судебные акты нижестоящих судов о прекращении производства по делу и направил дело на новое рассмотрение. Однако мотивы, по которым состоявшиеся судебные акты были отменены, пока не известны.

Таким образом, оценка имущества в рамках исполнительного производства, а также неоднозначность подходов к ее оспариванию порождает вопросы правоприменения, для решения которых, по нашему мнению, нужен единый, комплексный подход, в том числе, направленный на установление единообразия судебной практики.

Оспорить отчет путем самостоятельного иска возможно в некоторых случаях

Существует и иной подход к проблеме оспаривания действий, связанных с оценкой имущества. Следуя его логике, в связи с тем, что оценка имущества производится специалистом-оценщиком в рамках Закона «Об исполнительном производстве», а судебный пристав-исполнитель лишь «принимает» результаты оценки, выраженные в виде отчета, то оспариванию подлежит стоимость имущества, указанная в таком отчете.

Судебно-арбитражная практика исходит из того, что оспаривание стоимости объекта оценки, определенной специалистом-оценщиком в отчете, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 2419/11).

Содержание

Проблемы оценки имущества должников в рамках исполнительного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Ермолаева Галина Сергеевна

В статье рассмотрены основные возможные проблемы, связанные с оценкой имущества физических лиц в рамках исполнительного производства , проанализированы вероятные последствия этих проблем

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Ермолаева Галина Сергеевна,

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки имущества должников в рамках исполнительного производства»

Следовательно, в условиях российской экономики в 2014 году источником финансирования экономического роста являлись доходы населения. Нестабильность экономической ситуации в России заставляет задуматься людей: что делать со сбережениями [4,5]. Многие начинают мониторить сводки финансовых новостей, размышляя о том, в какой валюте лучше хранить деньги, кто-то срочно забирает деньги из банка — другие, напротив, относят их туда. Однако стоит помнить, что любые финансовые инвестиции стоит делать, имея четкий финансовый план, сформированный на основании жизненных целей и реальной экономической ситуации. Грамотные, спланированные, а не спонтанные инвестиции — залог уверенности в будущем.

Список использованной литературы:

1. Снатенков А.А. Сбережения населения и их место в финансово-экономической системе РФ: монография / А.А. Снатенков, Н.С. Приор. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2013.

2. Тимофеева Т.В. Практикум по финансовой статистике: учебное пособие / Т.В. Тимофеева, А.А. Снатенков.- М.: Финансы и статистика, 2009.

3. Тимофеева Т.В., Снатенков А.А. Статистическое изучение уровня развития сберегательного дела в РФ / Материалы Межрегиональной науч.-практ. конференции «Конкурентоспособность АПК: теория и практика» Посвященной памяти чл.-корр. РАСХ А.А. Семенова. — М: Восход-А, 2007.

© Елистратова Д.А., 2016

Ермолаева Галина Сергеевна,

ассистент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»

г. Кемерово, РФ E-mail: galina_ermolaeva@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКОВ В РАМКАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В статье рассмотрены основные возможные проблемы, связанные с оценкой имущества физических лиц в рамках исполнительного производства, проанализированы вероятные последствия этих проблем

Ключевые слова Оценка, оценка имущества, исполнительное производство.

Оценка имущества физических лиц осуществляется с различными целями, в том числе в рамках действующего исполнительного производства. При этом важно, чтобы имущество было оценено объективно, по рыночной стоимости, поскольку это соответствует принципам исполнительного производства.

Для оценки ряда объектов собственности судебный пристав в обязательном порядке привлекает оценщика. Например, для оценки:

1) недвижимого имущества;

2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

Следует помнить, что отчет об оценке, выданный оценщиком, действителен в течение одного месяца.

Судебный пристав обязан уведомить стороны исполнительного производства о результатах проведения оценки в течение 3 дней, также как и утвердить результат оценки своим процессуальным документом.

Имущество должника, не относящееся к перечню для обязательной оценки, и стоимостью менее 30 тысяч рублей, подлежит оценке самим судебным приставом. «Назначенная» приставом стоимость фиксируется в акте приема-передачи и согласовывается с должником.

При несогласии с результатами проведенной судебным приставом оценки, стороны могут привлечь независимого оценщика, оплатив его услуги за свой счет. Судебный пристав-исполнитель, являясь должностным лицом, действует самостоятельно на основании Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «Об исполнительном производстве», не преследует ничьих интересов, не стремясь принять позицию должника либо взыскателя. Поэтому величина стоимости имущества для судебного пристава безынтересна.

С оценкой в рамках исполнительного производства связан ряд проблем, которые в рамках действующего законодательства и установленного порядка ее проведения и утверждения в рамках исполнительного производства не решены.

В частности проблема может возникнуть при определении судебным приставом типа имущества. Так, например, должник, обладающий предметом, имеющим художественную ценность, может не догадываться о его значимости и ценности. Должник, не знающий о фактической стоимости такого предмета, обладая наряду с ним только имуществом первой необходимости, на которое взыскание не может быть обращено, может так и остаться должником. При отсутствии другого ценного имущества, подлежащего взысканию, может остаться в статусе должника, несмотря на желание погасить задолженность. Следовательно, судебный пристав должен четко выделять предметы «особой» категории ценности, обладать специальными познаниями в сфере культуры и искусства, чтобы своевременно передать имущество на оценку. Быть способным отличить копию произведения искусства от подлинника, так как если должник желает погасить долг и не скрывает своего имущества, но не знает его действительной стоимости, то завершить исполнительное производство в интересах обеих сторон, не удастся.

Еще одна проблема связана с оценкой имущества стоимостью, не превышающей 30 тысяч рублей приставом единолично, без привлечения сторонних оценщиков. Судебный пристав-исполнитель оценивает имущество, исходя из статистических данных, среднерыночной цены. Предположим, что объект имущества новый, в бывшем употреблении не находившийся, без следов фактического износа. Тогда логично использовать при оценке в качестве ориентира среднерыночную цену на новый объект.

Проблема может заключаться в установлении недостоверной, «примерной», субъективной оценки судебным приставом.

Установление неверной оценки может быть связано:

1. С широким спектром видов имущества, стоимостью до 30 тыс. руб., включая специфические его виды (домашние животные, скот), а также предметы личного пользования, одежда, обувь, предметы интерьера и т.д.

Это интересно:  Банк Гарант-Инвест: официальный сайт, отзывы

Групп имущества, стоимостью менее 30 тысяч рублей, подлежащего оценке, большое количество. Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен ориентироваться в среднерыночных ценах огромного количества вещей разного назначения, что существенно замедляет работу. Диапазон цен, установленный на один и тот же товар, в различных магазинах может быть большим, зачастую цены завышены. Следовательно, пристав, ориентируясь только на цены магазинов, может не учесть самую

низкую цену либо наоборот не учесть самую высокую и оценить объект имущества в «ущерб» должника либо в «ущерб» взыскателя.

При несогласии одной из сторон исполнительного производства с результатами оценки, проведенной судебным приставом единолично, результат оценки может быть обжалован.

Результат оценки имущества, произведенной судебным приставом, может быть оспорен в установленном порядке. Далее может быть привлечен оценщик с оплатой услуг за счет несогласной с результатами стороны. Что затруднительно, например, при отсутствии у должника средств на оплату услуг оценщика.

Сложнее определить стоимость имущества, бывшего в употреблении, имеющего следы износа, а также имущества устаревших моделей (образцов), отсутствующих в продаже в настоящее время. Кроме того, один и тот же объект имущества, полностью идентичный, может иметь разную степень физического износа. Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен обладать навыками оценщика, чтобы провести оценку объективно, не ущемив при этом интересы сторон исполнительного производства. Вероятность необъективной (субъективной) оценки существует и при отнесении предметов имущества к дорогостоящим «штучным», коллекционным товарам, не относящимся к перечню для обязательной оценки оценщиком, не являющиеся предметами художественной ценности, но обладающие существенной стоимостью в своем сегменте рынка.

Ошибки при оценке имущества в рамках исполнительного производства могут нарушать права обеих сторон. Пристав, действуя в рамках законодательства, не преследуя интересов противоположных сторон исполнительного производства, проводя некачественную (необъективную) оценку объекта или ряда объектов имущества, подлежащих взысканию, может нарушить интересы той или другой стороны. Вследствие чего, процесс погашения задолженности может быть замедлен, исполнительное производство неэффективно.

Занизив цену объекта имущества, судебный пристав-исполнитель ущемляет в первую очередь права должника, период возврата задолженности увеличивается. В ряде случаев требуется взыскание других объектов имущества. При завышении цены ущемляются интересы взыскателя, поскольку неликвидное имущество не будет реализовано по завышенной цене. А если не будет реализовано вообще, то может быть передано взыскателю в счет погашения задолженности.

Еще одним проблемным моментом является процесс «утверждения» оценки, проводимой обязательным оценщиком. Предполагается, что судебный пристав-исполнитель не обладает специальными познаниями для оценки ряда объектов имущества, поэтому привлекает специалиста (профессионального оценщика). В дальнейшем результат такой оценки утверждается приставом, что противоречит первоначальному предположению о недостаточной квалификации судебного пристава-исполнителя в этой области.

Кроме того, установлена возможность обжалования результатов оценки сторонами исполнительного производства. Но ясности нет, какой документ можно обжаловать: отчет об оценке либо процессуальный документ пристава об утверждении оценки. В целом мнение законодателя видится нелогичным в отношении утверждения результатов оценки должностным лицом, заранее признанным не некомпетентным в этой области.

Существует ряд проблем при оценке имущества физических лиц в рамках исполнительного производства:

1. Визуальное определение объектов художественной ценности судебным приставом-исполнителем ввиду недостаточной квалификации в этой области. Следовательно, можно сделать процесс погашения задолженности невозможным (ущемляя интересы и должника и взыскателя).

2. Неточное определение стоимости имущества, дешевле 30 тысяч рублей. Может произойти в следующих случаях:

— отсутствия точных статистических данных о стоимости отдельно взятых предметов (товаров);

— отсутствия информации с заводов-изготовителей, куда обратиться затруднительно, так как они могут быть расположены в других государствах, не подчиняющихся российскому законодательству;

— наличия физического износа разной степени;

— наличия морально устаревших объектов имущества;

— наличия «штучных», дорогостоящих товаров (предметов).

В результате может произойти завышение стоимости — ущемляются интересы взыскателя, либо занижение стоимости — ущемляются интересы должника.

3. Утверждение стоимости имущества (результатов оценки, проведенной оценщиком) судебным приставом-исполнителем.

— противоречит изначальным предположениям о недостаточной квалификации пристава, о невозможности проведения приставом оценки ряда объектов имущества. Следовательно, может быть оспорен процессуальный документ пристава, с утвержденным результатом оценки, которую он самостоятельно не проводил. Значит, не может отвечать за точность и достоверность ее проведения. Как итог — ущемление интересов обеих сторон.

Список использованной литературы:

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.03.2016);

2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «Об исполнительном производстве»

© Ермолаева Г.С., 2016

Ефимов Евгений Николаевич

д-р экон. наук, профессор, РГЭУ (РИНХ), Ростов-на-Дону, РФ E-mail: efimov46@mail.ru

ВЫБОР ПРОЕКТА ИНТЕГРАЦИИ БИЗНЕС-ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДУ

Сформулирована задачи выбора проекта интеграции бизнес-отношений предприятий в Интернет-среду и предложен вариант ее решения путем нечеткого многокритериального выбора альтернатив. За оценку эффективности бизнес-процессов в Интернет-среде может быть принята случайная величина экономии затрат при выполнении их в традиционной форме и при реализации этих же процессов в сетевой среде.

Бизнес-процессы, Интернет-среда, интеграция, нечеткий выбор

Постановка проблемы. Образование глобального сетевого пространства ставит перед руководством предприятий задачу адаптации к новым условиям хозяйствования и определения верной инвестиционной политики. В сетевой среде возникают новые формы бизнес-отношений и действуют закономерности, создающие для бизнеса дополнительные преимущества в конкурентной борьбе, обеспечивающие совершенствование структуры управления, снижение транзакционные издержки, повышение эффективность бизнес-процессов (БП) предприятия и, как следствие, производительность труда.

Оценка имущества должника

Оценка арестованного имущества — один из основных этапов принудительного обращения взыскания на имущество. Необходимо учитывать, что в данном случае активно применяются не только положения ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве», но и нормы ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» подлежит применению к исполнительным процессуальным правоотношениям лишь в той мере, в какой это не противоречит ФЗ «Об исполнительном производстве» и существу регулируемых им отношений.

Оценка имущества должника является необходимым элементом процедуры исполнения исполнительного документа о взыскании денежных средств. Оценка необходима для определения последующей цены сделки, по которой будет реализовано имущество должника.

Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством РФ.

Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:

  1. Недвижимого имущества;
  2. Ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
  3. Имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
  4. Драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
  5. Коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
  6. Предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
  7. Вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:

  1. В акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;
  2. Назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;
  3. Выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

В случае истечения срока, в течение которого рыночная стоимость объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть рекомендована для совершения сделки, в течение одного месяца со дня истечения указанного срока проводится повторная оценка имущества должника.

Это интересно:  Кем принимаются федеральные законы российской федерации

Оценка имущества: Видео

Как проходит оценка имущества должника в исполнительном производстве?

С момента наложения ареста на имущество дебитора остро встает вопрос о цене предметов богатства, которые можно направить для погашения задолженности. Поэтому очень важно организовать и выполнить справедливую оценку всего имущества. Ведь от грамотно проведенной указанной операции зависит итог исполнительного производства, продолжительность и возможность отчуждения имущества.

Рассмотрим, какое имущество подлежит оцениванию, как и кем оно проводится. С какими проблемами может столкнуться кредитор или дебитор при некорректном результате установления стоимости объектов собственности или имущественных прав? Ниже обо всем по порядку.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Что такое оценка имущества?

Важным этапом вынужденного взыскания долга на последней стадии судебного процесса можно считать оценку имущества должника. Регулируют данную процедуру такие законы, как:

  1. ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
  2. ФЗ «Об исполнительном производстве».

Внимание! Регламент ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» используют только в той ситуации, если он не конфликтует с нормами широко используемого в данной области ФЗ «Об исполнительном производстве».

Под оценкой имущества должника в исполнительном производстве подразумевают установление актуальных цен на собственность и имущественные права на рынке, учитывая все обстоятельства, которые могут тем или иным образом повлиять на конечный результат взыскательных мер.

Такое оценивание нужно для того, чтобы установить потенциальную цену с целью более успешного сбыта имущества неплательщика.

Как происходит оценка?

В ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» прописаны типы собственности, которые можно оценить, и комплекс мер судебного пристава.

Оценку имущества дебитора производит законный представитель судебной власти по рыночной цене (при условии, если другое не принято российским законодательством) самостоятельно либо при помощи опытного специалиста. При этом за рыночную стоимость принимают более возможную цену, исходя из которой собственность может быть распродана на прозрачных торгах.

После того, как имущество дебитора обнаружили, приглашенный специалист должен определить ценность следующих параметров богатства:

  • недвижимое имущество;
  • дорогостоящие металлы и камни, украшения и лом из них;
  • ценный антиквариат, предметы искусства;
  • коллекционные деньги (рубли и валюта других стран);
  • ценные бумаги;
  • имущественные права (кроме дебиторской задолженности, которая не воплощается на аукционе);
  • объекты, чья ориентировочная стоимость выше 30 000 руб.

Алгоритм определения стоимости всего имущества должника состоит из нескольких пунктов:

  • заключение договора с заказчиком с подробным описанием требований;
  • подготовка необходимых документов и изучение поступившей информации;
  • согласование технологии расчета стоимости предметов;
  • составление отчета и заключение.

Для оценки имущественного права или определенного предмета роскоши судебный пристав фиксирует в описи их предварительную стоимость. Далее он выбирает оценщика и выносит соответствующее постановление в течение 3-х суток с момента получения экспертного отчета. Копии данного официального документа должны отправить взыскателю и должнику в течение дня.

Выявленная оценочная стоимость предметов обязательна при реализации постановления, однако может быть опротестована участниками делопроизводства в 10-дневный срок после уведомления о выполненной работе. Определение стоимости собственности судебным исполнителем, когда не был задействован оценщик, также может быть оспорено любой стороной дела.

Для того, чтобы выяснить стоимость акций, ценных бумаг, популярных на торгах, судебный пристав запрашивает курс у организаторов советующих бирж, а тариф на инвестиционные паи узнает от управления соответствующего фонда.

Примечание! Судебный пристав не позднее 30 календарных дней по истечении срока действия оценочного заключения инициирует повторную оценку предметов собственности и имущественных прав неплательщика с приглашением оценщика.

Результат имущественного оценивания может создать некоторые проблемы и нарушить интересы кредитора и дебитора, если стоимость взысканного имущества оказалась завышенной или наоборот заниженной. Например, при завышенной стоимости есть риск того, что имущество не смогут реализовать на аукционе из-за отсутствия спроса.

Издержки при оценке имущества

Все издержки, связанные с оценкой имущества должника, являются прямыми издержками, если их можно обосновать по закону, и подлежат оплате за его счет. При этом, в соответствии со ст. 117 ФЗ «Об исполнительном производстве», доля расходов может быть возмещена, если их удастся обосновать.

Так несогласный с результатом оценки взыскатель может потребовать компенсирования затрат от должника за проведение повторной процедуры с участием специалиста. Постановление, вынесенное старшим судебным приставом или его заместителем, служит основанием для этих целей.

В том случае, если дебитор или кредитор не доволен итогом данной операции, каждый из них может оспорить заключение, а судебный пристав вынужден пригласить оценщика повторно. При этом все расходы ложатся на плечи инициатора нового оценивания имущества.

Если были выявлены нарушения со стороны привлеченного специалиста, то издержки, связанные с оценкой имущества должника, являются необоснованными и могут быть взысканы с оценщика. Таким образом, судебные работники-исполнители вправе запрашивать возмещение затрат со специалиста за проделанную работу низкого качества.

Заключение

Справедливая и грамотная оценка стоимости имущества неплательщика является фактором успешного и наиболее стремительного прекращения исполнительного производства, т.к. при актуальной рыночной цене отчуждение собственности происходит в сжатые сроки.

В случае несогласия с результатами выполненного определения стоимости любая из сторон судебного делопроизводства может обратиться с заявлением о ее повторном проведении, взыскав расходы с должника или некомпетентного специалиста.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

Проблемы с долгами случаи, которыми не гордятся. Чтобы не усугублять ситуацию, при тесном общении с приставами, лучше основательно подготовиться, чтобы сохранить имущество и репутацию.

Уважаемые читатели!

Важно! Проблемы, связанные со взысканием, относятся к категории сложных дел. Проконсультируйтесь бесплатно со специалистами нашего «Правового Центра»

Основной элемент исполнительного производства — оценка имущества должника

229-ФЗ регулирует процесс имущественного взыскания с момента получения обращения в рамках исполнительного производства. На пристава, возложены обязательства по привелечению оценщика, если собственность, на которую налагается арест, имеет стоимость превышающую 30 тыс. руб.

Оценка имущества – это установление действующей цены объекта согласно регламенту.

Когда пристав выявил имущество, к его обязанностям добавляется привелечение оценщика.

В срок 30 суток, исполнительное производство выявляет:

  • недвижимость;
  • документы, закрепляющими присвоение имущества, исключая суммы долгов к получению;
  • акции;
  • ценные металлы;
  • драгоценные и полудрагоценные камни;
  • предметы, обладающие исторической и художественной ценностью;
  • объекты, стоимость которых превышает 30 тыс. рублей.

Как оценивает пристав?

Статья 85 ФЗ №229 гласит, если у пристава возникает необходимость привлечь эксперта то:

  1. В момент составления акта, с указанием приблизительной стоимости, ставится отметка, что значение экспертизы предварительное.
  2. Из сформированного перечня оценочных компаний, прошедших конкурс, выбирается специалист, с которым заключается договор. Оплата производится одной из сторон, опротестовывающей действия сотрудника взыскания.
  3. В срок до 3-х суток при получении оценочного доклада составляется постановление, устанавливающее стоимость имущества, с вручением экземпляров взыскателю и должнику.
  4. Суд может опротестовать оценку объекта, выведенную из оценочного доклада, если взыскателем или должником будет направлено соответствующее заявление, в период до 10-ти дней.
  5. Совершая действия по определению оценки предмета спора, без оценщика, работник ФССП осознает, спорность своих действий, поскольку соответствующего образования, допуска и лицензий не имеет.
  6. По истечении шести месяцев, выявленное значение, указанное в отчете, утрачивает свою юридическую силу, назначается повторное проведение экспертизы, которое необходимо выполнить в месячный срок.

Реестр должников в исполнительном производстве

Оспаривание оценки имущества приставом

Недействительность установленной стоимости объекта решается только через суд. Повышенная или заниженная расценка вызывает желание опротестовать решение, взыскателем и должником или приставом.

Судебная практика предоставляет несколько способов обжалования:

Независимые оценщики

Независимый оценщик – это лицо, обладающее необходимым образованием, квалификацией, подготовкой и опытом, членством в организациях, с лицензированным правом занятия оценочной деятельностью.

После прохождения конкурсного отбора, эксперт заключает контракт на предоставление услуги, которую выполняет в следующем порядке:

  1. Осмотр имущества, по перечню арестованных объектов, совершается совместно с должностным лицом в период десяти дней после подачи заявки на установление стоимости.
  2. Исследование полученных данных.
  3. Подбор способа методики осуществления стоимостного выражения объекта.
  4. Получение итогов, определяющих фактическую цену.
  5. Оформление оценочного отчета, по существующим стандартам.

Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.

Статья написана по материалам сайтов: www.lidings.com, cyberleninka.ru, legalquest.ru, lichnyjcredit.ru, propristavov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector