Особенности проведения перераспределения наделов земли

Содержание:

Перераспределение земельных участков затрагивает федеральную, муниципальную и частную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Основное требование к перераспределяемым участкам – нахождение в собственности. Неприватизированные или общие земельные территории не могут быть объектами перераспределения ввиду установленного законом регламента.

Содержание

Основания для проведения перераспределения участка

Рассматривая основания для перераспределения земель, следует заострить внимание на общности критериев для государственной, муниципальной и частной форм собственности.

Ст. 39.28 Земельного кодекса РФ устанавливает, что перераспределение наделов осуществляется в случае:

  • проведения межевания и создания земельных границ в соответствии с принципами землеустройства;
  • исключения резкого вхождения одной территории в другую или в случае необходимости сгладить резко выступающие угловые отрезки земли;
  • соответствия минимальным и максимальным рамкам размеров земельных участков;
  • необходимости перераспределить государственную и муниципальную собственность на хозяйственные или иные нужды;
  • оформления наиболее приемлемых условий для землепользования со стороны двух и более субъектов земельных правоотношений;
  • обеспечения общегосударственного строительства в целях бытового улучшения жизни населения (прокладка магистралей, путей сообщения, обводнение карьеров, строительство дамб, жилых домов и др.).

Закон определяет составление обязательного проекта перераспределения земель с включением межевого дела, кадастровых показателей и соглашения между сторонами. В договор вносятся важнейшие условия по перераспределению земли. В частности, речь может идти о плате за перераспределение, если невозможно выделить долю собственнику в натуральном виде.

Требования к участкам, подлежащим перераспределению

В процессе подготовки к перераспределению земель, следует учесть требования, предъявляемые к земельным наделам. Обязательные условия, которыми должна обладать перераспределяемая земля, закреплены в статьях ЗК РФ и ряде федеральных актов:

  • Общность границ. Участвующие в сделке участки, должны иметь общие границы и располагаться по соседству друг с другом.
  • Проведение межевания. Межевание позволяет определить точные границы земельных наделов и поставить красные линии для удобства пользования землей.
  • Засечки перераспределения. Устанавливаются непосредственно на территории, а их точность должна совпадать со стандартами земельных нормативов.
  • Категория земель. Перераспределению подлежат лишь те земли, которые имеют одинаковую категорию (например, сельскохозяйственные угодья) и эксплуатируются согласно целевому принципу.
  • Общность территории. Процедура доступна в отношении земель, располагающихся в пределах одного муниципального образования. Это значительно облегчает межевание и дает широкие возможности для регистрации земель.
  • Прокладка дорог. Подлежащие перераспределению участки должны находиться в свободном доступе для собственника, а пути подъезда к территории пролегать через земли общего пользования.

Заключение соглашения о перераспределении земельных участков

Правовые рамки вопроса требуют заключения соглашения о сделке. Перераспределение земельных участков – это юридическая процедура, поэтому в ней участвуют два субъекта, одним из которых выступает собственник земли, а вторым – заинтересованное в перераспределении лицо.

Владельцами земли могут быть не только государство и муниципалитеты, но и частные лица. Соглашение оформляется после властного распоряжения государственного органа, в котором тот изъявляет желание осуществить процедуру. Договор между субъектами – это своего рода согласие на проведение сделки.

Структура соглашения должна состоять из следующего перечня информации:

  • ФИО и контактные данные уполномоченных лиц (например, органов государственной власти или муниципалитетов);
  • сведения о землях, подлежащих перераспределению по заявлению одной из сторон;
  • правовые особенности обеих сторон соглашения;
  • регламент проведения сделки и правовые обязательства участников;
  • данные о плате за расходы или по компенсации за участок;
  • информация об использовании новообразованной территории.

В соглашение включаются сведения о проведении межевания и о месте расположения земельного надела.

Регламент проведения перераспределения участков

Говоря о проведении операции, нельзя не заметить, что перераспределение земельных участков требует обязательной регистрации в Росреестре. В противном случае, сделка признается ничтожной.

Порядок перераспределения земли состоит из следующих этапов:

  • Землеустроительная оценка. Межевание и геодезическая проверка существующих границ участка. Установка так называемых межевых точек с параллельной фиксацией поворотных знаков.
  • Кадастровая оценка. На основе данных полевых работ, земельный надел получает межевое дело. Далее следует создание кадастрового паспорта (техническая информация о территории) и снятие старого участка с учета.
  • Регистрация. Кадастровый план служит основанием для успешного проведения перераспределения. Участники договора составляют письменное соглашение, куда включаются все собранные в ходе работы документы. Папка с материалами земельного дела направляется в Росреестр для оформления.

С момента выдачи соответственного свидетельства и кадастрового паспорта, перераспределение земельных участков считается официально завершенным. Стороны приступают к исполнению обязательств в соответствии с полученными правами.

Особенности получения наделов из фонда перераспределения земель

Отдельно следует заострить внимание на выделении наделов из фонда перераспределения земель. Это своего рода хранилище земельных территорий, формирование и передача которых регулируется ст. 80 ЗК РФ.

Основные характеристики фонда перераспределения земель:

  • Назначение фонда состоит в формировании участков, предназначенных для ведения сельского хозяйства, огородничества и садоводства. Территории получают статус земельных угодий и включают в свой состав наиболее пригодные для обработки наделы.
  • Формирование фонда перераспределения земель осуществляется по следующим направлениям:
  • В случае добровольного отказа от с/х надела со стороны физического или юридического лица.
  • В случае непринятия или отказа от наследства, отсутствия наследников или завещание земельной территории государству. В конечном итоге, нераспределенное наследство в виде земли поступает на баланс фонда.
  • В случае изъятия земельного участка в принудительной форме (например, у совершившего преступление лица).
  • Эксплуатация земель из фонда перераспределения регулируется ст. 78 ЗК РФ и рядом федеральных актов.

При отказе в предоставлении земель из фонда, уполномоченный орган направляет официальную бумагу с указанием причин такого решения. В остальном, перераспределение осуществляется по общедоступной форме.

Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли

Содержание раздела

Суть процедуры перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, с землёй муниципалитета и государства

В чём заключается суть процедуры перераспределения перечисленных земельных участков с участками, относящимися к собственности муниципалитета или государства?

Кратко схему перераспределения можно описать так: в соответствии с неким порядком, установленным законом, к собственному земельному участку гражданина добавляется часть муниципальной или государственной земли, граничащей с участком гражданина.

Становится ясным, что из одного участка нужно выделить часть земли и добавить её к другому участку. Значит, потребуется провести межевание и изменить (перераспределить) границы и площади исходных смежных участков:

  1. участка гражданина — по причине увеличения площади,
  2. муниципального или государственного участка — по причине уменьшения площади за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина.

Когда можно приступить к межеванию? Что ещё предстоит сделать, ведь, хотя бы свой увеличенный земельный надел нужно потом как-то зарегистрировать? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков подробно раскрыт в статье 39.29 Земельного кодекса РФ.

Стартом процедуры является подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. Финишная ленточка» будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с конкретным органом власти.

С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье, а пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:

  • выявить собственника смежного участка, из которого планируется выделение части площади, а убедившись в том, что участок этот относится к муниципальной или государственной собственности, приступить к решению 2-й задачи
  • выяснить, имеет ли смежный участок тот же вид разрешённого использования и категорию земель и относится к той же территориальной зоне, что и собственный исходный участок, так как несоответствие этому факту в дальнейшем станет причиной отказа в перераспределении земельных участков, а игнорирование приведёт к бездарной трате времени и средств на проведение следующего этапа работ — то есть обязательным условием должны быть не только идентичность видов использования участков, но и расположение добавляемой территории в том же кадастровом квартале, что и собственный исходный участок (не допустима даже такая ситуация, когда вид использования участков один и тот же, но расположены они в разных территориальных зонах)
  • убедиться в том, что при планируемом увеличении площади участка не нарушится требование градостроительного регламента по предельной максимальной площади земельных участков, установленных в соответствии с ПЗЗ, по расположению нового участка, образованного в результате перераспределения, по возможности доступа к смежной территории только через собственный исходный участок
  • выяснить, разработан или нет, в соответствии с ПЗЗ поселения, проект межевания территории (ПМТ)
  • при отсутствии ПМТ подготовить схему расположения образуемого в результате распределения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ), показывающую присоединение к существующим границам собственного исходного участка куска муниципальной или государственной земли земли (добавляемого участка) — вполне понятно, что для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации,
  • подать заявление о перераспределении собственного исходного участка с приложением к заявлению правоудостоверяющих документов и схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ).

Остаётся выяснить, куда подаётся заявление о перераспределении участка?

Заявление о перераспределении земельного участка

Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.

Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, «повторение — мать учения», а потому имеет смысл повторить главные моменты.

Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка?

Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:

  • муниципальная администрация — в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
  • областные и региональные власти — когда они является владельцами земли
  • Правительство РФ — если земля относится к государственной (федеральной) собственности.

Чтобы самостоятельно узнать конкретного правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:

  1. обратиться к такому бесплатному источнику сведений, как Публичная кадастровая карта Росреестра, предоставляющей общедоступные сведения по размещённым на карте земельным участкам и объектам недвижимости (о том как работать с картой, можно почитать в другом разделе карты здесь)
  2. обратиться непосредственно на официальный портал Росреестра и, используя на нём вкладки:
  • Получение сведений из ЕГРН
  • Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online,
Это интересно:  Как вернуться в семью после развода

выполнить заказ необходимых сведений.

Должно быть понятным, что обращение к официальному порталу Росреестра, позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.

Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.

Итак, с сутью процедуры перераспределения участков и подготовкой к проведению перераспределения разобрались. Но перед тем, как перейти к изучению особенностей Соглашения, нужно понять ситуацию с ценой предоставляемой земельная добавки.

Плата за добавленную землю

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:

  1. на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ),
  2. в соответствии с порядком и правилами, установленными:
  • Правительством РФ — в случае принадлежности земли государству,
  • государственной власти субъекта РФ — когда добавляемый земельный участок является собственностью субъекта РФ,
  • органом местного самоуправления — когда добавляемый земельный участок находится в муниципальной собственности.

Непосредственно сам расчёт платы выполняет орган власти, а вот произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю, как понятно, обязан главный интересант (заявитель), причём в указанный в Соглашении срок.

Федеральные законы «О местном самоуправлении», Земельный кодекс РФ и целый ряд других предоставили муниципальным и региональным властям возможность регулирования размера платы за прирезки из своих земель к частным участкам. В этих целях во всех субъектах РФ и во всех муниципалитетах были подготовлены и утверждены порядки и правила расчёта платы, а на уровне Правительства РФ — порядок и правила а увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

1. При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава государственной собственности используются следующие документы:

  • Постановление «Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности» ( № 1308 от 3 декабря 2014 г.)
  • Прилагаемый к Постановлению «Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности», устанавливающие порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков.

2. При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель субъекта РФ — установленные в них порядок и правила расчетов.

  1. в Ленинградской области — смотреть здесь
  2. в Московской области — смотреть здесь
  3. в Псковской области — смотреть здесь
  4. в Иркутской области — смотреть здесь

3. При определении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель, находящихся в муниципальной собственности, применяются установленные в них порядок и правила расчетов.

  • в сельском поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области — смотреть здесь
  • в Каладжинском сельском поселении Лабинского района Краснодарского края — смотреть здесь
  • в сельском поселении Ищеинский сельсовет Краснинского муниципального района Липецкой области — смотреть здесь.

Основные показатели в расчёте платы за прирезку

В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:

  1. КСИСХ.УЧ.— кадастровая стоимость исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  2. КСобр.уч.— кадастровая стоимость образуемого при распределении участка гражданина
  3. Sдоб.уч.— площадь добавленной муниципальной или государственной земли
  4. Sисх.уч. площадь исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  5. Sобр..уч. — площадь участка, образуемого в результате перераспределения

С вопросом определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:

  • размер платы составит 15% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения (пункт 3 Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.),
  • размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. подлежащего перераспределению (КСИСХ.УЧ.), рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность (Sдоб.уч.).

Отдельные примеры

На примерах Тюменской и Ярославской областей можно продемонстрировать разные подходы субъектов РФ к решению вопроса об определении размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения:

Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2015 года) утверждён такое правило для расчётов:

«размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как разница между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате перераспределения земельных участков, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до перераспределения земельных участков»:

  • в Ярославской области

Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г. утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

пункт 5. «Размер платы в случае перераспределения земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, определяется как 15% от разницы между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате его перераспределения с землями, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до его перераспределения»:

В соответствии с пунктом 4 этих Правил для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен такой порядок расчёта:

«Размер платы в отношении земельного участка, находящегося в собственности Ярославской области, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, определяется как 15% их кадастровой стоимости, рассчитанной пропорционально площади части таких земельных участков, подлежащих передаче в частную собственность в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности».

Когда и куда вносится плата за добавленный участок?

Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.

Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.

После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.

Когда делается межевание участка?

Этапу подписания Соглашения о перераспределении земельного участка предшествует процедура постановки образуемого земельного участка на кадастровый учёт. Делается это по результатам межевания, поскольку при перераспределении появляется новый участок.

К межеванию нужно приступить после получения от администрации положительного решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ) или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения.

Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру (в межевую организацию) за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.

Далее заявителю нужно предъявить в администрацию кадастровый план увеличенноного участка — для завершения процедуры заключения Соглашения о распределении земельного участка.

По результатам заключения Соглашения о перераспределении земельных участков между органом власти и заявителем (собственником участка, к которому добавляется площадь), с участками происходит следующая трансформация:

  • прекращается существование исходного земельного участка заявителя
  • образуется земельный участок с увеличенной в результате перераспределения площадью
  • у собственника (заявителя) возникает право частной собственности на земельный участок с увеличенной площадью
  • земельный участок, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах.

Ознакомившись с сутью процедуры перераспределения земельного участка и усвоив главные её особенности, смело приступаем к детальному изучению порядка выполнения этого перераспределения и полного состава документов, которые для этой задачи потребуются.

Вы ознакомились с разделом №3 статьи.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Использование земель

Перераспределение государственных и муниципальных земель

Содержание статьи:

Перераспределение государственных и муниципальных земель между собой

Понятие перераспределения определенных территорий предполагает изменение принадлежности или границ земельных участков, а также образование новых наделов. Такая процедура осуществляется для земель государственной, муниципальной и частной форм собственности.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Перераспределение земель федерального и муниципального значения допускается в следующих случаях:

  • Территории находятся в ведении государства или муниципалитета и не имеют притязаний со стороны третьих лиц.
  • Один из перераспределяемых земельных участков находится в собственности государства или муниципалитета и он не обременен правами третьих лиц.
  • Все перераспределяемые государственные или муниципальные земли принадлежат по праву собственности одному лицу.

Перечисленные земли могут быть обременены сервитутом

Процедура перераспределения наделов между различными государственными или муниципальными ведомствами осуществляется на основании соглашения. Если территории находятся в ведении одного органа – перераспределение происходит согласно письменному решению этого органа.

Соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения о перераспределении земельных участков]) или решение уполномоченного органа должны содержать реквизиты технической документации, если правоотношение осуществляется на их основании. К таким бумагам относятся: межевой план или схема перераспределения земельных участков. В случае применения таких документов, их копии прикладываются к соглашению или решению.

В осуществлении такой процедуры может быть отказано при следующих обстоятельствах:

  • Рассматриваемое имущество находится в ведении одного лица и от него не получено согласие на перераспределение.
  • Объект перераспределения подлежит реализации на торгах или по нему заключено предварительное соглашение, срок действия которого еще не истек.
  • В отношении земли подано заявление о ее приобретении и оно еще не рассмотрено.
  • Схема и границы надела подлежат кадастровому уточнению.
  • Рассматриваемая территория частично или полностью перекрывает границы соседнего участка, по которому утвержден межевой план.

Основания перераспределения муниципальных и частных земель

Если видоизменение участков затрагивает частную собственность, порядок и условия осуществления перераспределения устанавливаются по следующим основаниям:

  • Если на участке расположены объекты недвижимости и сама территория предоставлена в рамках программы ее развития – перераспределение осуществляется для приведения ее границ в проектам межевания.
  • Если имеется необходимость для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы (при условии, что площадь участка не увеличится сверх допустимых норм).
  • Перераспределение государственных или муниципальных участков и земель, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства допускается также при условии, что площадь участка не увеличится сверх допустимых норм.
  • Территории образуются для строительства государственных объектов стратегического значения, в том числе при прокладке автомобильных и железнодорожных путей сообщения.
Это интересно:  Декретные выплаты: нюансы, о которых вы не знали

Фонд перераспределения земель является специализируемой структурой, в ведении которой находятся федеральные территории, предоставляемые для развития сельского и фермерского хозяйства.

Перераспределение наделов частного и государственного пользования осуществляется согласно решению собственника и уполномоченного представителя муниципального органа, которое фиксируется в соответствующем соглашении. К такому документу прилагается техническая документация (проект межевания, схема разграничения), в том числе кадастровые паспорта образуемых наделов.

Если площадь территории увеличивается, делопроизводство осуществляется на платной основе, регламентированной ПП № 1308 от 03.12.14. для федеральных земель, региональными законами для участков субъектов Федерации, местными нормативами для муниципальных наделов.

Соглашение о перераспределении земельных участков

Договор о преобразовании определенных территорий оформляется между собственниками рассматриваемого имущества. Например, между частным лицом и представителем муниципалитета. Это соглашение заключается на основании подачи соответствующего заявления, его рассмотрения компетентным органом и принятия положительного решения по итогам рассмотрения.

  • Ф.И.О. физического лица или наименование организации с указанием паспортных данных либо выписки из ЕГРЮЛ.
  • Место жительства или расположения.
  • Кадастровые документы преобразуемых участков.
  • Реквизиты правоустанавливающих документов, если процедура осуществляется на их основе.
  • Контактные данные (почтовый или электронный адрес).

Образец заявления может быть оформлен в компетентном государственном учреждении посредством личного обращения, заказным письмом или путем отправки на электронный адрес. Порядок передачи бумаг цифровым способом регламентирован Приказом Минэкономразвития РФ № 7 от 14.01.15.

Типовая форма соглашения устанавливается уполномоченным органом, проводящим перераспределение территорий и различна в зависимости от региона и статуса госучреждения. Общие нормы и требования к составлению соглашения:

  • Указание законной причины для перераспределения границ территорий с указанием конкретной статьи.
  • Порядок опубликования информации.
  • Срок вступления соглашения в действие или указание процесса, по окончанию которого участок считается перераспределенным.
  • Права и обязанности сторон делопроизводства.
  • Мера ответственности участников правоотношения за несоблюдение установленных норм.

Список документов, прилагаемых к соглашению

Перечень документов, прикладываемой к соглашению:

  • Проект межевания или схема разграничения (при наличии).
  • Кадастровые паспорта наделов.
  • Протокол первичного согласования (при наличии).

Перераспределение муниципальных и частных земель

Пошаговая инструкция по перераспределению территорий частных и муниципальных владений:

  1. Обращение заинтересованной стороны с заявлением в уполномоченный орган с приложением необходимой документации (технические бумаги должны быть подготовлены заранее).
  2. Предварительное рассмотрение заявления и приложенных к нему бумаг на их соответствие порядку оформления и комплектации. В случае несоответствия в течение 10 дней будет получен отказ с указанием всех пунктов для исправления.
  3. В течение 30 дней принятие решения об одобрении или отказе в заявлении. Если будет получено согласие, земельный комитет утверждает схему расположения надела, которая направляется заявителю вместе с официальным решением.
  4. Подписание соглашения заинтересованной стороной в течение 30 дней с момента его получения.
  5. В случае отказа в перераспределении земель, решение может быть обжаловано в суде.

Отказ в перераспределении земель может быть получен по следующим основаниям:

  • Заявление имеет основание, не предусмотренное законодательством.
  • Отсутствует письменное разрешение от собственника имущества, который является владельцем преобразуемых участков.
  • На рассматриваемой территории расположены иные объекты недвижимости, обремененные притязаниями третьих лиц.
  • Определенный участок изъят или ограничен в обороте.
  • Схема территории подлежит уточнению.
  • Техническая документация разработана с нарушениями градостроительного кодекса.
  • Площадь образуемого участка превышает допустимые нормы
  • Заявитель не подписал соглашение в установленный срок.

Список документов

Необходимые документы, прикладываемые к заявлению:

  • Правоустанавливающие бумаги на имущество.
  • Техническая документация.
  • Доверенность, заверенная через нотариуса (если осуществляется представительство заинтересованной стороны).
  • Заверенный перевод на русский язык заявления (если проситель – иностранный резидент).

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Схема перераспределения земельных участков

Порядок процедуры перераспределения участков В том случае, если участки не подпадают под категории, при которых перераспределение невозможно, собственникам наделов необходимо будет осуществить такие шаги:

  • Составить предварительную устную договоренность между владельцами земель;
  • Обратиться в государственный муниципальный орган для выдачи разрешения;
  • Пригласить специалиста кадастрового отдела для проведения процесса перенесения границ;
  • Заключить письменный договор и подать его в орган местного самоуправления;
  • В случае положительного решения получить решение об утверждении плана участков с внесенными корректировками;
  • Поставить участок с новыми границами на учет в Кадастровой палате;

Получить кадастровый паспорт, содержащий новые утвержденные границы.

Перераспределение земельных участков: образец соглашения, стоимость, схема

    В ряде случаев простым решением становится установление сервитута.

Земельныйэксперт

Процедура перераспределения собственникам земельных наделов осуществляется по разным обстоятельствам. Одни планируют увеличить площадь надела с целью повышения себестоимости, а другие преследует цель получить доступ к расположенным по соседству коммуникациям. Что это такое? Перераспределение земельных участков является одним из способов формирования нового надела.

Вариант формирования зон может быть использован исключительно по отношению к смежным земельным участкам. Результатом проведения процедуры является формирование новых смежных земельных наделов. Старые участки исчезают. Если территория находится в частной собственности, то на новые участки также будут возложены имеющиеся права.
Земля, которая находится в государственной либо муниципальной собственности, подлежит перераспределению в четком соответствии с российским законодательством.

Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

  • перераспределить земельные наделы можно исключительно в том случае, если они находятся в одной категории пользования;
  • наделы, которые направлены на перераспределение, обязательно должны быть расположены в одном муниципалитете;
  • обязательно после формирования новых участков следует гарантированно обеспечить собственникам доступ к их территориям через сервитуты либо общественные земли;
  • после проведения кадастровых работ, необходимо обязательно получить письменное разрешение владельцев обновленных наделов, в том числе и подписать Протокол перераспределения.

Если процедура перераспределения проводилась по решению судебного органа, то нет необходимости в получении разрешения собственников земель. Законодательная база Основным нормативным документом принято считать Земельный Кодекс РФ, в частности ст.

Перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков В зависимости от того, о какой форме собственности идет речь, выделяют некоторые нюансы.Рассмотрим их подробней. С муниципальной землей Перераспределение наделов, которые находятся в праве собственности у муниципалитета невозможно. Исключением являются только такие случаи:

  • надел в праве собственности только у одного лица;
  • распорядительное право есть только у одного органа – процедура возможна при наличии соответствующего решения.

В решении нет необходимости в таких ситуациях:

  • предназначение участков – возведение жилых домов;
  • земли, которые находятся в черте застроенной территории, по отношению к которой было принято решение о дальнейшем развитии.

Указанные исключения четко закреплены за российским законодательством.

Порядок перераспределения земельных участков

  • Один перераспределяемый земельный участок и (или) земли находится в государственной или муниципальной собственности и один земельный участок находится в частной собственности.

Требования к исходным перераспределяемым земельным участкам, находящимся в частной собственности:

  • перераспределяемые земельные участки должны быть смежными;
  • границы исходных перераспределяемых земельных участков должны быть установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно в отношении них выполнялось межевание;
  • перераспределяемые земельные участки должны иметь одинаковую категорию земель и вид разрешенного использования;
  • перераспределяемые земельные участки должны находиться в одном и том же муниципальном образовании;
  • к получаемым в результате перераспределения земельным участкам обязательно должен быть обеспечен доступ.

Схема перераспределения земельных участков

  • Кадастровая деятельность
  • Образовательные организации
  • Удостоверяющий центр
  • Полигон
  • Полигон Про
  • ВСЕ СТАТЬИ

Пример схемы перераспределения земельных участков

  • анкетные данные лиц;
  • данные об участках;
  • описание проводимых работ.

Дополнительно к заявлению прикладывается полный пакет документов. По результатам рассмотрения заявления орган выносит решение об утверждении схемы и согласовании перераспределения. Соглашение о перераспределении земельных участков При перераспределении земли необходимо закрепить добровольное желание сторон путем подписи соглашения.
Оно заключается обязательно в письменном виде и должно включать в себя следующий перечень сведений:

  • информацию о владельцах участка;
  • подробное описание способов и мотивов перераспределения;
  • мотивированную позицию о необходимости проведения процедуры.

Соглашение составляется между собственниками двух участков, а если один из них муниципалитет — стороной выступает уполномоченный комитет администрации.
ГлавнаяКадастровые работыМЕЖЕВАНИЕ Перераспределение земельных участков — вид кадастровых работ, при которых из нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

Схема перераспределения земельных участков пример

Земельный кодекс В ЗК РФ отображаются основные требования к процедуре перераспределения земельных наделов. Процедура может быть осуществлена под контролем государственного органа согласно утвержденным требованиям, а именно:

  • перераспределение возможно в пределах целевой программы по вопросу развития территорий;
  • процедура осуществляется с целью исключения ломки границ территории;
  • процедура перераспределения затрагивает любую форму собственности – частную, муниципальную, государственную;
  • формирование новых соседних территорий напрямую связано с имеющимися общегосударственными потребностями;
  • перераспределение напрямую связано с созданием соответствующего фонда.

Согласно земельному Кодексу России перераспределение влечет за собой предоставление земельных наделов на государственные и частные нужды.

Схема перераспределения земельных участков образец

Статьей 11.7 Земельного кодекса устанавливается общий запрет на перераспределение таких территорий, но в главе V.4 содержится перечень исключений, который отдельно устанавливается для всех случаев перераспределения. Документы Процедура перераспределения земли сопровождается сбором определенного перечня бумаг, которые необходимые не только для получения разрешений, но и для дальнейшего учета изменений. При проведении указанных кадастровых работ должно быть собраны следующие документы:

  • подготовлена схема участка, которая заказывается в местном муниципалитете;
  • кадастровый паспорт надела;
  • полный пакет бумаг на строения, расположенные в пределах участков;
  • правоудостоверяющие документы (выписка из реестра недвижимости);
  • при осуществлении работ представителем нужно получить доверенность.

Перераспределение земельных участков

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Статья написана по материалам сайтов: zemadvo-femida.ru, www.zemvopros.ru, zk-expert.ru, buh-nds.ru, advokat-malov.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий