+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Ответственность за нарушение земельного законодательства РФ

Видам юридической ответственности в сфере земельных правоотношений специально посвящена глава XIII Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ). Но прежде чем мы подробно рассмотрим эти виды и практику применения этих норм в судах, хотелось бы дать несколько пояснений к применяемым в данной теме понятиям.

Прежде всего, мы определим основные понятия. Под правонарушением в сфере земельных отношений понимают деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы той отрасли права, которая охраняет регулируемые земельным правом общественные отношения, совершенное виновно (умышленно или по неосторожности) и причиняющее вред частным, государственным или общественным интересам. Отличительной особенностью земельных правонарушений является объект правонарушения. Можно выделить следующие объекты в земельных правонарушениях: имущественные объекты (связанные с землей строения, посевы), земельный участок, правила использования земель (обязательные мероприятия по охране земель), и охраняемая экологическая обстановка на земельном участке.

Ответственность за такое виновное деяние наносящее ущерб заключается, прежде всего, в несении виновным лицом неблагоприятных последствий. Это карательная, составляющая правового института ответственности. Второй составляющей, или задачей, является восстановительная, или компенсационная. Виновные лица не только несут неблагоприятные последствия, т. е. наказание, но и своими силами должны компенсировать, полностью или частично, вред, причиненный ими частным, государственным или общественным интересам. В частности, перечень форм восстановления нарушенных прав дается в главе IX ЗК РФ.

В качестве примера можно привести статью 8.7. Кодекса об административных правонарушениях предусматривающего штраф, т. е. неблагоприятные последствия, за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Данная статья содержит карательную норму, но при этом предусматривает неисполнение виновным лицом компенсационной задачи.

Как следует из темы, заявленной в заголовке данной статьи, мы будем рассматривать правоотношения связанные с землей. Заметим сразу, Земельный кодекс хоть и является основополагающим нормативно-правовым актом для данных отношений, но отнюдь не единственным. Статья 3 ЗК РФ дает обширный список отношений по использованию и охране земель в Российской Федерации составляющих весьма обширные области правового регулирования. Поэтому нам придется в процессе рассмотрения своего вопроса постоянно сталкиваться не только с земельным законодательством, но и с законодательством об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха и объектов культурного наследия, законодательством о недрах, о животном мире и об охране и использовании других природных ресурсов. Указанные отношения регулируются отдельными федеральными законами, в том числе и в виде кодексов.

И рассматривая земельные правоотношения, а так же и отношения, касающиеся ответственности, нам придется учитывать и эти особенности регулирования, зависимые от предмета отношений.

Кроме подразделения правоотношений по объекту правоотношений, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения существует наиболее часто применяемое, традиционное, подразделение правонарушений на гражданские, административные, трудовые и уголовные. Такие правонарушения совершенные в сфере земельных отношений во всем их разнообразии влекут ответственность, предусмотренную как земельным законодательством, в частности главой XIII ЗК РФ, так и отраслевыми нормами гражданского, административного, трудового и уголовного права.

Теперь обратимся к подробному рассмотрению каждого вида ответственности, по традиционной классификации.

Уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность предусмотренная статьей 75 ЗК РФ вызывает некоторые сомнения. Данный вид ответственности наступает для работника в случае ненадлежащего выполнения им своих должностных обязанностей, в результате которого организация понесла административную ответственность. Порядок наложения, так же как и виды и размеры санкций, указаны в трудовом законодательстве. Статьи 192 и 193 Трудового кодекса Российской Федерации ограничивают процесс наложения дисциплинарного взыскания сферой взаимоотношений работник-работодатель. При этом дисциплинарная ответственность должна быть применена одновременно с административной. Например, агроном сельхозпредприятия за неприятие мер по борьбе с сорняками может получить строгий выговор от руководства и одновременно понести административное наказание по ст. 10.1 КоАП РФ.

Остается открытым вопрос о целесообразности выделения данного вида ответственности для земельных правоотношений. Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности является категорией трудового права и означает ответственность работников за совершенные ими дисциплинарные правонарушения (проступки). При этом согласно ст. 192 ТК РФ дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Таким образом, ситуация описанная в статье 75 ЗК РФ полностью охватывается положениями ст. 192 ТК РФ.

Административная ответственность благодаря ст. 2.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) будет достаточно интересной нашим читателям. Этот вид ответственности мы рассмотрим подробнее.

Нарушения земельного законодательства влекущие административную ответственность классифицируются в зависимости от объекта посягательства следующим образом:

Структура КоАП РФ позволяет локализовать нормы, содержащие административную ответственность в сфере земельных правоотношений в главах 7, 8 и 10, что значительно упрощает работу с законодательством.

Обширную судебную практику по данному виду ответственности предоставляют лица, обжалующие решения о наложении административных взысканий.

Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности, и ее отличительной особенностью является ее имущественное содержание. Таким образом, гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю мер имущественного характера. Можно говорить более широко не только о гражданско-правовой ответственности, но и об имущественной, поскольку имущественные санкции предусмотрены не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и иными законодательными актами.

Отличительной чертой имущественной ответственности является наличие ущерба. Под ущербом в земельном праве можно понимать:
— утрату каких либо ценностей. Например: плодородного слоя.
— затраты на устранение неблагоприятных последствий. Например: по восстановлению нарушенного плодородного слоя.
— упущенная выгода, или недополученный доход. Например: уменьшение урожая при уменьшении плодородия земель.

… При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец не доказал фактическое пользование ответчиком земельным участком…». Таким образом, получается, что объект недвижимости тесно связанный с землей, к конкретному земельному участку не привязан. Основываясь на выводах данного Постановления, владелец получил право безвозмездно использовать земельный участок для возведения и эксплуатации подземного сооружения.

Помимо рассмотренной нами традиционной классификации ответственности в земельных отношениях, есть еще и специальной ответственности. Наличие такого вида ответственности обусловлено спецификой объекта отношений. В том же КоАП РФ рассматриваются правонарушения касающиеся не только земли, но и воды, атмосферного воздуха, недр, животного мира. Отношения, касающиеся таких «факультативных» объектов регулируются специальным законодательством, обладающим собственной спецификой. Например п. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ предусматривает возможность предъявления исков о компенсации вреда причиненного окружающей среде в течение двадцати лет, что значительно больше общей исковой давности.

В рамках настоящей статьи мы не можем рассмотреть все варианты видов ответственности в сфере земельных отношений. Но указанная нами классификация в большинстве случаев является основой для формирования структуры правовой ответственности в любой сфере правоотношений урегулированных законодателем, и является наиболее часто используемой в правоприменительной практике.

Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

В статье рассматриваются виды ответственности за нарушения земельного законодательства — административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, земельно-правовая

Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).

Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.

Содержание земельных правонарушений

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения – общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше­ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен­ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нару­шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст­вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи­нение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за­конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения – граждане или юри­дические лица, которые нарушили нормы земельного зако­нодательства (ими могут быть как граждане РФ и других госу­дарств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонаруше­ния выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земель­ного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли­нарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, админист­ративной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое от­ношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совер­шаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным яв­ляется земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: са­монадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, ко­гда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные послед­ствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Это интересно:  Кто выплачивает единовременное пособие при рождении ребенка в 2019 году - сколько, когда, где

Признаки и виды земельных правонарушений

В действующем законодательстве РФ нет точного определения понятия «земельные правонарушения». Однако по общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законода­тельством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

Выделяют следующие виды земельных правонарушений:

В области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); порча земель (загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения и занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд; использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования; нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

В области охраны окружающей среды и природопользования: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина; нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов; порча сельскохозяйственных и иных земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель и противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель; нарушение установленного режима использования земель с особыми условиями их использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной, ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Земельные правонарушения могут классифицироваться как:
гражданско-правовые правонарушения, к которым относятся: порча земель, самовольное занятие территорий, уничтожение знаков и указателей, застройка вблизи залегания полезных ископаемых, использование не по целевому назначению и т.д.;
уголовные правонарушения, то есть совершение сделок с искаженными учетными данными или в форме, несоответствующей нормам законодательства, занижение размеров земельных платежей, нарушение правил и режимов особо охраняемых зон, производство работ без соблюдения мер защиты и охраны окружающей среды, несоблюдение ветеринарных, санитарно-эпидемиологических и иных требований;

Виды и особенности ответственности за земельные правонарушения

Виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель закреплены в Гл. XIII ЗК РФ. Они различаются по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность и применяются на основании конкретного нормативно-правового акта. Особо оговорено возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Административная ответственность. Субъектами этого вида ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к этому виду ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях – не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. Этот вид ответственности за нарушение земельного законодательства наступает: за экономические правонарушения (ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях – КоАП РФ); за экологические правонарушения (ст.8.6. КоАП РФ); за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст.10.9 КоАП РФ). Дисциплинарная ответственность может быть применена только к работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда). Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону. Ответственность наступает за нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства возникает на основании ст.75 ЗК РФ. Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Она может представлять собой применение дисциплинарных взысканий: а) к работнику, не исполнившему, либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности (ст.192 Трудового кодекса – ТК РФ); б) к должностному лицу (в случае несоблюдения трудовых и иных норм, повлекшие за собой ущерб земле и ее недрам). Имущественная ответственность возникает вследствие совершения действий, не относящихся к категории сделок с землей.

Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.231, 260 УК РФ).

Также УК РФ предусмотрены санкции за: нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249); нарушение правил охраны и использования недр (ст.255); незаконная порубка деревьев (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст.261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Порядок осуществления уголовной ответственности на нарушение земельного законодательства регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уго­ловной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма). Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении.Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого предшествуют: возбуждение уголовного дела по факту преступления; сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств. Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания.

Это интересно:  Завещание или дарственная: что лучше и дешевле в 2019 году?

Согласно ранее действующему Уголовному кодексу (УК РФ) основным общественно опасным деянием признавался самовольный захват земли (ст. 199 УК РФ). Ныне это действие относится к административным правонарушениям. В новом УК РФ выделена отдельная глава (Гл.26 «Экологические преступления», которая включает в себя 17 статей. Основная из них – ст. 254 («Порча земли»), предусматривающая за данное деяние: штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда; наказание в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительные работы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, – ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок. Деяния, предусмотренные в первом или во втором случае, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Земельно-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст. 44-48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 Гражданского кодекса (ГК РФ). Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель. Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок. В случае неустранения правонарушения в указанный срок, орган, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд. Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием. В тоже время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

Административная ответственность за нарушения земельного законодательства

Характеристика административной ответственности за нарушения земельного законодательства. Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ЗК РФ (ст. 74) и КоАП РФ.

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за административное правонарушение — применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 2.1 КоАП РФ).

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ). Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Понятие должностного лица содержится в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения или административного штрафа. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ст. 3.4 КоАП РФ). Административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях.

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Если виновно юридическое лицо, то учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено наказание. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ст. 4.1 КоАП РФ).

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Однако за нарушение законодательства об охране окружающей среды указанный срок составляет один год. Привлечение виновного к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности возместить причиненный ущерб.

Виды административных земельных правонарушений. Ряд земельных правонарушений гл. 7 КоАП РФ признает в качестве административных в области охраны собственности. Так, его ст. 7.1 предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на него.

Уничтожение или повреждение специальных знаков ст. 7.2 этого Кодекса признает административным правонарушением, которое влечет предупреждение или наложение штрафа.

Статья 7.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование их для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений.

Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка являются согласно ст. 7.10 КоАП РФ административными правонарушениями. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия влечет административную ответственность согласно ст. 7.14 КоАП РФ.

Статья 7.16 этого Кодекса устанавливает административную ответственность за незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения, за незаконное изменение правового режима земельных участков из состава земель историко-культурного назначения.

Составы земельных правонарушений предусмотрены в гл. 8 КоАП РФ, которой установлены административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Предусмотрена административная ответственность за порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ). Речь идет о самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы, его уничтожении, а равно о порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Административными правонарушениями согласно КоАП РФ являются: невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); использование земельных участков не по целевому назначению (ст. 8.8); нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12); несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (ст. 8.12′); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30).

Нарушениями земельного законодательства являются некоторые административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ) — проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9 КоАП РФ).

Отдельные административные нарушения на транспорте также являются нарушениями земельного законодательства (гл. 11 КоАП РФ). Так, согласно ст. 11.21 этого Кодекса административным правонарушением признаются загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полос отвода автомобильных дорог или по ремонту автомобильных дорог, их участков, выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог.

Это интересно:  Признание поручителя банкротом: основания и особенности 2019

Административную ответственность влечет также нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений (ст. 11.22 КоАП РФ). Состав правонарушения образуют неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек либо переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков либо обязанностей по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики.

Глава 19 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавливает административную ответственность за нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов (ст. 19.9). Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (в том числе на земельные участки) согласно ст. 19.21 КоАП РФ также является административным правонарушением.

Ответственность за нарушение земельного законодательства РФ

Перевод экономики России на рыночные отношения, возникновение различных форм собственности на землю, включение земельных участков в хозяйственный оборот, обострение экологической ситуации в стране вызвали необходимость создания новой организации земельных отношений и их правового регулирования.

В результате десятилетней острой политической борьбы за реформирование земельных отношений 25 октября 2001 года вступил в действие новый Земельный кодекс Российской Федерации.

Новый правовой механизм организации земельных отношений.

Реформирование земельных отношений в России началось в начале 90-х годов прошлого века без проведения необходимой организационной, экономической и правовой подготовки. Процесс непродуманного реформирования земельных отношений порой выходил из-под государственного контроля. В результате только в 1999г. был принят Закон О государственном земельном кадастре», в 2000г. была создана Федеральная служба земельного кадастра России, на которую было возложено государственное управление земельными ресурсами и контроль за использованием и охраной земель, в 2001г. были приняты законы «О разграничении государственной собственности на землю» и «О землеустройстве», а 12 января 2002г. вступила в действие новая редакция закона «Об охране окружающей среды» в котором существенное место заняла правовая охрана земли в экологическом отношении.

Таким образом, только в 2002г. в России был создан правовой механизм по организации и управлению земельными отношениями в условиях формирующегося земельного рынка.

Этот механизм в условиях низкой экологической безопасности характеризуется широким кругом лиц, являющихся субъектами земельных отношений, с чрезвычайно разнообразными интересами в использовании земли, аморфным правовым статусом земель, включенных в хозяйственный оборот, плохой осведомленностью населения о земельном законодательстве, сложным бюрократическим механизмом государственной регистрации сделок с землей, отсутствием информации о земельном рынке и не эффективным налогообложением собственников земли, землепользователей и землевладельцев.

Вместе с тем этот механизм предусматривает юридико-технологическое регулирование всех форм и способов использования земли в различных отраслях хозяйства, который закреплен в различных положениях и инструкциях, изданных Правительством Российской Федерации и входящими в него органами.

В то же самое время, сформулированные в ст.1 Земельного кодекса принципы земельного законодательства рассматривают землю как недвижимое имущество и объект права собственности и иных прав, использование которой осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Применение на практике этих принципов при существующем механизме правовой организации использования земли и не эффективном государственном управлении земельными отношениями само по себе является условием возникновения земельных споров и правонарушений.

Земельные споры и их классификация.

Земельный кодекс отнес решение земельных споров к компетенции судебных органов. Земельные споры рассматриваются судом общей юрисдикции и арбитражным судом. Разграничение подведомственности земельных споров между этими судами состоит в том, что суды общей компетенции рассматривают споры с участием граждан, а арбитражные суды — споры организаций, предприятий, учреждений и споры граждан, являющихся предпринимателями.

Наиболее простым случаем земельных споров являются споры о принадлежности земельного участка или его части тому или иному лицу. К этой группе земельных споров относятся споры о неправомерном отказе местной администрации в предоставлении земельного участка для целей предпринимательства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, а также требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права собственности на землю.

Решение земельного спора осложняется в том случае, когда на земельном участке, в отношении которого возник спор, имеется объект недвижимости в виде какого либо здания, строения или сооружения, принадлежащий третьему лицу. В этом случае к решению земельного спора привлекается третье лицо, имеющее право на этот объект недвижимости. При решении этого земельного спора одновременно с определением прав претендентов на спорный участок должен быть решен вопрос и в отношении правомочий на землю собственника этого объекта недвижимости.

Земельные споры могут возникнуть также в результате причинения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, а также требования о возмещении стоимости произведенных затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения прав на землю или ее изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Судебная практика рассмотрения земельных дел разработала классификацию земельных споров, к которой относятся:

— требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка для целей предпринимательства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, индивидуального садоводства;

— жалобы на отказ в регистрации и выдаче государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю и иных правомочий на землю, а также жалобы на отказ в регистрации заключенного договора на аренду земли;

— требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права собственности на землю, пользования земельными участками и их аренды;

— жалобы собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей на решения местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;

— жалобы собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными органами с превышением их компетенции либо с нарушением требований законодательства;

— требования о признании преимущественного права наследования земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного строительства, для садоводства, а также о наследовании права аренды;

— требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан;

— требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников, землевладельцев и землепользователей;

n требования о возмещении местной администрацией стоимости произведенных затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения права пожизненного наследуемого владения и пользования земельным участком и их аренды, а также требования местной администрации к землевладельцам или землепользователям о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земли;

— жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, когда в результате вынесения такого решения ущемляются права и охраняемые законом интересы собственника, землевладельца, землепользователя;

— споры между собственниками строений, расположенных на соседних участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, а также и в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

— споры между садоводческим товариществом и его членами; споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами по поводу раздела земельного участка и определения порядка пользования этим участком;

— споры между членами дачно-строительного кооператива и кооперативом, а также споры членов дачно-строительного кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела;

n иски граждан при неправильном лишении их прав на землю.

Из этого перечня видов земельных споров видно, что предметом споров является установление принадлежности земельного участка или прав на него за теми или иными лицами и компенсации расходов или возмещение вреда, причиненного собственникам земли, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земли в случае неправомерного занятия земельного участка, его изъятия для государственных и общественных нужд или же порчи земли.

Поэтому основной проблемой при решении земельных споров является установление прав на землю за спорящими лицами.

Защита земельных прав.

Сформулированные в ст.1 Земельного кодекса принципы земельного законодательства рассматривают землю, как недвижимое имущество и объект права собственности и иных прав, использование которой осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Эти принципы допускают возможность одновременного существования прав разных субъектов на один и тот же земельный участок. Поэтому перед Федеральной службой земельного кадастра России, на которую возложены исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции по управлению земельными ресурсами, стоит задача таким образом организовать использование земли, чтобы исключить возникновение земельных конфликтов между заинтересованными лицами. Однако состояние организации землепользования в России таково, что невозможно избежать возникновения земельных конфликтов. Поэтому ст.60 Земельного кодекса установила случаи восстановления нарушенного права на землю. К таким случаям относятся:

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Статья написана по материалам сайтов: www.tenzorconsult.com, advokat-malov.ru, studref.com, docs.cntd.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector