Ответственность за нарушение земельного законодательства

Земельное правонарушение — это противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства. Оно является основанием для мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством.

Состав земельного правонарушения включает четыре элемента:

• объект — земельные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права;

• субъекты — юридические и физические лица, в том числе должностные. При этом правонарушителями могут быть как участники земельных правоотношений, так и иные организации и лица, не имеющие прав на землю, но допустившие нарушения правил пользования и охраны земель;

• объективная сторона — противоправное поведение, которое может быть совершено как в виде активных действий, так и в виде бездействия (так, лицо, самовольно использующее земельный участок, участником земельных правоотношений не является; субъектами земельных правонарушений могут быть проектные организации, разрабатывающие мелиоративные проекты, застройку населенных пунктов, действиями которых может быть причинен вред правам и интересам государства, физических и юридических лиц);

• субъективная сторона — характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности. Во всех случаях установление формы вины обязательно, поскольку этим определяется общественная опасность земельного правонарушения, размер ответственности за него.

Земельное законодательство не содержит исчерпывающего перечня земельных правонарушений, оно устанавливает только границы правомерного поведения.

В зависимости от объекта можно выделить несколько видов земельных правонарушений.

1. Правонарушения, посягающие на порядок владения землей (самовольный захват земель или самовольное пользование землей, совершение сделок с земельными участками, не предусмотренных законодательством). В настоящее время в соответствии со ст. 223 ГК самовольным строительством признается строительство на земельном участке, не отведенном для этих целей, а также без получения на это необходимых разрешений либо с существенными отступлениями от проекта или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, не вправе пользоваться и распоряжаться ею — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Такое самовольное строительство незамедлительно приостанавливается. Снос самовольной постройки или приведение ее в прежнее состояние выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, или за его счет. Для отдельных случаев самовольного строительства существует порядок признания права собственности на самовольную постройку: например, если есть возможность предоставить данный участок лицу, осуществившему застройку (решение принимает исполком).

2. Правонарушения, посягающие на порядок надлежащего использования земель. К ним относятся использование земельных участков не по целевому назначению; не использование земельных участков в течение определенных сроков; несвоевременный возврат временно занимаемых земель и др.

3. Правонарушения, посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.).

Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 158 Кодекса о земле). Возможна также дисциплинарная ответственность. Кроме этого, земельным правом признается существование земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.

Уголовный кодекс РБ предусматривает ответственность за следующие деяния:

1) посягающие на отношения рационального использования и охраны земель. УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК). Они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды (гл. 26 УК) и включают:

* уничтожение плодородного слоя почвы;

* невыполнение правил рекультивации земель;

* загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;

иное незаконное повреждение земель.

Такие преступления наказываются штрафом или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

2) за самовольное занятие земельного участка. Ст. 386 УК относит это деяние к преступлению против порядка управления (гл. 33), а фактически такое преступное деяние нарушает и отношения по управлению землями, и отношения собственности на землю, землевладения и землепользования. Это наказывается штрафом или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев.

Уголовная ответственность часто предполагает административную преюдицию, т. е. уголовная ответственность наступает лишь в случае, если лицо подвергалось административному взысканию и в течение года после наложения административного взыскания совершило такое же деяние (кроме квалифицированных составов «порча земель»).

Административная ответственность за земельные правонарушения наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям. Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в Кодексе административных нарушений РБ (КоАП). Административная ответственность применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием независимо от форм использования участка и охраной земель (неиспользование земель в течение одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены — ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель — ст. 53, несвоевременный возврат временно занимаемых земель — ст. 54, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства — ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель — ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований — ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т. д. — ст. 47 КоАП).

Должностные лица привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной регистрации и учета земель — ст. 56, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования или собственности на землю — ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — ст. 167 КоАП).

Для привлечения в административной ответственности за земельные правонарушения действует единый порядок наложения административных взысканий. В качестве административных взысканий предусмотрены предупреждение и штраф. Например, порча земель влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до двадцати минимальных заработных плат и на должностных лиц — от пяти до тридцати минимальных заработных плат. Отдельный состав административного правонарушения образуют действия по засорению земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами.

Органами, уполномоченными налагать взыскания за земельные правонарушения, выступают, как правило, органы по земельным ресурсам и землеустройству (ст. 224-5).

Протокол об административном земельном правонарушении составляется должностными лицами, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства регламентируется Трудовым кодексом РБ. Она наступает за нарушения трудовой дисциплины, и меры воздействия применяются руководителем предприятия.

К нарушителям трудовой дисциплины могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. В качестве дисциплинарного взыскания допускаются принудительные переводы работников на другую работу, которые предусмотрены нормами уставов и положений о дисциплине.

Трудовым кодексом регламентирован и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. До наложения взыскания от работника должно быть истребовано объяснение, о наказании работнику объявляется под расписку. Работник, не ознакомленный с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, считается не имеющим такового (ст. 199 Трудового кодекса). Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Применение мер дисциплинарной ответственности не исключает возможности привлечения виновного к уголовной, административной или гражданской ответственности.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Основным условием наступления такой ответственности является нанесение имущественного вреда.

Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушениям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав.

Для защиты и восстановления нарушенных земельных прав применяются предусмотренные гражданским законодательством способы защиты, в том числе следующие:

1. Признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками. Согласно ст. 168 ГК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Однако если из содержания сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) — возместить его стоимость в деньгах.

Согласно ст. 179 ГК, сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки, тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения. Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненного ей реального ущерба, если докажет, что заблуждение возникло по вине другой стороны. Если это не будет доказано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне по ее требованию причиненный ей реальный ущерб, даже если заблуждение возникло по обстоятельствам, не зависящим от заблуждавшейся стороны.

Сделки, совершение которых запрещено земельным законодательством, считаются недействительными. К таким сделкам, в соответствии со ст. 88 Кодекса о земле, относятся договоры купли-продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении.

2. Признание вещно-правовых способов защиты (ст.ст. 282, 285 ГК). Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения; устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

3. Возмещение неправомерного вреда. В соответствии со ст. 160 Кодекса о земле юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.

Имущественный вред, согласно ст. 933 ГК, подлежит возмещению в полном объеме. Под убытками, подлежащими возмещению, понимаются расходы, произведенные за время пользования землей, стоимость недополученной продукции, иных доходов, которые сторона получила бы при отсутствии нарушения земельного законодательства. К числу таких убытков следует отнести все вынужденные затраты собственников, владельцев и пользователей земли, связанные с восстановлением имущественного положения в результате правонарушения.

Существует ряд земельно-правовых мер воздействия за нарушения земельного законодательства. В качестве таких мер выступают санкции, которые применяются к нарушителям законодательства в порядке, установленном именно земельным законодательством. Такие меры могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.

Это интересно:  Какими способами можно узнать кадастровую стоимость земельного участка?

Земельно-правовые санкции направлены на восстановление земельного правопорядка путем определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Хотя если причинен вред земельному участку, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее земельное законодательство РБ предусматривает:

• возврат самовольно занятых земельных участков — ст. 159 Кодекса о земле;

• принудительное изъятие земельных участков в связи с совершением неправомерных действий или нарушением правил использования и охраны земель — ст.ст. 49, 53 Кодекса о земле.

Возврат самовольно занятого земельного участка — это его возвращение по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Эта санкция обеспечивает восстановление земельных прав законных владельцев участков. При этом материальные затраты по приведению самовольно занятого земельного участка в пригодное состояние возлагаются на самовольного пользователя. Решение о возврате самовольно занятых участков по требованию заинтересованного лица может быть принято альтернативными инстанциями — соответствующим исполнительным и распорядительным органом или судом.

Принудительное изъятие земли производится за неправомерные деяния, которые рассматриваются земельным законодательством в качестве оснований прекращения прав на землю. Если участки находятся в частной собственности граждан РБ и юридических лиц, то они изымаются в принудительном порядке по решению суда. Земли, находящиеся во владении и пользовании, изымаются по решению исполнительных органов, которые эти участки предоставляли.

Принудительное изъятие земельных участков у лиц, допустивших земельные правонарушения, указанные в Кодексе о земле, производится в особом порядке. А именно, решение об изъятии земли за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, подтверждающих, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица владелец участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

К числу мер земельно-правовой ответственности относится также отказ в предоставлении ЗУ нарушителю права пользования землей.

Земельное право

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства является одним из основных методов правовой охраны земель

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов земельного права на землю, а также к лицам, которые, не являясь правообладателями земельных участков, нарушили земельное законодательство.

Правовым основанием для привлечения к юридической ответственности является совершение земельного правонарушения.

Земельное правонарушение — это конкретное действие или бездействие, которое противоречит нормам земельного законодательства.

В земельном законодательстве различаются:

  • дисциплинарные правонарушения — дисциплинарные проступки (например, пахота не поперек, а вдоль склона; повреждение сельхозтехники);
  • административные правонарушения — административные проступки (складирование тары вблизи строений с нарушением правил землепользования, экологической, пожарной и иной безопасности; потрава посевов);
  • уголовные преступления — уголовно наказуемые деяния (в форме действия или бездействия);
  • гражданские правонарушения — деликты (причинение имущественного вреда).

Общественно опасные правонарушения, предусмотренные в Уголовном кодексе РФ, называются преступлениями, за них назначается уголовное наказание.

Санкции, налагаемые за земельные правонарушения, подразделяются на карательные (наложение штрафа, изъятие земельного участка), правовосстановительные (возврат самовольно занятого участка, отмена незаконного акта по земельному вопросу), компенсационные (возмещение вреда).

Правовые санкции за земельные правонарушения содержатся в актах как земельного, так и ряда других отраслей права. Для применения санкций, содержащихся в актах административного, уголовного, гражданского, трудового законодательства, необходимо, чтобы нарушение земельного законодательства было одновременно и нарушением правовых норм соответствующей отрасли права.

Предусмотренные в законодательстве санкции за земельные правонарушения применяются неоднозначно. Санкции земельного права распространяются только на субъектов земельных правоотношений, уголовного законодательства — только на граждан и должностных лиц, санкции, налагаемые в административном порядке. ориентированы на всех виновных в совершении земельных правонарушений, в том числе и юридических лиц. Среди мер правовой ответственности есть такие, которые могут быть наложены только на виновных должностных (сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда) или только на юридических (возмещение вреда, причиненного работником при исполнении служебных обязанностей) лиц.

В то время как санкции уголовного и административного права за земельные правонарушения применяются на альтернативной основе, санкции других отраслей могут применяться за одно и то же нарушение одновременно. Так, за самовольное занятие земель при наличии оснований, указанных в законе, могут быть применены одновременно меры ответственности, предусмотренные гражданским законодательством — о возмещении вреда, земельным законодательством — об изъятии самовольно занятого участка, а также нормы административного или уголовного законодательства.

К нарушителям земельного законодательства в соответствии с Земельным кодексом РФ применяются следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, имущественная (гражданско-правовая) и специальная (земельно-правовая).

Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства. Она применяется в форме административного штрафа, налагаемого на правонарушителя (граждан, юридических лиц, должностных лиц независимо от формы собственности и подчиненности) в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В отличие от Земельного кодекса РСФСР 1991 г. положения Земельного кодекса Российской Федерации об ответственности за земельные правонарушения не содержат конкретных составов в административном порядке за их нарушение соответствующими виновными лицами.

Кодекс РФ об административных правонарушениях ввел специальные нормы об административной ответственности за земельные правонарушения. Из них наиболее распространенными являются следующие.

1. Порча земель (ст. 8.6). В п. 1 говорится о самовольном снятии или перемещении плодородного слоя, а в п. 2 — об уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Содержание данного правонарушения предполагает приведение земель в такое состояние, когда они не могут быть эффективно использованы в соответствии с целевым назначением вследствие технологически направленной эксплуатации.

2. Самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1). Данное правонарушение посягает на установленный Земельным кодексом РФ земельный порядок. В этой связи любой самовольный захват земельного участка любым лицом (юридическим или физическим) есть нарушение установленного земельного распорядка. Содержание данного правонарушения включает в себя самовольное занятие или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

3. Уничтожение специальных знаков (ст. 7.2). Такие знаки устанавливаются на границах собственников земельных участков и иных правообладателей земельных участков в натуре для отграничения земель одних субъектов права от других. Они создают условия для устойчивости права на землю, и их уничтожение ведет к нарушению прав обладателей земли. По существу, в результате этого нарушения размер участка у одного правообладателя земли может уменьшиться, а у другого («захватчика») — увеличиться. По ранее действующему законодательству это правонарушение устанавливалось за уничтожение так называемых «межевых знаков».

В настоящее время КоАП РФ расширил ответственность за это правонарушение — уничтожение специальных знаков, в частности: уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркешейдерских, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а равно знаков, определяющих границы прибрежных полос внутренних морских и территориального моря Российской Федерации и других специальных знаков (ст. 7.2).

4. Самовольное занятие земельного участка . Это может быть участок прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны, водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7 и 8).

5. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4). Содержание данного правонарушения включает действия без специального разрешения, а также необеспечения требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами.

6. Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7). Состав административного правонарушения в этом случае включает в себя невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, изыскательных и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.

7. Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8).

Содержанием данного правонарушения является использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

8. Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12). Содержание данного правонарушения включает:

  • нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
  • нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

9. Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.30). Охрана земель должна обеспечиваться в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель имеет большое значение для рационального хозяйственного использования земельного фонда страны. Как известно, многие земли России нуждаются в различных видах мелиорации в зависимости от степени агромелиоративного состояния. В этих целях принят специальный Закон РФ «О мелиорации» от 10 января 1996 г., который предусматривает ряд мелиоративных мер, необходимых для повышения плодородия тех или иных почв.

КоАП РФ включает ранее не применявшиеся нормы, устанавливающие административную ответственность за следующее.

1. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ (ст. 10.9).

2. Повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10). Содержание данного правонарушения предусматривает ответственность за:

  • нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения;
  • повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения;
  • сооружение и (или) эксплуатацию линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель.

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение земельного законодательства в области мелиорации земель не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. А за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении вышеназванные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

К нарушителям земельного законодательства в соответствии с главой 13 ЗК РФ применяются следующие виды юридической ответственности: административная (ст. 74), уголовная (ст. 74), дисциплинарная (ст. 75), имущественная, т.е. гражданско-правовая (ст. 76).

Уголовная ответственность за земельные правонарушения. Такая ответственность наступает в том числе, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, посягающего на установленный земельный правопорядок, т.е. является преступлением.

Уголовный кодекс РФ значительно усилил ответственность за земельные и иные экологические общественно опасные правонарушения — преступления: специально введена глава 26 «Экологические преступления», норм стало больше, увеличился и максимальный размер наказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности этих деяний, о критической оценке современного состояния земельного и экологического правопорядка, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на его обеспечение, иначе может оказаться слишком поздно.

В Уголовном кодексе РФ предусматриваются преступления (считаются общественно опасными деяниями), связанные с земельными отношениями:

  • регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262), умышленное занижение размеров платежей за землю (ст. 170);
  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253).

Особое значение имеют нормы ст. 254 УК РФ, где в п. 1 говорится об отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной и иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. В п. 2 этой статьи рассматриваются те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Как видим, под порчей земли понимается отравление, загрязнение или иная порча земли. Здесь можно сразу выделить три самостоятельных состава преступления, так как объективная сторона преступлений — разная, самостоятельная.

Отравление и загрязнение земли — деяния понятные. Разлив нефти из цистерн или разрыв нефтепровода загрязняют землю на больших территориях. Земля может быть отравлена ядохимикатами, отравляющими веществами. А что означают слова «иная порча земли» — не совсем ясно. Судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств уголовного дела.

В ст. 254 УК РФ говорится, что порча земли может произойти в результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности, что гоже является характеристикой объективной стороны и составов рассматриваемого преступления. Вредные продукты хозяйственной и иной деятельности возникают вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами. Правила обращения с этими веществами могут нарушаться при их хранении, использовании и транспортировке. В качестве следствия (последствия) указанных нарушений называется причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Мерой уголовной ответственности может быть и конфискация земельного участка (как имущества, недвижимости) по приговору суда (ст. 62—66 УИК РФ). Но при этом в соответствии с Приложением к УИК РФ не может быть конфискован участок установленной нормы как единственный источник существования семьи. Излишек участка сверх нормы может быть конфискован.

Дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства. Нарушение земельного законодательства может быть совершено должностным лицом при выполнении им служебных обязанностей или работником организации при нарушении им своих трудовых обязанностей. При этом применение к организации административного воздействия должно в обязательном порядке влечь дисциплинарную ответственность виновного работника. Так, в соответствии со ст. 75 ЗК РФ виновные несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Как и другие формы ответственности, дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего, дисциплинарная ответственность может наступать за дисциплинарные проступки, предусмотренные в нормативно-правовых актах — в Трудовом кодексе Российской Федерации 2001 г., Правилах внутреннего трудового распорядка организации, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организациях.

Предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замещение, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (ст. 192 ТК РФ). Взыскание налагается путем объявления в приказе (работодателя) того предприятия, где работает работник (должностное лицо).

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок, за нарушение земельного законодательства может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 193 ТК РФ).

Имущественная (гражданско-правовая) ответственность. Она связана с необходимостью возмещения имущественного вреда вследствие совершения гражданами и юридическими лицами земельного правонарушения.

Возникновение вреда может быть вызвано следующими причинами.

1. Совершения неправомерных действий, не относящихся к категории сделок с землей. К таким земельным правонарушениям относятся:

  • самовольное занятие земельных участков;
  • самовольное строительство;
  • уничтожение плодородного слоя почвы;
  • захламление, загрязнение вредными и радиоактивными отходами производства;
  • заражение бактериальными и карантинными организмами и болезнями;
  • невыполнение субъектами мероприятий по борьбе с эрозией почв, по охране и изменению земель, проектирование;
  • размещение, строительство и ввод объектов, отрицательно влияющих на качественное состояние земель.

Ущерб выражается в прямом ухудшении производственных качеств земли или иных, непосредственно и прочно связанных с ней объектов (уничтожение или уменьшение плодородия почв, уничтожение посевов и т.п.), в уничтожении межевых знаков.

Согласно земельному законодательству (ст. 76 ЗК РФ) лица, виновные в совершении правонарушений, повлекших за собой возникновение ущерба, обязаны возместить его в полном объеме, включая упущенную выгоду по нормам гражданского законодательства;

2. Совершения неправомерных недействительных сделок с землей. Такие сделки признаются недействительными в соответствии с нормами гражданского законодательства (ст. 153—181 ГК РФ).

Земельно-правовая ответственность. Она является особым видом юридической ответственности. В юридической литературе ее называют специальной земельно-правовой ответственностью, которая представляет собой принудительное изъятие земельных участков у собственников земли и других правообладателей земельного участка за совершение ими определенных неправомерных действий или за бездействий, влекущих неадекватные последствия. Эта ответственность может применяться как самостоятельная и как дополнительная мера воздействия к другим видам юридической ответственности.

Принудительное изъятие земельных участков может осуществляться только по решению суда в соответствии с нормами земельного (ст. 44—38, 50, 51, 54 ЗК РФ) и гражданского законодательства (ст. 235 ГК РФ).

Законодательство разграничивает основания и порядок земельно-правовой ответственности собственников земельного участка и других правообладателей земельного участка.

1. Изъятие земельного участка у собственника за земельные правонарушения . Оно осуществляется в случаях:

  • обращение взыскания на земельный участок по обязательствам, что является санкцией за невыполнение обязательств по договору залога земельного участка; в этом случае право собственности на участок переходит к залогодержателю в той части, в какой его стоимость достаточна для погашения долга;
  • отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу на праве собственности (ст. 238 ГК РФ).

Земельным законодательством установлен ряд запретов на право частной собственности на землю. Так, не могут быть объектом частной собственности участки лесного фонда, особо охраняемые территории, земли общего пользования в населенных пунктах и др. Несоблюдение этого требования закона влечет принудительное изъятие земельного участка:

  • конфискация земельного участка представляет собой безвозмездное изъятие его у собственника в виде санкции за совершение преступления; это может быть произведено только по решению суда;
  • изъятие земельного участка, используемого с нарушением земельного законодательства.

2. Принудительное изъятие земельного участка у других правообладателей земельных участков (этот вопрос был рассмотрен при рассмотрении оснований прекращения прав на земельный участок).

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов надлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.

Данное предупреждение должно содержать:

  • указание на допущенное земельное правонарушение;
  • срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
  • указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
  • разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
  • иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Когда указанное в предупреждении земельное правонарушение в установленный срок обязанной стороной не устраняется, исполнительный орган государственной власти, вынесший его, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в орган государственной власти или орган муниципального самоуправления, уполномоченный принимать решения. Этот орган направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения судом о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган муниципального самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в суде.

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены статьей 74 ЗК РФ и КоАП РФ. Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ). Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП). «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения или административного штрафа. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП). Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей; или может выражаться в величине кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено наказание. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение (ст. 4.1 КоАП).

Составы земельных правонарушений (административных правонарушений) предусмотрены в КоАП РФ. Ряд земельных правонарушений гл.7 КоАП признает в качестве административных правонарушений в области охраны собственности. Так, ст. 7.1 КоАП предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания или сооружения, на которых установлены государственные геодезические сети, стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды ст. 7.2 КоАП рассматривает как административное правонарушение, которое влечет штраф или предупреждение.

Таким образом, несмотря на то, что в обоих случаях совершенные правонарушения были квалифицированы правильно, несоблюдение процессуального порядка привлечения виновных лиц к административной ответственности привело к отмене вынесенных контролирующими органами постановлений и, соответственно, к снижению эффективности административной ответственности за правонарушения в области охраны и использования земли. В ст. 7.9 КоАП РФ предусматривает ответственность самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, не входящим в лесной фонд, а также самовольный обмен земельными или указанными выше участками являются согласно ст. 7.10 КоАП РФ административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

В гл. 8 КоАП установлены составы административных земельных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Так, (ст. 8.6) предусмотрена административная ответственность за порчу земель. Речь идет о самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы, его уничтожении, а равно порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Административное правонарушение является невыполнение обязанностей по привидению земель в состояние, пригодное для использование по целевому назначению — влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.(ст. 8.7); использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательств мероприятий по улучшению и охране почв — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч (ст. 8.8); нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов — влечет наложение административного штрафа (ст. 8.12).

Нарушение земельного законодательства являются некоторые административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП), в частности проведение мелиоративных работ с нарушением проекта — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.(ст.10.9 КоАП).

Глава 19 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавливает административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков в виде предупреждения или административного штрафа от 100 до 300 рублей (ст. 19.9). Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (в том числе и на земельные участки) также является согласно ст. 19.21 КоАП административным нарушением.

Ответственность за нарушение земельного законодательства

С точки зрения правового регулирования «земля» рассматривается двумя понятиями:

  • земля, как непосредственно, земельный участок;
  • земля, как природный ресурс или объект.

За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ.

Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности:

  • частная собственность – регулируется властью интересов отдельных групп и лиц;
  • государственная собственность – регулируется властью государства в интересах общества;
  • муниципальная собственность – регулируется властью органом местного самоуправления в целях реализации интересов населения и иных муниципальных образований;
  • смешанные формы собственности.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение — есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения – земля.
  2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
  3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, isfic.info, studbooks.net, pravovedus.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий