Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения: фонд и проект, а также когда проводится их реорганизация и на каких основаниях?

О практическом значении фонда перераспределения земель в осуществлении земельной реформы можно судить хотя бы по следующим данным:

1) не состоялась основная цель земельной реформы – создание крестьянского (фермерского) уклада на основе всеобщего, массового выхода владельцев права собственности на земельные доли из коллективно-долевой собственности на приватизированные земельные участки колхозов и совхозов с выделом их в натуре: по состоянию на 1 января 1995 г. (т.е. на дату завершения раздела земель и их приватизации) было зарегистрировано 270 тыс. крестьянских хозяйств, из которых 82 тыс. хозяйств, или всего лишь 1/3, созданы на землях колхозов и совхозов, а 2/3 – на земельных участках фонда перераспределения земель;

2) зато действительно массовый характер обрело создание садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, которых к 2006 г. насчитывалось уже 80,3 тыс. с десятками миллионов земельных участков их членов.

Вторым источником пополнения фонда перераспределения земель явились излишки земельных участков после формирования коллективно-долевой собственности граждан в процессе приватизации земель колхозов и совхозов и их реорганизации в соответствии с ЗК РСФСР 1991 г., Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлениями Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», которыми предписывалось осуществить приватизацию земель и реорганизацию колхозов и совхозов до 1 января 1993 г.

Порядок приватизации предусматривал следующее:

1) создание в каждом районе, колхозе, совхозе районных и внутрихозяйственных комиссий по приватизации земли и реорганизации хозяйств;

2) принятие трудовым коллективом хозяйства решения: о выборе формы собственности на землю; о порядке подачи заявки на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или в аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся бесплатно по среднерайонной норме (с приложением списка лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»). Указанная норма определялась путем деления всей площади сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района (за исключением земель, передаваемых в ведение сельских поселковых, городских Советов народных депутатов) [1] на суммарную численность лиц, работающих и работавших ранее в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). При этом местной администрации сельских районов предоставлялось право устанавливать дифференцированную норму бесплатной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью населения;

3) общая площадь земельных участков, входящих в состав земель коллективно-долевой собственности, определялась путем умножения среднерайонной нормы бесплатной передачи на число лиц, имеющих право на земельную долю. Поскольку плотность населения в хозяйствах была различной, а дифференциация среднерайонной нормы в большинстве хозяйств не проводилась, постольку в одних хозяйствах размер земельной доли оказался меньше среднерайонной нормы, в других – равной, в третьих образовался излишек (разница между фактической площадью сельскохозяйственных угодий колхоза или совхоза и установленной по среднерайонной норме площадью земельных участков, составляющих коллективно-долевую собственность как сумму земельных долей).

При этом приватизация земельных участков проводилась не только в преобразуемых колхозах и совхозах, но и в тех колхозах, которые в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 06.03.1992 № 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации», от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» не реорганизовались, а воспользовались правом сохранения прежней организационноправовой формы.

Третьим источником формирования фонда перераспределения земель в самые первые годы создания крестьянских хозяйств и развития коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства в соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1991 г. явились земли лесного фонда, не покрытые лесом, и земли запаса.

Наконец, четвертый способ пополнения фонда перераспределения земель, имеющий по своей сути перманентный характер, состоит в прекращении прав на землю по основаниям, которые были закреплены в ст. 39, 40 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., а именно в случаях:

1) добровольного отказа от земельного участка или его части;

2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

3) прекращения деятельности организации (предприятия), крестьянского хозяйства;

4) использования земли не по целевому назначению;

5) нерационального использования земельного участка;

6) систематической неуплаты земельного налога в течение двух лет и непогашения задолженности в течение последующего одного года;

7) неиспользования в течение одного года;

8) отчуждения (продажи) земельного участка местному Совету народных депутатов.

Однако указанные юридические основания прекращения прав на землю вскоре утратили силу в связи с тем, что ст. 39, 40, как и многие другие статьи Земельного кодекса РСФСР 1991 г., были признаны недействующими Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». В связи с общественной потребностью отдельные субъекты РФ принимали свои нормативные правовые акты о прекращении прав на землю, в которых нередко воспроизводился приведенный перечень оснований прекращения прав либо распространяли его действие только на пользователей земельных участков, не являющихся их собственниками. Поэтому институт прекращения прав на земельные участки по юридическим основаниям субъективного характера (нарушения земельного законодательства) практически не использовался. Крестьянские хозяйства создавались преимущественно на земельных участках, выделяемых из землепользования сельскохозяйственных коммерческих организаций в счет земельных долей, а садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения – на землях иных категорий (лесного фонда, запаса), соответственно переводимых в фонд перераспределения земель.

Правовой режим фонда перераспределения земель существенно изменился в последнем десятилетии в связи с принятием федеральных законов – ЗК РФ и Закона об обороте земель.

Пункт 2 ст. 80 ЗК РФ первоначально установил всего лишь три способа формирования фонда перераспределения земель:

1) добровольный отказ от земельного участка;

2) передача земельного участка государству при отсутствии наследников либо отказе наследников от наследства;

3) принудительное изъятие земельного участка в случаях, установленных законодательством.

Обобщенная новая регламентация порядка формирования фонда перераспределения земель (п. 2 ст. 80 ЗК РФ) – замена на формулу «приобретение Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами» – обусловлена незавершенностью перечня способов поступления в данный фонд, установленного старой редакцией, поскольку в ней не охвачен ряд оснований приобретения субъектами РФ и муниципальными образованиями права собственности на земельные участки, закрепленных законодательством и не подпадающих под формулу «принудительное изъятие».

Закон о введении в действие ЗК РФ (п. 11 ст. 3) дополняет ст. 80 3 К РФ указанием на то, что в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель. Редакция данной нормы нуждается в уточнении. Как было уже сказано, во-первых, начало формирования фонда перераспределения земель связано с реализацией первых законов о земельной реформе, во-вторых, основную часть этого фонда, который был уже создан до принятия названного Указа, составили земельные участки, не связанные с приватизацией земель (например, изъятие 10% пашни всех предприятий и другие источники).

  • [1] Это земли, которые ныне составляют приусадебный фонд личных подсобных хозяйств, не входящий в состав категории земель сельскохозяйственного назначения.

Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения

Фонд выполняет важную роль в развитии сельского хозяйства. Он даёт возможность развития фермерских хозяйств и других подобных организаций, а также исследований и обучения в данной сфере.

Что это такое?

Фонд перераспределения земель – это территории, которые могут быть переданы для ведения сельского хозяйства. Их можно использовать для:

  1. Выращивания сельскохозяйственной продукции.
  2. Животноводства (в том числе для выпаса скота или заготовки сена).
  3. Рыбоводства.
  4. Научных исследований и обучения, связанных с сельским хозяйством.
  5. Посадки лесных насаждений для защиты земель.
  6. Организации охотничьих хозяйств.

Эти земли используются как частными лицами, так и организациями:

  • крестьянскими хозяйствами;
  • различными коммерческими предприятиями;
  • некоммерческими объединениями;
  • государственными, а также муниципальными организациями;
  • научными и образовательными организациями;
  • казачьими обществами и общинами народов Севера.

Фонд перераспределения создан государством для перераспределения и более полного использования земель. Ведь сельскохозяйственные земли являются ценным ресурсом, а без грамотного использования их качество ухудшается. Этому вопросу посвящена 80-я статья Земельного Кодекса.

Сведения об участках из Фонда должны быть доступны всем. Поэтому муниципальное образование, на территории которого они находятся (или уполномоченный государственный орган) публикует в официальной газете информацию о поступивших и выбывших участках. Кроме того, любой желающий имеет право получить подробную информацию об участке. Это важно для принятия решения о том, нужен ли данный участок и, соответственно, стоит ли на него претендовать.

Это интересно:  Получение страховки после дтп

Какие земли включены в Фонд

Участок включается в Фонд, если он относится к сельскохозяйственным и при этом:

  1. От него отказались.
  2. Прежний владелец умер, а наследников нет, они отказались от наследства или не имеют право на него.
  3. Участок изъят, например, за неиспользование по назначению. Изъятие для государственных нужд сюда не включается.
  4. И в других случаях при переходе в государственную или муниципальную собственность.

Полномочия по распределению

Распределением земель занимается муниципальное образование или уполномоченный государственный орган. Участки передаются:

При этом организуется аукцион после получения заявки от желающего. Если же других заинтересовавшихся не нашлось, земля передаётся подавшему заявление.

Проект перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Перераспределение участков – это изменения границ между участками, расположенными рядом друг с другом.

Согласно 4-й главе Земельного Кодекса, возможны такие варианты перераспределения:

  • участков в муниципальной или государственной собственности;
  • личных участков;
  • первых и вторых между собой.

При распределении сельскохозяйственных земель, в том числе для передачи их из государственного Фонда, создаётся проект перераспределения.

Проект перераспределения земель состоит из двух частей: текстовой и графической. В нём содержатся такие сведения:

  1. Информация о конкретных участках – кадастровые номера, границы, площадь и т. п.
  2. Если земля передаётся в коллективную собственность – границы земельных долей.
  3. Территориальные зоны, в том числе накладывающие ограничения на использование земли (например, водоохранные).
  4. Расположение линейных объектов.
  5. И т. п.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Классификация земель

Фонд перераспределения земель

Содержание статьи:

Цели создания фонда перераспределение земель

В статье 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, товарищества. Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.

Формирование фонда перераспределения земель

Наполнение фонда происходит за счет участков сельхозназначения, которые оказались свободны от эксплуатирования, а также были приобретены госорганами в рамках стандартной правовой сделки.

В действующем законодательстве указанны случаи, при которых земельный участок входит в состав территорий фонда:

  • при добровольном отказе граждан или юридических лиц от надела. В этом случае, участок становится бесхозной недвижимостью и все права, которые имел на него пользователь, прекращаются. Полномочия в отношении участка переходят к государству или муниципалитету;
  • в случае если собственник земли скончался, а наследников нет либо все преемники лишены права на принятие наследуемой массы. Также предусмотрен случай, когда наследующее лицо отказывается принимать собственность. Тогда все права на территорию переходят к государству, а земля зачисляется в фонд перераспределения земель;
  • при принудительном изъятии земельного надела в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Регулируется такая процедура ст. 49 ЗК РФ. При изъятии для нужд муниципалитета или государства предусмотрен выкуп территории. Если речь идет об изъятии по решению суда, то никаких средств собственнику не выплачивается.

Другими словами, массивы, которые временно исключены из оборота переходят в состав фонда запаса, однако, целевое назначение территорий изменению не подлежит.

Использование земель фонда перераспределения земель

Использование земель осуществляется в рамках ст. 78 ЗК РФ. То есть территории могут быть переданы:

  • для организации сельхозпроизводства;
  • с целью лесопосадки защитного плана;
  • научно-исследовательским и учебным организациям, для организации практических занятий по подготовке специалистов;
  • кооперативам и товариществам, для дальнейшей передачи населению с целью разбивки сада или огорода;
  • кооперациям потребительского характера и религиозным общинам;
  • казачьим обществам;
  • малочисленным коренным народностям государства для организации быта и промыслов.

Все вопросы, связанные с использованием таких земель решаются в соответствии с действующим земельным законодательством и рядом федеральных законов.

Сведения фонда перераспределения земель

Законодательно закреплена норма, согласно которой сведения о наличии территорий в составе фонда являются общедоступными. Благодаря этому товарищества, общины и граждане могут принять решение относительно подачи заявки на получение надела в пользование, а компании или фермерские хозяйства о приобретении дополнительной территории.

Важное значение имеют качественные характеристики участков. По этой причине, граждане могут получить информацию не только о наличии или отсутствии территорий, но и познакомиться с полным описанием земель.

Администрация или госорган, регулирующий вопросы, связанные с пользованием фонда перераспределения обязаны предоставлять все необходимые данные заинтересованным лицам, а также проводить публикации в региональных печатных изданиях о поступлениях наделов в фонд.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Государством предусмотрено создание специальной базы данных под названием фонд перераспределения земель, куда входят бесхозные площади, наделы, изъятые по решению суда, территории, от которых собственники или пользователи отказались.
  2. Массивы могут быть переданы для развития животноводства, сельхозмероприятий, разбивки садов и огородов.
  3. При использовании в отношении таких площадей устанавливается определенный режим землепользования, в рамках которого запрещается переводить площади из их прямого назначения в другую категорию.
  4. Вся информация о составе базы данных находится в открытом доступе и заинтересованное лицо вправе не только получить желаемые сведения о наличии участка, но и познакомиться с его полным описанием.
  5. Ведомство, уполномоченное заниматься распределением земель фонда, обязано осуществлять публикации в местных СМИ относительно поступления и выбытия наделов, а также предоставлять населению все необходимые сведения об участках.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по фонду перераспределения земель

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Инна. Моя подруга работает в администрации и по секрету сообщила мне, что почти в центре города освободился участок и поступил в фонд перераспределения земель.

Земля была изъята у собственника по решению суда и теперь числится как бесхозная. Мне бы очень хотелось получить ее в собственность и построить там дом. Подскажите, как мне теперь оформить его, если все держится в секрете? Не хочется подводить подругу, и в то же время, упускать такой шанс тоже желания нет. Куда обращаться с моей просьбой и что необходимо сделать для оформления?

Ответ: Здравствуйте, Инна. Ну, во-первых, согласно п. 4 ст. 80 ЗК РФ, если ваш участок попал в фонд перераспределения, информация об этом не секретная. Более того, муниципалитет вашего города обязан был осуществить публикацию о данном событии в городских СМИ. Если ведомство этого не сделало, то нарушило закон.

Во-вторых, вы можете предварительно ознакомиться с его описанием. Информация является общедоступной для всех заинтересованных лиц, а вы таковым являетесь.

И, в-третьих, вы вправе подать заявку на получение территории в пользование или по праву собственности. В первом случае, земля может быть передана бесплатно или в рамках арендного соглашения, а второй предусматривает покупку территории. При каждом варианте организовывается конкурс.

Однако даже эти моменты не являются существенными в вашей ситуации. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что вы хотите построить на участке дом. Делать этого нельзя, поскольку в составе фонда находятся земли сельхозназначения, и менять их прямое использование запрещается. Соответственно, вы не сможете изменить целевое назначение участка, а значит, и дом построить тоже не получится.

На практике вы можете попытаться построить там дачу и оформить регистрацию в таком строении.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ИХ РЕОРГАНИЗАЦИИ (РЕФОРМИРОВАНИИ)

В создании новых предприятий на базе реформируемого могут принимать участие крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные предприятия иных форм хозяйствования, выделившиеся до принятия решения о реформировании данного хозяйства.
Организацию новых и упорядочение землевладений существующих сельскохозяйственных предприятий при их реформировании проводят на основе проектов межхозяйственного землеустройства.
В современной практике землеустроительного производства данные проекты называют проектами перераспределения земель.
Целью разработки проекта перераспределения земель являются формирование рациональной и устойчивой системы землевладений (землепользований) на их территории; создание условий для консолидации земельных долей, улучшение использования и охраны земель, организация производства и территории; рациональное использование имеющихся объектов производственной и социальной инфраструктуры, обоснование необходимости кооперации и развития межхозяйственных связей.
Проекты перераспределения земель разрабатывают:

* при реорганизации сельскохозяйственного предприятия (организации) и приватизации его земель;
О/разграничении земель по формам собственности (муниципальная, коллективная общая или долевая, частная), если они имеются в границах территории хозяйства и не разграничены;
выходе членов сельскохозяйственной организации из ее состава после приватизации земель с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иных форм хозяйствования;
^выделении земельных участков для расширения личных подсобных хозяйств за счет земельных долей.
В проекте межхозяйственного землеустройства, связанном с перераспределением земель:
уточняют состав и площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих перераспределению, а при необходимости проводят их инвентаризацию;
рассчитывают размер земельной доли в гектарах с учетом среднерайонной нормы бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в собственность граждан или вносят уточнения в размеры земельных долей при изменении площадей сельскохозяйственных угодий;
‘Ь устанавливают площади и размещают сельскохозяйственные угодья, передаваемые в общую долевую собственность и в фонд перераспределения земель; определяют состав, площади и месторасположение сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам; определяют состав, площади и месторасположение несельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую совместную собственность сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам;
С устанавливают границы и площади земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, передаваемыми физическим и юридическим лицам в счет имущественных паев, с объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передающимся на баланс органов местного самоуправления;
«3 устанавливают особый режим и условия использования земель, определяют месторасположение и границы земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц;
¦^размещают объекты производственной и социальной инфраструктуры (дороги, зерновые токи, полевые станы и др.), имеющие межхозяйственное назначение, проводят инженерное обустройство территории (мелиоративные сети, насосные станции, гидротехнические противоэрозионные сооружения);
is подготавливают информацию о площади, качестве и месторасположении земель для определения цены земли, установления земельного налога и арендной платы за землю, возмещения землевладельцам (землепользователям) убытков и потерь сель
скохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель;
разрабатывают предложения по реализации правового и экономического механизмов регулирования земельных отношений.
Дополнительно к составлению проекта межхозяйственного землеустройства по формированию новых землевладений и землепользований, создаваемых на базе реформируемого предприятия, в состав землеустроительных работ можно включать инвентаризацию земель с уточнением экспликации земельных угодий предприятия на момент реформирования, если указанную работу нельзя выполнить при подготовительных работах к проекту; экономическую оценку земель и составление земельно-кадастровой карты предприятия; составление карты лотов при формировании земельных массивов на основе аукционов.
При разработке проекта перераспределения земель с целью проведения приватизации земель возможны два основных варианта: сельскохозяйственные угодья распределяют на земельные доли, которые затем использует реорганизованная сельскохозяйственная организация на различном праве;
собственники земельных долей формируют новые самостоятельные структуры.
При формировании членами сельскохозяйственной организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иной производственной структуры устанавливают:
число земельных долей, испрашиваемых для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иного образования, их общую площадь и оценку в баллах;
месторасположение земельного участка, выделяемого для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иного образования, фактические состав и площади выделяемых сельскохозяйственных угодий;
границы и площади земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооружениями, выделяемыми крестьянскому (фермерскому) хозяйству или иному образованию в счет имущественных паев;
границы и площади несельскохозяйственных угодий, выделяемых крестьянскому (фермерскому) хозяйству или иному образованию;
границы и площади земельных угодий, выбывших из сельскохозяйственного оборота, передаваемых крестьянскому (фермерскому) хозяйству или иному образованию с целью их освоения;
границы и площади земельных участков с особым режимом использования и обремененных правами иных лиц, выделяемых крестьянскому (фермерскому) хозяйству или иному образованию с указанием режимообразующих объектов и режимов использования земель.
При выделении земельных участков для расширения личных подсобных хозяйств за счет земельных долей необходимы:

Это интересно:  Жилье инвалидам 2019 - 1, 2, 3 группы, детям, положено ли, от государства, обеспечение, вне очереди, дают ли

наличие правовой основы для расширения личных подсобных хозяйств;
расчет площадей земельных участков, выделяемых для расширения личных подсобных хозяйств;
установление месторасположения земельных участков, выделяемых для расширения личных подсобных хозяйств;
размещение земельных участков, выделяемых для каждого личного подсобного хозяйства;
установление ограничений и обременений в использовании земель, выделяемых для расширения личных подсобных хозяйств.
При составлении проектов перераспределения земель руководствуются следующими основными принципами:
организационно-территориальные условия, обеспечивающие рациональную организацию и повышение эффективности производства, неуклонный рост плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей природной среды и ландшафтов, должны создаваться на основе преимуществ крупного производства перед мелким;
условия для развития всех форм землевладения, землепользования и хозяйствования на различных по качеству и месторасположению землях должны быть равными;
объединение земельных долей собственников в новые производственные структуры и распоряжение своими земельными долями должны быть добровольными;
интересы всех затрагиваемых землевладельцев и землепользователей должны быть учтены;
сложившиеся элементы организации территории приватизируемой сельскохозяйственной организации должны быть максимально сохранены.
Проект перераспределения земель реформируемого предприятия состоит из следующих частей: межхозяйственной реорганизации территории и перераспределения земель; обоснования правового режима землепользования и правового механизма регулирования земельных отношений; разработки экономического механизма регулирования земельных отношений; составления схемы внутрихозяйственной организации территории.
Проектирование начинают с уточнения площадей, находящихся в ведении или передаваемых в распоряжение сельской (поселковой) администрации, а также входящих в специальные фонды перераспределения, находящиеся в ведении администрации района.
При этом устанавливают площадь приусадебных участков, определяют перспективы развития личного подсобного хозяйства, пересчитывают площади, выделяемые в черте населенных пунктов, уточняют размеры земельных долей. При необходимости устанавливают новую черту населенных пунктов, изменяют площади и размещение земель специальных фондов, проводят обмен участков, ранее отнесенных к различным категориям, землевладельцам и землепользователям.

При образовании новых землевладений и землепользований сельскохозяйственного назначения:
устанавливают число и месторасположение новых землевладений и землепользований на территории реформируемого предприятия;
рассчитывают их площади;
составляют список граждан и коллективов, которым намечают передать в собственность (пользование) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями в счет имущественных паев, определяют месторасположение и границы этих участков;
устанавливают площади и границы новых землевладений и землепользований;
определяют месторасположение, площади и границы земельных участков, намечаемых для передачи гражданам при расширении личного подсобного хозяйства и для индивидуального жилищного строительства;
разрабатывают предложения по использованию невостребованных земельных долей;
рассчитывают площади земель с особым режимом использования и обремененные правами других лиц с указанием конкретных ограничений и обременений;
разрабатывают предложения по размещению производственных центров, возрождению малых селений, размещению дорожной сети.
Землевладения и землепользования новых хозяйственных формирований размещают вблизи мест проживания большинства их членов, пунктов переработки продукции, основных дорог либо приурочивают к заброшенным селениям с целью их возрождения.
Границы землевладений и землепользований устанавливают с учетом обеспечения их компактности, правильной конфигурации, требований рациональной организации территории, по возможности совмещают с границами существующих севооборотов, полей, рабочих участков, естественными и искусственными рубежами: живыми урочищами, реками, ручьями, балками, каналами, дорогами, лесополосами и др.
Орошаемые земли выделяют целыми севооборотными массивами либо площадями, кратными сезонной производительности дождевальных машин и установок. Орошаемые земли выделяют на условиях, обеспечивающих функционирование осушительной сети в нормальном рабочем режиме.

В новые землевладения и землепользования включают также земли, занятые несельскохозяйственными угодьями (лесом, кустарником, дорогами, болотами, водоемами), как вкрапленные в сельскохозяйственные угодья, так и примыкающие к ним.
Площади конкретных земельных участков, предоставляемых гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств и другим землевладельцам в собственность бесплатно, в счет при
читающихся им земельных долей, определяют, умножая размер земельной доли на число членов коллектива, набирая отдельные контуры сельскохозяйственных угодий с учетом данных экономической оценки земель.
Земельные участки невостребованных земельных долей включают в состав земельных массивов землевладельцев, изъявивших согласие принять их с учетом вероятного востребования.
Во избежание нарушения организации территории при востребовании земельных долей в дальнейшем эти участки размещают на крайних частях землевладений обособленно.
Распределяют несельскохозяйственные угодья, а также арендованные земли между новыми землевладельцами и землепользователями с учетом их пожеланий, специализации, качества земель и их месторасположения, пропорционально площадям закрепленных за ними земельных угодий.
Определяют площади, размещают участки и границы земель с особым режимом использования и обремененных правами других лиц по материалам земельно-кадастровых или дежурных районных карт, проектов их образования, на основании документов по предоставлению земельных участков, чертежей исполнительной съемки, планов прохождения трасс и линий, которыми располагают местные органы и организации, осуществляющие техническое обслуживание и эксплуатацию указанных объектов и сооружений, а при отсутствии необходимой информации — в соответствии с действующим законодательством, нормативными документами.
Рассмотрим результаты землеустроительных работ на примере реформируемого плодоовощеводческого совхоза «Калининский» (рис. 13), проведенных институтом «КубаньНИИгипрозем» (г. Краснодар).
На базе данного совхоза образовано четыре юридически самостоятельных специализированных сельскохозяйственных предприятия: «Росток» (специализация — производство молока), «Овощевод» и «Российское» (специализация — овощеводство), «Капитал» (специализация — плодоводство). На территории совхоза организованы также крестьянские хозяйства, размещенные на четырех обособленных земельных массивах, и зарегистрированы предприятия «Финансист» (расчетно-финансовый центр), «Строитель», «Ремонтные мастерские».
Все предприятия и крестьянские хозяйства объединились в ассоциацию крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий «Возрождение».
При определении размеров, месторасположения и границ предприятий исходили из намечаемого производственного направления, размещения орошаемых земель, существующей специализации производственных подразделений бывшего совхоза, пожеланий рабочих, каждый из которых имеет в новом предприятии свой лицевой счет, земельную долю и Свидетельство на право соб-

Рис. 13. Землеустройство реформируемого плодоовощеводческого совхоза «Калининский», г. Краснодар:

1 — граница сельскохозяйственного предприятия; 2— граница поля; 3 — лесополосы; 4— земля поселковой администрации; К(Ф)Х — крестьянские (фермерские) хозяйства; МФ — молочная ферма; к — индекс кормового севооборота; о — индекс овощного севооборота
ственности на землю с указанием размера земельной доли, но без ее выделения в натуре. Земельные доли работников обслуживающих предприятий в основном переданы в аренду сельскохозяйственным предприятиям, что закреплено договором аренды.
Предприятие «Овощевод» организовано на базе овощеводческой бригады в пос. «Победитель» на орошаемых землях. Предприятие «Российское» создано на базе овощеводческого отделения центральной усадьбы также на орошаемых землях. Предприятие «Росток» включает молочный комплекс и богарные земли. Исходя из специализации предприятий были проведены организация угодий и устройство территории севооборотов, сущность которых заключается в следующем.
В предприятиях «Овощевод» и «Российское» в соответствии с намеченной специализацией определены объемы производства овощей и структура посевных площадей. Исходя из этого проведена организация территории севооборотов. При этом при определении числа и границ полей учитывали также размещение оросительной сети, с тем чтобы территория, обслуживаемая одной дождевальной установкой, не попала в разные поля. Исходя из вышеизложенного в сельскохозяйственных предприятиях запроектированы овощные севообороты со следующим чередованием культур:

Это интересно:  Взыскание долга по оплате коммунальных услуг

«Российское»

Многолетние травы Многолетние травы Капуста Томаты Огурцы Озимые зерновые Баклажаны Лук на репку Многолетние травы Капуста Томаты + перец Огурцы Озимые с подсевом многолетних трав

крестьянских хозяйств; фонда перераспределения; переданные в аренду;
предназначенные для внутрихозяйственного строительства; ограниченного хозяйственного использования; прибрежные полосы; водоохранные зоны;
охранные зоны вдоль трасс магистральных газопроводов; санитарно-защитные зоны вдоль автомобильных и железных дорог;
телефонные и телеграфные линии; линии электропередачи; подземную кабельную сеть; загрязненные и зараженные земли;
земли природоохранного назначения: лесные насаждения, реликтовые рощи, родники, ключи; историко-культурного назначения; лесоохранные зоны;
запретные и нерестоохранные зоны вдоль и вокруг рыбохозяйственных водоемов; зоны отдыха граждан;
санитарно-защитные зоны объектов сельскохозяйственного назначения (ферм, птицефабрик, предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции);
другие земли в соответствии с содержанием проекта.
Пример графической части проекта перераспределения земель показан на рисунке 14.
Текстовая часть проекта состоит:
из пояснительной записки с указанием принятых форм собственности на землю и организационно-правовых форм хозяйствования, обоснованием предложений по разграничению земель, передаваемых в частную и коллективно-долевую собственность, применяемых нормативов по оценке земель, среднерайонной земельной доли и т. д.;
экспликаций земель по всем землевладениям и землепользованиям, создаваемым и остающимся на территории реорганизуемого хозяйства;
копий протоколов общих собраний коллективов реорганизуемых хозяйств, справок о числе членов коллектива, имеющих право на земельный пай, расчетов среднего земельного пая по хозяйству с учетом качества земли, выписок из нормативных документов местных органов власти, материалов землеустроительных комиссий;
других справочных и табличных данных, используемых в проекте.

Рис. 14. Проект перераспределения земель колхоза:
7 — границы хозяйств существующие; 2 — границы хозяйств проектируемые; 3 — месторасположение сельской администрации; 4 — усадьба хозяйства; 5 — земли населенных пунктов, переданные в ведение сельской администрации (ранее переданные, резерв); б — земли, передаваемые в собственность бесплатно; 7—фонд перераспределения; ?—специальный фонд, созданный в 1991 г.; 9— существующие крестьянские хозяйства (собственность, аренда с правом выкупа); 10— фонд первоочередного выделения паев; 77—санитарные зоны; 72—границы водоохранных зон; 13— охранные зоны вдоль линии электропередачи; 14— номер контура (числитель) и его площадь, га (знаменатель); 75—дороги

Контрольные вопросы и задания. 1. Что такое недостатки землевладения и землепользования и на что они влияют? 2. Назовите виды недостатков землевладения и землепользования. 3. Каково содержание проекта устранения недостатков землевладения и землепользования? 4. Какие способы устранения недостатков землевладения и землепользования существуют? 5. В какие документы вносят исправления и дополнения на основании утвержденных проектов ликвидации недостатков землевладения и землепользования? 6. Какие землеустроительные работы проводят на землях реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий?

Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, приоритетное значение которой обусловлено их социально-экономической значимостью.

Преобразования, начатые в ходе земельной и аграрной реформ и коснувшиеся, прежде всего, отношений в сельском хозяйстве, продолжают оказывать существенное влияние на правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Это проявляется в демонополизации государственной собственности и установлении многообразия форм собственности на землю, появлении новых субъектов сельскохозяйственной деятельности, особом порядке приватизации сельскохозяйственных угодий, особом правовом регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения, выведенном за рамки нового Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г.№136-Ф31.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предметом исследования в качестве объекта различных правоотношений. Отдельно можно исследовать правовое регулирование прав на земли сельскохозяйственного назначения, условий и порядка использования этих земель, оборот, правовое регулирование государственного управления, охрану земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие и состав фонда перераспределения земель

Фонды перераспределения земель стали создаваться в ходе проведения земельной реформы в начале 90-х годов, когда была поставлена задача создания крестьянских (фермерских) хозяйств и потребовалось найти источники предоставления земли лицам, желающим такие хозяйства создать, но не имевшим права на земельную долю из-за того, что они не являлись членами сельхозпредприятий. Фонд перераспределения включал земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также выявленные земли колхозов, совхозов и других землепользователей, используемые нерационально.

Принятым в конце 2001 года Земельным кодексом Российской Федерации была сохранена практика формирования фонда перераспределения земель из участков земель сельскохозяйственного назначения. перераспределение земля муниципальный собственность

Согласно ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся за границами населенных пунктов за счет:

— земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами;

— при добровольном отказе правообладателя от земельного участка;

— если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

— при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, например, при ненадлежащем его использовании.

Кроме этого в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в существующих фондах перераспределения земель.

Земли фонда перераспределения, как земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (с учётом схем зонирования территории).

C 01.07.2011 года вступил в силу Федеральный закон №435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Федеральным законом устанавливается ряд нововведений. По новому урегулированы вопросы принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются по целевому назначению в течение трех и более лет либо используются с нарушением правил рационального использования и экологических требований. Усилена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, не использующих земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в установленные федеральным законом сроки для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Определяется специфика образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, прекращения прав на невостребованные земельные доли, совершения сделок с земельными долями и так далее. Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнены нормами, определяющими порядок формирования фонда перераспределения земель за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и приобретения земельных участков, на которых располагаются сады и другие сельскохозяйственные многолетние насаждения.

На сегодняшний момент данные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

Сведения о наличии, расположении и качестве, имеющихся в фонде перераспределения участков земель являются общедоступными.

Поэтому администрации муниципальных районов обязаны предоставлять соответствующие данные всем заинтересованным лицам, а также публиковать в местной прессе сведения о поступающих в фонд и предоставляемых из фонда землях.

Для получения земельного участка из фонда перераспределения заинтересованным гражданам и юридическим лицам необходимо обращаться в администрации муниципальных районов предоставляющим земли из фонда в собственность или аренду.

Земельные участки из фонда перераспределения могут предоставляться в аренду:

1. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2004 года №-101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 11 июня 2003 года №-74-ФЗ « О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Земельные участки из фонда перераспределения земель, переданные в аренду гражданину, могут быть приобретены им в собственность по рыночной стоимости без проведения торгов (конкурсов, аукционов), но по истечению трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования арендованного участка.

Рыночная стоимость не должна быть ниже ее кадастровой стоимости.

Граждане, занимающиеся в течение десяти лет ведением личного подсобного хозяйства, имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок из фонда перераспределения земель.

Управление и распоряжение земельными участками, входящими в фонд перераспределения земель, осуществляет исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере управления государственным имуществом.

Порядок распоряжения земельными участками, входящими в фонд перераспределения земель, определяется Администрацией в соответствии с федеральным законодательством.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, zakonometr.ru, zk-expert.ru, scibook.net, studbooks.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий