+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Подсудность и подведомственность это

Права граждан, нарушенные или оспоренные, подлежат защите. Эту защиту следует осуществлять в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством (ст. 11 ГК РФ).

Подведомственность, это совокупность категорий дел, рассмотрение которых входит в компетенцию того, или иного судебного органа (суд общей юристдикции, арбитражный суд или третейский суд).

Подведомственность спора можно разделить на основные виды: исключительная, альтернативная, условной или определяемая по связи требований подсудность.

Под исключительной подведомственность понимаются такие случаи, когда спор не может быть рассмотрен никаким другим органом, кроме судебного.

При альтернативной у лица есть выбор: он может обратиться за защитой своего права в суд, или может решить спор во внесудебном порядке.

К стати, одной разновидностью альтернативной подведомственности является рассмотрение споров третейским судом. Это отдельная тема для отдельной статьи.

Под условной подведомственностью необходимо понимать порядок разрешения спора, при котором до обращения в суд лицо обязательно должно было попытаться разрешить спор во внесудебном порядке.

Подведомственность, определяемая по связи требований- это ситуации, когда судом рассматриваются несколько связанных между собой требований, подведомственных разным судебным органам. Когда разделить требования не представляется возможным, они подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Определяя подведомственность дела, следует руководствоваться несколькими критериями его оценки.

Первым из них является характер спорного правоотношения. Суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов (ч. 3 ст. 22 ГПК).

Еще один критерий: субъектный состав участников спора. К примеру, арбитражные суды рассматривают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан — индивидуальных предпринимателей. В то же время суды общей юрисдикции, согласно ч. 1 ст. 22 ГПК, рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц.

От понятия подведомственности следует отличать подсудность. Внутри одной системы компетенция конкретных судов определяется нормами подсудности, которую можно подразделить на родовую и территориальную.

Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней:

а) районные суды;

б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов;

в) Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ).

Следовательно, родовая подсудность – это подсудность дела суду определенного уровня судебной системы.

Поэтому, определившись в суд какого уровня Вы будете подавать свое заявление, вам нужно определить, в какой именно из судебных органов единого звена Вам следует обращаться.

Согласно общему правилу территориальной подсудности иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации. (ст. 28 ГПК). Но из общего правила всегда есть исключения. Вот лишь некоторые примеры:

Если место жительства ответчика неизвестно, иск может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства.

Иск к организации может быть предъявлен в том числе по месту нахождения ее имущества.

Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен в том числе по месту нахождения филиала или представительства.

Иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть предъявлены истцом в том числе по месту его жительства.

В теории гражданского процесса существует немало критериев разделения подсудности на виды. В данной статье Мы остановились на двух самых распространенных.

Судебное решение традиционно принято рассматривать в двух значениях:

действия суда для завершения судебного разбирательства и подведения итогов;

документ судебной инстанции, содержащий результат разрешения спора по существу.

В соответствии с законом решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке установленном федеральным законом. У суда имеется множество способов обеспечить исполнимость судебного решения, в частности суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения, установить определённый порядок и срок для его исполнения.

Срок для добровольного испол­нения устанавливается в пределах пяти дней. В тех слу­чаях, когда решение суда подлежит немедленному испол­нению, должнику направляется предложение с требова­нием немедленно исполнить решение добровольно.

Требования судебного исполнителя по исполнению судебных решений обязательны для всех государствен­ных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, дру­гих общественных ‘организаций, должностных лиц и граждан.

Умышленное неисполнение должностным лицом реше­ния либо воспрепятствование его исполнению наказыва­ется штрафом от трехсот до одной тысячи рублей (ст. 4 Закона СССР «Об ответственности за неуважение к су­ду» от 2 ноября 1989 г.). Ответственность за неисполне­ние должником решения предусмотрена ст. 406 ГПК и со­ответствующими статьями ГПК Других союзных респуб­лик.

Решение суда по делу, в котором хотя бы одной из сторон является гражданин, может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момен­та вступления его в законную силу, а по всем остальным делам—в течение одного года, если законодательством не установлены иные сроки. В течение этих сроков подле­жат исполнению и приговоры, определения, постановле­ния судов по уголовным делам в части гражданского иска.

При отсутствии доказательств об уважительности про­пуска срока на предъявление решения к принудительному исполнению пропущенный срок не восстанавливается.

При исполнении судебных решений по делам о взы­скании алиментов и о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смер­тью кормильца суд вправе по заявлению взыскателя или по своей инициативе объявить на основании ст. 352 ГПК розыск должника. Расходы по розыску должника взыски­ваются определением судьи, вынесенным по заявлению органа внутренних дел. При исполнении решений о взы­сканиях с граждан в пользу государственных предприя­тий, учреждений, организаций, колхозов, иных коопера­тивных организаций, их объединений, других обществен­ных организаций, когда место пребывания должника не­известно, суд может вынести определение о розыске должника через органы внутренних дел.

Подведомственность и подсудность

Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами.

Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновениеправа на обращение в суд.

Подведомственностьозначает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению.

Подведомственность— это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Единого определения подведомственностив процессуальной литературенет.Термин«подведомственность»имеет исконнорусское происхождениеи означает«подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однаков ряде случаевони помещаются ив материальных законах.Например, в ст. 30 СК определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п, 6 ст. 1055), и в других кодексах.

Это интересно:  Мировое соглашение: что требуется от участников процесса

Подведомственности существенно отличается от более широкого понятия компетенции*, которая означает совокупность правомочий суда, включающая в себя и подведомственность и подсудность дел. Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

* Компетенция (лат. competentio — добиваюсь, соответствую, подхожу)— совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного, органа или должностного лица, определяющих их место в системе государственных органов.

Правом разрешать юридические дела, т.е. споры о праве и другие правовые вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.), по законодательству России пользуются различные органы.

Во-первых, органы государства, осуществляющие судебную власть: Конституционный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом, — органы исполнительной власти. Например, в соответствии с п. 1 ст. 85 Конституции России Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Целый ряд органов исполнительной власти (либо при органах исполнительной власти) наделен юрисдикционными полномочиями правоустановительного характера, например органы загса, налоговые органы, Палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам, Апелляционная комиссия Минздрава России по вопросам сертификации лекарственных средств и др.

В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды, комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, трудовые арбитражи, посредников. Юридические дела могут разрешаться и иными органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, например нотариусами.

Кроме того, граждане России на основании ч. 3 ст. 46 Конституции РФ и в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане России вправе обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.

Каждый из названных органов, в том числе и суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную.

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на ижди­вении может только суд.

Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.

Напротив, значительная часть имущественных споров между гражданами, между организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только государственными (общей юрисдикции, арбитражными), но и третейскими судами.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную, альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение третейского суда (ч. 3 ст. 3 ГПК, ст. 5 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»). Другим примером может быть избрание соглашением сторон нотариальной формы защиты прав. В частности, по соглашению сторон любая сделка может быть удостоверена нотариально, даже если по закону для сделок данного вида нотариальная форма не требовалась (п. 2 ст. 163 ГК).

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности либо при установлении обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом (гл. 60 ТК). Согласно ст. 452 ГК требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в соответствующие сроки.

При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе.

Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и иных законодательных актов. Поэтому и при наличии альтернативы между разрешением спора в судебном и административном порядке (например, в пп. 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП) заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, вынесенное органом исполнительной власти, местного самоуправления, должностным лицом, в суд.

Можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам.

1. Одним из самых важных критериев выступает характер спорного правоотношения, т.е. содержание спора. Так, ст. 22 ГПК РФ закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда.

2. Не менее важным является и субъектный состав правоотношения. Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц.

Таким же образом разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора — на основании решения суда (п. 3 ст. 165 ГК).

В ряде случаев обязательную силу имеют нотариально удостоверенные сделки, которые в случае невыполнения их условий создают право для одной из сторон требовать принудительного исполнения ее условий, например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (ст. 100 СК).

4. Наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спораили о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права.

5. Характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный)определяет необходимость обращения в конституционные (уставные) суды, арбитражные либо суды общей юрисдикции.

6. Уровень органа, принявшего акт,определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.

Образовательный портал — все для студента юриста.

Подведомственность и подсудность гражданских дел

Понятие подведомственности в гражданском судопроизводстве

Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юриди­ческого дела к компетенции определенного органа. Подавляющее боль­шинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в даль­нейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 129 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 219 ГПК).

Это интересно:  Ответственность за нарушение земельного законодательства РФ

Виды судов, рассмотривающие гражданские дела

В нашей стране существует несколько разновидностей судов, рассмат­ривающих дела в порядке гражданского судопроизводства: 1) суды общей юрисдикции;

2) арбитражные суды;

3) третейские суды.

Подведомственность подвергается определен­ной классификации в зависимости от наличия или отсутствия специаль­ных обязательных (или возможных) процедур в связи с передачей дела в суд. Если таких процедур нет и дело должно быть направлено непосред­ственно в определенный суд и никуда более, подведомственность именуется исключи­тельной. Она характерна для большинства дел, подлежащих судебному рассмотрению.

Иногда, однако, обращение в суд допускается лишь после того, как сторонами будет предпринята попытка урегулировать возникшие разно­гласия между собой. В таких случаях принято говорить об условной подведомственности.

В ряде ситуаций передаче дела в суд должно предшествовать его рас­смотрение в административном порядке.

Альтернативная подведомственность, когда дело, в принципе подлежащее судебному рассмотрению, может быть пе­редано на решение иного юрисдикционного органа по инициативе истца или по соглашению сторон. Например, гражданско-правовые споры, под­ведомственные как суду общей юрисдикции, так и арбитражному суду, могут быть переданы в третейский суд по взаимному согласию истца и ответчика.

Понятие подсудности в гражданском судопроизводстве

Один из основных вопросов, стоящих перед судьей, принимающим решение о возбуждении гражданского дела, — вопрос о подсудности, т.е. вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмот­рению и разрешению данного дела.

Институт подсудности — разграничению компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы.

Систему судов общей юрисдикции в настоящее время составляют фе­деральные суды общей юрисдикции и суды обшей юрисдикции субъектов РФ. Система федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, со­стоит из трех звеньев: 1) районные суды; 2) суды на уровне субъектов Федерации: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (городские суды Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов; 3) Верховный Суд РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции в соответствии с Законом о судебной системе и принятым в его развитие Федеральным конституци­онным законом «О военных судах Российской Федерации» относятся также военные суды. В систему военных судов входят гарнизонные воен­ные суды и окружные (флотские) военные суды, создаваемые по террито­риальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба. Выше­стоящей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является действующая в составе Верховного Суда РФ Военная кол­легия.

Подсудность подразумевает компетенцию судебных органов как судов первой инстанции. Институт подсудности, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их полномочие разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстан­ции. Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его компетенции.

Дифференциация компетенции судов общей юрисдикции зависит от рода дел, подлежащих разрешению, и от территории, на кото­рую распространяется юрисдикция того или иного суда. Соответственно различают два вида подсудности: родовую (предметную) подсудность и территориальную (пространственную, местную) подсудность.

Подведомственность и подсудность — понятие, виды, отличия

Подведомственность и подсудность — правовые институты, нормы которых можно обнаружить как в АПК, так и в ГПК РФ. Их общая цель заключается в определении конкретного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение правового спора. Первое из указанных понятий более широкое, так как включает установление правил распределения дел не только между судебными, но и между иными органами.

Понятие подведомственности и ее виды, отличие от подсудности

Правила о подведомственности и подсудности представляют собой нормативный механизм определения компетентного государственного органа для разрешения дела. Они дают ответ, куда обратиться сторонам конфликта для защиты ущемленных интересов.

Отличие подведомственности от подсудности заключается в том, что понятие подсудности охватывает более узкий вопрос разграничения дел между судами в рамках отдельной подсистемы, а подведомственность предполагает определение компетенции судов и иных органов, уполномоченных разрешать споры.

Выделяются следующие разновидности подведомственности.

  1. Исключительная — дело не может быть рассмотрено иным органом, кроме суда, при этом соблюдения досудебного порядка не требуется, например, споры о восстановлении на работе, признании авторства.
  2. Смешанная — по выбору лица, чьи права нарушены, может иметь место как судебный, так и несудебный (например, административный) порядок урегулирования, причем возможность в последующем прибегнуть к судебной защите сохраняется.
  3. Условная — обращение в суд поставлено под условие в виде соблюдения претензионного порядка, например, по ст. 452 ГК РФ при расторжении договора.
  4. Императивная — вместо обязательной попытки сторон урегулировать конфликт между собой здесь предусматривается обязанность предварительно направиться в несудебную юрисдикцию (административный орган), например, в Роспатент при патентном споре.
  5. Договорная — право сторон прийти к соглашению о передаче спора третейскому суду, то есть своей волей исключить подведомственность арбитражного суда или суда общей юрисдикции.

Определение подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции

Что касается конфликтов, требующих судебного разрешения, вопрос о разграничении подведомственности между судами арбитражными и общей юрисдикции решается посредством использования критериев, закрепленных процессуальными кодексами.

Ст. 27 АПК определяет в качестве общего правила 2 признака споров, относимых к компетенции арбитражного суда:

  • характер спора — экономический, однако данный термин не конкретизируется законом; наиболее близким является понятие предпринимательской деятельности, но экономические споры — более широкая категория.
  • субъектный состав спора — его участниками выступают организации, ИП, а в предусмотренных законом случаях и публично-правовые образования, граждане, организации без статуса юрлиц.

ВАЖНО: ст. 33 АПК перечисляет специальные категории дел, вне зависимости от субъектного состава рассматриваемые исключительно арбитражными судами, например, дела о банкротстве.

АПК дополнительно говорит о подведомственности гражданских (ст. 28) и административных (ст. 29) споров. Гражданские дела ограничиваются лишь вышеприведенными условиями, а применительно к административным устанавливается перечень. Также в ст. 225.1 перечисляются корпоративные споры, решаемые арбитражным судом.

Подведомственность же судов общей юрисдикции определяется по остаточному принципу (ст. 22 ГПК) — все споры, которые не отнесены детальным регулированием к сфере деятельности иных специальных судебных органов, в частности КС, арбитражных судов.

ВАЖНО: нормы о подведомственности императивны, произвольный выбор суда сторонами невозможен.

Понятие подсудности, правила ее определения

Понятие подведомственности и подсудности близки, однако здесь речь уже идет о поиске конкретного судебного органа, компетенция которого распространяется на разрешение соответствующего дела.

Нормативно определяются следующие виды подсудности:

  1. Предметная (родовая) — распределение дел по вертикали — на какой уровень судебной системы должно направляться заявление для рассмотрения по 1-й инстанции.
  2. Территориальная — 2-й шаг для определения адресата заявления — в какой из одноуровневых судов его направить. Данный вид подсудности включает такие правила:
    • общая подсудность: предъявление требований по месту жительства / нахождения ответчика;
    • альтернативная подсудность: судебный орган выбирает истец в рамках предоставленного законом выбора; перечень таких ситуаций и в АПК, и в ГПК исчерпывающий;
    • исключительная подсудность: императивно установлен суд, в котором дело подлежит рассмотрению, что обусловлено идеей концентрации доказательств, например, по спорам с недвижимостью;
    • договорная подсудность: сторонам предоставляется право установить надлежащий судебный орган посредством заключения соглашения до принятия спора к производству; данное правило применимо лишь для ограниченного числа случаев;
      ВАЖНО: изменению может быть подвергнута только территориальная подсудность, но не предметная.
    • подсудность связанных дел: к примеру, правило о том, что встречный иск подается в тот орган, который рассматривает первоначальный иск.
Это интересно:  Перевод с карты Возрождение на карту Возрождение

Споры о подсудности и подведомственности

После того как были рассмотрены понятие и виды подсудности и подведомственности, следует остановиться на таком практическом вопросе, как допустимость возникновения споров о передаче дела тому или иному суду.

В отношении подсудности кодексы прямо предусматривают запрет соответствующих споров в случаях, когда один суд, обнаружив нарушение правил подсудности, передает дело в надлежащий орган. То есть последний обязан, даже при несогласии, принять дело к производству.

ВАЖНО: данное правило не должно порождать злоупотреблений. Ст. 47 Конституции РФ закрепляет право каждого на рассмотрение дела уполномоченным на то ФЗ судебным органом, что позволяет сделать вывод о возможности исправления вышестоящим судом ошибки в определении предметной подсудности, допущенной нижестоящим органом при передаче ему дела посредством возвращения. Споры же между судами одного уровня недопустимы.

В отношении подведомственности прямого запрета о спорах закон не содержит, однако практикой его существование признается. Например, ВАС РФ в постановлениях президиума от 26.03.2013 № 15480/12, от 29.05.2012 № 17607/11 подчеркивает недопустимость лишения субъекта возможности реализовать гарантированное ему Конституцией РФ (ст. 46) право на судебную защиту, то есть ситуации, когда дело отказывается рассматривать сначала суд общей юрисдикции, а затем арбитражный суд.

Таким образом, даже если арбитражный суд полагает, что дело не входит в его компетенцию, однако до этого суд общей юрисдикции отказал в его рассмотрении, заявление должно быть принято к производству.

Институты подведомственности и подсудности служат единой цели — верному определению уполномоченного на разрешение правового конфликта судебного органа. Существующее нормативное регулирование и сложившаяся практика в указанной области направлены на максимально эффективную реализацию субъектами права на защиту.

Подсудность и подведомственность это

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
  2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности — разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы . Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы . После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studfiles.net, allstatepravo.ru, rusjurist.ru, jurkom74.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector