Порядок увольнения военнослужащего по контракту: нюансы при отставке по желанию и инициативе командования, решение аттестационной комиссии и приказ

Статья 26. Порядок аттестации военнослужащих

1. В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

(в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

2. Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;

д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

3. Порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором проводится аттестация.

(в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675)

4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Указ Президента РФ от 20.08.2007 N 1084.

5. В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или отдельных их категорий.

(в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675)

6. На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.

При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

7. Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:

а) всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

б) определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;

в) представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.

8. При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:

а) проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;

б) провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

в) дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.

9. Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

Непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

10. Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.

В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.

Статья 27. Аттестационные комиссии

1. Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.

Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.

2. Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части.

В состав аттестационной комиссии входят:

а) председатель аттестационной комиссии — первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

б) члены аттестационной комиссии — заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

в) секретарь аттестационной комиссии — один из офицеров воинской части;

г) иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

(пп. г» введен Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821)

3. На заседании аттестационной комиссии рассматриваются:

а) результаты аттестации военнослужащего;

б) кандидаты для поступления на военную службу по контракту;

в) кандидаты для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;

г) кандидаты для направления на учебу;

д) представления к награждению государственными наградами Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;

е) представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

ж) представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;

з) иные вопросы, для решения которых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;

и) иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, или по решению командира воинской части.

(пп. «и» в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821)

4. Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

5. На заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.

6. В Министерстве обороны Российской Федерации (федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба) создается центральная аттестационная комиссия.

(в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675)

Порядок работы, состав и задачи центральной аттестационной комиссии определяются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

(в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675

VI. Порядок аттестации военнослужащих аттестационные комиссии

Порядок увольнения военнослужащих по окончанию контракта

Отношения военнослужащих регулируются специальным законодательством. На категорию контрактников распространяются нормы трудового права только частично. Продолжительное пребывание на воинской службе даёт немало привилегий и льгот. Во избежание их потери необходимо соблюдение всех формальностей даже при увольнении с военной службы по окончанию контракта.

Когда контракт считается оконченным?

Контрактники принимаются в ряды российской армии на периоды:

  • Один год;
  • Три года;
  • Пять лет;
  • Десять лет;
  • срок, ограниченный предельным возрастом (от 45 лет);
  • неопределенное время (до 45 лет);
  • менее 12 месяцев в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

По истечении срока, на который оформлено соглашение, происходит исключение из списков воинского подразделения. Процесс исключения происходит одновременно с наступлением последнего дня несения службы за исключением случаев:

  • нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком;
  • пребывания на стационарном лечении;
  • участия в длительном плавании;
  • исчезновения до признания безвестно пропавшим, умершим;
  • пленения вражескими войсками, захвата заложником, участия в вооруженном конфликте на территории другого государства;
  • нахождения под стражей с содержанием на гауптвахте или под наблюдением командования части.

Важно: увольнение по истечении срока договора применяется, когда нет иных оснований для ухода (совершение дисциплинарных проступков, признания не годным к службе в вооруженных силах).

Процедура увольнения

Как для увольняемого, так и для работодателя важно соблюсти всю процедуру направления в запас или отставку. Допущенные кадровой службой ошибки влияют на следующее: дают возможность восстановиться на работе и получить компенсацию уволенным с нарушением порядка.

Действия командования части

Уволить военнослужащего необходимо, издав соответствующий приказ командиру подразделения. До издания локального документа законодательство обязывает работодателя произвести следующие действия:

  1. Собрать все данные о прохождении службы, запросить документальное подтверждение всех периодов нахождения в рядах вооруженных сил, просчитать выслугу лет. Полученный результат сообщить увольняемому, выяснить будут ли возражения относительно посчитанных периодов для выслуги, и принять решение при поступлении обоснованных возражений.
  2. Командир проводит беседу, основные моменты которой отражаются на листе беседы. Участвующие в данном мероприятии стороны подписывают лист. Он приобщается к личному делу.

Следует заметить: при желании командира продлить сотрудничество с подчиненным на новый срок, он должен принять решение о заключении нового соглашения за три месяца до окончания контракта.

Увольнение по рассматриваемому основанию не предусматривает привлечение аттестационной комиссии, командир единолично решает данный вопрос.

Когда решается вопрос об увольнении сотрудника женского пола, нужно иметь в виду запрет на увольнение беременной женщины и необходимость продления контракта.

Действия военнослужащего

Военнослужащий продолжает нести службу до момента исключения его из списков. Оставлять своё место военному работнику нельзя, даже если наступила дата окончания правоотношений с работодателем. Самовольный невыход будет расцениваться как оставление места службы с последующим привлечением к дисциплинарной ответственности.

Во избежание подобной ситуации необходимо удостовериться в наличии приказа командира подразделения. Перед исключением из списков увольняемого из части обязаны снабдить продовольствием, произвести денежные выплаты.

Если гражданин впоследствии рассматривает вариант возвращения в ряды вооруженных сил до достижения им предельного возраста, он направляется на военно-врачебную комиссию. Признанных негодными к дальнейшей службе военных направляют в отставку, успешно прошедших обследование увольняют в запас.

Это интересно:  Места общего пользования в нежилом помещении: что к ним относится, кто является собственником имущества и ответственным за содержание зданий?

Составление рапорта

Не менее чем за 4 месяца до даты окончания соглашения военнослужащий вправе подать рапорт о заключении нового контракта с ним. Кадровая служба (орган, отвечающий за комплектование части) должны отследить наступление нужного срока и предложить написать рапорт.

Пункт 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента № 1237, говорит об отсутствии необходимости в составлении рапорта на увольнение. Считается, что согласие не спрашивается при увольнении по окончании действия контрактных отношений. Однако прямого запрета на написание рапорта закон не содержит.

На этом основании командир не лишен права запросить данный документ у подчиненного, планирующего уход, особенно при отказе продолжить сотрудничество. В таком случае можно использовать образец рапорта на увольнение.

Срок окончания контрактных отношений не соблюдается при досрочном увольнении, в том числе по собственному желанию. В этом случае подача рапорта обязательно должна состояться за 30 дней до предполагаемой даты ухода.

Последствия окончания контракта

Окончание контрактных отношений неизбежно влечет последствия для военнослужащего. Стаж, необходимый для получения жилищных льгот, денежных пособий прерывается. Что положено служившему в российской армии контрактнику после выхода на «гражданку»?

«Выходное пособие» для военных

Командование части осуществляет выплаты при увольнении сослуживца в виде:

  • 2 окладов, когда срок службы составляет менее 20 лет;
  • 7 окладов при превышении 20-летней выслуги.

К указанному единовременному пособию прибавляется еще сумма одного оклада тем, кто был удостоен почетного звания или государственных наград.

Эффективное выполнение своих обязанностей и добросовестное отношение гарантируют военным контрактникам получение дополнительной премии в размере трех окладов.

Военная ипотека

Служащие в вооруженных силах обеспечиваются жилыми помещениями:

  • Путём выделения им субсидии;
  • С помощью ипотечного кредитования.

Программа военной ипотеки НИС рассчитана на 20 лет служения отечеству, выдача кредита осуществляется контрактниками, договоры с которыми заключаются на 3 года и более.

Если расторжение контракта происходит раньше срока окончания ипотечного кредита, то уволившийся самостоятельно продолжает гасить оставшуюся задолженность перед банком. Это важно понимать при принятии решения не продолжать службу.

Тем, кто непрерывно числился в списках больше двадцатилетнего срока и нуждается в улучшении жилищных условий, получает субсидию на приобретение жилья (сертификат) без использования ипотечного займа.

Что делать при нарушении порядка увольнения?

На практике некоторые военнослужащие сталкиваются с проволочками в процедуре увольнения. Приказ готовится с опозданием, либо исключение из списков личного состава происходит несвоевременно. Какие в таком случае действия необходимо предпринять:

  1. Обратиться к командиру части;
  2. При отсутствии решения вопроса – к вышестоящему командованию;
  3. Далее в военную прокуратуру.

Если при увольнении имелись нарушения закона в части обеспечения жильем или осуществления выплат нужно подготовить заявление в военный суд. Обжалование приказа об увольнении происходит в течение 3 месяцев.

Справка о практике рассмотрения Северо-Кавказским окружным военным судом и подведомственными ему гарнизонными военными судами дел об оспаривании действий должностных лиц, связанных с порядком проведения аттестации при принятии решений об увольнения военнослужащих с военной службы в связи с невыполнением условий контракта

военного суда «01» июля 2014 г. № 20

о практике рассмотрения Северо-Кавказским окружным военным судом и подведомственными ему гарнизонными военными судами дел об оспаривании действий должностных лиц, связанных с порядком проведения аттестации при принятии решений об увольнения военнослужащих с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Частью 3 ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина, в частности, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Невыполнение военнослужащим условий контракта в соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 того же Федерального закона и подп. «в» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службе может являться основанием для досрочного увольнения военнослужащего по инициативе командования.

Принятие командованием решения об увольнении в связи с невыполнением условий контракта предполагает наличие таких нарушений со стороны военнослужащего, которые представляют собой грубый дисциплинарный проступок, порочащий честь военнослужащего и исключающий его дальнейшее нахождение на военной службе, либо свидетельствуют о том, что военнослужащий перестал соответствовать требованиям, установленным для граждан, находящихся на военной службе.

До 2013 г. при разрешении гражданских дел суды исходили из того, что по смыслу п. 13 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы проведение аттестации военнослужащего не является обязательным, а заключение комиссии носит лишь рекомендательный характер. Принимались судами во внимание и положения ч. 5 ст. 27 названного Положения о том, что на заседания аттестационной комиссии воинской части аттестуемые военнослужащие могут приглашаться лишь в необходимых случаях.

21 марта 2013 г. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении указал, что решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением условий контракта должно приниматься в рамках аттестации, процедура проведения которой предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.

Аналогичная правовая позиция была изложена и в определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2013 г. 13-7, опубликованном в Информационном бюллетене военных судов № 2 (229) 2013 г.

По этой причине практика рассмотрения подобных дел в военных судах изменилась. Так, перед увольнением М. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта командование не провело его аттестацию. Признав это обстоятельство существенным нарушением порядка увольнения, гарнизонный военный суд решением от августа 2013 г. правомерно восстановил заявителя на военной службе.

В настоящее время трудности при разрешении дел анализируемой категории возникают в случаях когда аттестация проведена с нарушением установленного порядка.

Сначала следует отметить, что при увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в порядке реализации дисциплинарного взыскания, аттестация не требуется. На это обращается внимание в Обзорной справке Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о судебной работе военных судов по рассмотрению гражданских дел в 2013 г., согласно которой законодательство о порядке прохождения военной службы и уставные положения не предусматривают необходимости проведения аттестации в отношении военнослужащих, досрочно увольняемых с военной службы в порядке дисциплинарного взыскания.

Решением гарнизонного военного суда увольнение старшины Б. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта признано незаконным на том основании, что командование не провело его аттестацию.

В апелляционном порядке решение отменено и принято новое об отказе в удовлетворении заявления, поскольку Б. досрочно уволен с военной службы в порядке реализации дисциплинарного взыскания, а поэтому проведение аттестации заявителя в данном случае не требовалось.

Что же касается других случаев увольнения в связи с невыполнением условий контракта, проведение аттестации военнослужащего и его участие на заседании соответствующей комиссии является обязательным. На это и указал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении. Кроме того, на необходимость обязательного участия аттестуемого военнослужащего на заседании комиссии обращалось внимание еще в Обзорной справке Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по делам об увольнении за 2012 г.

Между тем гарнизонный военный суд по делу М. признал правомерным увольнение заявителя с военной службы по названному основанию, хотя аттестуемый на заседании аттестационной комиссии не вызывался и в нем не участвовал. В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение и принял новое о восстановлении М. на военной службе.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в случае неявки без уважительных причин своевременно извещенного военнослужащего на заседание аттестационной комиссии, проведение этого заседания без аттестуемого не будет являться нарушением процедуры аттестации.

Основной проблемой у судов при разрешении дел указанной категории является оценка нарушении прав военнослужащего при проведении аттестации.

В вышеуказанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации изложено, что объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечивается, помимо прочего, предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом, заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности, сообщить дополнительные сведения, лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях), обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд. Эти меры позволяют избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы.

При этом п. 3 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проводится аттестация.

Такой порядок установлен приказами Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 000 и МВД России от 2 сентября 2005 г. № 000 (и иными приказами, изданными ведомствами, в которых предусмотрена военная служба). В них определено, что не позднее чем за две недели до проведения аттестации в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащего представляется аттестационный лист, содержащий текст отзыва на военнослужащего. Аттестуемый военнослужащий имеет право ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его прямому начальнику или в аттестационную комиссию и представить дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

Заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности, или отзыв, в котором отмечается наличие у аттестуемого военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления аттестуемого военнослужащего о несогласии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзывом.

Нарушение установленной процедуры аттестации военнослужащего, в том числе не ознакомление либо несвоевременное ознакомление его с отзывом, содержащимся в аттестационном листе, проведение заседания комиссии в отсутствие военнослужащего может свидетельствовать о существенном нарушении порядка увольнения. Это, как правило, влечет за собой признание судом увольнения военнослужащего незаконным и восстановление его на военной службе.

Решением гарнизонного военного суда досрочное увольнение с военной службы лейтенанта Т. признано законным. Между тем в нарушение требований Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, командование лишило его возможности ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, представить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности и заявление о своём несогласии с отзывом. В связи с нарушением порядка аттестации заявителя судебная коллегия отменила решение и приняла новое о восстановлении Т. на военной службе.

Это интересно:  Дифференцированный и аннуитетный платеж разница

Поэтому судам в аналогичных ситуациях надлежит выяснять, имелись ли у заявителя какие-либо дополнительные сведения о своей служебной деятельности либо возражения на отзыв в опровержение выводов аттестационной комиссии, которые он был лишен возможности представить на заседании этой комиссии.

Необходимо отметить, что наибольшее количество проблем возникает при решении вопроса о том, является ли существенным нарушением процедуры аттестации несоблюдение установленного двухнедельного срока представления в комиссию аттестационного листа, содержащего текст отзыва на военнослужащего, с которым аттестуемый уже должен быть ознакомлен.

Такой срок определен для того, чтобы военнослужащий имел возможность представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

Фактически несоблюдение данного срока свидетельствует о нарушении порядка проведения аттестации, которое может влечь восстановление военнослужащего на военной службе. Об этом в 2013 году неоднократно обращалось внимание судебной коллегией по административным делам окружного военного суда.

Вместе с тем само по себе несоблюдение этого срока не всегда влечет безусловное восстановление военнослужащего на военной службе.

К примеру, согласие военнослужащего на момент рассмотрения дела с аттестующими его документами и отсутствие у него дополнительных данных о служебной деятельности может свидетельствовать об отсутствии оснований для признания увольнения незаконным ввиду несвоевременного ознакомления заявителя с отзывом.

Это же относится и к тем случаям, когда по делу установлено, что у военнослужащего было достаточно времени для представления дополнительных сведений о своей служебной деятельности и возражений на отзыв.

Гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении заявления М. о восстановлении на военной службе, признав нарушения процедуры проведения аттестации незначительными.

К такому выводу суд пришел исходя из пояснений заявителя, согласно которым его за сутки уведомили о заседании аттестационной комиссии и тогда же ознакомили с отзывом, содержащимся в аттестационном листе. При этом ему было достаточно времени для подготовки возражений на этот отзыв, а также для представления на заседание аттестационной комиссии дополнительных сведений о своей служебной деятельности, что им сделано не было. Не представил он каких-либо возражений на отзыв или дополнительных сведений о своей служебной деятельности и в суд первой инстанции.

Следовательно, несоблюдение указанного срока не всегда является основанием для признания проведения аттестации с существенными нарушениями, влекущими восстановление военнослужащего на военной службе.

При наличии таких нарушений в процедуре аттестации судам необходимо выяснять: имелась ли у командования возможность заблаговременно ознакомить военнослужащего с отзывом о его служебной деятельности, а если это не было выполнено, то в связи с чем; согласие военнослужащего с отзывом; какие дополнительные данные о служебной деятельности он желал представить, а если не представил, то в связи с чем; достаточно ли ему было времени после ознакомления с указанным отзывом для представления возражений на него и дополнительных сведений.

Гарнизонный военный суд восстановил П. на военной службе ввиду нарушения проведения процедуры аттестации, поскольку командование лишило заявителя возможности ознакомиться с отзывом, содержащимся в аттестационном листе, представить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности и заявление о своём несогласии с отзывом.

В апелляционном порядке решение было отменено и принято новое об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям. В последних числах марта 2013 г. командованием проводилась аттестация П. в связи с наличием у него ряда дисциплинарных взысканий. Во время заседания комиссии он был ознакомлен с отзывом о своей служебной деятельности, содержащим негативные характеризующие его данные, в которых не имелось конкретных указаний на совершенные дисциплинарные проступки.

Тогда же ему довели решение комиссии о необходимости досрочного увольнения его с военной службы.

При этом о своём несогласии с указанным отзывом П. не заявлял, а аттестационные выводы и порядок проведения аттестации не обжаловал. В дальнейшем командир воинской части предоставил ему возможность исправиться. Однако в течение следующих 2 месяцев П. вновь совершил два дисциплинарных проступка и вопрос о необходимости увольнения его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта вновь был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии. При этом в комиссию был направлен прежний аттестационной лист с тем же негативным отзывом, который ранее рассматривался и с которым П. был ознакомлен. Каких-либо изменений в его служебной деятельности, за исключением совершения им очередных дисциплинарных проступков, между аттестациями, состоявшимися в течение непродолжительного периода времени, не произошло. С марта 2013 г. П. содержащиеся в отзыве негативные характеризующие данные не обжаловал.

Не был он лишен и возможности представить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности и заявление о своём несогласии с отзывом. Участвуя в заседании аттестационной комиссии, заявитель не выразил свое несогласие с отзывом и выводами по аттестации, также, как и на заседании комиссии вышестоящей воинской части, проведенном на следующий день, по результатам которого было принято аналогичное решение о необходимости увольнения П. по вышеуказанному основанию.

Имеют место такие случаи, когда военнослужащий в день заседания аттестационной комиссии без какого-либо мотива отказался знакомиться с содержащимся в аттестационном листе отзывом. При этом он на заседании аттестационной комиссии, а затем в суде заявлял о том, что его отказ знакомиться с отзывом был вызван лишь отсутствием возможности и времени для подготовки возражений.

При рассмотрении по правилам суда первой инстанции гражданского дела по заявлению Д. судебная коллегия окружного военного суда установила, что у командования имелось достаточно оснований для увольнения заявителя с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. В связи с этим была проведена аттестация Д., на заседании аттестационной комиссии он участвовал, давал объяснения и согласился с текстом аттестационного листа. При этом он четко осознавал цель данной аттестации, вопросов и замечаний относительно порядка ее проведения не имел. Кроме того, за 20 дней до проведения аттестации Д. отказался знакомиться с отзывом в подготовленном на него аттестационном листе, который затем был возвращен исполнителю для устранения недостатка лишь в виде неверного указания занимаемой Д. воинской должности.

Данный недостаток был устранен в аттестационном листе, составленном в день заседания аттестационной комиссии, с которым заявитель также отказался знакомиться. При таких обстоятельствах его увольнение было признано правомерным.

Необходимо также обратить внимание судов на то, что при проверке соблюдения порядка проведения аттестации надлежит проверять соответствие состава участвующих на заседании лиц составу, утвержденному приказом командования, в том числе и в количественном соотношении.

По делу М. гарнизонный военный суд установил, что из десяти членов аттестационной комиссии, состав которой утвержден приказом командира воинской части, на заседании по аттестации заявителя, в котором принято решение о необходимости его увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, присутствовали четверо, что составило менее двух третей её членов.

Поэтому суд признал заседание аттестационной комиссии неправомочным, в связи с чем обязал командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России восстановить М. на военной службе. При этом судом правильно обращено внимание на то, что неявка членов аттестационной комиссии на заседание ввиду проведения масштабных учений, не может являться обстоятельством, оправдывающим нарушение порядка аттестации.

В п. 5.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.01.01 года указано, что подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он может служить основанием для досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, осужденных за совершение преступлений к наказаниям, не связанным с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, в тех случаях, когда совершенное военнослужащим преступление с учетом его характера и иных юридически значимых обстоятельств, а также специфики служебной деятельности этого военнослужащего несовместимо с дальнейшим прохождением им военной службы, что должно подтверждаться заключением аттестационной комиссии, принятым по результатам аттестации.

Военнослужащих, осужденных за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, может производиться лишь до погашения или снятия судимости и не может производиться за пределами срока погашения или снятия судимости.

В сентябре 2012 года прапорщик М. осуждён приговором гарнизонного военного суда по ч. 1 ст. 159 УК РФ к штрафу, в декабре того же года судимость с него снята, а в мае 2013 года он был уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Решением того же суда данное увольнение признано законным лишь на том основании, что М. был осужден.

Судебной коллегией решение отменено и принято новое о восстановлении его на военной службе, поскольку ко времени принятия решения об увольнении М. судимость с него в установленном законом порядке была уже снята, что аннулировало все правовые последствия, связанные с осуждением, при этом дисциплинарных взысканий заявитель также не имел.

Одновременно следует обратить внимание на то, что согласно п. 6 вышеназванного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации увольнение должно производиться своевременно, то есть в срок, достаточный для принятия обоснованного решения, с момента осуждения военнослужащего.

А. был уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта ввиду совершения умышленного преступления корыстной направленности, в котором он признан судом виновным.

На момент решения командованием вопроса об увольнении А., апелляционным постановлением 3 окружного военного суда от 21 октября 2013 г. он освобожден от назначенного наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования (по не реабилитирующему основанию).

Несмотря на освобождение от наказания по данному основанию, гарнизонный военный суд обоснованно признал увольнение А. с военной службы законным. Судебная коллегия признала правильным этот вывод суда на том основании, что в день поступления в воинскую часть вышеуказанного апелляционного постановления командованием было принято решение о вынесении на заседание аттестационной комиссии вопроса о дальнейшем прохождении А. военной службы, тогда же на него был составлен аттестационный лист, с которым его ознакомили. Через четыре дня на заседании аттестационной комиссии управления принято решение ходатайствовать о досрочном увольнении А. с военной службы. На заседании этой комиссии заявитель присутствовал и имел возможность высказаться по содержанию характеризующих документов. На следующий день был издан приказ о его увольнении.

Это интересно:  Заключение и расторжение брака

При таких обстоятельствах суд правомерно сделал вывод о соблюдении командованием процедуры увольнения А., так как она была произведена своевременно, сразу после поступления в воинскую часть судебных постановлений, касающихся осуждения заявителя.

На основании изложенного следует прийти к выводу, что при условии твердого знания и правильного применения судьями норм действующего законодательства, а также внимательного изучения примеров судебной практики, подготовленных Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации и окружным военным судом обзоров и справок о судебной работе, подавляющего большинства ошибок возможно было избежать.

В связи с этим руководителям гарнизонных военных судов необходимо изучить данную справку с судьями, надлежащим образом организовывать юридическую учебу, уделяя особое внимание оказанию им методической помощи, совершенствовать анализ практики рассмотрения гражданских дел и принять действенные меры по недопущению ошибок при их рассмотрении.

Судебная коллегия по административным делам

Досрочное увольнение с военной службы

Подписав контракт и распределившись в часть, военный не всегда остается доволен условиями службы. До окончания действия документа закон не позволяет ему покинуть армейские ряды просто потому, что он передумал служить. Сложившиеся обстоятельства и не знание правовых норм приводят к тому, что военнослужащий готов на увольнение по любой статье, не задумываясь о последствиях.

Законом предусмотрена возможность досрочного увольнения с военной службы по контракту. Достаточно выяснить, какие основания для ее прекращения существуют, и правильно использовать данную информацию. Юридическая грамотность помогает избежать и тех случаев, когда исключение из воинских рядов происходит неправомерно по инициативе командования.

Рассмотрим, по каким причинам, установленным законодательством, можно прекратить службу, находясь на контракте, и какова должна быть процедура увольнения. Знание правовых нюансов и типичных нарушений прав военнослужащих позволит грамотно и без негативных последствий покинуть ряды ВС.

Когда возможно досрочное увольнение

Законодательные нормы, дающие права на досрочное увольнение с военной службы, подробно изложены в ФЗ №53.

Согласно ст.51, расторгнуть соглашение с МО раньше срока военнослужащий может по:

  • собственной инициативе;
  • решению командира;
  • вине сложившихся обстоятельств.

Попав в условия, при которых военный вынужден бросать службу (п.1, ст.51), ему не приходится выбирать «статью» увольнения.

Продолжать службу не сможет тот, кто:

  • признан негодным по состоянию здоровья, в соответствии с заключением ВВК;
  • не может продолжить работу в своей должности из-за ограничений, наложенных медиками, а другой должности в МО для него нет;
  • признан виновным по уголовной статье, лишен свободы, воинского звания или возможности и дальше занимать свой пост;
  • совершил умышленные виновные действия и осужден условно;
  • совершил противоправные действия, в результате чего потерял доверие руководства.

Также из армии исключают тех офицеров, прапорщиков и мичманов, которые сменили гражданство.

Досрочно уйти по собственной инициативе военный может только в исключительных случаях (п.3, ст.51).

Кроме желания нужны объективные причины, объясняющие необходимость увольнения.

Ими могут стать:

  • нежелание служить после окончания срока контракта, или наступил возраст выхода на пенсию, утвержденный для звания военного или его пола;
  • невозможность продолжать службу в существующих условиях (когда прописанные в контракте права военного ущемляются, а обязанности МО в отношении его не исполняются);
  • наличие уровня физического здоровья, препятствующего исполнению текущих обязанностей в полном объеме (признание военного ограниченно годным по заключению ВВК);
  • необходимость покинуть службу, связанную с семейными сложностями;
  • получение выборного или высокого государственного поста (избрание депутатом, назначение на должность в Совет Федерации и так далее).

Особо следует сказать о личных обстоятельствах, которые могут быть приняты в расчет комиссией при увольнении. Их количество не просто ограничено, но и строго регламентировано в законе.

Чтобы использовать одно из данных оснований, военнослужащему придется документально подтвердить, что:

  • член его семьи по заключениям врачей не может проживать в месте службы бойца;
  • его вторая половина переведена военным ведомством на должность в иной местности;
  • одному из близких родственников требуется постоянный уход, и осуществить его, кроме военного некому.

Иные семейные обстоятельства не могут стать причиной увольнения. Максимум, что можно получить для их решения — дополнительный отпуск.

Независимо от того, кто является инициатором ухода, досрочное увольнение военного всегда связано с одобрением командования. Наличие причины только создает объективные предпосылки к прекращению службы.

Окончательное решение должен принять командующий на основании имеющихся сведений и заключений комиссий.

Юридические нормы разрешают командиру по собственной инициативе уволить армейца при:

  • изменении штатного расписания (если по ОШМ упраздняется должность военнослужащего);
  • неудовлетворительных выводах аттестационной комиссии о результатах испытаний бойца;
  • достижении бойцом возраста, признанным предельным для службы;
  • окончании срока действия контракта;
  • систематических или грубых нарушениях условий службы (НУК);
  • желании армейца перейти на службу в ведомственные или государственные структуры;
  • наличии приговора суда, определившего действия военного неосторожными, но назначившего условный уголовный срок;
  • отказе армейца от наркологического освидетельствования;
  • наличии административного проступка, совершенного военным под воздействием наркотических, токсических и иных препаратов;
  • получении иностранного подданства у бойца рядового состава или прекращении гражданства РФ.

Имеющиеся по закону права позволяют руководству убирать из армии неугодных подчиненных, подобрав необходимое основание. Хотя процедура увольнения достаточно четкая, и организована так, чтобы избежать в данном вопросе самовольных и необоснованных решений, опыт и самомнение некоторых командиров провоцируют их к пренебрежению законом.

Компетентный военный юрист может ограничить подобную вседозволенность руководства, если армеец захочет оспорить незаконное решение командира. Доказать необоснованность исключения из рядов ВС поможет знание порядка увольнения и возможностей обжалования неправомерных приказов командования.

Соблюдение процедур наоборот убережет от возможности оспаривания увольнения второй стороной.

Порядок увольнения

Процедура, описанная в Указе Президента №1237, и условия, изложенные в ст.23 ФЗ №76, объясняют, как военнослужащему по контракту уволиться досрочно.

Контрактникам, которые пошли в армию, взамен срочной службы следует помнить, что при досрочном увольнении они могут быть отправлены на службу по призыву до окончания его срока.

Чтобы инициировать увольнение:

  1. Военному следует написать рапорт на имя командира, изложив в нем причину ухода (основание необходимости прекращения службы должно быть описано подробно со ссылкой на статью закона).
  2. Бойцу нужно иметь на руках документы, послужившие обоснованием указанной причины (если увольняться военный решил по состоянию здоровья, он может подать рапорт на основании результатов медицинских обследований, а командир в этом случае обязан направить его на ВВК самостоятельно).
  3. Военнообязанному необходимо провести беседу с руководством, где командир выясняет обстоятельства, вынуждающие бойца покинуть ВС, а также предлагает возможные варианты продолжения службы с учетом полученной информации (после этого оформляется документ, отражающий содержание и результаты переговоров).
  4. Командир собирает документы (личное дело, рапорт, лист беседы и прочее), направляет их аттестационной комиссии, после чего та решает, можно ли отпустить армейца со службы.
  5. Требуется получить от комиссии решение, командир должен ознакомить с ним военного, претендующего на увольнение.
  6. При положительном решении начальник издает приказ по части, и запускает процедуру отчисления военного из ВС РФ, определив ее период.
  7. За указанное время контрактника обязаны рассчитать (выдать ему полагающиеся денежные средства, решить вопросы по продовольственному, вещевому и жилищному обеспечению), и подготовить документы для передачи их в комиссариат по месту будущего жительства военнослужащего.
  8. Установленный период заканчивается исключением военнослужащего из списков личного состава части.

Порядок досрочного увольнения, инициированного начальником военного, аналогичен. Если согласие армейца при этом не требуется, то отпадает необходимость только в одном — в рапорте увольняемого.

Сроки исключения из списков личного состава зависят от даты вынесения приказа об увольнении. С момента прихода выписки из него в воинскую часть на исключение указанного армейца из личного состава дается не больше месяца.

Бывают редкие случаи, когда в данный период боец находится:

  • на лечении в стационаре;
  • в декретном отпуске;
  • в отпуске по уходу за ребенком;
  • в военном походе;
  • в плену;
  • на гауптвахте или под контролем командира за совершенное правонарушение.

Досрочное увольнение не может быть оформлено так, что срок исключения из списков личного состава приходится на число, которое наступило позднее, чем дата окончания контракта.

Последствия увольнения

Досрочное увольнение из армии не несет за собой особых последствий, если статья, по которой военнослужащий был исключен из рядов ВС, не связана с нарушениями порядка несения службы.

Сокращение должности (ОШМ), прекращение контракта по возрасту или состоянию здоровья сохраняют за армейцем все социальные гарантии и выплаты, заслуженные им на момент увольнения.

Кроме того, принудительно уволить военного по вышеназванным основаниям нельзя, если:

  • он еще не выслужил необходимый до назначения пенсии срок;
  • не решен вопрос жилищного обеспечения, а военнослужащий числится в списках нуждающихся.

Право получить квартиру от государства законодательно закреплено за теми, чей срок службы превышает 10 лет.

Если же увольнение произведено на основаниях, связанных с виновными действиями военного, он получает только положенное на момент ухода ДД, лишаясь всех дополнительных компенсаций, пособий и льгот.

Несмотря на это бойцов часто увольняют по НУК, провоцируя их на административное или дисциплинарное нарушение, фабрикуя личные карточки, а иногда даже при отсутствии каких-либо взысканий просто «по статье». Некоторые граждане, отчаявшись добиться увольнения, сами пишут на себя рапорта, указывая причиной НУК, при этом они сознательно считают, что без компенсаций и льгот как-нибудь обойдутся.

Такое поспешное решение может привести к весьма плачевным последствиям на гражданке.

Для таких военнослужащих практически закрыты возможности:

  • продолжить службу, если появится такое желание;
  • устроится на работу в силовое или военное ведомство;
  • получить должность в государственных структурах.

Иногда это становится препятствием даже при приеме на работу в частные фирмы, например, связанные с охранной деятельностью.

Военные юристы советуют:

  • если служба стала в тягость, лучше выбрать для ее прекращения иное основание, либо потерпеть до конца контракта;
  • оспаривать решение аттестационной комиссии или приказ командира у вышестоящего начальства или военном суде, если военнослужащий считает свое увольнение неправомерным;
  • напрямую обращаться в военную прокуратуру, когда в процессе службы командир позволяет себе нарушать существующие законы и права армейцев.

Любое решение руководства может быть оспорено в течение месяца после ознакомления с ним.

Если у вас остались вопросы на тему досрочного увольнения с военной службы, или вы имеете интересный опыт в прохождении данной процедуры, напишите нам в поле «Комментарии».

Статья написана по материалам сайтов: www.prizyv.net, sprosi-urista.ru, pandia.ru, nagrazhdanke.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий