Право постоянного бессрочного пользования земельным участком: это что, права, субъекты

Наиболее устоявшимся для нашего законодательства видом прав на землю является право пользования, поскольку в советском государстве оно было единственно возможным правомочием, как для граждан, так и для юридических лиц. Земельные участки предоставлялись в постоянное или во временное пользование; и то и другое могло быть только бесплатным. С провозглашением в Российской Федерации права частной собственности на землю, возникновением арендных отношений содержание права пользования земельными участками существенно не изменилось, но сфера его применения значительно сузилась.

Право постоянного (бессрочного) пользования означает возможность использовать земельный участок (извлекать из него полезные свойства в соответствии с целевым назначением земли) без установления конкретного срока такого использования. В этом отличие от временного безвозмездного пользования, хотя постоянное (бессрочное) пользование осуществляется также безвозмездно. Бесплатный характер пользования позволяет отграничить его от договора аренды земельного участка; при этом постоянное (бессрочное) пользование осуществляется, в отличие от аренды, не на договорной основе.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется по решению уполномоченного или муниципального органа.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, владеет и пользуется этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актами о предоставлении участка в пользование.

В соответствии со ст. 269 ГК РФ такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (ст. 268 ГК РФ).

Земельный кодекс РФ изменил порядок предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. С момента вступления Кодекса в силу земельные участки не предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование ни гражданам, ни коммерческим организациям (кроме федеральных казенных предприятий) , ни некоммерческим организациям (кроме государственных и муниципальных учреждений). По нормам прежнего земельного кодекса все они могли пользоваться правом постоянного (бессрочного) пользования землей, хотя на практике коммерческим организациям земли в бесплатное пользование не предоставлялись: участки предлагалось покупать либо арендовать.

Закон гарантирует гражданам, что автоматически право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок прекращаться не будет. Каждый гражданин может однократно бесплатно приобрести земельный участок в собственность. Когда право пользования земельным участком, предоставленным собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества прекращается, то в порядке ст. 272 ГК РФ судьба этой недвижимости определяется по соглашению между собственником участка и собственником имущества. Если оно не достигнуто, спор решает суд, который может, в частности, обязать собственника недвижимости снести ее, а если это невозможно — либо признать право собственника недвижимости на приобретение соответствующей части земельного участка, либо установить право пользования земельным участком под недвижимостью на новый срок.

Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может передаваться как гражданам, так и юридическим лицам. Самостоятельным основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования закон называет приобретение лицом здания, сооружения, иной недвижимости, находящейся на данном земельном участке. Право постоянного (бессрочного) пользования возникает у гражданина в отношении участков, находящихся, например, в частной собственности и граждане или юридические лица получают право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности. От Госкомзема и его территориальных органов, а также земельных органов субъектов Российской Федерации, на основании решений, принятых органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Предоставление лицу права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, относящийся к муниципальной собственности, производится районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству на основании решения соответствующей местной администрации (п. 9,10 Указа №1767). И граждане, и юридические лица, которые купили здание, сооружение, иной объект недвижимости, получили его при обмене, а также иным законным образом, вправе требовать передачи земельного участка под этим зданием, сооружением, иной недвижимостью на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Владение и пользование землей на праве постоянного пользования.

Пределы владения и пользования земельным участком, предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование, ограничиваются не только законом и иными правовыми актами, но и таким специфическим документом, как акт о предоставлении участка в пользование. В этом акте собственник устанавливает условия, порядок и иные правила владения и пользования земельным участком, а также порядок осуществления контроля за этим. По общему правилу лицо, имеющее участок в постоянном (бессрочном) пользовании, может:

— использовать его в целях, в которых он был предоставлен лицу. Однако при условии, что эти цели соблюдаются, лицо самостоятельно определяет характер пользования;

— возводить на участке здания, сооружения не нарушая целевого характера своего права. Если это условие соблюдается, то созданная недвижимость переходит в собственность упомянутого лица, при соблюдении еще одного дополнительного условия: необходимо, чтобы здание, сооружение были созданы лицом именно для себя. Иначе говоря, если юридическое лицо-предприятие построит на таком земельном участке производственное здание, сооружение для себя, то этот объект по общему правилу переходит в его собственность. Однако если оно, например, построит жилой дом для передачи в собственность своим работникам, то ни предприятие, ни граждане собственниками такого дома не становятся.

Содержание права постоянного пользования земельным участком не исчерпывается правомочиями по владению и пользованию им. В содержание этого права входит и правомочие распоряжения, границы которого очерчены законом достаточно узко.

Распоряжение земельным участком, находящимся в постоянном пользовании.

Лицу, которому земельный участок передан на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставляются довольно незначительные возможности по распоряжению этим земельным участком: — передавать этот участок другим лицам на основании договора аренды; — передать этот участок в безвозмездное срочное пользование другим гражданам и юридическим лицам.

Лицо обязано получить согласие собственника земельного участка даже для его передачи в аренду или безвозмездное пользование.

Каких-либо других форм распоряжения земельным участком (например, передача его в качестве предмета заклада, обмен на другой объект) лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование не имеет.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, но они могут добровольно отказаться от своего права на этот участок в порядке, установленном ст. 53 ЗК РФ.

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется по тем же основаниям, что и прекращение права собственности на земельный участок: это изъятие при использовании земельного участка способами. Которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, для соответствующей цели в течение трех лет. Использование земельного участка не по целевому назначению категории земель; неустранении совершенных умышленно земельных правонарушений.

Прекращение права на землю предусмотрено Земельным кодексом как санкция не за любое земельное правонарушение. Составы земельных правонарушений предусмотрены рядом статей ЗК РФ, а также КоАП РСФСР и другими нормативными правовыми актами, но изъятие земельного участка возможно только вследствие тех правонарушений, которые перечислены. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка, регулируются ст. 54 ЗК РФ.

Прекращение прав на земельные участки не наступает автоматически ни в случае добровольного отказа от участка, ни в случае принудительного лишения таких прав — необходимо решение суда о прекращении права на конкретный земельный участок.

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

5. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Комментарий к статье 20

1. Право постоянного (бессрочного) пользования землей в течение прошедших десятилетий было и остается по сей день самым распространенным видом прав на землю сначала в СССР, затем в Российской Федерации. Десять лет земельной реформы практически не повлияли на популярность этого вида прав на землю у хозяйствующих субъектов. Основанием его возникновения являются решения государственных органов исполнительной власти, на основании которых затем оформляются правоустанавливающие документы, то есть возникает это право в административном порядке. Подавляющее большинство земельных участков, используемых на праве бессрочного пользования, было предоставлено пользователям еще в то время, когда земля была исключена из гражданского оборота.

В то время как преобладание данного вида пользования землей было естественно и логично во времена исключительной государственной собственности на землю, в период создания рыночной экономики пользование землей на указанном праве стало создавать неравные условия для хозяйствующих субъектов. Нормы Земельного кодекса РСФСР 1991 г. не внесли изменений в содержание этого вида прав на землю и в его наименование, изменив лишь состав лиц, которым земельный участок мог быть предоставлен на этом праве, ограничив его юридическими лицами (ст. 12 Земельного кодекса РСФСР). Особую популярность этот вид прав на землю получил после того, как в соответствии с Гражданским кодексом РФ и нормами ряда федеральных законов лицам, использующим землю на этом праве, была предоставлена возможность передавать предоставленный на этом праве участок в аренду или безвозмездное срочное пользование (например, в соответствии со ст. 270 ГК РФ). Приватизированные предприятия в суде отстаивали свое право пользоваться землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, так как это позволяло платить государству невысокий земельный налог и при этом извлекать прибыль из передачи земли в аренду. Таким образом, государство-собственник земли было фактически лишено возможности получать доход от принадлежащего ему имущества, добровольно передав такие права отдельным хозяйствующим субъектам, а иногда и целым отраслям хозяйства. Вновь же создаваемые хозяйственные общества и товарищества могли получать землю в пользование преимущественно на условиях аренды.

2. Новый Земельный кодекс РФ вернулся к прежнему, традиционному толкованию содержания этого вида прав на землю (ч. 1 ст. 20), изменив лишь его наименование на право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, и еще больше ограничил круг субъектов этого права, исключив из него коммерческие организации. Новый Земельный кодекс РФ предусматривает льготные условия по пользованию землей на праве постоянного (бессрочного) пользования с уплатой земельного налога только для государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления. В данном перечне прежде всего указаны некоммерческие бюджетные организации. Гражданам, хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования более предоставляться не будут. Это является выражением общей тенденции развития земельной реформы, когда земля как одно из главных богатств общества перестает передаваться в собственность или предоставляться в пользование практически бесплатно.

Это интересно:  Ответственность за разглашение персональных данных

3. Для поддержания стабильности землепользования лиц, пользующихся в настоящее время земельными участками на указанном праве, Кодексом предусмотрено, что указанное право сохраняется за гражданами и юридическими лицами, которым оно было предоставлено ранее . Как уже указывалось выше, лица, которые пользуются землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, не будут иметь права распоряжения земельными участками, в том числе внесения указанного права в уставный (складочный) капитал (п. 6 ст. 3 Федерального закона О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Однако действующим земельным законодательством предусмотрены разные возможности граждан и юридических лиц по дальнейшему использованию земельных участков на этом праве.

О.И. Крассов пишет о принципе устойчивости права на земельный участок, сущность которого состоит в том, что установление длительных сроков использования земли позволяет наиболее эффективно использовать ее полезные природные качества, а также результаты улучшений, произведенных лицами, использующими землю. Подробнее см.: Крассов О.И. Земельное право. Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 148.

Граждане могут продолжать использовать участки на указанном праве бессрочно, так как возможность гражданина переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности сроком не ограничена. По аналогии с проводившейся в 90-х годах жилищной реформой Земельным кодексом РФ 2001 г. предусмотрена возможность однократного бесплатного переоформления в частную собственность ранее предоставленных гражданам на праве постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения земельных участков, вне зависимости от размера указанных участков (п. 5 ст. 20 и п. 3 ст. 21). Указанные положения Земельного кодекса РФ также направлены на создание единого объекта недвижимого имущества, так как здания и сооружения, расположенные на участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, как правило, принадлежат гражданам на праве собственности.

Положение граждан-землепользователей улучшилось с принятием Земельного кодекса РФ, так как в соответствии с ранее действовавшим законодательством при перерегистрации права пользования земельным участком на право собственности в собственность бесплатно передавалась лишь часть участка в пределах действующих на момент перерегистрации предельных норм предоставления земельных участков, остальная же часть могла по желанию гражданина быть выкуплена им в собственность по договорной цене либо передана ему в пожизненное наследуемое владение .

Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» // САПП РФ. 1993. N 17. Ст. 1452.

4. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ .

См. п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Переход от уплаты земельного налога к арендной плате может вызвать существенное увеличение расходов юридических лиц. В связи с этим Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, что позволит устанавливать более низкие, льготные размеры арендной платы по сравнению с теми, которые устанавливаются отдельными субъектами Российской Федерации при предоставлении земель в аренду, в течение необходимого переходного периода. Особая льгота предусмотрена данным Федеральным законом для объектов транспортных систем естественных монополий — размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых указанными объектами, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Предоставление такой льготы не вписывается в общую концепцию Земельного кодекса РФ, так как естественные монополии являются коммерческими юридическими лицами, но даже в случае переоформления ими прав на пользование земельными участками их платежи в бюджет не увеличатся. Данная норма была включена в текст указанного Федерального закона во время его подготовки в Государственной Думе при прохождении Земельным кодексом РФ второго чтения.

Дополнительным стимулом для более быстрого переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности стала норма п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», установившая, что при продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц) на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ по выбору покупателей зданий, строений, сооружений.

10. Понятие права постоянного бессрочного пользования земельным участком. Субъекты права постоянного бессрочного пользования земельным участком.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, пре­доставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа (ст. 29 Земельного кодекса).

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное поль­зование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предостав­лении участка в пользование.

Содержание указанного права определено в ст. 269 ГК РФ. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование (землепользователь), осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Указанное лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками, за исключением предоставления служебных наделов, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность (однократно бесплатно, взимание доп. денежных сумм помимо сборов, установленных ФЗ, не допускается).

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему пра­во постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (ст. 268 ГК РФ).

11. Понятие права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Субъекты права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком — одно из вещных прав, регулируемых гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством право пожизненного наследуемого владения характеризуется следующими чертами.

Во-первых, данное право возникает лишь на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

Во-вторых, субъектом данного права могут быть лишь физические лица.

В-третьих, право пожизненного наследуемого владения подлежит государственной регистрации на основании ГК РФ и Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако в соответствии с тем же Федеральным законом граждане, получившие право пожизненного наследуемого владения до принятия Закона (а их подавляющее большинство), не обязаны его регистрировать.

В-четвертых, правообладателю принадлежат правомочия владения и пользования земельным участком. В соответствии с ГК РФ, если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, ограниченно. Владелец земельного участка не может распоряжаться им кроме как путем передачи его по наследству (п. 2 ст. 21 ЗК РФ).

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Таким образом, продажа, залог земельного участка и совершение других сделок его владельцем, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается:

при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 3К РФ;

при изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего его использования в порядке, предусмотренном ст. 54 3К РФ, при наличии обстоятельств, указанных в и. 2 ст. 45 ЗК РФ;

при приобретении владельцем земельного участка в собственность.

Субъекты права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Новый Земельный кодекс внес существенные изменения в порядок предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. С момента вступления Кодекса в силу не предоставляются земельные участки в постоянно (бессрочное) пользование ни гражданам, ни коммерческим организациям, кроме федеральных казенных предприятий, ни некоммерческим организациям, кроме государственных и муниципальных учреждений. По нормам прежнего Земельного кодекса все они могли использовать землю на указанном праве, хотя на практике в последние годы коммерческим организациям земли в бесплатное пользование практически не предоставлялись, участки предлагалось покупать либо арендовать.

Что же касается граждан, то значительная часть населения до сих пор имеет земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование. Поэтому ст.20 Земельного кодекса подробно регулирует права граждан на такие земельные участки.

Это интересно:  Возврат апелляционной жалобы

Закон гарантирует гражданам, что автоматически прекращаться право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не будет. Каждый гражданин может однократно бесплатно приобрести земельный участок в собственность, т.е. фактически переоформить право постоянного пользования на право собственности. «Однократно» в данном случае означает, что это может быть сделано в отношении только одного земельного участка. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А.Боголюбова. — М.: 2003, стр.69.

Преимущества бесплатного, бессрочного землепользования повлекли за собой неравные возможности для субъектов. Причем в этих условиях популярность данного вида землепользования возрастала.

Приватизированные предприятия в суде отстаивали свое право пользоваться землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, так как это позволяло облегчить налоговое бремя, получать прибыль от предоставления земли в аренду. С другой стороны, причиной сохранения этого вида права пользования было стремление предотвратить спекуляции землей и не допустить выхода земель из процесса сельскохозяйственного производства. Иначе говоря, в основе использовался публично-правовой механизм ограничения права пользования и права собственности на землю. Хозяйство и право, 2003, №4, с.119. К принципам частноправового регулирования общество еще только подходило, причем желание уйти от развития отношений частной собственности на землю, а также решить проблему бесплатного перераспределения земель доминировало.

Именно в этот период — так называемой земельной приватизации — начал складываться институт долевой собственности на землю сельскохозяйственного назначения. Одновременно происходило преобразование сельскохозяйственных предприятий. В правовом плане по-новому закреплялись земельные правоотношения. Однако весь этот процесс перехода права собственности характеризуется одним недостатком, а именно: в собственность граждан перешла земля, обремененная правами постоянного (бессрочного) пользования. Требование законодателя о том, что за предприятиями, учреждениями и организациями ранее установленное право пользования земельными участками сохраняется до 1 февраля 1993 года, так и осталось декларативным. Тогда судебная практика акцентировала внимание на просчетах законодателя: отсутствие механизма прекращения права, неопределенность права на землю сельскохозяйственного назначения. Отмечу, что большинство сельскохозяйственных предприятий и после реорганизации остались держателями титула права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, поэтому абсурдна ситуация, когда подавляющее большинство земельных долей, оставаясь в собственности граждан, передается в аренду сельскохозяйственным организациям, которые владеют той же землей на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Такое положение создает определенные трудности, в том числе и правового характера, так как налицо конкуренция различных видов вещных прав на землю. Ситуация не была разрешена и в рамках Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ», когда ст.12 Земельного кодекса РСФСР (1991 г.)»Бессрочное (постоянное) пользование земельным участком» была признана недействующей.

В Земельном кодексе нашел разрешение вопрос о дальнейшем использовании земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования. Юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами ст.36 Земельного кодекса РФ. Более того, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Порядок переоформления юридическим лицом права на земельный участок установлен также Законом о введении в действие Земельного кодекса. Этот порядок включает:

1) подачу заявления юридическим лицом о передаче ему земельного участка на праве собственности или праве аренды;

2) принятие решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка на соответствующем праве (в соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ);

3) государственную регистрацию права в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А.Боголюбова. — М.: 2033, стр.69.

С учетом изложенного становится проблематичным применение ФЗ от 24.07.2004 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», особенно в части выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок, который еще согласно документам советских времен находится у юридического лица на праве постоянного (бессрочного) пользования. Совершение сделок с этими долями, земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения неизбежно затронет права указанных юридических лиц. Хозяйство и право, 2003, №4, стр.121.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что субъектами права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком являются:

1) государственные и муниципальные учреждения;

2) федеральные казенные предприятия;

3) органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Правовые формы использования земель (виды прав на землю

Право постоянного (бессрочного) пользования

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.

Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ).

пользованием понимается бесплатное предоставление земельных участков.

В отличие от ЗК РСФСР в ЗК РФ значительно сужен субъектный состав пользователей, обладающих правом на постоянное бессрочное пользование. В ст. 39.9 ЗК РФ дан исчерпывающий перечень юридических лиц, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного бессрочного пользования, а именно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий;

Таким образом, в составе субъектов постоянного пользования земельными участками остаются лишь государственные и муниципальные предприятия, которые будут либо выражать специфические государственные или муниципальные интересы, либо будут в дальнейшем приватизированы. Остальные юридические лица могут по своему выбору арендовать земельные участки либо выкупить их.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. При этом данное право, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Данные граждане имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»1 юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести эти участки в собственность (по своему желанию) до 1 июля 2012 г. Для граждан такие сроки не устанавливаются.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведения для этих целей на участке здания, сооружения и другого недвижимого имущества. Недвижимое имущество, возведенное этим лицом, является его собственностью. В ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут распоряжаться ими (ст. 20 ЗК РФ).

Право пожизненного наследуемого владения

Действующее федеральное законодательство не раскрывает содержание права пожизненного наследуемого владения. В определенной мере оно детализировано лишь в гл. 17 ГК РФ. На основании ст. 266, 267 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения земельным участком, имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Владелец земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Распоряжение земельным участком, принадлежащим гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, было существенно ограничено. Он мог передавать земельный участок только в аренду и безвозмездное срочное пользование, а сейчас — только по наследству. Продажа, залог земельного участка и совершение других сделок его владельцем, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускается. Так же как и собственники земельного участка, владельцы участка обязаны платить земельный налог.

Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (п. 2 ст. 266 ГК РФ). Помимо правомочий владения и пользования землевладельцу принадлежит и право распоряжения в пределах, установленных законом.

Безусловно, землевладелец вправе передать принадлежащий ему земельный участок по наследству, а также отказаться от принадлежащего ему права. Однако совершать сделки, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка (например, продажу, залог), землевладелец не вправе.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин может однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в пожизненном наследуемом владении земельный участок, причем взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральным законом, не допускается.

Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Данное право представляет своего рода «право безысходности», невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. В любом случае осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъектов, нормативным правовым актом органа местного самоуправления без изъятия земельных участков.

Например, согласно ГрК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами (ст. 64).

Публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний. Публичные сервитуты могут устанавливаться :

  • для прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей; а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • других целей.

Отличие публичного сервитута от частного заключается:

а) в основаниях возникновения;

б) интересах не отдельного лица, а государства, муниципального образования или местного населения, т. е. пользу от него получает неопределенное число лиц.

В тех случаях, когда установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия у него, в том числе путем выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного участка с возмещением убытков.

По общему правилу публичный сервитут имеет безвозмездный характер. Собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, соразмерную плату, если установление публичного сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются публичным сервитутом, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).

Это интересно:  Как пожаловаться на действия администрации, из-за которых страдают все жильцы

Частный сервитут устанавливается соглашением сторон или по судебному решению. Частный сервитут распространяется на соседний земельный участок (имеющий общую границу), а в отдельных случаях — и на другой участок (например, чтобы пройти к колодцу, требуется пересечь несколько земельных участков). Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для нужд собственника недвижимости (земельного участка или другой недвижимости), которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Соглашение о сервитуте заключается между собственником земельного участка и лицом, требующим его установления. По общему правилу частный сервитут имеет возмездный характер; установление бесплатного частного сервитута может быть предусмотрено только федеральным законом, поэтому собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен.

Поскольку сервитут неотделим от недвижимости, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу и не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Обладатель права ограниченного пользования чужим земельным участком вправе совершать собственные активные действия (проход, проезд и др.) и требовать от собственника, землевладельца, землепользователя чужого (соседнего) земельного участка воздержания от определенных действий (например, от создания препятствий к реализации сервитута). Как частный, так и публичный сервитут может быть срочным (на определенный срок) и бессрочным. Как правило, сервитуты устанавливаются на неопределенный срок.

Основаниями прекращения сервитута являются:

  • истечение срока, на который был установлен сервитут;
  • соглашение сторон;
  • отказ обладателя сервитута от ограниченного пользования чужим участком;
  • основания, предусмотренные в договоре об установлении сервитута (например, в течение установленного срока не внесена плата за ограниченное пользование участком);
  • совпадение права собственности на земельные участки, в отношении которого и в интересах которого был установлен сервитут;
  • отпадение надобности, т. е. оснований, по которым был предоставлен сервитут (либо проявляются иные, помимо сервитута, возможности удовлетворять потребности, интересы обладателя сервитута либо интерес вообще отпал);
  • невозможность использования земельного участка по назначению в результате обременения сервитутом.

В двух последних случаях нормы ГК РФ прямо закрепляют право собственника земельного участка требовать (при наличии указанных оснований) прекращения сервитута в судебном порядке. Одно из оснований прекращения публичного сервитута предусмотрено в п. 2 ст. 48 ЗК РФ: он может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых был установлен путем принятия акта об отмене сервитута. Сервитут вступает в силу и прекращается с момента его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Аренда земельных участков

По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст. 22 ЗК РФ в качестве арендодателей могут выступать собственники земельных участков, а также законные представители лиц, не достигших совершеннолетия, при получении последними земельных участков в порядке наследования (в аренду такой земельный участок может быть сдан на срок до достижения наследником совершеннолетия).

К существенным условиям договора аренды земельных участков, необходимых и достаточных для его заключения, в соответствии с законом относится, во-первых, предмет договора. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить передаваемое (подлежащее передаче) имущество, т. е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер (до его присвоения может быть условный номер) земельного участка. По договору аренды может быть передан земельный участок, если он не изъят из оборота. Договор подлежит государственной регистрации.

Во-вторых, в ЗК РФ в качестве существенного условия называется размер арендной платы (ст. 65 ЗК РФ).

Если договором аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде земельного участка, аналогичного по качеству, назначению, местоположению и другим характеристикам.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы за частные земли определяется соглашением сторон. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно эти ставки устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка с учетом зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли. Арендная плата выражается в денежной, натуральной или комбинированной форме. Она может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (например, земельный участок и здание).

Что касается такого условия договора аренды, как срок, то действующее федеральное законодательство отдало этот вопрос на усмотрение сторон договора. Единственное ограничение предусмотрено в отношении земельных участков, передаваемых в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ. Срок в этих случаях — не более одного года. Поскольку срок не является существенным условием договора аренды земельных участков, то он может быть заключен как с указанием срока, так и без него. В последнем случае имеет место бессрочный договор или, точнее, договор, заключенный на неопределенный срок. Отличие между этими видами договоров проявляется прежде всего в порядке их расторжения. Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Арендатор вправе без согласия собственника земельного участка, но при условии его уведомления, если иное не предусмотрено договором, передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог, внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества или паевого взноса в производственный кооператив, а также передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды.

Основаниями прекращения договора аренды земельного участка являются:

  • соглашение сторон;
  • истечение срока договора аренды (если договор аренды не считается возобновленным) (п. 2 ст. 621 ГК РФ);
  • судебное решение о расторжении договора;
  • требование одной из сторон расторгнуть договор аренды, заключенный на неопределенный срок.

Досрочное расторжение договора по инициативе одной из сторон допустимо только в судебном порядке. Основания досрочного расторжения установлены в ст. 619, 620 ГК РФ, ст. 46 ЗК РФ, а также могут быть предусмотрены в договоре.

Так, согласно нормам ГК РФ арендатор может требовать расторжения договора, если арендодатель не предоставляет ему имущество либо препятствует его использованию, если земельный участок в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования. Арендодатель вправе требовать расторжения, если, например, арендатор существенно ухудшает качество земельного участка, более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.

Согласно нормам ЗК РФ предусматриваются дополнительные основания прекращения аренды земельного участка по инициативе арендодателя, а именно:

  • использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и категорией;
  • использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • неустранение последствий умышленно совершенного земельного правонарушения (в виде отравления, загрязнения, порчи земель или уничтожения плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших причинение вреда здоровью чедовека или окружающей среде);
  • неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Данные основания прекращения права аренды, как можно заметить, носят характер санкции за совершенное земельное правонарушение.

Безвозмездное пользование земельными участками

Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно. В безвозмездное пользование могут предоставляться участки:

а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании акта исполнительной власти или органа местного самоуправления;

б) в виде служебного надела гражданам;

в) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора.

Предельный срок временного землепользования устанавливается законом. При производственной необходимости и взаимной заинтересованности этот срок может быть продлен. Специальным видом временного землепользования является занятие земельного участка для изыскательских работ (землеустроительных, геолого-съемочных, геодезических, поисковых). В этом случае срок землепользования не превышает одного года без изъятия земель у собственника и землепользователя.

По договору безвозмездного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает его в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором получила, или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). Основное отличие этого договора от аренды заключается в его безвозмездном характере.

Отношения, возникающие из договора безвозмездного пользования, регулируются в гл. 36 ГК РФ («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 35 («Аренда»).

Право безвозмездного пользования земельным участком согласно п. 1 ст. 47 ЗК РФ прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон. Право безвозмездного срочного пользования прекращается:

  • при истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
  • добровольном отказе обладателя права от принадлежащего ему права;
  • смерти гражданина землепользователя;
  • ликвидации юридического лица-землепользователя.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что вещные права на землю выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного (бессрочного) пользования участком и в праве сервитута (ограниченного пользования соседним земельным участком).

Вещные права являются производными от права собственности на земельный участок, обладая при этом определенной самостоятельностью и независимостью от права собственности. Наряду с вещными правами на земельные участки существуют и обязательственные правоотношения, порождающие права на эти участки, что имеет определенную правовую специфику.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, lawbook.online, studfiles.net, studbooks.net, be5.biz.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий