+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения и земель общего пользования

Говоря о приватизации земли сельскохозяйственного назначения, необходимо определиться с тем, что следует считать объектом приватизации.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса, объектом являются земли, находящиеся за чертой сельских и городских селений, используемые для потребностей сельского хозяйства и соответствующие этим целям.

Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:

— сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;

— не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.

Приватизация земельных участков — это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.

Процесс приватизации земельных участков регламентируется действующим законодательством.

Прежде всего, право собственности на землю закреплено в Конституции РФ, где в статье 9 говорится о частной, муниципальной, государственной и других формах собственности на землю. Государство выступает гарантом неприкосновенности и защиты прав частной собственности на землю, защиты прав владельца при совершении сделок с землей.

24 июля 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу через 6 месяцев после его опубликования. В законе определены условия приватизации, на которых предоставляются участки земли из сельскохозяйственных земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью.

В ст.1 Закона говорится о порядке приватизации земельных участков, регулируемом Законом, земельным кодексом РФ и другими законами.

В ст.10 Закона оговорены условия, на основании которых граждане и юридические лица могут получить в собственность или аренду земельные участки. Получить земельный участок можно при участии в торгах. Организацию торгов регламентирует ст.38 Земельного кодекса РФ

Ст.10, п. 4 закрепляет правило, в соответствии с которым арендуемый гражданином или юридическим лицом земельный участок может быть выкуплен по истечении трех лет со времени заключения арендного договора, при условии соответствующего использования. Решение принимается в течение 2 недель со дня оформления заявления в органы государственной власти.

Использование земельных участков для подсобного и дачного хозяйства, строительства жилища и гаражей, в том числе участков, находящихся под строениями и сооружениями, оговаривается ст.1 Земельного кодекса РФ.

Ст. 59 п. 1, п ст. 64, п.1 ЗК РФ оговаривают возникновение земельных споров и признание права собственности на участок земли в судебном порядке.

Ст. 17, ст. 46 Конституции РФ так же гарантируют возможность судебной защиты прав и свобод граждан России, в том числе признание права собственности на землю.

Некоторые особенности приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков реализуется в зависимости от их классификации. Участки делятся по категориям, по существующим до приватизации правам на него (право бессрочного пользования, пожизненно наследуемые, находящиеся в аренде), по территории расположения, по имеющимся на участке строениям (свободные и находящиеся под сооружениями, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам).

Субъекты приватизации — физические и юридические лица, приватизирующие земельные участки на правах единоличной, долевой или совместной (право собственности супругов или лиц, ведущих фермерское хозяйство) собственности.

Порядок, в соответствии с которым происходит приватизация участков земли, предусмотрен Земельным кодексом РФ, с учетом особенностей приватизации для разных категорий участков.

Как уже говорилось выше, для приватизации земельных участков, необходимо внести плату.

Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.

Юридические лица, имеющие земельные участки в бессрочном пользовании, обязаны переоформить право пользования на право аренды или выкупить его в собственность, на основании ст.3, п.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Лица, которым земельные участки были выделены для подсобного или дачного хозяйства, для строительства жилищ и гаражей на правах бессрочного или пожизненно наследуемого владения, должны оформить регистрацию прав собственности на эту землю.

Реализовать приватизацию земельных участков имеют право владельцы построек, под которыми эти участки расположены. Если владельцами постройки, стоящей на земельном участке, являются несколько лиц, то оформляется долевая собственность.

Во многих случаях в процессе приватизации возникают осложнения из-за классификации земельных участков, из-за имеющихся прав физических и юридических лиц на участки земли, из-за необходимости делить участок, а также из-за ограничений приватизации на некоторые участки. В таких случаях возникает необходимость подробного изучения дела и, зачастую, работа с архивными документами.

Оформление права собственности на участки

Оформление земли в собственность — процедура обязательная, потому что право собственности не возникнет до тех пор, пока не будет зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе. Распоряжаться земельным участком без оформления документов на право собственности невозможно.

Начало оформления земли в собственность — это формирование необходимого пакета документов:

— копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

— документы, подтверждающие сведения о том, когда, кем, с какой целью, на каких основаниях был выделен или передавался земельный участок. Подобные документы обязаны представить правления садовых обществ, административные архивы, организации, которыми выдавался участок и пр.;

— официально заверенный кадастровый план участка земли, который запрашивается в кадастровом центре. Если раньше участок не был зарегистрирован, его следует поставить на учет в органах Роснедвижимости;

— в случае смерти владельца, необходимо представить документы о правах наследования (нотариальные или решение суда).

Все документы, квитанция по оплате услуги регистрации земельного участка и соответствующее заявление подаются в Федеральную регистрационную службу.

Документы, предоставляемые в Федеральную регистрационную службу, подаются в количестве двух экземпляров, один из которых должен быть оригиналом и возвращаться после завершения регистрации правообладателю.

По окончании процедуры оформления земли в собственность владелец получает свидетельство о собственности на земельный участок, а вместе с ним право продажи, обмена, дарения участка и пр.

Некоторые особенности существуют в процессе приватизации земельных участков с имеющимися на них строениями. В пакет документов, помимо оговоренных выше, должны входить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.

Если здание принадлежит нескольким лицам, то заявление на оформление земли в собственность подается от всех владельцев недвижимостью, и право собственности оформляется в долях.

Для упрощения процесса переоформления права собственности на земельные участки 30 июня 2006 г. был принят Федеральный Закон N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», называемый в народе Законом о дачной амнистии, призванный ускорить процесс приватизации земельных участков, которые принадлежат дачным и садоводческим товариществам.

В настоящее время идет активное безвозмездное оформление в собственность земельных участков лицами, которые имели на них бессрочное право пользования.

Особое внимание Закон об амнистии уделяет ускорению регистрации права собственности на участки земли. Чтобы произвести оформление земли в собственность, необходимо собрать следующие документы:

— акт о выделении гражданину земельного участка, выданный государственными органами в установленном законодательством, существующим на момент выдачи этого акта порядке;

— акт, подтверждающий права физического лица на земельный участок, выданный государственными органами, в существующем на момент выдачи этого акта порядке;

— выписка из похозяйственной книги, предоставляемая для подтверждения права физического лица на земельный участок;

— иной документ, подтверждающий право гражданина на данный участок;

— в обязательном порядке подается кадастровый план участка земли. Если кадастровый номер отсутствует, необходимо определить границы участка, так называемое межевание, и передать информацию в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для регистрации в Государственном земельном кадастре, а затем запросить кадастровый план.

После обращения с этим пакетом документов в Федеральную регистрационную службу, владельцу выдается свидетельство о регистрации права собственности на конкретный участок земли.

Признание права собственности на участок земли

Земля — это объект, отличающийся особой ценностью и особым статусом. Именно с важностью законодательного разграничения земельных отношений связано интенсивное развитие законодательства, в котором законы зачастую входят в противоречие.

Приватизация земельных участков с оформлением права собственности дает возможность гражданам владеть, распоряжаться участком, совершать куплю-продажу, менять, дарить, передавать по наследству либо оставлять в залог. Собственностью на землю обладают и юридические лица, поэтому в последнее время вопрос о признании права собственности на участки земли приобрел особую актуальность.

Судебная защита права на оформление земли в собственность есть один из способов реализации права собственности физических лиц на участки земли.

Зачастую, как свидетельствует судебная практика, причиной споров являются проблемы, возникающие при оформлении земли в собственность гражданами, имеющими право на бесплатную приватизацию. Истцами выступают, как правило, представители администрации, отказывающие гражданам в реализации положенного права. Самостоятельно защищать право собственности на землю граждане имеют возможность, предъявляя иск о признании права собственности на участок земли.

Заявление гражданина о праве на бесплатное оформление владения участком земли на основании закона является предметом иска. Иначе говоря, существует неоформленное право собственности.

Земельный участок становится объектом судебного спора о признании права собственности, причем конкретный участок, так как при подаче искового заявления оговариваются его параметры и кадастровый номер.

Основаниями для подачи иска являются конкретные обстоятельства, подтверждающие то, что гражданин имеет право собственности на землю, такое, как право на пожизненное владение землей. В данном случае истец при оформлении земли в собственность может требовать бесплатного оформления передачи участка земли.

Это интересно:  Исполнительный лист проверить по фамилии

То обстоятельство, что участок земли является муниципальной собственностью, не становится препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.

В случае если органы администрации отказываются признать право гражданина на бесплатную регистрацию собственности на участок земли, это является поводом для подачи в суд с иска о признании права собственности.

Рассмотренный пример — один из большого разнообразия земельных споров, куда могут входить претензии по поводу незаконного раздела земельных участков, нарушения в землепользовании, землеустройстве, наследовании и пр.

Судебные споры о признании права собственности — категория дел, отличающихся большой сложностью, поэтому в большинстве своем требуют досконального знания действующих законов и помощи профессиональных юристов.

Глава 5. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Статья 22. Определение земель сельскохозяйственного назначения и порядок их использования.
1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры или предназначенные для этих целей.
2. К землям сельскохозяйственного назначения относятся:
а) сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосные угодья, пастбища и залежи);
б) несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме отнесенных к землям ле-сохозяйственного назначения, земли под хозяйственными постройками и дворами, земли временной консервации и т. п.).
3. Земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование:
а) гражданам — для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства;
б) сельскохозяйственным предприятиям — для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
в) сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам — для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства;
г) несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан — для ведения подсобного сельского хозяйства.
4. Земли сельскохозяйственного назначения не могут передаваться в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам.
(В ред. Закона Украины от 8 февраля 2006 г. № 3404-ТУ)

Статья 23. Приоритетность земель сельскохозяйственного назначения.
1. Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного использования.
2. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, производится на основании данных государственного земельного кадастра.
3. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества.
4. Линии электропередачи и связи и другие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, трасс и т.п.

Статья 24. Земельные участки государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций.
1. Государственным и коммунальным сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям предоставляются земельные участки из земель государственной’и коммунальной собственности в постоянное пользование для научно-исследовательских, учебных целей и ведения товарного сельскохозяйственного производства.
2. Государственные и коммунальные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации могут арендовать земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.
3. В случае ликвидации государственного или коммунального предприятия, учреждения, организации земли, находящихся в их постоянном пользовании, по решению соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления переводятся в земли запаса или предоставляются другим гражданам и юридическим лицам для использования по их целевому назначению, а договоры аренды земельных участков прекращаются.

Статья 26. Использование земельных участков с мелиоративными системами.
Земельные участки, полученные гражданами вследствие приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, на которых расположены и функционируют мелиоративные системы, используются совместно на основании соглашения. В случае отсутствия согласия относительно совместного использования указанных земельных участков вопрос решается в судебном порядке.

Статья 27. Сохранение права на землю сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, личных крестьянских и фермерских хозяйств.
Сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации, личные крестьянские и фермерские хозяйства, объединяющие в ассоциации и другие организационно-правовые формы, сохраняют право на свои земельные участки, если иное не предусмотрено договором.

Статья 28. Земельные участки сельскохозяйственных предприятий.
1. Сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, кроме государственных и коммунальных, земли сельскохозяйственного назначения могут принадлежать на праве собственности.
2. Право собственности на землю этих предприятий может приобретаться путем внесения в уставный фонд земельных участков их учредителей и приобретения земельных участков по договорам купли-продажи, дарения, мены, ренты, другим гражданско-правовым соглашениям.
3. Реализация права собственности на землю указанными сельскохозяйственными предприятиями осуществляется в соответствии с законом.
(В ред. Закона № 997-У от 27 апреля 2007 г.)

Статья 29. Определение месторасположения земельных участков граждан при ликвидации сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций.
1. При ликвидации сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций преимущественное право на получение земельных участков рядом с населенными пунктами имеют собственники земельных долей (паев), проживающие в этих населенных пунктах.
2. Месторасположение земельных участков определяется с учетом требований рациональной организации территории и компактности землепользования в соответствии с землеустроительными проектами, которые утверждаются собранием собственников земельных долей (паев).

Статья 30. Раздел несельскохозяйственных угодий при ликвидации сельскохозяйственных предприятий.
1. При ликвидации сельскохозяйственных предприятий несельскохозяйственные угодья, находившиеся в их собственности, разделяются в соответствии с учредительными документами этих предприятий или с согласия собственников земельных долей (паев). В случае недостижения согласия этот вопрос разрешается в судебном порядке.
2. Земельные участки государственной и коммунальной собственности, находившиеся в пользовании ликвидируемых сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, включаются в земли запаса или передаются в собственность либо пользование в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 31. Земли фермерского хозяйства.
1. Земли фермерского хозяйства могут состоять из:
а) земельного участка, принадлежащего на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу;
б) земельных участков, принадлежащих гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности;
в) земельного участка, используемого фермерским хозяйством на условиях аренды.
2. Граждане — члены фермерского хозяйства имеют право на получение бесплатно в собственность из земель государственной и коммунальной собственности земельных участков в размере земельной доли (пая).

Статья 32. Приватизация земельных участков членами фермерских хозяйств.
1. Гражданам Украины — членам фермерских хозяйств передаются бесплатно в частную собственность предоставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета.
2. Действие части первой настоящей статьи не распространяется на граждан, которые ранее приобрели право на земельную долю (пай).

Статья 33. Земельные участки личных крестьянских хозяйств.
1. Граждане Украины могут иметь на праве собственности и арендовать земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства на условиях аренды.
3. Использование земель личного крестьянского хозяйства осуществляется в соответствии с законом.

Статья 34. Земли для сенокошения и выпаса скота.
1. Граждане могут арендовать земельные участки для сенокошения и выпаса скота.
2. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут создавать на землях, находящихся в собственности государства или территориальной громады, общественные сенокосные угодья и пастбища.

Статья 35. Земельные участки для садоводства.
1. Граждане Украины из земель государственной и коммунальной собственности имеют право приобретать бесплатно в собственность или на условиях аренды земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства на условиях аренды.
3. Земельные участки, предназначенные для садоводства, могут использоваться для закладки многолетних плодовых насаждений, возделывания сельскохозяйственных культур, а также для возведения необходимых домов, хозяйственных сооружений и т. п.
4. Земли общего пользования садоводческого общества являются его собственностью. К землям общего пользования садоводческого общества относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, строениями , сооружениями и другими объектами общего пользования.
5. Приватизация земельного участка гражданином — членом садоводческого общества осуществляется без согласия на то других членов этого общества.
6. Использование земельных участков садоводческих обществ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих обществ.

Статья 36. Земельные участки для огородничества.
1. Гражданам или их объединениям из земель государственной или коммунальной собственности могут предоставляться в аренду земельные участки для огородничества.
2. На земельных участках, предоставленных для огородничества, закладка многолетних плодовых насаждений, а также возведение капитальных строений и сооружений не допускается.
3. На земельных участках, предоставленных для огородничества, могут быть возведены временные сооружения для хранения инвентаря и защиты от непогоды. По окончании срока аренды указанного земельного участка построенные временные сооружения подлежат сносу владельцами этих сооружений за их счет.

Статья 37. Право несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций на землю.
1. Частные несельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации могут приобретать в собственность или аренду земли сельскохозяйственного и иного назначения для ведения подсобного хозяйства.
2. Государственные и коммунальные несельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации могут приобретать в аренду земли сельскохозяйственного и иного назначения для ведения подсобного хозяйства.

Это интересно:  Завещание или дарственная: что лучше и дешевле в 2019 году?

Как происходит приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения – сложный процесс, который требует наличия ряда специфических знаний. Манипуляция осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, в частности с ФЗ-101. Приватизировать землю можно только после наступления того момента, который зафиксирован в нормативно-правовых актах.

Следует помнить, что не все территории сельскохозяйственного назначения можно приватизировать. Манипуляцию нельзя выполнить в отношении земель, которые принадлежат государству или находятся в муниципальной собственности, а также заняты оленьими или отгонными пастбищами, если вопрос касается территорий Крайнего Севера.

В роли субъектов приватизации выступают лица, имеющие статус физических или юридических и выполняющих приватизацию на правах совместной, единоличной или долевой собственности. Во время мероприятия нередко могут возникнуть затруднения. В большинстве случаев они связаны с наличием ограничений на приватизацию некоторых участков или из-за классификации отрезка территории.

Мешать осуществлению процесса могут и сами лица, которые владеют земельным наделом. Необходимо учитывать и особенности участков. Чтобы разобраться в том, как правильно выполнить приватизацию и минимизировать возникновение непредвиденных ситуаций, необходимо внимательно изучить актуальную информацию по теме.

Важные уточнения

Главные документы

Следует помнить, что оформление земли в собственность – обязательная процедура.

Человек не будет считаться владельцем участка до того момента, пока не пройдет регистрацию в Федеральной регистрационной службе. Человек не сможет распоряжаться земельным участком, пока у него на руках не будут все необходимые документы.

Чтобы государственный орган согласился зарегистрировать участок, его владельцу потребуется представить ряд бумаг.

В список входят:

  • Паспорт владельца земельного участка. Если по каким-либо причинам его представить невозможно, подойдет любой другой документ, удостоверяющий личность.
  • Документы, позволяющие понять, кто предоставил данный участок и для каких целей. Получить подобные бумаги можно, обратившись в садовое товарищество, административные архивы или иные организации, предоставившие отрезок территории для использования.
  • Кадастровый план земельного участка. Документ должен быть официально заверен. Получить бумагу можно, обратившись в кадастровый центр. В случае, если участок не был зарегистрирован ранее, его необходимо поставить на учет, обратившись в органы Роснедвижимости.
  • Документы о правах наследования, если владелец земли скончался. Бумаги должны быть нотариально заверены. В некоторых случаях документацию способно заменить решение суда.
  • Квитанция, подтверждающая оплату услуги регистрации.

Подготовленный пакет документации необходимо направить в Федеральную регистрационную службу. Помимо основного перечня бумаг, потребуется составить заявление. Все документы должны быть подготовлены в 2 экземплярах. Оригиналы, после завершения приватизации, возвращаются владельцу участка.

В качестве подтверждения прохождения приватизации хозяин отрезка земли получает Свидетельство о собственности.

Наличие бумаги позволяет человеку совершать с участком следующие манипуляции:

Если на части территории, которую владелец хочет приватизировать, имеются строения, перечень документации, необходимой для прохождения процедуры, расширится. К стандартному пакету бумаг потребуется приложить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.

Если у строения имеется несколько владельцев, заявление необходимо составить от имени каждого, при этом право собственности будет оформлено в долях

Требования по закону

Люди, получившие право на земельные доли, не всегда понимают, откуда возникла такая возможность и не сложится ли ситуация, при наступлении которой сельскохозяйственные организации потребуют участки обратно. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо обратиться к действующему законодательству.

В 1991 году была начата земельная реформа.

Ее старт был закреплен в:

  • Указе Президента №323;
  • Постановлении Правительства №86;
  • Постановлении Правительства №708.

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов, колхозы и совхозы были обязаны провести реорганизацию в 1992 году и привести свой статус в соответствие с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Одновременно с реорганизацией, колхозы и совхозы должны были выполнить постановление Президиума «О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы».

Согласно положениям нормативно-правовых актов, у организаций разрешалось изымать все неиспользуемые земли и до 10% от используемых. Участки, которые были изъяты, зачислялись в фонд перераспределения. Позднее органы местного самоуправления распределяли земли, зачисленные в фонд, между гражданами.

Доли предоставлялись для создания:

  • садовых товариществ;
  • личных подсобных хозяйств;
  • фермерских хозяйств;
  • животноводства;
  • огородничества.

Приватизация в ГК РФ определяется как процесс перехода прав собственности на различное имущество от государства в частные руки.

Чему равна госпошлина за приватизацию квартиры в 2018, можно узнать из статьи по этой ссылке.

После осуществления манипуляции, у совхозов и колхозов осталось 90% от первоначального количества имевшихся земель. Эти участки были поделены на земельные доли без определения границ и были переданы в собственность гражданам.

Колхозы и совхозы потеряли все земли сельскохозяйственного назначения. При этом у них, как у юридических лиц, сохранились несельскохозяйственные доли, приватизация которых не выполнялась. Имущество организаций тоже было поделено между гражданами. При этом учитывался трудовой вклад, который они внести в развитие колхоза или совхоза.

Возможность передачи участков организаций гражданам зафиксировал Закон «О земельной реформе». При этом полученные доли могли использоваться для ведения садоводства или огородничества.

Нормативно-правовой акт разрешал передачу земли в коллективную собственность, если участок в дальнейшем планировалось использовать по назначению. При этом отрезки земли передавали гражданам, как за плату, так и на безвозмездной основе. При этом в Постановлении Правительства №86 указывалось, что работники колхозов могли претендовать на бесплатное получение участка и имущественного пая.

Особенности приватизации земель сельскохозяйственного назначения

Если приватизация земель сельскохозяйственного назначения рассматривается детально, становятся ясны ее проблемы. Эксперты заявляют, что до сих пор не понимают цели операции.

Существующие подходы не отвечают состоянию объекта мероприятия, действие не базируется на международном опыте и не предназначено для решения какой-либо имеющейся народохозяйственной проблемы. Кроме того, не был создан специальный государственный орган, который отвечал бы за осуществление манипуляции.

Приватизация стала одной из основных перемен, произошедших в 90-х годах прошлого столетия. Однако дальше действие реформы не распространилось. До сих пор в России больше 90% земель находится в собственности государства. При этом из всех сельскохозяйственных земель только 23% продолжают принадлежать государству. В сложившейся ситуации эксперты задают вопрос: стоит ли продолжать приватизацию дальше?

Сегодня землю сельскохозяйственного назначения может купить любое лицо, сумевшее предложить большую цену. При этом не важно, планирует ли оно в дальнейшем заниматься сельским хозяйством.

Сегодня в государстве фактически не существует ограничений на концентрацию земли. Однако из этого вытекает вопрос: сможет ли государство влиять на стоимость отрезков территории, если своих участков у него не останется?

Эксперты считают, что сегодня необходимо ограничить аппетиты крупных собственников. Если производители сельскохозяйственной продукции будут нести существенные издержки за доступ к земле, стоимость их продукции существенно возрастет.

Существует и другой риск. Продажа участков без стратегии и тактики может привести к тому, что государство понесет существенные денежные потери, если ему потребуется вернуть землю.

У страны должны имеется собственные участки, если она действительно планирует повысить доступность жилья. Эксперты считают, что для этого нецелевые угодья необходимо вовлекать в застройку. Это существенно снизит цену недвижимости.

Эксперты считают, что нельзя осуществлять приватизацию земель бездумно.

Чтобы действие пошло на пользу, необходимо определиться с:

Следует помнить, что приватизация – это средство для достижения цели, но не сама цель. При этом государство должно разработать такие механизмы, которые будут учитывать все возможные ситуации. Случаи должны выявляться по ходу и быстро разрешаться.

Чтобы подобное было возможно, необходимо проводить мониторинг процесса. Совокупность случаев позволит создать механизмы приватизации, которые будут приемлемы для всех ее участников. При этом земля должна переходить в частную собственность постепенно, а мероприятие позволяло бы решить некоторые значимые для общества проблемы.

Порядок действий

Выполнять приватизацию земель необходимо в четком соответствии с действующим законодательством, соблюдая установленный порядок. Следует помнить, что мероприятие нельзя провести в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Если гражданин хочет выполнить операцию в условиях Крайнего Севера, запрещается приватизировать земли, на которых располагаются оленьи и отгонные пастбища. Осуществлять мероприятия можно только после наступления момента, зафиксированного в действующих нормативно-правовых актах.

Возможные проблемы

Не всегда мероприятие можно осуществить гладко. Во время его исполнения может возникнуть ряд проблем. Следует помнить, что сельскохозяйственные земли относятся к целевым участкам. Их можно использовать только по тому назначению, которое было установлено первоначально. Отступление от правила является нарушением.

Сегодня огромным спросом пользуются земли под строительство. Из-за этого нередко приобретаются участки с/х назначения для того, чтобы в последующем перевести их землю из одной категории в другую. Однако такая манипуляция может привести к возникновению ряда проблем.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного Кодекса РФ, правовой режим участка определяется в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и разрешенного вида использования. Из этого следует, что, чтобы получить возможность возводить постройки на земле с/х назначения, необходимо изменить правовой режим участка.

Исходя из положений Земельного Кодекса РФ, частные собственники не обладают правом перевода отрезка территории из одной категории в другую. Следует помнить, что, при смене владельца участка, назначение земли не меняется. Незаконное использование территории не по назначению может привести к наложению взыскания.

Это интересно:  Переводы из России в Украину ПриватБанк

Срочная приватизация позволяет сэкономить время и силы, требуя при этом оплаты за оказание профессиональной помощи специалистов в сфере недвижимости.

Как на практике происходит приватизация нежилого помещения, читайте тут.

Пошаговая инструкция по бесплатной приватизации земельного участка доступна здесь.

Особенности приватизации земель с/х назначения и земель общего пользования

Приватизация участков земли под с/х предполагает переход их в собственность граждан из государственного и муниципального фонда. Право на частную собственность в России гарантируется Конституцией.

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Под объектом приватизации будут пониматься сельскохозяйственные земли, которые находятся за чертой поселений и используемые под с/х цели (77 ст. Земельного кодекса). Они подразделяются на две разновидности:

  • собственно сельскохозяйственные: сенокосы, пашня, виноградники и пр.
  • используемые под обеспечение с/х нужд: дороги, хозяйственные постройки и пр.

Основы приватизации с/х земель прописаны в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения». Согласно 10 ст. указанного закона граждане и физлица вправе получить такой участок в собственности или аренду на основе торгов. В этой же статье прописано право на выкуп участка из аренды после трех лет его добросовестного использования.

В законе указана возможность перевода участка под строениями и сооружениями в собственность владельца недвижимости.

Особенности приватизации

Можно выделить некоторые особенности приватизации земель с/х назначения:

  1. Субъектами приватизации могут быть физические и юридические лица.
  2. Участок можно перевести в собственности из права аренды, пожизненного наследуемого или бессрочного пользования.
  3. Участки, расположенные под строениями переводятся в собственность владельца недвижимости на исключительных основаниях. Если постройкой владеют несколько лиц, то на землю оформляется долевая собственность.
  4. Приватизация возможна на платной основе в результате выкупа земель у муниципалитета или на безвозмездной основе.

Приватизация земельных участков необходима для закрепления статуса собственника за физическим или юридическим лицом. Подобный статус исключает притязания третьих лиц на принадлежащую землю и дает возможность распоряжаться ей по своему усмотрению: продавать, дарить или разменивать.

Начало приватизации предваряет этап сбора документов. Для прохождения данной процедуры необходимо подготовить:

  • копии паспорта;
  • документы, подтверждающие сведения о времени, месте и целях выделения земельного участка: постановления, акты, выписки из хозяйственной книги; они могут находиться в правлениях садовых и дачных товариществ, административных архивах и пр.;
  • межевой план участка или выписка из ЕГРН (если участок состоит на кадастровом учете);
  • в случае смерти владельца: документация о праве на наследство;
  • документы, подтверждающие права на расположенную на участке недвижимость (свидетельство о собственности/выписка из ЕГРП или ЕГРН).

В настоящее время в отношении участков, расположенных в составе СНТ или ДНТ действует дачная амнистия, предполагающая упрощенный порядок приватизации участков, переданных гражданам до 2001 года в безвозмездную собственность. Оформление прав собственности в данном случае производится без межевания.

Порядок процедуры

Процедура приватизации предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Обращение к муниципальным властям с заявлением на получение разрешения на приватизацию или с заявление о желании выкупить арендуемый земельный участок. В последнем случае участок будет выставлен на торги или при наличии оснований предоставлен без торгов. Заявление от землепользователя должно содержать конкретную просьбу о передаче участка в собственность, его площадь, кадастровый номер, адрес, ФИО и контактные данные заявителя. Оно будет рассматриваться не более месяца.
  2. Если участок не попадает под дачную амнистию, то он предварительно должен быть поставлен на учет. Для этого потребуется выполнение работ по межеванию с помощью кадастрового инженера. Постановка на учет производится в Росреестре с предъявлением плана межевания и паспорта физлица.
  3. После получения разрешения на приватизацию и постановки участка на учет регистрируются права собственности через Росреестр или МФЦ. Для этого необходимо написать заявление о вступлении в права собственности, к нему прилагается паспорт, разрешение от администрации МО и правоустанавливающий документ. Это может быть протокол участия в торгах и договор купли продажи, акт о передачи земли в пользование, выписка из похозяйственной книги, судебное решение и пр.

Процедура приватизации предполагает уплату госпошлины в размере 350 руб. за регистрацию прав собственности. Другие сборы не предусмотрены. В настоящее время сроки рассмотрения документов в Росреестре сокращены до 5 дней. После чего собственник получает на руки выписку из ЕГРН, закрепляющую его права.

Понятие земель общего пользования и законодательное регулирование их приватизации

Земли общего пользования в СНТ – это участки на территории садоводческого товарищества, предназначенные для пользования всеми гражданами-членами товарищества, и являющиеся коллективной собственностью. В их состав входят дороги и проезды, земли с расположенными на ними газопроводами, ЛЭП, водоемами, подсобными сооружениями, участками под охраной, сбором мусора, детскими развлекательными/спортивными комплексами или местами отдыха граждан. То есть это все земли, которые расположены в пределах СНТ, но не принадлежащие ее членам.

Обращение с землями общего пользования регулируется следующими законодательными актами:

  • ФЗ-28 «О садоводческих объединениях..» указывает, что такие участки передаются СНТ на безвозмездной основе.
  • Земельный кодекс содержит предписание относительно того, что переоформление садоводческими и дачными объединениями граждан общего имущества по праву бессрочного пользования не ограничивается сроками.
  • ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» содержит определение и ключевые особенности оборота земель общего пользования.

СНТ могут владеть землей на правах коллективной собственности или бессрочного пользования. Несмотря на то, что сейчас Гражданский кодекс не содержит такое понятие как коллективная собственность, права на совместное владение землей СНТ сохраняет свою юридическую силу и сегодня.

Особенности приватизации земель общего пользования

Приватизация таких земель не попадает под так называемую «дачную амнистию» и упрощенный порядок закрепления прав собственности. Но участки, переданные в пользование СНТ до 2001 года, передаются в их собственность бесплатно.

Любой СНТ должен иметь на руках правоустанавливающий документ, подтверждающий законность владения землями общего пользования. Это может быть:

  • акт о передаче участков в собственность СНТ;
  • либо акт/постановление об их передаче в бессрочное пользование.

Если участок передавался в СНТ на правах собственности, то приватизировать землю не надо и никаких действий по переоформлению свидетельств старого образца предпринимать не нужно.

Если же в имеющихся у правления СНТ документах нет никакого упоминания о собственности, то необходимо узаконить права на землю и пройти процедуру приватизации.

Прохождение приватизации земель общего пользования необходимо по двум причинам:

  1. Фактически земля общего пользования до ее приватизации принадлежит муниципалитету. Это значит, что именно он вправе распоряжаться ей по своему усмотрению. Так, местные власти вправе изменить категорию земельного участка с садоводства и могут отдать его под застройку. Либо продать эту землю с аукциона практически за бесценок. Все это существенно уменьшит территорию, принадлежащую СНТ, и принесет немало неудобств ее членам.
  2. Без прохождения процедуры приватизации у СНТ есть немало проблем с самозахватом земель общего пользования особо предприимчивыми членами товарищества. Связано это с тем, что границы таких земель часто не определены должным образом, чем и пользуются владельцы 6 соток. Из-за самозахвата уменьшается ширина проездов, места сбора мусора и возникают иные неудобства.

Таким образом, приватизация закрепит имущественные права за СНТ и сведет на нет риски самозахвата земли и споры относительно границ участков.

Для прохождения процедуры приватизации СНТ должно собрать следующие документы:

  • схема участка на кадастровом плане, либо если есть утвержденный проект межевания территории/проект организации и застройки СНТ или описание местоположения участка в ГКН;
  • выписка из решения собрания СНТ о приобретении участка в собственность;
  • учредительные документы СНТ.

Это тот перечень документов, который потребуется предоставить в администрацию МО.

Порядок процедуры

Процедура приватизации предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Правление СНТ проводит собрание и выносит на повестку дня вопрос приватизации земель. При наличии большинства голосов уполномоченное лицо приступает к сбору документов.
  2. СНТ пишет заявление в администрации МО для предварительного согласования участка и заявления о предоставлении его в собственность в комплекте с документами на землю, которая есть в распоряжении товарищества.
  3. Администрация СНТ должна принять решение о предоставлении земель или об отказе в их выделении в течение 14 дней. Оно должно иметь письменную форму и содержать мотивацию его принятия.
  4. При положительном ответе СНТ обращается к кадастровому инженеру для проведения геодезических работ и уточнения границ земель общего пользования. Формирование участка производится согласно генплану или плану застройки. На основании проведенных работ выдается межевой план.
  5. Земля ставится на кадастровый учет с предъявлением учредительных документов СНТ, заявления о постановке на учет и полученного межевого плана.
  6. Акт согласования границ подписывается всеми землепользователями СНТ.
  7. СНТ обращается в Росреестр с комплектом правоустанавливающих документов. В данном случае это решение от местных властей о выделении земель в собственность.

За оформление земель общего пользования в собственность СНТ платит госпошлину как юрлицо в размере 22000 руб. Данные расходы распределяются между членами СНТ.

Сама регистрация прав собственности занимает 5 дней. Но на предварительное согласование и проведение работ по межеванию может уйти до 3 месяцев.

Статья написана по материалам сайтов: www.oblzemli.ru, pravoved.in.ua, calculator-ipoteki.ru, zakonometr.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector