+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Признание недостоверными или недействительными подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов

При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, уполномоченный представитель любого избирательного объединения, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, избирательное объединение, представивший (представившее) установленное количество подписей избирателей. Обязанность извещения лежит на избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.

Проверке подлежит не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов. В случае если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 1 тыс. подписей, проверке подлежат все подписи.

Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. Причем если избирательная комиссия решила проводить проверку подписей путем жребия, то такой способ применяется в отношении всех кандидатов, представивших подписи. В противном случае будет нарушен принцип равенства статуса кандидатов.

Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.

При наличии сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей избирательная комиссия вправе принять решение о направлении папок с подписными листами, вызывающими сомнения в достоверности данных, в органы дознания и следствия, а также соответствующим специалистам. Заключения, подготовленные специалистами, могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах.

Рабочая группа вправе, обычно по согласованию с председателем комиссии, направлять запросы государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, общественным объединениям, избирательным объединениям и их должностным лицам.

В случае если в избирательную комиссию поступили сообщения о принуждении, обмане или подкупе избирателей со стороны лица, собиравшего подписи, комиссия вправе своим решением направить соответствующие подписные листы в органы дознания и следствия. В случае подтверждения фактов нарушения правил сбора подписей, все подписные листы с подписями избирателей, заверенные этим лицом, не учитываются при установлении комиссией количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.

Направление подписных листов в органы дознания и следствия, а также соответствующим специалистам не должно влиять на сроки принятия комиссией решения о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Если на момент истечения установленного срока соответствующие органы и лица не окончат проверку фактов нарушений законодательства при сборе подписей, то подписи, содержащиеся в подписных листах, учитываются в качестве достоверных при принятии решения о регистрации либо об отказе в ней. При наличии сомнений в достоверности подписей избирателей или сведений, содержащихся в представленных документах, не разрешенных в течение установленного срока, избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в ней по имеющимся результатам проверки.

По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной, недостоверной или недействительной. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

Подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.

Недействительными подписями обычно считаются:

1) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления –до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата;

2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме;

3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей;

4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, – на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей;

7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей;

8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;

9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям закона;

10) подписи избирателей, собранные среди избирателей другого избирательного округа либо с участием органов власти, либо в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, либо при оказании благотворительной помощи;

11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, – на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей;

12) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, представленный в избирательную комиссию (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей, предусмотрено законом);

13) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения;

14) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения.

Важной нормой закона является то, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, избирательному объединению не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов.

В случае если проведенная избирательной комиссией проверка подписных листов повлечет за собой принятие решения об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов указанный кандидат (уполномоченный представитель избирательного объединения) вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными или недействительными, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или вышестоящей избирательной комиссией при обжаловании кандидатом, избирательным объединением решения об отказе в его регистрации (регистрации списка кандидатов) и только в отношении подписей, подлежавших проверке.

Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.

Решение о регистрации кандидата, списка кандидатов

При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении избирательной комиссии указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения. При одновременной регистрации кандидата в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов в решении окружной избирательной комиссии указывается, что кандидат зарегистрирован также в составе списка кандидатов.

Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением. Федеральным законом может быть предусмотрено, что для регистрации кандидата на должность Президента РФ, выдвинутого политической партией, требуется сбор подписей избирателей. Так, п. 1 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ предусматривает, что непарламентская» политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей.

Закон выделяет основания отказа в регистрации кандидата и основания отказа в регистрации списка кандидатов. Также Закон о гарантиях избирательных прав выделяет основания исключения кандидата из заверенного списка кандидатов. Все основания по своей сути схожи и будут проанализированы в дальнейшем.

Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, установленные Законом о гарантиях избирательных прав, являются исчерпывающими.

В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, избирательному объединению копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

Каждому зарегистрированному кандидату, кандидату из списка кандидатов выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов в течение двух суток после регистрации сообщаются СМИ для опубликования.

Последние новости

Если для регистрации кандидатом и/или избирательным объединением предоставлены подписные листы, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Это интересно:  Должностная инструкция главного инженера управляющей компании ЖКХ: обязанности работника по охране и ПТО сметчика, проверка состояния инженерных систем, профстандарт и справочник ИТР абонентской службы

Порядок проверки подписных листов

Для проведения проверки поданных документов избирательная комиссия может образовывать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных экспертов.

Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и/или их подписей.

Избирательная комиссия обязана оповестить кандидата и/или избирательное объединение о времени проверки подписных листов. Кандидат и/или его уполномоченный представитель может присутствовать при проверке подписных листов.

Проверке подлежат 20% подписей избирателей. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). В подписных листах, отобранных для проверки, проверяются все сведения, указанные в данных листах.

В ходе проверки избирательной комиссией подписных листов, подписи могут быть признаны недостоверными и/или недействительными.

Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Такая подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке.

Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

Недействительными подписями могут быть признаны:

  1. Подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.
  2. Подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
  3. Подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист.
  4. Подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом.
  5. Подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно.
  6. Подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенным в этот подписной лист.
  7. Подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы.
  8. Подписи, собранные с нарушением требований.
  9. Подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня оплаты изготовления подписных листов.

Весь подписной лист может быть признан недействительным, если:

  • подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и/или кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения
  • хотя бы одна из этих подписей в листе недостоверна
  • не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа
  • в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и /или в дате внесения подписи указанным лицом и/или кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, не оговоренные специально
  • сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и/или кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности
  • сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.

Завершение процесса проверки подписных листов

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Протокол предоставляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и/или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.

Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Если кандидат и/или избирательное объединение не согласны с количеством обнаруженных недействительных и/или недостоверных подписей, протокол избирательной комиссии может быть обжалован в суде, где будет произведена повторная проверка подписных листов.

Перечень оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными

Приложение 5 к Методическим рекомендациям

оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными

Основание (причина) признания подписи избирателя недостоверной и (или) недействительной

Норма закона о признании подписи избирателя недостоверной и (или) недействительной [1]

Подпись избирателя выполнена от его имени другим лицом (на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписных листов, изложенного в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе)

Подпись избирателя собрана вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата

пп. «а» п. 64 ст. 38

Подпись поставлена лицом, не обладающим активным избирательным правом

пп. «б» п. 64 ст. 38

Избиратель, указал в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей)

пп. «в» п. 64 ст. 38

Не указаны об избирателе какие-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом

пп. «г» п. 64 ст. 38

Не указаны об избирателе какие-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, и не указана дата собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист

пп. «г» п. 64 ст. 38

Избиратель не указал дату собственноручного внесения своей подписи в подписной лист

пп. «г» п. 64 ст. 38

Сведения об избирателе внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом

пп. «д» п. 64 ст. 38

Исправления в дате внесения подписи в подписной лист избирателем, если эти исправления специально не оговорены избирателем

пп. «е» п. 64 ст. 38

Дата внесения подписи избирателя проставлена избирателем не собственноручно, — на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей, изложенного в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе

пп. «е» п. 64 ст. 38

Исправления в соответствующих данной подписи сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей

пп. «ж» п. 64 ст. 38

Подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей

пп. «з» п. 64 ст. 38

Подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей и кандидата

пп. «з» п. 64 ст. 38

Подписной лист не заверен собственноручно подписью кандидата

пп. «з» п. 64 ст. 38

Подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, заверившего подписной лист, недостоверна (недостоверность подписи должна быть подтверждена заключением эксперта, привлеченного к работе по проверке подписных листов, изложенного в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе)

пп. «з» п. 64 ст. 38

Подпись кандидата, заверившего подписной лист, недостоверна (недостоверность подписи должна быть подтверждена заключением эксперта, привлеченного к работе по проверке подписных листов, изложенного в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе)

пп. «з» п. 64 ст. 38

Подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет

пп. «з» п. 64 ст. 38

Подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет и указанное лицо признано судом недееспособным

пп. «з» п. 64 ст. 38

Подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, признанным судом недееспособным

пп. «з» п. 64 ст. 38

Лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не указана дата заверения подписного листа

пп. «з» п. 64 ст. 38

Кандидатом не указана дата заверения подписного листа

пп. «з» п. 64 ст. 38

Лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не внесена собственноручно дата заверения подписного листа

пп. «з» п. 64 ст. 38

Кандидатом не внесена собственноручно дата заверения подписного листа

пп. «з» п. 64 ст. 38

В сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей

пп. «з» п. 64 ст. 38

В сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей

пп. «з» п. 64 ст. 38

В сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и в дате внесения подписи указанным лицом и кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, кандидатом

пп. «з» п. 64 ст. 38

В дате внесения подписи лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей

пп. «з» п. 64 ст. 38

В дате внесения подписи кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные кандидатом

пп. «з» п. 64 ст. 38

В дате внесения подписи лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, кандидатом

пп. «з» п. 64 ст. 38

Сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме

пп. «з» п. 64 ст. 38

Сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме

пп. «з» п. 64 ст. 38

Сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме

пп. «з» п. 64 ст. 38

Сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности

пп. «з» п. 64 ст. 38

Сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и о кандидате не соответствуют действительности

пп. «з» п. 64 ст. 38

Сведения о кандидате не соответствуют действительности

пп. «з» п. 64 ст. 38

Сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно

пп. «з» п. 64 ст. 38

Сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, внесены нерукописным способом или карандашом

пп. «з» п. 64 ст. 38

Форма подписного листа не соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону

пп. «и» п. 64 ст. 38

Форма подписного листа не соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону и в подписной лист не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона

пп. «и» п. 64 ст. 38

В подписной лист не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона

пп. «и» п. 64 ст. 38

Форма подписного листа не соответствует требованиям приложения 8 и который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона

пп. «и» п. 64 ст. 38

Подписной лист изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона

пп. «и» п. 64 ст. 38

Форма подписного листа не соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону и в подписной лист не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона, и подписной лист изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона

пп. «и» п. 64 ст. 38

Подписи избирателей собраны с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона

пп. «к» п. 64 ст. 38

Сведения об избирателе внесены в подписной лист не самим избирателем, ставящим подпись,- на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей, изложенного в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе

пп. «л» п. 64 ст. 38

Сведения об избирателе внесены в подписной лист не самим избирателем, ставящим подпись, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист,- на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей изложенного в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе

пп. «л» п. 64 ст. 38

Подпись избирателя внесена в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей

Это интересно:  Листы нетрудоспособности для военнослужащих

пп. «н» п. 64 ст. 38

Подпись избирателя внесена в подписной лист позднее заверения подписного листа кандидатом

пп. «н» п. 64 ст. 38

Подпись избирателя внесена в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и кандидатом

пп. «н» п. 64 ст. 38

Заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее заверительной записи кандидата

пп. «о» п. 64 ст. 38

Обнаружено несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата

достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными

[1] Указывается подпункт, пункт, статья Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Избирательное право

Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума

Основной формой реализации прав избирателей при выдвижении кандидатов, списков кандидатов, инициировании референдума является процедура сбора подписей. Если иное не предусмотрено законом, наличие определенного количества подписей избирателей является необходимым условием выдвижения кандидатов, списка кандидатов, назначения референдума.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, а также в поддержку инициативы проведения референдума, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей (для референдума последнее требование не применяется). Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, но не может быть менее 25 подписей.

Федеральными законами может устанавливаться квота на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Однако установление квоты на сбор подписей избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума на части территории субъекта Российской Федерации, части территории муниципального образования не допускается.

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.

На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, дат жен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, — не менее 20 дней.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается.

Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, политическая партия, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.

Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования — дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений соответствующая избирательная комиссия производит проверку. Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата или списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого федерального списка кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).

Процедура проведения выборки определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При проведении выборки и при проверке подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители или доверенные лица политических партий, представивших для регистрации выдвинутых ими федеральных списков кандидатов необходимое количество подписей избирателей. Выборка проводится в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации непосредственно после выдачи уполномоченному представителю политической партии документа, подтверждающего прием подписных листов. При проведении выборки и при проверке подписных листов могут присутствовать иные лица, направленные указанными политическими партиями.

Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. Но результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

  • подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, место жительства которых находится за пределами территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сведений, подписанных должностным лицом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, в том числе полученных по каналам связи ГАС «Выборы» и подписанных электронной цифровой подписью, либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи;
  • подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

  • подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, — на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи;
  • подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
  • все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем политической партии имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем политической партии, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе политической партии указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
  • подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов;
  • подписи избирателей, собранные с нарушением требований закона;
  • подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, — на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке;
  • все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных законом;
  • все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список лиц, уполномоченных производить сбор подписей.
  • Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписном листе, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

    Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в под- пленом листе, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе до приема подписных листов соответствующей избирательной комиссией.

    Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же федерального списка кандидатов, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

    При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках).

    Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлено, что она недействительна.

    Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации кандидата или списка кандидатов количества подписей избирателей.

    Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частями 9 и 18 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается, и федеральный список кандидатов не регистрируется.

    Кандидат или список кандидатов не могут быть зарегистрированы, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.

    Сбор и проверка подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов)

    Сбор подписей является одним из оснований регистрации кандидатов. В зарубежных странах существуют и иные способы позволяющие избежать случайностей в подборе кандидатов (поручительство уважаемых в обществе людей, различные варианты залога и другие).

    Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей. Исключением является количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): оно не может составлять менее 0,5 процента и более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

    Федеральными законами может устанавливаться квота на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Так, при сборе подписей в поддержку кандидата в Президенты Российской Федерации на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей.

    На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления — со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.

    Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.

    Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата.

    Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются соответствующим федеральным законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на должность главы муниципального образования, в депутаты представительного органа муниципального образования содержатся в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    В случае наличия у кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидата на должность главы муниципального образования, кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, данные которых указываются в подписном листе, неснятой и непогашенной судимости дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность главы муниципального образования, кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования, сведения о которых содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в соответствии законом указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которых произведена оплата изготовления подписных листов.

    Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

    Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

    Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом либо, если это предусмотрено федеральным законом — доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем политической партии.

    При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заве- рительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.

    После окончания сбора подписей кандидат подсчитывает общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют в двух экземплярах протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы. Каждый экземпляр протокола подписывается соответственно кандидатом.

    Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде.

    На выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется за- коном субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Депутат представительного органа муниципального образования и (или) избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования ставят свои подписи на листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее — лист поддержки кандидата). В листе поддержки кандидата указываются фамилия, имя и отчество кандидата, дата его рождения, основное место работы или службы, занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий); наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата; сведения о выдвижении кандидата (выдвинут политической партией или ее региональным отделением (с указанием наименования политической партии или ее регионального отделения) или в порядке самовыдвижения); в случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости — сведения о судимости кандидата. В листе поддержки кандидата также указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения депутата представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, ставящих подпись; наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, или наименование должности главы муниципального образования, которым является лицо, ставящее подпись; наименование муниципального образования. Депутат представительного органа муниципального образования или глава муниципального образования собственноручно ставит свою подпись, а также указывает дату и время ее проставления. Подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована. Листы поддержки кандидата представляются кандидатом в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата. Одновременно в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации представляется подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня представления указанного списка публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем сайте в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет».

    Число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемых в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 5 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей указанных лиц, число представляемых подписей может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на две подписи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата. Срок такой проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более 10 дней. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной. Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.

    Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

    При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в протокол комиссией, составившей протокол, после принятия ею указанного решения не допускаются. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

    Статья написана по материалам сайтов: studme.org, yopolis.ru, pandia.ru, isfic.info, lawbook.online.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector