+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Роль участка в земельных отношениях. Законодательство

Статья посвящена правовому регулированию земельных отношений, подробно рассматриваются методы и принципы этого вида правоотношений

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения. Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

  • Нормативное регулирование правоотношений.Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

— Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Это интересно:  Бесплатная консультация юриста по кредиту

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

— рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

— санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

— делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

§ 1. Характеристика земельных отношений и методы их правового регулирования

Роль земли в жизни общества. Земля — первоначальный источник всякого богатства. Это обстоятельство определяет ее экономическое, политическое и социальное значение.
Плодородный слой земли — почва представляет собой основу для ведения сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства. Недра земли содержат запасы полезных ископаемых, необходимые народному хозяйству. Водные ресурсы как важнейшее условие существования людей, животного и растительного мира также находятся на земле. Земля является местом обитания животного мира — возобновляемого природного ресурса. Земля — один из важнейших компонентов окружающей среды.
Пожалуй, самое главное — то, что земля является основой жизни и деятельности человеческого общества. Земля — главный объект хозяйственной деятельности человека. В качестве природного объекта земля выполняет две важнейшие функции: выступает как средство производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственно-территориальный базис — место размещения зданий, строений и сооружений. Она существует без всякого содействия со стороны человека как всеобщее условие и предмет человеческого труда. Земля — территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это принципиально важное свойство земли отражено в ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля относится к числу неуничтожимых природных ресурсов. Можно, конечно, уничтожить плодородный почвенный слой, покрывающий землю, однако землю как пространственный территориальный базис уничтожить нельзя. К сожалению, современные технические возможности, которыми обладает человек, позволяют создать такие условия жизни, которые будут непригодны для проживания людей вследствие деградации окружающей среды. В связи с этим земля, являющаяся местом существования человеческого общества, в обозримом будущем обладает признаком незаменимости.
В отличие от растительного и животного мира, объекты которого относятся к числу возобновляемых ресурсов природы, земля не обладает таким свойством. Однако естественное плодородие, которым обладает земля, может быть при применении специальных методов восстановлено. Кроме того, почвы при их правильной, научно обоснованной обработке обладают уникальным свойством увеличивать свою продуктивную способность.
Земля выполняет важные экологические функции как первичный элемент в системе сложных взаимосвязей объектов природы — экологической системе.
Весьма существенным моментом является также и то, что земля ограничена в пространстве. Как правило, человеческое общество существует на определенной территории, обычно ограниченной границами соответствующего государства. Любой человек использует земельный участок, площадь которого всегда ограничена.
Таковы наиболее важные характеристики земли как природного объекта и функции, которые она выполняет.
Понятие и особенности земельных отношений. Указанные особенности земли определяют специфику земельных отношений, отличая их от иных общественных отношений.
Общественные отношения — не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира, а отношения между людьми по поводу этих материальных предметов. Общественные отношения представляют собой отношения между людьми по поводу предметов материального мира, связанные с их использованием. Земля становится объектом земельных отношений не из-за того, что она — объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.
Земля как объект общественных отношений даже в тех случаях, когда к ней прикладывается человеческий труд, в нее вкладываются денежные средства, продолжает оставаться объектом природы. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений. Особенности земельных отношений заключаются в том, что их возникновение и развитие непосредственно и самым теснейшим образом связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства. Цель общественного производства заключается в использовании предметов природы и присвоении их для удовлетворения интересов людей. Взаимосвязь земельных отношений с общественным производством выражается в том, что земельные отношения являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством. Особый характер имущественных отношений по поводу земли обусловлен указанными выше особенностями земельных отношений, отличающими их от иных имущественных отношений. Природа земельных отношений определяет публично-правовой характер их регулирования.
Методы правового регулирования земельных отношений. Особенности земельных отношений отражены в специфическом сочетании методов правового регулирования данной сферы общественных отношений, которые применяются в земельном законодательстве. Метод правового регулирования представляет собой способ воздействия на участников (субъектов) общественных отношений. Задача правового регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответствующее поведение участников общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официальном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепляющей модели поведения участников общественных отношений.
Такие модели поведения закрепляются в правовых нормах в виде прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Права субъектов представляют собой возможность совершать или не совершать какие-либо действия по усмотрению субъекта отношения. Обязанности субъектов земельных отношений могут быть двоякого рода: обязанность совершать определенное действие или не совершать его (запрет).

* ВВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768; САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.

Примером обязанности совершать определенное действие могут служить положения ст. 53 ЗК, предусматривающие следующие обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов: эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель; своевременно вносить земельный налог или арендную плату и др.
В то же время земельное законодательство предусматривает обязанности в виде запрета — не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.
Регулирование земельных отношений путем установления определенного сочетания прав и обязанностей возможно лишь при добровольном исполнении земельно-правовых норм. В случае их нарушения применяются методы государственного принуждения с тем, чтобы привести земельные отношения в соответствие с моделью поведения, закрепленной в норме права. Государственное принуждение к соблюдению норм земельного законодательства выражается в привлечении к ответственности правонарушителей либо в принудительном приведении общественных отношений в состояние, соответствующее требованиям права. Например, согласно ст. 54 ЗК нарушенные земельные права подлежат восстановлению, а причиненные убытки — возмещению в полном объеме.
Земельное законодательство устанавливает также определенную иерархию соотношения прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Это соотношение выражено в определении сфер применения таких классических методов правового регулирования, как императивный и диспозитивный методы.
Так, в области управления использованием и охраной земель подавляющее число отношений основано по типу: управомоченный орган государственной власти — обязанный собственник или лицо, использующее земельный участок на ином основании. В этой сфере преимущественно применяется императивный метод, т.е. метод власти и подчинения. Например, для ведения государственного земельного кадастра собственники земли и иные лица, использующие землю, обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе (а собственники земли и другие лица соответственно обязаны содействовать осуществлению этих прав) беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать юридическим лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства и т.д.
Иная картина наблюдается в области регулирования взаимоотношений собственников земельных участков между собой по поводу использования земли. Все собственники земли, использующие землю в тех или иных целях, равны между собой. Они обладают равными и всеми необходимыми правами по обеспечению рационального использования земли. В этой сфере земельных отношений доминирует диспозитивный метод регулирования. Его сущность состоит в том, что собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продать его, подарить, сдать в аренду или заложить. Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах урегулировать взаимоотношения друг с другом: например, путем установления сервитутов, т.е. применяя методы частноправового регулирования земельных отношений.
Характеризуя методы регулирования земельных отношений в целом, следует еще раз подчеркнуть, что их особенности определяются характером земельных отношений и выражены в специфическом сочетании императивного и диспозитивного методов.

* СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1999. № 51. Ст. 6288.

Разграничение земельных отношений и горных, водных, лесных и иных отношений заключается в следующем. Горные; водные, лесные отношения регулируются самостоятельными отраслями законодательства: законодательством о недрах, водным и лесным законодательством. Такое разграничение необходимо для правильного и наиболее эффективного применения этого законодательства. Общественные отношения возникают по поводу определенных природных объектов: земли, недр, вод, лесов и др., поэтому круг общественных отношений по поводу этих объектов природы не совпадает и, соответственно, существуют различные отрасли законодательства, регулирующие эти отношения.
Принцип раздельного правового регулирования использования и охраны природных ресурсов закреплен в соответствующих законодательных актах. В основе определения сфер правового регулирования земельного законодательства и отраслей законодательства об иных природных ресурсах заложен принцип раздельного правового регулирования отношений по поводу использования и охраны соответствующего объекта природы с учетом его экологических взаимосвязей с другими объектами природы.

* ВВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834; СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 141.

Это интересно:  Можно ли продать земельный участок без дома

Согласно ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации* отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством РФ. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд, и лесов, не входящих в лесной фонд, регулируются гражданским законодательством, законодательством РФ о растительном мире, земельным, водным законодательством РФ, а также соответствующими статьями ЛК РФ.

* СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.

Принцип разграничения сфер действия земельного и водного законодательства отражен в Водном кодексе Российской Федерации*. Согласно ст. 5 ВК РФ отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством РФ в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством РФ в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством РФ.

* СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»* (ст. 1) предусматривает, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

* СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

Аналогичный принцип был закреплен и в ст. 2 ЗК: горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством. Однако в настоящее время эта статья признана недействующей. Таким образом, разграничиваются предметы правового регулирования земельного законодательства и законодательства о природных ресурсах.
Разграничение земельных и иных имущественных отношений. Общей сферой правового регулирования земельного и гражданского законодательства являются главным образом вопросы права собственности на землю и иных вещных прав на земельные участки. В основе разграничения сфер правового регулирования этих двух отраслей законодательства лежит следующий принцип. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных выше вопросов, а в земельном законодательстве отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностями земли как природного объекта. Этот принцип выражен в том, что, во-первых, в ГК РФ имеется специальная гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Если бы такой специфики не было, то, очевидно, не возникло бы необходимости в такой главе.
Во-вторых, подтверждением этому является то, что данная глава будет введена в действие со дня принятия нового Земельного кодекса Российской Федерации. Это означает, что в рамках только гражданского законодательства не могут быть урегулированы все вопросы права собственности и иных вещных прав на землю.
В-третьих, в ряде статей ГК имеются бланкетные нормы, определяющие сферу регулирования отношений по поводу земли нормами земельного законодательства. В одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других случаях прямо указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегулирован в земельном законодательстве, либо используются термины «законодательство о земле» или «федеральное земельное законодательство».
Например, ст. 126 ГК, закрепляя принципы регулирования ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, предусматривает, что обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. В ст. 129 ГК, посвященной оборотоспособности объектов гражданских прав, говорится, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В ст. 209 ГК, касающейся содержания права собственности, имеется отсылка. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 260 ГК на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.
Все нормы ст. 261 ГК являются бланкетными. Так, территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
По такому же принципу построено содержание п. 1 ст. 262 ГК: граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Статья 216 ГК закрепила виды вещных прав на земельный участок, а ст. 264, 265, 266 и 269 ГК определили в самом общем виде права лиц, обладающих соответствующими титулами. Однако содержание этих титулов прав на землю, порядок их осуществления в гражданском законодательстве не урегулирован, поскольку решение этих вопросов ГК отнес к сфере земельного законодательства.
Регулирование такого важного вопроса, как изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, гражданское законодательство (ст. 279 ГК) также отнесло к сфере регулирования законодательства о земле. Так, государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащий лицам, не являющимся его собственниками, также должно осуществляться по основаниям и в порядке, установленным земельным законодательством (ст. 287 ГК). Таковы принцип и параметры разграничения сфер действия земельного и гражданского законодательства.

Роль Земли в системе общественных отношений

План

Семинарского занятия по Земельному праву России

(для студентов дневного отделения ФДО ННГУ)

1.Предмет и система Земельного права

1.1.Роль Земли в системе общественных отношений

1.2.Понятие и предмет Земельного права

1.3.Соотношение Земельного права с другими отраслями российского права

2.Понятие и состав Земель в РФ

3.Понятие Земельного участка и порядок образования земельных участков

4.Право собственности на землю (понятие, формы, содержание)

5.Иные права на земельные участки (право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, аренда земельных участков, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

6.Сделки с земельными участками

7.Плата за землю

8.Земельный кадастр, земельный контроль, землеустройство, мониторинг земель

9.Юридическая ответственность за земельные правонарушения.

Роль Земли в системе общественных отношений

Выделяют следующие основные функции земли(по Р.К. Гусеву):

1. Политическую, т.е. земля определяет ограниченные преде­лы государственного территориального суверенитета РФ. Земля выступает в качестве пространственно — террито­риального базиса, т.е. как место размещения зданий,строений, сооружений и иных объектов.

2. Социальную— земля, как и другие природные ресурсы, выступает основой жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории (ст. 9 ч. 1 Конституции РФ).

3. Экологическую— земля является неотъемлемой составной частью экологических систем природы и природной среды в целом и играет огромную роль в поддержании баланса в природе (круговорот веществ и т.д.).

4. Экономико-производственную земля выступает в качестве основного средства производства, производительной си­лы в сельском и лесном хозяйстве.

Изучение земельного права, безусловно, необходимо на­чинать с изучения особенностей его предмета, т.е. самих зе­мельных отношений. Специфика же земельных отношений как предмета правового регулирования во многом определя­ется особенностями объекта этих отношений — землей.

В.В. Петров 1 выделяет следующие особенности земликак объекта земельных отношений:

§ присущее земле свойство плодородия, которой обладает ее поверхностный слой — почва и которое в значительной степени определяет собой потребительную стоимость земли, т.е. ее полезность и способность выступать в каче­стве основного средства производства в сельском и лес­ном хозяйстве;

§ земля представляет собой «вечное средство производства», поскольку ее естественная производительная способ­ность, в отличие от других средств производства (станки, оборудование и др., которые сначала морально, а потом и физически устаревают и выходят из хозяйственного оборота), сохраняется и даже увеличивается при рацио­нальном ее использовании;

§ для земли характерна пространственная ограниченность. Поверхность земли не может быть произвольно расшире­на, что означает необходимость и возможность использова­ния земли в тех пространственных пределах, которые опре­делены природой.

§ с пространственной ограниченностью земли тесно свя­зана такая особенность, как постоянство ее местонахожде­ния, что обусловливает необходимость эксплуатации зе­мельного участка там, где он расположен.

§ особенностью земли является и ее незаменимость, т.е. невоз­можность использовать вместо нее при современном уровне развития производительных сил какие-либо иные средства производства, например, в сельском хозяйстве. Конечно, вы­ращивать сельскохозяйственную продукцию можно и в ис­кусственном грунте с применением современных техноло­гий (гидропоника, искусственный микроклимат и т.п.), од­нако трудно представить ситуацию, когда в больших мас­штабах естественные почвенные ресурсы заменяются неко­ей синтетической почвой.

§ природная неоднородность, что обусловило разделение все­го Земельного фонда России на семь разных категорий по целевому назначению, о чем будет сказано ниже;

§ важной отличительной особенностью земли является и то, что она представляет собой неотделимую часть (компо­нент) природной среды, что накладывает отпечаток на ха­рактер регулирования земельных отношений (например, налагает на субъектов земельных отношений дополни­тельные обязанности, чтобы не нанести ущерба другим природным объектам и природной среде в целом при
эксплуатации земельных ресурсов).

По мнению Б.В. Ерофеева 1 , земля как объект правового регулирования играет троякую роль. В экологическом пони­мании земля — это природный объект, составная часть окру­жающей среды, тесно связанная с другими природными объ­ектами (лесами, водами и др.). С экономической точки зрения, земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельно­сти людей и является источником удовлетворения разнооб­разных потребностей человека. В социальном отношении земля является объектом собственности и может принадле­жать на праве собственности и на иных правах различным субъектам общественных отношений. Им же отмечено 2 , что земля представляет собой достаточно сложный хозяйственный объект, характеризующийся разнообразными свойствами и в силу этого охватываемый различными отраслями права.

Это интересно:  Оформление декретного отпуска на бабушку

О.И. Крассов указывает, что земельные отношения пред­ставляют собой отношения по поводу использования не только поверхности земельного участка, но и объектов недвижимости, находящихся на участке и под его поверхностью 1 . Он также счи­тает, что «чисто» земельных отношений практически не сущест­вует, за исключением отношений по поводу использования зем­ли для растениеводства, выращивания сельскохозяйственных культур, требующих ежегодной культивации.

Таким образом, можно определить предметом земельно­го права совокупность общественных отношений, скла­дывающихся в сфере (возникающих по поводу) исполь­зования и охраны земель как природного ресурса и сред­ства производства и получивших название земельных отношений.

В соответствии со ст. 3 (ч. 1) действующего Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30 октября 2001 года, зе­мельное законодательство регулирует отношения по исполь­зованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответст­вующей территории (земельные отношения). В то же время, согласно ч. 3 этой же статьи Земельного кодекса, имуществен­ные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательст­вом, законодательством о недрах, об охране окружающей сре­ды, специальными федеральными законами.

В то же время, Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О Государственном земельном кадастре», а позднее -действующим Земельным кодексом РФ введено понятие «земельного участка», под которым понимается часть по­верхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в уста­новленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхно­стью земельного участка, если иное не предусмотрено за­конами о недрах, об использовании воздушного простран­ства и иными федеральными законами. Очень часто вместо понятия «земля» употребляют тер­мин «почва» которая представляет собой поверхностный плодородный слой земной коры, образующийся и разви­вающийся в результате взаимодействия растительности, животных, микроорганизмов, горных пород, являющий­ся самостоятельным природным образованием, толщина которого колеблется от нескольких миллиметров до 2-3 метров.

Роль законодательства в регулировании земельных отношений в РФ

Секция: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Роль законодательства в регулировании земельных отношений в РФ

LEGISLATION ROLE IN REGULATION OF THE LAND RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Maksim Skvortsov

student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg

Аннотация. Система земельных отношений любого государства является основным механизмом для реализации земельной политики и успешным управлением земельными ресурсами. В Российской Федерации проведение земельной реформы осуществлялось на основе формирования правовой землеустроительной документации, в которой определялись: различные виды земельной собственности: государственная, частная, муниципальная; реорганизация существующих сельскохозяйственных предприятий; пути перехода на платное землепользование, определялся комплекс мер по приватизации земельных участков и т.д. Целью земельной реформы было – повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения производительного потенциала земли, превращая ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста страны. Цель земельной реформы не была достигнута, так как существующее законодательство не обеспечило нужного правового регулирования для повышения эффективности использования земли.

Abstract. The system of the land relations of any state is the main mechanism for realization of land policy and successful management of land resources. In the Russian Federation holding a land reform was carried out on the basis of formation of legal land management documentation in which were defined: different types of the landed property: state, private, municipal; reorganization of the existing agricultural enterprises; ways of transition to paid land use, the package of measures for privatization of the land plots, etc. was defined. The purpose of a land reform was – increase in efficiency of use of the earth, creation of conditions for increase in productive capacity of the earth, turning her into a powerful independent factor of economic growth of the country. The objectives of a land reform haven’t been achieved as the existing legislation hasn’t provided the necessary legal regulation for increase in efficiency of use of the earth.

Ключевые слова: земельные отношения; земельная реформа; земельный кодекс; регулирование земельного рынка; законодательство.

Keywords: land relation; land reform; land code; regulation of the land market; legislation.

На сегодняшний день в нашей стране принято огромное количество нормативно-правовых актов в области земельно-имущественного комплекса. Последнее десятилетие активно ведутся поиски наиболее оптимальных вариантов развития национальной экономики, промышленности и не менее важной сферы – земельных отношений. Нормативно-правовую базу, регулирующую земельные отношения, можно разделить на три группы: федерального значения, регионального значения и муниципального значения (рисунок 1).

Рисунок 1. Нормативно-правовая база, регулирующая земельные отношения в РФ [6, c. 160]

К первой группе, наиболее значимой и лежащей в основе других групп, относятся нормативно-правовые документы, изданные на федеральном (государственном) уровне, имеющие федеральное значение, такие как Конституция РФ [4], Земельный кодекс РФ [3], Гражданский кодекс РФ (часть первая) [2], Градостроительный кодекс РФ, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы Министерства экономического развития РФ, ряд законодательных актов Росреестра, поддерживающих правовое обеспечение управления земельными ресурсами РФ.

Ко второй группе законодательных актов земельных отношений относят документы, разработанные и принятые региональными властями, которые не противоречат земельному кодексу и прочим федеральным законам в области земельных правоотношений. При этом органы исполнительной власти регионов издают акты в пределах своих полномочий, к которым относятся: разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ [5, c. 15]. При этом региональные акты имеют немаловажное значение при регулировании земельных отношений, поскольку в соответствии с Конституцией РФ, круг вопросов в отношении земель находится в совместном ведении федерации и её субъектов.

Третья группа представлена нормативно-правовыми документами органов местного самоуправления, действующих в пределах муниципальных образований. Нормативные правовые акты органов самоуправления в области земельного законодательства признаются в настоящее время самостоятельной, независимой от органов государственной власти системой, работающей в соответствии с нормативно-правовым документами федерального и регионального значения и не противоречащей им. Нормативные документы местного значения при регулировании земельных отношений в муниципалитетах являются более конкретными по своему содержанию, чем акты федерального и регионального уровне. К таким документам относят постановления, решения и распоряжения глав администраций районов и других муниципальных образований [1, c. 56]. Таким документом, например, является распоряжение главы администрации сельского поселения о выделе земельного участка субъекту земельных отношений из свободных земель поселения.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает земельные участки, как объект гражданских прав, и включает в понятие недвижимых вещей (имущества) (ст. 130 ГК РФ) [2, c. 256]. При этом к таким вещам законодатель относит всё, что прочно связано с землёй (здания, сооружения, объекты незавершённого строительства, воздушные и морские суда, космические объекты и т.п.).

Все земельные участки в совокупности составляют земельный фонд РФ и характеризуются огромными природными территориями. При этом зачастую большая часть таких территорий не разграничена между федеральными, региональными и местными властями (особенно в азиатской части России), поэтому часто возникает проблема подконтрольности территории. Эту проблему поможет решить публичная кадастровая карта, в которой важно отметить подконтрольность всей территории РФ.

В целом, земельное законодательство, несмотря на активные изменения в последнее десятилетие, требует систематического совершенствования с учетом специфики земельных отношений в России.

На основании исследования в области земельного законодательства были выявлены следующие моменты. Во-первых, имеется проблема систематизации правовых норм, когда параллельно существующие законы дублируют друг друга, но с некоторой корректировкой (законы субъектов РФ и федеральные законы). Для решения данной проблемы предлагается устранить из нормативно-правовых актов повторяющиеся формулировки (в том числе и смысловые) и создать единую электронную базу документов, регулирующую земельные отношения. Это приведет к тому, что при изменении норм земельного законодательства, время на изучение огромного массива законодательных актов будет уходить гораздо меньше.

Кроме того, в законах субъектов РФ пробелы федерального законодательства не всегда восполняются корректно с точки зрения земельного права. Следует отметить также невозможность применения законов в силу отсутствия нормативов, обеспечивающих выполнение этих законов (например, для оценки состояния объекта, влияющего на состояние здоровья человека и окружающую среду, до сих пор не установлены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ). Попытки установить нормативы единые для всех регионов не увенчались успехом. Поэтому важно учитывать особенности каждой территории, что сделать можно только на уровне субъекта или муниципального образования. При этом важен федеральный и социальный контроль за органами, устанавливающими такие нормативы. Иначе, местные или региональные органы власти могут такие критерии устанавливать в интересах соответствующего уровня властей.

Периодические попытки изменить принципы и содержание земельно-правового регулирования – один из факторов, влияющих на законодательное регулирование земельных отношений. Это обстоятельство не может не влиять на стабильность земельного правопорядка. Нестабильность законодательства оказывается причиной нестабильности земельных общественных отношений, что может негативно сказаться на социально-экономической ситуации в государстве в целом. С тем чтобы земельное законодательство было действенным, эффективным регулятором общественных отношений по поводу земли, совершенствование законодательства должно быть основано на внимательном изучении состояния земельных общественных отношений и детально разработано. Также важно учитывать и зарубежный опыт регулирования земельных отношений. Реформирование правового регулирования земельных отношений, следовательно, не может быть самоцелью или отвечать интересам только определенных социальных кругов. Поэтому на уровне субъектов РФ и муниципалитетов важен общественный контроль за соблюдениями требований законодательства.

Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, lawtoday.ru, studopedia.org, nauchforum.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector