+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов

Содержание:

Понятие

Данное понятие раскрыто в Федеральном законе РФ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Набор социальных услуг — это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Законодательно закреплен перечень данных услуг. К ним относят:

  1. Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.
  2. Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации. Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов — 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга — от 24 до 42 дней.
  3. Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Законом дополнительно предусмотрено право для инвалидов I группы и детей-инвалидов на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Кто имеет право на получение набора социальных услуг

Полный перечень граждан, которым предоставлены данные услуги закреплен в статье 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ и в приказе Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», который зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2005 за № 6303.

Категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг:

1) инвалиды войны;

участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами;

приравненные к инвалидам войны:

военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);

2) участники Великой Отечественной войны;

приравненные к участникам Великой Отечественной войны бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;

3) ветераны боевых действий:

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвующие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

военнослужащие автомобильных батальонов, направляющиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком Жителю блокадного Ленинграда«;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

приравненные к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий:

члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей;

8) инвалиды в зависимости от группы инвалидности:

инвалиды I группы;

инвалиды II группы;

инвалиды III группы;

9) дети-инвалиды;

10) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

Порядок получения социальных услуг

Для получения набора социальных услуг гражданину необходимо встать на учет в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства гражданина. Для постановки на учет гражданину необходимо подать заявление до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления. Однако это не означает, что гражданин должен ждать услуг до начала следующего года.

В случае, если гражданин ранее не получал услуги и подал заявление в течение календарного года периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В заявлении указываются следующие сведения:

наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в который предоставляется заявление;

страховой номер индивидуального лицевого счета;

фамилия, имя, отчество, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность, дата и место рождения лица, имеющего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи);

в случае если заявление подается представителем гражданина или законным представителем несовершеннолетнего либо недееспособного лица, в заявлении им указываются сведения о представителе гражданина или законного представителя несовершеннолетнего или недееспособного лица и его документах

В заявлении также указывается, в каком объеме гражданин просит предоставить ему социальные услуг – полностью либо частично.

При приеме заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации гражданину выдается расписка-уведомление о приеме (регистрации) заявления, содержащая дату приема заявления и регистрационный номер заявления.

Отказ от получения набора социальных услуг

Гражданин может отказаться от получения социальных услуг полностью либо частично. Для этого ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и воспользоваться правом на получение денежного эквивалента услуги.

Денежная сумма набора социальных услуг в 2018 году

Денежная сумма НСУ приведена в таблице ниже.

Социальное обслуживание по новым правилам

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. «Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны», – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие «получатель социальных услуг»

С 1 января из законодательства исчез термин «клиент социальной службы» (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие «получатель социальных услуг» (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

«Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов».

Определен поставщик социальных услуг

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении социальных услуг

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

«Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя».

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и «ложка дегтя» в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

Набор социальных услуг (НСУ)

В настоящее время пенсионеры и другие нуждающиеся граждане могут получать социальную помощь в денежной и натуральной форме. Помощь от государства в натуральной форме представлена в виде так называемого набора социальных услуг (НСУ). Услуги могут быть оказаны перечисленным в законе категориям граждан в определенном порядке.

Социальная помощь в виде набора социальных услуг

В действующем законодательстве отсутствует четкое определение понятия набора социальных услуг. Однако, изучив соответствующие законодательные акты, можно сделать вывод, что — это социальная поддержка граждан, входящих в круг получателей ежемесячной денежной выплаты, выраженная в предоставление им государством определенных в законе услуг.

Такая помощь очень актуальна на данный момент, так как она предоставляется менее защищенным социальным слоям населения и включает в себя перечень таких услуг, которые им особенно необходимы в повседневной жизни.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

Законодатель выделяет перечень категорий граждан, которые могут получать социальную помощь в виде набора социальных услуг:

  1. инвалиды войны — это участники великой отечественной войны, получившие увечья, во время боевых действий, лица, приравненные законодательно к инвалидам войны, (военнослужащие получившие инвалидность при непосредственном исполнении обязанностей воинской службы в иные периоды, сотрудники органов безопасности СССР, ставшие инвалидами в следствии исполнения ими служебных обязанностей, участники истребительных батальонов и взводов, отрядов защиты народа, функционировавших с 1944 по 1951 годы; граждане, которые стали инвалидами в следствии радиационных аварий и катастроф, а также их дети, если их инвалидность связана генетически с радиационным облучением родителей);
  2. участники Великой отечественной войны (ВОВ);
  3. ветераны боевых действий (полный перечень граждан, входящих в данную категорию, содержится в ст. 3 закона N 5-ФЗ «О ветеранах»);
  4. военнослужащие, находившиеся на военной службе в период ВОВ в военных частях, учреждениях и образовательных заведениях, не входивших на тот момент в состав действующей армии, не менее полугода;
  5. имеющие награду «жителю блокадного Ленинграда»;
  6. лица, которые трудились в период ВОВ на объектах военного назначения;
  7. члены семей погибших либо умерших граждан, относящихся к категориям 1, 2, 3 и 4, а также родственники погибших работников медицинских учреждений Ленинграда;
  8. инвалиды;
  9. дети-инвалиды.

Гражданка Сидорова является инвалидом первой группы, у нее есть потребность в дорогостоящих лекарственных препаратах, которые ей выписывает врач.

В соответствии с законом в перечень предоставляемых инвалидам социальных услуг входит бесплатное получение медицинских препаратов по рецепту врача, также гражданка Сидорова раз в год вместе с сопровождающим может съездить в санаторий и неограниченное количество раз пользоваться пригородным железнодорожным транспортом и имеет право на бесплатную поездку к месту лечения и обратно.

Состав набора социальных услуг

ФЗ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» выделяет следующие виды услуг, которые могут получить граждане:

  1. Лекарства и медицинские изделия, если на них есть рецепт врача, а также специальные продукты для лечебного питания детей-инвалидов.
  2. Предоставления путевок для санаторно-курортного лечения в целях профилактики основного заболевания.
  3. Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте или междугороднем транспорте к месту проведения лечения и обратно.

Для инвалидов 1 группы предусмотрена возможность получения путевок и бесплатный проезд для одного сопровождающего.

Порядок предоставления набора социальных услуг

Как и любые услуги, предоставляемые государством, НСУ имеет собственный законодательно урегулированный порядок предоставления (ст. 6.3 закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

Надо отметить, что в законе четко определено, какие именно органы государственной власти ответственны за предоставление гражданину права на получение услуг, а также за реализацию каждой конкретной услуги, входящей в набор.

Ежемесячные денежные выплаты и набор социальных услуг (ЕДВ и НСУ)

Набор социальных услуг является частью ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Таким образом, лица, получающие ежемесячную выплату, могут претендовать и на набор социальных услуг, если они относятся к одной из категорий, для которых законом предусмотрено право на ее получение.

Ежемесячная денежная выплата представляет собой материальные выплаты пострадавшим гражданам, а также лицам, имеющим определенные заслуги перед отечеством. В отличие от набора соц. услуг размер ежемесячных выплат для каждой категории граждан определяется индивидуально.

  • Если лицо имеет право на получение ежемесячной социальной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным одним нормативным актом, то территориальным органом пенсионного фонда РФ будет установлена ЕДВ по одному из оснований, подразумевающему наибольший размер выплат.
  • Если гражданин имеет право на получение выплат по основаниям, которые содержаться в разных нормативных актах, то он получает право самостоятельно выбрать, закон в соответствии с которым он хотел бы получать денежные средства.

Куда обратиться за получением?

Для того, чтобы стать получателем ЕДВ гражданину необходимо обратиться в территориальный орган пенсионного фонда РФ по месту регистрации (постоянной или временной). ЕДВ для пенсионеров назначается в том отделении Пенсионного фонда России (ПФР), где они уже получают другие пенсионные выплаты.

  • Несовершеннолетние и недееспособные, по общему правилу, получают ЕДВ по месту жительства родителей, опекунов, либо попечителей.
  • Если родители несовершеннолетнего проживают раздельно, то обращаться следует в Пенсионный фонд по месту жительства того родителя, с которым проживает ребенок.
  • Для несовершеннолетних, которым исполнилось 14 лет, предусмотрено право обратиться за получением выплат самостоятельно.

Если лицо, претендующее на такую выплату, находиться в детском доме для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, психоневрологическом интернате или ином стационарном учреждение социального обслуживания, то такому лицу необходимо обратиться в орган ПФР по месту нахождения данной организации.

Как получить НСУ?

Для получения никуда дополнительно обращаться не нужно, гражданин получает право на НСУ в натуральной форме одновременно с назначением ему ЕДВ.

В территориальном органе пенсионного фонда гражданину должна быть предоставлена справка о праве на получение набора социальных услуг. В справке должна содержаться следующая информация:

  • категория льготника;
  • срок, в течение которого льготник может получать социальные выплаты;
  • социальные услуги, на которые гражданин имеет право в этом году.

Для получения данного вида социальной помощи нужно предоставить следующий пакет документов:

  1. заявление установленного образца, о получении ЕДВ;
  2. паспорт гражданина РФ;
  3. если выплата назначается лицу, не достигшему 18 лет — свидетельство о рождении;
  4. СНИЛС;
  5. пенсионное удостоверение, если заявление подает пенсионер;
  6. удостоверение, свидетельство или иной документ, подтверждающий право заявителя на получение данного пособия;
  7. банковские реквизиты, на которые гражданин хотел бы получать выплаты.

В случае, если заявитель не имеет возможности самостоятельно явиться в пенсионный фонд, документы могут быть поданы представителем по нотариально заверенной доверенности.

После предоставления необходимых документов, органы Пенсионного фонда выдают гражданину справку, подтверждающую его право на получение социальной помощи.

Получение лекарственных средств и медицинских изделий

Получить лекарственные средства и мед. изделия, а также продукты, требуемые для лечения детей-инвалидов, можно обратившись в медицинские организации, входящие в муниципальную, государственную либо частную систему здравоохранения (частная мед. организация должна иметь лицензию, на оказание медицинских услуг).

Для получения услуги гражданин предъявляет следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • справку об инвалидности, удостоверение участника ВОВ или другой документ, подтверждающий право на НСУ;
  • справку о назначение ЕДВ из Пенсионного фонда России.

На основание предоставленных документов врач выписывает рецепт на лекарства из утвержденного правительством перечня лекарственных средств. Бесплатные лекарственные средства, мед. изделия и спецпродукты для детей-инвалидов можно получить только в аптеке, которую указал врач либо фельдшер в выписанном рецепте.

Для получения медикаментов в аптеке никаких дополнительных документов не требуется (помимо рецепта).

Получение путевки на санаторно-курортное лечение

Если гражданин имеет медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение (СКЛ), сначала он должен обратиться в мед. учреждение по месту своего жительства для получения соответствующей справки.

Далее гражданину нужно обратиться в свой территориальный Фонд социального страхования (ФСС), для того, чтобы написать заявление о выдаче путевки на СКЛ, к которому необходимо приложить справку из мед. учреждения.

  • Заявление рассматривается в течение 10 дней с момента принятия.
  • По истечении данного срока сотрудник ФСС уведомляет гражданина о возможности получения путевки с указанием наименования учреждения и точной даты заезда.
  • Путевка предоставляется гражданину не позднее чем за 21 день до даты заезда на санаторно-курортное лечение.

Чтобы реализовать право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно гражданину одновременно с получением путевки на санаторно-курортное лечение нужно получить талон на проезд на поезде дальнего следования либо именное направление для проезда на автомобильном, водном, или авиатранспорте. В случаях, когда к месту лечения и отдыха нужно добираться несколькими видами транспорта, гражданину должны выдать талон (направление) на каждый вид.

Получение бесплатного проезда на пригородном ж/д транспорте

Для получения права на бесплатный проезд на пригородном ж/д транспорте гражданину нужно обратиться в ФСС или орган Социальной защиты населения по месту жительства, где ему должны выдать бесплатный проездной билет.

При проезде в пригородном транспорте необходимо предъявлять (помимо бесплатного проездного билета) документ, подтверждающий право на льготу (например, справку об инвалидности). Без него проездной билет считается недействительным.

Пользоваться данной социальной услугой можно круглый год без ограничения по количеству поездок и маршрутам.

Отказ от набора социальных услуг

В соответствии с законом «О государственной социальной помощи» гражданин имеет право отказаться от набора социальных услуг полностью или частично. В этом случае ему выплачивается денежный эквивалент услуг, от которых он отказался.

На 1 февраля 2018 года стоимость набора социальных услуг с учетом ежегодной индексации составляет 1075,19 рубля ежемесячно.

Данная денежная сумма включает в себя следующую стоимость установленных услуг:

Что такое НСУ для пенсионеров: какие выплаты входят в набор социальных услуг

На сегодняшний день для пенсионеров и других нуждающихся граждан государство предусмотрело социальную помощь как в денежной, так и в натуральной форме, причем последняя предоставляется в виде так называемого набора социальных услуг (НСУ). О том, что такое НСУ для пенсионеров, и в чем он заключается, мы сегодня и поговорим.

Что такое НСУ для пенсионеров?

В действующем законодательстве четкое определение понятия НСУ отсутствует, однако в подавляющем большинстве случаев имеется ввиду социальная поддержка граждан, относящихся к получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Предоставляется такая помощь наименее защищенным слоям населения и включает в себя перечень услуг, особенно необходимых им в повседневной жизни.

Кто имеет право на набор социальных услуг

Среди получателей социальной помощи в виде НСУ законодатель выделяет:

  • участников ВОВ;
  • инвалидов войны;
  • ветеранов боевых действий;
  • военнослужащих, находившихся на военной службе в период ВОВ не менее полугода, но не вошедших в состав действующей армии;
  • обладателей награды «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • членов семей умерших граждан из вышеперечисленных категорий;
  • родственников погибших работников медучреждений Ленинграда;
  • лиц, трудившихся на объектах военного назначения во время ВОВ;
  • инвалидов;
  • детей-инвалидов.

Порядок предоставления: закон

Порядок предоставления НСУ гражданам регламентирован статьей 6.3 ФЗ №178 от 17.07.1999 года. При этом в законе четко определено, какие органы госвласти ответственны за предоставление гражданам права на получение услуг и реализацию каждой отдельной услуги, входящей в набор.

НСУ входит в ЕДВ?

Согласно вышеуказанному документу, НСУ является частью ежемесячной денежной выплаты. Иными словами, лица, получающие ЕДВ, вправе претендовать и на НСУ, если они относятся к одной из категорий получателей рассматриваемых услуг.

  • По своей сути, ежемесячная выплата – это материальная поддержка граждан, имеющим определенные заслуги перед страной. В отличие от набора услуг, размер выплат для каждой категории льготников определяется в индивидуальном порядке.
  • Если гражданин имеет основания для получения ЕДВ в рамках одного закона, то территориальным органом ПФР ему будет установлена выплата по основанию, подразумевающему наибольшую сумму выплат.
  • Если же льготник имеет право на ЕДВ по основаниям, содержащимся в разных нормативных документах, то ему предоставляется право самостоятельного выбора закона, в соответствии с которым он желает получать дополнительные выплаты.

С видео на данную тему предлагаем ознакомиться здесь:

Что включает в себя набор социальных услуг: таблица состава и стоимости в 2018 году

Как оформить соцработника для ухода за пенсионером?

Ситуации в жизни складываются разные. И бывает так, что пожилому человеку бывает просто некому помочь — детей или родственников либо нет, либо живут они далеко, а сил даже на выполнение повседневных бытовых дел уже не хватает. Здесь на помощь может прийти государство в лице социального работника.

Кому и при каких условиях положен социальный работник?

Получать социальные услуги на дому могут пенсионеры, то есть женщины при достижении 55 лет, мужчины старше 60 и инвалиды независимо от возраста. Социальный работник будет оказывать помощь тем, кто сам не может самостоятельно передвигаться, обеспечивать свои основные жизненные потребности и осуществлять самообслуживание.

Для того чтобы получить подобную помощь, нужно обращаться в территориальные комиссию министерства, которые находятся в центрах социального обслуживания (есть в каждом районе) и представить необходимый перечень документов и справку о доходах. Впрочем, если вы получаете только пенсии и социальные пособия, то справка не пригодится — ведомство само запросит ее у Пенсионного фонда и учреждений соцзащиты.

Специалисты оценят, какую именно помощь необходимо предоставить пожилому человеку. Например, может требоваться только покупка продуктов и оплата коммунальных услуг или помощь в приготовлении пищи и уборке квартиры. В итоге комиссией будет подготовлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг.

Срок принятия решений небольшой. От времени обращения до признания нуждающимся в социальном обслуживании и формирования программы помощи пройдет не более 10 рабочих дней. А договор на предоставление социальных услуг будет готов в течение суток.

Условия заключения договора

Договор на оказание социальной помощи заключается между гражданином и учреждением на срок со дня подписания до конца календарного года. Однако продлевать его ежегодно не требуется. Он автоматически пролонгируется, если ни одна из сторон письменно не уведомила другую о его прекращении.

То, насколько часто будет приходить соцработник и какую работу выполнять, зависит от степени нуждаемости пенсионера или инвалида и его физического состояния. При этом учитывается и помощь родственников, а также и других граждан, которые могут оказать посильную помощь. Максимально это может быть ежедневное посещение (за исключением субботы и воскресенья).

Перечень социальных услуг, предоставляемых на дому, утвержден законодательно. Как рассказывают в министерстве, среди наиболее востребованных социальных услуг — покупка и доставка продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, лекарственных средств, доставка воды (в дома, не имеющие центрального водоснабжения), оплата жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, психологическая помощь. Для частично либо полностью утративших способность к самообслуживанию — санитарно-гигиенические услуги, приготовление пищи, кормление, уборка помещения. Также в последнее время становится популярной услуга по содействию в обучении на дому компьютерной грамотности.

Сколько нужно платить соцработнику?

Для всех остальных стоимость социальных услуг утверждается министерством. Размер оплаты в месяц для одного человека зависит от наименований, количества фактически оказанных социальных услуг и в среднем составляет около 250 рублей.

Какой именно соцработник будет работать с тем или иным пенсионером, решает учреждение соцзащиты, но при этом они стремятся максимально учитывать пожелания пожилого человека, и в случае необходимости и наличия возможности может быть произведена замена.

Какие документы нужны, чтобы оформить социального работника?

— паспорт, свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность обратившегося гражданина;

— документ, удостоверяющий полномочия законного представителя (в случае, если за получением услуг в интересах гражданина обращается его законный представитель);

— документ, подтверждающий проживание по месту пребывания (при отсутствии регистрации — по месту пребывания, указанному в заявлении);

— документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи, проживающих вместе с ним (супругов, родителей, несовершеннолетних детей) за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (за исключением доходов, получаемых в виде пенсии и (или) иных выплат в территориальных управлениях Отделения Пенсионного фонда РФ, мер социальной поддержки населения, получаемых в управлениях социальной защиты населения);

— справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида (для имеющих инвалидность);

— заключение медицинской организации о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к получению социальных услуг.

Статья написана по материалам сайтов: personright.ru, www.garant.ru, pensiology.ru, npfrate.ru, doorinworld.ru.

»

Это интересно:  Обязательная доля в наследстве по закону РФ: определение, размер, оформление, кто имеет право
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector