+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статус переселенца в России: кто это и каковы основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, а также особенности государственной программы?

Основания признания и подтверждение принадлежности к соотечественникам

Проблема защиты политических и гражданских прав соотечественников стала актуальной вскоре после завершения советской эпохи. С начала 1992 г. основные усилия новой России были сосредоточены на формировании договорно-правовой базы по защите интересов россиян, проживающих в странах СНГ. Для этого имели место объективные причины, ущемляющие правовое положение наших соотечественников за рубежом: а) их ограничение в гражданских и других правах; б) общие экономические условия в стране проживания; в) сложившиеся политические условия и правовая незащищенность; г) сужение сферы применения русского языка; д) ущемление их экономических интересов; с) бытовой национализм.

Постановлением Государственной Думы РФ от 8 декабря 1995 г. № 1476-ГД была утверждена Декларация о поддержке российской диаспоры 1 Россия рассматривает в качестве российской диаспоры всех выходцев из Союза ССР и России и их потомков, не являющихся российскими гражданами, независимо от национальной и этнической принадлежности, языка вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, и признающих свою духовную или культурно-этническую связь с Россией или любым из ее субъектов. и о покровительстве российским соотечественникам. Тогда же был учрежден Совет соотечественников.

Рассмотрим характерные черты законодательства в области регулирования правоотношений с соотечественниками. Изначально они регулировались постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1064 «Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом».

Затем был разработан Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. № 99 (далее — 99-й закон). Согласно ч. 1 ст. 1 указанного закона соотечественники — это лица, родившиеся в одном государстве либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Понятие «соотечественники за рубежом» включало следующие категории лиц:

  • российских граждан, постоянно проживающих за пределами страны;
  • состоящих в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства;
  • выходцев (эмигрантов) из Российской империи, Российской Республики, РСФСР, СССР и РФ, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства;
  • потомков лиц, принадлежавших к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

Основные пробелы в базовом законе о соотечественниках были восполнены Концепцией поддержки в Российской Федерации соотечественников за рубежом (одобрена Президентом РФ 30 августа 2001 г.):

  • во-первых, оказание всестороннего содействия полноценной реализации и адекватному обеспечению прав и свобод соотечественников определено в качестве приоритета государственной политики;
  • во-вторых, уточнено понятие «соотечественники». Ими являются лица, постоянно проживавшие за пределами России, но связанные с ней историческими, этническими, культурными, языковыми и духовными узами, стремящиеся сохранить свою российскую самобытность и испытывающие потребность в поддержании контактов и сотрудничестве с Россией.

28 ноября 2002 г. постановлением Правительства РФ утверждены «Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002— 2005 гг.», которые наряду с защитой прав и интересов соотечественников включали продвижение и поддержку за рубежом русского языка, культуры и образования.

Для признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам 99-м законом (ст. 3 и 4) были определены соответствующие основания:

а) российские граждане и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых — российское, постоянно проживающие за пределами России, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом (свидетельством), подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ о принадлежности к российскому гражданству;

  • признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, состоящими в гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников должно быть актом свободного выбора. Принадлежность к соотечественникам подтверждается специальным документом (свидетельством) установленного Правительством РФ образца;
  • выдача документа (свидетельства) за рубежом производится по основаниям ст. 4 по письменному заявлению лица в месячный срок дипломатическими представительствами (консульскими учреждениями) РФ, на территории РФ — органами внутренних дел РФ по месту пребывания лица;
  • действия (решения) государственных органов и должностных лиц в связи с выдачей документа (свидетельства) могут быть обжалованы путем подачи жалобы в вышестоящий государственный орган либо в суд по месту нахождения соответствующего ФОИВ;
  • жалоба по желанию соотечественника может быть подана им через члена совета (комиссии) соотечественников;

б) принадлежность соотечественника к лицам, состоявшим в гражданстве СССР, выходцам (эмигрантам) и потомкам соотечественников устанавливается на основании имеющихся у него документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:

  • гражданство СССР, гражданскую принадлежность или ее отсутствие на момент предъявления (для лиц, состоявших в гражданстве СССР);
  • проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и РФ, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или ее отсутствие (для выходцев и эмигрантов).

В Федеральном законе от 23 июля 2010 г. № 179 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (далее — базовый закон) законодатель уточнил понятие «соотечественник» (ст. 1).

Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Соотечественниками за рубежом являются российские граждане, постоянно проживающие за пределами территории России.

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории России и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории России, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с России лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории России, в том числе:

  • лица состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
  • выходцы (эмигранты) из Российского государства. Российской республики. РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Кроме того, в ст. 5 базового закона уточнены принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников:

  • государственная политика России в отношении соотечественников является составной частью ее внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, законодательством России для претворения в жизнь принципов и целей, установленных базовым федеральным законом;
  • государственная политика России в отношении соотечественников основана на принципах партнерства и сотрудничества а также на признании: а) неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина; б) необходимости обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; в) взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников;
  • цели государственной политики России в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Россию.

Таким образом, резюмируем: во-первых, новый базовый закон в области правоотношений с соотечественниками, по нашему мнению, не внес ожидаемых коррективов в определение сущности понятия «соотечественник» 2 В качестве выхода из указанного парадокса законодатель (указ Президента РФ от 14 сентября 2012 г. № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») установил в качестве основного понятие, ранее определенное 99-м законом. ; во-вторых, в России продолжает иметь место парадоксальная ситуация, когда ФМС России является координирующим органом в правоотношениях с соотечественниками (причем в рамках реализации Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом); в-третьих, для достижения целей указанной Государственной программы мы полагаем выгодным в интересах России наделить соответствующим правовым статусом 5—6 млн. лиц, проживающих на российской территории с неоформленным статусом.

Кто такие соотечественники и что даёт статус переселенца?

В миграционной сфере нередко употребляется такое понятие, как «соотечественники».

Кто это такие? Какие права и обязанности имеют данные лица? Об этом речь пойдет в настоящей статье.

В этой статье мы расскажем о том, кто такие соотечественники и что даёт статус переселенца.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Кто относится к этой категории граждан?

Понятие соотечественника содержится в ст. 1 ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» (далее – ФЗ).

Кто такие соотечественники, проживающие за рубежом? Это довольно широкий круг лиц:

  • Это лица, которые родились в одном государстве. Они проживают в нем или проживали ранее. Имеют общие язык, культуру, традиции. Сюда же включаются и потомки данных лиц.
  • Лица, которые живут за пределами России, но относятся к народам, которые исторически проживают на территории РФ и имеют с государством культурную связь. А также их потомки. Такими лицами, согласно закону являются те, кто были гражданами СССР, но стали подданным соседних стран; иммигранты из СССР, которые получили иностранное гражданство.

Отдельно закон определяет соотечественников за рубежом – это соотечественники, которые не проживают в России. Если обобщать, то под соотечественниками нужно понимать лиц, которым не чужд русский язык и российская культура. Между тем, они по каким-либо причинам стали гражданами иных государств или не имеют гражданства.

Государственная программа в России

Согласно ст. 11.1 ФЗ, Российская Федерация:

  1. принимает соотечественников в граждане РФ в упрощенном порядке;
  2. способствует сокращению числа данных лиц, которые вовсе не имеют никакого гражданства.

Делается это в том числе в соответствии с международными договорами.

Если кратко, то цель программы заключается в том, чтобы в упрощенном порядке присвоить правовой статус гражданина РФ соотечественникам, которые желают его получить.

Это интересно:  Декретные выплаты: нюансы, о которых вы не знали

За счет этого решаются следующие проблемы:

Участники госпрограммы по добровольному переселению не могут выбрать регион самостоятельно. Для проживающих за рубежом граждан доступны только те субъекты РФ, где есть вышеобозначенные проблемы.

Участником программы переселения может стать лицо, о котором речь идет в ст. 1 ФЗ. Категории таких лиц были перечислены. Но этого мало. Человек должен подать, в добровольном порядке заявление о желании участвовать в программе и документы на оформление разрешения на проживание в РФ. По итогам рассмотрения вышеупомянутого заявления, ему выдается документ, именуемый свидетельством. Срок его действия – 3 года.

Отметим, что в упрощенном порядке стать гражданами РФ может и широкий круг родственников лица, имеющего свидетельство. К ним относятся не только самые близкие люди человека: родители, супруг или супруга, дети, но и такие родственники, как бабушки и дедушки, родители супруга, дети братьев и сестер.

Добавим, что наличие свидетельства – это только первый шаг к гражданству. В процессе, нужно будет прибыть в Россию, поставить отметку об этом в свидетельстве, зарегистрироваться по месту пребывания и так далее.

Основания для признания и подтверждения принадлежности

Закон определяет характеристики соотечественников довольно расплывчато: «принадлежность к культуре», «общность истории» и так далее. Четких критериев нет. На практике выходит так, что к лицу предъявляются следующие требования:

  1. Достижение возраста совершеннолетия. В России, напомним, для этого нужно отметить свой 18-й день рождения. Такое требование установлено, во-первых, потому что лицо должно самостоятельно пользоваться своими правами и реализовывать обязанности. Во-вторых, стране нужны взрослые люди, которые в состоянии позаботиться о себе и своих близких.
  2. Высокий уровень владения устной и письменной речью. Критерий оценочный, но он есть. Конкретных требований не установлено.
  3. Кандидат должен быть чист перед законом. Особенно тщательно проверяют заявителя на предмет нарушения миграционного законодательства, участия в террористической и антироссийской деятельности.
  4. Лицо должно соответствовать требованиям, установленным региональной программой.

Что даёт статус переселенца?

Если отвечать кратко, то особенность правового статуса переселенца заключается в возможности получить гражданство в упрощенном порядке в короткие сроки. Но, представляется, что следует более детально раскрыть этот вопрос.

  • Не должны ожидать появления квоты для того, чтобы переехать и получить право на проживание.
  • Не обязаны подтверждать уровень своего дохода.
  • Быстрее, чем остальные, получают все необходимые документы для гражданства, минуя определенные стадии. Например, будет лишним оформлять вид на жительство для нахождения в России.
  • Пользуются рядом льгот. В частности, все расходы по перемещению через границу личных вещей соотечественника и членов его семьи берет на себя государство.
  • Переселенцы имеют право на получение выплат, установленных для поддержки лиц, не имеющих дохода. Правда, пособие выплачивается только в первые 6 месяцев, с момента прибытия в РФ.

Таким образом, соотечественнику гораздо проще стать гражданином РФ, чем какому-то иному лицу.

Административно-правовые нормы

Можно говорить о том, что Россия относится к иностранцам и лицам без гражданства, о которых идет речь в настоящей статье, как к своим. Соответственно, у них больше прав, чем у других лиц, прибывших из-за рубежа и желающих стать россиянами.

Несмотря на то, что при переселении у соотечественников какое-то время на руках нет паспорта гражданина РФ, они могут пользоваться целым рядом прав, о которых речь пойдет ниже. Но нельзя забывать, что правовое регулирование правоотношений возлагает на эту категорию лиц и ряд обязанностей. О них тоже еще пойдет речь. В целом, статус соотечественника очень близок к статусу гражданина РФ.

Правовое положение переселенцев позволяет:

  1. Работать без специального разрешения. Упрощается жизнь и их работодателю, который не должен получать согласие на использование труда иностранных лиц.
  2. Пользоваться льготами и пособиями, предусмотренными законодательством РФ.
  3. Получать образование.
  4. Постоянно проживать в РФ.

Основные обязанности таковы:

  1. Соблюдать законодательство страны, в которую прибыл соотечественник и члены его семьи.
  2. Прибыть в тот субъект государства, который указан в свидетельстве переселенца.
  3. Зарегистрироваться в компетентном миграционном органе.
  4. Постоянно проживать в субъекте РФ, определенном в соответствии с Государственной программой переселения и другими правовыми актами.

Таким образом, если у иностранца, желающего стать гражданином России, есть возможность получить свидетельство, подтверждающее статус переселенца, то остальные лица, мечтающие о подданстве РФ, ему могут только позавидовать.

Во-первых, человек получит паспорт относительно быстро. Во-вторых, государство будет оказывать ему всяческую поддержку, чтобы иностранец/апатрид быстрее адаптировался в стране, с которой его связывает история, язык, культура и так далее.

Оформление свидетельства участника Государственной программы переселения соотечественников

Государственная услуга по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Кто может стать участником государственной программы

Участие в Государственной программе вправе принять соотечественники, проживающие за рубежом, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации на законном основании либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г.
№ 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Согласно положениям указанного Федерального закона к соотечественникам относятся:

российские граждане, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации;

лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность
к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.

Признание своей принадлежности к соотечественникам иными вышеуказанными лицами является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью
по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников
и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

Участником Государственной программы может быть соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой.

Членами семьи участника Государственной программы, имеющими право на переселение с ним в Российскую Федерацию, являются: супруга (супруг); дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством); дети супруги (супруга) участника Государственной программы; родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга); дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе.

Члены семьи участника Государственной программы должны удовлетворять требованиям, предъявляемым для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получение такого разрешения является необходимым).

Свидетельство участника Государственной программы

Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца, сроком на три года.
По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, — статус членов семьи участника Государственной программы.
Свидетельство участника Государственной программы подтверждает права и обязательства самого участника, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, по предоставлению гарантий и социальной поддержки, предусмотренных для выбранной категории территории вселения.

Где можно получить свидетельство участника Государственной программы

Свидетельство участника Государственной программы может быть получено как за пределами Российской Федерации, так и на территории России.

Соотечественник, постоянно проживающий за рубежом, подает заявление об участии в Государственной программе в уполномоченные органы за рубежом в государстве своего постоянного проживания.

Уполномоченными органами, осуществляющими работу за рубежом с соотечественниками, желающими переселиться в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы, являются:

представительства МВД России за рубежом;

дипломатические представительства Российской Федерации в иностранных государствах (консульские отделы российских посольств за рубежом) и консульские учреждения Российской Федерации в иностранных государствах, при которых могут создаваться и функционировать временные группы по реализации Государственной программы.

Соотечественник, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, либо прибывший на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанный беженцем на территории Российской Федерации или получивший временное убежище на территории Российской Федерации, подает заявление об участии в Государственной программе в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, расположенного в субъекте Российской Федерации, реализующим соответствующую региональную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ибо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).

Подача документов за пределами Российской Федерации

При подаче заявления об участии в представительство МВД России соотечественник, прощивающий за рубежом, предстваляет следующие документы:

копии документов, удостоверяющих личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление
об участии, с предъявлением оригиналов этих документов;

копии документов, подтверждающих его право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации, с предъявлением оригиналов таких документов;

копии документов о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление
об участии, с предъявлением оригиналов этих документов;

Это интересно:  Как поступить, если в суде приняли несправедливое решение

копии документов об образовании и (или) о квалификации, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом,
и членов его семьи, их профессиональные навыки и умения (предоставляет при наличии);

две фотографии заявителя в черно-белом или цветном исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора.

Допускается представление фотографий в головных уборах,
не скрывающих овал лица, соотечественниками, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов.

Для соотечественников, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол.

Соотечественник, признанный беженцем и желающий принять участие в Государственной программе, при подаче заявления об участии в подразделение по вопросам миграции представляет копии выданных заявителю и членам его семьи, включенным в заявление об участии, удостоверений беженца с предъявлением оригиналов документов.

Соотечественник, получивший временное убежище и желающий принять участие в Государственной программе, при подаче заявления об участии в подразделение по вопросам миграции представляет копии выданных заявителю и членам его семьи, включенным в заявление об участии, свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации с предъявлением оригиналов документов.

При наличии представляются копии документов о семейном положении, об образовании и (или) о квалификации, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, их профессиональные навыки и умения.

При подаче заявления об участии в Государственной программе необходимо учитывать, что копии документов, составленных на иностранном языке, должны представляться с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально удостоверены. Оформленные на территории иностранных государств документы, копии которых предоставляются, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами.»;

Подача документов в пределах Российской Федерации

При подаче заявления об участии в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, расположенного в субъекте Российской Федерации, реализующим соответствующую региональную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – подразделение по вопросам миграции), соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет следующие документы:

копии документов, удостоверяющих личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление
об участии, с предъявлением оригиналов этих документов;

копии документов, подтверждающих его право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации, с предъявлением оригиналов таких документов;

копии документов о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление об участии, с предъявлением оригиналов этих документов;

копии документов об образовании и (или) о квалификации, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом,
и членов его семьи, их профессиональные навыки и умения (предоставляет при наличии);

две фотографии заявителя в черно-белом или цветном исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора.

Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, соотечественниками, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов.

Для соотечественников, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол.

Соотечественник, признанный беженцем и желающий принять участие в Государственной программе, при подаче заявления об участии в подразделение по вопросам миграции представляет копии выданных заявителю и членам его семьи, включенным в заявление об участии, удостоверений беженца
с предъявлением оригиналов документов. Соотечественник, получивший временное убежище и желающий принять участие в Государственной программе, при подаче заявления об участии в подразделение по вопросам миграции представляет копии выданных заявителю и членам его семьи, включенным в заявление об участии, свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации с предъявлением оригиналов документов.

При наличии представляются копии документов о семейном положении, об образовании и (или) о квалификации, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, их профессиональные навыки и умения.

При подаче заявления об участии в Государственной программе необходимо учитывать, что копии документов, составленных на иностранном языке, должны представляться с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально удостоверены. Оформленные на территории иностранных государств документы, копии которых предоставляются, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами.

Территория вселения в субъектах Российской Федерации

Соотечественники в рамках Государственной программы имеют право на выбор оптимального варианта переселения в целях постоянного проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

В соответствии с Государственной программой прием и обустройство соотечественников в субъектах Российской Федерации осуществляется в рамках региональных программ переселения, которые содержат детальное описание возможностей субъектов Российской Федерации по трудоустройству, жилищному обустройству и социальной поддержке соотечественников на территориях вселения.

Территория вселения – территория субъекта Российской Федерации или ее часть, куда целенаправленно привлекаются участники Государственной программы в рамках реализации проектов переселения.

Устанавливаются две категории территорий вселения, на которые могут переехать участники Государственной программы и члены их семей: территории приоритетного заселения и территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения.

Территория приоритетного заселения – стратегически важная для Российской Федерации территория вселения. Перечень территорий приоритетного заселения определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 848-р. Регионы Дальнего Востока и Забайкалья, участвующие в Государственной программе, отнесены к территориям приоритетного заселения. Это семь регионов Дальнего Востока (Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область), три субъекта Байкальского региона (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область).

Государственные гарантии и социальная поддержка

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе:

— на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание, переезд и провоз личного имущества;

— на ввоз в Российскую Федерацию личного имущества без ограничения общей стоимости и вне зависимости от веса товара, включая транспортные средства, бывшие в употреблении и приобретенные до въезда на территорию Российской Федерации;

— освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (включая автомобили) при их ввозе в

Российскую Федерацию. Данная льгота предоставляется однократно в течение 18 месяцев с даты прибытия лица на постоянное место жительства в Россию;

— на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации (за выдачу разрешения на временное проживание и вида на жительство; за рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и выдачу соответствующих документов; за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации);

— на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного на территориях приоритетного заселения в соответствующем субъекте Российской Федерации;

— на получение подъемных (пособия на обустройство). Право на получение подъемных предоставляется соотечественникам на любой из выбранной ими территории вселения (либо это территории приоритетного заселения, либо это территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения), однако размер пособия дифференцирован.

Выплата подъемных (пособия на обустройство)

На территориях приоритетного заселения подъемные выплачиваются в два этапа – сразу после приезда и постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства, а также по истечении 18 месяцев со дня постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства на территории данной категории.

Приезжающий в рамках Государственной программы на территорию приоритетного заселения из-за рубежа или из другого региона России (из числа соотечественников, постоянно или временно проживающих в субъекте Российской Федерации, не являющимся приоритетным), имеет право на получение пособия в размере 150 и 90 тыс. руб. на первом и втором этапе выплаты соответственно, если является участником Государственной программы, а если является членом семьи участника Государственной программы, то по 70 и 50 тыс. руб. соответственно на первом и втором этапе выплаты.

Участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, временно проживавшим на законном основании на территории приоритетного заселения, подъемные выплачиваются в следующих размерах: участнику Государственной программы – 50 и 30 тыс. руб. на первом и втором этапе выплаты соответственно;

членам семьи участника Государственной программы – 25 и 15 тыс. руб. на первом и втором этапе выплаты соответственно.

В субъектах Российской Федерации, участвующих в Государственной программе и не отнесенных к приоритетной категории заселения, подъемные выплачиваются в размерах – 20 тыс. руб. участнику Государственной программы и 10 тыс. руб. члену семьи участника Государственной программы.

Лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, ставшим участниками Государственной программы, и (или) членам их семей, выбравшим для постоянного проживания в рамках участия в Государственной программе территорию приоритетного заселения, пособие выплачивается в размерах на первом этапе – 150 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 70 тыс. рублей членам его семьи; на втором этапе – 90 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 50 тыс. рублей членам его семьи.

Лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, ставшим участниками Государственной программы, и (или) членам их семей, выбравшим для постоянного проживания в рамках участия
в Государственной программе территорию субъекта Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территории приоритетного заселения, пособие выплачивается в размерах 20 тыс. рублей – участнику Государственной программы и 10 тыс. рублей – члену его семьи.

Дополнительные возможности участника Государственной программы

Участник Государственной программы и члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, имеют также право:

  • на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;
  • на осуществление в Российской Федерации трудовой деятельности без получения патента;
  • на уплату налога на доходы физических лиц, получаемых от трудовой деятельности, по льготной 13-процентной ставке с первого дня осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Также данная категория лиц освобождена от уплаты государственной пошлины за регистрацию по месту жительства.
Это интересно:  Вступление в наследство по завещанию: изменения с 2019 года

Предоставление иных государственных гарантий, социальной поддержки, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.

Субъекты Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и устанавливать иные гарантии и меры социальной поддержки для участников Государственной программы и членов их семей.

Статус переселенца в России: кто это и каковы основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, а также особенности государственной программы?

Права и обязанности участника Государственной программы

Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания на территории Российской Федерации, с учетом наличия места работы, предоставляемых в рамках Государственной программы и региональных программ переселения гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания.

Государственной программой установлены три категории территорий вселения «А», «Б» и «В», что обуславливает дифференциацию объемов предоставляемых участникам Государственной программы государственных гарантий и социальной поддержки.

Выбрав определенный вариант переселения и осуществив необходимые административные процедуры, соотечественник получает свидетельство участника Государственной программы.

Свидетельство – это документ, указывающий на участие соотечественника в Государственной программе. Свидетельство изготавливается и оформляется по единой для Российской Федерации форме и является документом строгой отчетности.

Свидетельство участника Государственной программы подтверждает права и обязательства переселенца, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки, предусмотренные для выбранной категории территории вселения, в том числе обязательства субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы.

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:

— на компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания.

Российская Федерация компенсирует расходы, которые несут участники Государственной программы и члены их семей в связи переездом и провозом личного имущества от места их проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации. Эти расходы компенсируются при условии использования регулярных маршрутов пассажирских и грузовых перевозок железнодорожным (в купейном вагоне), воздушным (по тарифу экономического класса), внутренним водным (по тарифу места II категории), морским (по тарифу каюты III категории), а также автомобильным (в автобусе общего типа, а также в автобусе с мягкими откидными сиденьями) транспортом. При этом семье до трех человек включительно полностью компенсируются расходы на перевозку личного имущества 5-тонным контейнером, а семье свыше трех человек — двумя 5-тонными контейнерами.

Компенсации, в частности, подлежат расходы, связанные с:

проездом и провозом личного имущества железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом, а также с использованием регулярных автобусных маршрутов;

провозом личного имущества автомобильным транспортом от узловых станций до места назначения на территории Российской Федерации;

вывозом личного имущества из страны выезда.

Выплата компенсации производится за счет средств федерального бюджета территориальными органами ФМС России по фактическим, документально подтвержденным расходам после регистрации в установленном порядке переселенца и членов его семьи.

Выплата компенсации на переезд осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. № 150.

ввоз в Российскую Федерацию личного имущества без ограничения общей стоимости и вне зависимости от веса товаров, включая транспортные средства, бывшие в употреблении и приобретенные до въезда на территорию Российской Федерации. При этом участники Государственной программы и члены их семей Программы освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (включая автомобили) при их ввозе в Российскую Федерацию. Льгота предоставляется однократно в течение 18 месяцев с даты выдачи свидетельства участника Государственной программы.

на компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации.

Порядок выплаты данного вида компенсации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. № 715.

В соответствии с данным нормативным правовым актом участнику Государственной программы и членам его семьи компенсируются расходы на уплату государственной пошлины:

за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание;

за выдачу вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства;

за рассмотрение заявлений о приеме в гражданство, приобретении гражданства, восстановлении в гражданстве, заявлений об определении принадлежности к гражданству, включая выдачу соответствующих документов;

за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации.

Правила выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы и членам их семей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 7.

на получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности. Данное ежемесячное пособие назначается участнику Государственной программы и каждому члену его семьи на период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем на 6 месяцев, в размере 50 процентов прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации согласно законодательству Российской Федерации.

Ежемесячное пособие выплачивается участникам Государственной программы и членам их семей, переселившимся на территории категории «А».

Правила выплаты участниками Государственной программы и членам их семей ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством деятельности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 8.

на получение компенсационного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости.

Предоставление участникам Государственной программы и членам их семей услуг государственными и муниципальными учреждениями в рамках компенсационного пакета осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены для граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включает в себя:

в области образования – предоставление мест в детских дошкольных образовательных учреждениях и оказание услуг в получении соответствующего уровня образования в учреждениях общего и профессионального образования;

в области здравоохранения – оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, а также медицинской помощи при заболеваниях социального характера;

в области социального обслуживания – предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказание иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;

в области занятости – содействие в поиске подходящей работы и трудоустройстве.

Кроме того, участие в Государственной программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, право на получение в приоритетном порядке разрешения на временное проживание (без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации), вида на жительство и гражданства Российской Федерации.

По прибытии в субъект Российской Федерации, выбранный в качестве постоянного места жительства, участник Государственной программы и члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получают соответствующие документы (разрешение на временное проживание, вид на жительство), подтверждающие законность их пребывания на территории Российской Федерации.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований участник Государственной программы, вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство и предоставлении гражданства Российской Федерации.

Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрена возможность приобретения участником Государственной программы и членами его семьи при наличии регистрации по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для проживания в рамках переселения по Государственной программе, гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке (без соблюдения условий пятилетнего непрерывного срока проживания на территории Российской Федерации, наличия законного источника средств к существованию, владения русским языком).

Иностранный гражданин (лицо без гражданства), являющийся участником Государственной программы, и члены его семьи, переселяющиеся совместно с ним в Российскую Федерацию, имеют право осуществлять в Российской Федерации трудовую деятельность без получения разрешения на работу.

Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.

Субъекты Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и устанавливать иные гарантии и меры социальной поддержки для участников Государственной программы и членов их семей.

Предоставление государственных гарантий и социальной поддержки переселенцам не должно приводить к нарушению трудовых и иных законных прав граждан, проживающих в соответствующем субъекте Российской Федерации.

По прибытии в Российскую Федерацию участник Государственной программы и члены его семьи должны:

— соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

— прибыть в субъект Российской Федерации, определенный свидетельством участника Государственной программы;

— пройти регистрацию в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации по реализации региональной программы переселения, а также в территориальном органе ФМС России;

— приступить к процедуре оформления разрешения на временное проживание (в случае если оформление такого разрешения является необходимым).

Участник Государственной программы берет на себя обязательства, которые включают в себя проживание и осуществление трудовой деятельности в выбранном субъекте Российской Федерации в течение определенного времени на оговоренных условиях.

В случае выезда на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года, участник Государственной программы и (или) члены его семьи возмещают в установленном порядке затраты, связанные с выплатой им единовременного пособия на обустройство («подъемных»).

Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.

Субъекты Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и устанавливать иные гарантии и меры социальной поддержки для участников Государственной программы и членов их семей.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, 101urist.com, xn--b1aew.xn--p1ai, www.informpaket.ruvek.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector