+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг с момента создания. Прежняя управляющая организация обязана вернуть платежи граждан

Первый Столичный Юридический Центр

ТСЖ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Обязано ли ТСЖ предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме? Каковы правовые основы деятельности ТСЖ в части обеспечения потребителей коммунальными услугами? От ответов на эти вопросы зависит объем обязанностей товарищества перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) и собственниками помещений.

Отношения с РСО

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг является лицо:

— предоставляющее коммунальные услуги

— производящее или приобретающее коммунальные ресурсы

— отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Если же собственники помещений на общем собрании выбрали способ управления посредством ТСЖ, то независимо от положений устава товарищество признается исполнителем услуг. Как указал Минрегион в Письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, РСО не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.

Учитывая, что автору удалось найти лишь один пример, когда арбитры освободили» ТСЖ от оплаты задолженности перед РСО по мотиву, что товарищество не является исполнителем коммунальных услуг, данный подход считаем весьма рискованным. Дело в том, что Правила предоставления коммунальных услуг не делают никаких различий для управляющей организации и ТСЖ, относя их в одну категорию — исполнитель коммунальных услуг — с равными правами и обязанностями невзирая на некоммерческий характер деятельности товарищества. А управляющая организация является исполнителем независимо от того, поименованы ли коммунальные услуги в договоре управления.

Кроме того, в силу пп. 3 п. 2 ст. 151 ЖК РФ средства ТСЖ состоят в числе прочего из субсидий на предоставление отдельных видов коммунальных услуг. Это означает, что законодатель допускает предоставление коммунальных услуг именно товариществом.

Отношения с потребителями

При этом следует учитывать, что действие Правил предоставления коммунальных услуг не распространяется на собственников нежилых помещений (ведь в таких помещениях нет потребителей — граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Следовательно, ТСЖ не обязано заключать с собственниками нежилых помещений договор об оказании коммунальных услуг (Постановление ФАС СЗО от 02.04.2009 по делу N А56-107/2008, в пересмотре которого отказано Определением ВАС РФ от 03.09.2009 N ВАС-9072/09). Соответственно, у товарищества не возникает обязанности предоставлять коммунальные услуги собственникам нежилых помещений, которые вправе с согласия РСО заключить субабонентский договор с ТСЖ либо требовать внести изменения в договор между ТСЖ и РСО в части включения в него собственника нежилого помещения в качестве субабонента.

В настоящее время законодательство не оставляет ТСЖ, выбранному как способ управления многоквартирным домом, права самостоятельно решать — участвовать или нет в предоставлении коммунальных услуг жильцам многоквартирного дома. При этом отношения с потребителями строятся на принципах законодательства о защите прав потребителей, независимо от факта членства собственников жилых помещений в товариществе. Это следует из Правил предоставления коммунальных услуг.

Вместе с тем иные нормы жилищного законодательства несколько не согласуются с изложенным подходом. Так, Правила предоставления коммунальных услуг не делают различий для членов и нечленов ТСЖ (все они потребители). Потребитель обязан оплачивать исполнителю коммунальные услуги на основании платежного документа. Одновременно и Жилищный кодекс, говоря об обязанности собственников вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, не различает такую обязанность в зависимости от выбранного способа управления (пп. 5 п. 2 ст. 153, п. 2 ст. 154). И только в ст. 155 «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» ЖК РФ появляется упоминание о том, что члены ТСЖ вносят обязательные платежи и взносы, связанные в том числе с оплатой коммунальных услуг (п. 5), а собственники, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6).

Сказанное позволяет отметить, что разница между платой за коммунальные услуги и обязательными платежами, связанными с оплатой коммунальных услуг, отсутствует. Необходимость введения понятия «обязательные платежи» применительно к членам ТСЖ вызвана, по нашему мнению, политическими соображениями с мотивом «ТСЖ не оказывает услуги своим членам». Хотя, как мы выяснили выше, товарищество предоставляет коммунальные услуги всем потребителям на основании договоров, заключенных с собственниками жилых помещений. Однако сделанные выводы, касающиеся регулирования правоотношений, на практике никак не коррелируют с порядком учета и налогообложения ТСЖ: утвердилась точка зрения, что товарищества в рамках уставной деятельности по управлению многоквартирным домом не осуществляют реализацию, следовательно, не формируют налоговые базы по налогу на прибыль, НДС, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО.

От редакции. В наше распоряжение попала одна из редакций проекта новых правил предоставления коммунальных услуг гражданам (размещена на сайте Минрегиона). Поэтому мы не могли не сообщить товариществам о планируемых изменениях их роли в предоставлении коммунальных услуг. Так, проект предусматривает для собственников помещений возможность выбора — привлекать ТСЖ к предоставлению коммунальных услуг или нет. В частности, члены ТСЖ вправе принять решение, будет ли товарищество выступать исполнителем коммунальных услуг. Подчеркнем, что законодательство, действующее в настоящий момент, не предоставляет такого права, и ТСЖ остается лишь ждать позитивных изменений.

Автор статьи: С.Н.Козырева

Источник: «Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Запись к адвокату на прием осуществляется по указанным выше телефонам. Внимание! Консультация платная.

Наши услуги ТСЖ:

1. Консультирование по вопросам: Создание ТСЖ Организация ТСЖ Функционирование ТСЖ Порядок проведения общего собрания Органы и сотрудники ТСЖ Управляющий ТСЖ Утверждение устава ТСЖ Решение общего собрания Регистрация ТСЖ Заключение договоров ТСЖ с обслуживающими компаниями Юридическая поддержка ТСЖ Обслуживание ТСЖ

2. Составление заявлений: Составление исковых заявлений Составление жалоб Разработка правовых заключений по спорам Анализ договоров и документов (рисков) Составление претензий Юридическая поддержка ТСЖ

3. Урегулирование досудебных споров: Оспаривание решений органов управления ТСЖ С обслуживающими компаниями С государственными органами С поставщиками С налоговыми органами Споры с осуществлением экономической деятельности ТСЖ Споры о пользовании арендуемым нежилым помещением ТСЖ Юридическая поддержка ТСЖ

4. Представительство интересов ТСЖ в суде по всем сложившимся вопросам и спорам: взыскании задолженности о взыскании штрафных санкций о возмещении расходов о признании договора недействительным о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о признании незаконным отказа о признании незаконными и отмене постановлений о признании права собственности на объекты о признании права собственности об обязании не чинить препятствий в пользовании и распоряжении об обязании ответчика снести самовольные постройки об обязании устранить недостатки, опущенные при строительстве об устранении препятствий в пользовании и владении

5. Сопровождение деятельности и сделок ТСЖ (недвижимость, экономическая деятельность и т.д): Составление договоров Поверка договоров Заключение договоров Оспаривание договоров Изменение договоров Пролонгация (продление) договоров

ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг с момента создания. Прежняя управляющая организация обязана вернуть платежи граждан

Считаем необходимым осветить этот вопрос в журнале ввиду того, что к нам неоднократно поступают такие вопросы от управляющих компаний. До сих пор нет единой позиции — является ли управляющая компания посредником или исполнителем коммунальных услуг. Соответственно сами управляющие компании, квалифицируя себя посредником или исполнителем, выбирают оптимальную на свой взгляд систему налогообложения, что в принципе может привести к неблагоприятным налоговым последствиям.

На текущий момент сложилась практика привлечения управляющих организаций к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Так, согласно ст. 162 ЖК РФ управляющая организация предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений, перечень коммунальных услуг должен быть указан в договоре управления. Обязанность управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) заключать с РСО договоры о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям, установлена в п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг.

Это интересно:  Соглашение об определении порядка пользования жилым помещением - в MS Word (.doc)

Включение подобных формулировок в договор управления представляет собой нарушение прав потребителей. Конечно, санкции по названной статье КоАП РФ, прямо скажем, невелики. Однако приведенные примеры показывают общую тенденцию. Роспотребнадзор имеет административные рычаги, чтобы принудить управляющую организацию включить в договор управления условия, соответствующие закону. А дальше недалеко и до налоговых претензий.

Немаловажная цель управляющих организаций, «устраняющихся» от оказания коммунальных услуг, — избежать каких-либо взаимоотношений с РСО, в частности, обязанности оплачивать потребленные собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.

Правоотношения по снабжению населения коммунальными услугами должны строиться следующим образом: управляющая организация как абонент приобретает по договору энергоснабжения коммунальные ресурсы у РСО и предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений. В рамках договора энергоснабжения, заключенного между РСО и управляющей организацией, нет места условиям о выплате абоненту вознаграждения. Абонент обязан оплачивать полную стоимость коммунального ресурса и не вправе требовать вознаграждение за внесение платы.

Что касается налогов и сборов, то Минфин уполномочен разъяснять положения законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Разъяснения, размещенные в открытом доступе, хоть и даются в подавляющем большинстве конкретному налогоплательщику, могут быть применены широким кругом организаций. При определенных условиях следование рекомендациям Минфина избавит от уплаты штрафа (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ) и пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Нужно признать, что еще недавно финансовое ведомство своими разъяснениями давало управляющим организациям надежду на возможность использования посреднической схемы по коммунальным услугам. Заметим, что все эти письма были ответами на конкретные запросы налогоплательщиков, сформулированные примерно следующим образом: управляющая организация получает от населения плату за коммунальные услуги и в полном объеме транзитом перечисляет ее организациям, непосредственно оказывающим услуги. Вполне справедливо, что в ответах о порядке налогообложения подобных операций Минфин писал:

Исходя из изложенного, суммы платежей, поступающие управляющей организации от собственников помещений в многоквартирных домах за оказание коммунальные услуг и выполненные работы по ремонту общего имущества многоквартирного дома, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Все сказанное позволяет сделать вывод, что деятельность управляющей организации нельзя квалифицировать как посредническую — платежи за жилищно-коммунальные услуги она должна включить в выручку от реализации. Таково мнение финансистов.

А как на практике инспекторы проверяют правильность исчисления налогов и сборов компаниями, управляющими многоквартирными домами?

К сожалению, в настоящее время отсутствует единство в подходе к определению сущности деятельности управляющей организации, причем как среди налоговых органов на местах, так и среди арбитров. Налоговики, как правило, занимают позицию, предполагающую доначисление налогов в зависимости от того, как отразил операции налогоплательщик (иначе говоря, если налогоплательщик отражает выручку, то инспекция доказывает посреднический характер деятельности и «снимает» вычеты «входного» НДС; если, наоборот, организация считала себя агентом, проверяющие начисляют налоги со всех поступлений от населения).

ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг с момента создания. Прежняя управляющая организация обязана вернуть платежи граждан

Арбитражный суд Пермского края взыскал с экс-директора ООО «Управляющая компания «Мастер Комфорта» Елены Лариной 287,9 тысяч рублей за незаконное назначение премий сотрудникам и себе лично.

УК «Мастер Комфорта» признана банкротом 9 июня 2017 года. Инициатором выступила «Пермская сетевая компания» — из-за непогашенной задолженности в 37 млн рублей. Управляющая компания также в течение нескольких лет входила в список крупнейших должников за тепловую энергию. Пермский филиал ОАО «Энергосбыт Плюс» направлял в арбитражный суд Пермского края требование о признании ООО УК «Мастер комфорта» банкротом из-за задолженности в 170 млн рублей за тепловую энергию. После признания управляющей компании банкротом в июне 2017 года исполняющим обязанности конкурсного управляющего был назначен Алексей Дубинский.

В июне 2018 года конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с ходатайством, в котором требовал взыскать с Лариной 1,5 млн рублей убытков, причиненных ею в тот период, когда она являлась директором управляющей компании.

Непосильный объем работ

Основным видом деятельности компании «Мастер Комфорта» являлось управление недвижимым имуществом за вознаграждение. В управлении компании находилось более 130 домов Перми.

УК «Мастер комфорта» зарегистрирована в 2015 году. На сайте компании перечислены следующие услуги, предоставляемые ООО: ремонт подъездов, крыш, фундамента, тепловых коммуникаций, сервисная подготовка к отопительному сезону, внедрение энергосберегающих технологий и другое. По данным ресурсов раскрытия информации, ООО «УК «Мастер Комфорта» задекларировало в 2016 году выручку в размере 8,9 млн рублей, убыток — 808 тысяч рублей. Учредителем компании является ООО «Союз». Единственным заказчиком по госконтрактам числится МКУ «Содержание муниципального имущества» с суммой заказов 429,2 млн рублей.

Существует другое юридическое лицо той же компании: ООО «Управляющая компания «Мако» с выручкой по итогам 2016 года 365 млн рублей, убытком 97 млн рублей. С этой компанией заключены госконтракты на сумму 7,1 млн рублей, основным заказчиком является также МКУ «Содержание муниципального имущества» с суммой заказов 3,7 млн рублей. Также организация выполняет заказы администрации Мотовилихинского района Перми на сумму 797 тысяч рублей. Эта компания находится в стадии ликвидации. Обе управляющие организации располагаются по одному юридическому адресу.

В ходе анализа хозяйственной деятельности и анализа сделок должника конкурсный управляющий выявил «увеличенное, необоснованное, незаконное премирование работников за 2016 год на общую сумму 345,1 тысяч рублей с выдачей через кассу, а также необоснованное, незаконное повышение заработных плат и рассчитываемых из окладов ежемесячных премий с сотрудниками на общую сумму 1, 23 млн рублей». Подозрительные сделки по премированию и увеличению зарплаты сотрудников были совершены директором сразу после принятия заявления о признании компании банкротом (22 ноября 2016 года) и в преддверии введения в отношении должника процедуры наблюдения (19 декабря.2016 года).

Как выяснил суд, увеличение зарплат сотрудникам отчасти было обоснованным, поскольку «​расторжение договоров с третьими лицами по оказанию платных услуг увеличило объем работ специалистов», при этом, компания осуществляла производственную деятельность и в ее управлении находилось более 130 домов, а количество сотрудников не увеличивалось.

Доказать незаконность выплаты дополнительной зарплаты сотрудникам в 1,2 млн рублей конкурсному управляющему не удалось, так же как и не удалось доказать, что этими действиями был причинен намеренный вред кредиторам должника.

В то же время, в рамках обособленного процесса судом была признана недействительной сделка по выплате лично Лариной премии в 57,18 тысяч рублей (деньги были возвращены в конкурсную массу должника).

Удалось также доказать незаконное премирование сотрудников на более чем 280 тысяч рублей в тот период, когда компания уже имела убыток в 95,2 млн рублей. Премирование сотрудников должно было осуществляться, согласно документации компании, только в случае получения прибыли за 2016 год. Однако, согласно отчету временного управляющего, дебиторская задолженность компании по итогам 2016 года составляла 197,3 млн рублей, кредиторская задолженность 280,942 млн рублей, убыток достиг 95,2 млн рублей.

Премия за убытки

Также в ходе судебного заседания вскрылись факты премирования самой Лариной: согласно трудовому договору февраля 2015 года она была принята на должность директора с должностным окладом в размере 26,4 тысяч рублей, дополнительным соглашением, заключенным в августе 2016 года, ей установлен оклад в размере 66 тысяч рублей. Согласно другому допсоглашению, заключенному в августе 2016 года, Лариной за выполнение дополнительной работы на должности «коммерческий директор» было назначено вознаграждение в 39,6 тысяч рублей. Причем, приказ о дополнительном поощрении был подписан за день до увольнения Лариной. Суд посчитал, что она должна была обладать информацией о финансовом состоянии и обязательствах должника и счел, что она воспользовалась административным ресурсом, получив деньги из кассы предприятия и игнорировала обязательства по долгам компании.

В итоге суд признал доказанным факт перечисления незаконной премии работникам в сумме 287,9 млн рублей. Действия Лариной по изданию приказа о премировании и выплате денежных средств были признаны судом недобросовестными, поскольку на момент начисления премии компания уже была убыточна. Суд взыскал с Лариной в пользу УК «Мастер Комфорта» 287,9 млн рублей.

Спор о ресурсах

После смены директора проблемы УК «Мастер Комфорта» не закончились. Как сообщает пресс-служба «НОВОГОР-Прикамье», ресурсоснабжающая компания в одностороннем порядке расторгла договор с УК «Мастер комфорта». Спор между компаниями были связан с поступлением и распределением оплаты за холодную воду и водоотведение с 1 июня по 30 сентября 2018 года.

Это интересно:  Как оплатить коммунальные услуги через Сбербанк Онлайн без комиссии

В ходе нескольких заседаний суд устанавливал правомерность действий ресурсоснабжающей организации по расторжению договора с УК. В результате, как сообщила пресс-служба «НОВОГОРа» 24 октября, стороны заключили мировое соглашение, согласно которому подтверждено право «НОВОГОРа» предъявлять собственникам помещений в многоквартирных домах под управлением УК «Мастер комфорта» плату за холодную воду и за водоотведение с 1 июня 2018 года. Управляющая компания, в свою очередь, должна до 30 октября 2018 года сделать жителям перерасчеты начислений за спорный период. Кроме того, стороны договорись, что УК перечислит «НОВОГОРу» денежные средства, которые поступили от абонентов в период с 1 июня 2018 года по 30 сентября 2018 года. Эти денежные средства будут учтены «НОВОГОРом» при расчетах с жителями.

Как сообщает пресс-служба «НОВОГОРа», инспекция государственного жилищного надзора Пермского края в ходе внеплановых проверок установила неправомерность предъявления УК «Мастер комфорта» квитанций на оплату услуг водоснабжения и водоотведения за период после расторжения договора с ООО «НОВОГОР-Прикамье».

Одновременно о злоупотреблениях этой и других управляющих компаний заявила инспекция государственного жилищного надзора. По данным ведомства, представленным 24 октября, в Пермском крае дисквалифицированы руководители шести управляющих компаний. Среди них — новый директор ООО «Управляющая компания «Мастер комфорта» Людмила Цыбина. Ей запрещено осуществлять руководство управляющими компаниями сроком на один год.

В 2018 году дисквалификация руководителей управляющих компаний была применена в Пермском крае уже 30 раз. «Дисквалификация — это крайняя мера наказания, но защищая права людей, мы вынуждены на это идти», — заявляет начальник ИГЖН Пермского края Александр Евсюков.

По данным ИГЖН, судом также назначено наказание в виде дисквалификации директору ООО УК «Партнер» Юрию Батуеву (сроком на 2 года), директору ООО «УК «Техстрой» Сергею Седухину сроком (8 месяцев), директору ООО «УК «ЖКХ Кировский» (ранее — ООО «УК «Гарант») Алексею Рямову (6 месяцев), директору ООО «Активфинансгрупп» Ольге Хохряковой (6 месяцев), руководителю ООО «УК «Мой дом»​ Сергею Чухустову (2 года).

Как сообщает ИГЖН, все эти руководители и раньше привлекались к ответственности за ненадлежащее оказание услуг по договорам управления многоквартирными домами: не принимали меры по обеспечению безопасности людей (не устранялись протечки кровли в домах, захламлялись чердачные помещения домов строительным мусором), рассчитывали плату за коммунальные ресурсы с превышением нормативов потребления.

Дело в равнодушии

Руководитель рабочей группы при ЖКХ при Общественной палате Пермского края Олег Смирнов заявляет: «Изначально идея создания управляющих компаний, была хорошей. Принцип такой — вы собственники жилья, вы и вкладывайтесь в его ремонт, развитие, управление. Однако, чуть переборщили. Дело в том, что 90% собственников жилья абсолютно равнодушны и не вникают в достаточной мере в то, чем занимается управляющая компания. А за их деятельностью, разумеется, нужен контроль. Поэтому оптимальным вариантом является, на мой взгляд, связка «ТСЖ+Управляющая компания»», — говорит специалист.

По словам эксперта, государство в последние годы применяет к управляющим компаниям серьезные меры. «Меры эти можно даже назвать репрессивными. Назначаются существенные штрафы. Но внимание к УК должно быть не только со стороны государства, но и со стороны собственников жилья, которые, к сожалению, в большинстве своем совершенно равнодушны», — размышляет Смирнов.

Адвокат Марина Казанцева рекомендует собственникам в случае признания управляющей компании банкротом заключать прямые договоры с поставщиками ресурсов.

По поводу возврата средств, направленных гражданами в Фонд капитального ремонта и использованных недобросовестной управляющей компанией не по назначению, адвокат поясняет:

«Конкурсный управляющий, согласно закону, распределяет и направляет на погашение долгов управляющей компании за потребление коммунальных услуг и на текущие платежи, полученные денежные средства ресурсоснабжающим организациям. Если деньги, внесённые гражданами на общие домовые нужды Фонд капитального ремонта недополучил, он обращается в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр кредиторов и определении очереди. Люди могут быть только инициаторами этих действий. По иным обязательствам, в том числе решениям судов, денежные средства могут быть возвращены в результате реализации имущества должника (УК) наравне с иными долговыми обязательствами в порядке очередности, определенной ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который предусматривает порядок процессов реализации имущества должника и очередность распределения полученных средств между кредиторами, получившими убытки вследствие взаимодействия с УК».

ТСЖ вправе взыскать с управляющей компании неизрасходованные средства на ремонт дома

Итак, с управляющей компанией договор управления (или договор об оказании услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД) расторгнут, но на счетах данной компании остались собранные с собственников помещений денежные средства, которые имели целевое назначение – деньги должны были быть потрачены на ремонт (текущий или капитальный) или, например, на оплату коммунального ресурса.

Эти деньги управляющая компания на указанные цели не потратила, возвращать собственникам данные средства управляющая компания также не спешит.

При этом в доме создано ТСЖ, которое после расторжения договора с управляющей компанией само занялось управлением дома.

Вправе ли ТСЖ обратиться с иском в суд о взыскании с управляющей компании неизрасходованных денежных средств?

Да, вправе. ТСЖ в этом случае действует в интересах всех собственников помещений дома, что основано на нормах ЖК РФ. Об этом свидетельствует и судебная практика

Нужно ли проводить общее собрание собственников?

По нашему мнению Товарищество собственников жилья, как организация, в силу закона (с момента создания) осуществляющая деятельность в интересах собственников помещений дома, не нуждается в дополнительных полномочиях со стороны собственников на обращение с иском в суд о взыскании неосновательного обогащения.

Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что вне зависимости от наличия/отсутствия решения общего собрания собственников помещений дома о наделении полномочиями ТСЖ на обращение в суд с исками о взыскании и понуждении, ТСЖ вправе выступать процессуальным истцом от имени собственников помещений дома.

Вместе с тем, как видно из судебной практики, собственники иногда «перестраховываются» и принимают на общем собрании определенные решения «о наделении ТСЖ полномочиями».

Например, «денежные средства, уплаченные управляющей компании в качестве платы за ремонт общего имущества, подлежат перечислению на счет ТСЖ»; а также собственники принимают решение «наделить ТСЖ полномочиями на обращение с иском к ООО «…» о взыскании неосновательного обогащения ..».

Представляется, что наличие таких решений не являются обязательным условием для обращения в суд.

Примеры из судебной практики

Решение суда о взыскании с управляющей компании неосновательного обогащения – собранных с жильцов после создания ТСЖ средств за содержание и ремонт.

ТСЖ обратилось в Арбитражный суд к управляющей компанией с иском о взыскании собранных денежных средств за содержание и ремонт в качестве неосновательного обогащения.

После того, как ТСЖ приступило к управлению многоквартирным домом, управляющая компания продолжала выставлять счета жильцам и собирать денежные средства за содержание и ремонт дома.

Суд удовлетворил требования, указав, что взыскиваемые денежные средства за содержание и ремонт общего имущества носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании, а остаются в собственности плательщиков. В части полномочий на обращение в суд указано следующее.

1. У ТСЖ имеются полномочия на обращение с иском о взыскании, реализация ТСЖ таких полномочий не требует какого-либо дополнительного оформления полномочий в нотариальной форме от имени каждого сособственника помещений.

2. В случае, когда управление управляющей организацией изменяется на управление товариществом собственников жилья, с иском о взыскании вправе обратиться ТСЖ, которое на основании положений части 1 статьи 135, пункта 8 статьи 138 ЖК РФ представляет законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 марта 2015 г. N Ф03-358/2015).

ТСЖ взыскало с прежней управляющей компании неосновательное обогащение – средства, не израсходованные на ремонт, отопление.

ТСЖ, осуществляющее управление МКД, обратилось в арбитражный суд с иском к управляющей компании, ранее обслуживающей жилой дом о взыскании неосновательного обогащения, составляющего сумму полученной от жильцов дома платы за отопление и текущий ремонт.

Суд требования удовлетворил по следующим основаниям.

Решением общего собрания собственники помещений МКД определили, что денежные средства, излишне оплаченные ответчику, подлежат перечислению на счет ТСЖ. Также представлены заявления собственников о согласии на взыскание истцом с ответчика денежных средств.

Прежняя управляющая организация обязана вернуть платежи граждан на капитальный ремонт.

ТСЖ обратилось с иском к управляющей компании о взыскании неосновательного обогащения, указав, что ранее осуществляющая управление домом организация обязана вернуть собственникам (в лице созданного ТСЖ) денежные средства, внесенные на счета управляющей компании в качестве целевых взносов на капитальный ремонт жилого дома.

Это интересно:  Оформление СНИЛС: этапы, интернет регистрация, иностранцам, новорожденному

Иск удовлетворен. Судья Верховного суда РФ указал следующее.

Судами установлено, что с момента принятия собственниками помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом и создания ТСЖ, товарищество приобрело статус исполнителя коммунальных услуг и лица, представляющего законные интересы собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Решение суда о взыскании неосновательного обогащения с управляющей компании — платы за коммунальные услуги, внесенной после создания ТСЖ.

В пользу ТСЖ взыскано неосновательное обогащение в виде платы за коммунальные услуги. Указано следующее.

Ответчик (управляющая компания) осуществлял сбор денежных средств с собственников помещений многоквартирного жилого дома за коммунальные услуги, предоставленные в период после создания ТСЖ, т.е. в отсутствие правовых оснований. За коммунальный ресурс в соответствующие ресурсоснабжающие организации за указанный период оплату вносило ТСЖ.

P.S. Статья была полезной, интересной Вам?

Поделитесь, пожалуйста, ей с Вашими друзьями в социальных сетях. Кнопки «поделиться» расположены ниже, под каждой статьёй.

Порядок оплаты коммунальных услуг без участия в ТСЖ

Я являюсь собственником двухкомнатной квартиры в многоквартирном доме. С 2010 г. в нашем доме было организовано и зарегистрировано ТСЖ, но я не писал заявление о вступлении в члены товарищества собственников жилья, и в настоящий момент членом этого ТСЖ не являюсь. С ТСЖ в настоящий момент у меня возникла спорная ситуация. Руководство ТСЖ настаивает, чтобы я вступил в члены ТСЖ и оплачивал жилищно-коммунальные услуги и другие платежи, начисляемые членам ТСЖ, по квитанциям, которые рассчитывает и выставляет для оплаты ТСЖ своим членам, так как договоры на предоставление коммунальных услуг в наш дом заключены между ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями. Но я считаю, что платежи, предъявляемые к оплате ТСЖ, необоснованно завышены. Могу ли я самостоятельно заключить договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями в обход ТСЖ?

Ответы юристов (5)

Вступать в ТСЖ Вас никто не обяжет, но, если ТСЖ создано в соответствии с законом, Вам придется с этим считаться.

Вам следует оплачивать коммунальные услуги в порядке, предусмотренном в том числе пунктами 15 и 37 нижеуказанных Правил.

(При этом сообщаю, что если Вы сомневаетесь в законности тех или иных решений ТСЖ, Вы вправе обжаловать таковые в судебном порядке).

В остальном Вам следует руководствоваться Правилами, утвержденными ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 мая 2006 г. N 307 О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, из которых следует, что:

III. Порядок расчета и внесения платы
за коммунальные услуги

15. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте! Частью 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Следовательно, Жилищный кодекс Российской Федерации прямо регулирует порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками жилых помещений, не являющимися членами товарищества собственников жилья.

Заключение собственником жилого помещения договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями допускается только в случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом (п. 8 ст. 155 ЖК РФ).

Из изложенных выше норм следует, что собственник жилого помещения, который не является членом товарищества собственников жилья или жилищного кооператива, созданных в многоквартирном доме, не вправе заключать договоры, содержащие условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, а должен вносить плату за коммунальные услуги в соответствии с договором, заключенным между ним и товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, устанавливающими порядок внесения обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой коммунальных услуг.

Желаю вам удачи!

С уважением Татьяна Юрьевна

Действительно, самостоятельно заключить договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями в обход ТСЖ Вы не можете и во избежание накопления задолженности должны оплачивать коммунальные услуги по имеющимся в Вашем доме тарифам.

Но если Вы считаете эти тарифы завышенными, то Вам следует обратиться в Жилищную инспекцию и прокуратуру. Эти органы проверят:1 Законность создания и деятельности ТСЖ; 2. Законность выставления именно этих тарифов.

Учитывая обилие нарушений в сфере ЖКХ, есть большая вероятность того, что в деятельности ТСЖ найдутся нарушения и оно будет либо ликвидировано, либо имеющиеся тарифы будут уменьшены. За жалобы в эти органы денег не берут, поэтому Вы ничем не рискуете.

На основании ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Собственники помещений могут быть как членами ТСЖ, так и не входить в их число.

Собственник, который не вступил в ТСЖ, не освобождается от обязанностей оплачивать коммунальные услуги и нести расходы по содержанию общего имущества.

Отказ от вступления в члены товарищества не позволит участвовать в процедуре принятия решений, тогда как все принятые ТСЖ решения будут обязательны и для собственников, невступивших в товарищество.

Напрямую заключить договоры не получится. Для начала попробуйте обратиться в ТСЖ за разъяснениями.

Добрый день!

В соответствии с ч. 6 ст.155 ЖК РФ, не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Таким образом, Вы имеете право не вступать в ТСЖ, но Вы обязаны заключить соответствующий договор с ТСЖ.

Если Вы считаете, что тарифы завышены, то, как уже было указано коллегой, Вы вправе обратиться в соответствующие органы с жалобами на действия ТСЖ.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья написана по материалам сайтов: tsj-spor.ru, www.k-uralsk.ru, www.rbc.ru, soroka.top, pravoved.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector