Закон N 2202-1 О прокуратуре Российской Федерации» в редакции 2019 года»

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации»

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I
«О прокуратуре Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 8, 21 ноября 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 2 апреля, 4 июня, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 8 марта, 13 июля, 5 октября, 28 ноября 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 29 июля, 20, 31 декабря 2017 г., 18 апреля, 3 августа, 11 октября 2018 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

17 января 1992 года.

В соответствии с Законом о прокуратуре, Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Они осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Установлен запрет на воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Закон устанавливает порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов: органами власти, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Установлено, что в случаях, предусмотренных законом, прокурор участвует в рассмотрении дел судами.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

Текст Федерального закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения — в нарушение требования формальной определенности закона — не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. признаны не соответствующими Конституции РФ положения пунктов 1 и 2 статьи 36 настоящего Федерального закона — в части, допускающей пересмотр и отмену в порядке надзора по протесту прокурора вступившего в законную силу оправдательного приговора ввиду односторонности или неполноты расследования или судебного следствия, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела в случаях, когда в предшествующем разбирательстве не были допущены нарушения, которые отвечали бы критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П пункт 2 статьи 5 настоящего Федерального закона признан не соотетствующим Коснтитуции РФ постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Изменения в пункт 1 статьи 41.4 и пункт 3 статьи 44 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 434-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положения пункта 1 статьи 43.4 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.

Это интересно:  Cat comm для категории 20

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 284-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 октября 2013 г. и 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г., за исключением изменений в статью 51 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 июля 2005 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 5 октября 2002 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2002 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 19 ноября 1999 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона в части, устанавливающей доплаты к должностным окладам прокурорских работников за особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в труде и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Пункт 1 статьи 44 в указанной части вступает в силу с 1 января 1999 г

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца 2 пункта 4, абзаца 2 пункта 5, абзацев 2 и 4 пункта 6, абзаца 2 пункта 7 статьи 44.

Абзац 2 пункта 4, абзац 2 пункта 5, абзацы 2 и 4 пункта 6, абзац 2 пункта 7 статьи 44 настоящего Федерального закона, устанавливающие дополнительные льготы для прокурорских работников, вводятся в действие с 1 января 1996 г

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 ст 1 (ред. от 03.08.2018)

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I»о прокуратуре Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 8, 21 ноября 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 2 апреля, 4 июня, 21 июля, 22 декабря 2014 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ в пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

О конституционно-правовом смысле положений абзацев первого и второго пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Это интересно:  Мировое соглашение при разводе: как правильно составить документ?

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Статья 2. Международное сотрудничество

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

См. Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (Астана, 3 декабря 2009 г.)

См. Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российской Федерации от 8 октября 1992 г.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ пункт 3 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ в пункт 4 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 5 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 156-ФЗ в пункт 2 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

О конституционно-правовом смысле положений пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П

2. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в пункт 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 156-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 171-ФЗ в пункт 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

1. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

3. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2003 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью

1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Это интересно:  Материнский капитал куда можно потратить

2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Статья 9. Участие в правотворческой деятельности

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры РФ см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2007 г. N 144

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 171-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 9.1

Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов см. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ

2. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщений о преступлениях см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 декабря 2007 г. N 212

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», N 2202-1 от 17.01.1992

Что представляет собой система и организация прокуратуры Российской Федерации? Как функционирует данная структура? Ответы на эти вопросы предоставит Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации», некоторые положения которого будут разобраны в статье.

О прокуратуре

Российская прокуратура представляет собой единую систему органов федерального уровня, работающих от лица Российской Федерации. Основной обязанностью прокуратуры является контроль над соблюдением закона в стране. Необходимо это для обеспечения укрепления единства и верховенства закона. Прокуратура защищает свободы и права человека, а также охраняет законные интересы общества.

Помимо этого, российская прокуратура занимается:

  • надзором за исполнением законов теми органами, что осуществляют розыскную и оперативную деятельность, а именно дознание и следствие;
  • контролем над соблюдением свобод и прав граждан всеми властными и судебными органами России;
  • уголовным преследованием в соответствии с установленными полномочиями;
  • координацией дел правоохранительных органов.

Помимо всего прочего, российская прокуратура осуществляет правотворческую деятельность, а генеральная прокуратура – выпуск специальных нормативных изданий.

Принципы деятельности

Статья 4 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет основные принципы деятельности рассматриваемой инстанции. В частности, здесь стоит выделить следующие моменты:

  • осуществление полномочий независимо от остальных федеральных или муниципальных органов;
  • действие строго в соответствии с российским законодательством;
  • своевременное информирование государственных органов о результатах своей деятельности.

Отдельно стоит выделить еще один принцип, закрепленный во второй статье настоящего законопроекта. Речь здесь идет о международном сотрудничестве. Так, генеральная прокуратура РФ должна тесно и продуктивно сотрудничать с иностранными органами, осуществляющими похожие функции. Необходимо это, конечно же, для получения ценного опыта и обмена полезной информацией.

О прокурорах

А что можно рассказать о сотрудниках рассматриваемой инстанции? Статья 5 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» гласит о запрете на вмешательство в прокурорский надзор. Что это означает? Если вкратце, то любое воздействие с чьей-либо стороны (будь то государственная власть, СМИ, должностные или юридические лица и т. д.) повлечет за собой законное воспрепятствование. Более того, особенно яркие формы влияния на деятельность прокуроров может повлечь за собой наложение ответственности.

Статья 6 говорит об обязательности исполнения требований прокуроров. Так, законные указания сотрудников прокуратуры должны подлежать безусловному и своевременному исполнению. При этом рассматриваемый законопроект говорит и о том, что прокурор не вправе требовать у органов информацию, не обусловленную целями прокурорской проверки, не относящуюся к теме проверки, либо опубликованную в открытом доступе.

Стоит также отметить, что последующие статьи говорят об участии сотрудников прокуратуры в заседаниях органов власти (муниципальных или федеральных), о координации в деятельности в борьбе с правонарушениями, об участии в правотворческой деятельности, о проведении антикоррупционных экспертиз и т.д.

Система прокуратуры

Раздел №2 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» посвящен устройству рассматриваемой структуры. Что представляет собой прокурорская система? Прокуратура охватывает следующие составные элементы:

  • генеральная прокуратура РФ;
  • региональные прокуратуры РФ;
  • военные и прочие специализированные прокуратуры;
  • печатные редакции, образовательные и научные организации.

Все представленные инстанции имеют в своем оперативном управлении объекты хозяйственного и социально-бытового назначения. При этом образованием, реорганизацией, наделением статуса и ликвидацией всех перечисленных органов занимается российский генеральный прокурор. Естественно, абсолютно незаконным будет создание и функционирование в России органа прокуратуры, не входящего в общую систему.

О генеральном прокуроре

Как уже было сказано выше, генпрокурор является основным руководителем всей представленной системы. Назначение на должность генерального прокурора Российской Федерации и снятие с нее осуществляется по представлению российского Президента через высшую палату Федерального Собрания.

Генеральным прокурором может стать только российский гражданин, достигший возраста 35 лет, имеющий соответствующее образование и рабочий стаж. Если генпрокурор по какой-то причине отсутствует, то на его месте осуществляет свою рабочую деятельность его первый заместитель. Срок полномочий генпрокурора – ровно пять лет. При этом одно и то же лицо способно неоднократно назначаться на рассматриваемую должность.

Основной обязанностью генерального прокурора остается представление ежегодных посланий двум палатам законодательной ветви власти в РФ. Стоит также отметить, что рассматриваемое должностное лицо имеет право вносить Президенту кандидатуры своих заместителей.

Прокуратуры субъектов

Помимо этого, в прокуратурах субъектов России должны образовываться отделы и управления. В каждой инстанции должен присутствовать начальник, у начальников – старшие помощники и заместители. При этом помощники назначаются прокурором субъекта, а последний – российским Президентом по представлению генпрокурора.

Прокурору субъекта должно быть не менее 30 лет, он должен отвечать требованиям настоящего закона, иметь соответствующее образование и рабочий стаж.

О прокурорском надзоре

Большинство россиян слышало о таком знаменитом термине, как «прокурорский надзор». Но все ли граждане знают, что это понятие означает? Что представляет собой прокурорский надзор? Закон №2202-1, а именно третий его раздел дает подробное объяснение.

Предметом надзора является банальное следование как российской Конституции, так и многим другим законам. Сотрудники, контролируя соблюдение соответствующих правовых и нормативных актов, как раз осуществляют прокурорский надзор. Как именно должна осуществляться проверка? В рассматриваемый орган поступают сведения, указывающие на существование в работе проверяемых органов каких-то элементов нарушения закона. Прокурор или его заместители начинают соответствующую проверку, по результатам которой подтверждают или опровергают информацию о нарушении действующего законодательства. Весь процесс не должен занимать более 30 дней. Подобная форма устанавливается как в федеральной прокуратуре, так и в органах субъектов РФ.

Прокурор и суд

Существует ли какое-то взаимодействие между прокуратурой и судебной системой? Ответ на этот вопрос, скорее всего, очевиден. Правовые основы деятельности Прокуратуры Российской Федерации закрепляют тесное сотрудничество и постоянное взаимодействие между двумя представленными системами. Так, статья 35 рассматриваемого Федерального Закона гласит об участии прокурора в рассмотрении дел судебной инстанцией. Именно прокуратура выступает в качестве обвинителя.

В соответствии с законами Российской Федерации, работник прокуратуры способен обратиться в судебные инстанции с заявлением о вступлении в дело процесса (на любой стадии), если того требует защита прав и свобод граждан, интересов общества или государства.

Обязанности генерального прокурора в данном случае несколько отличаются. Это лицо обязано работать на заседаниях Верховного Суда, а также участвовать в правотворческой деятельности вместе с другими государственными инстанциями. Помимо этого, генеральный прокурор вправе обращаться в Конституционный Суд РФ за толкованием отдельных норм, как правило, по вопросам нарушения конституционных прав и свобод.

Требования к прокурорам

Стоит уделить чуть больше внимания законным требованиям, предъявляемым к личности прокурора. Рассматриваемый Федеральный Закон гласит о том, что прокурорами могут быть граждане, отвечающие следующим параметрам:

  • наличие российского гражданства;
  • наличие высшего образования по юридической специальности с государственной аккредитацией;
  • наличие должных профессиональных и моральных качеств;
  • отсутствие проблем со здоровьем (для оптимальной трудовой деятельности).

Прокурором невозможно стать при наличии следующих факторов:

  • иностранное гражданство;
  • лицо, претендующее на рассматриваемую должность, является недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличие судимости;
  • наличие заболеваний, препятствующих осуществлению эффективной трудовой деятельности;
  • суд лишил возможности занимать соответствующие должности;
  • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к тайным государственным сведениям.

Таким образом, Федеральный Закон предъявляет довольно четкие требования к сотрудникам прокуратуры.

Статья написана по материалам сайтов: genproc.gov.ru, base.garant.ru, fzrf.su, studfiles.net, fb.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий