Закон о валютном регулировании

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ
О валютном регулировании и валютном контроле»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г., 17 мая, 5 июля, 30 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 27 июня, 11, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 14 марта, 7 мая, 2, 23 июля 2013 г., 12 марта, 5 мая, 21 июля, 4 ноября 2014 г., 29 июня, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 3, 18 июля 2016 г., 14 ноября, 28, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 3 апреля, 23 мая, 29 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 64-ФЗ) не применяются к заключенным до 14 апреля 2018 г. договорам займа, за исключением договоров, существенные условия которых после 14 апреля 2018 г. были изменены

См. Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по конкретным вопросам валютного регулирования

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Президент Российской Федерации

10 декабря 2003 г.

Закон направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.

Уточняются понятия иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж.

Устанавливается, что в состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Таким образом, из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни.

Дается новое определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.

В новом законе не предусматривается разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала. Если порядок осуществления валютных операций и использования счетов не установлен органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением ряда валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Крайний срок их действия — 1 января 2007 г.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением ряда случаев.

В Законе содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами. Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России.

Закрепляется право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в уведомительном порядке, в иных случаях — в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать предварительную регистрацию. Юридическим лицам это право будет предоставлено лишь через год после вступления закона в силу.

Детально расписан порядок предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации.

Сохраняется требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Размер обязательной продажи части валютной выручки не изменился.

С 1 января 2007 г. норма об уведомительном порядке открытия/закрытия счетов будет действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования

Часть 2 статьи 22 вступает в силу со дня официального опубликования

Часть 3 статьи 5, статья 12, абзац второй части 2 статьи 14 в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации, которые вступают в силу в отношении указанного порядка по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

С 1 января 2007 г. часть 2 статьи 12 настоящего Федерального закона действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территории РФ

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 декабря 2003 г. N 253, в «Парламентской газете» от 17 декабря 2003 г. N 233, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4859, в «Вестнике Банка России» от 29 декабря 2003 г. N 71

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ

Изменения вступает в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 мая 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2013 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца третьего подпункта «г» пункта 6 статьи 1 названного Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 июля 2007 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 г.

Это интересно:  Облачный майнинг Dogecoin без вложений

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно части 2 статьи 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 12. Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

1. Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

2. За исключением случаев, установленных частью 8 настоящей статьи, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В целях настоящего Федерального закона налоговым органом по месту учета резидента является:

для резидента — юридического лица — налоговый орган по месту его нахождения;

для резидента — физического лица — налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории Российской Федерации), в случае отсутствия у резидента — физического лица на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) — налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества — налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента).

В случае отсутствия у резидента — физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы, форматы и способ представления указанных уведомлений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Действовал до 1 января 2007 года. — Абзац 1 части 3 статьи 26 данного Федерального закона.

4. Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Абзац действовал до 1 июля 2006 года. — Абзац 3 части 3 статьи 26 данного Федерального закона.

Переводы юридическими лицами — резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета юридического лица — резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов).

Абзац действовал до 1 января 2007 года. — Абзац 1 части 3 статьи 26 данного Федерального закона.

Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:

выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами — резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц — резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами — резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам);

выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;

выплачиваемые в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера;

в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами;

выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами — резидентами денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый физическим лицом — резидентом нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу.

5.1. На счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ), могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.

Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:

суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории Российской Федерации недвижимого и иного имущества физического лица — резидента;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2015 N 350-ФЗ;

денежные средства, выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу — резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги);

денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, указанный в пункте 4 статьи 27.5-3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

денежные средства, выплачиваемые физическому лицу — резиденту в виде дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту;

денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории Российской Федерации;

денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории Российской Федерации, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет (вклад) физического лица — резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

6. Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 настоящей статьи.

Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами.

6.1. Со средствами, указанными в части 6 настоящей статьи, между резидентами без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

1) операции по выплате сотрудникам (работникам) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания, должностного оклада и надбавки к должностному окладу (при наличии оснований для ее установления), иных сумм в иностранной валюте согласно заключенным с указанными сотрудниками (работниками) служебным контрактам (изменениям в служебные контракты), трудовым договорам и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками) своих служебных (трудовых) обязанностей за пределами территории Российской Федерации, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также причитающихся указанным сотрудникам (работникам) и проживающим с ними членам их семей сумм возвращенного налога на добавленную стоимость и иных налогов, полученных от компетентных органов государства пребывания;

2) операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства или филиала юридического лица — резидента, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

3) операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части сотрудников на территорию страны места нахождения указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части представительств или филиалов, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации;

4) операции, указанные в подпунктах «ж» и «з» пункта 9 части 1 статьи 1, пунктах 10, 11, 16, 18, 19, 26 части 1 статьи 9, а также абзацами шестым — восьмым части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

7. Резиденты, за исключением физических лиц — резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Это интересно:  Можно ли приватизировать бездотационный дом?

Физические лица — резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Некредитные финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», одновременно с представлением налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами представляют указанные отчеты также Центральному банку Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

8. Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, и к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.

Физические лица — резиденты, которые в соответствии с абзацем первым настоящей части не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, об изменении реквизитов таких счетов (вкладов), не представляли налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, обязаны:

уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, об изменении реквизитов таких счетов (вкладов) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с частью 2 настоящей статьи в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом;

представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

9. Положения настоящей статьи не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков.

Минфин предложил дать ЦБ право приостанавливать сомнительные валютные операции

Москва. 23 октября. INTERFAX.RU — Минфин РФ предлагает запустить новый механизм противодействия сомнительным валютным операциям с участием резидентов, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с предложением министерства.

Они сформулированы в виде поправок в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», направленных на рассмотрение в федеральные министерства и ведомства, а также в Банк России.

В законопроекте предлагается закрепить понятие «сомнительной валютной операции». К этой категории предлагается отнести валютные операции, имеющие запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, не соответствующие целям деятельности, предусмотренной учредительными документами юрлица-резидента, имеющие признаки совершения преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Участниками предлагаемого механизма контроля за сомнительными валютными операциями должны стать ЦБ РФ, уполномоченные правительством органы валютного контроля (Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба), Росфинмониторинг, правоохранительные органы (МВД, Генпрокуратура, Следственный комитет, ФСБ) и уполномоченные банки.

ЦБ РФ как орган валютного регулирования по согласованию с другими участниками валютного контроля надлежит установить перечень критериев для определения сомнительных валютных операций и довести их до уполномоченных банков.

На основании этих критериев банки будут обязаны направлять в адрес ЦБ информацию о сомнительных валютных операциях, которую регулятор проанализирует и переадресует либо в органы валютного контроля, либо в Росфинмониторинг, либо в соответствующий правоохранительный орган.

Процедура приостановки операций

Законопроектом предлагается наделить ЦБ РФ, как орган валютного контроля, на основании документов и информации, представленной уполномоченными органами валютного контроля или Росфинмониторингом, выдавать уполномоченному банку предписания о приостановлении валютных операций по счетам резидента на срок до 30 календарных дней с одновременным информированием об этом правоохранительного органа для принятия решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

В дальнейшем, как предлагается, правоохранительный орган сообщит либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела в уполномоченный банк и в ЦБ РФ не позднее истечения 30-дневного срока. При поступлении от правоохранительного органа решения о возбуждении уголовного дела банк руководствуется таким решением. Если от правоохранительного органа в ЦБ РФ не поступит ответа о принятом им решении, он не позднее следующего рабочего дня направляет в уполномоченный банк решение об отмене предписания о приостановлении совершения валютных операций по счетам резидента.

При поступлении от правоохранительного органа в уполномоченный банк решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо при поступлении в уполномоченный банк решения ЦБ РФ об отмене предписания о приостановлении совершения валютных операций уполномоченный банк возобновляет совершение валютных операций по счетам резидента не позднее следующего рабочего дня со дня истечения установленного срока.

Уполномоченный банк также может возобновить валютные операции, если в установленный срок не получит от ЦБ РФ решения об отмене предписания о приостановлении операций либо соответствующего решения от правоохранительного органа.

Законопроектом также предлагается зафиксировать неприменение к банкам мер гражданско-правовой ответственности за отказ от совершения валютных операций в силу исполнения полученного им предписания ЦБ.

Сомнительные операции: статистика

Ранее сообщалось, что, по оценке ЦБ РФ, из общего объема сомнительных операций банков РФ и их клиентов в 2017 году на вывод денег за рубеж пришлось около 96 млрд рублей.

Больше всего сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж пришлось на авансирование импорта товаров (23 млрд рублей, или 24% сомнительных операций по выводу средств за рубеж), на переводы по сделкам и услугам (21 млрд рублей, 22%) и на переводы по исполнительным документам через Федеральную службу судебных приставов (19 млрд рублей, 20%).

Объем сомнительных трансграничных операций с ценными бумагами оценивается ЦБ в сумме 13 млрд рублей (14% сомнительных операций по выводу денег за рубеж), почти столько же приходится на сомнительные операции по импорту товаров в рамках Таможенного союза (13%), на импортные операции с использованием льготных режимов — 3 млрд рублей (3%), иные схемы — 4 млрд рублей (4%).

Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле

Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в обществе, разноплановостью интересов и противоречивостью взглядов участников валютного рынка. По сути, валютное регулирование являет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика представляет собой составную часть общеэкономической политики государства, которая направлена на укрепление валютно-финансового положения страны, в том числе, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и обеспечения поступления валюты из-за рубежа.

К основным элементам валютного регулирования можно отнести:

  • установление порядка проведения валютных операций;
  • определение условий и порядка установления валютных резервов страны;
  • валютный контроль и другое.

Основным правовым актом, регулирующим валютные отношения на территории РФ, несомненно является ФЗ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».

Скачать Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле с последними изменениями

Основные принципы валютного регулирования и контроля в РФ установлены статьей 3 Закона. Это:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования

В соответствии со статьей 5 Закона органами валютного регулирования в России признаются: Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации предусмотренных законодательством функций указанные органы, в пределах своей компетенции, издают акты валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

В случае, когда порядок реализации валютных операций или использования счетов не установлены органами валютного регулирования, валютные операции и открытие счетов осуществляется без ограничения. Также не допускается установление органами валютного регулирования требований о получении специальных разрешений резидентами и нерезидентами РФ.

Кроме того, органы валютного регулирования не могут устанавливать требования о предварительной регистрации. Центральный банк РФ фиксирует единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их предоставления.

Объект и субъект валютных правоотношений

Объектами валютных правоотношений являются:

  1. валюта РФ – денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, средства на банковских счетах и банковских вкладах;
  2. иностранная валюта – денежные знаки в виде банкнот, монет и казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства. Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств;
  3. внутренние ценные бумаги – эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана в валюте РФ и иные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ;
  4. внешние ценные бумаги – ценные бумаги, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;
  5. валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Субъектами валютных правоотношений выступают:

Резиденты:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительства;
  • организации, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – организаций, находящихся за пределами территории РФ;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ;
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, которые вступают в отношения, регулируемые Законом о валютном регулировании валютном контроле.

Нерезиденты:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные согласно законодательства иностранных государств, и находящиеся за пределами РФ;
  • организации, которые не являются юридическими лицами, созданные в соответствии с законами иностранных государств и находящиеся за пределами РФ;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в РФ;
  • межгосударственные и межправительственные организации и их филиалы, а также постоянные представительства в Российской Федерации;
  • иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»
  • иные лица.

Валютные операции

В рамках валютного регулирования возможны следующие валютные операции:

  1. приобретение резидентом у резидента и, соответственно, отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, в том числе, использование этих ценностей в качестве средства платежа;
  2. приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и, соответственно, отчуждение одним в пользу другого валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, в том числе использование этих ценностей в качестве средства платежа;
  3. приобретение нерезидентом у нерезидента и, соответственно, отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, в том числе, использование этих ценностей в качестве средства платежа;
  4. ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз из нее валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  5. перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами РФ, на счета того же лица, открытые на территории РФ либо на счета, открытые за пределами территории РФ;
  6. перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытого на территории Российской Федерации;
  7. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  8. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  9. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.
Это интересно:  Как снять деньги с пенсионного накопления

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

Статья 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает следующие права и обязанности для резидентов-участников валютных операций:

  • Резидент вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте без ограничения, если иное не предусмотрено действующим российским законодательством.
  • Расчет при осуществлении валютных операций производится организациями — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено действующим законодательством (расчеты могут производиться через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета).
  • Расчет при осуществлении валютных операций производится физическими лицами –резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, за исключением следующих валютных операций:
  1. передача физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию;
  2. дарение валютных ценностей близкому родственнику или супругу;
  3. получение валютных ценностей по праву наследования;
  4. приобретение и отчуждение физическим лицом — резидентом единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования и другое.
  • Расчеты при осуществлении валютных операций производится физическими лицами через счета, открытые согласно ст. 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета.
  • Центральный банк РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 Закона.
  • Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением, в случае необходимости, конверсионной операции по курсу.
  • Для учета денежных средств нерезидентов профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают специальные брокерские счета в уполномоченных банках.

Валютный контроль

  • Центральный банк РФ;
  • Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые не являются уполномоченными банками.

Контроль за реализацией валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами выполняется Центральным банком РФ. Контроль за реализацией валютных операций резидентами и нерезидентами осуществляется в пределах своей компетенции федеральными органами исполнительной власти.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля

В соответствии со статьей 23 Закона, органы и агенты валютного контроля имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки достоверности и полноты учета и отчетности по валютным операциям;
  • запрашивать и получать документы, а также информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:

  • выдать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ;
  • применять меры ответственности, установленные законодательством РФ, за нарушение актов валютного законодательства РФ.

Агенты валютного контроля вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • документы о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на выполнение валютных операций;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета и другое.

Важно! Агенты валютного контроля вправе требовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.
В обязанности органов валютного контроля и налоговых органов, осуществляющих предварительную регистрацию, входит рассмотрение заявления резидентов о предварительной регистрации и принятии решения о регистрации или об отказе в ней. Агенты валютного контроля обязаны:

  • осуществлять контроль за соблюдением участниками валютных операций актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • предоставлять органам валютного контроля сведения о валютных операциях, проводимых с их участием.

Органы и агенты валютного контроля обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

Согласно статье 24 Закона, резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции на территории РФ, имеют право:

  • знакомиться с актами проверок, которые проводились органами и агентами валютного контроля;
  • обжаловать решения и действия/бездействия органов и агентов валютного контроля;
  • на возмещение реального ущерба, который был причинен неправомерными действиями органов и агентов валютного контроля.

Резиденты и нерезиденты, участники валютных операций на территории РФ, обязаны:

  • предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренную статьей 23 Закона о валютном регулировании;
  • вести в установленном порядке учет и делать отчеты по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность документов и материалов в течении не менее 3 лет со дня совершения операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • выполнять предписание органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.

16. Основные положения Закона рф «о валютном регулировании и контроле в рф № 173 фз от декабря 2003г.

В области валютного регулирования РФ главенствующее положение занимает Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г, (далее — Закон о валютном регулировании). Этот закон определяет такие основные понятия, как валюта РФ, иностранная валюта, валютные ценности, ре­зиденты, нерезиденты. Закон о валютном регулировании гарантирует право собственности на валютные ценности, определяет виды валютных операции, а также возможность открытия счетов резидентов в иностранной валюте и счетов нерезидентов в рублях. . В соответствии с Законом от 9 октября 1992 г. (ст.9) ЦБ РФ является органом валютного регули­рования. В частности. Банк России:

а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Феде­рации иностранном валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издает нормативные акты, которые обязаны исполнять в России резиденты и нерезиденты: в) проводит все виды валютных операций:

г) устанавливает правила поведения резидентами и нерези­дентами в РФ операции в иностранной валюте и ценными бумагами в иностранною валюте, а также правила проведения нерезидентами в России операций в валюте Российской Федерации и ценными бумагами в валюте РФ:

д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия, когда резиденты вправе открывать счета в иностранных банках за рубежом:

е) устанавливает правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным организациям на осуществление валютных операций и выда­ет такие лицензии;

ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, докумен­тации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

з) готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам;

и) выполняет иные Функции.

ЦБ РФ является также органом валютного контроля (п.2 ст.1) Закона о валютном регулировании).

Закон о валютном регулировании определил цели валютного контроля, установил ответственность за нарушение валютного зако­нодательства.Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» установил не только основные понятия валютного законодательства, обозначил объекты и субъекты валютного контроля, но и определил полномочия различных государственных органов в области валютного регулирования и валютного контроля. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля по Закону являются: — Центральный банк Российской Федерации; — Правительство Российской Федерации; — ФТС

Закон состоит из трех разделов: 1. Общее положение. 2. Валютное регулирование. 3. Валютный контроль. В первом разделе закона рассматриваются основные понятия, такие как: — валюта Российской Федерации и ценные бумаги в валюте РФ; — иностранная валюта; — валютные ценности; — резиденты и нерезиденты; — текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала; — уполномоченные банки. Вторая глава освещает такие вопросы как: — защита валюты Российской Федерации; — право собственности на валютные ценности; — внутренний валютный рынок РФ; — счета резидентов в иностранной валюте; — валютные операции резидентов в РФ; — счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской федерации; — валютные операции нерезидентов в РФ; — Центральный банк РФ как орган валютного регулирования. В раздел «Валютный контроль» входят следующие статьи: — цель и направления валютного контроля; — органы и агенты валютного контроля; — полномочия органов и агентов валютного контроля; — права и обязанности резидентов и нерезидентов; — ответственность за нарушение валютного законодательства; — права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Согласно закону, к валюте РФ относятся: — находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты; — средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ; — средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ. Иностранная же валюта определена как: — денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; — средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и

международных денежных или расчетных единицах.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, www.zakonrf.info, www.interfax.ru, pravovedus.ru, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий