Земли энергетики: характеристика понятия, состав этой категории участков промышленности и спецназначения, правовой режим, разрешенное использование, аренда и выкуп

Содержание:

Земельный кодекс РФ выделил особую категорию земель специального назначения, к которым отнесены земли транспорта, энергетики и прочих отраслей экономики, используемых и предназначенных для обеспечения деятельности и эксплуатации объектов промышленного назначения.

Согласно ст. 87 Земельного кодекса такие земли должны быть расположены за границами населенных пунктов и в отношении них введен особый правовой режим. Земли энергетики так же являются составной частью земель специального назначения, выделенных для размещения на них объектов энергетической системы.

Земли энергетики различают двух видов:

  • строительства сооружений атомной промышленности: станций, ядерных установок, мест хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов. Возведения сооружений гидроэнергетического комплекса, тепловых станций, электростанций, а так же сооружений и объектов, предназначенных для их обслуживания;
  • размещения воздушных и наземных кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов и охранных зон электрических сетей.

Содержание

Правовой режим земель энергетики

Правовой режим земель энергетики регулируется Земельным кодексом РФ, каких либо отдельные законы, определяющих порядок их функционирования не принимались.

Указанные участки земной поверхности отличаются в специфике их назначения, состоящей в их использовании как особой зоны для возведения энергетических производственных объектов с целью эксплуатации и обслуживания.

Особым статусом земель энергетического назначения должны наделяться наделы несельскохозяйственного назначения или не пригодные в качестве полей, пашен, лугов, а при отсутствии таковых земель — угодья худшего качества.

Земли специального назначения регулируются государством путем создания зон с особыми условиями использования. Таким способом обеспечивается безопасность окружающей среды и людей.

Учреждение особых зон земель энергетики производится в местах размещения промышленных сооружений по ленточно-островному принципу. При этом изъятие земельных участков с указанными зонами у землепользователей не производится, но эксплуатирующее энергетический объект предприятие обязано выделить границы специальными знаками, содержащими информацию об особом характере места.

В зависимости от вида земель энергетического назначения могут устанавливаться ограничения и запреты на некоторые виды деятельности вблизи особых зон. С целью защиты населения от вредного воздействия излучений от атомных энергетических станций вокруг них создаются санитарные зоны. На территории указанных зон нельзя строить жилье, детские учреждения, общественные здания.

Еще одной разновидностью правового регулирования земель энергетики является утверждения нормативов предоставления участков для размещения производственных объектов. При определении размера выделяемого надела учитываются данные проектно-технической документацией.

Размещение и строительство объектов энергетической системы и сооружений для их обслуживания на землях специального назначения должно производиться с учетом закона «Об охране окружающей среды»:

  • при возведении гидроэлектростанции необходимо учитывать и нужды региона в обеспечении электричеством и особенности местного ландшафта;
  • при эксплуатации теплоэлектростанций требуется одновременное строительство систем очистки выбросов;
  • при эксплуатации атомных станций выдвигаются строжайшие требования по защите природы и населения от радиационного излучения.

При формировании состава земель для энергетической системы необходимо обеспечить сохранность водных объектов и их ресурсов, лесных угодий, биологической растительности и животного мира, естественной экологической системы.

Предоставление земель энергетики

Участки земель для размещения электроэнергетических объектов должны изыматься из состава земель сельскохозяйственного назначения, если они принадлежат на праве собственности у юридических лиц и граждан. Основанием для выделения земельных наделов являются предоставление технической и проектной документации на такие строения.

Земли, находящиеся в собственности у государства и муниципалитета могут предоставляться:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов возможен, когда необходимый участок свободен от прав третьих лиц и на нем не имеется никаких иных объектов;
  • с предварительным согласованием производится при наличии хозяйственного проекта и требуется найти земельный участок для его размещения.

В первом варианте земля предоставляется в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование. Продажа или аренда земельных участков производится исключительно с открытых торгов. Поэтапные действия по оформлению земли состоят из нескольких шагов:

  • формирование земельного участка государственными или муниципальными органами и включают следующие работы: определение проекта границ, разрешенного использования, согласование технических условий по возможностям подключения предполагаемого объекта к инженерным сетям;
  • занесение сведений об участке в земельный кадастр на основании данных паспорта;
  • проведение торгов по реализации земельного участка либо права на заключение арендного договора. При предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование выносится соответствующее решение.

Во втором варианте по предоставлению без предварительного согласования земля в собственность не оформляется, а может быть заключено соглашение с юридическими лицами о постоянном (бессрочном) пользовании или аренде, а гражданам только на арендных правах.

Процедура предоставления земли производится в следующем порядке:

  • подача заявления о выборе интересующего участка в администрацию муниципального образования или уполномоченный государственный орган;
  • проверка собственником участка наличия прав третьих лиц и отсутствия размещенных иных объектов;
  • публикация объявления в местном органе печати о возможности наделения участком заинтересованное лицо;
  • при необходимости направление уведомления собственникам или пользователям об изъятии участка;
  • формирование земельного участка;
  • постановка на кадастровый учет;
  • проведение торгов для предоставления в аренду или собственность.

Землепользователи, получившие землю для электроэнергетического объекта собственники или владельцы объектов должны использовать предоставленные наделы в соответствии с их целями.

При производстве строительных работ электроэнергетические компании обязаны проводить работы по благоустройству, озеленению, рекультивации земель.

Нормативы для определения размеров земельных участков

Земельные участки для размещения объектов энергетической системы должны предоставляться в соответствии с рекомендованными размерами, установленными нормативно-правовыми актами РФ:

  • Размер выделяемого участка для установки опоры под воздушную линию электропередачи напряженностью не более 10 киловатт, зависит от поперечного сечения опоры электрической трассы;
  • В тех случаях, когда электрическое напряжение будет превышать 10 киловатт, размер устанавливается в зависимости от контурной линии планируемого сооружения воздушной опоры;
  • При планировании электропередачи с электрическим напряжением не менее 330 киловатт размеры должны соответствовать контуру наделов:
  • Размеры наделов для строительства воздушных трасс по передаче электроэнергетической энергии определяются на основании проектной документации;
  • Величина участка, которая нужна электроэнергетической компании для проведения ремонтных работ или строительства должна представлять собой полосу, проходящую вдоль трассы линии электропередач, шириной не более 2 метров.

Площадь земельного участка, должна быть определена с учетом необходимой территории для обслуживания объекта.

Гражданам и юридическим лицам, чьи земельные владения соседствуют с землями энергетической системы, предоставленными с целью производства электрической и атомной энергии надлежит ознакомиться со сводом законом и правил, в целях защиты своих прав и интересов.

Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Горное право

Общая характеристика правового режима земель промышленности и иного специального назначения

Понятие и структура земель промышленности и иного специального назначения. Согласно ст. 87 ЗК РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли имеют разное целевое назначение. Тем не менее общим признаком, который позволяет объединить их в одну категорию, является то, что они используются или предназначены для специальных целей, размещения и эксплуатации хозяйственных и иных объектов недвижимости. Эти земли применяются главным образом для несельскохозяйственных целей, т. е. как пространственный территориальный базис. Другим критерием определения этих земель выступает их нахождение за пределами границ населенных пунктов.

К этой категории земель относятся следующие виды: земли промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; для обеспечения обороны и безопасности; иного специального назначения. Некоторые из видов могут подразделяться на подвиды. Так, земли транспорта делятся на земли автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и т. д.

Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения и правовые инструменты его определения. Следует отметить, что эти земли, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности и др., являются федеральной собственностью (п. 4 ст. 87 ЗК РФ). Земли данной категории могут находиться также в собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.

Это интересно:  Банк Авангард: открыть расчетный счет для ИП

Особенностью правового режима данной категории земель является наличие различных зон с особыми условиями использования земель. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель (п. 3 ст. 87 ЗКРФ).

Такие зоны устанавливаются на основании решений соответствующих органов при предоставлении земель. Выделение зон с особыми условиями использования земель дает возможность предоставлять для несельскохозяйственных специальных целей земельные участки, имеющие минимальные размеры. Земельные участки, на которых существуют зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Правовой режим данной категории земель, а также смежных с ними земельных участков, включенных в состав зон с особыми условиями использования земель, подчинен режиму эксплуатации хозяйственных и иных объектов. Эти земельные участки в одних случаях включаются в состав земель промышленности и иного специального назначения, а в других случаях нет.

Земельные участки становятся землями специального назначения в результате их изъятия для государственных или муниципальных нужд и последующего предоставления соответствующим лицам. Поэтому в ст. 49 ЗК РФ специально определяются условия, когда допускается такое изъятие земельных участков. Они связаны с необходимостью разместить объекты федеральных энергетических систем, энергетических систем регионального значения, использования атомной энергии, обороны и безопасности и др. и когда нет других вариантов их размещения. В иных случаях земельные участки включаются в состав этих земель в результате их перевода из одной категории в другую.

Основной правовой инструмент определения разрешенного использования земельных участков в составе данной категории земель заключается в следующем. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются при их предоставлении для строительства, т. е. для размещения промышленных объектов, объектов энергетики, транспорта, связи и т. д.

Особенности правового режима этих земель отражены в ст. 88—93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий, как указано в п. 2 ст. 87 ЗК РФ. Однако каким образом и какие органы должны учитывать эти особенности при зонировании, в законодательстве не указано.

Площадь предоставляемых земельных участков обычно является минимально необходимой, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование хозяйственного объекта. Поэтому такие земли используются, как правило, в соответствии с целевым назначением. Тем не менее допускается их применение и в иных целях, например для ведения сельского хозяйства (п. 6 ст. 87 ЗК РФ).

В законодательстве определяются особые требования, касающиеся выбора мест размещения хозяйственных и иных объектов, порядка использования предоставленного земельного участка. Характер этих требований зависит от назначения указанных объектов.

Кроме того, необходимо согласовывать места размещения различных объектов на земельных участках, близко расположенных к землям данной категории (в районе аэродрома и др.), или в случаях пересечения разных линейных объектов (например, трубопровода и автомобильной либо железной дороги), эксплуатация которых может создать определенные неудобства, помехи или опасность.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель промышленности и иного специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений. Однако перевод земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Перевод земель с нарушенным почвенным слоем в другую категорию допускается только после восстановления таких земель.

Соотношение правового режима земель промышленности и иного специального назначения с правовым режимом иных категорий земель. В отношении земельных участков, которые не включены в состав земель промышленности и иного специального назначения и на которых находятся промышленные объекты, объекты энергетики, транспорта, связи и др., действует правовой режим той категории земель, в составе которой они расположены, одновременно к ним применяются требования правового режима земель промышленности и иного специального назначения. Так, согласно п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам военных объектов (п. 1 ст. 85 ЗК РФ).

Автомобильные дороги, линии электропередачи, связи и другие коммуникации могут находиться на землях особо охраняемых природных территорий. Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Согласно п. 2 ст. 15 этого Закона на территориях национальных парков запрещаются строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков. Это означает, что строительство таких объектов, если они связаны с функционированием национального парка, возможно.

На землях лесного фонда могут находиться дороги. Статья 101 ЗК РФ относит дороги к нелесным землям. Согласно ст. 25 ЛК РФ видами использования лесов признаются строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов. Энергетические, транспортные объекты, объекты связи могут находиться также на землях водного фонда.

Земли энергетики: характеристика понятия, состав этой категории участков промышленности и спецназначения, правовой режим, разрешенное использование, аренда и выкуп

AJAX — EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX — EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Понятие, состав земель промышленности и общая характеристика их правового режима

Понятие земель промышленности

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Земли промышленности — земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации ( ст. 88 ЗК РФ).

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. При этом размеры предоставляемых земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

Являются федеральной собственностью земли промышленности (и иного специального назначения), занятые:

    • федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии;
    • федеральным транспортом, путями сообщения;
    • объектами федеральной информатики и связи;
    • объектами, обеспечивающими космическую деятельность;
    • объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства;
    • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
    • другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Состав земель промышленности

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель:

    • охранные;
    • санитарно-защитные;
    • иные.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования , ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

О порядоке установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенностях использования расположенных в них участков см. Постановл ение Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»

Общая характеристика правового режима земель промышленности

Под правовым режимом земель промышленности и иного назначения следует понимать систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:

    1. Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
    2. органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    3. органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 24 ЗК РФ могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды необходимо учитывать, что:

    • размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду , осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
    • нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Категории земель и виды разрешенного использования

Что такое категория земель (целевое назначение)

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств. Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе.

Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий земель:

  1. Населенных пунктов (поселений);
  2. сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. лесного фонда;
  6. водного фонда;
  7. государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Кроме того, существует деление разрешённого вида использования на следующие типы:

  1. основные;
  2. условно разрешённые;
  3. вспомогательные.

Условно разрешенный вид использования земельного участка

Условно разрешенный вид использования земельного участка выполняет функцию дополнения в рамках категории и разрешенного использования. Такое дополнении возникает когда нет возможности составить классификатор на все случаи жизни.

Для того, чтобы установить дополнительную норму, необходимо пройти специальную процедуру согласований и публичных слушаний в Комиссии по землепользованию и застройки. Такое расширение ВРИ возможно только в случае, если оно предусмотрено местными градостроительными нормами.

Вспомогательные виды разрешенного использования

Вспомогательные виды разрешенного использования уточняют действия, производимые в рамках других типов использования. Уточняющий характер может заключаться, например, в размещении каких-нибудь мелких объектов — гаражей, трансформаторной будки, забора и т.п. Таким образом, потенциальному застройщику необходимо вписаться в целевое назначение и основной вид разрешенного использования своей территории.

Другие типы разрешенного использования можно изменить в официальном диалоге потенциального и состоявшегося владельца участка с органами государственной или муниципальной власти.

Земельный участок в СНТ будет иметь следующие характеристики:

  • Категория (целевое назначение) — земли сельскохозяйственного назначения;
  • Вид разрешенного использование — для ведения садоводства и огородничества;

А теперь рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

1. Земли населенных пунктов

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации. Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

2. Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Подкатегории земель сельхозназначения

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и несельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели — обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные угодья

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Несельскохозяйственные угодья

Несельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот несельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Отличия первого от второго

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

3. Земли лесного и водного фонда

Категория земель лесного и водного фондов предполагает их хозяйственное использование, но только в рамках разрешенного вида деятельности:

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

4. Земли запаса и ООПТ

Эти две категории земель изъяты из оборота. Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.

Земли, признанные особо ценными для общества, переводятся из одной категории в другую, изымаются из оборота и хозяйственного использования. Их обратный перевод в другую категорию законом не предусмотрен. Земли запаса нельзя использовать в хозяйственных целях, но можно перевести в иную категорию и с определенным разрешенным использованием.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Классификация земель

Виды земель специального назначения

Содержание статьи:

Земли промышленности

В земельном законодательстве описываются виды площадей спецназначения. Одной из групп являются земли промышленности. К данным территориями принадлежат зоны, переданные заинтересованным лицам для организации работы компаний и производственных объектов, связанной с различными промышленными направлениями.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Полномочия в отношении таких земель передаются частным компаниям или госпредприятиям лишь тогда, когда на этого имеются законные основания.

Основной целью эксплуатации участков данной категории является организация работы промышленных предприятий, а также предоставление возможности для размещения построек административного и производственного типа. В комплекс территорий входят объекты, в отношении которых устанавливаются специальные санитарные зоны, способствующие защите предприятий от воздействия различных негативных факторов.

Площади участков, отданных в эксплуатацию, определяются согласно утвержденной проектно-сметной документации и имеющимся законодательным актам. Перед выделением в пользование производится кадастровая оценка участка.

Земли энергетики

В статье 89 Земельного кодекса РФ описываются земли энергетики. Состав данной группы земель определен участками, используемыми для начала работы и дальнейшей эксплуатации энергетических объектов. Права на такие территории возникают у заинтересованных лиц при наличии законных оснований.

Земли энергетики могут быть предоставлены с целью организации полноценной работы энергетических объектов и компаний, а именно:

  • для строительства гидроэлектростанций, объектов, связанных с производством атомной и ядерной энергии, тепловые установки;
  • полигонов и хранилищ, где размещаются радиоактивные отходы;
  • для постройки системы станций, обеспечивающих работу основного энергообъекта;
  • для организации электросетевого хозяйства и других энерготехнических объектов.

Чтобы эксплуатирование территорий происходило максимально безопасно, устанавливается специальный правовой режим земель энергетики. Для каждого региона страны порядок установки такой охранной зоны определяется индивидуально и в соответствии с нормативными актами Правительства РФ.

Ростехнадзор осуществляет контроль и учет действий распорядителей территорий по выполнению условий эксплуатации наделов в пределах определенных зон. Правила размещения сопутствующих построек, таких как ЛЭП, сетей связи, иных конструкции определяет Правительство РФ.

Земли транспорта

В группу земель транспорта включены наделы, используемые для организации беспрепятственного передвижения и обеспечения безостановочной работы многих компаний. Описание и виды площадей этой группы дается в ст. 90 ЗК РФ. В комплекс массивов входят водные трассы, морские пути, автомобильные дороги, земли железнодорожного транспорта.

Целями использования таких территорий являются:

  • размещение железнодорожных путей, автомобильных трасс, трубопроводов;
  • возведение построек, необходимых для организации работы всей инфраструктуры – вокзалы, станции, обслуживающие службы;
  • организация полос отвода, охранных зон.

Особенностью использования таких территорий является то, что площади могут быть выделены только при наличии обязательной проектно-сметной документации по устройству дорожного полотна, других видов транспортных путей и трубопроводов.

Земли связи, радиовещания, телевидения и информатики

В статье 91 ЗК РФ дается описание такой категории наделов, как земли связи, радиовещания, телевидения, информатики. В данную группу входят территории, которые нужны для организации работ компаний в сфере связи и телекоммуникаций.

Используются такие массивы для того, чтобы обеспечить полноценную работу систем связи, радио и видеовещания. На массивах размещается необходимая инфраструктура:

  • все необходимые кабели и полосы отчуждения;
  • воздушные линии, радиофикационные точки, охранные зоны, установленные относительно этих пунктов;
  • кабельные линии, расположенные под землей;
  • автоматизированный пункты усиления сигналов наземного и подземного типа;
  • вся инфраструктура спутниковой связи.

Земли для обеспечения космической деятельности

В ст. 92 ЗК РФ дано определение такому понятию, как территории для обеспечения космической безопасности. В эту группу наделов включаются площади, необходимые для начала мероприятий по освоению космоса. Полномочия распорядительных ведомств на данные площади оформляются для заинтересованных лиц, которые имеют на это законные права.

Территории отдаются в использование соответствующим ведомствам и компаниям для того, чтобы обеспечить размещение всех построек наземного типа, предназначенных для запуска летательных аппаратов, а также выполнения сопутствующих работ, к примеру, организации хранения и обработки полученных данных.

Также в данную категорию включаются полосы для взлета или посадки, экспериментальные базы для испытания спецтехники, полигоны, центры по подготовке космонавтов. Земли не отчуждаются, если используются временно в качестве местности, куда падают части ракетоносителей, а собственники наделов получают материальную компенсацию за причиненный ущерб.

Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности устанавливается на основании положений действующих федеральных законов.

Земли обороны и безопасности

Наделами этой группы признаются земли, которые используют ВС РФ, воинские подразделения, военные ведомства, предприятия для осуществления размещения таких формирований, возведения на площади специальных построек, а также соблюдения неприкосновенности границ страны.

Также данные площади выполняют функции по обеспечению информационной безопасности и создания специального оборонительного комплекса. В поселениях административно-территориального типа может быть установлен специальный порядок землепользования.

Наделы передаются для:

  • возведения построек, позволяющих поддерживать ВС РФ, иные воинские части в состоянии необходимой боеготовности, а также организации мест постоянной дислокации войск;
  • создания спецтехники и спецвооружения, хранения боекомплекта, включая полигоны, где проводятся испытания и места утилизации;
  • размещения запасов материальных ценностей госрезерва;
  • установки оградительных конструкций на границах государства, включая пропускные пункты;
  • строительство комплексов, занимающихся производством оружия массового поражения;
  • обработки или предоставления гарантий сохранности отходов, радиоактивного характера.

Земли обороны и безопасности можно эксплуатировать для организации учений или других мероприятий, которые являются обязательными для действующей армии. Если относительно массива был назначен особый правовой режим эксплуатирования, относительно наделов частных лиц или временных распорядителей, процедура изъятия не производится.

Если имеется потребность во временной эксплуатации таких территорий, то порядок устанавливается на основании положений земельного кодекса.

При введении в стране чрезвычайного или военного положения, происходит реквизиция наделов у владельцев с возможным возвратом или выплатой компенсации. Чтобы обеспечить и повысить оборонительные возможности государства, а также гарантировать населению страны должную защиту, в отношении отдельных территорий устанавливается запретный режим.

Статья написана по материалам сайтов: zemadvo-femida.ru, studref.com, jurkom74.ru, zembaron.ru, zk-expert.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий