Земли сельскохозяйственного назначения: понятие и состав, где находятся, каковы нюансы ограничения оборота и использования, а также минимальный размер участка?

Под оборотом земель сельскохозяйственного назначения в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» понимается совокупность сделок, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие оборота земель сельскохозяйственного назначения подразумевает переход прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, доли в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения (земельной доли) от одного субъекта к другому на основании договоров купли-продажи, дарения, мены, ренты, пожизненного содержания с иждивением, аренды, в порядке наследования, передачи в уставный капитал, добровольного отказа от прав на земельный участок, а также иными способами, установленными земельным законодательством. Под оборотом земель сельскохозяйственного назначения понимается также предоставление (в том числе приватизация) гражданам и юридическим лицам земель сельскохозяйственного назначения органами государственной власти и местного самоуправления. 5

Целями правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения являются:

обеспечение рационального использования сельскохозяйственных земель в соответствии с целевым назначением;

охрана сельскохозяйственных земель;

сохранение и улучшение их качества.

В Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения закреплены пять принципов правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Они появились при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе РФ в результате работы трехсторонней рабочей группы по разработке проекта Федерального закона Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» после принятия законопроекта в первом чтении. В проекте Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, внесенном в Государственную Думу РФ Правительством РФ, принципы отсутствовали.

Первый принцип, предусматривающий сохранение целевого использования земельных участков, является интерпретацией общеотраслевого для земельного законодательства принципа, закрепленного в ст.1 Земельного кодекса РФ: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Его дополняет также принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Сохранение целевого использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения реализуется через систему мер государственного регулирования, устанавливающих ограничения по изменению целевого назначения соответствующей категории земель, а также через применение мер юридической ответственности за нарушения земельного законодательства.

Условия изменения целевого назначения земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения включают возложение обязанности на лиц, которым предоставляются земли сельскохозяйственного назначения для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, по возмещению потерь сельскохозяйственного производства (ст.58 ЗК РФ).

Второй принцип направлен на ограничение размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в собственности гражданина и зависимых от него лиц, т.е. на воспрепятствование образованию латифундий на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ.

В соответствии с данным принципом, меры по ограничению размера общей площади земельных участков должны быть установлены лишь в отношении сельскохозяйственных угодий, т.е. наиболее ценной составной части земель сельскохозяйственного назначения, а не всех земель сельскохозяйственного назначения.

Данные ограничения могут действовать лишь в пределах одного административно-территориального образования субъекта РФ, например административного района.

Конкретные правовые нормы, которые реализуют рассматриваемый принцип, содержатся в ст.4, 5 и 11 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Третий и четвертый принципы, направленные на установление преимущественного права субъекта РФ на покупку земельного участка при его продаже, а также доли в праве общей собственности на земельный участок при возмездном ее отчуждении, раскрыты в ст.8 и 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

С точки зрения государственного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, эти принципы обеспечивают решение нескольких задач.

Во-первых, позволяют государству в лице субъектов РФ или, в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальным образованиям активно или пассивно участвовать на рынке земельных участков и тем самым контролировать этот рынок.

Во-вторых, активное или пассивное участие на рынке земельных участков позволяет наиболее оперативно получать информацию, т.е. вести мониторинг рынка земельных участков.

Наконец, механизм реализации преимущественного права покупки препятствует скрытию, занижению реально формирующихся цен на земельные участки.

С другой стороны, механизм реализации преимущественного права покупки затрудняет совершение сделок с земельными участками, увеличивает срок их совершения. Особенно это касается оборота долей в праве общей собственности на земельный участок при возмездном их отчуждении.

Пятый принцип направлен на ограничение прав иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, зависимых от них юридических лиц. Этот принцип реализован в ст.2 и 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Для обеспечения надлежащего правового порядка использования земель необходимо иметь, как минимум, пять элементов:

1. Первым элементов является наличие объекта правового регулирования, на который распространяется данный порядок — режим. Он бывает, как правило, общий, родовой и конкретный.

Общим объектом правового режима является земля, как часть окружающей природной среды, обладающая пространственной территорией, рельефом, растительностью и находящаяся в сфере российской юрисдикции. Все земли в РФ находятся в сфере государственного контроля в системе наблюдения мониторинга, земельного кадастра, используемые земли подвергаются землеустроительным мероприятиям как при отводе в пользование, так и в ходе их эксплуатации.

Родовым объектом режима является категория земель, т. е. та часть земельного фонда РФ, которая предназначена и используется по основному целевому назначению.

Конкретным объектом правового режима является земельное угодье — земельный участок, независимо от его площади, предоставленный и используемый по непосредственному целевому назначению.

В связи с таким подразделением земли, как объект правового режима, можно выделить общий, особенный и специальный правовой режим использования земель.

2. Вторым элементом правового режима земель является наличие специально уполномоченных государственных органов по регулированию правового режима.

3. Третьим элементом правового режима использования земель является круг субъектов правоотношений по использованию земель данной категории или угодий.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

хозяйственным товариществам и обществам, производственным и потребительским кооперативам, в том числе колхозам, казачьим обществам, другим сельскохозяйственным организациям и общинам для сельскохозяйственного производства;

государственным и муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятиям, опытно-производственным, учетным, учебно-опытным и учебно-производственным хозяйствам, научно-исследовательским учреждениям, образовательным учреждениям высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательным учреждениям для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей;

государственным и муниципальным несельскохозяйственным предприятиям, региональным организациям для ведения сельского хозяйства;

гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота;

гражданам Российской Федерации — вынужденным переселенцам из государства — участников Содружества Независимых Государств — земельные участки предоставляются для жилищного строительства, личных подсобных хозяйств, создания крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций.

4. Четвертым элементом правового режима земель является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель, что составляет основной элемент режима. Права и обязанности субъектов зависят как от особенностей земли — используемого объекта, так и от правового статуса субъектов. Содержание прав и обязанностей зависит и от иных обстоятельств, о чем подробнее будет рассмотрено ниже.

5. Пятым элементом правового режима земель является наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего надлежащий правовой режим использования земель. К нему относятся:

наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед землями несельскохозяйственного назначения, а также нормы, не допускающей изъятие ценных сельскохозяйственных земель;

наличие правовых норм, применение которых устраняет условия, способствующие нарушению режима земель. Например, запрещение финансирования проектно-изыскательских работ до принятия местной администрацией решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения суда — при возникновении спора;

наличие наказаний за нарушение правового режима земель. Так, ответственность в виде штрафов предусмотрена за уничтожение межевых знаков земельных участков, за самовольное занятие земли, за порчу и уничтожение плодородного слоя земли и т. д.;

наличие правовых норм, исполнение которых позволит восстановить нарушение режима использования земель. Например, самовольно занятые земельные участки должны быть возвращены по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Итак, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения — закрепленные законом положения земель, установленные для определенных категорий земель.

Список используемой литературы.

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 29.10.2001, № 44, ст. 4147, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3453.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437.

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 06.02.2006, № 6, ст. 636.

5. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3018, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3098.

6. Федеральный закон «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 30.06.2006) // СЗ РФ от 29.10.2001, № 44, ст. 4148, СЗ РФ от 03.07.2006, № 27, ст. 2881.

7. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 30.12.2004) // СЗ РФ от 20.07.1998, № 29, ст. 3400, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 42.

8. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 18.07.2006) // СЗ РФ от 28.07.1997, № 30, ст. 3594, СЗ РФ от 24.07.2006, № 30, ст. 3287.

9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 08.04.2000 № 316 (ред. от 11.04.2006) // СЗ РФ от 17.04.2000, № 16, ст. 1709, СЗ РФ от 17.04.2006, № 16, ст. 1744.

12. Боголюбов С. А. Земельное право. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2003.

13. Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В. Земельное право: Учебник. — М., 2003.

Содержание

Использование земель сельскохозяйственного назначения

К землям сельскохозяйственного назначения относятся участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства.

Понятие земель сельскохозяйственного назначения

В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.

Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.

И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.

Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.

Ими признаются участки за чертой населенных пунктов, уже используемые для ведения сельского хозяйства или предназначенные для этой цели. Специфика правового режима земель сельского хозяйства обусловлена их целевым назначением, использованием для выращивания растений, разведения домашних животных, птицеводства.

Это интересно:  Как выиграть аукцион на земельный участок в 2019 году

Отличительным признаком земель рассматриваемой категории признается плодородие почв. Однако нельзя забывать, что часть земель сельскохозяйственного назначения используется для реализации второстепенных задач – размещения хозяйственных построек, защитных насаждений и пр.

Законодатель использует в нормативных актах такие категории как «земли сельхозназначения» и «земли сельхозиспользования». Их логический объем не одинаков. Можно утверждать, что:

  • земли сельхозназначения – это составная часть земельного фонда России, выделенная в самостоятельную категорию согласно специфическому целевому назначению;
  • земли сельхозиспользования – совокупность участков из состава земель промышленности, поселений и любых других категорий, по признаку основного хозяйственного назначения используемых в качестве сельхозугодий.

Попеременно, используя каждый из этих терминов, законодатель распространяет регуляторное влияние предписаний земельного законодательства на те или иные правоотношения.

Виды земель сельскохозяйственного назначения

Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:

  • пашни;
  • территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
  • залежи;
  • пастбища;
  • сенокосы.

Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.

Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:

  • внутрихозяйственными путями сообщения;
  • мелиоративными, инженерными системами;
  • замкнутыми водоемами;
  • коммуникациями;
  • древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
  • стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.

Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:

  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
  • физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
  • коммерческие структуры;
  • унитарные муниципальные и госпредприятия,
  • потребительские кооперативы;
  • религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
  • общины коренных малочисленных народов.

Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.

Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.

Общие положения об использования земель сельскохозяйственного назначения

Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.

Данные земли могут использоваться для:

  • создания и развития личных подсобных хозяйств;
  • огородничества;
  • фермерства;
  • садоводства;
  • создания защитных лесных насаждений;
  • животноводства;
  • рыбоводства (аквакультуры);
  • охотничьего хозяйства;
  • выпаса скота;
  • сенокошения;
  • научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
  • дачного строительства.

В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.

Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.

Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.

В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объема потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.

Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.

Понятие рационального землепользования

Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:

  • земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
  • максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
  • необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
  • лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
  • следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.

В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.

Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.

Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.

Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.

Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:

  • Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.

Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.

Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

  • Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.

В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.

  • Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.

Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.

  • Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.

Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.

  • Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.

Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.

Отчуждать участок по цене, равной или превышающей фигурирующую в уведомлении, продавец вправе на протяжении всего следующего года. Если это срок прошел, необходимо повторное уведомление.

Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.

Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.

Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.

Разрешенное использования земель сельскохозяйственного назначения

Земли в РФ поделены на категории. В пределах каждой категории выделяют подгруппы, которым характерны собственные виды использования. Параметры дозволенного землепользования устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны, применительно к землям сельхозназначения – с учетом дифференциации почв по плодородию и продуктивности (эти параметры устанавливаются путем бонитировки).

Учитывая значимость земель сельхозназначения для государства и общества, обусловленную их плодородностью, основным видом разрешенного использования сельскохозяйственных земель должно быть хозяйствование на земле, производство сельхозпродукции. Осуществление вспомогательной деятельности и размещение производственной инфраструктуры на таких землях разрешается в порядке исключения при условии одновременного ведения натурального сельского хозяйства.

Осуществление условно допустимых видов деятельности (рыболовство, туризм, рекреация) допускается при условии, что это не мешает ведению сельскохозяйственного производства, его логистическому и инфраструктурному обеспечению.

Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.

Таким образом, собственник земель ограничен в способах использования принадлежащих ему земель не только целевым назначением, но и видами разрешенного использования, установленными местными властями. Также стоит учесть, что установление вида разрешенного использования, не характерного для сельскохозяйственных земель, требует смены целевого назначения.

Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения

Обычно государство не вмешивается в вопросы реализации собственникам принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению законно приобретенным имуществом. Ненужную вещь можно отложить на потом, сломать или выкинуть. Но земли – это народное достояние, ценное и охраняемое имущество.

По этой причине в рамках Гражданского кодекса России законодатель установил возможность принудительного прекращения права собственности в случаях:

  • неиспользования земель (ст. 284);
  • ненадлежащего или нецелевого использования (ст. 285).

Положения названных статей являются общими и могут применяться к землям разного целевого назначения. Однако для сельхозземель они особо актуальны. Дело в том, что неиспользование пахотных земель (прекращение их обработки, полива, мелиоративных работ) само по себе может нанести неисправимый вред.

Земли могут истощиться, высохнуть, заболотится, зарасти древесной растительностью, быть заселенными вредителями. Приведение таких земель в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению, может быть утруднено и связано со значительными расходами.

Изъятие неиспользуемых участков возможно, если их целевое назначение связано с сельским хозяйством или строительством. Основанием изъятия признается неиспользование в течение 3 лет.

Использование не по назначению может заключаться в самовольной застройке, складировании стройматериалов или мусора, устройстве автостоянки. Срока длительности правонарушения не оговорено. Это означает, что компетентному органу достаточно установить факт ненадлежащего использования участка.

Случается, что земля используется по назначению, однако с нарушением принципов рационального землепользования, что приводит к истощению слоя гумуса, эрозии, иссушению или заболачиванию. Кроме того, возможна излишняя интенсификация использования земель – внесение множества удобрений, пестицидов, химикатов для повышения урожайности. Это может послужить основанием для изъятия земель по мотивам причинения вреда окружающей среде.

Порядок изъятия оговорен ст. 286 ГК РФ.

Компетентный орган принимает административное решение об изъятии. Если собственник согласен, участок продается с торгов, если же нет, то компетентный орган обращается в суд.

Примечательно, что факт изъятия не исключает возложение на правонарушителя обязательств компенсировать вред, причиненный его неправомерными действиями. Кодексом об административных правонарушениях оговорена ответственность за нецелевое использование участков в форме внушительного штрафа.

Для граждан максимальная сумма составляет 1%, для организаций – 2% кадастровой стоимости участка. При этом сумма штрафа для граждан не может быть меньшей 10 тыс. руб., для организаций – 100 тыс. руб.

Это интересно:  Нужно ли направлять копию ходатайства ответчику

Земли сельскохозяйственного назначения: определение, назначение, использование и ограничения

Каждая территория обладает определенной категорией и назначением. Земли сельскохозяйственного назначения используются исключительно для ведения сельского хозяйства. Они могут применяться частными лицами, предпринимателями или компаниями. Перед использованием такой территории важно разобраться во всех установленных ограничениях, чтобы не нарушить требования земельного законодательства.

Общие моменты

В РФ земли сельскохозяйственного назначения занимают значительную долю всей территории. При этом задействуется фактически не больше 8% от этих земель. Не всегда сельскохозяйственные угодья находятся внутри земли, обладающей категорией с/х назначения. Они могут входить в земли промышленности или лестного фонда.

Поэтому многие люди и предприниматели задаются вопросом о том, какие земли предназначаются для сельского хозяйства, как их определить и каким образом они могут использоваться.

Назначение территории

На основании ФЗ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеется шесть групп таких территорий, которые отличаются назначением. К ним относятся земли:

  • Пастбища, с/х угодья и земли для сенокоса. Они заняты разными многолетними зелеными насаждениями, а также на них имеются внутренние дороги и проложены коммуникации. Такие участки часто отдаются гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
  • Земли для пашни. Допускается на этой территории взращивать разные культуры при наличии разрешения.
  • Территория, занятая постройками, предназначенными для ведения сельского хозяйства.
  • Земли, занятые водными объектами. Они предоставляются компаниям для ведения предпринимательской деятельности, на основании чего ИП и фирмы уплачивают соответствующий налог.
  • Территория леса.
  • Иные земли, не применяемые в градостроительстве.

Для каждого участка независимо от его назначения имеется несколько видов разрешенного использования. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения указывает, что земли могут быть основными, условно-разрешенными или вспомогательными.

Законодательное регулирование

Основные положения о том, как должны использоваться территории с/х назначения, включаются в главу 14 ЗК. Информация о понятии и составе земель сельскохозяйственного назначения содержатся в ст. 77 ЗК. Такие территории являются участками, располагающимися за границами разных населенных пунктов. Они используются исключительно для нужд сельского хозяйства.

Дополнительно важная информация содержится в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101. Именно на основании этого закона обеспечивается регулирование оборота территории. Описываются отношения, которые возникают между государственными властями и пользователями территории. Устанавливаются разные ограничения в отношении оборота земли. Описывается порядок, на основании которого передается земля из государственного фонда частным пользователям. Дополнительно имеются правила изъятия ее из частного владения в пользу государства.

Не распространяется ФЗ 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на земли, являющиеся частной собственностью граждан или применяемые для строительства гаражей, ведения подсобного хозяйства, животноводства или иных аналогичных целей. Оборот этих территорий реализуется на основании норм, прописанных в ЗК.

Нюансы использования земли

В ЗК перечисляются все лица, которые могут пользоваться землями сельскохозяйственного назначения или претендовать на их приобретение. К основным требованиям к этим лицам относится:

  • наличие российского гражданства;
  • иностранные граждане или компании могут пользоваться территориями только после грамотного составления арендного договора с владельцем, представленным частным лицом;
  • земля, принадлежащая государству, передается в аренду или выкупается исключительно резидентами РФ;
  • при определенных ситуациях воспользоваться определенными территориями допускается только после изменения ее категории.

Если оформляются земли российскими гражданами или предпринимателями в долгосрочную аренду, то через несколько лет их использования появляется возможность выкупить имущество. Преимущественным правом обладают люди, построившие на территории разные объекты.

Как переводится в другую категорию?

Допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, но наиболее часто это производится в случае, если гражданам требуется построить на территории жилой объект для постоянного проживания. В этом случае земле присваивается категория ИЖС. При таких условиях имеется возможность проложить на участке разные коммуникации.

Перевод возможен только при условии, что земли сельскохозяйственного назначения в собственности заявителя, а не используются им на основании аренды. Для выполнения данного процесса может использоваться два способа:

  • С использованием положений ЗК, что позволяет переводить земли в ИЖС, если они находятся в населенных пунктах. Владелец территории должен возместить убытки, нанесенные государству такими действиями. Это обусловлено тем, что с/х наделы стоят больше, чем земли, имеющие другую категорию. Расчет производится работниками местной администрации.
  • С применением норм градостроительного законодательства, для чего производится расширение имеющегося населенного пункта. Для этого требуется пользоваться государственными планами, на основании которых распределяются все территории по специальным зонам. При таких условиях не меняется категория земля, но вносятся изменения в вид разрешенного использования.

Достаточно часто у граждан возникает необходимость изменить категорию земель. Земли сельскохозяйственного назначения после реализации процесса будут использоваться для жилищного строительства, поэтому к ним не будут применяться все нормы и требования, которые использовались ранее.

Процедура изменения категории предполагает выполнение определенных действий заявителем:

  • первоначально формируется и передается в муниципалитет специальное ходатайство;
  • к этому заявлению следует приложить выписку из ЕГРН, а также правоустанавливающие документы на территорию;
  • данное обращение рассматривается работниками муниципалитета в течение двух месяцев;
  • если принимается положительное решение, то выдается заявителю документ, в котором содержится информация об изменении категории участка;
  • не требуется после этого владельцу территории заниматься переоформлением имеющейся документации на землю.

На практике отрицательное решение часто принимается, если с/х территория располагается на достаточно значительном расстоянии от имеющегося населенного пункта. Поэтому желания собственника земли не принимаются в расчет муниципалитетом.

Правила покупки и продажи участков

При использовании с/х территорий обязательно должны учитываться положения ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Это обусловлено тем, что покупка или продажа любого такого участка представлена оборотом земель.

Поэтому процедура смены владельца учитывает некоторые значимые факторы:

  • форма собственности;
  • особенности участников сделки;
  • вид разрешенного использования территории.

Процесс продажи земли должен выполняться при учете правил:

  • владелец участка должен предварительно уведомить государственные власти о планируемой продаже;
  • в уведомлении прописывается, по какой цене продается имущество, а также перечисляются существенные условия договора купли-продажи;
  • важно получить разрешение на этот процесс у государственных служащих, а если будет получено отрицательное решение, то невозможно будет продать объект физлицам или компаниям.

Поэтому не всегда владельцы такой территории могут свободно распоряжаться собственным имуществом. Это обусловлено тем, что земли сельскохозяйственного назначения находятся под жестким контролем государства.

Можно ли оформить в аренду?

Если гражданин или компания желают заниматься сельским хозяйством, то для получения имущества оптимально составлять с государством договор аренды. К особенностям данного процесса относится:

  • арендовать можно территорию любого размера;
  • максимально оформляется аренда на 49 лет, причем она при таких условиях является долгосрочной, а также у арендатора появляется возможность выкупить землю через несколько лет использования;
  • в договоре обязательно прописывается стоимость аренды;
  • приводятся сроки и методы внесения платы за использование участка;
  • должен иметься пункт о возможности выкупа.

Если владельцем земли является частный собственник, то заключить контракт с ним не составит труда. Если же собственником является государство, то возникают определенные сложности.

Процесс оформления земли в аренду у государства

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения регулирует даже правила оформления территории в аренду у государства. Для заключения контракта должны выполняться последовательные действия:

  • первоначально составляется заявление, в котором содержится просьба о получении конкретного участка земли в аренду у государства;
  • документ передается в местную администрацию конкретного региона;
  • на основании полученного обращения в СМИ должна появиться информация о том, что конкретная территория будет сдана в аренду, так как это позволит выявить других претендентов на составление арендного договора с государственными властями;
  • если выявляются другие граждане или компании, желающие оформить в аренду участок, то проводится торги, а выигрывает тот участник, который предлагает самую высокую арендную плату, что является выгодным для государства;
  • если в течение одного месяца отсутствуют другие претенденты на составление арендного соглашения, то заключается напрямую контракт с заявителем.

Поэтому государством предлагается несколько возможностей заключения договора. Предоставляться земля может даже бесплатно, если планирует на ней заниматься заявитель полезной для общественности деятельностью, например, выращивать значимые культуры. Дополнительно на безвозмездную передачу земли могут рассчитывать лица, относящиеся к льготным категориям населения.

Обычно на бесплатной основе территория передается на небольшой период времени, поэтому составляется договор часто на срок до 6 лет.

Нюансы проведения аукциона

Если на аренду земли претендует сразу несколько лиц, то проводятся государством специальные торги. Участок земли сельскохозяйственного назначения передается тому участнику аукциона, который предложит государству самую высокую средств, представленную арендными платежами.

Победитель должен внести средства в течение 20 дней, после чего с ним заключается соответствующий контракт. Инициатор аукциона должен на собственные средства выполнить межевание участка, а также поставить его на кадастровый учет. Если побеждает другой участник торгов, то он должен покрыть убытки инициатора.

Допускается на основании ст. 22 ЗК передавать землю, полученную в аренду, в субаренду за любую плату. При этом требуется уведомить собственника, представленного государством, о данной сделке. Условия по договору субаренды должны быть аналогичны тем условиям, которые прописаны в арендном договоре.

Размер арендной платы определяется на торгах. Если отсутствует необходимость в проведении аукциона, то для расчета платы учитывается кадастровая стоимость земли, размер участка, сумма налога на территорию, а также ее рыночная цена. Примерно устанавливается плата в размере 1.5% от кадастровой стоимости.

Для каких целей могут использоваться земли?

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения содержит сведения о том, для чего может применяться территория. Для этого учитывается вид разрешенного использования. Применяются такие земли для разных целей:

  • ведение предпринимательской деятельности в области сельского хозяйства;
  • формирование фермерского хозяйства;
  • выращивание разных культур;
  • организация товариществ, которые могут быть дачными, огородническими или садоводческими;
  • разведение животных или рыб;
  • ведение научной или исследовательской деятельности.

Все земли, имеющие с/х назначение, разделяются на две категории, так как на одних разрешено заниматься исключительно сельским хозяйством, а на других разрешается строительство жилых объектов.

С какими ограничениями приходится сталкиваться владельцам и арендаторам?

Используя земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, гражданам и компаниям приходится сталкиваться с определенными ограничениями. К ним относится:

  • учитываются правовые требования, установленные для конкретной территории;
  • экологические ограничения заключаются в том, что должны удовлетворяться пользователями требования к экологической защите территорий и окружающей среды;
  • агротехнические требования указывают, что пользоваться можно только таким оборудованием и материалами, которые никаким образом не нанесут вред почве, поэтому сохранится ее плодородие;
  • специальные ограничения могут применяться к конкретным землям или пользователям местными властями.

Поэтому должны пользователи и собственники ответственно подходить к применению территорий.

Последствия нецелевого использования земель

Часто граждане, являющиеся владельцами сельскохозяйственных угодий, пользуются ими с нарушением требований ЗК. Так как земли представлены народным достоянием, то они являются охраняемым и значимым имуществом, поэтому нарушения в их применении приводят к привлечению граждан к ответственности.

Использование земли не по назначению приводит ко многим негативным последствиям:

  • земля истощается, высыхает или зарастает разными зелеными насаждениями, а также заселяется вредителями;
  • неправильное использование может привести к тому, что земля уже не может применяться по прямому назначению;
  • при обнаружении данных фактов государственном может изыматься территория, причем основанием может выступать даже неиспользование участка в течение трех лет;
  • если имеются незарегистрированные объекты на участке, то они сносятся;
  • дополнительно пользователь обязан уплачивать значительный штраф, размер которого для частных лиц равен 1% от кадастровой стоимости, а для компаний он увеличивается до 2% от кадастровой цены;
  • для граждан не может такой штраф быть меньше 10 тыс. руб., а организации минимально уплачивают 100 тыс. руб.

Поэтому все лица, пользующиеся такими территориями, должны ответственно подходить к своим обязанностям по отношению к имуществу.

Заключение

При использовании земель сельскохозяйственного назначения нужно ориентироваться на многочисленные положения ЗК. Такие территории могут принадлежать частным лицам, компаниям или государству. Допускается при определенных условиях изменить категорию земли.

Каждый гражданин или компания могут оформить участки, принадлежащие государству, в аренду. Для этого могут проводиться торги, но если имеется только один претендент, то с ним без аукциона составляется арендный договор. При длительном использовании имущества имеется возможность выкупить объекты.

Установленные предельные размеры земельных участков

Огромные земельные ресурсы дают возможность каждому гражданину страны владеть участком для разведения огорода, сада или постройки дачного домика. С огромным интересом проходит эксперимент с дальневосточным гектаром.

Это интересно:  Как вернуть скрытые комиссии по кредиту

У потенциального собственника всегда возникает резонный вопрос, каковы предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков. Без ответа на него сложно воплощать свои замыслы и использовать землю по назначению.

Одним нравится огородничество, другим важно развернуть современное фермерское хозяйство, чтобы получать стабильный доход. Разрешение использовать надел под ИЖС приведет к резкому увеличению владельцев земельных участков.

Собственниками становятся в силу разных факторов. Надел переходит по завещанию и в результате дарения, после продажи и обмена, в результате долгосрочной аренды с правом выкупа и пожизненной ренты.

Без паспорта кадастра невозможно легализовать любую сделку и стать полноправным собственником земли. Именно поэтому так важно разбираться в правовой базе и самом понятии о допустимых размерах.

Что это такое

Земельные наделы находятся в ведении государственных и муниципальных властей. Одни участки предназначены под градостроительные цели, другие выделяются для граждан, обретающих право собственности.

Участок переходит к владельцу в результате выкупа или аренды у муниципалитета, после раздела или выделения из общей доли, что нередко происходит в результате наследования.

Размеры определяет как градостроительный кодекс, так местные нормативные акты. Многое зависит от категории земли и задачах дальнейшего ее использования.

Утвержденные параметры определяют:

  • размеры минимальных отступов после определения границ надела, чтобы появилась возможность безбоязненно возводить хозяйственные и капитальные строения;
  • высоту самого дома вместе с количеством этажей (как правило, постройка многоэтажного здания подпадает под запрет);
  • утвержденный процент для строений по отношении к остальной площади участка, которая так же должна использоваться по назначению;
  • территории, где отсутствуют ограничения, связанные с величинами максимально и минимально допустимых размеров.

Многое зависит от предназначения земли, которая отводится для жилищного и дачного строительства, занятия фермерством или садоводством.

Для одной семьи не удастся построить дом свыше трех этажей. Сам надел укладывается в рамки от 300 до 3000 квадратных метров.

В каждом конкретном случае принимается во внимание муниципальный градостроительный кодекс вместе с правила землепользования и другими нормативными актами.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Читайте также, могут ли изъять земельный участок сельхозназначения.

Правовой аспект

Законодательная база была значительно откорректирована за последние годы, что дает возможность быстрее решать спорные вопросы.

Чаще всего они возникают в результате:

  • вступления в права наследства, когда появляется сразу несколько собственников;
  • после развода супругов, чьи права на собственность разделены поровну;
  • желания продать свою долю после того, как она будет выделена;
  • намерения произвести сделку по обмену, дарению или продаже части надела.

Разделение не должно приводить к тому, что минимальная величина станет меньше установленной законодательно. Основные положения встречаются в земельном кодексе.

В частности, здесь прописано, что:

  • Размеры участка зависят от их предназначения (Статья 33. Нормы предоставления земельных участков). Это фермерское и крестьянское хозяйство, садовое и огородное товарищество, дачное строительство и выращивание различного вида скота или птицы. Частные лица после выделения обладают правом собственности на землю (п.1).
  • Максимальный размер (п.2) несколько варьируется, определен федеральными законами и местными правовыми актами. В некоторых случаях (пп2.1) оговорена безвозмездная передача, затрагивающая многодетные семьи. Существует и ряд ограничений (п.3).
  • Граничные размеры и расположение участка не должны нарушать принятые нормы и выходить за территорию населенного пункта (Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам). Земля должны быть пригодна к эксплуатации. Недопустима нарезка, приведшая к вклиниванию, чересполосице или вторжению в лесопарки и заповедники.
  • Проведение процедуру получения кадастрового плана и паспорта проходит по определенному сценарию (Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории). Прописано понятие схемы, количество необходимых документов, участие других лиц в процессе оформления, подготовка носителей, права собственника и действия местных властей.
  • Имеются ограничения для некоторых категорий земли (Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков), предоставляемых под природные парки, захоронения, расположения воинских частей, линий связи, автомобильных и железнодорожных дорог.

Первым делом следует обратить внимание на местные регламенты землепользования, градостроения и застройки.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Здесь достаточно четко обозначены виды использования надела, предельные размеры земельных участков для садоводства, занятия огородничеством, фермерского владения или постройки жилой собственности.

На предельные размеры обращают особое внимание после возникновения следующих обстоятельств:

  • надел преобразуется в результате решения государственных и местных властей;
  • передача участка в аренду происходит после просьбы граждан или юридических лиц для ведения фермерского и животноводческого хозяйства, посадки сада и огорода, под ИЖС и дачный домик;
  • происходит раздел или перераспределение участка, когда невозможно произвести слияние с другой территорией;
  • новый надел произошел после раздела или выдела земли, предназначенной для сельскохозяйственных работ;
  • участок выделяется из невостребованной доли, искусственно орошаемых или осушаемых земель на правах общей собственности.

На окончательные размеры в немалой степени влияют другие факторы.

В частности, связанные с:

  • количеством имеющихся участков и категориями земли;
  • возросшим спросом на объекты недвижимости, возникшими после возможности регистрации в своем доме;
  • концентрации населения и плотности на каждый квадратный метр;
  • бурным развитием самого региона, когда явно заметен приток и рост населения.

Существовавшая долгие годы практика не позволяла устанавливать точные границы и размеры участка. Все делалось «на глазок» и достаточно условно.

Между тем, каждый надел обладает своей уникальной характеристикой, что должно найти отражение в реестре.

Стать собственником можно после выдела и преобразования нового участка, оформления дарственной и завещания, заключения договора аренда и продажи.

Они ни в коем случае не должны превышать нормы или быть меньше положенного. Расхождение параметров, когда полученные данные не совпадают с правоустанавливающими документами, периодически случаются.

Проблему удается решить мирными путем, если отличие не превышает 10 процентов от всей территории надела. Когда дело касается максимальных величин, собственник сможет выкупить дополнительные квадратные метры у муниципалитета.

Гораздо сложнее разбираться с соседями, которые еще не оформили паспорта кадастра на свой участок. Разбирательство проходит через местные власти, которые выдают соответствующий план. На это отводится до 3 месяцев.

Только затем можно встать на учет в реестре, распоряжаться землей и подумать о строительстве дома с необходимыми постройками.

Лучше придерживаться определенного алгоритма действий, стараясь сократить время проведения процедуры до минимума.

Для этого необходимо:

  • ознакомиться с местным градостроительным регламентом и правилами землепользования (требование ст.32 ГсК);
  • изучить карту зонирования, чтобы найти надел и выяснить точное местоположение вместе с нахождением других объектов (к участку должен быть обеспечен доступ, он не может выходить за территорию населенного пункта и района);
  • прочитать основные условия и требования, предъявляемые к застройке, чтобы не нарушать высотность и количество этажей, а также размеры площади, отведенной для дома;
  • воспользоваться услугами геодезической компании для оформления плана размежевания, составления акта с указанием точных границ участка.

Только после получения паспорта кадастра и регистрации можно полноценно распоряжаться наделом и приступить к строительству.

Собранный пакет документов обязательно пригодится во время дальнейшей процедуры внесения записи в реестр.

Отсутствие претензий позволит получить кадастровый паспорт не позднее 14 дней с момента подачи бумаг. Отказ нередко связан именно с превышением или недопустимо малыми величинами размеров.

Чтобы зарегистрировать участок, потребуется подготовить и подать следующие документы:

  • стандартное типовое заявление, в котором присутствуют основные сведения об участке и заявителе;
  • паспорт владельца или ответственного лица, после оформления нотариальной доверенности;
  • составленный план размежевания вместе с актом и паспортом кадастра;
  • личный идентификационный номер налогоплательщика;
  • правоустанавливающие бумаги, подтверждающие сделку покупки, обмена, аренды, дарения или вступления в наследство;
  • чек оплаты государственной пошлины (в среднем 1000 рублей).

Возводить дом приходится не забывая о расстоянии до границы участка, чтобы не создавать дискомфорта соседям. Дистанция находится в планке от 8 до 15 метров с учетом применяемых строительных материалов.

Образец паспорта гражданина РФ

Для садоводства

Интересная ситуация сложилась с садоводческими хозяйствами. Раньше их больше использовали по прямому назначению, правда, не забывая выстроить небольшой домик или хозяйственную пристройку.

Теперь вступили в силу положения закона, позволяющие выстроить в своем садовом товариществе капитальный коттедж, в котором можно проживать на протяжении всего года.

Дачные поселки и кооперативы фактически будут преобразованы. Все это делается для того, чтобы собственник или арендатор смог прописаться в доме в случае отсутствия другой недвижимости.

Чтобы лучше разобраться в вопросе, достаточно рассмотреть показатели трех областей:

  • в Подмосковье выделяется от 0.06 гектара земли, поскольку это прописано в законе о предельных размерах (номер 62/2003);
  • рядом с северной столицей надел не меньше 0,05 гектара (№83);
  • под Нижним Новгородом минимум составляет всего 0,02 гектара (№58).

Максимальные величины тоже разнятся и варьируются в пределах от 15 до 20 соток по стране. Правда это несколько меньше, чем выделяется на строительство дач, где цифра подходит к 0.25 гектара.

Ведение личного хозяйства включает достаточно много нюансов. В Челябинской области можно получить до 2.5 гектаров, что позволит развернуть неплохое подсобное хозяйство, выращивать скот и птицу.

Фермерское владение устанавливает размеры от двух до 40 гектаров. При занятии огородничеством можно рассчитывать на 50 соток. Правда построить дом не удастся, разрешено возводить лишь хозяйственные сооружения, где хранится инвентарь.

Образец удостоверения многодетной семьи

Для многодетных семей

На бесплатное предоставление надела смогут рассчитывать семьи, где количество детей не мене трех и выше. Им выделяется участок на одной из подготовленных территорий, если они состоят на учете и хотят получить надел.

Земля выделяется традиционно без торгов и предварительного согласования относительно объектов, которые планируются разместить. Места для участков находятся в местной или федеральной собственности, поэтому в последнем случае потребуется провести разграничение.

После рождения третьего ребенка, семья становится многодетной и сможет получить специальный сертификат. Именной документ призван поддержать супругов и детей. Средства выделяют за счет местного бюджета.

В Питере сумма составляет до 300 тысяч рублей. Она постоянно индексируется. Срок действия ограничен 3 годами с момента выдачи.

Сертификат и наделы выдаются бесплатно и однократно. Полученный участок предназначен для сада и огорода, возведения дома и развития подсобного хозяйства.

Соблюдаются следующие условия:

  • Члены постоянно проживающей семьи должны дать свое согласие после выбора участка, который относится к собственности властей.
  • Соблюдается очередность, зависящая от числа подачи заявления. Присваивается учетный номер, список постоянно обновляется. Получение должно уложиться в один год с момента постановки на учет.
  • Когда семья заключила договор аренды и проживает в жилом доме, расположенном на участке, производится переоформление в собственность при условии, что площадь земли не превышает 20 соток. Члены семьи при этом получают свою долю.
  • Для бесплатного переоформления подготавливают стандартное заявление, правоустанавливающие документы, зарегистрированные в реестре. Кроме собственного паспорта нужен технический и кадастровый с приложенным планом размежевания.

Процедура рассмотрения не должна превышать полгода. Что же касается размеров, то минимальный варьируется от 0.06 до 0.12 гектаров и доходит до 15 или 20 соток.

При разделе

Раздел участка происходит в силу разных обстоятельств. Супруги могут развестись и приступить к дележу совместного имущества. Число наследодателей не ограничивается одним человеком. Члены многодетных семей хотят получить свою долю.

Эти значения варьируются довольно широко — от 200 до 600 квадратов, поскольку зависят от целей предназначения и статуса земли.

Конечно нельзя сбрасывать со счетов максимальные параметры, колеблящиеся от 0.15 до 0.25 гектара, не считая фермерских и сельскохозяйственных владений. В ряде случаев максимальные значения здесь не установлены.

При разделе нужно помнить не только о размерах. Нельзя допускать вклинивания и нарушать правила отступа от границ, когда имеются выстроенные дома и пристройки. Не обойтись без услуг инженера по кадастру, чтобы грамотно провести размежевание и получить равноценную долю имущества.

В целом, особых препятствий не возникает. Нужно вновь собрать правоустанавливающие документы на землю и недвижимость, приложить технический и кадастровый паспорт, план и акт согласования границ. В данном случае, вновь выплачивается госпошлина.

Информация о разделе и образовании нескольких участков должна быть незамедлительно доведена до Росреестра. На регистрацию, особенно после заключения сделки, отводится один месяц.

Как происходит объединение земельных участков с разным разрешенным использованием — читайте в этой статье.

Все о процедуре дарения земельного участка близкому родственнику узнайте из этой публикации.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, advokat-malov.ru, www.syl.ru, 1kvartirka.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий