+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 105 КАС РФ. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к статье 105 КАС РФ

1. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины установлены ст. 333.40 НК РФ. Согласно логике закрепленных здесь положений, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ;
2) возвращения административного искового заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
3) прекращения производства по административному делу или оставления административного искового заявления без рассмотрения Верховным Судом РФ, судом общей юрисдикции.

2. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении соглашения о примирении сторон Верховным Судом РФ, судом общей юрисдикции.

3. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также Верховным Судом РФ, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось административное дело. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

4. Таким образом, действующее законодательство не допускает двоякого толкования по вопросу, куда должен обратиться гражданин с заявлением о возврате излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины, и четко определяет, что таким органом является налоговый орган по месту совершения действий, за которые уплачена государственная пошлина .

5. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, Верховным Судом РФ, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

6. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

7. Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

8. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

9. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 105 КАС РФ

Если у вас остались вопросы по статье 105 КАС РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 105. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к статье 105 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемая статья, устанавливая основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, отсылает к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. Аналогичные положения содержатся в ст. 93 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.03.2015 N 23-ФЗ ) уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1393.

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом РФ, арбитражными судами возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд РФ, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом РФ, судом общей юрисдикции;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца;

6) направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной п. 1 ст. 330.30 настоящего Кодекса) (п. 1).

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния (п. 2).

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Это интересно:  Статья 255 КАС РФ. Оставление административного искового заявления о присуждении компенсации без движения

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате (п. 3).

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины (п. 4).

Пункт 5 утратил силу с 1 января 2007 г. (Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины (п. 6).

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса (п. 7).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 24.09.2012 N 1766-О, гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция РФ одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (п. о» ст. 71; ч. 1 ст. 76); тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования — при обеспечении каждому возможности обратиться в суд — обязательны для заявителя.

Это относится и к правилам, регламентирующим порядок уплаты государственной пошлины, поскольку государственная пошлина относится к федеральным сборам (п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 НК РФ), а в силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 24.01.2008 N 46-О-О, определение видов юридически значимых действий, за совершение которых взимается государственная пошлина, и установление ее размера относятся к компетенции федерального законодателя.

В случае с уплатой государственной пошлины при подаче надзорной жалобы по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, такими действиями, как это следует из подп. 4 п. 1 ст. 333.19, подп. 2 и 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ во взаимосвязи со ст. 93 и ч. 2 ст. 381 ГПК РФ, признается рассмотрение надзорной жалобы в судебном заседании суда надзорной инстанции, а также изучение надзорной жалобы судьей суда надзорной инстанции, оканчивающееся вынесением определения об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Аналогичным образом, вопреки мнению заявительницы, определены юридически значимые действия, за совершение которых взимается государственная пошлина в случае подачи надзорной жалобы (заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора) в Высший Арбитражный Суд РФ (подп. 12 п. 1 ст. 333.21, подп. 6 п. 1 ст. 333.22, подп. 2 и 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

В силу требований ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ.

Отказывая в удовлетворении заявления Е. о возврате уплаченной при подаче встречного иска государственной пошлины, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Е. госпошлина уплачена в соответствии с положениями ст. ст. 333.19, 333.20 НК РФ. Исковое заявление принято к производству суда, рассмотрено по существу, а потому оснований для возврата госпошлины не имеется.

Судебная коллегия согласна с такими выводами суда, поскольку они являются законными и обоснованными, не противоречат приведенным выше нормам материального и процессуального права.

Статья 105 КАС РФ. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины (действующая редакция)

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 105 КАС РФ

В качестве оснований для возврата уплаченной государственной пошлины ст. 333.40 НК устанавливает:

1) уплату государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено НК;

2) возвращение заявления, жалобы или иного обращения или отказ в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения судом.

Применительно к двум отдельным случаям прекращения производства по делу (утверждение мирового соглашения, отказ истца от иска в связи с добровольным удовлетворением требований ответчиком) законодательством установлены исключения из общего правила.

Так, при утверждении мирового соглашения (соглашения о примирении по административному делу) судом общей юрисдикции уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит (п. 1 ст. 333.40 НК).

В случае если административный истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их административным ответчиком, то все понесенные истцом судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по его просьбе взыскиваются с административного ответчика (ч. 1 ст. 113 КАС).

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится на основании заявления плательщика государственной пошлины, поданного в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В силу положений п. 3 ст. 333.40 НК к заявлению о возврате необходимо приложить решение, определение и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном объеме, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных документов.

Излишне уплаченная сумма государственной пошлины может быть не только возвращена плательщику, но и зачтена в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.40 НК). Для проведения зачета плательщик должен подать заявление в тот орган (тому должностному лицу), куда (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня принятия решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. При этом представление суду платежных документов, подтверждающих право на зачет (в отсутствие заявления плательщика), само по себе не является основанием для проведения такого зачета судом.

Это интересно:  Статья 65 ТК РФ. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Изменился целый ряд статей Налогового кодекса

Смотрите также:

С 15 сентября 2015 года действует новая редакция первой и второй части Налогового кодекса РФ. Произошедшие изменения связаны с вступлением в силу с указанной даты другого нормативного акта — Кодекса административного судопроизводства РФ.

В связи с вступлением в силу КАС РФ в первой части Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 08.03.2015 N 23-ФЗ были внесены поправки в несколько статей. Все они направлены на урегулирование взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов по вопросам взыскания налогов и сборов в судебном порядке. Теперь все эти вопросы будут решаться исключительно в порядке административного судопроизводства.

Соответствующие изменения внесены в статью 48 НК РФ «Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем», в статью 104 НК РФ «Заявление о взыскании налоговой санкции», в статью 105 НК РФ «Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций» и в статью 142 НК РФ «Рассмотрение жалоб, поданных в суд».

Аналогичные изменения были внесены и во вторую часть Налогового кодекса РФ. В таких статьях, как статья 333.18 НК РФ, статья 333.19 НК РФ и статья 333.20 НК РФ понятия «исковое заявление» и «истец» были заменены на понятия «административное исковое заявление» и «административный истец», в соответствии с требованиями КАС РФ. При этом размеры государственной пошлины для споров такого рада остались на прежнем уровне. В статье 333.36 НК РФ «Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям», кроме того, определено, что от оплаты государственной пошлины освобождаются частные споры в связи с применением либо отменой применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению, или заменой одной меры предварительной защиты на другую.

В статье 333.40 НК РФ «Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины» определено, что зачет уплаченной в бюджет государственной пошлины по административному исковому заявлению, которое не было рассмотрено в суде, возможен до истечения трех лет с даты уплаты. При этом, если ответчик добровольно удовлетворил требования истца после подачи административного искового заявления в арбитражный суд или Верховный Суд РФ и вынесения судом определения о принятии иска к рассмотрению, государственная пошлина возврату не подлежит. Также, как и в случае заключения соглашения о примирении между сторонами в суде общей юрисдикции.

Все изменения в Налоговом кодексе РФ являются обязательными к применению всеми налоговыми органами, юридическими лицами и гражданами на территории РФ. В случае возникновения противоречий между новыми положениями НК РФ и действующими нормативными актами, следует руководствоваться нормами Налогового кодекса РФ, как законодательного акта, имеющего большую юридическую силу.

Статья 105. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к статье 105 КАС РФ

Комментируемая статья, устанавливая основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, отсылает к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. Аналогичные положения содержатся в ст. 93 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.03.2015 N 23-ФЗ ) уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом РФ, арбитражными судами возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд РФ, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом РФ, судом общей юрисдикции;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца;

6) направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной п. 1 ст. 330.30 настоящего Кодекса) (п. 1).

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния (п. 2).

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Это интересно:  Статья 86.1 Основ. Подача заявления о погашении регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре недвижимости

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате (п. 3).

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины (п. 4).

Пункт 5 утратил силу с 1 января 2007 г. (Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины (п. 6).

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса (п. 7).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 24.09.2012 N 1766-О, гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция РФ одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (п. «о» ст. 71; ч. 1 ст. 76); тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования — при обеспечении каждому возможности обратиться в суд — обязательны для заявителя.

Это относится и к правилам, регламентирующим порядок уплаты государственной пошлины, поскольку государственная пошлина относится к федеральным сборам (п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 НК РФ), а в силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 24.01.2008 N 46-О-О, определение видов юридически значимых действий, за совершение которых взимается государственная пошлина, и установление ее размера относятся к компетенции федерального законодателя.

В случае с уплатой государственной пошлины при подаче надзорной жалобы по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, такими действиями, как это следует из подп. 4 п. 1 ст. 333.19, подп. 2 и 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ во взаимосвязи со ст. 93 и ч. 2 ст. 381 ГПК РФ, признается рассмотрение надзорной жалобы в судебном заседании суда надзорной инстанции, а также изучение надзорной жалобы судьей суда надзорной инстанции, оканчивающееся вынесением определения об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Аналогичным образом, вопреки мнению заявительницы, определены юридически значимые действия, за совершение которых взимается государственная пошлина в случае подачи надзорной жалобы (заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора) в Высший Арбитражный Суд РФ (подп. 12 п. 1 ст. 333.21, подп. 6 п. 1 ст. 333.22, подп. 2 и 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

В силу требований ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ.

Отказывая в удовлетворении заявления Е. о возврате уплаченной при подаче встречного иска государственной пошлины, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Е. госпошлина уплачена в соответствии с положениями ст. ст. 333.19, 333.20 НК РФ. Исковое заявление принято к производству суда, рассмотрено по существу, а потому оснований для возврата госпошлины не имеется.

Судебная коллегия согласна с такими выводами суда, поскольку они являются законными и обоснованными, не противоречат приведенным выше нормам материального и процессуального права.

Другой комментарий к статье 105 КАС РФ

1. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины установлены ст. 333.40 НК РФ. Согласно логике закрепленных здесь положений, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ;
2) возвращения административного искового заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
3) прекращения производства по административному делу или оставления административного искового заявления без рассмотрения Верховным Судом РФ, судом общей юрисдикции.

2. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении соглашения о примирении сторон Верховным Судом РФ, судом общей юрисдикции.

3. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также Верховным Судом РФ, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось административное дело. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

4. Таким образом, действующее законодательство не допускает двоякого толкования по вопросу, куда должен обратиться гражданин с заявлением о возврате излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины, и четко определяет, что таким органом является налоговый орган по месту совершения действий, за которые уплачена государственная пошлина .

5. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, Верховным Судом РФ, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

6. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

7. Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

8. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

9. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ.

Статья написана по материалам сайтов: okasrf.ru, www.gk-rf.ru, www.zakonrf.info, ppt.ru, newkasrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector