+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 123 ФЗ № 229-ФЗ. Подача жалобы в порядке подчиненности

Памятка по жалобам,

поданным в порядке подчиненности должностным лицам Управления Федеральной службы судебных приставов

по Камчатскому краю

Требования, предъявляемые к жалобам

Сроки подачи жалобы, восстановление пропущенного срока на обжалование действий (бездействия), постановлений должностных лиц в порядке подчиненности

Должностные лица, уполномоченные рассматривать жалобы

Отказ в рассмотрении жалобы по существу

Решение по жалобе, поданной в порядке подчиненности

Порядок и сроки обжалования постановлений должностных лиц, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности

1. Требования, предъявляемые к жалобам

Вступивший в законную силу 01.02.2008 года новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 (далее — Закон об исполнительном производстве) определяет порядок приема, рассмотрения, движения жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Службы судебных приставов России.

Статьей 124 Закона об исполнительном производстве определены требования к форме и содержанию жалобы, поданной в порядке подчиненности.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме, должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем с обязательным приложением документа,удостоверяющего полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Заявитель может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.

В случае, если запрошенные документы не будут представлены заявителем по запросу должностного лица в десятидневный срок, решение по жалобе может быть принято без учета доводов заявителя, в подтверждение которых документы не были им представлены.

2. Сроки подачи жалобы, восстановление пропущенного срока

на обжалование действий (бездействия), постановлений

должностных лиц в порядке подчиненности

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В случае, когда срок подачи жалобы в порядке подчиненности пропущен, заявитель направляет должностному лицу ходатайство о восстановлении пропущенного срока с обязательным указанием причин, приложением подтверждающих документов. Такое ходатайство может содержаться и в тексте самой жалобы.

Если ходатайство заявителя отклонено, должностным лицом выносится постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу. В случае удовлетворения ходатайства вынесение отдельного постановления не требуется, жалоба заявителя рассматривается в установленном законом порядке.

3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать жалобы

В статье 123 Закона об исполнительном производстве определен перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать жалобы, поданные в порядке подчиненности.

Старшим судебным приставом рассматривается жалоба, поданная в порядке подчиненности, на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, находящихся в его подчинении, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие).

Главным судебным приставом Камчатского края рассматривается жалоба, поданная в порядке подчиненности, на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава Камчатского края, на их действия (бездействие).

Поручение о рассмотрении по существу жалоб, поданных в порядке подчиненности, может быть дано главным судебным приставом Камчатского края своему заместителю.

Главным судебным приставом Российской Федерации рассматривается жалоба, поданная в порядке подчиненности, на постановление главного судебного пристава Камчатского края или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие).

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава Российской федерации могут быть оспорены в суде.

4. Отказ в рассмотрении жалобы по существу

Должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, предъявляемые к жалобам, поданным в порядке подчиненности;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

5. Решение по жалобе, поданной в порядке подчиненности

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, оформляется постановлением, которое состоит из вводной, описательно-мотивировочной и заключительной частей.

Должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение десяти дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

6. Порядок и сроки обжалования постановлений должностных лиц, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы,

поданной в порядке подчиненности

Постановления должностных лиц, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу Службы судебных приставов по правилам, установленным ст. 123 Закона об исполнительном производстве, либо оспорены в суде в десятидневный срок.

Подача жалобы в порядке подчиненности

1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

ред. Федерального закона от 18.07.2011№ 225-ФЗ)

2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011225-ФЗ)

2.1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ)

3. Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.

ред. Федерального закона от 18.07.2011№ 225-ФЗ)

4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

Это интересно:  Статья 317 ТК РФ. Процентная надбавка к заработной плате

6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

В ст. 123 регулируется подача жалобы в порядке подчиненности. Вч. 1-3 определена подведомственность жалоб, которая сопряжена с системой контроля в ФССП:

1) жалоба на постановление судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава, а также на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого они находятся;

2) жалоба на постановления, вынесенные лицами, указанными в ч. 2, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого они находятся;

3) жалоба на постановления, вынесенные лицами, указанными в ч. 2.1, а также на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава РФ;

4) жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта РФ, заместителя главного судебного пристава РФ, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Соблюдение правил подведомственности очень важно, поскольку не рассматриваются в порядке подчиненности жалобы, поданные должностным лицам ФССП, неуказанным в ч. 1-3, а также должностным лицам других органов государственной власти.

Заявитель может подать жалобу как непосредственно тому должностному лицу, который будет ее рассматривать, так и через должностное лицо службы судебных приставов, действия которого обжалуются. Последние в трехдневный срок со дня поступления жалобы обязаны направить ее вышестоящему должностному лицу. Кстати, жалобы, поступившие из других органов государственной власти, оформленные в соответствии с ч. 1-3, принимаются к рассмотрению в порядке подчиненности в случае ошибочного направления заявителем в их адрес. При этом срок рассмотрения жалобы либо отказа в рассмотрении исчисляется со дня ее поступления.

По смыслу закона поступление жалобы должностному лицу, не имеющему права ее рассматривать, не останавливает производство по жалобе. Он обязан в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме самого заявителя. Сопроводительное письмо, с которым жалоба направляется для рассмотрения должностному лицу, правомочному ее рассматривать, подписывают старший судебный пристав или главный судебный пристав субъекта РФ, или главный судебный пристав РФ (их заместители) (приказ № 682).

Подача жалобы в порядке подчиненности никак не виляет на сам ход исполнительного производства вплоть до принятия решения по ней, а приостановление ее рассмотрения происходит в случае принятия судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения. Заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия по ней постановления, регистрируется подразделением делопроизводства не позднее следующего дня с момента его поступления и в день регистрации передается в подразделение по рассмотрению жалоб. Жалоба возвращается лицу, ее подавшему, подразделением делопроизводства с сопроводительным письмом, подготовленным подразделением по рассмотрению жалоб и подписанным соответствующим должностным лицом, в срок не позднее трех дней со дня поступления заявления об отзыве жалобы.

Жалоба также может быть возвращена заявителю лично под расписку. Расписка о возврате жалобы, поданной в порядке подчиненности, составляется в произвольной форме с обязательным указанием фамилии, имени, отчества заявителя, места его регистрации, серии и номера паспорта, наименования органа, выдавшего паспорт, и даты выдачи паспорта. Если жалоба выдается на основании доверенности, то в расписке указываются адрес места регистрации, серия и номер паспорта, наименование органа, выдавшего паспорт, и дата выдачи паспорта доверенного лица.

Отзыв жалобы означает прекращение производства по ней. Правда, остаются непонятными последствия отзыва жалобы. В частности, возможность повторной подачи в рамках срока на подачу жалобы.

Статья 123. Подача жалобы в порядке подчиненности

Комментарий к статье 123

1. В комментируемой статье определены особенности подачи жалобы в порядке подчиненности. При этом введение данного института следует рассматривать в качестве дополнительного инструмента урегулирования споров при ведении исполнительного производства, уменьшающего количество обращений заинтересованных лиц, чьи права нарушены в исполнительном производстве, в суды за защитой своих прав.

Обжалование в порядке подчиненности позволяет оперативно разрешать спорные вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, а также не только избегать судебных расходов, связанных с рассмотрением жалоб в судах Российской Федерации, но и сократить количество исковых требований о взыскании с ФССП России материального ущерба, причиненного действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей. При этом заявители не теряют и могут использовать право судебного оспаривания постановлений, действий (бездействия) указанных должностных лиц.

В текущий момент сформировались достаточно жесткие вертикальные отношения власти и подчинения внутри Федеральной службы судебных приставов. Об этом свидетельствует и разграничение полномочий между различными должностными лицами, входящими в ее структуру. По отношению к судебному приставу-исполнителю в соответствии с Законом о судебных приставах вышестоящими должностными лицами являются Главный судебный пристав Российской Федерации, его заместитель, Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, его заместитель, старший судебный пристав подразделения.

Во всех остальных случаях (например, ненадлежащего поведения судебного пристава-исполнителя при исполнении своих должностных обязанностей) обращение (предложение, заявление, жалоба) подается в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» старшему судебному приставу или лицу, его замещающему .

СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

При этом жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются (ч. 4 комментируемой статьи).

Если будет использован второй способ подачи жалобы, должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, должны направить жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления (ч. 5 комментируемой статьи).

В соответствии с п. 112 Приказа Минюста России от 25 июня 2008 г. N 126 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» жалоба, поданная в порядке подчиненности, не позднее следующего дня с момента ее поступления регистрируется с присвоением порядкового номера подразделением документационного обеспечения (должностным лицом, в обязанности которого входит ведение делопроизводства) в оформленной в установленном порядке Книге учета жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности (далее — Книга учета жалоб).

БССП МЮ РФ. 2008. N 3.

Затем жалоба в день ее регистрации передается в подразделение (должностному лицу), в компетенцию которого входит подготовка проекта постановления по жалобе, поданной в порядке подчиненности.

2. Согласно ч. 6 комментируемой статьи и п. 113 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов жалоба, поданная ненадлежащему должностному лицу, в трехдневный срок с момента поступления направляется подразделением по рассмотрению жалоб должностному лицу, правомочному ее рассматривать, о чем в письменной форме уведомляется ее автор.

Сопроводительное письмо, с которым жалоба направляется для рассмотрения должностному лицу, правомочному ее рассматривать, подписывает старший судебный пристав, или Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, или главный судебный пристав Российской Федерации (их заместители).

3. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения. В отношении отзыва жалобы в п. 117 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов предусмотрено, что заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия по ней постановления, регистрируется подразделением делопроизводства в соответствующей графе Книги учета жалоб не позднее следующего дня с момента его поступления и в день регистрации передается в подразделение по рассмотрению жалоб.

Заявлению присваивается регистрационный номер соответствующей жалобы, который помещается на первой странице заявления вместе с датой регистрации.

Жалоба возвращается лицу, ее подавшему, подразделением делопроизводства с сопроводительным письмом, подготовленным подразделением по рассмотрению жалоб и подписанным соответствующим должностным лицом, по правилам направления исходящей корреспонденции не позднее трех дней со дня поступления заявления об отзыве жалобы.

Жалоба также может быть возвращена заявителю лично под расписку. Расписка о возврате жалобы, поданной в порядке подчиненности, составляется в произвольной форме с обязательным указанием фамилии, имени, отчества заявителя, места его регистрации, серии и номера паспорта, наименования органа, выдавшего паспорт, и даты выдачи паспорта. Если жалоба выдается на основании доверенности, то в расписке указываются адрес места регистрации, серия и номер паспорта, наименование органа, выдавшего паспорт, и дата выдачи паспорта доверенного лица.

После возвращения жалобы заявителю и внесения сведений об этом в Книгу учета жалоб подразделение делопроизводства направляет визовый экземпляр сопроводительного письма к жалобе (расписку о возврате жалобы) и копию жалобы в подразделение по рассмотрению жалоб для их помещения в номенклатурное дело.

Это интересно:  Статья 15.40 КоАП РФ. Совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается..

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 123

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 февраля 2010 г. N КА-А40/66-10

ООО «Фирма «ВСК» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (по уточненным требованиям) о признании незаконным бездействия Главного судебного пристава Российской Федерации А.О. Парфенчикова в отношении жалобы ООО «Фирма «ВСК» от 10 февраля 2009 г. исх. N 02-юр на действия Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области в связи с неполучением ответа на свою жалобу и об обязании Главного судебного пристава Российской Федерации в десятидневный срок принять решение по указанной жалобе и о принятом решении надлежащим образом известить ООО «Фирма «ВСК».

Решением от 10.07.2009 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения Постановлением от 20.10.2009 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. При этом судебные инстанции исходили из того, что оспариваемое бездействие не соответствует требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве» и нарушает права и законные интересы заявителя.

На указанные судебные акты поступила кассационная жалоба Директора Федеральной службы судебных приставов — Главного судебного пристава Российской Федерации А.О. Парфенчикова. Податель кассационной жалобы просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО «Фирма «ВСК».

В обоснование этого приводятся доводы о ненадлежащем исследовании судом обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела по существу. Кассатор считает, что судами необоснованно сделан вывод о том, что Главным судебным приставом РФ не принимались меры по рассмотрению жалобы ООО «Фирма «ВСК», кроме того, неверно сделан вывод о наличии обязанности рассмотрения жалобы заявителя именно в порядке подчиненности, установленном ст. 124 Федерального закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а не в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».

В кассационной жалобе приводятся доводы о несоответствии жалобы ООО «Фирма «ВСК» требованиям, предъявляемым ФЗ «Об исполнительном производстве» к жалобам в порядке подчиненности, а также о направлении заявителю ответа на жалобу в установленный ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» срок.

Также в кассационной жалобе содержится довод о необоснованном отклонении судами в качестве доказательства направления ответа заявителю представленной копии реестра отправки корреспонденции ФССП России.

Доводы кассационной жалобы рассмотрены по правилам ч. 3 ст. 284 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, при наличии доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно их, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления

По мнению суда кассационной инстанции, вывод судов о наличии оспариваемого бездействия обоснован и не противоречит установленным ими обстоятельствам дела.

Судами правильно определен предмет доказывания по делу, правомерно включены в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дела об оспаривании бездействия госоргана, вопросы проверки соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, проверки факта нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя.

Принимая обжалуемые решение и Постановление, суды правомерно исходили из того, что оспариваемое бездействие не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

Также суды установили, что заявитель в этом письме указывал на нарушение требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» главным судебным приставом Воронежской области В.В. Поповой, получившей заявление общества от 23.12.2008 о разъяснении ранее вынесенного ею постановления от 05.12.2008 N 20/620/2008аж/56 и порядка его исполнения и в установленный срок не давшей заявителю ответ по существу поставленных вопросов.

Установив обстоятельства дела, руководствуясь п. Зет. 123, ст. 124 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суды правомерно исходили из того, что спорное обращение заявителя содержит необходимые данные для того, чтобы определить его как жалобу, поданную в порядке подчиненности (из текста письма следует, что она подана на действия главного судебного пристава Воронежской области В.В. Поповой, в ней указаны наименование и местонахождение заявителя, а также изложены основания, по которым обжалуются действия указанного лица, и требования заявителя, это письмо подписано генеральным директором общества с приложением документов, удостоверяющих его полномочия).

Исходя из этого, суды указали, что ответчик должен был либо в трехдневный срок со дня поступления жалобы вынести постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 125 Федерального закона, либо в десятидневный срок с момента ее поступления вынести постановление по существу жалобы согласно статье 126 указанного Закона.

Судами применен Закон, подлежащий применению в спорном правоотношении. Поскольку данным Законом (Федеральным законом «Об исполнительном производстве») установлены специальные сроки рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, оснований руководствоваться тридцатидневным сроком, установленным ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», оснований не имелось.

Кроме того, статьей 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определена сфера применения этого Закона — им регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы, и установлено, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Спорная жалоба на действия главного судебного пристава субъекта Российской Федерации подана не гражданином, а организацией, юридическим лицом, Главному судебному приставу страны в порядке подчиненности.

Доводы кассационной жалобы в данной части также являются необоснованными.

В судебных актах приведены мотивы, по которым суды отклонили ссылку на ксерокопию реестра передачи документов ФССП России в экспедицию.

В кассационной жалобе приводится довод о том, что данный вывод о недопустимости представленного доказательства не основан на действующем законодательстве, поскольку законодательно не установлена обязанность направления ответа исключительно посредством почтового отправления с уведомлением о доставке, притом что в ФССП России такого рода корреспонденция направляется в том числе и через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации, что не запрещено действующим законодательством, единственным доказательством пересылки указанного выше письма является именно реестр отправляемой корреспонденции, копия которого и была представлена суду.

Действительно, в соответствии с Приказом Федеральной службы судебных приставов от 27.12.2006 N 179 «Об утверждении и введении в действие Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» утверждена Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, согласно пункту 5.4.1 которой документы, отправляемые ФССП России, доставляются почтовой, фельдъегерской и электрической связью.

В соответствии с п. 5.4.8 данной Инструкции на документацию, отправляемую фельдъегерской связью, в соответствии с требованиями действующей Инструкции федеральной фельдъегерской связи экспедицией отдела документационного обеспечения управления делопроизводства оформляются реестры установленного образца в четырех экземплярах. Первый, второй и третий экземпляры передаются вместе с корреспонденцией курьеру фельдъегерской связи, четвертый с росписью принимающего остается в экспедиции отдела документационного обеспечения управления делопроизводства.

После отправки корреспонденции третий экземпляр реестра, заверенный печатью Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации установленного образца, с указанием стоимости оказанной услуги возвращается в экспедицию отдела документационного обеспечения управления делопроизводства и вместе с четвертым экземпляром хранится в отделе документационного обеспечения.

Следовательно, доказательством отправки спорной корреспонденции (ответа на жалобу общества) фельдъегерской связью должен быть реестр, заверенный печатью Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации установленного образца, с указанием стоимости оказанной услуги.

Такого доказательства в материалы дела не представлено. Имеющаяся же в материалах дела ксерокопия реестра передачи документов ФССП России в экспедицию от 05.03.2009 оформлена самим ответчиком, не имеет соответствующей отметки отделения фельдъегерской связи или почтового отделения.

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на исследовании документов, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела. Эти выводы установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют. Иная оценка установленных судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.

Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они не опровергают правомерность выводов судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Оснований для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов не имеется.

Тонкости и подводные камни ФЗ 229 об исполнительном производстве

Ключевые задачи

Исполнительное производство обеспечивает правильную и своевременную реализацию постановлений, решений судебных и иных структур, служащих, а в установленных законодательством случаях и других документов для защиты законных интересов, прав и свобод организаций и граждан. Порядок и условия передачи субъектам денежных средств бюджета соответствующего уровня определяются в БК.

Это интересно:  Статья 11.32 КоАП РФ. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств..

ФЗ-229 определяет следующие ключевые положения осуществления деятельности, связанной с принудительной реализацией постановлений уполномоченных структур:

  1. Своевременность совершения действий и применения установленных мер воздействия.
  2. Законность. Деятельность уполномоченных служащих и органов должна соответствовать положениям действующих нормативных актов, конституционных в первую очередь.
  3. Соотносимость объема требований и принудительных мер, применяемых к должникам.
  4. Уважение достоинства и чести граждан.
  5. Неприкосновенность минимума имущества. Нормами определяется объем материальных ценностей, который необходим для существования должника и его родственников.

Уполномоченные инстанции

Рассматриваемый закон (229-ФЗ) устанавливает, что принудительная реализация актов судов и прочих органов, а также должностных служащих входит в компетенцию ФССП и территориальные органы службы. Приставы-исполнители применяют принудительные меры воздействия к должникам в пределах полномочий. Их права определяются федеральным законодательством.

Обязательность требований служащих ФССП

Закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что постановления приставов распространяются на все государственные/муниципальные органы, всех юридических и физлиц. Требования служащих подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории страны. В случае неисполнения предписаний приставы принимают меры, предусмотренные в комментируемом законе. Несоблюдение требований, воспрепятствование осуществлению служащими их функций влекут ответственность, установленную нормативными актами.

229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет, что в случаях, установленных нормативными актами, требования, присутствующие в постановлениях судов, иных органов, решениях должностных лиц, реализуются структурами, организациями, государственными и муниципальными в том числе, банками и прочими кредитными предприятиями, гражданами и служащими. Указанные субъекты соблюдают предписания на основании документов, указанных в ст. 12.

Соблюдение требований банковскими и другими кредитными организациями

ФЗ-229 допускает направление документа о взыскании средств либо их аресте в соответствующую финансовую структуру непосредственно заинтересованным лицом. Вместе с ним субъект предоставляет в банковскую или другую кредитную организацию заявление. В нем должны содержаться:

  1. Реквизиты счета заявителя, на который будут осуществляться перечисления средств должника.
  2. ФИО, гражданство, сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес проживания/пребывания, ИНН (при наличии), информация из миграционной карты и бумаги, подтверждающей право нахождения субъекта на территории страны, — для взыскателя-гражданина.
  3. Название, регистрационный номер, ИНН или код зарубежного юрлица, адрес, место постановки на учет заявителя-организации.

ФЗ-229 устанавливает, что документ, поступивший для осуществления взыскания в банковскую или другую кредитную структуру после отзыва лицензии, возвращается субъекту, его направившему, без удовлетворения требований.

В ст. 9 ФЗ-229 определен порядок реализации требований, предусмотренных в решении суда, иного органа или служащего, предприятием, осуществляющим периодические выплаты должнику. Документ, на основании которого устанавливается взыскание суммы, меньшей 25 тыс. р., может направляться в организацию или лицу, начисляющему обязанному субъекту пенсию, зарплату, стипендию и пр., непосредственно кредитором. Вместе с этой бумагой он должен предоставить заявление. В нем также указываются реквизиты счета для перечисления, ФИО, сведения документа, подтверждающего личность гражданина-взыскателя, или ИНН, название, код зарубежной организации, регистрационный номер, адрес постановки на учет и нахождения кредитора-организации.

229-ФЗ «Об исполнительном пр-ве» устанавливает, что реализация судебных постановлений, решений иных органов и служащих в отношении иностранных юридических и физлиц, субъектов, не имеющих гражданства, осуществляется по правилам комментируемого нормативного акта.

Виды документов-оснований

Федеральный Закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет следующие категории бумаг, в соответствии с которыми осуществляется взыскание служащими ФССП:

  1. Судебные приказы.
  2. Исполнительные листы. Они выдаются судебными инстанциями общей юрисдикции и арбитражами в соответствии с актами, принимаемыми ими.
  3. Соглашения о выплате алиментов. Эти документы и их копии должны заверяться нотариусом.
  4. Удостоверение, выданное комиссией по трудовым спорам.
  5. Постановления органов, осуществляющих функции контроля, о взыскании средств с приложением бумаг, в которых присутствуют отметки банковских или иных кредитных структур, осуществляющих обслуживание расчетных и прочих счетов должника, о частичном/полном невыполнении требований вследствие отсутствия на р/с достаточного объема денег.
  6. Судебные акты, решения других институтов власти, должностных лиц по административным делам.
  7. Постановление пристава.
  8. Акты иных органов в предусмотренных нормами случаях.

При потере подлинника документа, в качестве основания для реализации вмененных должнику требований выступает его дубликат. Он выдается судом, другим органом, должностным лицом, вынесшим соответствующее постановление/решение, в установленном порядке. Документ, по которому начато исполнительное производство, содержится в материалах дела. Пристав направляет постановление соответствующему субъекту с приложением копии ИЛ.

Требования к документам

В исполнительных бумагах указываются:

  1. Название и адрес нахождения судебной инстанции, выдавшей документ, инициалы и фамилия служащего.
  2. Наименование материалов или дела, на основании которых предоставлен ИЛ, их номера.
  3. Дата вынесения акта судом или иным органом, должностным лицом.
  4. Календарное число вступления в действие решения или указание на немедленную реализацию требований, указанных в нем.
  5. Резолютивная часть постановления. В ней должно присутствовать требование о возложении на субъекта обязанности по передаче заявителю средств либо другого имущества, совершению в пользу последнего определенных действий или воздержанию от них.
  6. Дата выдачи исполнительной бумаги.

В документа также должны присутствовать сведения о заявителе и должнике:

  1. Для граждан – ФИО, адрес проживания/пребывания. Для должника дополнительно указывается место и год рождения, адрес предприятия, на котором он работает (если оно известно).
  2. Для организаций – юридический адрес и название.
  3. Для региона, РФ, муниципалитета – наименование и место нахождения органа, уполномоченного действовать от их имени.

Указанные правила по оформлению не распространяются на соглашение о выплате алиментов, удостоверенное нотариально, судебный приказ, а также постановление служащего ФССП. Если до выдачи исполнительной бумаги предоставлена рассрочка/отсрочка реализации требований, то в ней указывается начало течения срока реализации предписаний. Документ, который предоставляется на основании судебного акта либо являющийся им, подписывает судья и заверяет гербовой печатью. Исполнительная бумага, выданная в соответствии с постановлением иного органа или являющаяся решением другой структуры, визируется ее должностным лицом. На ней также ставится печать.

Постановление пристава

Этот документ должен содержать следующие сведения:

  1. Название подразделения ФССП и его адрес.
  2. Дата принятия постановления.
  3. Инициалы, фамилия, должность пристава, вынесшего акт.
  4. Название и номер производства, по которому было принято данное постановление.
  5. Вопрос, по которому вынесено решение.
  6. Основания принимаемого постановления. При этом указываются ссылки на федеральные и прочие нормативные акты.
  7. Принятое решение.
  8. Правила обжалования постановления.

Дополнительно

Пристав или другой служащий ФССП может по собственной инициативе либо по заявлению участников производства исправить арифметические ошибки или описки, допущенные в постановлении. Данная процедура осуществляется оформлением акта о внесении исправлений в ранее составленный документ. Постановление пристава должно быть исполнено в срок, указанный в нем. Обжалование акта осуществляется в порядке подчиненности вышестоящему служащему ФССП или в судебной инстанции. В последнем случае заявитель должен руководствоваться положениями процессуального законодательства.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 02.10.2007 — «Российская газета», N 223, 06.10.2007
  • «Собрание законодательства РФ», N 41, 08.10.2007, ст.4849
  • «Парламентская газета», N 131, 10.10.2007)

Статья 123. Подача жалобы в порядке подчиненности

1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

2.1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.

3. Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.

4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Статья написана по материалам сайтов: r41.fssprus.ru, studref.com, lawbook.online, fb.ru, zakonbase.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector