+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 124 КАС РФ. Административное исковое заявление

1. Административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

2. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Содержание

Комментарий к ст. 124 КАС РФ

1. Комментируемая статья хотя и озаглавлена Административное исковое заявление», но на самом деле посвящена способам защиты, которые может использовать административный истец.

Способ защиты входит в содержание такого понятия, как предмет административного иска. При изменении способа защиты административный истец должен использовать право на изменение предмета административного иска (см. комментарий к ч. 1 ст. 46 КАС).

Часть 1 рассматриваемой статьи содержит указание на:

1) право требовать признания не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС этот способ защиты прямо применяется к защите прав, свобод и законных интересов:

— лиц, в отношении которых применен нормативный правовой акт;

— лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Следует отметить, что при вынесении решения о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в случае, если была выявлена «недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц», суд вправе воспользоваться дискреционным полномочием, которое по сути является дополнительным способом защиты. Как указано в ч. 4 ст. 216 КАС, суд вправе «возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части». Отметим, что это совершенно новая правовая норма, — ранее суды общей юрисдикции лишь ограничивались констатацией противоречия нормативного правового акта иному акту, имеющему большую юридическую силу. В то же время подобный специфический способ прямого обращения к законодателю используется КС РФ.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентируется гл. 21 КАС;

2) право требовать признания незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия).

Данный способ защиты может быть реализован в отношении решений, действий (бездействия):

— органов государственной власти;

— органов местного самоуправления;

— иных органов или организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;

— публичных должностных лиц;

— государственных или муниципальных служащих.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентируется гл. 22 КАС;

3) право требовать обязания административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Следует отметить, что данный способ защиты может использоваться как самостоятельно, так и совместно с правом требовать признания незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия).

Более того, соответствующее дискреционное полномочие есть и у суда: в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд не только ограничивается подобной констатацией, но и указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) право требовать обязания административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий.

Этот способ защиты является новым для административного судопроизводства. В то же время модель исполнения пассивных обязанностей известна доктрине гражданского права, обязанность воздержаться от определенного действия прямо упоминается законодателем применительно к содержанию гражданско-правового обязательства (п. 1 ст. 307 ГК).

С точки зрения применимости данного способа защиты следует обратить внимание на следующее. Требование воздержаться от совершения определенных действий должно вытекать из правовых норм, устанавливающих для административного ответчика либо обязанность пассивного поведения, либо, напротив, обязанность совершить конкретные действия. Если административный ответчик в нарушение запрета совершает определенные действия (или имеется реальная угроза совершения таких действий) либо совершает действия иные, нежели предусмотрены правовой нормой, у административного истца появляется право требовать пресечения указанных действий. Таким образом, предъявление административного иска об обязании административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий должно быть вызвано противоправным поведением административного ответчика либо наличием угрозы совершения противоправного деяния;

5) право требовать установления наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Это совершенно новый для отечественного законодательства способ защиты. Его специфика состоит в том, что здесь для реализации механизма судебной защиты административному истцу не требуется обосновывать нарушение своих прав и свобод. Достаточно того, что у субъекта, ищущего судебной защиты, имеется законный интерес к установлению компетентного публичного органа (организации, должностного лица), уполномоченного совершать определенные действия и принимать конкретные решения.

Сравнивая с внешне похожей конструкцией отрицательных и положительных исков о признании в цивилистическом процессе, отметим следующее. В исках о признании схожим образом на ответчика не возлагается какой-либо обязанности при вынесении судебного решения об удовлетворении иска. Однако целью, которую преследует истец, предъявляя такой иск, является констатация наличия или отсутствия конкретного субъективного права либо правоотношения. Напротив, при обращении административного истца с требованием об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса публичным органом (организацией, должностным лицом) суд, по сути, лишь дает толкование нормативного правового акта по определенному компетенционному полномочию. Здесь суд не вторгается в правовую квалификацию спорного публичного правоотношения. Более того, вполне возможна ситуация, когда такое правоотношение еще не возникло, а у административного истца имеется лишь интерес к его возникновению и одновременно существует неопределенность в вопросе о компетенции публичного органа (организации, должностного лица).

Можно ли сравнить такой способ защиты с оспариванием нормативного правового акта? Полагаем, что, несмотря на имеющееся сходство (в обоих случаях суд не разрешает публичный материально-правовой спор, не высказывается о содержании материального правоотношения по существу), все же существует важное различие. При оспаривании нормативного правового акта конечная цель судебной деятельности — разрешение вопроса о его соответствии иному акту, имеющему большую юридическую силу. При установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса публичным органом (организацией, должностным лицом) суд преследует иную цель — он должен раскрыть содержание конкретного компетенционного полномочия применительно к определенному фактическому составу.

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит правило, устанавливающее открытый перечень способов защиты, которые может использовать административный истец.

При буквальном толковании указанной нормы можно прийти к выводу, что административный истец ничем не ограничен при выборе способа защиты. Полагаем, что здесь необходимо учитывать следующее.

Для случаев, когда административными истцами выступают публичные субъекты (органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица), способ защиты должен определяться исключительно действующим законодательством. Иначе говоря, указанные публичные органы не вправе в судебном порядке просить то, что не входит в их компетенцию.

Для случаев, когда административными истцами выступают частные субъекты (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами), ситуация видится иной. Здесь вполне допустимо, что возможны и иные (помимо предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи) способы. Однако понятно, что усмотрение административного истца в данном случае отнюдь не безгранично, — непоименованный способ должен быть связан с защитой и восстановлением нарушенного права, соответствовать общим началам и основным принципам той отрасли, нормами которой регулируется спорное материальное правоотношение.

Административный иск по КАС РФ — образец

Административный иск — образец составляется на основе требований КАС РФ, принятого и вступившего в силу в 2015 году. О том, какая информация должна быть указана в документе и как адаптировать образец для конкретного дела, рассказано в предложенной статье.

Административное исковое заявление об исправлении кадастровой ошибки.doc

Административный иск и административное исковое заявление

Правом на административный иск субъект обладает в следующих случаях:

  • его право нарушено;
  • его право не может быть реализовано в силу незаконно созданных препятствий;
  • на него незаконно возложена обязанность;
  • ему специальной нормой предоставлена возможность защищать публичные интересы или права других лиц.

Само понятие административного иска, а вместе с ним и административного искового заявления как документа, которым оформляются требования по таким искам, появилось сравнительно недавно, когда в 2015 году был принят КАС РФ.

КАС РФ не содержит определения такого заявления, но его можно сформулировать на основании анализа содержания ст. 38, 124, 125 КАС РФ. Заявление представляет собой документ, составленный в письменной форме, подписанный истцом или его представителем и содержащий требования, рассматриваемые в рамках административного производства (например, об оспаривании нормативного акта и т. п., см. ч. 2 ст. 1 КАС РФ).

Это интересно:  Статья 188 ГК РФ. Прекращение доверенности

Учитывая возможное многообразие предметов иска и ответчиков, заявление может быть весьма разнообразным, поэтому потребуется максимально унифицированный образец административного искового заявления, который затем можно дополнить и адаптировать для конкретного случая.

Содержание административного искового заявления в 2018 году

Стандартного бланка административного искового заявления образца 2017–2018 года нет. В ст. 125 КАС РФ определяются основные элементы его содержания, а разъяснения по таковым дал Пленум ВС РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36.

Общеобязательный состав данных для административного искового заявления включает, кроме типовых для такого документа реквизитов судебного органа, истца, ответчика:

  • если спор о незаконности нормативного акта рассматривает суд региона или ВС РФ, указание на наличие у истца или его представителя высшего юробразования со ссылкой на документ о последнем;
  • сведения об обжаловании действий, решений в несудебном порядке с реквизитами жалоб;
  • если идет спор о взыскании налогов, сборов, штрафов, сведения о соблюдении досудебного порядка по ч. 1 ст. 286 КАС РФ;
  • указание, какие права административного истца подверглись нарушению, обоснование незаконности действия, решения, нормативного акта.

Иные особенности рассмотрим ниже, т. к. они относятся к административным делам определенной категории.

Несоблюдение требований к содержанию рассматриваемого документа влечет оставление его без движения в порядке ст. 130 КАС РФ до исправления недочетов. Если же истец проигнорирует требования суда, иск будет возвращен без рассмотрения.

Особенности искового заявления об оспаривании и признании незаконными решений органов или лиц, наделенных публичными полномочиями

В некоторых случаях предмет иска обусловливает особенности его содержания. В таких ситуациях можно использовать отдельный образец административного искового заявления об оспаривании решения тех или иных госорганов или должностных лиц.

Ст. 220 КАС РФ определяет дополнительные требования к тексту таких заявлений. Конечно, они должны в полной мере отвечать требованиям относительно письменной формы и подписи истцом или его представителем, однако его содержание имеет некоторые особенности.

В образце заявления об административном иске о признании решения незаконным, кроме прочих предусмотренных ч. 2 ст. 125 КАС РФ сведений, должны быть указаны:

  • информация о реквизитах решения;
  • сведения о сути и содержании оспариваемого решения, а также о том, каким образом оно вызвало нарушение прав истца;
  • перечень документации, подтверждающей обоснованность требований по административному исковому заявлению об оспаривании решений госорганов или должностных лиц или сведения об обстоятельствах, по которым истец не может таковые представить;
  • информация о предварительной подаче жалобы в вышестоящую по подчиненности инстанцию;
  • требование о признании незаконности полностью или в части указанных решений.

Аналогично можно составить образец заявления об оспаривании действий или бездействия таких органов или лиц.

Особенности искового заявления об оспаривании нормативного правового акта

При составлении образца искового заявления об оспаривании нормативного правового акта необходимо учитывать, что, кроме уже указанных требований к его содержанию по ст. 125 КАС РФ, оно должно отвечать нормам, изложенным в ст. 209 КАС РФ.

В нем должны указываться:

  • данные об органах или лицах, принявших оспариваемый акт;
  • регистрационные данные оспариваемого акта;
  • данные о применении оспариваемого акта к истцу;
  • данные о действующих правовых нормах, имеющих большую юридическую значимость, которым противоречит оспариваемый акт;
  • сведения о документах, подтверждающих обоснованность иска, или об обстоятельствах, по которым они не могут быть представлены суду;
  • ходатайства, связанные с необходимостью получения документов, подтверждающих обоснованность исковых требований;
  • требование о признании акта недействительным с отсылкой к действующему нормативному акту, которому он противоречит.

Образец административного иска об оспаривании нормативного акта можно скачать здесь: Образец административного иска.

Итак, остается сделать вывод, что заявление об административном иске может быть весьма разнообразным. При желании можно составить его унифицированный образец, но для частных случаев, предусмотренных КАС РФ, нужно учитывать дополнительные требования к содержанию документа.

Статья 124. Административное исковое заявление

1. Административное исковое заявление может содержать требования:
1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

2. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Комментарий к статье 124 КАС РФ

1. См. содержание и комментарий к ст. ст. 209, 218, 231, 239, 246, 252, 262, 266, 271, 275, 281, 287 КАС РФ.

2. См. также комментарий к ст. ст. 218, 222 КАС РФ.

Другой комментарий к статье 124 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемой статьей установлен неисчерпывающий перечень требований, которые могут содержаться в административном исковом заявлении.

Предметом административного иска могут быть требования:

— о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

— о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

— об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

— об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

— об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом;

— иные требования, направленные на защиту прав, свобод, законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Перечень является открытым, однако ограничен требованиями в сфере публичных правоотношений, то есть отношений, касающихся деятельности публично-правовых образований.

Характер требований, которые могут быть предъявлены административным истцом, соответствует категориям дел, подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.

В ГПК РФ статья с аналогичным содержанием отсутствует.

Исковое заявление административное. Образец административного искового заявления согласно КАС РФ

В отечественном законодательстве установлены правила, по которым оформляются административные исковые заявления в суд . Рассмотрим далее основные требования, предусмотренные нормами. В статье будут также представлены о бразцы административных исковых заявлений .

Общие сведения

После введения в действие КАС РФ, система судопроизводства подверглась существенным изменениям. В первую очередь откорректированы правила оформления и предъявления документов в инстанции. В настоящее время все административные споры рассматриваются в порядке, закрепленном КАС. Неисполнение предусмотренных в нем требований влечет различные последствия, в том числе, отказ от рассмотрения претензий и возврат документов.

Административное исковое заявление: КАС РФ

Основные правила оформления претензий закрепляет 125 статья Кодекса. В ней указывается, что исковое заявление (административное) составляется в письменном виде. Обязательным реквизитом документа является подпись. Ее может поставить сам заявитель или его представитель. Последний должен иметь на это полномочия, подтвержденные доверенностью. Образец административного искового заявления, согласно КАС , должен также содержать:

  1. Наименование инстанции, в которую адресуется документ.
  2. Сведения о заявителе. Указываются его ФИО, место проживания (если им является гражданин) или наименование и адрес местонахождения (если им выступает организация), номер телефона. Юрлица должны также привести данные о госрегистрации. Граждане дополнительно указывают сведения о наличии высшего юридического образования, если планируют участвовать в делах, к которым привлечение представителя является обязательным.
  3. Информация об ответчике. Здесь также следует указать Ф.И.О. и адрес проживания (для граждан) или наименование и адрес местонахождения, сведения о госрегистрации (для юрлиц), номер телефона.

Содержание

Образец административного искового заявления, согласно КАС , включает в себя текст, в котором лицо описывает свои требования. Субъект, предъявляющий претензии, должен привести информацию о том, какие именно права были нарушены ответчиком, либо о причинах, которые могут привести к ущемлению его интересов. Специалисты рекомендуют использовать деловой, официальный тон, избегать эмоционально окрашенных предложений и слов. Исковое заявление (административное или любое другое) должно быть понятно людям, которые будут его рассматривать. В этой связи целесообразно воспользоваться техническими средствами для его составления. Можно, конечно, написать и от руки, но в таком случае почерк должен быть разборчивым. Любой образец административного искового заявления содержит конкретные требования к ответчику. При их изложении заинтересованному лицу следует ссылаться на нормы законодательства. Просьбы должны быть выражены четко и понятно.

Дополнительно

Для некоторых споров законодательство устанавливает обязательный порядок претензионного (досудебного) урегулирования. В этом случае в претензии следует указать на его соблюдение и приложить к ней подтверждающие документы. Если до подачи административного искового заявления обжаловались действия/бездействия или акты в порядке подчиненности, необходимо сообщить об этом. В конце документа перечисляются приложения, ставятся число и подпись.

Административное исковое заявление об оспаривании решений структур власти

Граждане и представители юрлиц достаточно часто обращаются в разного рода территориальные, региональные или федеральные органы с теми или иными претензиями. В случае получения отказа в удовлетворении какого-либо требования или при неполучении ответа от властной структуры заинтересованный субъект может направить административное исковое заявление . При его оформлении следует учесть одну важную особенность. Составляя административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти, лицо может просить о применении мер защиты. Это позволит приостановить действие обжалуемого акта. Необходимо учесть, что исковое заявление (административное) можно направить в трехмесячный срок с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение в соответствующий орган. Пропускать этот период крайне нежелательно. Если причины несоблюдения срока уважительные, суд может его восстановить.

Обжалование действий должностных лиц

Административное исковое заявление используется как средство восстановления нарушенных интересов и прав при оформлении тех или иных документов. К примеру, гражданин предъявил в срок все необходимые бумаги в регистрирующий орган, а его служащий необоснованно отказывается их принять. Административный иск об обжаловании действий должностного лица подается в порядке, установленном нормами 22 главы Кодекса.

Сложности на практике

В рамках административного судопроизводства можно оспорить действия и решения разных должностных лиц, в том числе и сотрудников ФССП. Между тем, в ряде случаев такое обжалование направлено на затягивание исполнительного производства. Судебный пристав теряет время на посещение заседаний, представление тех или иных документов по требованию суда. Должник, в свою очередь, в это время не исполняет возложенные на него обязательства.

Приложения

Как выше говорилось, образец административного искового заявления содержит перечень документов, подтверждающих обстоятельства, о которых говорится в тексте. В число приложений входят:

  1. Уведомление о вручении либо иной документ, доказывающий получение другими лицами, привлеченными к спору, копий материалов дела. Если другим сторонам не были направлены экземпляры претензий и документов, прилагаемых к ним, они предоставляются в суд истцом. Их количество должно соответствовать числу участников. При необходимости экземпляры направляются и прокурору.
  2. Квитанция об уплате пошлины, ходатайство о предоставлении рассрочки/отсрочки в ее оплате, уменьшении размера или документ, подтверждающий право на льготу. Сумма отчисления устанавливается законодательством. К ходатайству должны прилагаться документы, подтверждающие наличие оснований для уменьшения размера пошлины, предоставления отсрочки/рассрочки.
  3. Доверенность или другие бумаги, в соответствии с которыми к делу привлекается представитель. Кроме этого, предъявляется документ, удостоверяющий наличие у него высшего юр. образования.
  4. Бумаги, подтверждающие соблюдение досудебного (претензионного) порядка или содержащие информацию о жалобе, направленной в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения.
  5. Другие документы, приложение которых в соответствии с КАС, является обязательным.
Это интересно:  Архивы Полезные статьи - Страница 22 из 53 - О недвижке.ру

Законодательство допускает возможность предоставления бумаг в электронном виде.

Особенности представительства

Законодательство закрепляет перечень субъектов, которые не могут выступать в качестве доверенных лиц. В него включены прокуроры, следователи, судьи и прочие граждане, участие в процессе которых не предусмотрено. Представители предъявляют документы, подтверждающие наличие надлежащего образования, полномочий.

Результаты рассмотрения

Сокращенные сроки направления претензий

Выше говорилось о том, что, при оспаривании решений административный иск можно предъявить в течение 2-х мес. с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение. Однако для некоторых категорий дел законодательство предусматривает сокращенные сроки. Например:

  1. Исковое заявление об обжаловании решения представительного муниципального органа о самороспуске, отправке в отставку главы МО направляется в десятидневный срок. Исчисление осуществляется с даты принятия соответствующего постановления.
  2. Заявление об оспаривании решений, бездействий/действий исполнительной структуры региональной, территориальной власти по вопросам, касающимся согласования времени и места проведения собрания, демонстрации, пикетирования, шествия и пр., предъявляется также в течение 10 дней. Такой же срок предусмотрен и для обжалования предупреждений, вынесенных указанными институтами власти в отношении цели мероприятия. Исчисление осуществляется с даты, когда лицу (организации или гражданину) стало известно об ущемлении его интересов и прав.

Порядок разбирательства

Слушание начинается с выступления судьи. Он проверяет, все ли лица, участвующие в деле, присутствуют. После этого сторонам разъясняются обязанности и права. Любой участник до начала рассмотрения административного иска по существу может заявить отвод. Если о нем никто не ходатайствует, начинается непосредственное рассмотрение претензий. В ходе слушания выступать, задавать вопросы, давать объяснения стороны вправе исключительно с разрешения судьи. После его доклада слово предоставляется истцу, затем ответчику. Последними выступают третьи лица. После этого суд изучает представленные доказательства. При необходимости стороны дают пояснения.

В ходе них ссылаться на доказательства, не изученные судом. Вместе с тем законодательство допускает отступление от данного правила. При необходимости судья может вынести определение о возобновлении рассмотрения материалов дела. В прениях последнее слово всегда остается за ответчиком. После их завершения суд удаляется в специальную комнату, где выносит постановление по существу рассмотренного дела.

Отложение разбирательства

Предусмотренный в законодательстве порядок рассмотрения административных исков считается весьма эффективным и оперативным способом восстановления нарушенных интересов и прав. Между тем, в некоторых случаях разбирательство может быть отложено. Основаниями для такого решения может быть:

  1. Необходимость в производстве дополнительных процессуальных действий. Это может быть экспертиза, вызов специалиста и пр.
  2. Представление стороной ходатайства об истребовании дополнительных доказательств по делу.
  3. Неявка лица, присутствие которого включено в число обязательных условий проведения заседания, при условии, что оно было надлежащим образом уведомлено о слушании.

В случае отложения разбирательства суд выносит определение. В нем он указывает новое время и дату слушания.

Заключение

После вынесения окончательного решения по рассмотренному делу дается месяц на подачу апелляции. После чего постановление обязательно для исполнения. КАС РФ считается относительно новым Кодексом, поэтому на практике возникают сложности при подаче административных исков. Во избежание возврата документов следует внимательно изучить нормы законодательства, правила оформления бумаг. Специалисты рекомендуют обращаться за помощью к квалифицированным юристам, имеющим определенный опыт в ведении административных дел. Кроме того, не следует забывать, что в некоторых спорах могут участвовать только лица, имеющие соответствующее образование.

Предъявление административного искового заявления

53. По смыслу норм статей 124, 125 КАС РФ, административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное. Так, исходя из взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 КАС РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.

54. Наличие вступившего в законную силу решения суда по спору, возникшему из публичных правоотношений, между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определения суда о прекращении производства по соответствующему делу в связи с принятием отказа от заявления, утверждением мирового соглашения, определения об отказе в принятии тождественного заявления, вынесенных по правилам подраздела III ГПК РФ до вступления в силу КАС РФ, является основанием для отказа в принятии административного искового заявления, прекращения производства по административному делу (пункт 4 части 1 статьи 128, пункт 2 части 1 статьи 194 КАС РФ).

55. Если иное не установлено КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (пункт 1 части 1 статьи 126 КАС РФ).

56. При устранении лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без движения, лицо, не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, представляет в суд необходимое число копий документов, подтверждающих исправление таких недостатков, а лицо, обладающее названными полномочиями, обеспечивает их вручение (получение) лицам, участвующим в деле (часть 7 статьи 125, пункт 1 части 1 статьи 126, часть 1 статьи 130 КАС РФ).

Указанная выше обязанность должна быть разъяснена судьей в определении об оставлении административного искового заявления без движения (часть 2 статьи 14 КАС РФ).

Подготовка административного дела к судебному разбирательству

57. По смыслу части 4 статьи 135 КАС РФ, административный истец или его представитель вправе заявить ходатайство о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела. Такое ходатайство рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня его поступления в суд. О разрешении ходатайства выносится определение (часть 4 статьи 2, статья 87 КАС РФ). Данное определение не подлежит обжалованию отдельно от решения суда (часть 1 статьи 202 КАС РФ).

58. При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья вправе провести предварительное судебное заседание. Такое заседание может быть назначено при возникновении необходимости уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; определения достаточности доказательств по административному делу; выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением; процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству; выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства (пункт 11 части 3 статьи 135, часть 1 статьи 138 КАС РФ).

59. Как следует из части 2 статьи 138 КАС РФ, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ; ненадлежащее извещение их о времени и месте проведения предварительного судебного заседания является препятствием для его проведения.

В определении, направляемом лицам, участвующим в деле, вместе с извещением о проведении предварительного судебного заседания, разъясняется возможность проведения судебного разбирательства данного дела по существу непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, в том числе в случае неявки в предварительное судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, и отсутствия их возражений относительно этого (часть 2 статьи 14, статья 96, часть 2 статьи 138, часть 1 статьи 140 КАС РФ).

Получение (вручение) названного определения свидетельствует о надлежащем извещении лица, участвующего в деле, о проведении как предварительного судебного заседания, так и судебного заседания по административному делу.

Вместе с тем в случае своевременного поступления от не явившегося в предварительное судебное заседание лица, участвующего в деле, возражений относительно рассмотрения административного дела в его отсутствие в связи с необходимостью представления им дополнительных доказательств и (или) ознакомления с доказательствами, представленными другими участниками процесса, либо иными заслуживающими внимания причинами судья назначает другую дату судебного разбирательства административного дела по существу.

60. Определение о назначении административного дела к судебному разбирательству может быть вынесено по итогам проведения предварительного судебного заседания в виде протокольного определения (часть 6 статьи 138, часть 1 статьи 139, статья 198 КАС РФ).

Судебное разбирательство

61. Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

62. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Определение суда

63. Согласно части 6 статьи 198 КАС РФ определение суда объявляется немедленно после его вынесения. При этом по сложным процессуальным вопросам суд вправе объявить лишь резолютивную часть определения. В этом случае составление полного текста определения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня объявления его резолютивной части, если иное не предусмотрено КАС РФ. Объявленная резолютивная часть определения суда должна быть подписана судьей, а при рассмотрении административного дела судом в коллегиальном составе всеми судьями, участвовавшими в вынесении определения, и приобщена к административному делу (часть 4 статьи 2, часть 2 статьи 177 КАС РФ).

Это интересно:  Статья 19.7.3 КоАП РФ. Непредставление информации в Банк России

64. При подаче частной, кассационной жалобы, представления прокурора на определение суда, которым производство по делу не завершено (например, на определение о принятии мер предварительной защиты, об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении административных дел в одно производство или о выделении заявленных требований в отдельное производство), в целях соблюдения разумных сроков административного судопроизводства (статья 10 КАС РФ) в суд вышестоящей инстанции направляется вместе с описью всех имеющихся в деле документов сформированный по соответствующим жалобе, представлению прокурора материал, состоящий из оригинала жалобы или представления прокурора и обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для их рассмотрения копий документов.

После рассмотрения частной, кассационной жалобы, представления прокурора на определение суда сформированный по ним материал приобщается к соответствующему административному делу.

Протоколы

65. По смыслу статьи 204 КАС РФ, в целях наиболее полной фиксации устной информации в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование.

Аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание или в место совершения процессуального действия участников судебного процесса, а также при совершении процессуального действия, рассмотрении административного дела (заявления, ходатайства) без извещения лиц, участвующих в деле (без проведения судебного заседания), так как в данных случаях информация суду участниками судебного процесса в устной форме не представляется.

При проведении судебного заседания в каждом случае составляется письменный протокол.

66. Как следует из части 4 статьи 205 КАС РФ, при ведении аудио- и (или) видеопротоколирования судебного заседания в протоколе судебного заседания должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1 — 5, 7 — 9, 12, 18 и 19 части 3 статьи 205 Кодекса.

67. Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания (часть 1 статьи 206 КАС РФ). Если выявлено, что аудиопротоколирование не осуществляется (не осуществлялось), в судебном заседании объявляется перерыв (часть 4 статьи 2 КАС РФ, статья 163 АПК РФ). После окончания перерыва судебное заседание продолжается с момента, когда произошел сбой аудиопротоколирования.

С момента объявления присутствующим в зале судебного заседания об удалении суда в совещательную комнату и до момента объявления решения или определения суда (статьи 174, 198 КАС РФ) либо до возобновления рассмотрения административного дела по существу (статья 172 КАС РФ) аудиопротоколирование не ведется. Остановка аудиопротоколирования в данном случае перерывом в протоколировании не является.

68. Исходя из систематического толкования пункта 5 части 1 статьи 45, статей 204 и 207 КАС РФ лица, участвующие в деле, их представители в течение трех дней со дня подписания протокола вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол, а также в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования с указанием на допущенные в них неточности, их неполноту и (или) иные существенные недостатки.

Замечания рассматриваются судом в течение трех дней со дня их поступления в суд без извещения лиц, участвующих в деле (без проведения судебного заседания).

Упрощенное (письменное) производство по административным делам

69. Административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей;

в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц;

при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.

В случае наличия любого из указанных оснований суд на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, стадии судебного разбирательства по административному делу вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

70. При решении вопроса о возможности рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства суду необходимо учитывать предусмотренные Кодексом особенности рассмотрения конкретных категорий административных дел.

Так, административные дела о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, а также о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку данные споры связаны с ограничением прав и свобод гражданина, в связи с чем при их рассмотрении требуется присутствие административного ответчика или его представителя.

По правилам упрощенного (письменного) производства также не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 33 Кодекса (например, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя).

Кроме того, в силу прямого указания части 6 статьи 243 КАС РФ правила упрощенного (письменного) производства не подлежат применению при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

71. Если при принятии административного искового заявления к производству или на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции судья приходит к выводу о том, что административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, он выносит подлежащее направлению лицам, участвующим в деле, определение (например, определение о подготовке административного дела к судебному разбирательству), которое должно содержать:

сведения об основаниях, дающих возможность применения правил упрощенного (письменного) производства по рассматриваемому административному делу;

разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс) представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения (часть 2 статьи 14, статья 292 КАС РФ).

В случаях, указанных в части 5 статьи 216, пункте 2 статьи 291 КАС РФ, возражения административного ответчика относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства являются препятствием для его рассмотрения в таком порядке.

Изложенные положения о содержании определения суда не распространяются на случаи перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле (часть 7 статьи 150 КАС РФ), с учетом того, что у них имелась возможность дачи объяснений, заключения, представления в судебное заседание письменных доказательств. В иных случаях переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суде первой инстанции осуществляется лишь после вынесения указанного выше определения и по истечении срока для представления возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) объяснений (возражений) по существу спора, заключения прокурора в письменной форме, письменных доказательств по административному делу (часть 4 статьи 292 КАС РФ).

72. Административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 6 статьи 292 КАС РФ). Судебное решение по административному делу может быть принято судом в любой из дней в пределах данного срока.

73. Заключение прокурора, участие которого в рассмотрении административного дела является обязательным, представляется суду в письменной форме (часть 1 статьи 292 КАС РФ).

74. Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются без проведения устного разбирательства, судебные заседания по ним не назначаются, в связи с этим аудиопротоколирование не осуществляется, протокол в письменной форме не составляется, правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются, резолютивная часть решения отдельно не изготавливается (статьи 152, 174, часть 1 статьи 292 КАС РФ).

75. Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства и сокращенный срок рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований, в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований суд вправе вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства либо вновь установить десятидневный срок для направления в суд доказательств в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс (части 1, 2 статьи 292 КАС РФ).

После истечения данного срока суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по уточненным требованиям. Решение по такому делу принимается судом в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения указанного определения (часть 6 статьи 292 КАС РФ).

76. Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (статья 294 КАС РФ).

Из взаимосвязанных положений статьи 294 и части 1 статьи 314 Кодекса следует, что апелляционная жалоба (представление) на определение суда, принятое по административному делу, рассматриваемому в порядке упрощенного (письменного) производства, подается в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии определения.

При этом лицо, участвующее в деле, вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы (представления), представив доказательства наличия уважительных причин неполучения или несвоевременного получения почтового отправления с копией судебного акта (статья 95 КАС РФ).

77. Апелляционные жалоба, представление на судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Кодекса.

Статья написана по материалам сайтов: www.zakonrf.info, rusjurist.ru, rukasrf.ru, fb.ru, infopedia.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector