+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 15.40 КоАП РФ. Совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается..

Размещение государственного оборонного заказа (Гособоронзаказ) осуществляется в соответствии с Федеральными законами:

  • № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013;
  • № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012;
  • №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2015.

Гособоронзаказ формируется на основании с военной доктриной Российской Федерации, Государственной программой развития вооружений (ГВП-2020), Стратегией социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации и других государственных программ.

Темы учебных мероприятий в сфере ГОЗ

Тыловое обеспечение и капитальное строительство в сфере ГОЗ

  1. Отдельные виды злоупотребления доминирующим положением и доминирование покупателя;
  2. Монопольно высокие цены и принципы определения экономически обоснованного уровня цен;
  3. Анализ состояния конкуренции на товарном рынке: методология проведения и случаи признания положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке доминирующим.

Сфера сухопутного и морского вооружения, военной техники связи

  1. Новые требования Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в связи с принятием Федерального закона № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации:

1.1. Порядок формирования кооперации головного исполнителя (в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2015 г. № 946);

1.2. Права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя;

1.3. Формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа;

1.4. Расчеты по государственному оборонному заказу;

1.5. Введение новых составов административных правонарушений в сфере государственного оборонного заказа;

1.6. Формирование цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов, и производство которых осуществляется единственным производителем, государственное регулирование цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу;

1.7. Применение постановлений Правительства Российской Федерации № 29, 1119, 407, приказа Минпромэнерго № 200;

1.8. Контроль военными представительствами качества и приемки продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (при участии военных представительств Минобороны России).

  1. Банковское сопровождение сделок в сфере государственного оборонного заказа (с участием представителей уполномоченных банков):

2.1. Уполномоченные банки;

2.2. Режим использования отдельного счета. Расчеты с иностранными исполнителями по государственному оборонному заказу;

2.3. Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается;

2.4. Осуществление мониторинга и предоставление информации о расчетах по государственному оборонному заказу;

2.5. Установление административной ответственности за совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа (статья 15.40 КоАП).

  1. Порядок ведения раздельного учета затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности:

3.1. Прямые и накладные (косвенные) расходы;

3.2. Административная ответственность за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии со статьей 15.37 КоАП.

  1. Государственный контроль в сфере государственного оборонного заказа:

4.1. Функции и полномочия контролирующего органа;

4.2. Проверки соблюдения законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

4.3. Новые меры реагирования контролирующего органа;

4.4. Практика выявления контролирующим органом нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

4.5. Административная ответственность за воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов, в соответствии со статьей 19.4.2 КоАП;

4.6. Административная ответственность за непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, в соответствии со статьей 19.7.2 КоАП.

  1. Возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа:

5.1. Запреты, установленные частью 3 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ;

5.2. Порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

5.3. Установление административной ответственности за действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу в соответствии со статьей 14.55.2 КоАП.

  1. Антимонопольные требования в сфере государственного оборонного заказа:

6.1. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, установленный статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции;

6.2. Установление антимонопольным органом доминирующего положения хозяйствующего субъекта;

6.3. Доминирующее положение в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе;

6.4. Обязанность предоставления в ФАС России в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» информации о повышении цен поставщиками на продукцию по государственному оборонному заказу;

6.5. Применение Приказа ФАС России от 18.04.2013 № 271/13 «Об утверждении формы представления антимонопольному органу головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу сведений о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа;

6.6. Административная ответственность за отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, если заключение такого государственного контракта является обязательным для указанных лиц, в соответствии со статьей 7.29.

  1. Формирование цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, государственное регулирование цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу:

7.1. Применение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 № 29 «Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем», от 05.12.2013 № 1119 «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», от 28.04.2015 № 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу», приказа Минпромэнерго от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу».

  1. Контроль военными представительствами качества и приемки продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (при участии военных представительств Минобороны России).

Сфера контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности

  1. Регулирование цен на продукцию военного назначения:

1.1. Регистрация ФАС России цены на продукцию военного назначения. (Постановление Правительства РФ от 25.01.2008 № 29);

1.2. Рассмотрение ФАС России прогнозных цен на продукцию военного назначения. (Постановление Правительства РФ от 05.12.2013 № 1119);

1.3. Определение размеров рентабельности (прибыли) при определении начальной (максимальной) цены государственного контракта с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 407);

1.4. Порядок индексации цены в рамках ее формирования (Приказ Минэкономразвития России от 29.01.2015 № 37);

  1. Злоупотребление доминирующим положением (ст. 10 Закона о защите конкуренции):

2.2. Злоупотребление доминирующим положением со стороны покупателя;

2.4. Ответственность за злоупотребление доминирующим положением (ст. 14.31 КоАП);

2.5. Примеры из практики антимонопольного органа.

  1. Проверки, проводимые ФАС России в рамках контрольно-надзорной деятельности:

3.1. Порядок проведения проверок соблюдения антимонопольного законодательства;

3.2. Порядок проведения проверок соблюдения законодательства в сфере ГОЗ;

3.3. Примеры проведенных проверок и выявленных нарушений в рамках их проведения.

  1. Административная ответственность должностных лиц за нарушения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере ГОЗ:

4.1. Полномочия ФАС России по привлечению к административной ответственности;

4.2. Порядок возбуждения дел об административных правонарушениях, проведения соответствующих расследований, вынесения решений по делам;

4.3. Санкции, налагаемые на должностных лиц за нарушения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере ГОЗ.

  1. Антиконкурентные соглашения

КоАП РФ ОТ 30.12.2001 N 195-ФЗ

5. Осуществление действий кредитным кооперативом, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Это интересно:  Статья 19.9 КоАП РФ. Нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов

6. Непредставление или несвоевременное представление кредитными кооперативами информации, содержащейся в кредитной истории, в бюро кредитных историй —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 15.39. Нарушение требований законодательства Российской Федерации в части открытия в кредитной организации банковского счета и аккредитива, заключения договора банковского вклада (депозита) хозяйственным обществом и федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, открытия банковского и иного счета в кредитной организации, заключения договора банковского вклада (депозита) государственной корпорацией, государственной компанией и публично-правовой компанией, заключения договора банковского вклада (депозита) с Федеральным казначейством, государственными внебюджетными фондами (территориальными фондами обязательного медицинского страхования)

1. Открытие счета, покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственному обществу, имеющему стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или обществу, находящемуся под его прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», или федеральному унитарному предприятию, имеющему стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или хозяйственному обществу, находящемуся под его прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», либо заключение с указанными обществом или унитарным предприятием договора банковского счета или договора банковского вклада (депозита) кредитной организацией, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенной в перечни кредитных организаций, размещенные Банком России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с положениями указанных федеральных законов (за исключением осуществления указанных операций (сделок) кредитной организацией, определенной решением Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с частями 1.3 или 1.4 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или абзацем третьим или четвертым пункта 9 статьи 24.1 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц кредитной организации в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей; на юридических лиц — от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей.

2. Открытие счета, покрытого (депонированного) аккредитива либо заключение договора банковского счета или договора банковского вклада (депозита) хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или обществом, находящимся под его прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», или федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или хозяйственным обществом, находящимся под его прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в кредитной организации, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенной в перечни кредитных организаций, размещенные Банком России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с положениями указанных федеральных законов, либо приобретение указанными обществом или предприятием ценных бумаг кредитной организации, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенной в перечни кредитных организаций, размещенные Банком России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с положениями указанных федеральных законов, либо осуществление указанными обществом или предприятием данных операций (сделок) с иностранным банком, не соответствующим установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенным в перечни иностранных банков, размещенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с положениями указанных федеральных законов (за исключением осуществления данных операций (сделок) с кредитной организацией (ценными бумагами кредитной организации), определенной решением Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с частью 1.3 или 1.4 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или абзацем третьим или четвертым пункта 9 статьи 24.1 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), либо несоблюдение указанными обществом или предприятием сроков, в течение которых они должны расторгнуть договор банковского счета или договор банковского вклада (депозита) с кредитной организацией, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенной в перечни кредитных организаций, размещенные Банком России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с положениями указанных федеральных законов, и (или) сроков, в течение которых они должны расторгнуть договор банковского счета, договор банковского вклада (депозита) с иностранным банком, не соответствующим установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенным в перечни иностранных банков, размещенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с положениями указанных федеральных законов, либо несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и условий отчуждения ценных бумаг кредитных организаций, принадлежащих указанным обществу или предприятию, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей; на юридических лиц — от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей.

3. Открытие банковского или иного счета государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании либо заключение договора банковского вклада (депозита) с государственной корпорацией, государственной компанией или публично-правовой компанией кредитной организацией, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенной в размещенный для указанных целей Банком России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечень кредитных организаций (за исключением осуществления данных операций (сделок) кредитной организацией, определенной решением Правительства Российской Федерации), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц кредитной организации в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей; на юридических лиц — от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей.

4. Открытие банковского или иного счета либо заключение договора банковского вклада (депозита) государственной корпорацией, государственной компанией или публично-правовой компанией в российской кредитной организации и (или) иностранном банке, не соответствующих установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенных в размещенные для указанных целей Банком России или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечни кредитных организаций и (или) иностранных банков (за исключением осуществления указанных операций (сделок) с кредитной организацией, определенной решением Правительства Российской Федерации), либо нарушение срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которого должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах или в депозиты в таких российской кредитной организации и (или) иностранном банке, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей; на юридических лиц — от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей.

5. Заключение договора банковского вклада (депозита) с Федеральным казначейством или государственным внебюджетным фондом (территориальным фондом обязательного медицинского страхования) кредитной организацией, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, —

Это интересно:  Статья 330 КАС РФ. Судебный акт суда кассационной инстанции

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц кредитной организации в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей; на юридических лиц — от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей.

6. Непредставление либо представление недостоверных сведений хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или обществом, находящимся под его прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», или федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или хозяйственным обществом, находящимся под его прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счета, покрытого (депонированного) аккредитива в иностранном банке, заключении, расторжении договора банковского счета или договора банковского вклада (депозита) с иностранным банком или внесении в них изменений либо о приобретении или об отчуждении ценных бумаг иностранного банка в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

7. Непредставление либо представление недостоверных сведений государственной корпорацией, государственной компанией или публично-правовой компанией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счета в иностранном банке, заключении, расторжении договора банковского счета или договора банковского вклада (депозита) с иностранным банком или внесении в них изменений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 15.40. Совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа

Совершение уполномоченным банком операций по счету, открытому головному исполнителю, исполнителю для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу, проведение которых по такому счету не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 15.40.1. Неисполнение уполномоченным банком установленных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа обязанностей при осуществлении банковского сопровождения сопровождаемой сделки

Неисполнение уполномоченным банком установленных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа обязанностей при осуществлении банковского сопровождения сопровождаемой сделки, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.40 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 15.41. Нарушение законодательства Российской Федерации, устанавливающего особенности погашения и внесудебного урегулирования задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя

Предъявление физическим лицам, в том числе осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющим место жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, требований по погашению обязательств, возникших из кредитных договоров, заключенных с банками, действовавшими на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, лицами, не обладающими правом на взыскание задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим особенности погашения и внесудебного урегулирования задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, либо нарушение порядка взыскания задолженности, установленного данным законодательством, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)

Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

БАНК РОССИИ ШТРАФУЕТ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Тарас Оксюк, адвокат Международной юридической фирмы CMS Hasche Sigle.

Вопросы, связанные с привлечением Центральным банком РФ (далее — ЦБ РФ) кредитных организаций к ответственности за нарушение норм банковского права, всегда были актуальными. В последние годы законодательство, регламентирующее вопросы ответственности банков, претерпело существенные изменения. По сути, сформировалась новая нормативная база по данному вопросу, ядро которой составил Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 18 июля 2005 г.; далее — Закон) и Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Наиболее часто банки волнует вопрос о применении к ним по инициативе ЦБ РФ такой распространенной меры ответственности, как штраф. Как показывает наша практика в сфере оказания правовой помощи кредитным организациям, для избежания попыток незаконного и необоснованного применения штрафов банкам важно учитывать требования к порядку и условиям наложения штрафов, а также соотношение штрафов, предусмотренных КоАП РФ и Законом.

Рассматриваемые в настоящей статье вопросы касаются отдельных важных аспектов применения штрафов ЦБ РФ к российским кредитным организациям. Под общим термином «кредитные организации»/»банки» понимаются как банки, так и небанковские кредитные организации.
Правовая природа и основания применения штрафов по Закону

Согласно ст. 74 Закона, Инструкции ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» (далее — Инструкция N 59) в случае совершения кредитной организацией нарушений к ней могут быть применены принудительные меры воздействия, в числе которых упомянут и штраф. В связи с этим возникает вопрос: что представляет собой штраф как принудительная мера воздействия по Закону?

По смыслу ч. 4 ст. 74 Закона наложение штрафа является привлечением кредитной организации к ответственности за указанные в ч. ч. 1 и 2 ст. 74 нарушения. Таким образом, штраф является мерой юридической ответственности, которая носит публично-правовой характер, а не гражданско-правовой (частноправовой характер). Публично-правовой характер предусмотренной ст. 74 Закона ответственности в виде штрафа выражается в следующем:
— штраф основан на наличии властных полномочий лица, применяющего меру ответственности (ЦБ РФ), по отношению к лицу, к которому она применяется (кредитная организация);
— штраф носит не компенсационный характер (направлен на восстановление имущественного положения лица, чье право нарушено), а взыскивается в доход федерального бюджета (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2005 год», приложение N 2 к указанному Закону).

Поскольку основанием любого вида публично-правовой ответственности является совершение правонарушения, необходимо проанализировать элементы состава правонарушения, которое служит основанием для применения к банкам штрафов.

Субъектом правонарушения является кредитная организация, допустившая нарушение, т.е. банк или небанковская кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию на осуществление банковских операций.

Объектом правонарушения (т.е. тем, чему в результате правонарушения причиняется вред) могут выступать нормальное состояние кредитно-банковской сферы, стабильность банка, интересы его кредиторов, государственные и общественные интересы в сфере банковской деятельности.

Это интересно:  Архивы Полезные статьи - Страница 51 из 53 - О недвижке.ру

Вопрос о субъективной стороне правонарушения является наиболее спорным. Закон не устанавливает ни понятия вины кредитной организации, ни условий ее ответственности. В российском праве не разработана доктрина безвиновной (строгой) ответственности юридических лиц в публично-правовых отношениях.

В связи с этим возникает вопрос применения по аналогии ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в которой приводится понятие вины юридического лица: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Данное положение является достаточно неразработанным и неясным. По сути, оно привязывает понятие вины к несовершению юридическим лицом действий, что является не субъективной, а объективной стороной правонарушения. С другой стороны, вопрос о понятии вины в российском праве (и не только) традиционно связывается с психическим отношением лица к своим действиям (бездействию). В связи с этим весьма трудно дать оценку вопроса вины как необходимого элемента правонарушения банка, предусмотренного ст. 74 Закона.

На практике суды не ставят вопрос о виновности банка в случае его привлечения к ответственности. Рассматривается лишь факт несоблюдения банком требований действующего законодательства, серьезность нарушения и его последствия. Вместе с тем вопрос о вине как необходимом элементе правонарушения должен быть однозначно решен законодателем.

Объективная сторона выражается в виде неправомерного действия или бездействия банка, которое сводится к одному из следующих деяний:
— нарушение кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ;
— непредставление информации;
— представление неполной или недостоверной информации;
— неисполнение в установленный ЦБ РФ срок предписаний ЦБ РФ об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации.

Понятие каждого из указанных деяний не конкретизировано в Законе, а устойчивой судебной практики, позволяющей их правильно истолковать, пока нет. Особенно неконкретно сформулировано первое из указанных выше неправомерных деяний — нарушение кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ. В связи с этим в практике возникает вопрос: относится ли к таким нарушениям, например, несоблюдение кредитной организацией требований техники безопасности труда работников банка или норм градостроительного законодательства при строительстве здания дополнительного офиса или филиала банка и т.д. (формально такие действия подпадают под понятие нарушения законодательства, указанное в ч. 1 ст. 74 Закона)? Представляется, что ответ должен быть отрицательным по следующим причинам.

Далее, надзор за соблюдением банком норм иных отраслей права осуществляют другие компетентные государственные органы, которые управомочены применять санкции, предусмотренные соответствующими нормативными актами (например, КоАП РФ). Если компетенция ЦБ РФ распространялась бы на такого рода операции, сложилась бы абсурдная ситуация, при которой ЦБ РФ присваивал бы полномочия этих органов и банк мог бы быть привлечен дважды к ответственности за одно правонарушение (согласно ст. 74 Закона и соответствующей статье КоАП РФ или иного нормативного акта), что недопустимо.

В связи с этим следует, по нашему мнению, сделать вывод о том, что под объективной стороной правонарушения, влекущего ответственность в виде штрафа по ст. 74 Закона и указанного в ч. 1 ст. 74 Закона, понимается нарушение требований банковского законодательства.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что Инструкция N 59 и Закон в некоторых случаях максимально конкретно устанавливают объективную сторону конкретных видов правонарушений, за которые к банку может быть применена санкция в виде штрафа. Примером могут служить штрафы, применяемые к кредитной организации за нарушение требований по регистрации, лицензированию и расширению деятельности, основания для применения которых указаны в п. 1.17.16 Инструкции N 59.

Таким образом, основанием для применения к банку штрафа согласно ст. 74 Закона является совершение им неправомерного деяния, содержащего рассмотренные выше элементы состава правонарушения. В связи с этим попытки ЦБ РФ привлечь банк к ответственности при отсутствии элементов состава правонарушения должны быть отклонены судом.

Порядок применения штрафов по ст. 74 Закона

Исходя из требований Закона и Инструкции N 59 банкам следует учитывать следующие наиболее важные аспекты применения к ним санкции в виде штрафа, установленного Законом.

Условия применения штрафа как вида санкции

Следует обратить внимание на следующие основные условия применения штрафа как санкции банку при совершении им правонарушения, предусмотренного ст. 74 Закона.

Прежде всего, согласно п. 1.17.2 Инструкции N 59 при применении штрафов территориальное учреждение Банка России должно принимать во внимание как требуемое воздействие штрафа на уровень организации деятельности кредитной организации, так и его возможное отрицательное влияние на ее финансовое состояние.

Согласно п. 1.13 Инструкции N 59 штраф применяется в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений и применение одних только предупредительных мер воздействия, предусмотренных п. 1.9 Инструкции N 59, не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Наконец, взыскание штрафа с кредитной организации не производится при наличии у нее на момент возникновения нарушения отрицательного капитала. В этом случае к кредитной организации применяются другие меры воздействия, предусмотренные ст. 74 Закона.

Нарушение указанных условий применения штрафов может служить основанием для отказа кредитной организации исполнить предписание ЦБ РФ о его уплате и должно быть основанием для отказа суда удовлетворить иск ЦБ РФ о взыскании штрафа с кредитной организации.

Размер штрафа, применяемого к банку, зависит от вида допущенного им нарушения.

В случае совершения банком одного из нарушений, указанных в ч. 1 ст. 74 Закона (нарушение кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации), ЦБ РФ вправе взыскать с банка штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала (далее — МРУК).

В случае совершения нарушений, указанных в ч. 2 ст. 74 Закона (неисполнение в установленный ЦБ РФ срок предписаний ЦБ РФ об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ РФ вправе взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% МРУК.

Кредитным организациям необходимо учитывать, что законодательство подчас строго регламентирует пределы размера штрафа в зависимости от тяжести нарушения и его повторности. Например, размер штрафа за нарушение требований по предоставлению и публикации отчетности и предоставлению аудиторских заключений согласно п. 1.25.3 Инструкции N 59 зависит от количества дней нарушения сроков представления отчетности и/или ее опубликования в открытой печати, представления аудиторского заключения; количества случаев нарушения сроков представления указанных документов; а также наличия фактов одновременного нарушения сроков представления отчетности и/или ее опубликования в открытой печати и сроков представления аудиторского заключения.

Например, штраф за нарушение сроков предоставления отчетности составляет: при однократном нарушении кредитной организацией в течение последних 12 месяцев сроков представления отчетности — 0,05% МРУК, а при 2-кратном нарушении сроков — от 0,05 до 0,1% МРУК.

Таким образом, в случае направления ЦБ РФ предписаний об уплате штрафов и предъявлении исков следует обратить внимание на правильность определения размера штрафа. Если штраф указан в большем размере, кредитная организация вправе отказаться его уплатить и может успешно оспаривать размер штрафа после обращения ЦБ РФ с иском о его взыскании в арбитражный суд.

Порядок оформления и наложения штрафа

Наложение штрафа оформляется предписанием ЦБ РФ, в котором указываются срок для добровольной уплаты штрафа (не более 1 месяца) и основания для его взыскания (т.е. совершенное банком правонарушение, за которое ст. 74 Закона установлена ответственность в виде штрафа).

Согласно п. 1.17.4 Инструкции N 59 в случае отказа либо уклонения кредитной организацией от исполнения требования об уплате штрафа его взыскание может осуществляться в судебном порядке. ЦБ РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафа не позднее 6 месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения, указанного в ст. 74 Закона и служащего основанием для наложения штрафа.

Статья написана по материалам сайтов: femc.fas.gov.ru, www.arbitr.ru, www.lawmix.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector