+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 18.5 КоАП РФ. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету..

Новая редакция Ст. 18.5 КоАП РФ

Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Содержание

Комментарий к Статье 18.5 КоАП РФ

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается по внешней границе территориального моря РФ (п. 2 ст. 5 Закона РФ О Государственной границе Российской Федерации»).

Заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, осуществляемый в силу чрезвычайных обстоятельств, не является нарушением правил пересечения Государственной границы (ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»). Перечень таких чрезвычайных обстоятельств определен ст. 9 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Под проходом через территориальное море понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод; пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения (Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения, районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства (ст. 15 Воздушного кодекса РФ).

Воздушным судам при следовании от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу РФ и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство РФ запрещаются посадка и вылет в аэропортах и на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов, а также залет в запретные для полетов районы (ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).

Вынужденный влет в воздушное пространство РФ, осуществляемый в силу несчастного случая, аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного воздушного судна, доставки спасенных людей, а также оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ.

Пересечение Государственной границы РФ воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по специально выделенным воздушным коридорам пролета, которыми являются:

— при выполнении международных полетов по воздушной трассе и местной воздушной линии — место пересечения участка воздушной трассы и местной воздушной линии с линией Государственной границы РФ;

— при выполнении постоянных международных полетов вне воздушных трасс и местных воздушных линий — место пересечения участка маршрута полета с линией Государственной границы РФ.

Воздушные суда, которые пересекли Государственную границу РФ с нарушением установленных правил, признаются нарушителями Государственной границы. В таком случае Войска противовоздушной обороны принимают меры по опознаванию и установлению связи с экипажами воздушных судов — нарушителей для передачи им указаний на дальнейшие действия. При отсутствии радиосвязи с воздушным судном — нарушителем принимают меры по установлению с ним визуальной связи. Оружие и боевая техника применяются только после ясно выраженного предупреждения о намерении их применить в отношении судна-нарушителя, экипаж которого после получении радиокоманд или визуальных сигналов отказывается им подчиниться.

Другой комментарий к Ст. 18.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения являются правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

2. Правовое регулирование вопросов мирного прохода через территориальное море РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ст.11-13).

Проход через территориальное море является мирным, если им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность России.

Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда (далее — иностранные суда) пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с указанным Федеральным законом, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Названные иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, должны соблюдать законодательство РФ и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении:

безопасности судоходства и регулирования движения судов, включая пользование морскими коридорами и схемами разделения движения;

защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;

защиты подводных кабелей и трубопроводов;

сохранения живых ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных законов и правил РФ;

сохранения окружающей среды и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения;

морских научных исследований и гидрографических съемок;

предотвращения нарушения пограничных, таможенных, налоговых (фискальных), санитарных, иммиграционных, ветеринарных, фитосанитарных, навигационных и других правил, установленных российским законодательством.

Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Иностранные суда с ядерными двигателями, а также иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, во время прохода через территориальное море должны иметь на борту необходимые документы, соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными договорами РФ, и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разделения движения в территориальном море.

3. Для осуществления транзитных пролетов через воздушное пространство РФ установлен разрешительный порядок. Компетенция федеральных органов исполнительной власти по выдаче таких разрешений определена в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г.

Воздушные суда при транзитном пролете через воздушное пространство РФ должны соблюдать запреты и ограничения, определенные в ст.9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации».

4. Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия:

нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ. Как следует из ст.11 Федерального закона о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, проход через территориальное море иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность РФ, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности;

Это интересно:  Статья 244.18 ГПК РФ. Срок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции по заявлению о возвращении ребенка..

угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

любые маневры или учения с оружием любого вида;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности РФ;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность РФ;

подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;

подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого военного устройства;

погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законодательством РФ;

любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства РФ и нормам международного права;

любая рыбопромысловая деятельность;

проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок РФ;

любая другая деятельность, не имеющая прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

Основываясь на положениях ст.9 Закона о госгранице, к таким правоправным действиям можно, в частности, отнести:

посадку в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов;

залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.

5. Субъектами правонарушения являются только юридические лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

6. Субъективная сторона характеризуется виной, которая для юридических лиц определяется по правилам ч.2 ст.2.1.

Статья 18.5 КоАП РФ. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

Текущая редакция ст. 18.5 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 18.5 КоАП РФ

2. Пересечение Государственной границы РФ невоенными, военными и воздушными судами осуществляется на путях международного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ.

3. Невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу РФ на море, реках, озерах и иных водоемах также с соблюдением правил, установленных Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации, федеральными законами. Иностранные невоенные суда и военные корабли в территориальном море РФ пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров и законодательства РФ.

4. Воздушные суда пересекают Государственную границу РФ по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, установленных Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Воздушным судам при следовании от госграницы до пунктов пропуска через госграницу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство РФ запрещается посадка в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов, вылет с неоткрытых аэропортов, аэродромов, другие действия, запрещенные законодательством РФ, международными договорами РФ.

5. Не являются нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, вынужденный заход иностранных невоенных судов и военных кораблей на территорию Российской Федерации, а также вынужденный, несанкционированный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, транзитный пролет, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, буксировки поврежденных судов (кораблей), доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам и т.п.

6. Объектом посягательства административных правонарушений являются неприкосновенность Государственной границы РФ, установленный порядок управления в виде правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ, интересы национальной безопасности.

7. Объективная сторона характеризуется нарушением, несоблюдением установленных правил. Для квалификации правонарушения необходимо обратиться к соответствующим правовым актам, регулирующим мирный проход судов через территориальное море РФ и транзитный пролет через воздушное пространство РФ.

8. Субъективная сторона характеризуется как умышленной виной, так и неосторожностью.

9. Субъектами правонарушений являются юридические лица.

10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица пограничных органов (ст. 23.10).

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 18.5 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 18.5 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 18.5 КоАП РФ. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации (действующая редакция)

Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 18.5 КоАП РФ

1. Согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается по внешней границе территориального моря РФ.

Не является нарушением правил пересечения Государственной границы заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, осуществляемый в силу чрезвычайных обстоятельств, определенных ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Чрезвычайные обстоятельства, в силу которых допускается вынужденный заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты РФ, определены также ст. 9 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

О статусе территориального моря см. п. 2 комментария к ст. 18.3.

2. Согласно Федеральному закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» под проходом через территориальное море понимается плавание через территориальное море с целью:

— пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод;

— пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения.

Проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Это интересно:  Статья 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

3. Согласно ст. 15 Воздушного кодекса РФ структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и т.п.), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и т.п.), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.

4. Предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы РФ в воздушном пространстве РФ является приоритетным направлением государственного регулирования воздушного пространства.

Общие требования, предъявляемые к воздушному судну, осуществляющему международный полет (полет в воздушном пространстве более чем одного государства) в воздушном пространстве РФ, определены ст. 79 Воздушного кодекса РФ. Указанными требованиями, в частности, предусмотрено обязательное оповещение эксплуатантами воздушного пространства, осуществляющими международные полеты, Министерства транспорта РФ об опознавательных знаках воздушных судов иностранных государств. Указанные сведения должны быть переданы Минтрансу России до начала выполнения международного полета.

5. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» воздушным судам при следовании от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу РФ и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство РФ запрещаются:

а) посадка в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов;

б) вылет из аэропортов, с аэродромов РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из РФ, а также их посадка после влета в РФ могут производиться в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых для международных полетов, только по разрешениям Минтранса России или Минобороны России, согласованным с ФСБ, ГТК России и Минздравом России;

в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения;

г) другие действия, запрещенные законодательством РФ, международными договорами РФ.

Не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденный влет в воздушное пространство РФ, осуществляемый в силу следующих обстоятельств:

— аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного воздушного судна;

— доставки спасенных людей;

— оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

Командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы в воздушном пространстве РФ обязан немедленно сообщить об этом администрации соответствующего российского органа единой системы организации воздушного движения, которая оповещает о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и пограничные войска и Вооруженные Силы РФ, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира воздушного судна РФ, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

6. Согласно п. 31 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, пересечение Государственной границы РФ воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по специально выделенным воздушным коридорам пролета.

При выполнении международных полетов по воздушной трассе и местной воздушной линии, открытых для международных полетов, специально выделенным воздушным коридором пролета Государственной границы РФ является место пересечения участка воздушной трассы и местной воздушной линии с линией Государственной границы РФ.

При выполнении постоянных международных полетов вне воздушных трасс и местных воздушных линий, открытых для международных полетов, специально выделенным воздушным коридором пролета Государственной границы РФ является место пересечения участка маршрута полета с линией Государственной границы РФ.

При выполнении разовых международных полетов вне специально выделенных коридоров пересечение Государственной границы РФ осуществляется с разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил РФ на основании решения Правительства РФ, кроме случаев, указанных в п. 87 вышеназванных Федеральных правил.

Разрешение воздушным судам государственной авиации на влет в воздушное пространство над открытым морем с пересечением Государственной границы РФ дает главный штаб ВВС, а при вылетах с аэродромов (посадочных площадок) приморских военных округов — штабы объединений ВВС и ПВО.

7. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. N 977 «О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве» воздушные суда, пересекшие (пересекающие) Государственную границу РФ с нарушением установленных правил, признаются нарушителями Государственной границы и в отношении этих воздушных судов Войска противовоздушной обороны и другие привлекаемые для охраны Государственной границы в воздушном пространстве виды Вооруженных Сил принимают меры по опознаванию и установлению связи с экипажами воздушных судов — нарушителей для передачи им указаний на дальнейшие действия.

При отсутствии радиосвязи с воздушным судном — нарушителем экипажи поднятых истребителей, других самолетов и вертолетов принимают меры по установлению с ним визуальной связи. В этих целях экипажу судна-нарушителя истребителями подаются соответствующие сигналы с дистанции, позволяющей их увидеть.

Оружие и боевая техника Войск противовоздушной обороны, других видов Вооруженных Сил, привлекаемых для охраны Государственной границы РФ в воздушном пространстве, и пограничных войск применяются после ясно выраженного предупреждения о намерении их применить в отношении судна-нарушителя, экипаж которого по получении радиокоманд или визуальных сигналов отказывается им подчиниться.

Экипажи истребителей перед применением оружия на поражение предупреждают об этом экипаж судна-нарушителя подачей радио- и визуальных сигналов, а имеющие стрелково-пушечное вооружение — путем ведения предупредительного огня.

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанными в ч. 2 ст. 23.10 (см. комментарий к данной статье).

Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 18.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом состава административного правонарушения, закрепленного в комментируемой статье, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением мирного прохода через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ. В соответствии со ст. 11 Закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации.

Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

— угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

— любые маневры или учения с оружием любого вида;

— любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;

— любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;

— подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

— подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

— погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами РФ;

Это интересно:  Статья 1430 ГК РФ. Служебное селекционное достижение

— любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства РФ и нормам международного права;

— любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

— проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

— любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;

— любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся в нарушении правил мирного прохода через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

2. Субъектом состава данного административного правонарушения являются исключительно юридические лица, причем как российские, так и иностранные.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Другой комментарий к статье 18.5 КоАП РФ

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается по внешней границе территориального моря РФ (п. 2 ст. 5 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).

Заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, осуществляемый в силу чрезвычайных обстоятельств, не является нарушением правил пересечения Государственной границы (ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»). Перечень таких чрезвычайных обстоятельств определен ст. 9 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Под проходом через территориальное море понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод; пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения (Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения, районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства (ст. 15 Воздушного кодекса РФ).

Воздушным судам при следовании от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу РФ и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство РФ запрещаются посадка и вылет в аэропортах и на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов, а также залет в запретные для полетов районы (ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).

Вынужденный влет в воздушное пространство РФ, осуществляемый в силу несчастного случая, аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного воздушного судна, доставки спасенных людей, а также оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ.

Пересечение Государственной границы РФ воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по специально выделенным воздушным коридорам пролета, которыми являются:

— при выполнении международных полетов по воздушной трассе и местной воздушной линии — место пересечения участка воздушной трассы и местной воздушной линии с линией Государственной границы РФ;

— при выполнении постоянных международных полетов вне воздушных трасс и местных воздушных линий — место пересечения участка маршрута полета с линией Государственной границы РФ.

Воздушные суда, которые пересекли Государственную границу РФ с нарушением установленных правил, признаются нарушителями Государственной границы. В таком случае Войска противовоздушной обороны принимают меры по опознаванию и установлению связи с экипажами воздушных судов — нарушителей для передачи им указаний на дальнейшие действия. При отсутствии радиосвязи с воздушным судном — нарушителем принимают меры по установлению с ним визуальной связи. Оружие и боевая техника применяются только после ясно выраженного предупреждения о намерении их применить в отношении судна-нарушителя, экипаж которого после получении радиокоманд или визуальных сигналов отказывается им подчиниться.

Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 18.5 КОАП РФ

1. Объектом состава административного правонарушения, закрепленного в комментируемой статье, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением мирного прохода через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ. В соответствии со ст. 11 Закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации.

Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

— угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

— любые маневры или учения с оружием любого вида;

— любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;

— любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;

— подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

— подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

— погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами РФ;

— любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства РФ и нормам международного права;

— любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

— проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

— любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;

— любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся в нарушении правил мирного прохода через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

2. Субъектом состава данного административного правонарушения являются исключительно юридические лица, причем как российские, так и иностранные.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, okoaprf.ru, www.zakonrf.info, koaprf24.ru, www.gk-rf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector