+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 290 КАС РФ. Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций

Общие положения

Как указал КС РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Правоотношения по уплате обязательных платежей основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых — уполномоченному органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой — плательщику — обязанность повиновения. Требование государственного органа и обязательство по уплате обязательного платежа следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером обязательного платежа, государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения обязательного платежа, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер обязательств. Вследствие этого споры по данной категории дел находятся в рамках публичного, а не гражданского права.

Предполагается, что публичные обязанности исполняются добровольно и самостоятельно. В силу тех или иных причин такая обязанность может быть не исполнена в полном объеме и в установленный срок. В этом случае исполнение публичных обязанностей, к которым также относится полная и своевременная уплата налогов и других обязательных платежей, обеспечивается действиями административных органов, применением ответственности. Взыскание обязательного платежа не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Еще одним способом понуждения к выполнению обязанности по уплате обязательных платежей является взыскание этих платежей с гражданина или юридического лица по решению суда. Такой способ дает возможность судебного контроля за соблюдением прав граждан, организаций в этих правоотношениях.

К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды, уплачиваемые в порядке и на условиях, которые определены законодательством Российской Федерации.

В качестве примеров обязательных платежей можно назвать:

— страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование;

— обязательные страховые взносы страхователей на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— таможенные платежи, предусмотренные ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза.

К обязательным платежам можно отнести и другие платежи, подлежащие уплате в силу закона за использование тех или иных общегосударственных ресурсов (например, плата за радиочастотный спектр, за негативное воздействие на окружающую среду и др.).

Подведомственность и подсудность административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Как уже отмечалось, административные органы обладают большими возможностями по получению с плательщика обязательного платежа. Вместе с тем в современном законодательстве названы случаи, при которых органы, наделенные функцией контроля за уплатой обязательных платежей, вправе взыскать задолженность по обязательным платежам, санкциям, пеням в судебном порядке.

В частности, такое правило в отношении задолженности физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст. 48 НК в части налогов, сборов, пеней этого физического лица. В отношении организаций, индивидуальных предпринимателей такой судебный порядок взыскания предусмотрен п. 2 ст. 45, ст. 47 НК, ст. 150 Федерального закона О таможенном регулировании в Российской Федерации». Аналогичные правила предусмотрены для взыскания недоимки в случае неуплаты или неполной уплаты различных страховых взносов и других платежей. Во всех случаях судебный порядок допустим, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Рассмотрение таких категорий дел в суде первой инстанции осуществляется:

— районными, гарнизонными судами — по требованиям к гражданам, организациям (до введения в действие КАС данные споры рассматривали и мировые судьи через процедуру приказного производства. В настоящее время в законодательном порядке рассматривается вопрос о введении приказного производства мировых судей по данной категории дел. При принятии изменений в КАС мировые судьи будут наделены компетенцией по рассмотрению этих дел);

— арбитражными судами субъектов РФ — по требованиям к организациям, индивидуальным предпринимателям в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Особенности возбуждения производства по административному делу об уплате обязательных платежей и санкций

Взыскание обязательных платежей в судебном порядке является мерой, которая применяется после реализации административным органом своих полномочий по взысканию платежа во внесудебном порядке (ст. 104 НК) или если отсутствует иной порядок. Помимо недоимки в судебном порядке взыскиваются пени и санкции.

Административное исковое заявление о взыскании с физических лиц обязательных платежей подается в суд, если:

  • не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке;
  • пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

По заявлению о взыскании обязательных платежей с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей взыскание производится, в частности:

  • с лицевых счетов организаций, если сумма недоимки превышает 5 млн. руб.;
  • с некоторых видов организаций, если недоимка по акту налоговой проверки числится более трех месяцев;
  • с организаций или индивидуальных предпринимателей, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
  • с организаций и индивидуальных предпринимателей, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • если не реализована процедура взыскания налога (сбора), взноса за счет имущества плательщика — организации или индивидуального предпринимателя;
  • в других предусмотренных законом случаях (ст. 45 — 48 НК).

Во всех случаях для обращения в суд требуется факт неисполнения требования заявителя об уплате задолженности в добровольном порядке или факт пропуска указанного в требовании срока уплаты.

Заявление подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации.

Правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательного платежа, пени обладают только те государственные органы, органы местного самоуправления, которые наделены федеральным законом функцией контроля за уплатой обязательных платежей. В частности, к таким органам относятся налоговые и таможенные органы, органы Пенсионного фонда РФ, Фонд социального страхования РФ, надзорные органы.

По данной категории дел установлен общий сокращенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением. В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. При этом в силу п. 1 ст. 48 НК налоговый (таможенный) орган в этот срок вправе подать заявление в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 тыс. руб.. В отношении взыскания с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей этот срок применим к тем обязательным платежам, по которым не установлены иные порядок и сроки взыскания.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 тыс. руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 тыс. руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 тыс. руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В случае если налоговым органом не реализована процедура взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя, п. 1 ст. 47 НК предусмотрен двухлетний срок для обращения в суд, который исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Законодателем могут быть предусмотрены и иные специальные сроки для обращения в суд контрольными органами.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Факт пропуска срока или отказ в его восстановлении служит основанием для отказа в удовлетворении заявления. Во всяком случае, обстоятельства пропуска срока подлежат выяснению судом. Данное правило применимо и для заявлений, направленных в арбитражный суд (ст. 214 АПК).

Статья 287 КАС, ст. 214 АПК устанавливают требования к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций. Такое заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 125 КАС, ст. 125 АПК и подписано руководителем (заместителем руководителя) контрольного органа, от имени которого подано заявление.

Помимо общих требований в административном исковом заявлении по данной категории дел должны быть указаны:

  1. сведения, предусмотренные п. 1 — 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 КАС, ст. 125 АПК;
  2. наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;
  3. положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;
  4. сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке, о действиях по взысканию обязательного платежа;
  5. размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.

К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС, ст. 126 АПК.

Судья возвращает заявление в случаях, предусмотренных ст. 129 КАС, ст. 129 АПК; оставляет заявление без рассмотрения в случаях, указанных в ст. 196 КАС, ст. 148 АПК; оставляет заявление без движения по правилам ст. 130 КАС, ст. 128 АПК.

Соответствующее требованиям по форме и содержанию административное исковое заявление принимается судьей к производству, о чем выносится определение.

По заявлению истца суд может принять меры предварительной защиты в порядке, предусмотренном гл. 7 КАС, либо обеспечительные меры в порядке, установленном гл. 8 АПК. Суд вправе наложить арест на имущество ответчика в размере, не превышающем объема заявленных требований.

Это интересно:  Статья 670 ГК РФ. Ответственность продавца

Являются нередкими случаи, когда в рамках дел данной категории заявляются и рассматриваются встречные требования о признании недействительным решения административного органа о взыскании обязательного платежа, пени, санкции.

Особенности рассмотрения административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций

Административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом по общим правилам административного искового производства, предусмотренным КАС, с особенностями, установленными в гл. 32 КАС, гл. 26 АПК.

Дела рассматриваются судьей единолично в срок не более трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления, включая время на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения (ст. 289 КАС, ст. 215 АПК).

В порядке подготовки к судебному разбирательству суд определяет круг лиц, участвующих в деле, обстоятельства, необходимые для разрешения спора, нормативные правовые акты, подлежащие применению. Суд принимает меры к примирению сторон (ст. 137 КАС, гл. 15 АПК).

Извещение сторон производится судом в порядке, предусмотренном гл. 9 КАС, гл. 12 АПК.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС).

Помимо изложенного суду необходимо проверить процедуру действий контрольного органа по взысканию платежа, санкций, срок давности и другие обстоятельства при взыскании санкций.

Следует уделить особое внимание распределению бремени доказывания. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Вместе с тем административный ответчик не освобождается от доказывания обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии обязанности по уплате обязательного платежа.

При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.

В процессе судебного разбирательства рассмотрение дел может быть приостановлено (гл. 16 КАС, гл. 17 АПК), отложено (ст. 152 КАС, ст. 158 АПК).

Рассмотрение дела по существу оканчивается принятием определения о прекращении производства по делу (гл. 17 КАС, гл. 18 АПК), об оставлении заявления без рассмотрения (гл. 18 КАС, гл. 17 АПК) или принятием решения по существу спора.

Особенности судебного решения по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций

Решение суда по данной категории споров должно соответствовать требованиям, установленным в ст. 290 и гл. 15 КАС или гл. 20, ст. 216 АПК.

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны в соответствии с ч. 2 ст. 290 КАС, ст. 216 АПК:

  1. фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; наименование организации, сведения о ее государственной регистрации, местонахождении; ИНН;
  2. общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности, пени и санкций;
  3. указание на распределение судебных расходов.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном, кассационном и надзорном порядке по правилам, предусмотренным разд. VII КАС и разд. VI АПК.

Упрощенное производство производится по делам этой категории по правилам гл. 33 КАС, гл. 29 АПК.

Решения по данной категории дел исполняются согласно общим правилам.

Статья 290 КАС РФ. Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций.

1. Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства;

2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

48. Апелляционное производство в административном судопроизводстве, его характеристика. Право апелляционного обжалования и порядок его осуществления. Пределы и порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Права суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления.

1. Лиц, участвующих в деле: истца; ответчика; третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора; третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора; прокурора (если он лично участвовал в рассмотрение дела)

2. Лиц, которые хотя и не были привлечены к участию в деле, но вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом. Основанием для возбуждения апелляционного производства являетсяапелляционная жалоба. Правом на подачу апелляционной жалобы обладают стороны и другие лица, участвующие в деле, чьи права были разрешены судом, но они не были привлечены к участию в деле. На решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Необходимо учитывать, что жалоба или представление подаются в соответствующий районный суд через мирового судью, который рассматривал и разрешал дело по существу. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ (ч.2 ст. 321 ГПК РФ). Согласно ст. 322 ГПК РФ апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;

3) указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда «неправильным»

5)перечень прилагаемых к жалобе документов.

Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в соответствии с п.9 ч.1 Налогового кодекса составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Апелляционная жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. Апелляционная жалоба может быть оставлена без движения и возвращена по общим основаниям, пре Апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

1) районным судом — на решения мировых судей; 2) верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов; 3) Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;

4) Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции (ст.320.1 ГПК РФ). предусмотренным ст.ст. 323, 324 ГПК РФ.

Рассмотрение дел судом апелляционной инстанции. Полномочия суда апелляционной инстанции.

Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции

1. Суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке. Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой. Дела в судах апелляционной инстанции, за исключением районных судов, рассматриваются коллегиально. 2. Заседание суда апелляционной инстанции открывает судья-председательствующий, который объявляет, какое рассматривается дело, по чьим апелляционным жалобе, представлению оно подлежит рассмотрению и на решение какого суда поданы эти жалоба, представление, выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, их представителей явился, устанавливает личность явившихся, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей и разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности. Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции коллегиально начинается с доклада судьи-председательствующего или одного из судей. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалобы, представления и поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, а также сообщает иные данные, которые суду необходимо рассмотреть для проверки решения суда первой инстанции. 3. После доклада суд апелляционной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено апелляционное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает истец. После объяснений лица, подавшего апелляционную жалобу, или прокурора, если им принесено апелляционное представление, и других лиц, участвующих в деле, их представителей суд апелляционной инстанции при наличии соответствующих ходатайств оглашает имеющиеся в деле доказательства, после чего переходит к исследованию новых принятых судом доказательств. 4. По окончании выяснения обстоятельств дела и исследования доказательств суд апелляционной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в судебных прениях в той же последовательности, в какой они давали объяснения. 5. В ходе каждого судебного заседания суда апелляционной инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протокол по правилам, предусмотренным главой 21 настоящего Кодекса. 6. В суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.

Рассмотрение дела проходит следующие стадии:

1. Подготовку апелляционной жалобы, представления к рассмотрению;

2. Рассмотрение апелляционной жалобы, представления по существу;

3. Вынесение и оглашение апелляционного определения.

При рассмотрении разрешении дела в суде апелляционной инстанции суд правомочен (ст. 328 ГПК РФ):

1) оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление – без удовлетворения; 2) изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение; 3) отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения. Моментом вступления решения суда апелляционной инстанции считается день вынесения судебного решения.

Основаниями отмены или изменения решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 330 ГПК РФ являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

2. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.

Основаниями обязательной отмены решения суда являются:

1) рассмотрение дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Сущность и значение стадии кассации в административном судопроизводстве. Право кассационного обжалования и порядок его осуществления. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дел по кассационной жалобе (представлению). Основания для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.

Это интересно:  Статья 34.2 Основ. Содержание единой информационной системы нотариата

Кассация — это способ проверки судебных актов, вступивших в законную силу, на предмет устранения ошибок, связанных с неправильным применением норм материального или процессуального права. Кассация носит контрольный характер. В процессуальной теории принято различать проверочные и контрольные способы устранения судебной ошибки. Отличительной чертой проверочных способов является то, что проверка правильности акта правосудия осуществляется посредством вторичного рассмотрения дела (перерешения). Для контрольных способов характерно осуществление контроля вышестоящего суда за деятельностью нижестоящих судов, при котором наличие или отсутствие судебной ошибки устанавливается посредством проверки решения на соответствие его определенным критериям правильности без перерешения. Таким образом, в отличие от апелляционного суда, который заново рассматривает дело с целью исправления судебной ошибки, суд кассационной инстанции проверяет решение на предмет соответствия его действующему законодательству. Функция кассационной проверки судебных актов лежит в основе выделения самостоятельного процессуального правоприменительного цикла административного судопроизводства — кассационного производства, которое включает в себя стадии возбуждения, подготовки к рассмотрению кассационных жалобы, представления и рассмотрения жалобы, представления в судебном заседании суда кассационной инстанции и заканчивается вынесением итогового правоприменительного акта — постановления (если кассационная жалоба рассматривалась президиумом суда субъекта РФ) или определения (если кассационная жалоба рассматривалась Судебной коллегией по административным делам или Судебной коллегией по делам военнослужащих ВС РФ). Далее будут подробно рассмотрены первая и третья стадии кассационного производства, которые характеризуются существенными процедурными особенностями. Что касается стадии подготовки кассационных жалобы, представления к рассмотрению в судебном заседании суда кассационной инстанции, то она носит преимущественно организационный характер и поэтому процессуальным законом, в отличие от аналогичной стадии производства в суде первой инстанции, практически не регламентируется.

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.

2. Судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

3. Срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом кассационной инстанции только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

4. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 настоящего Кодекса.

5. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или о его восстановлении.

6. В случае, если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор, с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

2. Кассационные жалоба, представление подаются:

1) на вступившие в законную силу судебные приказы, определения мировых судей, решения и определения районных судов, на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 103-ФЗ)

2) на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, в том числе когда суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции, но привел новые мотивы в обоснование принятого судом первой инстанции решения, с которыми заявитель не согласен; на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов — в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

4) на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные акты были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов, на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов — в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

3. Кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. В суде кассационной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца, если административное дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если административное дело было истребовано, не считая времени со дня истребования административного дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

2. В Верховном Суде Российской Федерации кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев, если административное дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если административное дело было истребовано, не считая времени со дня истребования административного дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель в случае истребования административного дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

4. В период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования кассационные жалоба, представление по делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются в течение пяти дней.

1) в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо судьей данного суда;

2) в Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации — судьей Верховного Суда Российской Федерации.

2. Судьи, указанные в настоящей статье, изучают кассационные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного административного дела. В случае истребования административного дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационных жалобе, представлении или ином ходатайстве.

3. По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:

1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;

2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

5. Поданные в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации или в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации кассационные жалоба, представление на судебные акты, указанные в пунктах 3 и 4 части 2 статьи 319 настоящего Кодекса, с административным делом в случае передачи их для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции направляются соответственно в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации или в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 290 КАС РФ. Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций.

1. Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства;

2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

48. Апелляционное производство в административном судопроизводстве, его характеристика. Право апелляционного обжалования и порядок его осуществления. Пределы и порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Права суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления.

1. Лиц, участвующих в деле: истца; ответчика; третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора; третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора; прокурора (если он лично участвовал в рассмотрение дела)

2. Лиц, которые хотя и не были привлечены к участию в деле, но вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом. Основанием для возбуждения апелляционного производства являетсяапелляционная жалоба. Правом на подачу апелляционной жалобы обладают стороны и другие лица, участвующие в деле, чьи права были разрешены судом, но они не были привлечены к участию в деле. На решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Необходимо учитывать, что жалоба или представление подаются в соответствующий районный суд через мирового судью, который рассматривал и разрешал дело по существу. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ (ч.2 ст. 321 ГПК РФ). Согласно ст. 322 ГПК РФ апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

Это интересно:  Статья 1539 ГК РФ. Исключительное право на коммерческое обозначение

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;

3) указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда «неправильным»

5)перечень прилагаемых к жалобе документов.

Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в соответствии с п.9 ч.1 Налогового кодекса составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Апелляционная жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. Апелляционная жалоба может быть оставлена без движения и возвращена по общим основаниям, пре Апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

1) районным судом — на решения мировых судей; 2) верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов; 3) Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;

4) Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции (ст.320.1 ГПК РФ). предусмотренным ст.ст. 323, 324 ГПК РФ.

Рассмотрение дел судом апелляционной инстанции. Полномочия суда апелляционной инстанции.

Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции

1. Суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке. Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой. Дела в судах апелляционной инстанции, за исключением районных судов, рассматриваются коллегиально. 2. Заседание суда апелляционной инстанции открывает судья-председательствующий, который объявляет, какое рассматривается дело, по чьим апелляционным жалобе, представлению оно подлежит рассмотрению и на решение какого суда поданы эти жалоба, представление, выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, их представителей явился, устанавливает личность явившихся, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей и разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности. Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции коллегиально начинается с доклада судьи-председательствующего или одного из судей. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалобы, представления и поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, а также сообщает иные данные, которые суду необходимо рассмотреть для проверки решения суда первой инстанции. 3. После доклада суд апелляционной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено апелляционное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает истец. После объяснений лица, подавшего апелляционную жалобу, или прокурора, если им принесено апелляционное представление, и других лиц, участвующих в деле, их представителей суд апелляционной инстанции при наличии соответствующих ходатайств оглашает имеющиеся в деле доказательства, после чего переходит к исследованию новых принятых судом доказательств. 4. По окончании выяснения обстоятельств дела и исследования доказательств суд апелляционной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в судебных прениях в той же последовательности, в какой они давали объяснения. 5. В ходе каждого судебного заседания суда апелляционной инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протокол по правилам, предусмотренным главой 21 настоящего Кодекса. 6. В суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.

Рассмотрение дела проходит следующие стадии:

1. Подготовку апелляционной жалобы, представления к рассмотрению;

2. Рассмотрение апелляционной жалобы, представления по существу;

3. Вынесение и оглашение апелляционного определения.

При рассмотрении разрешении дела в суде апелляционной инстанции суд правомочен (ст. 328 ГПК РФ):

1) оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление – без удовлетворения; 2) изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение; 3) отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения. Моментом вступления решения суда апелляционной инстанции считается день вынесения судебного решения.

Основаниями отмены или изменения решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 330 ГПК РФ являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

2. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.

Основаниями обязательной отмены решения суда являются:

1) рассмотрение дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Рассмотрение административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке упрощенного (письменного) производства (Тетюев С.В.)

Дата размещения статьи: 18.10.2016

Основания для рассмотрения дела в упрощенном порядке

Необходимость оптимизации нагрузки судей требует поиска путей упрощения судопроизводства во всех видах юридического процесса. Как показывает практика, дела о взыскании обязательных платежей и санкций составляют примерно одну треть всех дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции. В связи с этим законодатель (вероятно, прогнозируя существенное увеличение нагрузки судей районных судов и учитывая, что требования в основном являются бесспорными) предусмотрел возможность рассмотрения таких дел в порядке упрощенного (письменного) производства, если общая сумма задолженности не превышает 20 тыс. руб. (п. 3 ст. 291 КАС РФ). Такая возможность не зависит от волеизъявления сторон, поэтому выяснять мнение административного ответчика о рассмотрении дела в упрощенном порядке не требуется.
Если общая сумма задолженности превышает 20 тыс. руб., то возможность рассмотрения дела в упрощенном порядке не исключается, например, в случаях, когда стороны просили рассмотреть дело в их отсутствие (п. 1 ст. 291 КАС РФ) либо при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, не сообщив о причинах неявки и не попросив об отложении судебного разбирательства (ч. 7 ст. 150, п. 4 ст. 291 КАС РФ).
Кроме того, суд также вправе рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства, если ходатайство о рассмотрении дела в таком порядке заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против этого (п. 2 ст. 291 КАС РФ). Следовательно, в этом случае предварительное выяснение мнения ответчика является обязательным (ч. 2 ст. 292 КАС РФ).
Поскольку чаще всего размер задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб., следует более подробно проанализировать процессуальные правила рассмотрения в упрощенном порядке дел, соответствующих условиям пункта 3 ст. 291 КАС РФ.

Подготовка дела к судебному разбирательству

По завершении подготовки дела к судебному разбирательству, на которую отводится, как правило, около трех недель, выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, после чего дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней (ч. 6 ст. 292 КАС РФ). При этом ввиду отсутствия судебного заседания в определении указывается только дата рассмотрения дела, без времени. В определении также необходимо разрешить вопрос о приобщении к делу ходатайства истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, письменных возражений и документов, поступивших от ответчика, и др.

Судебное разбирательство

К упрощенному (письменному) производству должны применяться только те общие правила производства в суде первой инстанции (раздел III КАС РФ), которые соответствуют существу упрощенного производства. К примеру, исследование доказательств в судебном заседании, необходимое для принятия решения (ч. 2 ст. 176 КАС РФ), в упрощенном производстве заменяется единоличным изучением материалов дела судьей в рабочем кабинете.
Статьей 204 КАС РФ предусмотрено, что в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме. Ранее аналогичные правила были свойственны только арбитражному процессу (ч. 1 ст. 155 АПК РФ), однако при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства арбитражными судами протоколирование с использованием средств аудиозаписи не ведется, протокол в письменной форме не составляется (ч. 6 ст. 228 АПК РФ).
Возникает вопрос: нужно ли вести аудиопротоколирование и составлять протокол, если административное дело о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства?
По смыслу положений ст. 140 КАС РФ разбирательство административного дела происходит устно, если оно осуществляется в судебном заседании, о времени и месте которого обязательно извещаются лица, участвующие в деле. При рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства судебное разбирательство административного дела не предполагает проведения судебного заседания. Следовательно, составление письменного протокола и тем более ведение аудиопротоколирования при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства нецелесообразны, поскольку стороны не вызываются и не участвуют, устно мнения не высказывают. В качестве дополнительного аргумента в пользу нашей позиции можно привести положения части 8 ст. 307, части 2 ст. 315 КАС РФ, которые не предусматривают ведение протокола при рассмотрении частных жалоб судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 1 ст. 157 КАС РФ изложенное в письменной форме заявление об отказе от административного иска приобщается к административному делу, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Однако отсутствие протокола в упрощенном производстве не может препятствовать принятию отказа контрольного органа от иска, поступившего в суд в письменном виде до принятия решения, например, в связи с тем, что административный ответчик добровольно оплатил задолженность после получения иска, а также прекращению производства по делу, если отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, а также исходит от представителя истца, обладающего соответствующим правом (ч. 5 ст. 46, п. 5 ч. 2 ст. 56, п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ).
Если дело о взыскании обязательных платежей и санкций, назначенное к рассмотрению по общим правилам административного производства с извещением сторон, рассматривается в итоге в упрощенном порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 7 ст. 150, пунктом 1 ст. 291 КАС РФ, то и в этих случаях протоколирование, по нашему мнению, не является обязательным при вынесении судьей определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в виде отдельного процессуального документа.

Решение суда и его обжалование

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, cyberpedia.su, poisk-ru.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector