+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 35.1 ТК РФ. Участие органов социального партнерства..

В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Комментарий к статье 35.1 Трудового Кодекса РФ

1. Комментируемая статья установила право органов социального партнерства участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Статья нуждается в легальном толковании понятий формирование государственной политики» и «реализация государственной политики».

2. Государственную политику в сфере труда осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Государственная политика оформляется проектами законов и иных нормативных правовых актов, программами социально-экономического развития, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Предметом государственной политики в сфере труда являются социально-трудовые и экономические отношения.

3. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ответственны за качество трудового законодательства и его эффективность, так как они участвуют в законотворческом процессе.

4. Комментируемая статья нуждается в дополнении в виде статьи, устанавливающей процедуру реализации права комиссии на участие в законотворческом процессе. Например, это могла бы быть ст. 35.2 «Порядок разработки и обсуждения проектов правовых актов, программ социально-экономического развития».

Кроме того, для завершения процесса правового регулирования (в настоящее время комментируемая статья в полном объеме его не устанавливает) целесообразно ввести, например, ст. 35.3 «Ответственность органов социального партнерства за нарушение прав граждан при формировании и реализации государственной политики в сфере труда».

5. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. По вопросам социально-трудовых отношений таким правом целесообразно наделить Российскую трехстороннюю комиссию.

6. На каждом уровне управления социально-трудовыми отношениями для повышения эффективности правового регулирования трудовых отношений на период до 2020 г. (для того чтобы достигнуть показателей Стратегической программы развития России, и прежде всего по производительности труда) целесообразно создать наблюдательные советы, которые включали бы кроме членов трехсторонней комиссии представителей правоохранительных органов: прокуратуры, судов, профессионального образования всех уровней.

Статья 35.1 ТК РФ. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда

В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Комментарии к ст. 35.1 ТК РФ

1. Комментируемая статья установила право органов социального партнерства участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Статья нуждается в легальном толковании понятий «формирование государственной политики» и «реализация государственной политики».

2. Государственную политику в сфере труда осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Государственная политика оформляется проектами законов и иных нормативных правовых актов, программами социально-экономического развития, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Предметом государственной политики в сфере труда являются социально-трудовые и экономические отношения.

Это интересно:  Захват чужой собственности статья ук рф

3. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ответственны за качество трудового законодательства и его эффективность, так как они участвуют в законотворческом процессе.

4. Комментируемая статья нуждается в дополнении в виде статьи, устанавливающей процедуру реализации права комиссии на участие в законотворческом процессе. Например, это могла бы быть ст. 35.2 «Порядок разработки и обсуждения проектов правовых актов, программ социально-экономического развития».

Кроме того, для завершения процесса правового регулирования (в настоящее время комментируемая статья в полном объеме его не устанавливает) целесообразно ввести, например, ст. 35.3 «Ответственность органов социального партнерства за нарушение прав граждан при формировании и реализации государственной политики в сфере труда».

5. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. По вопросам социально-трудовых отношений таким правом целесообразно наделить Российскую трехстороннюю комиссию.

6. На каждом уровне управления социально-трудовыми отношениями для повышения эффективности правового регулирования трудовых отношений на период до 2020 г. (для того чтобы достигнуть показателей Стратегической программы развития России, и прежде всего по производительности труда) целесообразно создать наблюдательные советы, которые включали бы кроме членов трехсторонней комиссии представителей правоохранительных органов: прокуратуры, судов, профессионального образования всех уровней.

Статья 35.1 ТК РФ. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда

Ст 35.1 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Комментарий к статье 351 ТК РФ:

1. Статья 35.1 ТК РФ направлена на создание гарантий участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда.

2. Часть 1 ст 35.1 ТК РФ практически закрепляет право комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или (в случае их отсутствия) соответствующих профсоюзов (их объединений) и объединений работодателей на участие в разработке и (или) обсуждении трех видов правовых актов: нормативных правовых актов (в т.ч. законопроектов); программ социально-экономического развития; иных правовых актов.

С этим правом корреспондирует обязанность государственных органов (федеральных и региональных) и органов местного самоуправления обеспечить условия для его реализации.

3. Порядок участия в разработке и обсуждении указанных правовых актов в общих чертах определен ч. 2 и ч. 3 комментируемой статьи. Проекты соответствующих правовых актов направляются в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а при их отсутствии — профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей. Последние принимают решения, отражающие их мнение по поводу представленных проектов, замечания и предложения, и доводят их до сведения органов, разработавших соответствующие проекты.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны рассматривать и учитывать решения органов социального партнерства (или социальных партнеров).

Более детально порядок участия трехсторонних комиссий (профсоюзов и объединений работодателей) в разработке правовых актов должен быть определен федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

4. Процедура реализации права на участие в формировании государственной политики должна разрабатываться применительно к:

  • Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК);
  • региональным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений;
  • территориальным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений;
  • отраслевым (межотраслевым) комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений, действующим на федеральном уровне;
  • отраслевым (межотраслевым) комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений, действующим на региональном уровне;
  • отраслевым (межотраслевым) комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений, действующим на территориальном уровне;
  • объединениям региональных профессиональных союзов, действующим на федеральном уровне;
  • региональным объединениям (ассоциациям) организаций профсоюзов;
  • региональным профессиональным союзам;
  • территориальным организациям профсоюзов;
  • общероссийским отраслевым (межотраслевым) объединениям работодателей;
  • региональным объединениям работодателей;
  • региональным отраслевым объединениям работодателей;
  • территориальным объединениям работодателей;
  • территориальным отраслевым объединениям работодателей.

С учетом того что в соответствии со ст 35 ТК РФ с комментариями правовое положение комиссий, созданных на региональном и территориальном уровнях, определяется законодательством субъектов РФ, федеральным законодательством могут быть предусмотрены лишь общие гарантии, обеспечивающие реализацию ими рассматриваемого права. Детальная процедура их взаимодействия с органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления должна определяться региональным законодательством. Это в полной мере относится и к профсоюзам (их объединениям) и объединениям работодателей, действующим на указанных уровнях.

5. В силу специфики законотворческой деятельности и уровня ее осуществления основным партнером палат Федерального Собрания РФ должна быть РТК. В тех случаях, когда принимаемый в сфере труда или социального развития законопроект является кодифицированным актом или затрагивает интересы работников нескольких отраслей (сфер экономической деятельности), видимо, целесообразно привлечение к его обсуждению не только РТК, но и отраслевых (межотраслевых) комиссий либо соответствующих объединений профсоюзов и работодателей.

Очевидно, взаимодействие на этом уровне должно осуществляться путем предоставления соответствующим комиссиям, профсоюзам и объединениям работодателей информации о готовящихся проектах законов и привлечения их к обсуждениям в виде парламентских слушаний, заседаний профильного комитета и т.п.

Это интересно:  Статья 152 АПК РФ. Срок рассмотрения дела и принятия решения

6. Применяя статью 35.1 ТК РФ, следует учитывать Правительство РФ принимает в силу указания Трудового кодекса ряд нормативных правовых актов с учетом мнения РТК. С этой комиссией оно должно взаимодействовать в ходе подготовки и обсуждения программ социально-экономического развития и постановлений в сфере труда, рассматривая решения Комиссии по конкретным проектам нормативных и иных правовых актов. Что касается отраслевых (межотраслевых) комиссий (в случае их отсутствия — соответствующих объединений профсоюзов и работодателей), то они могут привлекаться к обсуждениям программ социально-экономического развития и постановлений, которые затрагивают интересы работников и работодателей соответствующей отрасли (сферы экономической деятельности).

Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда

В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Комментарий к Ст. 35.1 ТК РФ

1. Настоящая статья является новой в ТК и называет различные формы взаимодействия органов социального партнерства с соответствующими органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления в решении вопросов социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

2. Особо следует отметить обязательность рассмотрения соответствующими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления решений органов социального партнерства по направленным им проектам актов указанных выше органов власти и управления.

Второй комментарий к Статье 35.1 Трудового кодекса

1. Статья 35.1 новая в тексте Трудового кодекса. Она посвящена участию органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда, т.е. по существу определяет их полномочия, которые затем реализуются в разных формах (внесение предложений, рассмотрение проектов документов, разработанных государственными органами и органами местного самоуправления, участие в их обсуждении, включение наиболее существенных положений этих проектов и самих документов в содержание соглашений и др.).

2. В ч. 1 данной статьи названы:

1) цели такого участия — согласование интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

2) органы, которые призваны обеспечить достижение этих целей, — органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ) и органы местного самоуправления;

3) органы социального партнерства, участвующие в этой работе, — комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

4) представители работников и работодателей (в случаях отсутствия соответствующих комиссий) — соответствующего профсоюза (объединения профсоюзов) и объединения работодателей;

5) круг актов, к разработке и обсуждению проектов которых должны быть привлечены органы социального партнерства: а) законодательные акты; б) иные нормативные правовые акты; в) программы социально-экономического развития; г) другие акты органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда;

6) порядок участия органов социального партнерства в этой работе, который устанавливается Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Таким образом законодательно обеспечивается участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда на трех уровнях: федеральном, региональном (субъектов РФ) и территориальном (местного самоуправления).

Очевидно, что и на уровне федеральных округов следует обеспечить участие органов социального партнерства в формировании и регулировании государственной политики в сфере труда — по аналогии с тем, что предусмотрено в ч. 1 ст. 35.1 ТК РФ.

3. Часть 2 ст. 35.1 ТК РФ возлагает на государственные органы и органы местного самоуправления определенные обязанности по обеспечению участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере занятости.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые принимают акты, относящиеся к сфере труда, должны направлять соответствующим комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов), объединениям работодателей): а) проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда; б) документы и материалы, необходимые для их обсуждения.

Отсюда можно сделать вывод, что без рассмотрения проектов указанных актов органами социального партнерства на соответствующем уровне выражения ими мнения по ним и доведения его до сведения органа, намеревающегося принять такой акт, данный акт приниматься не может. Иначе будет нарушена ст. 35.1 ТК РФ.

4. Это подтверждает текст ч. 3 ст. 35.1 ТК РФ. В ней предусмотрена обязательность рассмотрения органами государственной власти или органами местного самоуправления, принимающими акты в сфере труда, решений соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнений их сторон (заключений соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), объединений работодателей) по направленным им проектам. Обязательность учета мнения органов социального партнерства в данном случае не предусмотрена, но это не означает, что их мнение не учитывается. Профсоюзы (их объединения), объединения работодателей выражают интересы сторон трудовых отношений (работников и работодателей), согласование которых с интересами государства необходимо для проведения обоснованной социально ориентированной государственной политики, прежде всего в сфере труда.

Следует обратить внимание на неточность формулировки ч. 3 ст. 35.1 ТК РФ. В ней упоминаются профсоюзы (объединения профсоюзов), объединения работодателей в качестве сторон комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Часть 1 той же статьи указывает на необходимость их участия в формировании и реализации государственной политики в сфере труда, если не создана соответствующая комиссия. Очевидно, что профсоюзы (объединения профсоюзов), объединения работодателей должны быть поставлены в известность о готовящихся проектах актов в сфере труда и тогда, когда они являются сторонами указанных комиссий, и когда комиссия не создана.

Это интересно:  Статья 1099 ГК РФ. Общие положения

5. Статья 35.1 ТК РФ вобрала в себя с некоторыми уточнениями основные идеи и положения, содержащиеся в ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В ней предусмотрено, что проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

6. Инициатива в принятии того или иного акта в сфере труда может исходить как от государственных органов, органов местного самоуправления, так и от сторон или органов социального партнерства — профсоюзов (их объединений), объединений работодателей, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К сожалению, правом законодательной инициативы на федеральном уровне профсоюзы, объединения работодателей не обладают. В ряде субъектов РФ профсоюзы таким правом наделены.

Комментарии к СТ 35.1 ТК РФ

Статья 35.1 ТК РФ. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда

1. Комментируемая статья направлена на создание гарантий участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда.

2. Часть 1 статьи практически закрепляет право комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или (в случае их отсутствия) соответствующих профсоюзов (их объединений) и объединений работодателей на участие в разработке и (или) обсуждении трех видов правовых актов: нормативных правовых актов (в т.ч. законопроектов); программ социально-экономического развития; иных правовых актов.

С этим правом корреспондирует обязанность государственных органов (федеральных и региональных) и органов местного самоуправления обеспечить условия для его реализации.

3. Порядок участия в разработке и обсуждении указанных правовых актов в общих чертах определен ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи. Проекты соответствующих правовых актов направляются в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а при их отсутствии — профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей. Последние принимают решения, отражающие их мнение по поводу представленных проектов, замечания и предложения, и доводят их до сведения органов, разработавших соответствующие проекты.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны рассматривать и учитывать решения органов социального партнерства (или социальных партнеров).

Более детально порядок участия трехсторонних комиссий (при их отсутствии — профсоюзов и объединений работодателей) в разработке правовых актов должен быть определен федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Заключенные в последние годы отраслевые соглашения содержат соответствующие положения. Так, в Отраслевом соглашении по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 г. по 31 марта 2016 г. нашло отражение обязательство сторон принимать участие в обсуждении вопросов социально-экономического развития угольной промышленности, проблем реализации мероприятий социального блока реструктуризации угольной промышленности и принятии по ним соответствующих решений на совещаниях и других мероприятиях, проводимых в министерствах, ведомствах, учреждениях как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, администрациях шахтерских городов (поселков) (п. 2.13).

Соответствующие положения уже предусматриваются и законами субъектов Российской Федерации. Например, Закон Республики Дагестан от 15.11.2011 N 71 «О социальном партнерстве в Республике Дагестан» содержит специальную норму (ст. 14), предусматривающую направление проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики и муниципальных нормативных правовых актов в сфере труда в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и принятия по ним решений. Решения комиссий подлежат обязательному рассмотрению.

4. Процедура реализации права на участие в формировании государственной политики должна разрабатываться применительно к:

— Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК);

— региональным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений;

— территориальным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений;

— отраслевым (межотраслевым) комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений, действующим на федеральном уровне;

— отраслевым (межотраслевым) комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений, действующим на региональном уровне;

— отраслевым (межотраслевым) комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений, действующим на территориальном уровне;

— объединениям региональных профессиональных союзов, действующим на федеральном уровне;

— региональным объединениям (ассоциациям) организаций профсоюзов;

— региональным профессиональным союзам;

— территориальным организациям профсоюзов;

— общероссийским отраслевым (межотраслевым) объединениям работодателей;

— региональным объединениям работодателей;

— региональным отраслевым объединениям работодателей;

— территориальным объединениям работодателей;

— территориальным отраслевым объединениям работодателей.

С учетом того, что в соответствии со ст. 35 ТК правовое положение комиссий, созданных на региональном и территориальном уровнях, определяется законодательством субъектов РФ, федеральным законодательством могут быть предусмотрены лишь общие гарантии, обеспечивающие реализацию ими рассматриваемого права. Детальная процедура их взаимодействия с органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления должна определяться региональным законодательством. Это в полной мере относится и к профсоюзам (их объединениям) и объединениям работодателей, действующим на указанных уровнях.

5. В силу специфики законотворческой деятельности и уровня ее осуществления основным партнером палат Федерального Собрания РФ должна быть РТК. В тех случаях, когда принимаемый в сфере труда или социального развития законопроект является кодифицированным актом или затрагивает интересы работников нескольких отраслей (сфер экономической деятельности), видимо, целесообразно привлечение к его обсуждению не только РТК, но и отраслевых (межотраслевых) комиссий либо соответствующих объединений профсоюзов и работодателей.

Очевидно, взаимодействие на этом уровне должно осуществляться путем предоставления соответствующим комиссиям, профсоюзам и объединениям работодателей информации о готовящихся проектах законов и привлечения их к обсуждениям в виде парламентских слушаний, заседаний профильного комитета и т.п.

6. Правительство РФ принимает в силу указания ТК ряд нормативных правовых актов с учетом мнения РТК. С этой комиссией оно должно взаимодействовать в ходе подготовки и обсуждения программ социально-экономического развития и постановлений в сфере труда, рассматривая решения Комиссии по конкретным проектам нормативных и иных правовых актов. Что касается отраслевых (межотраслевых) комиссий (в случае их отсутствия — соответствующих объединений профсоюзов и работодателей), то они могут привлекаться к обсуждениям программ социально-экономического развития и постановлений, которые затрагивают интересы работников и работодателей соответствующей отрасли (сферы экономической деятельности).

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, rulaws.ru, trud-kodeks.ru, sttkrf.ru, www.trudkod.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector