+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 790 ГК РФ. Провозная плата

Новая редакция Ст. 790 ГК РФ

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарий к Ст. 790 ГК РФ

Отказывая в удовлетворении жалобы, суд исходил из того, что если перевозка осуществляется на принципах самоокупаемости, то есть когда перевозчик не имеет права на получение дотаций и компенсаций из областного или муниципального бюджетов, то соответственно у него не возникает обязанности обслуживать пассажиров на льготных условиях, как предусмотрено п. 13 ст. 16 Федерального закона О ветеранах». К такому выводу суд пришел, проанализировав положения ст. ст. 784, 790 ГК РФ, из которых следует, что договор перевозки пассажиров является возмездным (Определение ВС РФ от 14.05.2001 N 4-г01-7).

Правило пункта 4 статьи 790 ГК РФ носит специальный характер по отношению к правилу статьи 359 ГК РФ о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки (информационное письмо Президиума ВАС от 13.08.2004 N 81).

Другой комментарий к Ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации

Обычно размер платы исчисляется исходя из кратчайшего расстояния перевозки. В случаях, указанных в нормативных актах, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния. Например, согласно п. 2.1 Тарифного руководства N 1 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» за действительно пройденное расстояние плата взимается при перевозке негабаритных грузов.

На размер и порядок платы за перевозку могут влиять различные обстоятельства — скорость перевозки, наличие дополнительных услуг, предоставляемых перевозчиком, и т.д.

2. Поскольку перевозки транспортом общего пользования должны быть доступны всем обратившимся и осуществляться на равных условиях, тарифы на такие перевозки подлежат централизованному регулированию. Льготы определенным категориям лиц при перевозках транспортом общего пользования предоставляются только в случаях, предусмотренных законодательством. Например, законодательством предусматривается право на бесплатный проезд граждан, имеющих право на получение социальной помощи, к месту лечения и обратно (ст. 6.2 ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699)).

Тарифы на перевозки транспортом общего пользования на федеральном уровне устанавливаются органами исполнительной власти РФ, а для перевозок в местном сообщении — также органами власти субъектов Федерации. При этом субъекты Федерации не вправе снижать уровень гарантий по сравнению с предусмотренным федеральным законодательством. Так, было признано не соответствующим законодательству положение Закона г. Санкт-Петербурга «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге», что на коммерческих маршрутах не обслуживаются льготные категории пассажиров (Определение ВС РФ от 24 декабря 2002 г. N 78г01-82).

3. Помимо обязательного набора услуг, связанных с перевозкой, по просьбе грузоотправителя могут оказываться дополнительные услуги, к примеру, перевозка с сокращенными сроками доставки и т.п. При отсутствии нормативных актов, регулирующих тарифы на эти услуги, плата за их оказание определяется сторонами самостоятельно.

4. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до отправления груза, если иное не установлено соглашением сторон. При несвоевременном внесении платы перевозчик вправе приостановить исполнение встречной обязанности и задержать отправление транспортного средства (ст. 75 КВВТ, ст. 30 УЖТ). По соглашению между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем обязанность по оплате может возлагаться на грузоотправителя (ст. 30 УЖТ, ст. 163 КТМ).

При перевозке пассажиров плата за проезд вносится при приобретении билета. Дополнительные услуги оплачиваются по правилам, установленным законодательством. Плата за провоз багажа вносится при сдаче багажа к перевозке, если багаж сдается предварительно, оплачивается также хранение. Хранение после прибытия сверх установленного срока бесплатного хранения оплачивается при получении багажа.

5. Для обеспечения внесения платы за перевозку и возмещения понесенных расходов законодательство предоставляет перевозчику право удерживать груз (багаж) до полной оплаты перевозки. Перевозчик имеет право на удержание груза независимо от того, кто является собственником груза — грузоотправитель, грузополучатель или третье лицо. Не влияет на возможность удержания распределение между грузоотправителем и грузополучателем обязанностей по оплате перевозки. Законодательством могут устанавливаться виды грузов, которые не подлежат удержанию. Невозможность удержания может определяться свойствами груза, к примеру, если они могут храниться в течение нескольких часов.

Удержание применяется только для обеспечения платежей, связанных с договором перевозки груза, а не каких-либо иных обязательств грузоотправителя (грузополучателя) перед перевозчиком (п. 8 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Вестник ВАС РФ. 2004. N 10)). В случае удержания груза без достаточных оснований грузополучатель вправе требовать возмещения причиненных убытков.

6. Порядок и источники возмещения расходов, понесенных транспортными организациями в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров или грузов, определяются законами, устанавливающими соответствующие льготы, либо принятыми в соответствии с ними нормативными актами. Например, порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, определен Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. N 354 (СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1883).

В п. 5 ст. 790 предусмотрена ситуация, когда льготы предоставляются за счет транспортной организации, а затем компенсируются за счет соответствующего бюджета. Возможен и иной порядок. В настоящее время большая часть положений нормативных актов о предоставлении права на льготный или бесплатный проезд утратили силу в связи с заменой льгот в натуральной форме на денежные компенсации (ФЗ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607)).

Статья 790 ГК РФ. Провозная плата

Текущая редакция ст. 790 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией* за счет средств соответствующего бюджета. * Текст соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

Комментарий к статье 790 ГК РФ

1. Плата за перевозки, по общему правилу, определяется соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ РФ, 24 УАТиНГЭТ). Плата за перевозку вносится до приема груза к перевозке. Однако по соглашению между перевозчиком и заказчиком грузы могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок. На морском транспорте провозная плата именуется фрахтом. За груз, утраченный при его перевозке, плата (фрахт) не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. Провозная плата за не пройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившему перевозку груза.

Это интересно:  Статья 1241 ГК РФ. Переход исключительного права к другим лицам без договора

2. Тарифом считается система установленных ставок провозной платы и дополнительных сборов, а также правила их взимания. Тарифы строятся на базе себестоимости, т.е. действительных расходов транспорта.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 N 204 Федеральная служба по тарифам (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств. Тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на тарифные классы, которые обусловлены свойствами грузов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок.

Приморской перевозке груза на линиях фрахт взимается по линейным тарифам, разработанным перевозчиками или конференциями перевозчиков.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим в том числе функции по утверждению правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки.

В пассажирский тариф при воздушных перевозках включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Тарифы на перевозку грузов на железнодорожным транспорте традиционно формируются по двуставочной системе, которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции (уведомление о прибытии груза, выполнение приемо-сдаточных операций; маневровая работа). Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого объявления.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Правило п.4 комментируемой статьи носит специальный характер по отношению к правилу ст. 359 ГК РФ о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки.

5. Компенсация перевозчику расходов по предоставлению установленных законодательством льгот и преимуществ по провозной плате производится за счет средств соответствующего бюджета. Споры о взыскании образовавшихся у перевозчика в результате предоставления льгот убытков носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду. При исключении федеральным законом действующих льгот должна быть предусмотрена соразмерная компенсация, связанная с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования. Государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

6. Применимое законодательство:
— ВзК РФ;
— КВВТ РФ;
— КТМ РФ;
— УАТиНГЭТ;
— УЖТ РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 790 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 790 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 790 ГК РФ. Провозная плата (действующая редакция)

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 790 ГК РФ

1. Плата за перевозки по общему правилу определяется соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ РФ, ст. 24 УАТиНГЭТ). Плата за перевозку вносится до приема груза к перевозке. Однако по соглашению между перевозчиком и заказчиком грузы могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок. На морском транспорте провозная плата именуется фрахтом. За груз, утраченный при его перевозке, плата (фрахт) не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. Провозная плата за непройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившему перевозку груза.

2. Тарифом считается система установленных ставок провозной платы и дополнительных сборов, а также правила их взимания. Тарифы строятся на базе себестоимости, т.е. действительных расходов транспорта.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 N 204 Федеральная служба по тарифам (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств. Тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на тарифные классы, которые обусловлены свойствами грузов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок.

При морской перевозке груза на линиях фрахт взимается по линейным тарифам, разработанным перевозчиками или конференциями перевозчиков.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим в том числе функции по утверждению правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки.

В пассажирский тариф при воздушных перевозках включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Это интересно:  Статья 14.48 КоАП РФ. Представление недостоверных результатов исследований (испытаний)

Тарифы на перевозку грузов на железнодорожном транспорте традиционно формируются по двуставочной системе, которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции (уведомление о прибытии груза, выполнение приемо-сдаточных операций; маневровая работа). Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого объявления.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Правило п. 4 комментируемой статьи носит специальный характер по отношению к правилу ст. 359 ГК РФ о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки.

5. Компенсация перевозчику расходов по предоставлению установленных законодательством льгот и преимуществ по провозной плате производится за счет средств соответствующего бюджета. Споры о взыскании образовавшихся у перевозчика в результате предоставления льгот убытков носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду. При исключении федеральным законом действующих льгот должна быть предусмотрена соразмерная компенсация, связанная с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования. Государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

6. Применимое законодательство:

7. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;

— решение ВС РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115;

— решение ВС РФ от 14.06.2013 N АКПИ13-485;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81;

Статья 790 ГК РФ. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарии к ст. 790 ГК РФ

1. В статье названы два различных порядка определения провозной платы на транспорте: перевозки транспортом общего пользования оплачиваются по утвержденным тарифам (п. 2), другие перевозки — по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом и правовыми актами (п. 1). Оба положения сформулированы в общей форме и не исключают более полного регулирования по этому вопросу в других законах и правовых актах.

2. Действующее в РФ законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) предусматривает различный порядок установления провозных платежей в зависимости от вида транспорта и вида оказываемых им услуг. Согласно Закону о естественных монополиях железнодорожный транспорт является субъектом таких монополий (ст. 4 Закона) и в отношении него допускается ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст. 6 Закона). Другие виды транспорта к естественным монополиям не отнесены.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 (СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997) Правительство и федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование тарифов на перевозки грузов и погрузочно-разгрузочные работы, перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении). Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщениях, кроме железнодорожного транспорта. Такое же регулирование допускается в отношении некоторых видов автомобильных, морских, речных и воздушных перевозок.

3. С введением в действие ГК для перевозчиков общего пользования (ст. 789) в силу п. 2 ст. 790 плата за перевозку должна определяться на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Это не исключает, однако, принятия по данному вопросу иных законодательных актов, определяющих основы ценовой политики в РФ (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, устанавливающий круг ведения РФ).

4. На железнодорожном транспорте договорные тарифы могут устанавливаться соглашением сторон по просьбе клиента только на работы и услуги, не являющиеся обязанностью железных дорог.

Перечень видов работ и услуг и условия их согласования определены Временным порядком установления и применения свободных (договорных) тарифов на перевозки грузов и дополнительные услуги, выполняемые предприятиями железнодорожного транспорта, утвержденным 26 декабря 1994 г. МПС и Минэкономики РФ.

5. В п. 4 конкретизированы применительно к перевозке общие правила ст. ст. 359, 360 ГК об удержании, являющемся одним из способов обеспечения исполнения обязательств. При этом иные правила в отношении удержания, в отличие от п. 3 ст. 359 ГК, могут быть установлены законом и правовыми актами, т.е. предусматриваться в транспортных уставах и кодексах.

6. В п. 5 ст. 790 ГК допущена опечатка: вместо слова «организацией» должно быть «организации».

Статья 790. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарий к Ст. 790 ГК РФ

1. Все договоры перевозки являются возмездными. Обязанность вносить провозную плату является одной из основных обязанностей пассажира и грузоотправителя (иногда — грузополучателя). В п. 1 комментируемой статьи декларируется установление платы по соглашению сторон в качестве общего принципа. Ограничением этого права служит государственное регулирование цен, осуществляемое в предусмотренных законом случаях (п. 1 ст. 424 ГК).

Первый случай применения регулируемых цен (тарифов) предусмотрен непосредственно в п. 2 комментируемой статьи для перевозок транспортом общего пользования (см. ст. 789 ГК и комментарий к ней). Данные тарифы должны утверждаться в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом.

В действительности же УАТ, регулирующий деятельность самого массового транспорта общего пользования (наземного электрического и автомобильного, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров), о тарифах вообще не упоминает. Тарифное регулирование на данном виде транспорта осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», возлагающим на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность по введению государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

———————————
Приказ ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на услуги, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», и на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)».

Это интересно:  Статья 111 ГПК РФ. Продление процессуальных сроков

На морском и воздушном транспорте также не исключается возможность применения тарифов (ст. 181 КТМ; ст. 64 ВК), хотя эти виды транспорта не отнесены к транспорту общего пользования ни по каким перевозкам. На воздушном транспорте тарифное регулирование действительно введено Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».

2. В п. 3 комментируемой статьи установлено, что даже в тех случаях, когда в отношении перевозок грузов осуществляется тарифное регулирование, могут существовать работы и услуги, не предусмотренные тарифами. Данные работы и услуги оплачиваются по цене, установленной соглашением сторон. Для того чтобы избежать ситуации с навязыванием перевозчиком каких-либо дополнительных работ или услуг, комментируемая норма предусматривает, что эти работы и услуги выполняются исключительно по требованию грузовладельца. Действует принцип, согласно которому по соглашению сторон определяется стоимость всех услуг, прямо не названных в тарифных руководствах. Для железнодорожного транспорта в рекомендательном порядке установлен Примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (приложение к Приказу МАП России от 27 июня 2000 г. N 477). В этот Перечень вошли, например, перевозки грузов с сокращенным сроком доставки по сравнению с установленными нормативами, подача (и уборка) вагонов, контейнеров на места необщего пользования и т.д.

При перевозках пассажиров перевозчиком также оказываются услуги, стоимость которых не регулируется тарифами (например, при железнодорожной перевозке — выдача комплектов постельного белья, чая и кофе, журналов и газет). В то же время законодатель демонстрирует в отношении дополнительных услуг пассажиру иной подход, чем в отношении услуг, оказываемых грузовладельцу: в тарифном руководстве прямо указываются услуги, которые не входят в тарифы, а также услуги, которые оказываются только бесплатно (например, бронирование билетов).

3. В случаях, когда осуществляется тарифное регулирование перевозок, остро стоит вопрос о квалификации провозной платы, а именно: является ли размер этой платы договорным условием? Так, на железнодорожном транспорте плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка груза (ст. 15 УЖТ). Согласование сторонами договора этого расстояния осуществляется в форме указания на расстояние в накладной. Судебная практика считает, что, если перевозка фактически была осуществлена на более короткое расстояние, оснований для возврата излишне уплаченной провозной платы не имеется, если только это прямо не предусмотрено тарифным руководством . Таким образом, выражена позиция в пользу того, что в условиях регулируемых цен плата за провоз все же является условием, которое согласовывается сторонами в соответствии с установленными правилами.

———————————
См.: п. 24 Постановление Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

Точно так же стоит вопрос о квалификации возврата неосновательно уплаченной провозной платы: вытекает ли требование о возврате из договора или же «перебор» является неосновательным обогащением? В 1927 г. Б.Б. Черепахин настаивал на том, что возврат железной дорогой «перебора» всегда является возвратом неосновательного обогащения, поскольку в условиях жесткой таксированности железнодорожной перевозки «только та плата, которая взыскивается по тарифу, должна считаться обогащением, основанным на законе» . Однако современная судебная практика считает, что возврат излишне уплаченного по завышенным тарифам неосновательным обогащением не является . Даже в тех случаях, когда заявляется требование о возврате платы за перевозку, которая фактически не состоялась, это требование квалифицируется как требование о неисполнении перевозчиком обязательств по договору перевозки, поскольку для признания договора действующим уже не требуется совершения фактических действий по доставке груза. Неосновательного обогащения в данном случае у перевозчика нет . Практическая значимость квалификации требования о возврате излишне уплаченной провозной платы как требования, основанного на договоре, заключается в том, что в этом случае иск грузоотправителя к перевозчику расценивается как иск, связанный с осуществлением перевозок груза. Соответственно, необходимо обязательное предварительное предъявление претензии с приложением требуемых документов (п. 1 ст. 797 ГК), а исковая давность для требований грузоотправителя является сокращенной и составляет один год с момента, когда обязанность перевозчика должна считаться неисполненной (п. 3 ст. 797 ГК).

———————————
Черепахин Б.Б. Ответственность грузополучателя по требованиям из договора железнодорожной перевозки. С. 137 — 139.

См.: п. 2 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

4. В п. 4 комментируемой статьи предусмотрено право удержания (ст. 359 ГК) перевозчиком грузов и багажа в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке. Удержание в данном случае не может применяться, если оно запрещено законом или соглашением сторон. Большинство транспортных кодексов и уставов подтверждают право удержания перевозчика (ст. ст. 35, 90 УЖТ; п. 8 ст. 79 КВВТ; ст. 160 КТМ), ограничения этого права в транспортном законодательстве не предусмотрены. Поскольку по общему правилу плата за провоз груза и багажа взыскивается до начала перевозки, право удержания обеспечивает требования перевозчика к грузополучателю или получателю багажа, возникшие после окончания перевозки. Удержанием обеспечиваются только требования о взыскании провозной платы (если эта обязанность возложена на получателя) или довзыскании выявившегося недобора провозной платы, а также иных платежей, связанных с перевозкой груза или багажа. Такими платежами являются, например, платежи в возмещение затрат перевозчика на хранение несвоевременно полученного груза или багажа. Предусмотренное комментируемой статьей право удержания носит специальный характер по отношению к общегражданскому правилу об удержании (ст. 359 ГК) и «имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки» .

———————————
Пункт 8 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

Обеспечительная функция удержания груза или багажа проявляется, во-первых, в том, что до получения причитающихся ему платежей перевозчик не выдает получателю груз или багаж. Во-вторых, по истечении предусмотренного срока перевозчик получает право реализовать удерживаемый груз или багаж по договору купли-продажи (проведение процедуры открытых торгов, что предполагает ст. 360 ГК, транспортным законодательством не предусмотрено). Из вырученной суммы перевозчик удовлетворяет свои требования, а оставшаяся сумма подлежит передаче грузоотправителю либо получателю груза или багажа.

Транспортные законы по-разному решают вопрос о возможности для перевозчика взыскивать причитающиеся ему суммы после выдачи груза. На морском транспорте установлено, что после выдачи груза получателю перевозчик, не осуществивший право удержания, утрачивает право требовать суммы, не уплаченные грузополучателем . На железнодорожном транспорте, напротив, допустима ситуация, когда перерасчет может производиться и после выдачи груза (ч. 4 ст. 30 УЖТ). В этом случае перевозчик вправе предъявлять соответствующие требования по своему выбору или к грузоотправителю, или к грузополучателю .

———————————
См.: п. 3 ст. 160 КТМ РФ; п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

См.: п. 3 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Законодательством устанавливаются льготы по провозной плате (в основном в отношениях, связанных с перевозкой пассажиров и их багажа). Льготы выражаются в освобождении от провозной платы или в ее уменьшении. Любой перевозчик обязан осуществлять перевозку льготных категорий граждан по установленной для них стоимости проезда или бесплатно. Понесенные при этом перевозчиком расходы в соответствии с комментируемой нормой подлежат возмещению за счет соответствующего бюджета.

В связи с компенсацией перевозчику его расходов по льготной перевозке пассажиров и их грузов судебная практика выработала следующие подходы. Обязанность соответствующего публичного образования по возмещению расходов перевозчика обусловлена самим фактом предоставления льгот лицам, имеющим право на их получение. Финансирование по расчетным нормативам не свидетельствует об исполнении этой обязанности. Перевозчик вправе требовать от публичного образования компенсировать реально понесенные расходы по льготным перевозкам в полном объеме . Если субвенции, переданные Российской Федерацией в бюджеты субъектов Федерации для покрытия расходов по предоставлению определенных льгот, оказались недостаточными, возмещение перевозчику его расходов по данным льготам осуществляется за счет Российской Федерации .

Постановление Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 г. N 2992/09.

Статья написана по материалам сайтов: gkodeksrf.ru, ogkrf.ru, www.zakonrf.info, rulaws.ru, stgkrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector