+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 8.26 КоАП РФ. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов

1. Сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

3. Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Комментарий к Ст. 8.26 КоАП РФ

1. Введение комментируемой статьи в состав КоАП РФ обусловлено необходимостью строгого нормативно-правового регулирования порядка ведения отдельных видов использования лесов, его неукоснительного соблюдения под угрозой привлечения к административной ответственности за его нарушение в целях охраны лесных ресурсов.

Объектом составов административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие в сфере использования лесных ресурсов.

Объективную сторону первого состава административного правонарушения, предусмотренного диспозицией статьи, составляют действия по сенокошению и выпасу сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено.

Лесные сенокосы и пастбищные лесные угодья предоставляются физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования.

Незаконные пастьба скота и сенокошение имеют место в случаях их осуществления на не отведенных для сенокошения и пастьбы скота угодьях.

Самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного этой же статьей, составляют незаконный выпас животных на лесных участках, не предназначенных для этих целей, без пастуха, без привязи, а также пастьба скота в запрещенные сроки или с превышением норм выпаса — большего количества животных на отведенной площади, включенные в объективную сторону правонарушения.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются умышленной формой вины.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусматриваются составы самовольных заготовки и сбора, а также уничтожения лесной подстилки, мха и других недревесных лесных ресурсов. К недревесным лесным ресурсам относятся лишайники, покров болот и т.п.

Таким образом, ответственность установлена за осуществление не только этих видов лесопользования без приобретения на это права в установленном законом порядке, но и за уничтожение перечисленных в диспозиции нормы предметов. Уничтожение по объективной стороне может быть результатом нарушений технологии сбора мха, лишайников, чрезмерного сбора этих растений, приводящего к утрате способности их воспроизводства, вытаптывания, выжигания, насыпки грунта и т.п.

С субъективной стороны данные составы административного правонарушения могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формами вины.

3. Положениями ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность за нарушения правил сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п., размещения ульев и пасек, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ.

По своему характеру такой сбор является промысловым, когда заготовка грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, древесных соков проводится юридическими лицами — арендаторами и гражданами по согласованию с органами лесного хозяйства и охраны окружающей среды субъектов Федерации, их органами на местах и местной администрацией.

При этом юридические лица, заключившие соответствующий договор, могут привлекать для промыслового сбора и заготовки лесной продукции граждан по контрактам (договорам). Лесные участки заготовки и сбора грибов, орехов, ягод предоставляются юридическим и физическим лицам на договорных условиях. На пользователей возлагаются соответствующие обязанности по исключающей истощение лесоресурсов технологии заготовки и сбора продукции, по проведению восстановительных мероприятий, недопущению поломок и повреждения деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения полезной для леса фауны, разорения муравейников, гнезд, по соблюдению порядка и сроков сбора и заготовки плодов, ягод и т.п.

Сроки и места сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и иных видов лесной продукции устанавливаются субъектами РФ ежегодно и доводятся до общего сведения через средства массовой информации.

Размещение ульев и пасек является разновидностью использования лесов для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) и осуществляется на основании договоров, заключенных с соблюдением требований ст. ст. 38 и 39 Лесного кодекса РФ.

Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях по самовольному сбору или заготовке дикорастущих плодов, ягод, грибов и прочей продукции на участках, где это запрещено, либо в период, запрещенный для такого сбора либо неразрешенными способами или приспособлениями (например, лекарственных растений путем выкапывания их с корневой системой).

Среди признаков объективной стороны наряду со сбором и заготовкой предусматривается также и реализация собранной продукции, что свидетельствует о возможности привлечения к административной ответственности лица, осуществляющего не только сбор или заготовку лесных ресурсов, но и их реализацию.

По объективной стороне рассматриваемый состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется активными действиями, заключающимися в изъятии растений как для личных нужд, так и в промысловых целях либо в возмездной передаче собранных (заготовленных) растений третьим лицам. Предметом правонарушения являются особо охраняемые растения, на сбор и заготовку которых разрешение не выдается.

Рассматриваемые административные правонарушения могут быть совершены только с умышленной формой вины.

4. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Необходимо отметить, что в качестве дополнительной меры наказания в комментируемой статье установлена конфискация орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования, которая может применяться альтернативно.

Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов

Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов

См. комментарии к статье 8.26 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 277-ФЗ в часть 1 статьи 8.26 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных —

Это интересно:  Статья 55.27 ГрК РФ. Договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования..

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 277-ФЗ в часть 2 статьи 8.26 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 277-ФЗ в часть 3 статьи 8.26 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов

1. Сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

3. Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Комментарий к статье 8.26 КОАП РФ

1. Введение комментируемой статьи в состав КоАП РФ обусловлено необходимостью строгого нормативно-правового регулирования порядка ведения отдельных видов использования лесов, его неукоснительного соблюдения под угрозой привлечения к административной ответственности за его нарушение в целях охраны лесных ресурсов.

Объектом составов административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие в сфере использования лесных ресурсов.

Объективную сторону первого состава административного правонарушения, предусмотренного диспозицией статьи, составляют действия по сенокошению и выпасу сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено.

Лесные сенокосы и пастбищные лесные угодья предоставляются физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования.

Незаконные пастьба скота и сенокошение имеют место в случаях их осуществления на не отведенных для сенокошения и пастьбы скота угодьях.

Самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного этой же статьей, составляют незаконный выпас животных на лесных участках, не предназначенных для этих целей, без пастуха, без привязи, а также пастьба скота в запрещенные сроки или с превышением норм выпаса — большего количества животных на отведенной площади, включенные в объективную сторону правонарушения.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются умышленной формой вины.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусматриваются составы самовольных заготовки и сбора, а также уничтожения лесной подстилки, мха и других недревесных лесных ресурсов. К недревесным лесным ресурсам относятся лишайники, покров болот и т.п.

Таким образом, ответственность установлена за осуществление не только этих видов лесопользования без приобретения на это права в установленном законом порядке, но и за уничтожение перечисленных в диспозиции нормы предметов. Уничтожение по объективной стороне может быть результатом нарушений технологии сбора мха, лишайников, чрезмерного сбора этих растений, приводящего к утрате способности их воспроизводства, вытаптывания, выжигания, насыпки грунта и т.п.

С субъективной стороны данные составы административного правонарушения могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формами вины.

3. Положениями ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность за нарушения правил сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п., размещения ульев и пасек, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ.

По своему характеру такой сбор является промысловым, когда заготовка грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, древесных соков проводится юридическими лицами — арендаторами и гражданами по согласованию с органами лесного хозяйства и охраны окружающей среды субъектов Федерации, их органами на местах и местной администрацией.

При этом юридические лица, заключившие соответствующий договор, могут привлекать для промыслового сбора и заготовки лесной продукции граждан по контрактам (договорам). Лесные участки заготовки и сбора грибов, орехов, ягод предоставляются юридическим и физическим лицам на договорных условиях. На пользователей возлагаются соответствующие обязанности по исключающей истощение лесоресурсов технологии заготовки и сбора продукции, по проведению восстановительных мероприятий, недопущению поломок и повреждения деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения полезной для леса фауны, разорения муравейников, гнезд, по соблюдению порядка и сроков сбора и заготовки плодов, ягод и т.п.

Сроки и места сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и иных видов лесной продукции устанавливаются субъектами РФ ежегодно и доводятся до общего сведения через средства массовой информации.

Размещение ульев и пасек является разновидностью использования лесов для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) и осуществляется на основании договоров, заключенных с соблюдением требований ст. ст. 38 и 39 Лесного кодекса РФ.

Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях по самовольному сбору или заготовке дикорастущих плодов, ягод, грибов и прочей продукции на участках, где это запрещено, либо в период, запрещенный для такого сбора либо неразрешенными способами или приспособлениями (например, лекарственных растений путем выкапывания их с корневой системой).

Это интересно:  Статья 166 КАС РФ. Исследование вещественных доказательств

Среди признаков объективной стороны наряду со сбором и заготовкой предусматривается также и реализация собранной продукции, что свидетельствует о возможности привлечения к административной ответственности лица, осуществляющего не только сбор или заготовку лесных ресурсов, но и их реализацию.

По объективной стороне рассматриваемый состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется активными действиями, заключающимися в изъятии растений как для личных нужд, так и в промысловых целях либо в возмездной передаче собранных (заготовленных) растений третьим лицам. Предметом правонарушения являются особо охраняемые растения, на сбор и заготовку которых разрешение не выдается.

Рассматриваемые административные правонарушения могут быть совершены только с умышленной формой вины.

4. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Необходимо отметить, что в качестве дополнительной меры наказания в комментируемой статье установлена конфискация орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования, которая может применяться альтернативно.

Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов

СТ 8.26 КоАП РФ

1. Сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

3. Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Комментарий к Ст. 8.26 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при ведении отдельных видов использования лесов и охране лесных ресурсов.

2. Объективной стороной правонарушения являются сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных (ч. 1 комментируемой статьи).

Лесные сенокосы и пастбищные лесные угодья предоставляются физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования.

Незаконные пастьба скота и сенокошение имеют место в случаях их осуществления на не отведенных для сенокошения и пастьбы скота угодьях. Нарушениями являются также выпас животных на лесных участках, не предназначенных для этих целей, без пастуха, без привязи, а также пастьба скота в запрещенные сроки (например, когда не сформировался травяной покров) или с превышением норм выпаса, т.е. большего количества животных на отведенной площади.

3. Объективной стороной правонарушения являются самовольные заготовки и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов (ч. 2 комментируемой статьи), т.е. ответственность установлена за осуществление не только этих видов лесопользования без приобретения на это права в установленном законом порядке (по договору или на основании ст. 11 ЛК России, устанавливающей право граждан свободно и бесплатно заготавливать и собирать их для собственных нужд), но и за уничтожение перечисленных в диспозиции нормы предметов. Уничтожение по объективной стороне может быть результатом нарушений технологии сбора мха, лишайников и т.п., чрезмерного сбора этих растений, приводящего к утрате способности их воспроизводства, вытаптывания, выжигания, насыпки грунта и проч.

4. Объективной стороной правонарушения являются размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено (ч. 3 комментируемой статьи).

Правила сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п., размещения ульев и пасек устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

5. Субъектами правонарушения могут являться граждане, должностные лица, юридические лица.

6. Субъективная сторона правонарушения — умысел или неосторожность.

7. Протоколы о правонарушениях составляют органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах полномочий этих органов в соответствии с лесным законодательством) (ст. ст. 23.24, 23.24.1 КоАП РФ), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25 КоАП РФ), а по ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи — также мировые судьи (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ), если возникнет необходимость применения конфискации орудий совершения и предметов административного правонарушения.

Статья 8.26 КоАП РФ. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов

1. Сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

3. Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено, —

Это интересно:  Статья 86.1 Основ. Подача заявления о погашении регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре недвижимости

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Комментарии к ст. 8.26 КОАП РФ

1. Цель данной статьи — обеспечение административно-правовыми средствами порядка ведения отдельных видов использования лесов и охрана лесных ресурсов. Сфера действия норм — поведение граждан в лесах и деятельность юридических и физических лиц, занимающихся промысловым сбором и заготовкой дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п.

2. В ч. 1 данной статьи содержится формальный состав с альтернативными признаками по предмету, объективной стороне и противоправности, который сформулирован очень сложно. Сенокошение и пастьба скота относятся к такому виду использования лесов, как сельское хозяйство.

Лесные сенокосы и пастбищные лесные угодья предоставляются физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования.

Незаконные пастьба скота и сенокошение имеют место в случаях их осуществления на не отведенных для сенокошения и пастьбы скота угодьях. Нарушениями являются также выпас животных на лесных участках, не предназначенных для этих целей, без пастуха, без привязи, а также пастьба скота в запрещенные сроки (например, когда не сформировался травяной покров) или с превышением норм выпаса, т.е. большего количества животных на отведенной площади.

Субъективная сторона правонарушений по ч. 1 — умышленная вина.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает составы самовольных заготовки и сбора, а также уничтожения лесной подстилки, мха и других недревесных лесных ресурсов, например лишайников или покрова болот, т.е. ответственность установлена за осуществление не только этих видов лесопользования без приобретения на это права в установленном законом порядке (по договору или на основании ст. 11 ЛК РФ, устанавливающей право граждан свободно и бесплатно заготавливать и собирать их для собственных нужд), но и за уничтожение перечисленных в диспозиции нормы предметов. Уничтожение по объективной стороне может быть результатом нарушений технологии сбора мха, лишайников и т.п., чрезмерного сбора этих растений, приводящего к утрате способности их воспроизводства, вытаптывания, выжигания, насыпки грунта и пр.

Субъективная сторона самовольных заготовки и сбора — умышленная вина, порчи или уничтожения — умысел и неосторожность.

4. Часть 3 комментируемой статьи содержит три формальных состава с многочисленными признаками предмета и объективной стороны правонарушения.

Правила сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п., размещения ульев и пасек устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По своему характеру такой сбор является промысловым, когда заготовка грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, древесных соков и т.п. проводится юридическими лицами — арендаторами и гражданами по согласованию с органами лесного хозяйства и охраны окружающей среды субъектов Федерации, их органами на местах и местной администрацией. При этом юридические лица, заключившие соответствующий договор, могут привлекать для промыслового сбора и заготовки лесной продукции граждан по контрактам (договорам). Лесные участки заготовки и сбора грибов, орехов, ягод предоставляются юридическим и физическим лицам на договорных условиях. На пользователей возлагаются соответствующие обязанности по щадящей, т.е. исключающей истощение лесоресурсов, технологии заготовки и сбора продукции, по проведению восстановительных мероприятий, недопущению поломок и повреждения деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения полезной для леса фауны, разорения муравейников, гнезд, по соблюдению порядка и сроков сбора и заготовки плодов, ягод и т.п.

Сроки и места сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и иных видов лесной продукции устанавливаются субъектами РФ ежегодно. Об установлении этих сроков (начале и окончании сбора), а также определении участков, где таковой запрещен, должно быть в любой форме (через газеты, по радио, специальными объявлениями) доведено до общего сведения. Установленные сроки являются едиными как для заготовителей, так и для населения.

Размещение ульев и пасек как разновидность использования лесов для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) основывается на ст. ст. 38 и 9 ЛК РФ и осуществляется на договорных условиях. Нарушением является их установка в местах, где это запрещено.

5. Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях по самовольному сбору или заготовке дикорастущих плодов, ягод, грибов и прочей продукции на участках, где это запрещено, либо в период, запрещенный для такого сбора, либо неразрешенными способами или приспособлениями (например, лекарственных растений путем выкапывания их с корневой системой).

Отдельный состав в ч. 3 установлен в целях охраны особо ценных видов растительных лесных ресурсов, как пищевых, так и лекарственных. Он подразумевает полный запрет их сбора, заготовки и реализации. Статья 59 ЛК РФ запрещает осуществление деятельности, негативное воздействие которой приводит или может привести к сокращению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ, и (или) к ухудшению среды их обитания (возможно и ограничение такой деятельности).

Среди признаков объективной стороны здесь наряду со сбором и заготовкой указана также реализация. Это означает, что к административной ответственности может быть привлечено лицо, осуществляющее как все перечисленные действия, так и, например, лишь реализацию либо только заготовку лесных ресурсов.

Самовольный сбор и заготовка ягод, плодов, лекарственного сырья на плантациях, в садах, ягодниках и т.п. является хищением чужого имущества.

Формальный состав сбора, заготовки или реализации, т.е. торговли, растений, в отношении которых это запрещено (ч. 3 комментируемой статьи), по объективной стороне состоит в активных действиях, заключающихся в изъятии растений как для личных нужд, так и в промысловых целях либо в возмездной передаче собранных (заготовленных) растений третьим лицам (гражданам, заготовительным и иным организациям). В любом случае предмет правонарушения — особо охраняемые растения, на сбор и заготовку которых разрешение не выдается (за исключением научных целей).

Субъективная сторона — умысел.

6. Квалификация правонарушений по ч. 3 данной статьи осложняется в связи с совпадением признаков предмета и объективной стороны правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 8.25. Фактически в обоих случаях речь идет о нарушении правил заготовки пищевых лесных ресурсов, сборе лекарственных растений. В комментируемой статье признаки нарушения раскрываются (по месту, способу и т.п.), в ч. 3 ст. 8.25 они обозначены наиболее общим образом, т.е. как нарушение правил». Надо полагать, что незаконную заготовку и сбор указанных лесных ресурсов в случае наличия правил, определяющих места, время, объемы и способы этой деятельности, следует квалифицировать именно по ч. 3 данной статьи.

7. Следует обратить внимание, что Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 82-ФЗ усилена административная ответственность за нарушения, предусмотренные ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи: в качестве дополнительной меры наказания установлена конфискация орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования, которая может применяться альтернативно.

8. Субъекты правонарушения перечислены в санкциях данной статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах полномочий этих органов в соответствии с лесным законодательством) (ст. ст. 23.24, 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), а по ч. ч. 2 и 3 — также мировые судьи (ч. 2 ст. 23.1), если возникнет необходимость применения конфискации орудий совершения и предметов административного правонарушения.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья написана по материалам сайтов: stkoaprf.ru, base.garant.ru, www.gk-rf.ru, www.kodap.ru, rulaws.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector