+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 87 КАС РФ. Рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску

§ 1. Меры предварительной защиты по административному иску

Данный подход нашел свое законодательное закрепление в ч. 6 ст. 87 КАС: Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, указанных в административном исковом заявлении, рассматривается судом в порядке, предусмотренном настоящей статьей, отдельно от других требований и ходатайств, изложенных в административном исковом заявлении, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия административного искового заявления к производству суда».
По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению.
Данное определение может быть обжаловано путем подачи частной жалобы, что не приостанавливает его исполнение (ст. 90 КАС, ч. 7 ст. 93 АПК).
6. Отмена и замена мер предварительной защиты: основания и процессуальный порядок. Меры предварительной защиты могут быть отменены судом как по собственной инициативе, так и по заявлению лиц, участвующих в деле.
Поскольку рассмотрение вопроса об отмене или о замене мер предварительной защиты не требует такой срочности, как разрешение вопроса о принятии этих мер, заявление об отмене или о замене мер предварительной защиты рассматривается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления соответствующего заявления в суд. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению вопроса по существу.
По результатам рассмотрения данного вопроса судом выносится определение, которое может быть обжаловано путем подачи частной жалобы. В случае подачи жалобы суд приостанавливает действие определения.
По общему правилу в случае отказа в удовлетворении административного иска действие мер предварительной защиты сохраняется вплоть до вступления решения суда в законную силу. Однако суд своим определением может отменить указанные меры. Если же административный иск был удовлетворен судом, меры предварительной защиты продолжают действовать до исполнения решения суда.

Меры предварительной защиты по административному иску

Меры предварительной защиты по административному иску применяются по заявлению административного истца или прокурора. О том, что собой представляют такие меры и в каком порядке используются, читайте в настоящей статье.

Условия применения мер предварительной защиты

В соответствии со ст. 85 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) применение мер предварительной защиты (далее — МПЗ) по административному иску возможно в том случае, когда:

  • до момента вынесения судебного решения имеется очевидная опасность, что права и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц, в чью защиту подан иск, будут нарушены;
  • защита нарушенных прав указанных выше лиц без использования МПЗ будет невозможна или затруднена.

Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соразмерны требованию, которое было заявлено в исковом заявлении.

К рассматриваемым МПЗ не относится приостановка действия нормативных актов или решений, произведенная должностными лицами или муниципальными и госорганами, их принявшими (п. 3 ст. 85 КАС РФ).

Виды мер предварительной защиты

Ч. 2 ст. 85 КАС РФ предусматривает следующие меры предварительной защиты по административному иску:

  • приостановку обжалуемого решения полностью или в какой-либо части;
  • наложение запрета на осуществление конкретных действий и др.

Например, п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 к другим мерам предварительной защиты по административному иску отнесены:

  • наложение ареста на собственность ответчика, причем даже на имущество, находящееся в данный момент в пользовании у третьих лиц;
  • возложение на ответчика обязанности осуществить определенные действия или воздержаться от их производства (данная обязанность может быть возложена как на ответчика, так и на других участников процесса, а также на лиц, которые таковыми не являются);
  • приостановка взыскания, производимого по оспариваемому исполнительному документу.

Допускается возможность принятия судебным органом нескольких мер сразу.

Предмет МПЗ должен быть связан с предметом спора. В противном случае в использовании заявленных МПЗ будет отказано (например, определение Мосгорсуда от 14.11.2017 по делу № 33а-5587/2017).

Заявление (ходатайство) об использовании МПЗ

Требования к наполнению заявления об использовании мер предварительной защиты по административному иску прописаны в ст. 86 КАС РФ. Так, обязательными атрибутами документа являются:

  • наименование судебного органа, в который направляется ходатайство;
  • данные заявителя (название и юридический адрес юрлица, Ф. И. О. и место жительства физлица, контакты, в том числе адрес электронной почты, номер телефона и т. п.);
  • данные административного ответчика (подробнее о сторонах процесса читайте в нашей статье Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ);
  • предмет административного искового заявления;
  • причина, по которой заявитель просит об использовании МПЗ, а также обоснование указанной причины;
  • мера предварительной защиты по административному иску, которую заявитель просит использовать;
  • список документов, которые прикладываются к заявлению (например, доверенность, если заявление было подписано представителем административного истца).

Допускается указать приведенные выше сведения непосредственно в исковом заявлении.

Ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена государственная пошлина за подачу рассматриваемого заявления. О размерах госпошлины, применяемой при подаче искового заявления, читайте в статье Госпошлина по административному исковому заявлению.

Порядок подачи заявления о предварительной защите

Заявление об использовании МПЗ может быть подано прокурором или административным истцом (п. 1 ст. 86 КАС РФ):

  • вместе с исковым заявлением, в том числе путем указания ходатайства в самом иске;
  • или до момента окончания судебного разбирательства в суде 1 инстанции;
  • или до момента вступления судебного решения в законную силу.

Рассматриваемое заявление может быть доставлено:

  • Лично или курьером в канцелярию суда.
  • Заказным письмом с уведомлением.
  • Посредством заполнения установленной формы на сайте судебного органа. В этом случае оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. Таким же образом должно быть подписано исковое заявление, в котором содержится ходатайство об использовании МПЗ.

Подробнее о подаче в судебные органы документов в электронном виде см. в приказе судебного департамента при Верховном суде РФ от 27.12.2016 № 251.

Правила рассмотрения заявления об использовании МПЗ

Поданное заявление об использовании МПЗ подлежит единоличному рассмотрению судьей в судебных органах:

  • 1 инстанции;
  • апелляционной инстанции.

Заявление может быть оставлено без движения, если не соответствует установленным требованиям, о которых мы рассказывали ранее.

Заявление об использовании МПЗ подлежит рассмотрению не позднее чем на следующий день после его получения судом или после устранения недостатков, послуживших причиной оставления заявления без движения. Эти же сроки применяются и в том случае, когда ходатайство было заявлено в самом исковом заявлении.

Меры предварительной защиты по административному иску осуществляются на основании определения, которое выносится без присутствия участников судебного процесса и приводится в исполнение незамедлительно. Копии данного определения направляются участникам процесса также без промедления.

При отсутствии оснований для использования МПЗ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (определение Мосгорсуда от 10.11.2017 по делу № 33а-5510/2017).

Обжалование определения о применении или отмене МПЗ

На основании п. 1 ст. 90 КАС РФ определение, которым наложили или отменили МПЗ, может быть оспорено путем подачи частной жалобы. В такой жалобе на основании п. 1 ст. 299 КАС РФ надлежит указать:

  • наименование судебного органа, в который направляется частная жалоба;
  • данные лица, обратившегося с жалобой (наименование юрлица, обратившегося с жалобой, и его юридический адрес или Ф. И. О. физлица и адрес его местожительства, если жалобу подает физлицо);
  • реквизиты оспариваемого определения и его краткое содержание (МПЗ, которые были наложены или отменены);
  • основания, по которым оспариваемое определение является неправильным;
  • требование об отмене оспариваемого определения;
  • список документов, которые прикладываются к жалобе;
  • подпись лица, обратившегося с жалобой.

Подробнее о правилах составления и подачи такой жалобы читайте в статье Частная жалоба на определение суда по КАС РФ — образец.

При направлении частной жалобы на определение, которым были установлены МПЗ, действие оспариваемого судебного акта не приостанавливается. В том случае, когда обжалуется определение, отменяющее рассматриваемые меры, действие такого судебного акта приостанавливается судом (п. 2 ст. 90 КАС РФ).

Отмена и замена мер

На основании п. 1 ст. 89 КАС РФ МПЗ могут быть отменены:

  • по инициативе самого судебного органа, в чьем производстве находится дело;
  • заявлению участников административного процесса.

Изменение МПЗ производится только по заявлению участников судебного процесса (ст. 91 КАС РФ). Такое заявление, поданное участниками процесса, подлежит рассмотрению в судебном заседании в 5-дневный срок с момента его поступления в судебный орган. О времени и месте судебного заседания извещаются лица, которые участвуют в процессе, однако их отсутствие не препятствует разбирательству по данному заявлению. Судебное заседание оканчивается вынесением судебного определения, копии которого направляются участникам процесса. О правилах оспаривания данного судебного акта мы рассказывали в предыдущем разделе статьи.

В том случае, когда судебный орган отказал в отмене установленных мер, МПЗ продолжают свое действие до момента вступления в силу судебного решения по административному делу. Решение об отмене МПЗ суд может вынести как одновременно с принятием решения по делу, так и позднее. В том случае, если административное исковое заявление было удовлетворено, действие МПЗ сохраняется вплоть до того момента, когда судебное решение будет исполнено.

Таким образом, меры предварительной защиты по административному иску являются специфическим видом защиты нарушенных прав в административном судопроизводстве, которые выражаются, как правило, в приостановке оспариваемых действий или решений должностных лиц. Условиями использования рассматриваемых мер являются очевидная опасность нарушения прав лиц, в чью защиту подан административный иск, и невозможность защиты нарушенных прав в дальнейшем без использования данных мер.

Статья 87. Рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску

1. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судьей единолично в судах первой и апелляционной инстанций.

2. В случае, если заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 86 настоящего Кодекса, суд оставляет это заявление без движения на основании статьи 130 настоящего Кодекса, о чем немедленно сообщает лицу, его подавшему.

3. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня поступления заявления в суд или после устранения в заявлении выявленных судом недостатков.

4. В удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть отказано, если основания для применения таких мер отсутствуют.

5. О применении мер предварительной защиты по административному иску или об отказе в этом суд выносит определение, копии которого незамедлительно направляются лицам, участвующим в деле.

6. Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, указанных в административном исковом заявлении, рассматривается судом в порядке, предусмотренном настоящей статьей, отдельно от других требований и ходатайств, изложенных в административном исковом заявлении, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия административного искового заявления к производству суда.

Комментарий к статье 87 КАС РФ

1. См. содержание и комментарий к ст. ст. 86, 130 КАС РФ.

Другой комментарий к статье 87 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемой статьей установлен порядок рассмотрения заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску.

Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судьей единолично в судах первой и апелляционной инстанций без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня поступления заявления в суд или после устранения в заявлении выявленных судом недостатков.

Это интересно:  Статья 289 ГК РФ. Квартира как объект права собственности

Если ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску содержится в административном исковом заявлении, то оно рассматривается судом в порядке, предусмотренном настоящей статьей, отдельно от других требований и ходатайств, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия административного искового заявления к производству суда.

Суд выносит определение о применении мер предварительной защиты по административному иску или об отказе в этом, копии которого направляются лицам, участвующим в деле.

Основанием для оставления заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску без движения является несоответствие такого заявления требованиям к форме и содержанию.

Основанием для отказа в удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть отсутствие оснований для применения таких мер.

В отличие от положений комментируемой статьи ст. 141 ГПК РФ предусматривает, что заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле.

Ряд положений, аналогичных содержащимся в комментируемой статье, установлены в ст. 93 АПК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 25.09.2014 N 2182-О, положения ч. 2 ст. 90 и ч. 3 ст. 93 АПК РФ, устанавливающие, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, и в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю, а при отсутствии таких оснований в обеспечении иска может быть отказано, направлены — во взаимосвязи с другими предписаниями гл. 8 данного Кодекса — на недопущение неисполнения судебного акта и тем самым выступают правовой гарантией исполнимости судебных решений, а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы.

Тема 5. Общие правила рассмотрения дел административного судопроизводства.

1. Меры предварительной защиты по административному иску.

2. Процессуальные сроки.

3. Процессуальные документы.

4. Судебные извещения и вызовы.

5. Судебные расходы.

6. Меры процессуального принуждения.

1. Меры предварительной защиты по административному иску.

Мерами предварительной защиты по административному иску являются принятые судом запреты и (или) ограничения, соотносимые и соразмерные заявленным требованиям, необходимые для недопущения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц.

Регламентации видов мер предварительной защиты по административному иску, оснований и порядка их применения, а также процедуры отмены мер предварительной защиты по административному иску посвящена глава 7 КАС РФ.

Основная цель мер предварительной защиты по административному иску – минимизация негативных правовых последствий оспариваемого нормативного акта, действия или решения публичного органа власти. В некоторых случаях меры предварительной защиты служат также в целях исключения обстоятельств, которые могут воспрепятствовать исполнению решения суда полностью или в части. В любом случае по общему правилу меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

Согласно ч.1 ст.85 КАС РФ суд по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Мерами предварительной защиты по административному иску в соответствии ч.2 ст.85 КАС РФ являются:

приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;

запрет совершать определенные действия;

иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных ч.1 ст.85 КАС РФ, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

Иные возможные к применению меры предварительной защиты по административному иску зависят от предмета и специфики рассматриваемого административного спора. Как правило, они перечислены в главах КАС, регулирующих особенности рассмотрения соответствующей категории административных дел. Так, в силу ст.288 КАС РФ в качестве меры предварительной защиты по административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций может быть наложен арест на имущество административного ответчика в размере, не превышающем заявленных требований.

Особенности составления, подачи и рассмотрения заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску закреплены в ст.86 КАС РФ. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением или до рассмотрения административного дела по существу, а также до вступления решения в законную силу. Таким образом, применение мер предварительной защиты может быть осуществлено на любой стадии административного судопроизводства до вступления решения суда в законную силу. Соответствующее заявление может являться самостоятельным документом, прилагаемым к административному исковому заявлению. Кроме того, ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть изложено непосредственно в тексте административного искового заявления. В этом случае подача отдельного заявления не требуется. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску в соответствии со ст.87 КАС РФ рассматривается судьей единолично в судах первой и апелляционной инстанций. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня поступления заявления в суд.

В случае, если заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску не соответствует требованиям, предусмотренным ст.86 КАС РФ, суд оставляет это заявление без движения на основании ст.130 КАС РФ, о чем немедленно сообщает лицу, его подавшему.

О применении мер предварительной защиты по административному иску или об отказе в этом суд выносит определение, копии которого незамедлительно направляются лицам, участвующим в деле. Данное определение на основании ч.1 ст.88 КАС РФ приводится в исполнение немедленно.

Вместе с тем, согласно ст.90 КАС РФ на определение суда о применении или об отмене мер предварительной защиты по административному иску может быть подана частная жалоба. При этом, в случае подачи частной жалобы на определение суда о применении мер предварительной защиты по административному иску суд не приостанавливает исполнение этого определения. В случае подачи частной жалобы на определение суда об отмене мер предварительной защиты по административному иску суд приостанавливает исполнение этого определения.

Статья 89 КАС РФ устанавливает порядок отмены мер предварительной защиты по административному иску. Примененные меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом:

по заявлению лиц, участвующих в деле;

по собственной инициативе.

В случае если лица, участвующие в деле, заявят об отмене мер предварительной защиты по административному иску, такое заявление подлежит разрешению в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в суд. Неявка надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению указанного заявления. При отказе в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по административному иску сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.

Положения ст.91 КАС РФ предусматривают возможность замены мер предварительной защиты по административному иску по заявлению лица, участвующего в деле. Замена одних мер предварительной защиты по административному иску другими происходит, когда ранее установленная мера предварительной защиты по административному иску не защищает прав административного истца и не может гарантировать исполнение решения в полном объеме или в той или иной части; либо когда эта мера неоправданно ущемляет права административного ответчика или ему могут быть причинены убытки, которых можно избежать, допускается замена одной меры предварительной защиты по административному иску другой.

Процессуальные сроки.

Процессуальные сроки являются разновидностью правовых сроков.

Правовые сроки – это отрезки времени, устанавливаемые нормативными актами в целях обеспечения стабилизации, упорядочивания и динамизма общественных отношений.

В качестве особенностей, характерных только для процессуальных сроков, можно выделить то, что они:

обеспечивают динамизм процессуальной деятельности;

упорядочивают процессуальную деятельность;

гарантируют достижение юридического результата;

регулируют процессуальные правоотношения.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает большое количество разнообразных процессуальных сроков, основные виды которых представлены в ст. 92 КАС РФ. Так, из положений указанной статьи следует, что процессуальные сроки административного судопроизводства дифференцируются по способу установления; по способу определения и по способу исчисления.

По способу установленияразличаются процессуальные сроки, определенные законом, и сроки, назначаемые судом (судьей). Первые, законные, закреплены в КАС РФ. Они устанавливаются как для суда, так и для участников судебного процесса.

Сроки, назначаемые судом (судьей), устанавливаются в случаях отсутствия законодательно определенных временных пределов процессуальных действий. В большинстве случаев судебные сроки предназначены для лиц, участвующих в деле. В качестве примера судебных сроков можно привести срок истребования доказательства (ч.2 ст. 63 КАС РФ); срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза, и соответствующее заключение должно быть представлено в суд (ч.4 ст. 49 КАС РФ); срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения (ч.1 ст. 130 КАС РФ); срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления (п. 1 ч. 3 ст.135 КАС РФ) и т.д.

По способу определения законодатель выделяет процессуальные сроки, определяемые:

датой. Например, в ч. 3 ст. 120 КАС РФ указано, что «в определении суда о приводе кроме сведений, предусмотренных ч.4 ст. 117 настоящего Кодекса, указываются дата, время и место, куда лицо должно быть доставлено, а также какому территориальному органу по обеспечению порядка деятельности судов и исполнению актов поручается осуществление привода». Часть 6. ст. 152 КАС РФ гласит, что «в случае отложения судебного разбирательства административного дела назначаются дата и время нового судебного заседания с учетом срока, необходимого для вызова участников судебного разбирательства или истребования доказательств»;

указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. В качестве примера можно привести ч. 1 ст. 190 КАС РФ, которая закрепляет обязанность суда приостановить производство по административному делу до наступления определенных в п.п. 1-6 событий: до определения правопреемника; до определения законного представителя; до прекращения участия в этих мероприятиях; до вступления в законную силу соответствующего судебного акта; до истечения установленного судом срока для примирения сторон;

периодом. Например, в ч. 3 ст. 66 КАС РФ установлено, что «определение о судебном поручении обязательно для суда, которому дано поручение, и должно быть выполнено им в течение одного месяца со дня получения копии определения». При этом процессуальное действие может быть совершено в течение всего указанного периода.

По способу исчисления процессуальные сроки административного судопроизводства согласно положениям ч.ч. 3-5 ст. 92 КАС РФ, дифференцируются на сроки, течение которых исчисляется годами, месяцами, днями, часами и минутами.

Отметим, что минутами исчисляются сроки, для которых в тексте правовых норм используются понятия «немедленно», «незамедлительно»[12]. В качестве примера можно привести ч. 5 ст. 87 КАС РФ, где указано, что «о применении мер предварительной защиты по административному иску или об отказе в этом суд выносит определение, копии которого незамедлительно направляются лицам, участвующим в деле», или ч.1 ст. 88 КАС РФ о том, что «определение суда о применении мер предварительной защиты по административному иску приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов».

Процессуальные документы.

Процессуальные документы являются одним из видов юридических документов. Следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «процессуальный документ». Отсутствует данное определение и в теории процессуального права, призванной создавать единообразный понятийный аппарат, соответствующий философской категории «общее».

Это интересно:  Статья 110 КАС РФ. Выплата денежных сумм, причитающихся свидетелям и переводчикам

Изучение специальной юридической и учебной литературы также показало, что вопросы процессуальных документов в отраслевых процессуальных науках относятся к категории малоизученных. Отдельные аспекты данной проблематики в своих работах рассматривали М.И. Бажанов, А.С. Бахта, В. В. Вандышев, В.М. Горшенев, В.В. Лазарев, П.А. Лупинская, Н.Г. Муратова, С.Б. Россинский, В.Т. Томин, С.П. Щерба и др. Вместе с тем понятие процессуальных документов, их специфические особенности, структура исследованы недостаточно полно и часто трактуются неоднозначно.

Так, по мнению В.В. Вандышева «уголовно-процессуальный документ — письменный акт, в котором зафиксированы (закреплены) соответствующие действия всех участников уголовного судопроизводства и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс»[13].

На наш взгляд, предложенное определение не раскрывает всей сущности процессуального документа и не дает полного представления о нем, поскольку по своему содержанию близко к общему пониманию документа, представленному в толковых словарях. Для сравнения приведем определение документа, изложенное в словаре русского языка С.И. Ожегова: «Документ – письменное свидетельство о чем-нибудь»[14].

Существуют и другие, более усложненные определения. Например, С. П. Щерба счи­тает, что уголовно-процессуальный документ – это «письменный документ, составленный на основании уголовно-процессуального закона управомоченным на то субъектом в связи с вы­полнением процессуальных действий или принятием решений, в кото­ром зафиксированы информация о ходе и результатах деятельности уча­стников уголовного процесса, содержание и форма решения, принятого по делу[15].

Думается, что данное определение является более приемлемым, поскольку в нем отражены такие сущностные черты процессуальных документов, как:

1) составление процессуальных документов на основании и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом;

2) составление процессуальных документов управомоченным на то субъектом.

Безупречное, с нашей точки зрения, определение дано в работе С.Б. Россинского: «уголовно-процессуальные документы – это предусмотренные УПК РФ документы участников уголовного судопроизводства, которые составляются ими по конкретному уголовному делу и в установленном законом порядке»[16].

Несмотря на лаконичность предложенной дефиниции, в ней нашли отражение основные отличительные признаки процессуального документа, которые, по мнению ученого, заключаются в следующем:

1. Уголовно-процессуальный документ должен быть прямо предусмотрен УПК РФ. При этом одни документы подлежат строгой законодательной регламентации, включающей их форму и содержание (например, приговор суда, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, кассационная жалоба и пр.). Другие не обладают такой степенью формализации и составляются в более свободной форме (например, постановление суда по жалобе на решение следователя, письменное заявление о возбуждении уголовного дела, ходатайство защитника и т.д.).

2. Составление уголовно-процессуального документа допускается только в установленном законом процессуальном порядке. Такой порядок может включать процедуру и сроки составления документа, обязанность ознакомления заинтересованных лиц с его содержанием, направления копий документа и т.д. Например, протокол задержания подозреваемого должен быть составлен в 3-х часовой срок с момента доставления лица в соответствующий орган, а о задержании уведомляются прокурор, близкие родственники, при необходимости – иные заинтересованные лица (ст. 92, 96 УПК РФ).

3. Возможностью составления уголовно-процессуального документа обладают только участники уголовного судопроизводства. При этом законодатель четко определяет, какие именно участники и в каких и именно случаях имеют право составлять те или иные процессуальные документы. Например, правом внесения кассационного представления обладает только прокурор, в случае несогласия с приговором или иным судебным решение, правом составления обвинительного акта – только дознаватель, окончивший предварительное расследование в форме дознания.

4. Уголовно-процессуальные документы могут составляться только в процессе производства по конкретному уголовному делу. При этом не будут являться уголовно-процессуальными те документы, которые были составлены в ходе расследования или судебного разбирательства других уголовных дел. Например, приобщенная к материалам дела в отношении ранее судимого лица копия прежнего приговора не является уголовно-процессуальным документом. Данный документ по уголовному делу будет иметь значение «иного» документа, предусмотренного статьей УПК РФ[17].

Думается, что приведенные определения С.П. Щербы и С.Б. Россинского заслуживают признания и использования в научном обороте. Научно-теоретическая ценность сконструированных учеными определений понятия процессуального документа заключается в том, что они создают предпосылки для определения понятия процессуальных документов в других отраслевых процессуальных науках.

Основываясь на указанных учеными сущностных признаках уголовно-процессуальных документов, можно предпринять попытку дать определение процессуальных документов административного судопроизводства: «Процессуальные документы административного судопроизводства – это предусмотренные КАС РФ документы суда, лиц, участвующих в деле, а также других участников процесса, которые составляются ими по конкретному административному делу в установленном законом порядке».

В литературе неоднократно обращалось внимание на юридическое значение процессуальных документов. В частности, указывалось, что без предусмотренных законом процессуальных документов нет уголовного дела, а, следовательно, нет его сущности[18], что закрепление деятельности государственных органов и должностных лиц в процессуальных документах позволяет: 1) осуществлять проверку законности и обоснованности деятельности государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство, и законности, обоснованности, мотивированности и справедливости принимаемых ими решений; 2) обеспечивать надлежащую охрану прав, свобод и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве; 3) формировать единообразие уголовно-процессуальной деятельности и правоотношений на всей территории Российского государства[19].

Осуществление процессуальными документами указанной роли возможно, по мнению ученых, только в случае строгого соблюдения правоприменителем предъявляемых к ним требований, таких как:

1. Законность составления. Любой процессуальный документ должен соответствовать требованиям закона как по наименованию и форме, так и по содержанию: он должен составляться уполномоченным на то лицом при наличии предусмотренных законом оснований и в соответствии с установленными правилами. Если в законе закреплены обязательные реквизиты документов, они должны быть полностью соблюдены, со ссылкой на процессуальные нормы, предусматривающие составление такого документа.

2. Объективность и достоверность. Процессуальный документ должен соответствовать по своему содержанию фактическим обстоятельствам, установленным по делу, основываться на достоверных данных, имеющих отношение к разрешаемому вопросу, а формулируемые в нем выводы – соответствовать собранным доказательствам и не противоречить друг другу.

3. Логичность документа. Излагаемые в процессуальных документах суждения, выводы, утверждения должны соответствовать основным законам формальной логики. Все суждения должны быть доказанными, а выводы – мотивированными и логически состоятельными.

4. Юридическая безупречность и ясность. Процессуальный документ должен быть исполнен юридически грамотно и безупречно, каждый вывод или суждение – соответствовать действующему закону и основываться на современном уровне правовых познаний[20].

На наш взгляд, представление о процессуальных сроках будет неполным без их функциональной характеристики. По мнению В.М. Горшенева, процессуальные документы выполняют фиксационную, информационную и динамическую функции.

Определяющей функцией процессуальных документов является фиксационная, поскольку процессуальные документы предназначены для закрепления, объективизации полученных в ходе совершения процессуальных действий результатов на любом отрезке процессуального производства[21].

С фиксационной функцией процессуальных документов тесно связана информационная функция. В какой-то степени ее можно рассматривать как составной элемент фиксационной функции, однако у нее есть своя ярко выра­женная специфическая особенность, а именно информационная емкость. В документалистике под информационной емкостью понимается то реальное количество информации, которое содержится в документе.[22] Процессуальное законодательство, детально регламентируя содержание процессуальных документов, в известной мере, определяет объем и характер сведений, которые должны быть в них зафиксированы. Так, например, в КАС РФ достаточно четко сформулированы нормы о содержании таких процессуальных документов, как протокол судебного заседания, протокол отдельного процессуального действия, определение, решение суда, административное исковое заявление, жалобы, судебные повестки, судебные извещения и т.д.

Вместе с тем, к ряду процессуальных документов (например, к обязательству о явке, ходатайству, письменным свидетельским показаниям, письменным объяснениям лиц, участвующих в деле) процессуальный закон таких требований не предъявляет.

Следующей функцией процессуальных документов является динамическая функция. «Процессуальные документы осуществляют динамическую функцию, поскольку правоприменительные акты всегда выступают в качестве своеобразных юридических фактов, обусловливающих возникновение, изменение и прекращение определенных процессуальных правоотношений. Конкретно динамическая функция развивается по двум направлениям: обеспечение непрерывности процесса разбирательства юридического дела и осуществление поднормативного регулирования. Первое связано со способностью процессуальных документов выступать в роли особых юридических фактов в юридическом составе. Сущность второго заключается в том, что оно осуществляется на основе норм права, дополнительно упорядочивает общественные отношения в пределах и формах, предусмотренных правом, и по своему характеру не может ему противоречить»[23].

Указанные функции процессуальных документов, имея свое содержание, одновременно находятся в органическом единстве друг с другом, позволяя тем самым говорить о полифункциональности исследуемой правовой категории.

Подводя итог выше изложенного, можно сделать вывод о том, что процессуальный документ играет доминирующую роль в развитии любого вида судопроизводства и осуществлении правосудия, служит средством реализации участниками процесса своих прав и законных интересов, явля­ется одной из гарантий их защиты по юридическому делу. В целом процессуальные документы являются надежным и достовер­ным средством фиксации соблюдения процессуальной формы и выполне­ния требований закона при производстве по юридическому делу.

Вопросы судебной практики применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Частью 4 статьи 205 КАС РФ предусмотрено, что если проводится стенографическая запись, а также аудио- и (или) видеопротоколирование судебного заседания, в протоколе судебного заседания должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1 — 5, 7 — 9, 12, 18 и 19 части 3 настоящей статьи.

То есть методом исключения следует, что в таком протоколе могут не указываться:

— сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам их процессуальных прав и обязанностей (п. 6);

— соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела и заявленным требованиям и возражениям (п.10);

— показания свидетелей, разъяснения экспертами своих заключений (п.11);

— сведения об оглашении письменных доказательств, данные осмотра вещественных доказательств, прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей (п.13);

— содержание заключений прокурора, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (п.14);

— содержание судебных прений (п.15);

— сведения об оглашении и о разъяснении содержания решения суда и определений суда, о разъяснении порядка и срока их обжалования (п.16);

— сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям прав на ознакомление с протоколом и подачу на него замечаний (п.17).

Согласно пункту 18 части 3 статьи 205 КАС РФ в протоколе судебного заседания указывается отметка об использовании в ходе судебного заседания аудиопротоколирования.

Поскольку аудиопротоколирование, как следует из содержания статьи 204 КАС РФ (протокол судебного заседания) и части 4 статьи 205 КАС РФ (содержание протокола), является составной частью протокола судебного заседания, то в случае, если в письменном протоколе судебного заседания не будут отражены сведения, которые в силу части 4 статьи 205 КАС РФ можно не указывать в протоколе при ведении аудиозаписи, отсутствие аудиозаписи будет являться существенным нарушением норм процессуального права, что в силу пункта 6 части 1 статьи 310 КАС РФ (отсутствие в деле протокола судебного заседания), является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

В КАС РФ содержится глава 33. «Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства», особенностью которого является рассмотрение административного дела без проведения устного разбирательства, при котором протокол судебного заседания не ведется.

В соответствии с частью 1 статьи 140 КАС РФ судебное разбирательство административного дела происходит устно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

В части 2 этой же статьи указано, что в случаях, установленных настоящим Кодексом, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 204 аудиопротоколирование ведется и составляется протокол в письменной форме в ходе каждого судебного заседания.

Поскольку при рассмотрении дела в упрощенном порядке судебное заседание не проводится, то соответственно не требуется составление протокола и аудиопротоколирование.

Случаи, когда административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства перечислены в статье 291 КАС РФ, при этом перечень случаев не исчерпывающий.

Это интересно:  Статья 152 АПК РФ. Срок рассмотрения дела и принятия решения

Пункт 4 данной статьи предусматривает такую возможность в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 7 статьи 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Анализ положений КАС РФ позволяет сделать вывод, что при рассмотрении дела в упрощенном порядке при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле не требуется ведение протокола судебного заседания в письменном виде, соответственно не ведется и аудиопротоколирование.

Вопрос о том, как следует поступить в случае, если административный ответчик возражает против рассмотрения дела в упрощенном порядке по искам о взыскании обязательных платежей и санкций, по которым сумма взыскания не превышает 20 тысяч рублей.

Предполагается, что возражая против рассмотрения дела в упрощенном порядке, ответчик намерен явиться в суд и воспользоваться процессуальными правами (дать объяснения, заявить ходатайства и т.д.), а если он, возражая против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, в суд не является, то часть 7 статьи 150 КАС РФ предоставляет суду право рассмотреть дело в упрощенном порядке, если не имеется иных оснований для рассмотрения дела в общем порядке. При этом административный ответчик вправе представить письменные возражения, которые в соответствии с частью 1 статьи 292 КАС РФ исследуются судом при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

На вопрос о том, как поступить суду, в случае установления при проведении подготовки по делу (для случаев упрощенного производства) оснований для передачи дела по подсудности.

Необходимо руководствоваться статьей 27 КАС РФ. И с учетом того, что о передаче административного дела в другой суд выносится определение суда, необходимо назначить рассмотрение дела в порядке упрощенного производства (либо если имеются основания для проведения судебного заседания — по общим правилам) и вынести определение, которое подлежит обжалованию.

Вопрос о рассмотрении в упрощенном порядке административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, поданного с пропуском установленного законом шестимесячного срока.

Учитывая положения части 2 статьи 286 КАС РФ о том, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, и выяснение вопроса о причинах пропуска такого срока является обязательным, независимо от ходатайства административного ответчика, вопрос о сроке необходимо ставить на обсуждение в обязательном порядке, при этом стороны не лишены возможности представить по этому вопросу письменные объяснения и возражения, следовательно, в этом случае необходимо переходить к рассмотрению дела в общем порядке.

Необходимо также отметить, что положения статьи 291 КАС РФ, не обязывают суд рассматривать дела в порядке упрощенного производства, а лишь предоставляют возможность рассмотрения дела в таком порядке, что не означает запрета на переход к рассмотрению дела в общем порядке.

Вопрос о возможности прекращения производства по административному делу, рассмотрение которого назначено в порядке упрощенного производства, при наличии отказа административного истца от иска: при отказе административного истца от административного иска, необходимо руководствоваться положениями статьи 157 КАС РФ, согласно части 1 которой изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному материалу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. То есть, дело необходимо рассматривать в общем порядке с ведением протокола судебного заседания.

На это указывает также часть 2 статьи 157 КАС РФ, согласно которой при допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон (ч.2 ст. 157 КАС РФ).

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 КАС РФ и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.

При этом статьей 294 КАС РФ предусмотрен специальный срок обжалования решения принятого в таком порядке — в апелляционном порядке оно обжалуется в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Если суд выполнил обязанность по направлению копии решения, то в случае неполучения адресатом заказного письма необходимо исходить из той даты, когда копия решения возвращена в суд (по почтовому штемпелю) и от нее исчислять срок вступления решения суда в законную силу.

Вопрос об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок в таком решении необходимо разрешать в судебном заседании в соответствии со статьей 184 КАС РФ. Неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению и разрешению этого вопроса. При этом общее правило части 7 статьи 150 КАС РФ о рассмотрении дела в упрощенном порядке в случае неявки сторон в этом случае также действует.

Вопрос о том, в какой форме должен осуществляться возврат жалобы, поданной по истечении процессуального срока для ее подачи.

Согласно части 2 статьи 94 КАС РФ поданные по истечении процессуального срока жалобы и представленные документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы или представлены.

В силу пункта 3 части 1 статьи 301 КАС РФ апелляционная жалоба возвращается лицу ее подавшему, если истек срок на апелляционное обжалование и в апелляционных жалобе, представлении отсутствует просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано.

При этом в части 3 названной статьи указано, что возвращение апелляционной жалобы лицу, подавшему жалобу, апелляционного представления прокурору осуществляется на основании определения судьи. На определение судьи о возвращении апелляционных жалобы, представления могут быть поданы частная жалоба, представление прокурора.

Вопрос о применении части 2 статьи 141 КАС РФ, согласно которой по сложным административным делам срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц (ч.2), — в какой форме должно быть выражено обращение к председателю суда и решение председателя о продлении такого срока?

По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм, возможно руководствоваться разъяснением, данным в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»:

в соответствии с частью 3 статьи 152 ГПК РФ по сложным делам судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы сроков, установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения и разрешения дел, о чем составляется мотивированное определение с конкретным указанием срока проведения предварительного судебного заседания.

Таким образом, продлеваться срок должен на основании мотивированного определения председателя суда; форма обращения к председателю — представление, в котором должны быть приведены обоснования необходимости продления срока.

Вопрос о применении статьи 85 КАС РФ «Применение мер предварительной защиты по административному иску»: возможно ли применение в качестве меры предварительной защиты приостановление исполнительного производства в целом.

Ответ содержится в пунктах 13, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

Приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры (часть 1 статьи 140 ГПК РФ, статья 223 КАС РФ и часть 3 статьи 199 АПК РФ) осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными главой 7 КАС РФ или главой 8 АПК РФ. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд (статья 141 ГПК РФ, часть 3 статьи 87 КАС РФ, часть 1.1 статьи 93 АПК РФ) (п.13).

При рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд вправе в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (пункт 4 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве). Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, неявка которых не препятствует разрешению указанного заявления (часть 1 статьи 440 ГПК РФ, часть 2 статьи 358, часть 3 статьи 359 КАС РФ, часть 2 статьи 324, часть 3 статьи 327 АПК РФ) (п. 14)

Вопрос: допускается ли применение мер предварительной защиты в случае оспаривания бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Основания применения мер предварительной защиты по административному иску изложены в статье 85 КАС РФ:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

При этом в статье 223 главы 22 КАС РФ об особенностях рассмотрения дел по административному иску о признании незаконными решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями указано, что по административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Применение мер предварительной защиты в случае обжалования бездействия не предусмотрено.

Вопрос о возможности продления сроков для устранения недостатков административного искового заявления.

В отличие от Гражданского процессуального кодекса РФ (статья 111. Продление процессуальных сроков) КАС РФ не содержит прямой нормы о том, что назначенные судом процессуальные сроки могут быть продлены судом.

Согласно части 4 статьи 2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

В силу статьи 92 КАС РФ об исчислении процессуальных сроков в случае, если процессуальные сроки не установлены настоящим Кодексом, они назначаются судом. Суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности.

С учетом изложенного, продление процессуальных сроков по КАС РФ возможно.

С учетом выработанной судебной практики возможно применение следующей процедуры. Продление процессуальных сроков производится судом. С заявлением о продлении сроков могут обратиться как участники процесса, так и иные лица, которые обязаны совершить определенные процессуальные действия в установленный срок. Заявление должно быть подано в суд до истечения назначенного судом срока. Заявление о продлении срока рассматривается судом без проведения судебного заседания. Заявление подлежит удовлетворению, если лицо, ходатайствующее о продлении срока, представит суду доказательства, что процессуальные действия не могут быть выполнены в установленный судом срок по уважительным причинам. В качестве таких причин могут выступать: нахождение лица в командировке, на больничном, несвоевременное получение копии судебного акта, вынесенного в отсутствие заинтересованного лица, и другие.

Если суд выносит определение о продлении процессуального срока, то в определении должен быть указан конкретный временной период, исчисляемый днями, месяцами, на который продляется этот процессуальный срок. Определение о продлении процессуальных сроков или об отказе в продлении сроков обжалованию отдельно от решения суда не подлежит.
Настоящий обзор применения положений КАС РФ направляются в суды для исключения ошибок и в целях формирования единства судебной практики.

Статья написана по материалам сайтов: kommentarii.org, rusjurist.ru, rukasrf.ru, infopedia.su, filling-form.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector